Введение 3
1. Расходы федерального бюджета, основы организации их исполнения 6
1.1. Экономическое содержание, состав расходов
федерального бюджета 6
1.2. Участники исполнения расходов
федерального бюджета, их полномочия 16
1.3. Правовое регулирование казначейского исполнения расходов федерального бюджета в России 22
2. Действующая практика исполнения расходов федерального бюджета
территориальным органом Федерального казначейства 31
2.1. Открытие лицевых счетов и доведение бюджетных показателей в территориальном органе Федерального казначейства 31
2.2. Порядок исполнения расходов федерального бюджета территориальным
органом Федерального казначейства 42
2.3. Анализ исполнения расходов федерального бюджета территориальным
органом Федерального казначейства 54
3. Совершенствование исполнения расходов федерального бюджета
территориальным органом Федерального казначейства 61
3.1. Совершенствование информационных технологий исполнения расходов федерального
бюджета 61
3.2. Стратегические цели деятельности территориальных органов
Федерального казначейства (УФК по РТ) 73
Заключение 78
Список использованных источников 84
В современном мире бюджет - это не только и не столько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.
Федеральный бюджет в России является одним из основных элементов бюджетной системы. Он отражает ведущие направления структурной политики Правительства Российской Федерации. Федеральный бюджет играет заметную роль в перераспределении доходов и укреплении и развитии принципов федерализма. Сегодня процесс исполнения федерального бюджета волнует многих, так как от исполнения этого фонда денежных средств зависит очень многое.
Российская Федерация располагает огромным богатством, которое требует не только организации и осуществления работы по его приращению, но и правильного его использования, сохранности и хорошо организованного и налаженного управления и контроля.
Именно на регулирование использования государственных ресурсов и финансовое обеспечение функций государства во всем их разнообразии и направлена проводимая в настоящее время бюджетная политика, одним из этапов которой является достижение прозрачности бюджетных процедур и повышение эффективности использования средств федерального бюджета, путем применения казначейской системы исполнения бюджетов. При казначейском исполнении федерального бюджета регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, разрешение на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей, то есть жесткий предварительный контроль за расходованием федеральных средств, возлагается на органы Федерального казначейства. Поэтому важна оперативность и четкость исполнения им и остальными участниками исполнения федерального бюджета соответствующих операций.
Казначейство России - один из динамично развивающихся органов государственной власти в Российской Федерации, постоянное развитие и совершенствование обусловлено происходящими политическими, экономическими, технологическими и другими изменениями в жизни государства.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы работы связана с необходимостью дальнейшего развития казначейской системы исполнения расходов федерального бюджета, учитывая значимость решаемых органами Федерального казначейства задач в осуществлении важнейших решений Правительства РФ. Ведь наиболее эффективное и оперативное исполнение расходов федерального бюджета достигается лишь в условиях казначейского исполнения бюджета.
Исходя из актуальности темы, целью дипломной работы является изучение теоретических и практических основ деятельности территориального органа Федерального казначейства и его роли в осуществлении исполнения расходов федерального бюджета на примере Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- определить экономическую сущность и состав расходов федерального бюджета;
- рассмотреть основные функции участников исполнения расходов федерального бюджета и проанализировать их взаимодействие;
- выяснить правовые основы казначейского исполнения расходов федерального бюджета;
- рассмотреть казначейские технологии исполнения расходов федерального бюджета;
- провести анализ исполнения расходов федерального бюджета на территории РТ на основе отчетных данных с 2016 по 2018 годы;
- рассмотреть направления совершенствования исполнения расходов федерального бюджета территориальным органом Федерального казначейства (УФК по РТ).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной в работе литературы и приложений.
В первой главе дипломной работы раскрывается экономическая сущность расходов федерального бюджета, рассматриваются функции участников исполнения расходов федерального бюджета и правовая основа регулирования деятельности казначейства по исполнению расходов.
Вторая глава работы посвящена действующей практике исполнения расходов федерального бюджета территориальным органом Федерального казначейства на примере Управления федерального казначейства по Республике Татарстан.
В третьей главе работы рассматриваются возможные направления совершенствования исполнения расходов федерального бюджета органами федерального казначейства.
В заключении сделаны выводы по результатам проведенного исследования и даны предложения по совершенствованию практики исполнения расходов федерального бюджета территориальными органами федерального казначейства.
Теоретической основой данной работы послужили официальные документы и нормативные акты, регламентирующие функционирование органов Федерального казначейства, практический материал Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан за 2016-2018 годы, официальные публикации, справочная и научная литература, учебники и учебные пособия по казначейскому исполнению бюджета, а также периодические издания по тематике работы и ресурсы Интернет.
Расходы федерального бюджета составляют менее 20% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. В процессе исполнения расходов федерального бюджета принимают участие органы исполнительной власти РФ и орган денежно-кредитного регулирования, основная цель деятельности которых - своевременно и полно исполнить федеральный бюджет.
В Российской Федерации действует казначейская система исполнения расходов федерального бюджета, при которой регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на права осуществления расходов в рамках лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на органы Федерального казначейства. В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, на УФК по субъекту федерации возложены функции по исполнению расходов федерального бюджета на территории субъекта федерации.
Согласно ст. 219 БК РФ исполнение бюджетов по расходам предусматривает:
а) принятие бюджетных обязательств;
б) подтверждение денежных обязательств;
в) санкционирование оплаты денежных обязательств;
г) подтверждение исполнения денежных обязательств.
Количество участников бюджетного процесса федерального уровня на территории РТ, в соответствии со Сводным реестром главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2018 году составило 350 участников.
Исполнение расходов федерального бюджета на территории РТ осуществляется Управлением Федерального казначейства по РТ на счетах, открытых ему в ГРКЦ НБ РТ. По состоянию на 01.01.2019 года УФК по РТ открыто 515 балансовых счетов.
Для учета операций, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках установленных бюджетных полномочий в части исполнения расходов федерального бюджета, в УФК по РТ и его территориальных подразделениях открываются и ведутся лицевые счета, на которых осуществляется учет доведенных и исполненных бюджетных показателей. Так, по состоянию на 01.01.2019 года в УФК по РТ открыто 748 лицевых счетов, из них: 6 лицевых счетов распорядителя бюджетных средств, 217 лицевых счетов получателей бюджетных средств, 258 лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств и 4 лицевых счета администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета. Кроме того, по состоянию на 1 января 2018 года в УФК по РТ и его отделах для учета средств федеральных бюджетных и автономных учреждений было открыто 136 лицевых счетов бюджетных учреждений, 88 отдельных лицевых счетов бюджетных учреждений и 3 лицевых счета федеральных автономных учреждений (неучастников бюджетного процесса).
Процедура осуществления кассовых расходов федерального бюджета включает следующие этапы:
- предоставление получателями средств федерального бюджета платежных документов в УФК по РТ;
- санкционирование УФК по РТ платежных документов;
- формирование УФК по РТ расчетных документов для банка;
- передача УФК по РТ расчетных документов в банк;
- списание банком суммы платежей с соответствующего счета;
- отражение операций на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета.
С 2016 по 2018 год объем расходов федерального бюджета, исполненный на территории РТ вырос на 35% и составил в 2018 году 67860,86 млн. рублей.
Анализ по направлениям использования средств показал, что наибольшая доля расходов федерального бюджета осуществляется по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». В 2016 году доля расходов этих средств составила 26% от общей суммы расходов федерального бюджета за этот год. Если говорить о динамике этого показателя, то в 2017 году он вырос на 10%, а в 2018 году уменьшился на 5%.
Следующим наиболее крупным разделом, доля которого составила в 2016 году 14% от общей суммы расходов, является «Национальная экономика». Анализ показывает, что в 2017 году сумма расходов составила 17925,51 млн. руб., то есть увеличилась на 5796,22 млн. рублей по отношению к 2016 году, а в 2018 году увеличились еще на 14734,37 млн. рублей. Увеличение расходов по данному направлению на территории РТ связано с ростом расходов на дорожное хозяйство.
На долю расходов по разделу «Образование» приходится 2% от общего объема расходов федерального бюджета, финансируемых на территории РТ. В 2016 году сумма расходов на эти цели составила 1050,17 млн. рублей. Если говорить о динамике этого показателя, то в 2017 году происходит увеличение расходов на образование на 10%, и в 2018 году снова вырос на 80%. По данному разделу более 90% всех расходов составляют расходы на содержание высших учебных заведений.
По разделу «Общегосударственные вопросы» в 2018 году было использовано 7% от всех расходов федерального бюджета на территории РТ. Расходы по данному направлению ежегодно сокращаются, что, в первую очередь, связано с реализацией Концепции реформирования государственной службы и оптимизацией структуры и функций федеральных органов исполнительной власти.
В целом на долю этих четырех разделов приходится порядка 92% всех расходов федерального бюджета, осуществляемых на территории РТ.
Практически по всем разделам бюджетной классификации расходов федерального бюджета доведенные бюджетные данные были исполнены на 99,8%. Однако, остается проблема неисполнения в полном объеме получателями средств федерального бюджета доведенных до них объемов бюджетных ассигнований. Так, в 2016-2018 годах самый высокий процент неосвоения бюджетных обязательств наблюдался по таким направлениям использования средств федерального бюджета, как «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика», «Образование». В 2018 году по такому источнику финансирования как «Дополнительное финансирование за счет привлечения к труду осужденных» кассовый расход составил всего лишь 87% от объема доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В первую очередь, данная проблема связана с несвоевременным заключением договоров получателями средств федерального бюджета. В связи с этим, УФК по РТ постоянно проводит разъяснительную работу с распорядителями и получателями средств федерального бюджета о необходимости равномерного использования средств в течение года. Кроме того, Управлением Федерального казначейства по РТ, в целях своевременного исполнения федерального бюджета, до всех получателей и распорядителей средств федерального бюджета был доведен График завершения года с соответствующими разъяснениями.
Несвоевременное заключение договоров так же влияет на ритмичность исполнения расходов федерального бюджета в течение года. Как показал анализ, если в первом квартале года, как правило, исполняется до 20% годового объема расходов, то в четвертом квартале - до 35%.
Сотрудникам УФК по РТ ежедневно приходится осуществлять очень большой объем работы по исполнению расходов федерального бюджета.
Процессы совершенствования исполнения расходов федерального бюджета территориальными органами сводятся в настоящее время к задачам технического реформирования деятельности, что, в итоге, должно привести к максимальной прозрачности, открытости работы, и, тем самым, оптимизировать текущие процессы деятельности, сделав возможным переход к дальнейшим стратегическим планам и тактическим задачам.
Совершенствование исполнения расходов бюджета, которые могут в итоге внедрения электронной системы отслеживаться в режиме реального времени современными средствами, позволяющими анализировать процессы, направлено в первую очередь на контроль исполнения бюджета и эффективное перераспределение средств, которые до внедрения электронной системы перераспределялись, если не были израсходованы, только по окончании бюджетного года. Такой подход создает возможность тактической экономии, регулярного восполнения недостающих средств и своевременного изъятия и перераспределения бюджетных средств, направленных в регион, которые не могли быть израсходованы по разным причинам.
При текущем состоянии информационных технологий, используемых в органах Федерального казначейства при исполнении федерального бюджета, существует необходимость решения следующих проблем:
1.Оптимизации процедур кассового обслуживания федерального бюджета.
2. Усовершенствование системы бюджетных платежей при исполнении федерального бюджета
3. Формирование комплексной системы государственного менеджмента в УФК по Республике Татарстан.
4.Обеспечение функционирования и развитие информационных систем и технологий в УФК по Республике Татарстан
5.Совершенствование деятельности УФК по Республике Татарстан
Представляется, что:
1. Реализация механизма кассового обслуживания исполнения федерального бюджета должна осуществляться условиях необходимости обеспечения концентрации средств на едином казначейском счете и повышения эффективности использования ресурсов единого казначейского счета.
2. Реформирование системы бюджетных платежей связано с совершенствованием и развитием Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
3. Формирование комплексной системы государственного менеджмента должны быть связано с развитием механизмов внутреннего контроля и аудита в УФК по Республике Татарстан, развитие системы оценки эффективности деятельности УФК по Республике Татарстан.
4.Обеспечение функционирования и развитие информационных систем и технологий в УФК по Республике Татарстан предполагает оптимизацию технологических процессов за счет развития информационных систем, развитие технологий информационного взаимодействия с клиентами УФК по Республике Татарстан, обеспечение внедрения новых информационных сервисов.
5. В части совершенствования деятельности УФК по Республике Татарстан необходимо повышение эффективности управления денежными средствами, выделяемыми на содержание УФК по Республике Татарстан, обеспечение рационального развития и эффективного использования кадрового потенциала, совершенствование механизмов обеспечения деятельности УФК по Республике Татарстан.
Представляется, что реализация вышеизложенных предложений позволит совершенствовать исполнение расходов федерального бюджета территориальным органом Федерального казначейства.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Последнее обновление 19.02.2019г.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Последнее обновление.
3. О федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018
годов: [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»:
Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru - Последнее обновление. 19.02.2019г.
4. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019
годов [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс»:
Законодательство: Версия Проф. - Последнее обновление. 19.02.2019г.
5. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020
годов: [Электронный ресурс]: Федеральный закон от // СПС
«Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Последнее обновление. 19.02.2019г.
6. О Федеральном казначействе [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004г. № 703. // СПС «Консультант Плюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
7. О порядке кассового обслуживания исполнения федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов [Электронный ресурс]: приказ ФК РФ от 10 октября 2008г., № 8н. // СПС
«КонсультантПлюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
8. Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на
едином счете федерального бюджета [Электронный ресурс]: Приказ Федерального казначейства от 14.09.2009г., №210 // СПС
«КонсультантПлюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
9. Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минфин РФ от 1 июля 2013г., № 65н. // СПС «Консультант Плюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
10. Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минфин России от 18 декабря 2013г., № 125н. // СПС «КонсультантПлюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
11. О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства [Электронный ресурс]: приказ
Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н // СПС
«КонсультантПлюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
12. О концепции функционирования единого счета федерального
казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 23.01.2000г., №107-р. // СПС
«КонсультантПлюс».- Последнее обновление. 19.02.2019г.
Книги, монографии
13. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 687 c.
14. Белоножко, М. Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М. Л. Белоножко, А. Л. Скифская. — СПб.: Интермедия,2014. - 278 с.
15. Белугина Н.Л. Роль территориальных органов федерального казначейства в повышении эффективности бюджетного процесса региона. Финансы. 2018. № 7. С. 24-26.
16. Бордюг О.А., Петракова Н.Г. Место внутреннего контроля и аудита в современной модели финансового менеджмента, осуществляемого федеральным казначейством и его территориальными органами. Вестник Института мировых цивилизаций. 2018. Т. 9. № 3 (20). С. 17-23.
17. Борзилова Ю.С. Разработка информационной системы "территориальные органы федерального казначейства" с использованием открытых данных. Интеллектуальные информационные системы Труды Международной научнопрактической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 156-158.
18. Борзилова Ю.С., Прозоров О.В. Карта территориальных органов федерального казначейства. Информационные технологии. Проблемы и решения. 2018. № 1. С. 321-326.
19. Бусалова С.Г., Филичкина Ю.Ю. Оценка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета территориальными органами федерального казначейства. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 7-1 (19). С. 60-63.
20. Бюджет и бюджетная система: учебник / под ред. М. II. Афанасьева. — М.: Издательство Юрай г, 2014. - 402 с.
21. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / И.А.Василенко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. Юрайт,2015. - 495с.
22. Гаджиев И. А. Государственные и муниципальные финансы (учебник) / И. А. Гаджиев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 3-2. - С. 238-239.
23. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 391 с.
24. Епифанов, В. А. Государственное управление финансами и кредитом в современных условиях хозяйствования. Учебное пособие / В.А. Епифанов, А.А. Паньковский. - Москва: Наука, 2017. - 462 с.
25. Иванова И.В., Красноселова Т.А., Ушмарин Е.А. Совершенствование внутреннего контроля и аудита территориальных органов федерального казначейства в борьбе с коррупцией. Экономика и социум. 2016. № 6-1 (25). С. 937-942.
26. Иванова, О. Б. Государственные и муниципальные финансы / О.Б. Иванова, С.Н. Рукина, И.П. Денисова. - М.: Феникс, 2015. - 320 с.
27. Король Е.А. Изменения в порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами федерального казначейства. Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2015. № 3 (147). С. 9-11.
28. Косогов Д.О. Практика взаимодействия территориального органа федерального казначейства с организациями - заявителями по вопросам обеспечения безопасности информации при осуществлении обмена электронными документами. Политика, экономика и инновации. 2017.№ 1 (11). С. 20.
29. Лукашов А.И. Развитие функциональной деятельности территориальных органов федерального казначейства. Финансы. 2019. № 2. С. 10-13.
30. Малиновская, О. В. Государственные и муниципальные финансы /
О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
31. Масгрейв, Р. А. Государственные финансы: теория и практика : пер. с англ. / Р. А. Масгрейв, П. Б. Масгрейв. — М. : Бизнес Атлас, 2015. - 277 с.
32. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 393 с.
33. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. Л. И. Гончаренко. — М.: Издательство Юрайт, 2016. - 265 с.
34. Подъяблонская, Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. / Л.И. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 559 с.
35. Ракитина, И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 с.
36. Романовский, М. В. Финансы: учебник для академического
бакалавриата / М. В. Романовский, Н. Г Иванова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. - 477 с.
37. Скосарева А.В. Модификация задач подразделения внутреннего контроля и аудита на примере территориального органа федерального казначейства. Финансы. 2018. № 12. С. 27-31.
38. Слепова, В. А. Государственные и муниципальные финансы / Под редакцией С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2016. - 763 с.
39. Соловьев, И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2016. - 240 с.
40. Финансы: учеб. / Н. И. Берзон - Москва: Юрайт, 2016. -602 с.
41. Финансы: учебник / под ред. Е. В. Маркиной. — 3-е изд., стер. — М.: КноРус, 2015. - 570 с.
42. Фролов А.Л., Петракова Н.Г. Деятельность территориальных органов в процессе осуществления внутреннего контроля финансового менеджмента, осуществляемого федеральным казначейством. Образование - путь к успеху Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Плужника, Т.В. Яблоновской. 2018. С. 142-145.
43. Якушев, А. В. Государственные и муниципальные финансы / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2016. - 174 с.
44. Ермасова Н.Б. Бюджетная система. - М.: Высшее образование, 2015. - 720c.
45. Комягин Д.Л. Бюджет как элемент стратегического планирования / Комягин Д.Л. // Финансовое право. - 2016. - № 9. - С. 17-18.
46. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 344 с.
Электронные ресурсы
47. Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за 2016 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]: одобрен решением Коллегии Федерального казначейства . URL: http://www.roskazna.ru/
48. Официальный сайт Федерального казначейства. URL: http://www.roskazna.ru/
49. Официальный сайт Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан. URL: http://tatarstan.roskazna.ru/
50. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://www.ach.gov.ru/
51. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.
URL: https://www.minfin.ru/ru/
52. Официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан. URL: http://minfin.tatarstan.ru/