Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ ПУТЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ 10
1.1 Сущность проектной деятельности 10
1.2 Понятие универсальных учебных действий и их виды 20
1.3. Понятие коммуникативных учебных действий: анализ
психолого-педагогической и лингвистической литературы 23
Выводы по первой главе 37
Глава 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ 5-ГО КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1 Описание процедуры исследования и результатов диагностики
исходного уровня развития коммуникативных УУД 39
2.2 Описание формирующего этапа эксперимента 58
2.3. Оценка эффективности развития у школьников коммуникативных
УУД в процессе проектной деятельности 84
Выводы по второй главе 91
Заключение 93
Список литературы 96
Приложение 1 101
Приложение 2 103
Время скоротечно меняется, процесс глобализации проходит быстрее и людям все чаще приходится взаимодействовать, будь то реальное общение или виртуальное. Огромное количество способов коммуникации в современном мире, к сожалению, не является показателем улучшения речи. Язык стремится к простоте, и это естественный процесс, однако, должен ли он быть таким простым? Не приведет ли эта простота к скудности речи, а после к скудности ума? Язык возник, как естественная потребность человека и является инструментом, выражающим наши мысли. Язык - это инструмент, при помощи которого человек может эффективно взаимодействовать с представителями своего вида. От уровня владения речью зависит многое: от умения включиться в беседу, поняв точку зрения собеседника, до уверенности в себе. Речь начинает формироваться в детстве и развивается вместе с человеком всю жизнь. По лексикону и оборотам речи, манере говорить, можно определить социальный статус человека, его профессию, мировоззрение, характер, уровень интеллекта. Как часто мы наблюдаем в школе желание ребенка высказаться. У ученика есть мысль, но воспроизвести, воплотить ее в речи, к сожалению, он не способен или высказывание его непонятно, а подчас не соответствует его мысли. Со временем постоянная невозможность высказывания собственных мыслей или непонимание общества ведет к потере желания высказываться, а иногда даже потере желания думать. Мыслительные процессы останавливаются в связи с непониманием их пользы: «Для чего формировать мысль, если она не до чьего ума и сердца не дойдет?».
Способность к коммуникации одна из первых, которую осваивает человек. В младенчестве он обменивается информацией при помощи эмоций и звуков, после тактильный обмен, далее формируется речь. Без речи - нет возможности учиться. Ребенок постигает мир через вопросы и ответы, чтение. Родители, окружение, книги формируют «речевой портрет» личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия занимают лидирующую позицию среди навыков, необходимых школьникам. Поэтому мы направили свое внимание именно на формирование этих навыков путем применения проектной деятельности. Исследование проведено в русле инновационных методов преподавания, этим обусловливается его актуальность для современной методической науки.
Актуальность подтверждается и тем, что данная тема нашла отражение в основных действующих нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как Закон «Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Модель «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики», а также в требованиях Федерального образовательного стандарта. В соответствии с ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.
Универсальные коммуникативные действия (далее УУД) позволяют учащемуся овладеть социальной компетентностью и сознательно ориентироваться на позиции других людей (в первую очередь партнера по общению или взаимодействию), умение слушать и вовремя вступать в диалог, участвовать в обсуждение проблемы коллективом, становиться частью группы сверстников и организовывать эффективное сотрудничество.
Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка должно предполагать освоение первичных понятий о многообразии и единстве культурного, а также языкового пространства Российской Федерации. Не менее важным является формирование понятия о русском языке как основе национального сознания и самосознания, понимание учащимися того факта, что именно русский язык есть явление национальной русской культуры, а также, несомненно, основной инструмент общения между людьми и осознание важности значения языка, являющимся государственным языком РФ, языка, служащим инструментом межнационального общения, а также других универсальных учебных действий.
Степень разработанности проблемы. Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных работах Амонашвили Ш.А., Асмолова А.Г., Балашовой А.И., Коломинского Я.Л., Воровщикова С.Г., Гришкевич И.Е., Мудрика А.В., Ефросининой Л.А., Жирковой В.С., Клубович О.В., Цукерман Г.А., Кухтинской И.В., Леоновой Е.В., Бурменской Г.В., Локтионовой И.Ю., Осмаловой И.В., Дубровиной И.В., Окуневой Н.Ф., Осмоловской И.М., Корнева А.Н., Поливановой К.Н., Савенко А.И., Шакиной Г.В., Каналя М., Суэна М, Савиньен С., Бахмана Л., Ван Эка. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
В настоящее время возникает противоречие между необходимостью формировать коммуникативные универсальные учебные действия путем проектной деятельности в процессе обучения на уроках русского языка и недостаточной методической оснащенностью этого вопроса. Сформулированное противоречие определило тему исследования: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-х классов средствами проектной деятельности на уроках русского языка».
Проблема исследования заключается в решении вопроса: «Каковы условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий средствами проектной деятельности учащихся 5 классов на уроках русского языка?»
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-х классов на уроках русского языка средствами проектной деятельности.
Объект исследования - формирование коммуникативных универсальных учебных действий путем проектной деятельности учащихся 5 классов на уроках русского языка.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий средствами проектной деятельности учащихся 5 классов на уроках русского языка.
Гипотеза исследования. Процесс формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся будет эффективным при следующих педагогических условиях, если:
- будут выявлены основные закономерности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-х классов;
- будет разработана и экспериментально апробирована система проектов, способствующая формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-х классов в процессе обучения русскому языку.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий в целом и применения проектной деятельности на уроках русского языка, в частности.
2. Выявить педагогические условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий средствами проектной деятельности учащихся 5 классов.
3. Разработать и экспериментально проверить систему проектов, способствующую формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5 классов на уроках русского языка.
Теоретические основы исследования:
- анализ психолого-педагогической, лингвистической и методическойлитературы по теме исследования; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), педагогическая диагностика: комплексная методика выявления уровня сформированности коммуникативных действий учащихся - Г.А. Цукерман; модифицированная методика оценки коммуникативных универсальных учебных действий школьников - Ж.Пиаже; методика выявления уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи Р. Овчаровой; методика коммуникативно-речевого развития учащихся И.А.Гальперина, Я.А.Микк .
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментального исследования.
- концептуальные положения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова о развития универсальных учебных действий на основе системно деятельностного подхода.
- теоретические положения М.М. Бахтина, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева о коммуникативной компетентности личности; - идеи ученых А.Б. Воронцова, В.М. Заславского, С.В Егоркиной о возможности использования проектных задач.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
- теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
- анкетирование, тестирование, беседы, статистический опрос;
- диагностические - педагогическая диагностика;- статистическая обработка данных.
Хотя исследований в данной области очень много, наша работа отличается научной новизной, поскольку исследование проводилось в рамках современных инновационных технологий преподавания русского языка с применением проектной деятельности, в ходе которого была доказана возможность управления развитием коммуникативных универсальных учебных действий.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании влияния проектной деятельности на формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-х классов на уроках русского языка.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанной и апробированной системы групповых проектов, формирующей коммуникативные УУД учащихся 5 классов на уроках русского языка в образовательном процессе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования.
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается выбором комплекса взаимосвязанных методов исследования, использованием методов статистической обработки информации.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования докладывались на региональной научно-практической конференции студентов и школьников, посвященная Дню славянской письменности и культуры «Русский язык и славянский мир» (Казань, КФУ, 2016,2017 гг.), конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых посвященных традициям и современной языковой культуре русскоязычного населения Республики Татарстан «Традиции и современное состояние русского языка в Республике Татарстан» (Казань, КФУ, 2016, 2017 гг.). По теме выпускной квалификационной работы опубликованы 3 работы. Результаты исследования внедрялись в процессе организации образовательной деятельности школьников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани, обсуждались на семинарах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Формирование УУД школьников на уроках русского языка должно предполагать освоение первичных понятий о многообразии и единстве культурного, а также языкового пространства Российской Федерации. Не менее важным является формирование понятия о русском языке как основе национального сознания и самосознания. Понимание учащимися того факта, что именно русский язык есть явление национальной русской культуры, а также, несомненно, основной инструмент общения между людьми и осознание важности значения языка, являющимся государственным языком РФ, языка, служащим инструментом межнационального общения, а также инструментом овладения другими Универсальными Учебными Действиями.
В связи с первой, поставленной задачей, были выявлены следующие результаты. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что формирование коммуникативных учебных действий средствами проектной деятельности будет обеспечено реализацией коммуникативно-ситуационного подхода, принципа учебного диалога, групповой деятельности, предметных заданий, которые позволяют школьнику быть активным субъектом коммуникативной учебной деятельности на таких ее этапах, как вовлечение в деятельность, целеполагание, проектирование действий, осуществление действий, анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
В связи со второй поставленной задачей, были выявлены педагогические условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий средствами проектной деятельности учащихся 5-х классов.
- ребёнок должен быть включён в совместную с другими обучающими деятельность по овладению данным умением (групповые проекты);
- создание в учебном процессе возможности для осуществления рефлексии каждого обучающегося над ходом освоения им того или иного умения;
- усвоение целостного умения от частного к общему;
- регулярность и распределение во времени;
- положительная мотивация к выполнению, применению заданий.
В связи с третьей поставленной задачей, была разработана и экспериментально проверена система проектов, способствующая формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-х классов на уроках русского языка.
В рамках констатирующего этапа эксперимента была проведена диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД в контрольной и экспериментальной группах с помощью методики «Ваза с яблоками (Ж. Пиаже, Флейвелл, 1967)»., выявляющей уровень развития 3-х умений коммуникативных универсальных учебных действий 5-классников. В результате статистической обработки данных диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента (подсчета критерия U Манна-Уитни) можно сделать вывод, что существенные различия в уровне сформированности коммуникативных УУД в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента отсутствуют. Анализ результатов диагностики уровня развития отдельных умений сформированности коммуникативных УУД по контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента показал преобладание средних и низких результатов, что позволяет говорить о целесообразности развития коммуникативных УУД данных учащихся.
Статистическая обработка результатов диагностики уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента показала, что различия в уровне сформированности коммуникативных УУД в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента существенные. Таким образом, экспериментально доказано, что система проектов способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-х классов на уроках русского языка.
Как известно, с введением ФГОС в школах реализуется системно-деятельностный подход. В связи с этим возрастает необходимость достижения у учащихся целей личностного, познавательного и социального развития. Для реализации данных достижений необходимо развитие коммуникативных учебных действий, которые включают в себя формирование компетентностей у учащихся в проектной и учебно-исследовательской деятельностях.
В формировании коммуникативных УУД средствами проектной деятельности также важную роль играет учитель, который направляет детей, дает советы и учит правильно формулировать мысли, цели, задачи, проблемы проекта.
Таким образом, проектная деятельность на уроках повышает мотивацию учащихся при изучении русского языка, эффективно и глубоко формирует коммуникативные УУД, повышает творческий интерес учащихся к учебному процессу; развивает активность учащихся, которая подталкивает их к самостоятельности.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008
2. Бардин,К.В. Чтобы ребенок успешно учился[Текст] /К.В. Бардин. - М.:Педагогика, 1988. - 196c.
3. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность младших школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. / Л. В. Байбородова. - М. : Просвещение, 2013. - 175 с.
4. Бунеева,РН. Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. [Текст] / КУМК. М.: - 2015. - 112 с.
5. Вахрушева, Л. М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Л. М. Вахрушева // Русский язык. - 2007. - №14. - С. 35 - 36.
6. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова - М.: Академия, 2010. - 338 с.
7. Выготский,Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С.Собрание
сочинений: В 6-ти т.;[Текст] /Т.4. -М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.
8. Дьюи, Дж. Демократия и образование: Перевод с английского / Дж. Дьюи. - М. : Педагогика-Пресс, 2000. - 384с.
9. Даль В. И. «Иллюстрированный толковый словарь русского языка»,
М.: «Астрель . Хранитель», 2006.
10. Выготский,Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С.Собрание
сочинений: В 6-ти т.;[Текст] /Т.4. -М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.
11.Зак А. 3. Различия в мышлении детей / А. 3. Зак. М., - 1992. - 234 с.
12. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е. Н.
Землянская. - М.: Начальная школа, 2005. - № 9. - 42 с.
13.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2010. - № 9.
14. Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. / Н. В. Иванова. - М.: Начальная школа, 2004. - № 2. - 37 с.
15. Кан-Калик В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. — М., 1995. - 377 с.
16. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. [Текст]/ М.: «Просвещение», 2015. - 231c.
17. Коменский Я.А. Великая дидактика / Пер. А.Щекинского - М., 1893. -С.138.
18. Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников / Н. М. Конышева. - М. : Начальная школа, 2006. - № 1, 2006. - 38 с.
19. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л., 1925.
20. Лакоценина, Т. П. Современный урок: учебное пособие для учителей, студентов пед. заведений / Т. П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. - Ростов н/Д: Учитель, 2007. - 208 с.
21. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/ О. Е. Лебедев // Школьные технологии. -2012. -No5. - С. 312
22. Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидере. — М., 2001. -487 с.
23. Львов,М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Уч. пос. для студентов высш. пед. уч. заведений [Текст]/, В.Г. Горецкий, О.Б.Сосновская. - М.: Академия, 2012. - 464 с.
24. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.:Вентана-Граф, 2004
25. Маслов, П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности: Дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2008. - 218 с.
26. Никитина, И.В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 213 с.
27. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6.
28.Ожигина С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала / С.П. Ожигина. [электронный ресурс]
29. Пиаже Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. — М., 2001.
30. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998.
31. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998.
32. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы
исследования / Под ред. Е. Д. Божович. — М., 2005. - 212 с.
33. Поливанова, К.И. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.:Просвещение, 2011. - 192 с. - С. 29.
34. Педагогическое проектирование учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Владикавказ, 2009. - 25 с.
35. Родари Д. Грамматика фантазии / Д. Родари. — М., 1978. — С. 198.
36. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. - М., 1996. - С. 211.
37. Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - С. 287289, С. 528.
38. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. / И. С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с.
39. Скворцова, Г. В. Проект как форма организации самостоятельной деятельности детей / Г. В. Скворцова. - М.: Начальная школа, 2006. - № 11. - 35 с.
40. Соколова, Ю. А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Ю.А. Соколова - М.: Русский язык в школе, 2008. - № 3. - 42 с.
41. Суслова,В.Г. Лекции «Современный урок в условиях реализации ФГОС второго поколения» [электронный ресурс]/ URL: https://www.herzen.spb.ru/news/15-01 -2016(дата обращения: 15.01.2016)
42. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2017 [электронный ресурс] режим доступа http.Минобрнауки.рф/документы/2365.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2017 [электронный ресурс] режим доступа http.Минобрнауки.рф/документы/2365.
44. [Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмо-лова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
45. Фролова, Н. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Н. А. Фролова. - М.: Начальная школа, 2008. - № 7. - 96 с.
46. Хижнякова, О. Н. Педагогическое проектирование учебной
деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2009. - 25с.
47. Цукерман, ГА.Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь [Текст]/. Часть 1. - М., 2011. - 33с.
48Шумакова Н. Б. Возраст вопросов / Н. Б. Шумакова. — М., 1990. - 261 с.
49. Юдина Е. Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнёрство / Е. ГЮдина // Вопросы психологии. — 2005. — № 4. - 55 с.
50. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования/ И.
С. Якиманская. — М., 2000- 201 с.
51. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин. — М., 2002. - 162 с.