ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗОЖ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Физическое воспитание 6
1.2. Понятие ЗОЖ и его составляющие 8
1.3. Принципы формирования ЗОЖ 13
1.4. ЗОЖ в школе 17
1.5. Физкультминутки 2 6
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Организация и внедрение методики в учебно-воспитательный процесс 29
2.2 Интерпретация результатов 31
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На современном этапе развития общества активизировалось внимание к здоровому образу жизни учащимся школьникам, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья детей, выпускаемых учебными заведениями и ростом заболеваемости в процессе их профессиональной подготовки, с последующим снижением работоспособности. Здоровье молодого поколения является важнейшей составляющей здорового будущего общества. Таким образом сохранение и развитие здоровья учащихся, и формирование у них здорового образа жизни, сегодня является приоритетным.
Не требует доказательств тот факт, что физическое воспитание способствует развитию таких качеств школьника, как память, внимание, высокий уровень психоэмоциональной устойчивости, восприятие, умственная работоспособность, наблюдательность. На уроках физической культуры ученик усваивает рациональные приемы жизнедеятельности, правила личной и общественной гигиены, закаливания, что положительно влияет на умственное развитие, на процесс умственного воспитания, интеллект, а также приобщает к здоровому образу жизни.
В последнее время необходим пересмотр и коренное изменение средств, методов и программ обучения и внедрения принципов здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально - экономическими условиями жизни населения.
Основной задачей является выработка и закрепление у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные их возрасту привычки гигиенические нормы, осмысленное отношению к здоровью, личная безопасность и безопасность общества.
Недостаточная двигательная активность; низкий объем знаний, умений и навыков в области двигательной активности, низкая информированность в формировании здорового образа жизни подростков является причиной повышенного внимания к здоровью детей. Исходя из вышеперечисленных недостатков, авторы В.И. Лях и Г.Б. Мейксон разработали «Комплексную программу по физическому воспитанию для учащихся I-XI классов общеобразовательных школ», включающую в себя общее понятие о здоровом образе жизни и его составляющие, о которых указывалось выше.
На здоровье человека влияют различные факторы: экологическая обстановка, наследственность, уровень развития медицины. Но наиболее весомым фактором является образ жизни придерживающийся человеком. Образ жизни- это область которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование вопроса о здоровом образе жизни часто приводит к негативным последствиям. Даже самый большой запас здоровья ребенка истощается, ребенок становится заложником различных заболеваний и недугов.
Согласно статистике, за период обучения в школе около 50% детей приобретают какое-либо хроническое заболевание и только 10% выпускников здоровы полностью. Сохранить здоровье своего ребенка на максимально высоком уровне и защитить его от заболеваний, вполне по силам как родителям, так и педагогам нужно лишь осознавать важность данной проблемы и действовать продумано, а самое главное- грамотно. Следует определиться, с критериями, определяющими здоровый образ жизни школьника:
•осознание здоровья как ценности;
•личная гигиена;
•рациональное питание;
•оптимальное сочетание работы и отдыха;
•нормированный режим дня;
•теоретическая база ведения здорового образа жизни;
• оптимальная двигательная активность;
• борьба с вредными привычками;
Физическая активность школьников должна быть организована при комплементарном сочетании следующих направлений:
• уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время;
• малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности детей во время обучения.
К малым формам относятся: физкультминутки и физкультпаузы; вводная гимнастика до учебных занятий; физические упражнения на удлиненной перемене. Малые формы физического воспитания
реализовывают около 40% суточной нормы двигательной активности и удовлетворяют ежемесячную потребность в движениях.
Физкультминутка- это кратковременные серии физических упражнений, которые используются для активного отдыха во время урока.
Цель исследования:
Разработать методику, позволяющую способствовать формированию здорового образа жизни в учебном процессе учащихся.
Задачи исследования:
^Проанализировать научно-педагогическую литературу;
2) Создать методику, способствующую формированию ЗОЖ в процессе физического воспитания;
3) Внедрить методику в учебно- воспитательный процесс;
^Проанализировать и интерпретировать результаты исследования;
5)Выявить эффективность методики.
Объект исследования:
Процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет:
Формирование здорового образа жизни в процессе физического воспитания.
Для достижения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
1. Теоретический метод, который включает в себя анализ литературных источников;
2. Метод измерения норматива челночного бега и проб: Генча, Штанге и Ромберга;
3. Метод первичной математической обработки.
Эмпирическая база исследования:
Исследование проходило на базе МБОУ «Старокаксинская СОШ» УР, Можгинского р-н, д. Старые Какси, с 01.09.2018 по 31.04.2019. в исследовании были задействованы ученики разного возраста (40 человек)
исследовании были задействованы ученики разного возраста (40 человек).
Для формирования ЗОЖ нами были внедрены в учебно-воспитательный процесс следующие методы:
1. Физкультминутки- перерывы на занятии (1 -3 минуты);
2. Организованы занятия ЗОЖ и ФК во время динамической паузы;
3. «Минутку вхождения в день».
Для оценки эффективности методики нами были сняты показатели следующих тестов и проб до и после эксперимента:
1. Проба Ромберга;
2. Проба Генча;
3. Проба Штанге;
4. Челночный бег 3*10 метров.
Перерывы во время и между занятиями играет важную роль, так как он дает возможность отвлечься организму от умственной деятельности, что бы с новыми силами продолжить усваивать учебный материал. Физкультминутки и физкультпаузы помогают в предупреждении умственного переутомления, помогая сохранить как физическое, так и психическое здоровье учащегося.
Проводя физкультминутки и физкультпаузы, мы приобщаем детей к здоровому образу жизни и занятию физической культурой и спортом, так как эти методы способствуют физическому развитию организма и относятся к активному отдыху. В ходе исследования мы столкнулись со следующей проблемой: некоторые дети приходили на занятие перевозбуждённые, не готовые заниматься умственной деятельностью, учителю приходилось тратить время на то что бы успокоить детей, что отнимало время урока.
Для решения данной проблемы следует ограничить время динамической паузы с 40 до 35 минут, чтобы у детей было больше времени на то что бы успокоиться.
К сожалению, не все дети могут полноценно посещать уроки физической культуры из-за своего состояния здоровья и по прочим причинам. Большим плюсом нашей методики является то что динамические паузы, физкульт-паузы и минутки вхождения в день обхватывают все обучающиеся классы, что обеспечивает детям полноценное формирование здорового образа жизни во время нахождения в школе
СПИСОК
1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа - вуз». -М.: Инфа-М.: 2004. - 47 с.
2. Айзман Р.Ц. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. -М.: Инфа-М.: 2005, - 28 с.
3. Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: СГУ.: 2002. - 11-24 с.
4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. -М.: Инфа-М.: 2002, №4, - 2с.
5. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: Инфа-М.: 2002. - 217 с.
6. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: Наука: 2003,- 279 с.
7. Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. / Теория и практика физической культуры. М.: Инфа-М.: 2001, №8. -9 - 12с.
8. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь.: СГУ.: 2002. - 177 - 168 с.
9. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. // Теория и практика физической культуры. М.: Инфа-М.: 2002. №8. - 2- 5 с.
10. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: - М.: ВАКО.: 2005. -165 с.
11. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Академия.: 2001. - 341 с
12. Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультмин уток, пальчиковой гимнастики. Детство-Пресс, 2008. - 79 с.
13. Нилуашев С.Г. Физической воспитание и здоровье // Физическая культура в школе. М.: Инфа-М.: - 2003. - 89 с.
14. Полиевский С.А. Стимуляция двигательной активности. - М.: Здоровье, 2007. - 211 с.
15. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина.: 2005. - 287 с.
16. Сухарев А.Г Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: ВАКО.: 2003. - 274 с.
17. Соловьев М.Г. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. - Ставрополь.: СГУ. 2006. - 123 с.
18. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина. 2005. - 269 с.
19 Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального
здоровья и его компонентов. Здоровье и образование: материалы
Международного конгресса валеологов. - СПб. Вако. - 2004. -156-167 с.
20 Трещева О.Л. Системная организация валеологического образования школьников. Теор. и практ. физ. культ., 1997, №8, 8-11 с.
21. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. К.: Здоровье. 2004. - 232 с.
22. Холодов Ж.К., В.С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта: уч. пос.: Академия, 2004. - 379 с.
23. Щербаков, В.Г. Детско-юношеский и студенческий спорт в системе образования России / В.Г. Щербаков // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): сб. статей. - М.: Полиграф сервис, 2002. - 3 - 14 с.
24. Щеголев В.В., Соломатникова Н.Г. Внеклассная работа с учащимися 10-11-х классов. Общая физическая подготовка. - Калуга.: Институт повышения квалификации работников образования. 2006. - 55 с.
25. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. / Под ред. Ю.П. Кобякова. - Ростов.: Феникс. 2014. -243 с.
26. Абзалов Р.А. Теория физической культуры - К.: «Матбугат йорты».2002. - 211 с.
27. Барчуков И.С. Физическая культура. / Барчуков И.С - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 255 с.
28. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. - Омск: ОГИФК. 1990. -499 с.
29. Благуш П.К теории тестирования двигательных способностей / П. Благуш.- М.: ФКиС, 1982.- 165 с.
30. Большой толковый психологический словарь. Том 2. - М.: Вече • АСТ, 2000. - 243 с.
31. Вестник образования России. Сентябрь № 18, 2008. 31- 34 с.
32. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: ФиС, 2005. - 179 с.
33. Ермолаев Ю.А., Возрастная физиология. - М.: Инфа- М.: 2001.
34. Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. - Мн.: Полымя, 1987. - 41 с.
35. Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. - К.: Здоровья. 1989. - 75 с.
36. Гринченко Н.А. Предупреждение наркомании. - ЕГУ, 2000. - 16 с.
37. Губернские ведомости. 14 января, 2009. - М.: ФиС, 2005. - 179 с
38. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь - справочник. М.: ХАРВЕТ, 2001. - 346 с.
39. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов - н / Д.: Феникс. 2003. -19 с.
40. Ермолаев Ю.А., Возрастная физиология. - М.: Инфа- М.: 2001. -55 с.
41. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно -методической деятельности в физической культуре и спорте. / Железняк Ю.Д - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 198 с.
42. Курамшин Ю.Ф.,- Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 97 с.
43. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1998.Матвеев В.Ф. Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. 35-38 с.
44. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1997. - 104 с.
45. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 99 с.
46. Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5-9 классов / Г.Б. Мейксон.- М.: ФКиС, 1997.- 135 с.
47. Основы безопасности жизни. № 3. - М.: Изд. дом «Аудитор», 1996. - 52- 60 с.
48. Основы безопасности жизни. № 4. М.: Изд. дом «Аудитор», 1996. - 37- 42 с.
49. Российская педагогическая энциклопедия. Том 1. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 83 - 84 с. 273 с. 400-402 с.
50. Российская педагогическая энциклопедия. Том 2. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. 365 - 367 с.
51. Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2003. - 147 - 134 с.
52. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.,- Теория и методика физического воспитания и спорта; учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.