Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №41409

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Теоретические аспекты развития культуры общения дошкольников 7
1.1. Сущность культуры общения дошкольников 10
1.2. Методы и приёмы развития речевого этикета 16
1.3. Анализ программ дошкольного образования по воспитанию культуры
общения детей 18
Выводы по I главе 21
II. Опытно-экспериментальная работа 22
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования 22
2.2. Программа развития культуры общения у дошкольников «Речевой
этикет» 30
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа 38
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы 57
Приложения

Актуальность исследования. В современном мире предъявляются высокие требования к изучению личности ребенка в целостной системе нравственных отношений, поэтому проблема формы поведения личности, эстетики поведения, а также непосредственно культуры общения и взаимодействия становится все более актуальной.
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Потребность в общении с окружающими — одна из важнейших социальных потребностей человека. Исследования Л.И. Божович, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина и других убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста.
На современном этапе развития человеческого общества делается акцент на дошкольный период жизни человека, становление его личности, особенности социализации, сохранение и формирование психически и физически здорового поколения. Человек не может жить, трудиться удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки.
Проблеме общения в дошкольном возрасте посвящены работы Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, А.А.Леонтьева, К.М.Левитан, А.В.Мудрик, В.Н.Мясищева и др. Психологические основы развития общения у дошкольников представлены в трудах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.А.Люблинской, Д.Б.Эльконина и т.д.
Особенности общения дошкольников раскрываются в исследованиях М.И.Лисиной, Т.А.Марковой, В.Г.Нечаевой, Т.А.Репиной, А.Г.Рузской. Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников рассматривают А.М.Виноградова, С.А.Козлова. Вопрос о воспитании культуры поведения у дошкольников исследуют Т.А.Антонова, В.К.Котырло, С.В.Петерина. Значение сформированности навыков культуры общения становится актуальным на этапе перехода ребенка к школьному обучению (Г.Г.Кравцов, М.И.Лисина, В.А.Петровский, А.Г.Рузская, Е.Е.Шулешко и др.), так как отсутствие навыков культуры общения нарушает педагогический процесс обучения в целом. Т.А.Ладыженской, Г.И,Сорокиной разработаны методические рекомендации по формированию культуры общения у детей дошкольного возраста. Исследования В.И.Андреева, Д.В.Вилькеева, В.И.Загвязинского, В.А.Кан-Калика, В.А. Сластенина оказали влияние на формирование представлений по изучаемой проблеме. Вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С.Смелковой, Н.Е.Богуславской, Е.О.Смирновой, О.М.Казарцевой, Н.Малетиной, Л.М.Шипицыной, О.В.Защиринской, других авторов. Однако, проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.
Несмотря на значительную изученность проблемы, развитие культуры общения у детей дошкольного возраста, исследователями недостаточно исследована. Материалы исследований и опыт массовой практики свидетельствуют о наличии противоречия: между необходимостью развития культуры общения у дошкольников и недостаточной разработанностью способов решения данной проблемы.
Поиск путей преодоления данного противоречия и определил выбор темы нашего исследования: «Развитие культуры общения у дошкольников».
Исходя из вышеизложенного и анализа научной психолого-педагогической литературы были сформулированы цель, объект, предмет исследования, обозначены задачи работы.
Цель исследования - изучить особенности формирования культуры общения у детей дошкольного возраста; разработать содержание работы с детьми по воспитанию культуры речевого поведения.
Объект исследования - процесс воспитания культуры общения дошкольников.
Предмет исследования - содержание формирования культуры общения у дошкольников.
Гипотеза исследования. Развитие культуры общения у дошкольников будет более эффективным, если будет реализована коррекционно-развивающая программа по формированию культуры общения у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подготовить программу по развитию культуры общения дошкольников.
3. Разработать практические рекомендации по формированию культуры речевого общения старших дошкольников
Теоретической основой исследования являются работы посвященные проблеме развития культуры общения у дошкольников (Л.Р.Болотина, А.М.Бородич, В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова, Т.Г.Винокур, В.В.Гербова, О.М.Ельцова, Н.Н.Горбаческая, А.Н.Терехова, О.С.Ушакова, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова, О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова, Г.М.Лямина, Н.В. Новотворцева, Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова и др.).
Методы исследования включали в себя теоретический анализ проблемы и экспериментальные методы. Было проведено обзорно - аналитическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме с целью выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования. В экспериментальной части работы использовались: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент: а также психодиагностические методики: «Сделаем вместе» Л.В.Кузнецовой и М.А.Панфиловой и «Изучение умений вести диалог» И.А.Бизикова. В работе использовались также статистические методы обработки эмпирических результатов (Т-критерия Вилкоксона).
Теоретическая значимость исследования. Рассмотрены теоретические основы развития культуры общения дошкольников; определены особенности построения коррекционно-развивающей программы по развитию культуры общения дошкольников; обоснована необходимость включения коррекционно-развивающей программы по развитию культуры общения у дошкольников.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы педагогами различного профиля при работе с детьми дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ № 28 «Сказка» г. Бугульма Республики Татарстан.
Структура исследования: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие культуры общения у дошкольников может осуществляться во всех видах деятельности: игровой, трудовой, практической, на занятиях, в свободной бытовой деятельности.
Результаты эксперимента показали, что система всех видов деятельности, оформленная в виде коррекционно-развивающей программы, является эффективным средством. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, наибольшей эффективности приобретает метод игрового проектирования, с помощью которого старшие дошкольники побуждаются к использованию речевых и неречевых средств общения, соответствующих этическим требованиям.
В ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение, что групповой метод игрового проектирования является эффективным средством формирования культуры общения при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание окружающей среды в группе и дома;
- наличие педагогического такта;
- организация образовательного процесса;
- обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения;
- включение детей во все виды деятельности;
- интеграция знаний и умений детей в социальное окружение.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования группового метода в проектной деятельности в развитии культуры общения детей старшего дошкольного возраста и интеграцию знаний и умений в социально-бытовое окружение
Можно рекомендовать шире использовать коррекционно-развивающею программу в системе образовательной работы в дошкольных учреждениях.



1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспектива, 2012. - 248 с.
2. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2011. - №5. - С. 51-61.
3. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога / А.Арушанова, Е.Рычагова, Н.Дурова// Дошкольное воспитание. - 2012. - №10. - С. 82-90.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика /Л.Р.Болотина. - М.: Академия, 2011. - 232с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей /А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 2011. - 255с.
6. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить /В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. - М.: Знание, 2012. - 94с.
7. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи /Т.Г.Винокур// Исследования по грамматике русского литературного языка. - М.: изд. АН СССР, 2011. - 154с.
8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе / В.В.Гербова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №3. - С. 78-80.
9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет / В.В.Гербова. - М.: Просвещение, 2011. - 127с.
10. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно /Г.А.Глинка. - СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 2013. - 221с.
11. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебн. пособие для вузов. - СПб.: Речь, 2011. - 317с.
12. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93.
13. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи / Т.Грецик// Дошкольное воспитание. - 2011. - №6. - С. 54-56.
14. Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2014.-16 с.
15. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. - Свердловск: СГПИ, 2011. - 109с.
16. Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду / О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова - СПб: ДЕТСТВОПРЕСС, 2011. - 192с.
17. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 2011. - 363с.
18. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013. -240с.
19. Кобелева Г.Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014. - 24с.
20. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2011. - 416с.
21. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ /Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова.- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2012. - 32с.
22. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи /Э.Л.Короткова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2011. - С.201-202.
23. Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей / Н.М. Крылова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2011. - С. 204
24. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика - 2012. - № 6. - С.56-62.
25. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. - 544 с.
26. Лаврентьева Г.П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правилами взаимоотношений со сверстниками: автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 202. -22с.
27. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой.: М.: Наука, 2012. - С. 106-124.
28. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2013.- 365с.
29. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. - 214с.
30. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2011. - С.49-52.
31. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? / А.И.Максаков- М.: Просвещение, 2011. - 157с.
32. Минеева Ю.В., Салихова З. М., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7 - С. 35-37.
33. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание/ А.В. Мудрик- М.: Академия, 2007.
34. Мудрик, А.В.Общение в процессе воспитания/ А.В. Мудрик- М.: Академия, 2001. - 320с.
35. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей /Н.В.Новотворцева. - Ярославль: Гринго, 2013. - 236с.
36. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 2011. - 148с.
37. Пеньевская Л.А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. - С. 13-17.
38. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И. Поздеева // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.13-16.
39. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2011. - 223с.
40. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: Аркти, 2011. - 220с.
41. Смирнова, Е.О. Исследование общения дошкольников со сверстниками / Е. О. Смирнова // Вопр. психол. - 1988. - №2. - С.26.
42. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова - СПб.: Питер, 2009. - 304с.
43. Современный словарь по психологии / Сост. Н. И. Болотников. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 670 с.
44. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 1976. - 370 с.
45. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5 - 7 лет / О.С. Ушакова - ТЦ Сфера, 2011. - 269с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
47. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Просвещение, 2014. - 239 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ