ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА КУЛЬТУРНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
|
Введение
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА
СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СФЕРЫ
1.1 Процесс развития эмоциональной сферы у детей дошкольного
возраст 7
1.2 Воспитатель как субъект образовательной среды, его
характеристики 12
1.3 Особенности работы дошкольного образовательного учреждения по
развитию эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста 18
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Описание выборки 27
2.2 Методы исследования 28
2.3 Процедура исследования 33
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 34
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1.1. Исследование распознавания эмоций у дошкольников 35
3.1.2. Исследование личностных характеристик воспитателей 38
3.2. Взаимосвязь особенностей эмоционального развития дошкольников с
характеристиками воспитателя как субъекта образовательной среды 43
Заключение 48
Литература 50
Приложения 55
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СФЕРЫ
1.1. Процесс развития эмоциональной сферы у детей дошкольного
возраст 7
1.2. Воспитатель как субъект образовательной среды, его
характеристики 12
1.3. Особенности работы дошкольного образовательного учреждения по
эмоциональному развитию дошкольников 18
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Описание выборки 27
2.2. Методы исследования 28
2.3. Процедура исследования 32
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 33
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1.1. Исследование распознавания эмоций у дошкольников 35
3.1.2. Исследование личностных характеристик воспитателей 38
3.2. Взаимосвязь особенностей эмоционального развития дошкольников с
характеристиками воспитателя как субъекта образовательной среды 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА
СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СФЕРЫ
1.1 Процесс развития эмоциональной сферы у детей дошкольного
возраст 7
1.2 Воспитатель как субъект образовательной среды, его
характеристики 12
1.3 Особенности работы дошкольного образовательного учреждения по
развитию эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста 18
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Описание выборки 27
2.2 Методы исследования 28
2.3 Процедура исследования 33
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 34
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1.1. Исследование распознавания эмоций у дошкольников 35
3.1.2. Исследование личностных характеристик воспитателей 38
3.2. Взаимосвязь особенностей эмоционального развития дошкольников с
характеристиками воспитателя как субъекта образовательной среды 43
Заключение 48
Литература 50
Приложения 55
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СФЕРЫ
1.1. Процесс развития эмоциональной сферы у детей дошкольного
возраст 7
1.2. Воспитатель как субъект образовательной среды, его
характеристики 12
1.3. Особенности работы дошкольного образовательного учреждения по
эмоциональному развитию дошкольников 18
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Описание выборки 27
2.2. Методы исследования 28
2.3. Процедура исследования 32
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 33
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1.1. Исследование распознавания эмоций у дошкольников 35
3.1.2. Исследование личностных характеристик воспитателей 38
3.2. Взаимосвязь особенностей эмоционального развития дошкольников с
характеристиками воспитателя как субъекта образовательной среды 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Актуальность проблемы эмоционального развития детей обусловлена тем, что в настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость развития эмоциональной сферы, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается как уникальный в плане эмоционального развития, решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
В дошкольном возрасте дети не только получают необходимые знания, умения и навыки, но также у них развиваются основные свойства личности, эмоционально- личностной сферы, социально- психологических способностей, в взаимоотношениях с окружающим миром. Поэтому сейчас имеет большое значение повышение качества образования.
Изменчивость социальных отношений в обществе открывают противоречивые тенденции. Объективно: недостаток ситуаций, которые
помогают получить полноценное духовное, нравственное и эмоциональное развитие, приобрести социальные навыки. Потребности дошкольников: побуждение скрытых резервов, духовный рост, развитие эмоциональной сферы, формирование субъектной позиции в отношении других людей, личной жизни.
Согласно исследованиям, родители по объективным и субъективным причинам не уделяют внимания эмоциональному развитию настолько, насколько нуждаются в этом дети.
В следствии глобального увлечения компьютерными играми и продолжительного просмотра телевизора, наблюдаются торможение развития и обогащения эмоциональной сферы детей, осознания и контроля личных эмоций. У детей появляются проблемы со сверстниками и взрослыми, они становятся черствыми и эгоцентричными, них появляется импульсивное поведение. Вследствие этого перед педагогами появляется проблема формирования эмоциональной сферы детей, понимание своего состояния,
умения правильно рассказывать о нем и определять эмоции других людей. Взрослые создают условия для детского развития, путем психологпедагогических методов.
В отечественной педагогике проблему потенциала педагога разрабатывали многие ученые, но наиболее сущность раскрыта в работах О.И. Байдаровой [5], А.М. Боднар [6], Т.Л. Божинской [7], Ю.Н. Кулюткина [24], Е.Н Гусаровой [13], Р.Б. Дондоковой [14], А.А. Костылевой [20], Г.А. Мелекесова [29], О.Л. Никольской [32], Е.А. Пагнаевой [34], Г.Ф. Приваловой [36], И.Э. Ярмакеева [47], Н.В. Кузьминой [23], М.И. Лукьяновой [26], А.К. Марковой [28], И.Н. Семенова [43], и др
Цель исследования: раскрыть потенциал воздействия воспитателя , при осуществлении учебно-воспитательных процессов , как фактора эмоционального развития детей дошкольного возраста , через установление взаимосвязей указанных параметров - личностных свойств педагога и эмоций детей.
Объект исследования - эмоциональное развитие детей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования - особенности влияния личности воспитателя как субъекта образовательной среды на уровень эмоционального развития детей в дошкольном возрасте.
Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь эмоционального развития детей дошкольного возраста с личностными характеристиками воспитателей.
Задачи:
1. Проанализировать основные теоретические модели эмоциональной деятельности, в том числе раскрыть личностные характеристики воспитателей, и их влияние на эмоциональное развитие дошкольников.
2. Выбрать диагностические методики, которые определяют уровень эмоционального развития дошкольников и уровня личностных и профессиональных характеристик воспитателей.
3. Выявить взаимосвязь особенностей эмоционального развития у дошкольников с характеристиками воспитателя как субъекта культурнообразовательной среды (анализ полученных данных).
Практическая значимость: результаты проведенных исследований могут использоваться в работе с детьми дошкольного возраста для эмоционального развития ребенка. Могут быть использованы воспитателями, педагогами-психологами и родителями этих детей.
Методы: Полученные в ходе исследования данные испытуемых были рассчитаны с помощью математико-статистической обработки. Все расчеты проводились на ПК с применением пакета прикладных программ «SPSS в среде Windows» и «Excel».
Осуществлялась описательная статистика, сравнительный и корреляционный анализы. Описательная статистика это метод, который позволяет интерпретировать результаты измерений.
Был проведен корреляционный анализ (Спирмена).
В диагностических целях были применены следующие методики:
С дошкольниками проводились:
- тест на тревожность «Выбери нужное лицо»;
- тест на распознавание эмоций -Affect Recognition.
С воспитателями проводились следующие методики:
- опросник «Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя» (А. И. Григорьева);
- методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач,
С.Джексон);
- опросник эмпатии М. Дэвиса (адаптация Н. А. Будаговская, С. В. Дубровская, Т. Д. Карягина) (российская версия).
База проведения исследования: Исследование эмоционального
развития детей дошкольного возраста было проведено на базе детского сада: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 414
г. Казани. В исследовании принимали участие педагоги - воспитатели и дети из двух старших групп.
Выборку составили дети в количестве 52 человек ( 5-6 лет), из которых 28 девочки и 24 мальчиков. В ходе эксперимента было продиагностировано 27 детей билингвов и 25 монолингвов; 51 ребенок из полных семей и 1 ребенок из неполной; средний возраст матерей 30-40 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: определена целями и задачами исследования, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В дошкольном возрасте дети не только получают необходимые знания, умения и навыки, но также у них развиваются основные свойства личности, эмоционально- личностной сферы, социально- психологических способностей, в взаимоотношениях с окружающим миром. Поэтому сейчас имеет большое значение повышение качества образования.
Изменчивость социальных отношений в обществе открывают противоречивые тенденции. Объективно: недостаток ситуаций, которые
помогают получить полноценное духовное, нравственное и эмоциональное развитие, приобрести социальные навыки. Потребности дошкольников: побуждение скрытых резервов, духовный рост, развитие эмоциональной сферы, формирование субъектной позиции в отношении других людей, личной жизни.
Согласно исследованиям, родители по объективным и субъективным причинам не уделяют внимания эмоциональному развитию настолько, насколько нуждаются в этом дети.
В следствии глобального увлечения компьютерными играми и продолжительного просмотра телевизора, наблюдаются торможение развития и обогащения эмоциональной сферы детей, осознания и контроля личных эмоций. У детей появляются проблемы со сверстниками и взрослыми, они становятся черствыми и эгоцентричными, них появляется импульсивное поведение. Вследствие этого перед педагогами появляется проблема формирования эмоциональной сферы детей, понимание своего состояния,
умения правильно рассказывать о нем и определять эмоции других людей. Взрослые создают условия для детского развития, путем психологпедагогических методов.
В отечественной педагогике проблему потенциала педагога разрабатывали многие ученые, но наиболее сущность раскрыта в работах О.И. Байдаровой [5], А.М. Боднар [6], Т.Л. Божинской [7], Ю.Н. Кулюткина [24], Е.Н Гусаровой [13], Р.Б. Дондоковой [14], А.А. Костылевой [20], Г.А. Мелекесова [29], О.Л. Никольской [32], Е.А. Пагнаевой [34], Г.Ф. Приваловой [36], И.Э. Ярмакеева [47], Н.В. Кузьминой [23], М.И. Лукьяновой [26], А.К. Марковой [28], И.Н. Семенова [43], и др
Цель исследования: раскрыть потенциал воздействия воспитателя , при осуществлении учебно-воспитательных процессов , как фактора эмоционального развития детей дошкольного возраста , через установление взаимосвязей указанных параметров - личностных свойств педагога и эмоций детей.
Объект исследования - эмоциональное развитие детей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования - особенности влияния личности воспитателя как субъекта образовательной среды на уровень эмоционального развития детей в дошкольном возрасте.
Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь эмоционального развития детей дошкольного возраста с личностными характеристиками воспитателей.
Задачи:
1. Проанализировать основные теоретические модели эмоциональной деятельности, в том числе раскрыть личностные характеристики воспитателей, и их влияние на эмоциональное развитие дошкольников.
2. Выбрать диагностические методики, которые определяют уровень эмоционального развития дошкольников и уровня личностных и профессиональных характеристик воспитателей.
3. Выявить взаимосвязь особенностей эмоционального развития у дошкольников с характеристиками воспитателя как субъекта культурнообразовательной среды (анализ полученных данных).
Практическая значимость: результаты проведенных исследований могут использоваться в работе с детьми дошкольного возраста для эмоционального развития ребенка. Могут быть использованы воспитателями, педагогами-психологами и родителями этих детей.
Методы: Полученные в ходе исследования данные испытуемых были рассчитаны с помощью математико-статистической обработки. Все расчеты проводились на ПК с применением пакета прикладных программ «SPSS в среде Windows» и «Excel».
Осуществлялась описательная статистика, сравнительный и корреляционный анализы. Описательная статистика это метод, который позволяет интерпретировать результаты измерений.
Был проведен корреляционный анализ (Спирмена).
В диагностических целях были применены следующие методики:
С дошкольниками проводились:
- тест на тревожность «Выбери нужное лицо»;
- тест на распознавание эмоций -Affect Recognition.
С воспитателями проводились следующие методики:
- опросник «Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя» (А. И. Григорьева);
- методика «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач,
С.Джексон);
- опросник эмпатии М. Дэвиса (адаптация Н. А. Будаговская, С. В. Дубровская, Т. Д. Карягина) (российская версия).
База проведения исследования: Исследование эмоционального
развития детей дошкольного возраста было проведено на базе детского сада: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 414
г. Казани. В исследовании принимали участие педагоги - воспитатели и дети из двух старших групп.
Выборку составили дети в количестве 52 человек ( 5-6 лет), из которых 28 девочки и 24 мальчиков. В ходе эксперимента было продиагностировано 27 детей билингвов и 25 монолингвов; 51 ребенок из полных семей и 1 ребенок из неполной; средний возраст матерей 30-40 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: определена целями и задачами исследования, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом
исследования были проанализированы основные теоретические модели
эмоциональной деятельности , разработанные в психологии. Для реализации
эмпирических задач был подобран комплекс релевантных методик на
выявление уровня эмоционального развития ребенка дошкольного возраста и
уровня личностных и профессиональных характеристик воспитателей.
Изучение основных теоретических моделей эмоционального развития
детей дошкольного возраста, разработанные в психологии, и проведение
эмпирического исследования позволило сформулировать ряд выводов.
Результаты корреляционного анализа (коэффициент Спирмена)
представлены в таблице 2, приложение 7. В результате исследования не было
обнаружено значимых корреляционных связей между характеристиками
эмоциональной развития дошкольников (а именно способностью к
распознаванию эмоций) и показателями личностных характеристик
воспитателей как субъектов образовательной среды .
Полученные данные, тем не менее, вызывают интерес. Можно
предположить, что отсутствие значимых корреляционных связей обусловлено
тем, что исследуемые нами взаимосвязи имеют более тонкий характер и
проявляются с разной степенью выраженности в разных ситуациях. Иными
словами, можно предположить, что в одних социальных ситуациях влияние
воспитателя на то, как ребенок распознает эмоции, является более очевидным,
более выраженным, а в других ситуациях эта связь не проявляется. Для
расчетов мы брали суммарные итоговые показатели распознавания эмоций у
детей, а также суммарные показатели индекса тревожности. За счет этого,
возможно, более тонкие взаимосвязи нивелировались и не проявились в
расчетах. На основании сказанного, мы предполагаем, что корреляционный
анализ необходимо проводить не только с итоговыми показателями, но и
данными, полученными в разных вариантах методик.50
Еще одно ограничение исследования может быть связано с самими
методиками. В частности, возможно имеет смысл, при исследовании
распознавания эмоций у дошкольников включать стимульный материал с
изображением лиц взрослых (воспитателей), а также использовать изображения
детей и взрослых той же расы и национальности. Другое ограничение
исследования может быть связано с объемом выборки воспитателей. Возможно,
что при увеличении выборки можно обнаружить корреляционные связи и по
суммарным показателям методик, направленных на оценку эмоционального
развития детей.
Результаты данного исследования могут послужить основой для развития
исследовательской работы в области исследования влияния воспитателей на
уровень эмоционального развития детей дошкольного возраста. Работа
инициирует поиски новых предикторов, влияющих на эмоциональное развитие,
отличных от личностных свойств воспитателей как субъектов социальной
ситуации развития.
В результате исследования мы не подтвердили правильность выдвинутой
нами гипотезы о том, что есть взаимосвязь эмоционального развития детей
дошкольного возраста с личностными характеристиками воспитателей.
Результаты данного исследования могут послужить основой для развития
исследовательской работы в области исследования влияния воспитателей на
уровень эмоционального развития детей дошкольного возраста. Работа
инициирует поиски новых предикторов, влияющих на эмоциональное развитие,
отличных от личностных свойств воспитателей как субъектов социальной
ситуации развития.
исследования были проанализированы основные теоретические модели
эмоциональной деятельности , разработанные в психологии. Для реализации
эмпирических задач был подобран комплекс релевантных методик на
выявление уровня эмоционального развития ребенка дошкольного возраста и
уровня личностных и профессиональных характеристик воспитателей.
Изучение основных теоретических моделей эмоционального развития
детей дошкольного возраста, разработанные в психологии, и проведение
эмпирического исследования позволило сформулировать ряд выводов.
Результаты корреляционного анализа (коэффициент Спирмена)
представлены в таблице 2, приложение 7. В результате исследования не было
обнаружено значимых корреляционных связей между характеристиками
эмоциональной развития дошкольников (а именно способностью к
распознаванию эмоций) и показателями личностных характеристик
воспитателей как субъектов образовательной среды .
Полученные данные, тем не менее, вызывают интерес. Можно
предположить, что отсутствие значимых корреляционных связей обусловлено
тем, что исследуемые нами взаимосвязи имеют более тонкий характер и
проявляются с разной степенью выраженности в разных ситуациях. Иными
словами, можно предположить, что в одних социальных ситуациях влияние
воспитателя на то, как ребенок распознает эмоции, является более очевидным,
более выраженным, а в других ситуациях эта связь не проявляется. Для
расчетов мы брали суммарные итоговые показатели распознавания эмоций у
детей, а также суммарные показатели индекса тревожности. За счет этого,
возможно, более тонкие взаимосвязи нивелировались и не проявились в
расчетах. На основании сказанного, мы предполагаем, что корреляционный
анализ необходимо проводить не только с итоговыми показателями, но и
данными, полученными в разных вариантах методик.50
Еще одно ограничение исследования может быть связано с самими
методиками. В частности, возможно имеет смысл, при исследовании
распознавания эмоций у дошкольников включать стимульный материал с
изображением лиц взрослых (воспитателей), а также использовать изображения
детей и взрослых той же расы и национальности. Другое ограничение
исследования может быть связано с объемом выборки воспитателей. Возможно,
что при увеличении выборки можно обнаружить корреляционные связи и по
суммарным показателям методик, направленных на оценку эмоционального
развития детей.
Результаты данного исследования могут послужить основой для развития
исследовательской работы в области исследования влияния воспитателей на
уровень эмоционального развития детей дошкольного возраста. Работа
инициирует поиски новых предикторов, влияющих на эмоциональное развитие,
отличных от личностных свойств воспитателей как субъектов социальной
ситуации развития.
В результате исследования мы не подтвердили правильность выдвинутой
нами гипотезы о том, что есть взаимосвязь эмоционального развития детей
дошкольного возраста с личностными характеристиками воспитателей.
Результаты данного исследования могут послужить основой для развития
исследовательской работы в области исследования влияния воспитателей на
уровень эмоционального развития детей дошкольного возраста. Работа
инициирует поиски новых предикторов, влияющих на эмоциональное развитие,
отличных от личностных свойств воспитателей как субъектов социальной
ситуации развития.



