РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
I. Теоретические аспекты развития культуры общения дошкольников 7
1.1. Сущность культуры общения дошкольников 10
1.2. Методы и приёмы развития речевого этикета 16
1.3. Анализ программ дошкольного образования по воспитанию культуры
общения детей 18
Выводы по I главе 21
II. Опытно-экспериментальная работа 22
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования 22
2.2. Программа развития культуры общения у дошкольников «Речевой
этикет» 30
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа 38
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы 57
Приложения
I. Теоретические аспекты развития культуры общения дошкольников 7
1.1. Сущность культуры общения дошкольников 10
1.2. Методы и приёмы развития речевого этикета 16
1.3. Анализ программ дошкольного образования по воспитанию культуры
общения детей 18
Выводы по I главе 21
II. Опытно-экспериментальная работа 22
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования 22
2.2. Программа развития культуры общения у дошкольников «Речевой
этикет» 30
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа 38
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы 57
Приложения
Актуальность исследования. В современном мире предъявляются высокие требования к изучению личности ребенка в целостной системе нравственных отношений, поэтому проблема формы поведения личности, эстетики поведения, а также непосредственно культуры общения и взаимодействия становится все более актуальной.
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Потребность в общении с окружающими — одна из важнейших социальных потребностей человека. Исследования Л.И. Божович, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина и других убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста.
На современном этапе развития человеческого общества делается акцент на дошкольный период жизни человека, становление его личности, особенности социализации, сохранение и формирование психически и физически здорового поколения. Человек не может жить, трудиться удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки.
Проблеме общения в дошкольном возрасте посвящены работы Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, А.А.Леонтьева, К.М.Левитан, А.В.Мудрик, В.Н.Мясищева и др. Психологические основы развития общения у дошкольников представлены в трудах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.А.Люблинской, Д.Б.Эльконина и т.д.
Особенности общения дошкольников раскрываются в исследованиях М.И.Лисиной, Т.А.Марковой, В.Г.Нечаевой, Т.А.Репиной, А.Г.Рузской. Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников рассматривают А.М.Виноградова, С.А.Козлова. Вопрос о воспитании культуры поведения у дошкольников исследуют Т.А.Антонова, В.К.Котырло, С.В.Петерина. Значение сформированности навыков культуры общения становится актуальным на этапе перехода ребенка к школьному обучению (Г.Г.Кравцов, М.И.Лисина, В.А.Петровский, А.Г.Рузская, Е.Е.Шулешко и др.), так как отсутствие навыков культуры общения нарушает педагогический процесс обучения в целом. Т.А.Ладыженской, Г.И,Сорокиной разработаны методические рекомендации по формированию культуры общения у детей дошкольного возраста. Исследования В.И.Андреева, Д.В.Вилькеева, В.И.Загвязинского, В.А.Кан-Калика, В.А. Сластенина оказали влияние на формирование представлений по изучаемой проблеме. Вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С.Смелковой, Н.Е.Богуславской, Е.О.Смирновой, О.М.Казарцевой, Н.Малетиной, Л.М.Шипицыной, О.В.Защиринской, других авторов. Однако, проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.
Несмотря на значительную изученность проблемы, развитие культуры общения у детей дошкольного возраста, исследователями недостаточно исследована. Материалы исследований и опыт массовой практики свидетельствуют о наличии противоречия: между необходимостью развития культуры общения у дошкольников и недостаточной разработанностью способов решения данной проблемы.
Поиск путей преодоления данного противоречия и определил выбор темы нашего исследования: «Развитие культуры общения у дошкольников».
Исходя из вышеизложенного и анализа научной психолого-педагогической литературы были сформулированы цель, объект, предмет исследования, обозначены задачи работы.
Цель исследования - изучить особенности формирования культуры общения у детей дошкольного возраста; разработать содержание работы с детьми по воспитанию культуры речевого поведения.
Объект исследования - процесс воспитания культуры общения дошкольников.
Предмет исследования - содержание формирования культуры общения у дошкольников.
Гипотеза исследования. Развитие культуры общения у дошкольников будет более эффективным, если будет реализована коррекционно-развивающая программа по формированию культуры общения у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подготовить программу по развитию культуры общения дошкольников.
3. Разработать практические рекомендации по формированию культуры речевого общения старших дошкольников
Теоретической основой исследования являются работы посвященные проблеме развития культуры общения у дошкольников (Л.Р.Болотина, А.М.Бородич, В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова, Т.Г.Винокур, В.В.Гербова, О.М.Ельцова, Н.Н.Горбаческая, А.Н.Терехова, О.С.Ушакова, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова, О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова, Г.М.Лямина, Н.В. Новотворцева, Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова и др.).
Методы исследования включали в себя теоретический анализ проблемы и экспериментальные методы. Было проведено обзорно - аналитическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме с целью выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования. В экспериментальной части работы использовались: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент: а также психодиагностические методики: «Сделаем вместе» Л.В.Кузнецовой и М.А.Панфиловой и «Изучение умений вести диалог» И.А.Бизикова. В работе использовались также статистические методы обработки эмпирических результатов (Т-критерия Вилкоксона).
Теоретическая значимость исследования. Рассмотрены теоретические основы развития культуры общения дошкольников; определены особенности построения коррекционно-развивающей программы по развитию культуры общения дошкольников; обоснована необходимость включения коррекционно-развивающей программы по развитию культуры общения у дошкольников.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы педагогами различного профиля при работе с детьми дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ № 28 «Сказка» г. Бугульма Республики Татарстан.
Структура исследования: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Потребность в общении с окружающими — одна из важнейших социальных потребностей человека. Исследования Л.И. Божович, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина и других убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста.
На современном этапе развития человеческого общества делается акцент на дошкольный период жизни человека, становление его личности, особенности социализации, сохранение и формирование психически и физически здорового поколения. Человек не может жить, трудиться удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки.
Проблеме общения в дошкольном возрасте посвящены работы Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, А.А.Леонтьева, К.М.Левитан, А.В.Мудрик, В.Н.Мясищева и др. Психологические основы развития общения у дошкольников представлены в трудах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.А.Люблинской, Д.Б.Эльконина и т.д.
Особенности общения дошкольников раскрываются в исследованиях М.И.Лисиной, Т.А.Марковой, В.Г.Нечаевой, Т.А.Репиной, А.Г.Рузской. Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников рассматривают А.М.Виноградова, С.А.Козлова. Вопрос о воспитании культуры поведения у дошкольников исследуют Т.А.Антонова, В.К.Котырло, С.В.Петерина. Значение сформированности навыков культуры общения становится актуальным на этапе перехода ребенка к школьному обучению (Г.Г.Кравцов, М.И.Лисина, В.А.Петровский, А.Г.Рузская, Е.Е.Шулешко и др.), так как отсутствие навыков культуры общения нарушает педагогический процесс обучения в целом. Т.А.Ладыженской, Г.И,Сорокиной разработаны методические рекомендации по формированию культуры общения у детей дошкольного возраста. Исследования В.И.Андреева, Д.В.Вилькеева, В.И.Загвязинского, В.А.Кан-Калика, В.А. Сластенина оказали влияние на формирование представлений по изучаемой проблеме. Вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С.Смелковой, Н.Е.Богуславской, Е.О.Смирновой, О.М.Казарцевой, Н.Малетиной, Л.М.Шипицыной, О.В.Защиринской, других авторов. Однако, проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.
Несмотря на значительную изученность проблемы, развитие культуры общения у детей дошкольного возраста, исследователями недостаточно исследована. Материалы исследований и опыт массовой практики свидетельствуют о наличии противоречия: между необходимостью развития культуры общения у дошкольников и недостаточной разработанностью способов решения данной проблемы.
Поиск путей преодоления данного противоречия и определил выбор темы нашего исследования: «Развитие культуры общения у дошкольников».
Исходя из вышеизложенного и анализа научной психолого-педагогической литературы были сформулированы цель, объект, предмет исследования, обозначены задачи работы.
Цель исследования - изучить особенности формирования культуры общения у детей дошкольного возраста; разработать содержание работы с детьми по воспитанию культуры речевого поведения.
Объект исследования - процесс воспитания культуры общения дошкольников.
Предмет исследования - содержание формирования культуры общения у дошкольников.
Гипотеза исследования. Развитие культуры общения у дошкольников будет более эффективным, если будет реализована коррекционно-развивающая программа по формированию культуры общения у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подготовить программу по развитию культуры общения дошкольников.
3. Разработать практические рекомендации по формированию культуры речевого общения старших дошкольников
Теоретической основой исследования являются работы посвященные проблеме развития культуры общения у дошкольников (Л.Р.Болотина, А.М.Бородич, В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова, Т.Г.Винокур, В.В.Гербова, О.М.Ельцова, Н.Н.Горбаческая, А.Н.Терехова, О.С.Ушакова, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова, О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова, Г.М.Лямина, Н.В. Новотворцева, Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова и др.).
Методы исследования включали в себя теоретический анализ проблемы и экспериментальные методы. Было проведено обзорно - аналитическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме с целью выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования. В экспериментальной части работы использовались: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент: а также психодиагностические методики: «Сделаем вместе» Л.В.Кузнецовой и М.А.Панфиловой и «Изучение умений вести диалог» И.А.Бизикова. В работе использовались также статистические методы обработки эмпирических результатов (Т-критерия Вилкоксона).
Теоретическая значимость исследования. Рассмотрены теоретические основы развития культуры общения дошкольников; определены особенности построения коррекционно-развивающей программы по развитию культуры общения дошкольников; обоснована необходимость включения коррекционно-развивающей программы по развитию культуры общения у дошкольников.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы педагогами различного профиля при работе с детьми дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ № 28 «Сказка» г. Бугульма Республики Татарстан.
Структура исследования: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Развитие культуры общения у дошкольников может осуществляться во всех видах деятельности: игровой, трудовой, практической, на занятиях, в свободной бытовой деятельности.
Результаты эксперимента показали, что система всех видов деятельности, оформленная в виде коррекционно-развивающей программы, является эффективным средством. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, наибольшей эффективности приобретает метод игрового проектирования, с помощью которого старшие дошкольники побуждаются к использованию речевых и неречевых средств общения, соответствующих этическим требованиям.
В ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение, что групповой метод игрового проектирования является эффективным средством формирования культуры общения при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание окружающей среды в группе и дома;
- наличие педагогического такта;
- организация образовательного процесса;
- обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения;
- включение детей во все виды деятельности;
- интеграция знаний и умений детей в социальное окружение.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования группового метода в проектной деятельности в развитии культуры общения детей старшего дошкольного возраста и интеграцию знаний и умений в социально-бытовое окружение
Можно рекомендовать шире использовать коррекционно-развивающею программу в системе образовательной работы в дошкольных учреждениях.
Результаты эксперимента показали, что система всех видов деятельности, оформленная в виде коррекционно-развивающей программы, является эффективным средством. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, наибольшей эффективности приобретает метод игрового проектирования, с помощью которого старшие дошкольники побуждаются к использованию речевых и неречевых средств общения, соответствующих этическим требованиям.
В ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение, что групповой метод игрового проектирования является эффективным средством формирования культуры общения при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание окружающей среды в группе и дома;
- наличие педагогического такта;
- организация образовательного процесса;
- обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения;
- включение детей во все виды деятельности;
- интеграция знаний и умений детей в социальное окружение.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования группового метода в проектной деятельности в развитии культуры общения детей старшего дошкольного возраста и интеграцию знаний и умений в социально-бытовое окружение
Можно рекомендовать шире использовать коррекционно-развивающею программу в системе образовательной работы в дошкольных учреждениях.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - Развитие культуры общения у детей старшего дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание культуры общения в игровой деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ
ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Формирование основ культуры общения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ (Дошкольное образование, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017



