Введение
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА
СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СФЕРЫ
1.1 Процесс развития эмоциональной сферы у детей дошкольного
возраст 7
1.2 Воспитатель как субъект образовательной среды, его
характеристики 12
1.3 Особенности работы дошкольного образовательного учреждения по
развитию эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста 18
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Описание выборки 27
2.2 Методы исследования 28
2.3 Процедура исследования 33
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 34
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1.1. Исследование распознавания эмоций у дошкольников 35
3.1.2. Исследование личностных характеристик воспитателей 38
3.2. Взаимосвязь особенностей эмоционального развития дошкольников с
характеристиками воспитателя как субъекта образовательной среды 43
Заключение 48
Литература 50
Приложения 55
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СФЕРЫ
1.1. Процесс развития эмоциональной сферы у детей дошкольного
возраст 7
1.2. Воспитатель как субъект образовательной среды, его
характеристики 12
1.3. Особенности работы дошкольного образовательного учреждения по
эмоциональному развитию дошкольников 18
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Описание выборки 27
2.2. Методы исследования 28
2.3. Процедура исследования 32
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 33
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1.1. Исследование распознавания эмоций у дошкольников 35
3.1.2. Исследование личностных характеристик воспитателей 38
3.2. Взаимосвязь особенностей эмоционального развития дошкольников с
характеристиками воспитателя как субъекта образовательной среды 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Актуальность проблемы эмоционального развития детей обусловлена тем, что в настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость развития эмоциональной сферы, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается как уникальный в плане эмоционального развития, решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
В дошкольном возрасте дети не только получают необходимые знания, умения и навыки, но также у них развиваются основные свойства личности, эмоционально- личностной сферы, социально- психологических способностей, в взаимоотношениях с окружающим миром. Поэтому сейчас имеет большое значение повышение качества образования.
Изменчивость социальных отношений в обществе открывают противоречивые тенденции. Объективно: недостаток ситуаций, которые
помогают получить полноценное духовное, нравственное и эмоциональное развитие, приобрести социальные навыки. Потребности дошкольников: побуждение скрытых резервов, духовный рост, развитие эмоциональной сферы, формирование субъектной позиции в отношении других людей, личной жизни.
Согласно исследованиям, родители по объективным и субъективным причинам не уделяют внимания эмоциональному развитию настолько, насколько нуждаются в этом дети.
В следствии глобального увлечения компьютерными играми и продолжительного просмотра телевизора, наблюдаются торможение развития и обогащения эмоциональной сферы детей, осознания и контроля личных эмоций. У детей появляются проблемы со сверстниками и взрослыми, они становятся черствыми и эгоцентричными, них появляется импульсивное поведение. Вследствие этого перед педагогами появляется проблема формирования эмоциональной сферы детей, понимание своего состояния,
умения правильно рассказывать о нем и определять эмоции других людей. Взрослые создают условия для детского развития, путем психологпедагогических методов.
В отечественной педагогике проблему потенциала педагога разрабатывали многие ученые, но наиболее сущность раскрыта в работах О.И. Байдаровой [5], А.М. Боднар [6], Т.Л. Божинской [7], Ю.Н. Кулюткина [24], Е.Н Гусаровой [13], Р.Б. Дондоковой [14], А.А. Костылевой [20], Г.А. Мелекесова [29], О.Л. Никольской [32], Е.А. Пагнаевой [34], Г.Ф. Приваловой [36], И.Э. Ярмакеева [47], Н.В. Кузьминой [23], М.И. Лукьяновой [26], А.К. Марковой [28], И.Н. Семенова [43], и др
Цель исследования: раскрыть потенциал воздействия воспитателя , при осуществлении учебно-воспитательных процессов , как фактора эмоционального развития детей дошкольного возраста , через установление взаимосвязей указанных параметров - личностных свойств педагога и эмоций детей.
Объект исследования - эмоциональное развитие детей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования - особенности влияния личности воспитателя как субъекта образовательной среды на уровень эмоционального развития детей в дошкольном возрасте.
Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь эмоционального развития детей дошкольного возраста с личностными характеристиками воспитателей.
Задачи:
1. Проанализировать основные теоретические модели эмоциональной деятельности, в том числе раскрыть личностные характеристики воспитателей, и их влияние на эмоциональное развитие дошкольников.
2. Выбрать диагностические методики, которые определяют уровень эмоционального развития дошкольников и уровня личностных и профессиональных характеристик воспитателей.
3. Выявить взаимосвязь особенностей эмоционального развития у дошкольников с характеристиками воспитателя как субъекта культурнообразовательной среды (анализ полученных данных).
Практическая значимость: результаты проведенных исследований могут использоваться в работе с детьми дошкольного возраста для эмоционального развития ребенка. Могут быть использованы воспитателями, педагогами-психологами и родителями этих детей.
Методы: Полученные в ходе исследования данные испытуемых были рассчитаны с помощью математико-статистической обработки. Все расчеты проводились на ПК с применением пакета прикладных программ «SPSS в среде Windows» и «Excel».
Осуществлялась описательная статистика, сравнительный и корреляционный анализы. Описательная статистика это метод, который позволяет интерпретировать результаты измерений.
Был проведен корреляционный анализ (Спирмена).
В диагностических целях были применены следующие методики:
С дошкольниками проводились:
- тест на тревожность «Выбери нужное лицо»;
- тест на распознавание эмоций -Affect Recognition.
С воспитателями проводились следующие методики:
- опросник «Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя» (А. И. Григорьева);
- методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач,
С.Джексон);
- опросник эмпатии М. Дэвиса (адаптация Н. А. Будаговская, С. В. Дубровская, Т. Д. Карягина) (российская версия).
База проведения исследования: Исследование эмоционального
развития детей дошкольного возраста было проведено на базе детского сада: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 414
г. Казани. В исследовании принимали участие педагоги - воспитатели и дети из двух старших групп.
Выборку составили дети в количестве 52 человек ( 5-6 лет), из которых 28 девочки и 24 мальчиков. В ходе эксперимента было продиагностировано 27 детей билингвов и 25 монолингвов; 51 ребенок из полных семей и 1 ребенок из неполной; средний возраст матерей 30-40 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: определена целями и задачами исследования, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом
исследования были проанализированы основные теоретические модели
эмоциональной деятельности , разработанные в психологии. Для реализации
эмпирических задач был подобран комплекс релевантных методик на
выявление уровня эмоционального развития ребенка дошкольного возраста и
уровня личностных и профессиональных характеристик воспитателей.
Изучение основных теоретических моделей эмоционального развития
детей дошкольного возраста, разработанные в психологии, и проведение
эмпирического исследования позволило сформулировать ряд выводов.
Результаты корреляционного анализа (коэффициент Спирмена)
представлены в таблице 2, приложение 7. В результате исследования не было
обнаружено значимых корреляционных связей между характеристиками
эмоциональной развития дошкольников (а именно способностью к
распознаванию эмоций) и показателями личностных характеристик
воспитателей как субъектов образовательной среды .
Полученные данные, тем не менее, вызывают интерес. Можно
предположить, что отсутствие значимых корреляционных связей обусловлено
тем, что исследуемые нами взаимосвязи имеют более тонкий характер и
проявляются с разной степенью выраженности в разных ситуациях. Иными
словами, можно предположить, что в одних социальных ситуациях влияние
воспитателя на то, как ребенок распознает эмоции, является более очевидным,
более выраженным, а в других ситуациях эта связь не проявляется. Для
расчетов мы брали суммарные итоговые показатели распознавания эмоций у
детей, а также суммарные показатели индекса тревожности. За счет этого,
возможно, более тонкие взаимосвязи нивелировались и не проявились в
расчетах. На основании сказанного, мы предполагаем, что корреляционный
анализ необходимо проводить не только с итоговыми показателями, но и
данными, полученными в разных вариантах методик.50
Еще одно ограничение исследования может быть связано с самими
методиками. В частности, возможно имеет смысл, при исследовании
распознавания эмоций у дошкольников включать стимульный материал с
изображением лиц взрослых (воспитателей), а также использовать изображения
детей и взрослых той же расы и национальности. Другое ограничение
исследования может быть связано с объемом выборки воспитателей. Возможно,
что при увеличении выборки можно обнаружить корреляционные связи и по
суммарным показателям методик, направленных на оценку эмоционального
развития детей.
Результаты данного исследования могут послужить основой для развития
исследовательской работы в области исследования влияния воспитателей на
уровень эмоционального развития детей дошкольного возраста. Работа
инициирует поиски новых предикторов, влияющих на эмоциональное развитие,
отличных от личностных свойств воспитателей как субъектов социальной
ситуации развития.
В результате исследования мы не подтвердили правильность выдвинутой
нами гипотезы о том, что есть взаимосвязь эмоционального развития детей
дошкольного возраста с личностными характеристиками воспитателей.
Результаты данного исследования могут послужить основой для развития
исследовательской работы в области исследования влияния воспитателей на
уровень эмоционального развития детей дошкольного возраста. Работа
инициирует поиски новых предикторов, влияющих на эмоциональное развитие,
отличных от личностных свойств воспитателей как субъектов социальной
ситуации развития.
Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. –
Екатеринбург: «Деловая книга», М.: издательский центр «ACADEMIA»,
2004.
2. Агеева И.А Успешный учитель. Тренинговые и коррекционные
программы. – СПб.: Речь, 2007.
3. Акулина М.В., Особенности восприятия детско -родительских отношений
у детей старшего дошкольного возраста в условиях развода / М.В.
Акулина, С.А. Терехина // Психология и право. 2012. № 2. С. 1–14.
4. Асаева И.Н. Основные проблемы и направления развития
профессиональной компетентности воспитателей дошкольных
учреждений // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 4.
С. 36-41.
5. Байдарова О.И. Развитие правового потенциала социального педагога в
системе дополнительного профессионального образования: автореферат
диссертации кандидата педагогических наук. М., 2012. С. 18.
6. Боднар А.М. Педагогический потенциал учителя (личностногуманистический аспект): автореферат диссертации кандидата
педагогических наук. Екатеринбург, 1993. 13 с.
7. Божинская Т.Л. Перспективы совершенствования педагогического
потенциала региональной культуры в современном российском
образовании // Педагог, воспитай личность: науч. метод. пособие. Ростов
На-Дону, 2010. С. 32 – 39.
8. Воробьева Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа
интеллектуального и творческого развития личности дошкольника. –
СПб., 2003.
9. Воронова А.П., Нилова Т.А Азбука общения. СПб., 1998.
10.Вяловский А.С., Яковлева А.С. Оздоровительный учебник игры.
Практикум. – СПб., 2001.52
11.Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? / Ю.Б.
Гиппенрейтер. М.: АСТ, 2010. С. 89.
12.Грозная Н.С., Ранняя помощь. Современное состояние и перспективные
направления развития. Отечественный и зарубежный опыт / Н. С. Грозная
// Синдром Дауна. XXI век. 2012. № 2. С. 54–61.
13.Гусарова Е.Н. Современные подходы профессионально –
педагогического образования, направленные на развитие творческого
потенциала / ИСОМ.2012. №1. С. 117 – 118.
14.Дондокова Р.Б., Развитие творческого потенциала учителя в условиях
гуманизации образования//Вестник Бурятского государственного
университета. 2011. №1. С. 35 – 38.
15.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и
практика: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия,
2004. – 288 с.
16.Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально –психологического
тренинга. – Ярославль, 1992.
17.Киселева О.О. Теория и практика развития профессионально –
педагогического потенциала учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.,
2002. 378 с.
18.Ковтунович М.Г., Личность как предмет психологического анализа в
работах зарубежных авторов начала XXI века / М.Г. Ковтунович, О.И.
Леонова // Современная зарубежная психология. 2012. № 1. С. 43–52.
19.Косенкова Ю.В. , Адаптационный период ребенка-первоклассника / Ю.В.
Косенкова / Психологическая наука и образование. 2008. № 5. С. 57–65.
20.Костылева А.А. Исследование личностного потенциала педагога /
Вестник МГОУ, 2014. №3.С. 107 – 111.
21.Коул М., Александр Романович Лурия и культурная психология / М. Коул
/ Культурно - историческая психология. 2013. № 2. С. 88–98.53
22.Кравцов Г.Г., Проблема личности в культурно - исторической психологии
/ Г.Г. Кравцов // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С. 18–
25.
23.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера
производственного обучения. М., 1990.
24.Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные
структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. 400с.
25.Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс». – СПб., 2001.
26.Лукьянова М.И. Готовность учителя к реализации личностноориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция
формирования в условиях профессиональной среды: Монография.
Ульяновск: УИПКПРО, 2004. 440 с.
27.Лютова У.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с
детьми. СПб.: Речь, 2000/2005.
28.Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание,1996. 308 с.
29.Мелекесов Г.А. Аксиологический потенциал личности будущего
педагога: Становление и развитие: Монография. М.: МПГУ, 2002. 256 с.
30.Миланич Ю.М., Психологическая коррекция эмоциональных нарушений
у детей дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук / Ю.М.
Миланич. СПб., 1998. 161 с.
31.Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения
эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте /
Культурно-историческая психология. 2007. №3. С. 46-51.
32.Никольская О.Л. Преодоление дидактических затруднений как условие
развития творческого потенциала учителя: автореф. дис. … канд. псд.
наук. Томск, 2000. 26 с.
33.Окслиндер В Окно в мир ребенка. М., 1997.
34.Пагнаева Е.А.Развитие инновационного потенциала учителя в условиях
школы как самообучающейся организации: автореф. дис. … канд. пед.
наук. Челябинск, 2009. 22 с.54
35.Практикум по арттерапии / под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.
36.Привалова Г.Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство
развития творческого потенциала педагога: автореферат дисс. на соис. уч.
степени канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 32 с.
37.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N
1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования".
38.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013
г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)».
39.Психологический журнал Международного университета природы,
общества и человека «Дубна». 2009. № 1.
40.Романов А.М Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей. – М.,
2006.
41.Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб. :
Питер, 2007. 705 с.
42.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1993.
43.Семёнов И.Н. Рефлексивная психология и педагогика творческого
мышления. Запорожье: Изд-во ЗГУ, 1992. 192 с.
44.Токмакова И.П, Токмаков В.Л. В человеке всё должно быть прекрасно /
И.П. Токмакова, В.Л. Токмаков // Дошкольное воспитание. – 1998. С. 103-
107.
45.Ушакова О.А. Среда как средство социализации личности дошкольника /
О.А. Ушакова, Е.М. Емельяненко, И.И. Конина // Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения. 2010. №1. С. 50.
46.Федеральный закон «Об образовании В РФ» от 29 декабря 2012 года N
273-ФЗ.