Проблемы и перспективы развития мирового автомобильного рынка
|
Введение 3
1. Теоретические основы исследования автомобильного рынка 6
1.1 Мировой автомобильный рынок в системе международных рынков 6
1.2 Роль автомобильного рынка в экономике основных стран производителей
1.3 Факторы развития мирового автомобильного рынка и его роль в
мировой экономике
2. Анализ современного состояния развития мирового автомобильного рынка
2.1 Тенденции и показатели развития мирового автомобильного рынка на современном этапе
2.2 Ключевые игроки на мировом автомобильном рынке 34
2.3 Проблемы развития мирового автомобильного рынка в современных условиях
3. Российский автомобильный рынок как составная часть мирового
автомобильного рынка
3.1 Оценка состояния и проблем развития автомобильного рынка в России
3.2 Пути укрепления позиций Российской Федерации на мировом рынке автомобильной промышленности
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения 81
1. Теоретические основы исследования автомобильного рынка 6
1.1 Мировой автомобильный рынок в системе международных рынков 6
1.2 Роль автомобильного рынка в экономике основных стран производителей
1.3 Факторы развития мирового автомобильного рынка и его роль в
мировой экономике
2. Анализ современного состояния развития мирового автомобильного рынка
2.1 Тенденции и показатели развития мирового автомобильного рынка на современном этапе
2.2 Ключевые игроки на мировом автомобильном рынке 34
2.3 Проблемы развития мирового автомобильного рынка в современных условиях
3. Российский автомобильный рынок как составная часть мирового
автомобильного рынка
3.1 Оценка состояния и проблем развития автомобильного рынка в России
3.2 Пути укрепления позиций Российской Федерации на мировом рынке автомобильной промышленности
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения 81
Автомобильная отрасль является одним из важных секторов в современной экономике России. Состояние автомобильного рынка оказывает значительное влияние на национальную экономику в целом. Это связано, прежде всего, с тем, что автомобильная промышленность способствует возникновению мультипликативного эффекта в экономике, а также является наукоемкой и высокотехнологичной. Инновации, внедряемые в автомобильной промышленности, ведут к совершенствованию и других отраслей, что в итоге приводит к подъему экономики в целом.
Важность автомобильной промышленности на сегодняшний день объясняется объективной необходимостью в обеспечении независимости страны, а также размером прибыльности от продаж, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Все это в совокупности выводит автомобильную промышленность на одну из передовых позиций в мировой экономике. Исходя из этого, следует заинтересованность государства в обеспечении стабильности и развития рынка.
Роль автомобильной промышленности на макроэкономическом уровне тесно связана с укреплением и стабилизацией денежной системы, выявлением спроса потребностей данной продукции для промышленности в целом. Одновременные показатели большого объема выпуска продукции и, вместе с этим, высокий уровень технологий производства - всё это показатели преимуществ автомобилестроения в материальной сфере любой развитой страны. Конъюнктура национального внутреннего рынка автомобилей - основной показатель благосостояния страны, а также мощный индикатор рыночных отношений в современной системе экономики. Государство, анализируя тенденции рынка автомобилей и факторы, которые на него влияют, может поддерживать отечественную автомобильную отрасль и стимулировать ее развитие.
Место и роль России на мировом рынке автомобильной промышленности уделяли внимание многие ученые экономисты, такие, как И. Т. Абдукаримов, И. С. Алексеев, Э. А. Арустамов, А. Ю. Архипов, Э. П. Бабин, В. А. Баринов, О. И. Дягтерова и многие другие.
Целью исследования является изучение места и роли России на мировом рынке автомобильной промышленности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить сущность и особенности функционирования мирового рынка;
2. рассмотреть методические аспекты исследования мировых рынков;
3. провести анализ состояния мирового рынка автомобильной промышленности;
4. рассмотреть динамику развития автомобильной промышленности в РФ;
5. проанализировать экспорт РФ на мировом рынке автомобильной промышленности;
6. выявить проблемы развития автомобильной промышленности в РФ;
7. наметить пути укрепления позиций российской федерации на мировом рынке автомобильной промышленности.
Объектом исследования являете международный рынок автомобильной промышленности.
Предметом исследования является место России на международном рынке автомобильной промышленности.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области автомобильной промышленности, экономического анализа, теории организации управления; законодательные и нормативные документы России, официальные данные ЦБ РФ, других органов государственного и регионального управления; аналитическая информация научно-исследовательских учреждений;
монографические исследования и научные публикации.
В работе были использованы следующие методы исследования: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, наблюдение, статистические и математические методы обработки информации.
Информационной базой исследований стали законодательные акты, нормативные документы регулирующие сферу автомобильной промышленности, доклады, отчеты, статистические данные, научные публикации, методическая и учебная литература.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации различных подходов к теоретическим основам функционирования мирового рынка.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении основных проблем и направлений укрепления позиций Российской Федерации на мировом рынке автомобильной промышленности.
Новизна работы заключается в систематизации различных подходов к теоретическим основам функционирования мирового рынка.
Практическая значимость работы заключается в определении путей укрепления позиций российской федерации на мировом рынке автомобильной промышленности.
Полученные выводы и предложения могут быть использованы в качестве дополнений и расширений существующих программ и стратегий развития автомобильной промышленности РФ.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Важность автомобильной промышленности на сегодняшний день объясняется объективной необходимостью в обеспечении независимости страны, а также размером прибыльности от продаж, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Все это в совокупности выводит автомобильную промышленность на одну из передовых позиций в мировой экономике. Исходя из этого, следует заинтересованность государства в обеспечении стабильности и развития рынка.
Роль автомобильной промышленности на макроэкономическом уровне тесно связана с укреплением и стабилизацией денежной системы, выявлением спроса потребностей данной продукции для промышленности в целом. Одновременные показатели большого объема выпуска продукции и, вместе с этим, высокий уровень технологий производства - всё это показатели преимуществ автомобилестроения в материальной сфере любой развитой страны. Конъюнктура национального внутреннего рынка автомобилей - основной показатель благосостояния страны, а также мощный индикатор рыночных отношений в современной системе экономики. Государство, анализируя тенденции рынка автомобилей и факторы, которые на него влияют, может поддерживать отечественную автомобильную отрасль и стимулировать ее развитие.
Место и роль России на мировом рынке автомобильной промышленности уделяли внимание многие ученые экономисты, такие, как И. Т. Абдукаримов, И. С. Алексеев, Э. А. Арустамов, А. Ю. Архипов, Э. П. Бабин, В. А. Баринов, О. И. Дягтерова и многие другие.
Целью исследования является изучение места и роли России на мировом рынке автомобильной промышленности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. изучить сущность и особенности функционирования мирового рынка;
2. рассмотреть методические аспекты исследования мировых рынков;
3. провести анализ состояния мирового рынка автомобильной промышленности;
4. рассмотреть динамику развития автомобильной промышленности в РФ;
5. проанализировать экспорт РФ на мировом рынке автомобильной промышленности;
6. выявить проблемы развития автомобильной промышленности в РФ;
7. наметить пути укрепления позиций российской федерации на мировом рынке автомобильной промышленности.
Объектом исследования являете международный рынок автомобильной промышленности.
Предметом исследования является место России на международном рынке автомобильной промышленности.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области автомобильной промышленности, экономического анализа, теории организации управления; законодательные и нормативные документы России, официальные данные ЦБ РФ, других органов государственного и регионального управления; аналитическая информация научно-исследовательских учреждений;
монографические исследования и научные публикации.
В работе были использованы следующие методы исследования: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, наблюдение, статистические и математические методы обработки информации.
Информационной базой исследований стали законодательные акты, нормативные документы регулирующие сферу автомобильной промышленности, доклады, отчеты, статистические данные, научные публикации, методическая и учебная литература.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации различных подходов к теоретическим основам функционирования мирового рынка.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении основных проблем и направлений укрепления позиций Российской Федерации на мировом рынке автомобильной промышленности.
Новизна работы заключается в систематизации различных подходов к теоретическим основам функционирования мирового рынка.
Практическая значимость работы заключается в определении путей укрепления позиций российской федерации на мировом рынке автомобильной промышленности.
Полученные выводы и предложения могут быть использованы в качестве дополнений и расширений существующих программ и стратегий развития автомобильной промышленности РФ.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В настоящее время одна из центральных особенностей развития глобализации мировой автомобильной промышленности - это ускоренное снижение числа производителей, в рамках их объединения и транснационализации производства. Основными показателями выживания компаний в современных условиях являются: возможность одновременной эффективной деятельности на нескольких рынках; конкурентоспособность и финансовая устойчивость; неоклассическая схема организации производства автомобилей.
Основными тенденциями глобализации современного автопрома являются: значительный рост оптимальных объемов изготовления продукции автомобильной промышленности; инвестирование крупными производителями автомобилей в развитие производственных мощностей размещенных на территории развивающихся стран; рост продаж автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива; стандартизация и унификация всего модельного ряда; появление «гибких производств» в автомобилестроении.
Изменение предпочтений потребительского рынка повлекло за собой значительное изменение внешнеторгового оборота автопрома между странами. Стали активно создаваться крупные международные альянсы мировых автопроизводителей. Значительно вырос индекс транснациональности ТНК - лидеров автомобильной отрасли. Продолжается активный рост продаж азиатских брендов автомобилей на рынках ЕС и США. Происходит появление и активное развитие нового направления автомобильной индустрии - создание «бюджетного» автомобиля.
В настоящее время российский автомобильный рынок восстанавливается после финансового кризиса как в количественном, и денежном выражении. Наибольшим источником роста рынка являются модели бюджетного сегмента, спрос на которые растет наиболее высокими темпами. По результатам 2017 г. после четырех лет падения российский автомобильный рынок показал рост на уровне 12,5%. В 2018 г. бренды показали разнонаправленную динамику: средний и массовый сегмент активно восстанавливались, тогда, как премиальный сегмент демонстрировал падение.
В 2019 г. ожидается рост рынка новых легковых автомобилей в России на уровне 11%. Развитие технологий обеспечивает смещение приоритетов в мировом автопроме в сторону электрификации автомобилей и разработки автопилотов, а также развития новых форм мобильности.
В перспективе 5 лет ожидается положительная динамика авторынка, обеспеченная восстановлением экономики и ожидаемым ростом инвестиций в производство и новые технологии. Оживление секторов малого и среднего бизнеса окажут положительное влияние на сегмент легких коммерческих автомобилей. Восстановление экономики, развитие транспортной системы, а также реализация госпрограмм обеспечат рост продаж грузовых автомобилей. Спрос на новые автобусы будет зависеть от стратегии обновления изношенного парка. Приоритетным направлением в отрасли сельскохозяйственного машиностроения в России на ближайшие годы является обновление парка техники и развитие экспортных продаж. На продажи автомобилей специального назначения окажут влияние необходимость обновления изношенного парка, а также реализация мер господдержки.
В 2018 году объем продаж вырос вместе с ростом реального ВВП, восстановившись до уровня 2015 года. Показатели конкурентоспособности автомобильной промышленности России оценивается как высокий. Он объясняется низкой степенью обеспеченности населения автомобилями, солидным возрастом автопарка, продолжением государственной поддержки сектора и развитием бизнеса в РФ крупными международными игроками.
Восстановление рынка продолжится в 2019 году с перспективой увеличения объемов продаж до уровня, превышающего 2 млн. легковых автомобилей к 2020 году.
Темпы восстановления будут определяться такими факторами, как обменный курс рубля, цены на нефть, уровень ставок по автомобильным кредитам, размеры и эффективность мер государственной поддержки, государственное регулирование, в частности индексация утилизационного сбора, а также перспективы снижения стоимости владения автомобилем.
Представленный анализ позволяет сделать вывод о том, что на текущем этапе развития рынка капитала в России адаптация многих зарубежных инструментов финансирования НИОКР в автомобильной отрасли кажется либо труднореализуемой, либо экономически неэффективной из-за чрезмерно высоких банковских процентов и стоимости капитала. Потому проблема инновационного развития автомобильной промышленности в России носит куда более сложный системный характер, чем может показаться на первый взгляд. В этой связи адаптация успешного зарубежного опыта хоть и кажется наиболее рациональным методом развития, однако возможности для использования большинства рассмотренных подходов весьма ограничены широким набором экономических проблем, решение которых невозможно в краткосрочной перспективе.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что развитие отечественного автопрома в условиях инновационной экономики в ближайшие годы будет проходить по уникальному сценарию, отличному от того, который характерен ведущим капиталистическим экономикам. В первую очередь оно будет опираться не на рыночные ресурсы, предлагаемые на гибких рынках капитала, а на использовании государственных средств, за счет создания льготных условий функционирования предприятий автомобильной отрасли, а также за счет аккумуляции и высвобождения научного потенциала отечественных научно-исследовательских кадров.
Основными проблемами развития автомобильной промышленности в РФ являются: высокая волатильность и замедление темпов роста автомобильного рынка; низкая конкурентоспособность при существовании высокого уровня конкуренции на автомобильном рынке; высокий уровень раздробленности автомобильного рынка, а также низкий объем производства отдельно взятых производителей; технологическое отставание отрасли при отсутствии стимулирования НИОКР; кадровая проблема; проблема с комплектующими; недостаток финансовых ресурсов.
Пути укрепления позиций российской федерации на мировом рынке автомобильной промышленности должны заключаться в реализации ряда таких мероприятий как: привлечение инвестиции (ПИФЫ); использование режима промышленной сборки; внедрения нанотехнологий; образование стратегических альянсов; создание новой системы менеджмента планирования и маркетинга государственного управления; обеспечение централизованного контроля за энергетической и транспортной отраслями, а также регулирование тарифов; установление контроля за соблюдением условий локализации производства; формирование условий выгодного автокредитования и создание стимулирующих программ; субсидирование покупок автомобилей отечественного производства.
Таким образом, благодаря эффективному управлению процессом привлечения прямых иностранных инвестиций автомобильная промышленность получит новый источник роста и импульс к развитию отрасли на базе зарубежных технологий. А в России может появиться новая точка роста на базе отраслей конечного производства.
Основными тенденциями глобализации современного автопрома являются: значительный рост оптимальных объемов изготовления продукции автомобильной промышленности; инвестирование крупными производителями автомобилей в развитие производственных мощностей размещенных на территории развивающихся стран; рост продаж автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива; стандартизация и унификация всего модельного ряда; появление «гибких производств» в автомобилестроении.
Изменение предпочтений потребительского рынка повлекло за собой значительное изменение внешнеторгового оборота автопрома между странами. Стали активно создаваться крупные международные альянсы мировых автопроизводителей. Значительно вырос индекс транснациональности ТНК - лидеров автомобильной отрасли. Продолжается активный рост продаж азиатских брендов автомобилей на рынках ЕС и США. Происходит появление и активное развитие нового направления автомобильной индустрии - создание «бюджетного» автомобиля.
В настоящее время российский автомобильный рынок восстанавливается после финансового кризиса как в количественном, и денежном выражении. Наибольшим источником роста рынка являются модели бюджетного сегмента, спрос на которые растет наиболее высокими темпами. По результатам 2017 г. после четырех лет падения российский автомобильный рынок показал рост на уровне 12,5%. В 2018 г. бренды показали разнонаправленную динамику: средний и массовый сегмент активно восстанавливались, тогда, как премиальный сегмент демонстрировал падение.
В 2019 г. ожидается рост рынка новых легковых автомобилей в России на уровне 11%. Развитие технологий обеспечивает смещение приоритетов в мировом автопроме в сторону электрификации автомобилей и разработки автопилотов, а также развития новых форм мобильности.
В перспективе 5 лет ожидается положительная динамика авторынка, обеспеченная восстановлением экономики и ожидаемым ростом инвестиций в производство и новые технологии. Оживление секторов малого и среднего бизнеса окажут положительное влияние на сегмент легких коммерческих автомобилей. Восстановление экономики, развитие транспортной системы, а также реализация госпрограмм обеспечат рост продаж грузовых автомобилей. Спрос на новые автобусы будет зависеть от стратегии обновления изношенного парка. Приоритетным направлением в отрасли сельскохозяйственного машиностроения в России на ближайшие годы является обновление парка техники и развитие экспортных продаж. На продажи автомобилей специального назначения окажут влияние необходимость обновления изношенного парка, а также реализация мер господдержки.
В 2018 году объем продаж вырос вместе с ростом реального ВВП, восстановившись до уровня 2015 года. Показатели конкурентоспособности автомобильной промышленности России оценивается как высокий. Он объясняется низкой степенью обеспеченности населения автомобилями, солидным возрастом автопарка, продолжением государственной поддержки сектора и развитием бизнеса в РФ крупными международными игроками.
Восстановление рынка продолжится в 2019 году с перспективой увеличения объемов продаж до уровня, превышающего 2 млн. легковых автомобилей к 2020 году.
Темпы восстановления будут определяться такими факторами, как обменный курс рубля, цены на нефть, уровень ставок по автомобильным кредитам, размеры и эффективность мер государственной поддержки, государственное регулирование, в частности индексация утилизационного сбора, а также перспективы снижения стоимости владения автомобилем.
Представленный анализ позволяет сделать вывод о том, что на текущем этапе развития рынка капитала в России адаптация многих зарубежных инструментов финансирования НИОКР в автомобильной отрасли кажется либо труднореализуемой, либо экономически неэффективной из-за чрезмерно высоких банковских процентов и стоимости капитала. Потому проблема инновационного развития автомобильной промышленности в России носит куда более сложный системный характер, чем может показаться на первый взгляд. В этой связи адаптация успешного зарубежного опыта хоть и кажется наиболее рациональным методом развития, однако возможности для использования большинства рассмотренных подходов весьма ограничены широким набором экономических проблем, решение которых невозможно в краткосрочной перспективе.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что развитие отечественного автопрома в условиях инновационной экономики в ближайшие годы будет проходить по уникальному сценарию, отличному от того, который характерен ведущим капиталистическим экономикам. В первую очередь оно будет опираться не на рыночные ресурсы, предлагаемые на гибких рынках капитала, а на использовании государственных средств, за счет создания льготных условий функционирования предприятий автомобильной отрасли, а также за счет аккумуляции и высвобождения научного потенциала отечественных научно-исследовательских кадров.
Основными проблемами развития автомобильной промышленности в РФ являются: высокая волатильность и замедление темпов роста автомобильного рынка; низкая конкурентоспособность при существовании высокого уровня конкуренции на автомобильном рынке; высокий уровень раздробленности автомобильного рынка, а также низкий объем производства отдельно взятых производителей; технологическое отставание отрасли при отсутствии стимулирования НИОКР; кадровая проблема; проблема с комплектующими; недостаток финансовых ресурсов.
Пути укрепления позиций российской федерации на мировом рынке автомобильной промышленности должны заключаться в реализации ряда таких мероприятий как: привлечение инвестиции (ПИФЫ); использование режима промышленной сборки; внедрения нанотехнологий; образование стратегических альянсов; создание новой системы менеджмента планирования и маркетинга государственного управления; обеспечение централизованного контроля за энергетической и транспортной отраслями, а также регулирование тарифов; установление контроля за соблюдением условий локализации производства; формирование условий выгодного автокредитования и создание стимулирующих программ; субсидирование покупок автомобилей отечественного производства.
Таким образом, благодаря эффективному управлению процессом привлечения прямых иностранных инвестиций автомобильная промышленность получит новый источник роста и импульс к развитию отрасли на базе зарубежных технологий. А в России может появиться новая точка роста на базе отраслей конечного производства.
Подобные работы
- МИРОВОЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Развитие международного автомобильного рынка в современных условиях
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2024 - МЕСТО РОССИЙСКОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы и перспективы развития мирового рынка автомобилей
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - Обязательное страхование автогражданской ответственности:современное состояние и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Анализ конкурентных стратегий автопроизводителей КНР при экспансии на российский рынок
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Автомобильные рынки России и стран СНГ: перспективы трансформации в условиях появления электромобилей
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Российско-японское сотрудничество в энергетической сфере: эволюция отношений, современное состояние, проблемы и перспективы развития
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022



