Введение 3
Глава 1. Теоретические и практические аспекты физического воспитания
детей дошкольного возраста основам спортивных игр 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности организма детей дошкольного
возраста 5-6 лет 6
1.2 Двигательная активность дошкольников 5-6 лет 12
1.3. Методика и организация физического воспитания дошкольников 5-6 лет.16
1.4. Основы и закономерности использования основ спортивных игры в
физическом воспитании дошкольников 5-6 лет 21
Глава 2. Экспериментальное обоснование методики обучения основам спортивных игр дошкольников 5-6 лет 28
2.1 Организация исследования 28
2.2. Методы исследования 28
2.3. Разработка методики обучения основам спортивных игр дошкольников
5- 6 лет направленных на развития физических качеств 30
2.4. Исследование результатов развития физических качеств, в процессе
обучения основам спортивных игр детей 5-6 лет дошкольников 34
Выводы 39
Заключение 40
Библиографический список 41
Приложение
Актуальность исследования. Современная программа по физической культуре для дошкольных образовательных учреждений акцентирована преимущественно на формировании двигательной культуры детей с приоритетом развития двигательных качеств и обучения двигательным умениям и навыком с учетом их возрастного развития. Являясь важным аспектом физического воспитания, вышеуказанные компоненты не в полной мере решают те задачи, которые стоят перед физическим воспитанием на современном этапе модернизации системы дошкольного образования [2;3;4].
Главной задачей физического воспитания старших дошкольников являются сохранение и укрепление их физическое здоровье, т.е. гармоничное физическое развитие, совершенствование функциональных возможностей, а также формирование физических качеств и двигательных способностей.
В последние годы динамика развития физических способностей, а также те формы, методы и средства их совершенствования пересмотрены и значительно изменились [1;7;8, с 78-89].
Известно, что наиболее благоприятным периодом для развития двигательных способностей является дошкольный и школьный возраст. На протяжении, которого в организме детей и подростков происходят весьма значительные морфофункциональные количественное и качественное изменения. При этом темпы естественного прогрессирования двигательных способностей в различные периоды развития организма дошкольников не одинаковы [12, с 45].
Учёные в области медицины, педагогики и в других областях науки с беспокойством и тревогой констатируют ухудшение физического здоровья подрастающего поколения. У детей дошкольного возраста с каждым годом наблюдается значительное снижение уровня развития физических и функциональных возможностей [15;16;17].
Снижение двигательной активности особенно отрицательно сказывается в дошкольном возрасте, где моторика является главном фактором развития ребенка. Оно сопровождается нарушениями в сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижением не только физической, но и умственной работоспособности [21].
Основы обучения двигательным способностям зависит от закономерностей биологического становления организма на различных этапах возрастного развития. Главное место в совершенствовании двигательных качеств учащихся отводится физическому воспитанию. При этом одним из важных требований к комплексному развитию физических способностей дошкольников является дифференцирование педагогических воздействий в соответствии с их индивидуальными и возрастно-половыми особенностями.
Актуальность данной работы заключена в том, что спортивные игры является ведущим видом деятельности дошкольника, она понятна и доступна ему. Поэтому, с помощью спортивных игр, мы можем физически развивать ребенка [22; 23; 27, с 4-7].
Цель исследования - разработать и практически проверить эффективность методики обучения основам спортивных игр дошкольников
5- 6 лет направленных на развития физических качеств.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание методики обучения основам спортивных игр дошкольников 5-6 лет направленных на развития физических качеств.
Гипотеза: предполагается, применение основ спортивных игр комплексно с учетом направленности это будут способствовать развитию двигательных способностей, а значит и физическому развитию дошкольного возраста если:
- будет использовано игры на физкультурных занятиях дошкольников комплексно с направленным развитием физических качеств;
- будет сочетаться средства и методы направленное на развитие навыков и умений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить вопросы закономерностей развития двигательных способностей у детей дошкольного возраста по данным литературных источников.
2. Изучить исходный уровень проявления двигательных способностей детей дошкольного возраст 5-6 лет.
3. Разработать и экспериментально обосновать методики обучения основам спортивных игр дошкольников 5-6 лет направленных на развития физических качеств.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка литературы.
Изучение литературных источников и теоретико-методический анализ специальной научной литературы дают основание утверждать, что рационально направленная, организованная игровая деятельность в физическом воспитании дошкольников наилучшим образом решает проблему подготовки дошкольников к последующим возрастным этапам воспитания и является социальной ценностью для их физической и нравственной подготовки, способствует привитию навыков здорового образа жизни.
Дошкольный возраст 5-6 лет обоснованно считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка.
При проведении обучения основам спортивных игр, дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Физкультурные эстафеты и игры состязательного характера помогают детям закрепить основные движения и повысить двигательную активность. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся занятия оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костносвязочного аппарата, мышечной системы, а также повышают функциональную деятельность организма ребенка.
Таким образом, обучение детей в детском саду представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане.
1. Адашкявичене, И.А. Спортивные игры и упражнения в детском саду / И.А. Адашкявичене / -Москва: Просвещение, 2002.-35 с.
2. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник 21 века / Ю.Е. Антонов, М.Н Кузнецова, Т.Ф. Саулина /- Москва: 2001.-20 с.
3. Бекмансуров, Х. А. Паспорт здоровья: мониторинг физического развития и физической подготовленности школьников / Х. А. Бекмансуров. - Елабуга. : ЕГПУ, 2006. - 320 с.
4. Безруких, М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
5. Былеева, Л.В.. Подвижные игры / Л.В. Былеева, И.М. Короткое - М.: Просвещение, 2006. -310с.
6. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е.Н. Вавилова -Москва: Просвещение, 2001.-130 с.
7. Верлина, И. Н. Состояние здоровья и физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Мониторинг физ. развития, физ. подготовленности различных возрастных групп населения: материалы первой всероссийской научно-практической конференции. / И. Н. Верлина, Е. Д. Трубникова. - 2003.
8. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст / Л.Д. Глазырина - Москва: Просвещение, 2009. -122 с.
9. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей / Л.Д. Глазырина - Москва: Просвещение, 2009. -132с.
10. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб.для студ.пед.вузов / М.Н. Жуков - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 210 с.
11. Ермалаев, Ю. А. Возрастная физиология: учеб. пособ. для сту-тов. / Ю. А. Ермалаев. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001.
12. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - Москва: Просвещение, 2008. -212 с.
13. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях Пособие для учителей.- М.: ООО «Фирма Издательство ACT», 1998. -272с.
14. Мельников, С.Б. Методика физического воспитания с основами теории / С.Б. Мельников . -Москва: Просвещение, 2001.-150с.
15.Осокина, Т.П., Как научить детей плавать / Т.П. Осокина - М.: Просвещение, 2005. - 96 с.
16.Осокина, Т.П., Обучение плаванию в детском саду / Т.П. Осокина, Е.А.
Тимофеева, Т.Л. Богина - М.: Просвещение, 2001. - 97 с.
17.Осокина, Т.И., Физическая культура в детском саду / Т.П. Осокина - Москва: Просвещение, 2006. -324 с.
18. Пензулаева, Л.И., Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет /Л.И. Пензулаева - Москва: Просвещение, 2008.-140с.
19. Пензулаева, Л.И., Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет/ Л.И. Пензулаева - Москва: Владос, 2001.-120 с.
20. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под.ред. М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 2005. - 174 с.
21. Сухарев, А.П. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.П. Сухарев - М. Медицина, 2007. - 272 с.
22. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми / Е.А. Тимофеева - Москва: Просвещение, 2001 -92 с.
23. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада: Из опыта работы /В.А. Андерсон и др; Сост. Ю.Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2001. - 76 с.
24. Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта // Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
25. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишикина - Москва: Академия, 2008. -125 с.
26. Шустов, А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / А.И. Шустов- М.: Медицина, 2005. 263 с.
27. Яковлев, В.Г. Играя, дети учатся жить // В.Г. Яковлев Как проводить подвижную игру / - М.: Просвещение, 2002. - №3. - с. 4-7.