Введение стр. 3-13
Глава 1. Кинореальность и отсутствие стр. 14-30
Глава 2. Кинореальность и граница стр. 31-48
Глава 3. Кинореальность и образ стр. 49-72
Глава 4. Кино в культуре стр. 73-92
Глава 5. Андрей Тарковский стр. 93-105
Заключение стр. 106-110
Библиография стр. 111-117
Актуальность исследования
Данная работа посвящена анализу антрополого-эстетических и философских аспектов киноискусства в контексте (и в качестве контекста) тех процессов в культуре, которые начали свое формирование еще в конце девятнадцатого столетия и продолжают его вплоть до настоящего времени. Рассмотрение кино как явления культуры предполагает обращение к различным областям философского знания - и в первую очередь к философской антропологии, философии и истории культуры, эстетике.
Обращение к философской антропологии обусловлено сложностью и полифоничностью самого понятия культуры как комплекса эстетических, духовных и нравственных ценностей и особенностью понятия искусства как одного из составляющих культуры и условия ее развития. Кино, будучи, как принято говорить, самым молодым из искусств и постоянно опережая любую из возникающих относительно него философских и культурологических концепций, заставляет заново осмыслить роль искусства в процессе самоопределения человека и развития культуры.
Для того, чтобы понять, как меняется роль искусства в современном мире, необходимо дать такое определение искусству (в данном случае - искусству кино), которое не зависело бы от очередных этапов технического и художественного развития того или иного жанра. Ответ на вопрос о том, что есть кино вне его конкретных технических и художественных характеристик, позволит вплотную подойти к решению вопроса о «месте» киноискусства в системе современной культуры и, тем самым, к частичному решению вопроса о «месте» искусства как такового (поскольку кино выполняет и
3
специфические, одному ему присущие, функции, и задачи, общие всем видам искусства).
Так называемые «новейшие процессы в культуре» и, в особенности, постмодернизм заставляют пересмотреть роль искусства в свете «вопроса о местонахождении»: «находясь» в культуре, та или иная реальность (в том числе реальность искусства) граничит с другими реальностями, служит для них фоном или сама является на их фоне.
Иными словами, для современного состояния культуры как никогда актуален вопрос о соотношении контекста и текста, а также вопрос о языке, на котором тот или иной «текст» мог бы быть написан. Вопрос же о языке неизбежно приводит к понятию знака, который служит единицей отдельно взятого языка.
Язык, который служит определителем «местонахождения» некоторой реальности в «пространстве» культуры (культура в настоящем исследовании определяется прежде всего как ее «пространство», в котором, чтобы «быть», нужно «иметь место», то есть то, что «имеет место быть», находится в пространстве культуры), с некоторого момента по-новому начинает влиять на проблему соотношения «текст - знак». Этим моментом и является момент рождения кино: по словам В. Шкловского, кино если на что-то и похоже, то на китайскую живопись, которая находится где-то посередине между рисунком и словом. Реальность, язык которой, даже не будучи полностью обнаружен, сумел поставить под вопрос понятия текста и знака, содержит в своей природе ключ к новому пониманию культуры как «пространства»: местонахождение той или иной реальности, оказывается, не статично и способно к «движению». Перемещения в пространстве культуры подразумевают в том числе и новые процессы в сфере этики, поскольку они включают в себя перемещения по шкале ценностей. В качестве примера здесь, опять же, можно привести постмодернизм, при котором реальности, по
4
существу отнюдь не равнозначные, в определенном смысле становятся совершенно равноценными.
Таким образом, феномен кино актуален тем, что, будучи, по сути, одной из реальностей, «имеющей место быть» в пространстве культуры, он позволяет делать выводы относительно всей культуры в целом; выводы, распространяющиеся и на сферу художественной практики, и на сферу логико-философского анализа. Иными словами, кино есть ключ к современной культуре, в которой находится место и для нового искусства, и для новой этики, и для новой философии.
Степень разработанности проблемы
Вопрос об эстетической, этической, антропологической и прочих составляющих художественного ряда кино не раз затрагивался в работах теоретиков и практиков киноискусства начиная с самого начала двадцатого столетия. В русле философских и искусствоведческих работ можно выделить следующие наиболее крупные течения:
• Исследования в области культурологии и философии культуры (О. Аронсон, Р. Барт, А. Бергсон, Ф.И. Гиренок, Ж. Делез, М. Мамардашвили, Х. Ортега-И-Гассет, В.Л. Рабинович, М.Хайдеггер, и др.)
• Искусствоведение и эстетика кино (Л. Аннинский, Б. Балаш, В. Ждан, Н. Зоркая, Э. Линдгрен, А. Монтегю, Я. Мукаржовский,
B. Л. Рабинович, К. Разлогов, Д. Салынский, Ю. Тынянов, В. Шкловский и т.д.)
• Семиотический и лингвистический анализ (Ю. Лотман, К. Метц, Ж. Митри, П. Пазолини, В. Сальтини, Б. Успенский, Ю. Цивьян,
C. Эйзенштейн, У. Эко, Р. Якобсон и пр.)
5
• Теоретические воззрения практиков киноискусства
(Г. Александров, И. Бергман, С. Герасимов, Р. Клер, В. Пудовкин, М. Ромм, А. Тарковский, И. Хейфиц, С. Эйзенштейн и др.)
Эпоха «постмодернизма» дала материал для нового понимания феномена кино в совокупности его семиотических, ценностных, художественных, коммуникативных и прочих особенностей, выражающих природу искусства. История кино (как и любого другого искусства) есть во многом история теоретических воззрений относительно кино.
Предмет исследования
Предметом исследования в настоящей работе является аудиовизуальный ряд, характерный для искусства кино и не характерный для любой другой экранной реальности. Этот ряд рассматривается как некий антропологический эстетический текст, обозначаемый термином «кинореальность». В составе кинореальности исследуется «настоящее время» (поскольку содержание звукозрительного ряда кино переживается как происходящее «здесь и сейчас») и «художественный образ» (присутствие которого позволяет отнести кино к разряду искусств).
Цели и задачи исследования
Цель исследования - проследить процесс формирования художественной реальности, представленной искусством кино как «камертоном» культуры двадцатого столетия, и выразить ее специфику в
6
ряду реальностей других искусств. В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
Рассмотреть понятия «время» и «длительность» в качестве основных моментов в интерпретации антрополого-эстетической и философской составляющих кинореальности.
Рассмотреть понятие художественного образа применительно к искусству кино и, на этом фоне, рассмотреть понятие поэтического как сущности киноискусства.
Рассмотреть искусство кино как некое неделимое целое, находящееся в ряду (в контексте и в качестве контекста) других искусств.
Методология
Методология данной работы определяется необходимостью поиска нового подхода к определению художественной реальности киноискусства как единого целого, не способного быть разделенным на составные части. Понимание кинореальности как неделимого целого (а не «синтеза искусств») дает возможность обнаружить «место» кинореальности в пространстве культуры, тогда как рассмотрение кино как «суммы слагаемых», напротив, уводит от кинореальности как таковой и заставляет говорить о реальности какого-либо другого искусства: живописи, фотографии, театра и так далее.
В процессе поиска такого определения кинореальности, которое позволяло бы удерживаться на ней самой, а не на чем-либо другом, происходит обращение к теоретическим работам по киноискусству и к отдельным кинокартинам режиссеров отечественного и зарубежного кинематографа.
7
В исследовании реализуется комплексный подход философско- антропологического, эстетического и культурологического анализа.
Сложность выбора методологии и следования ей обусловлена тем, что кино вовсе не то искусство, которое можно «поставить-перед-собой» для удобства исследования: невозможно привычно описать «ускользающую» реальность. Кинореальность представляет собой то, что происходит «здесь и сейчас», то есть «настоящее время», остановить которое, конечно же, нельзя. Однако вести речь о каком-либо предмете можно только в том случае, если этот предмет удается «остановить во времени», зафиксировать как неизменяемый хотя бы на время разговора о нем. Единственное, что не удается остановить во времени, - это само время. В этом состоит главная сложность выбранной методологии: попытка зафиксировать «настоящий момент времени» на время речи о нем. Для этого автор вводит в исследование такие понятия, как «отсутствие», «выразительный ряд», «граница».
Такой подход позволяет выявить специфику художественного образа, выражаемого искусством кино: «настоящий момент времени» здесь равен моменту «выговаривания поэтического слова». Мгновение равняется мгновению.
Найденное равенство дает возможность воспринимать и исследовать кино одновременно и как философско-антропологический феномен, и как эстетический образ.
Новизна исследования
Новизна данного исследования заключается в рассмотрении звукозрительного ряда кино как знака, состоящего из множества
8
разнообразных текстов, что позволяет судить о кино как едином эстетическом образе. Рассмотрение кинореальности как знака делает возможным вывод относительно культуры в целом: есть вещи (говоря языком Канта) на которые не удается указать прямо, остается лишь указать место, где их следует искать. К числу таких вещей принадлежит и искусство кино: кинореальность есть «знак», постоянно существующий «здесь и сейчас», но «указать прямо» на настоящее время не удается. Вопрос же о «местонахождении» позволяет определить культуру как «пространство».
Понимание кинореальности как «знака» настоящего времени приводит к рассмотрению кино как особого способа существования поэтического. «Неуловимость мгновения» здесь начинает равняться «неуловимости образа».
Такое понимание также дает возможность выявить специфическую функцию киноискусства как «двойника-антипода» настоящего времени: если мгновение настоящего дарит нам мир и самых себя по частям, то кинематографические «здесь и сейчас», наоборот, собирают мир в целое. Под «целым» здесь подразумевается и закрытость для участия в нем (ведь невозможно «вмешаться в кинореальность»), и целостность художественного образа, к которому нельзя ничего добавить и у которого нельзя ничего отнять.
Теоретическая и практическая значимость работы
Исследование искусствоведческих текстов и работ по философии и культурологии показывает:
• Представления о киноискусстве как особой реалии современной культуры являются «точкой пересечения» различных гуманитарных
9
дисциплин, в которой происходит поиск определения культуры, ее языка, ее текстов. Сопоставление различных эпох развития кино, разных стилей и школ дает возможность рассмотреть кинореальность как единый и постоянно самому себе равняющийся «текст» (который при применении семиотического подхода оборачивается скорее «знаком»), независимый от конкретных исторических и технических условий создания кинокартин.
• Кинореальность представляет собой образ «мира как целого», в отличие от других искусств, которые в своих произведениях выражают возможность целого как такового (но не мира как целого). В этом смысле кино выступает своеобразным «противовесом» постмодернизму, при котором мир «распадается на части».
• Искусство кино существует в тесной взаимосвязи с другими видами искусств, и наиболее продуктивным оказывается рассмотрение его не как «синтеза» искусств, а как находящего в контексте других искусств и в качестве контекста для них.
Апробация
Отдельные положения диссертации были изложены в докладе на конференции «Творение, творчество, репродукция», проведенной Российским Институтом культурологии в 2002 году, и представлены в двух статьях. Данные материалы могут быть востребованы при изучении искусства кино в рамках искусствоведения, культурологии, философии культуры и смежных дисциплин.
10
Структура работы
Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи исследования, определяется структура работы и выбирается методология исследования.
Глава I «Кинореальность и отсутствие» посвящена анализу взаимоотношения текста и знака применительно к искусству кино. В данной главе анализируется возможность существования киноязыка как средства выражения определенной художественной реальности. Делается вывод о том, что кинореальность следует рассматривать как знак (того, что находится за кадром, то есть того, что постоянно отсутствует), состоящий из множества текстов.
Глава II «Кинореальность и граница» на основании сделанного ранее вывода о том, что кино есть выражение отсутствия, исследует кинореальность как некую длительность и одновременно визуализацию этой длительности.
Структура кинореальности включает способ существования прошлого (в виде чередования планов) и способ существования будущего как длящегося отсутствия. Одновременная визуализация способа существования прошлого и способа существования будущего порождает визуализированную границу между ними: настоящее время (что и представляет собой реальность киноэкрана).
11
Глава III «Кинореальность и образ» представляет собой попытку найти «точку пересечения» настоящего времени и художественного образа: кино есть «поэзия вне знаков», то есть поэзия, не стесненная рамками того или иного жанра и знаков, ему присущих.
Образ в кино включает одновременно «ясность» и «прозрачность» (свойства, определяющие принадлежность к миру художественных образов: «ясность» как «чистота формы», то есть завершенность, и «прозрачность» как «окно в бесконечность»). «Образ» есть некое «пограничное состояние», подразумевающее, с одной стороны, «окончательную завершенность» (ясность формы), а с другой стороны, «бесконечную незавершенность. Кинореальность присутствует там, где налицо совпадение «неуловимости мгновения» и «неуловимости поэтического».
Глава IV «Кино в культуре» посвящена поиску «места» кинореальности» в контексте других искусств и также в качестве контекста для них. Дается определение культуры как «пространства», состоящего из отдельных «частей». Есть вещи (вспоминая слова Канта, произнесенные им в «Критике способности суждения»), на которые не удается «указать прямо», остается лишь обнаружить «место, где их следует искать». Если не удается «остановить миг», то можно постараться отыскать его «среду обитания», ведь «настоящее время» кинореальности имеет непосредственное отношение к искусству. То есть, будучи искусством, кино волей-неволей оказывается « в ряду» реальностей других искусств: у кино есть свое «место». Указание «места» кинореальности позволяет лучше понять специфические процессы, происходящие в «пространстве культуры»; процессы, которые привели однажды к появлению «зеркала» настоящего времени и поддерживают такое положение вещей по сей день.
Глава V «Андрей Тарковский» анализирует конкретную практику поиска образности киноискусства и образа самого искусства кино.
12
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
В целом вся работа представляет собой различные уровни антропологического приближения: переживание зрителем происходящего на экране как происходящего «здесь и сейчас», переживание зрителем кинореальности как художественной целостности (эстетическая составляющая восприятия искусства кино), потребность в кино как в «альтернативном настоящем» и, наконец, «взгляд в другой стороны», со стороны кинорежиссера.
В ходе работы были прослежены отдельные аспекты формирования теоретических воззрений на искусство кино и их связь с философией культуры. При рассмотрении поставленной проблемы были затронуты такие философско-антропологические понятия, как текст, язык, граница, явление, отсутствие и так далее.
В результате работы поставленные задачи были выполнены, но остается еще много неразработанных пластов, которые были намечены или слегка затронуты в данном исследовании (например, проблема установления границ между различными сферами художественного выражения и, в связи с этим, проблема интертекстуальности и гипертекстуальности в искусстве, а также проблема «авторства» применительно к современной ситуации в культуре).
13
Приняв во внимание весь вышеизложенный текст, можно задаться вопросом: о чем здесь, вообще говоря, шла речь?
Речь в данной ситуации оборачивается скорее ее попыткой. Не «найти язык описания», а сделать попытку «находиться в процессе его поиска». По сути, поиск «реальности», которая здесь упоминается с приставкой «кино-», есть поиск «языка о ней». Если удастся «находится в этом процессе», это будет означать «стоять на пути к ней».
Находиться «на пути» к кинореальности: объявить ее «в розыск». Как известно, искать можно только то, что является более или менее знакомым, а не полнейшую неизвестность, следовательно, мы «знакомы» с кинореальностью и ищем ее как «давно знакомую». Почему же приходится ее искать и затевать всю эту историю?
«Пытаться вести речь»: «вести» ее приходится как ребенка, делающего первые шаги; будучи «ведомой», она как будто обещает позже, в будущем, «ходить сама». Однако «ходить самой» ей точно не придется, поскольку это же все-таки не молва, а речь. Молва - «ходит, а речь приходиться «вести».
Необходимо пытаться вести речь о кинореальности, так как проигнорировать ее присутствие все равно не удастся; присутствие вообще не та вещь, которую удается игнорировать.
И важным здесь представляется усилие завести (начать) речь о ней как о ней самой. Поскольку вариантов подмены предмета речи может быть множество, и примеров тому немало.
Уж насколько сложным представляется «дать действительность как действительность» (задача, которую Андрей Тарковский решал в каждой картине заново: камера не «создает» реальность, а «наблюдает» за ней), но ничуть не менее проблематичным кажется говорить о кинореальности как о
106
ней самой. Как о «ней самой» и не более того. Обе задачи в общих чертах похожи. Кинореальность, будучи хотя и не идеальным, но уж точно единственным «местом встречи» с действительностью, таит в себе множество угроз «срыва» этой самой встречи.
И «речь о кинореальности» попадает в точно такую же ситуацию. Кинореальность способствует тому, что бы речь велась не о ней. А о чем угодно - поводов для разговоров она дает много.
Кинематограф постоянно пытается решать «проблему собственной фактуры» - вот есть некий неотменимый видеоряд, от которого «никуда не деться». Возможность «встретить действительность». Даже если эта встреча не происходит - налицо ее «выраженная возможность». «Фактура» остается «фактурой». Встречи может и не произойти, а кинореальность остается кинореальностью. Видеокассета может оказаться «пиратской», а кинореальность, опять же, останется кинореальностью.
Как же о ней «вести речь», если она в каком-то смысле не зависит ни от качества воспроизводимого звукозрительного ряда, ни от «качества художественного образа»? Вести речь о «качестве» (того или иного «компонента»: художественного, технического, профессионального и так далее) оказывается вполне возможным, но как можно вести речь о том, что дает повод говорить о каком бы то ни было качестве?
И главное: почему такой повод время от времени возникает? Ведь можно было бы ничего и не объяснять. Однако точно также, как существуют художники, в отношении которых периодически возникают новые варианты их «объяснения», существует и кинореальность, как «вопрос о ней».
Кинореальность дает повод заговорить о «ней самой» (вне любых ее «дополнительных проявлений») потому, что имеет отношение к искусству, каким бы плохим ни был фильм или какого бы плохого качества ни было «пиратская» копия.
107
«Иметь отношение к искусству независимо от.» - главный «отличительный признак» кинореальности. Поскольку «здесь и сейчас» есть «первое слово в момент его выговаривания».
И кинореальность присутствует там, где есть эти «здесь и сейчас», но в качестве «встречаемых нами». Все остальное - в ходе встречи. Кино и есть осуществление этого «хода встречи». Обстоятельства «встречи» - уже совершенно другое дело.
Другими словами, «иметь отношение к искусству» означает существование в качестве «вопроса» или «под вопросом». Пожалуй, только искусство в ряду других присутствующих «частей» обладает этим моментом «постоянного вопрошания». Это происходит оттого, что «первое слово» подспудно задает вопрос о собственной возможности. Как оказывается возможной такая «пограничная ситуация» и как осуществляется «предельное равенство самому себе» (вследствие которого и происходит событие «повтора»)? Вот два вопроса (или, точнее, две части одного вопроса), на которые можно отвечать снова и снова. По мере возникновения «новых воплощений» этого «существования под вопросом». Появляется кинематограф - и на все вопросы приходится отвечать заново. Новая «образность» - новые взаимоотношения с «контекстом». Новое «искусство»
- и «ряд искусств» заметно преображается. То есть меняется «характер выразительности» этого «ряда».
Появляется некое «зеркало», способное отражать в себе другие «поверхности». И не способное само стать «предметом отражения». Так называемый «ряд искусств» дополнился некой «реальностью», которая в состоянии служить «универсальным контекстом». И произведения искусств получают возможность новой «ситуации повторения». Возможность повторения вместе с контекстом. Что требует в свою очередь лишь «продуктивного зрительского воображения и доверия», иначе говоря,
108
восприятия, как еще одного, уже более широкого, контекста. Который обладает «привычными» для контекста свойствами, то есть является каждый раз «новым контекстом».
Способность быть «универсальным контекстом» и в то же время - неспособность быть самому быть помещенным в какой-либо иной контекст, кроме контекста восприятия, позволяют кино выполнять роль «собирающего части».
Хотя на первый взгляд кинореальность и сама существует как «часть», в контексте зрительского восприятия, которое осуществляется «здесь и сейчас». Восприятие осуществляется в настоящем. Следовательно, «здесь и сейчас» кинореальности присутствуют в контексте других «здесь и сейчас» (и это первое, что «бросается в глаза»: в «настоящем времени» - другое настоящее). Но если учесть, что действительность - это не «просто действительность» (хотя бы потому, что содержит в качестве своей части собственное отражение), то феномен кино становится .если не понятным, то, во всяком случае, «уже знакомым» («виденным ранее»). Действительность ведь стала таковой не в момент рождения кино. Она и до этого момента была примерно «той же самой». Кино лишь, став визуализацией настоящего времени, позволило поставить «знак равенства» между «временем» и - «образом», то есть между «мгновением настоящего» и «мгновением поэтического». Кинореальность «скользит» где-то между этими двумя составляющими ее в качестве «равенства».
Поэтому «вести речь о кинореальности» означает «стоять на пути к ней». Существует «путь к ней». Не тот путь, конечно, который можно однажды завершить. Стоит только его «завершить», как выясняется, что пришли вовсе не к кинореальности, а к чему-то иному.
«Находиться на пути к ней»: повторять «структуру предмета в структуре высказывания о нем». Что и проделал однажды Андрей
109
Тарковский: взял «структуру высказывания» и нашел для нее «предмет» с точно такой же «структурой», то есть он проделал путь не от «предмета» к «высказыванию» о нем, а от «высказывания» к его «предмету». В отношении же «языка описания» кино верным представляется обратный путь: посмотрев на «структуру предмета», постараться найти соответствующую «структуру высказывания».
Конечно, поскольку «предмет» есть в каком-то смысле «из ряда вон выходящий» (он действительно несколько «выходит из ряда» остальных искусств), то и язык для него должен быть не совсем «в ряду» с другими «языками описания» и не «наряду» с ними.
Если описывать «кинореальность как кинореальность», то «попытка языка» для нее также должна в какой-то мере быть «скольжением между». «Язык для кинореальности» существует в те моменты, когда удается «проскользнуть мимо» того, что кинореальностью не является (и это самое непростое в поиске «языка для нее»).
«Проскользнуть мимо»: проимитировать «структуру» кинореальности в «речи о ней» (о «структуре в этой ситуации можно говорить очень условно, не «структура», а, скорее, «мера», существующая в определенном «интервале»). И «сеанс» этой «речи о кино» в каком-то смысле завершиться не может (как не может завершиться настоящее время), а может только прерваться.
Здесь и сейчас.
110
1. Александров Г.В. Эпоха и кино. // М., 1983.
2. Аннинский Л. Апокалипсис по «Андрею». // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
3. Аннинский Л. Зеркало экрана. // Минск, 1977.
4. Аннинский Л. Лев Толстой и кинематограф. // М., 1980.
5. Аннинский Л. Невзятая крепость. Толстой и киномышление // «Вопросы литературы», 1979.
6. Аронсон О. Кант и кино. Фрагмент I: искусство. // «Искусство кино», № 2, 2000.
7. Аронсон О. Кант и кино. Фрагмент II: возвышенное. // «Искусство кино», № 4, 2000.
8. Аронсон О. Кант и кино. Фрагмент III: свобода. // «Искусство кино», №
5, 2000.
9. Артемьев Э. Он давал мне полную свободу. // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
10. Базен А. Что такое кино? // Сб. статей, М.: Искусство, 1972.
11. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. //М., «Прогресс», 1968, 328 с.
12. Балаш Б. Культура кино. // М.-Л., 1925.
13. Барт Р. Затерянный континент. // Ролан Барт. Мифологии. М., 1996.
14. Барт Р. Третий смысл. // Сб. «Строение фильма», М., 1984.
15. Баскаков В. В ритме времени: кинематографический процесс сегодня. // М., 1983.
16. Баскаков В. Экран и время. // М., 1974.
17. Бейли К. Кино: фильмы, ставшие событиями. // Спб., 1998.
18. Беллур Р. Недосягаемый текст. // Сб. «Строение фильма», М., 1984.
19. Бергман И. Латерна магика: // М., 1989.
20. Бергсон А. Творческая эволюция. // М., 2001.
21. Бодрийяр Ж. Золотой демон образов. // «Искусство кино», № 10, 1992.
22. Божович В. Андре Базен и проблема экранного времени // «Киноведческие записки», « 20, 1993/1994.
23. Бычков В., Бычкова Л. XX век: предельные метаморфозы культуры. // http://www.philosophy.ru/library/bychkov/xx.html
24. Васильев В. «Маргинальная» метафизика Канта // «Логос», № 10, 1997.
25. Васильев В. И. Кант: «пробуждение от догматического сна» // «Вопросы философии», № 1, 1999.
26. Васильев В. Размышления о «Кантианских вариациях» М.К. Мамардашвили» // «Вопросы философии», № 10, 1999.
111
27. Вознесенский А. Белый свитер. // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
28. Герасимов С. О киноискусстве. // М., 1960.
29. Германова И. Вещь в художественной системе фильма. // Что такое язык кино. М., 1989.
30. Гиренок Ф. Русские космисты (из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли») // М., 1990.
31. Гиренок Ф. Ускользающее бытие. // http://www.philosophy.ru/iphras/library/gir.html
32. Грюнвальд И. Художественная интерпретация времени //Феноменология искусства. - М., 1996.
33. Дакэн Л. Кино - наша профессия. // М., 1963.
34. Делез Ж. Различие и повторение. // Спб., 1998.
35. Делез Ж. Кино - 1. Образ - в - движении. // «Искусство кино», № 4, 6,
1997.
36. Демант Э. В поисках утраченного времени. // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
37. Демидова А. Вторая реальность. // М., 1980.
38. Демидова А. Могила № 7583. // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
39. Довженко А. «Я принадлежу к лагерю поэтическому.» (Статьи, выступления, заметки). // М., 1967.
40. Дю Паскье С. Гэги Бестера Китона. // Сб. «Строение фильма», М., 1984.
41. Ждан, В. Об условности в киноискусстве: учебное пособие по курсу «Теория кино». // М., 1982
42. Ждан В. О природе киноискусства. // М., 1963.
43.Загданский Е. От мысли к образу. // Киев, 1986.
44.Зайцева Л. Киноязык: освоение речевой природы. // М., 2001.
45.Зак М. Кино: личность и личное . // М., 1980.
46.Зак. М. Кинорежиссура: опыт и поиск . // М., 1983
47. Занусси К. «Короткие встречи, долгий разговор» (записал М.Черненко) // «Искусство кино», № 2, 1989.
48.Занусси К. Мои 100 лет // «Искусство кино», № 11, 1995.
49.Зархи А. О самом главном. (Заметки кинорежиссера). // М., 1964.
50.Зоркая Н. Зрелищные формы художественной культуры. // М., 1981.
51.Зоркая Н. Начало. // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
52.Зоркая Н. Черное дерево у реки // «Искусство кино», № 7, 1962.
53. Изволов, Н. Феномен кино: история и теория. // М., 2001.
54. Изволов Н. Что такое кадр? // «Искусство кино», № 9, 2000.
55. Ильин, Р. Изобразительные ресурсы экрана. // М., 1973.
112
56. Исаева К. Изобразительное решениие современного фильма: учеб. пособие. // М., 1982.
57. Кант И. Критика способности суждения // Спб., 1995.
58. Кант И. Критика чистого разума // М., 1999.
59. Клер Р. Размышления о киноискусстве. Заметки к истории киноискусства с 1920 по 1950 гг. // М., 1958.
60. Климанова Е. Единство образа. Сын и отец // «Искусство кино», № 4, 1992.
61. Козинцев Г. Собр. соч. в 5-ти т. Том 2. // Л., 1983.
62. Кулешов Л. Собрание сочинений в 3-х тт. Том I. Теория. Критика. Педагогика. // М., 1987.
63. Лазарев Л. То, что запомнилось...: О Викторе Некрасове и Андрее Тарковском. // М., 1990.
64. Лещиловский М. Один год с Андреем // «Искусство кино», № 12 1988.
65. Линдгрен Э. Искусство кино. Введение в киноведение. // М., 1956.
66. Лихачев Д. Учиться понимать // «Советский экран», № 7, 1987.
67. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. // Таллинн, 1973.
68. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. // Таллинн, 1994.
69. Малявина В. Андрей Тарковский открыл мне мир. // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
70. Малявина В. «Мы счастливы! Ты знаешь об этом?» // «Искусство кино», № 8, 1994.
71. Мамардашвили М. Мысль в культуре. // http://www.philosophy.ru/library/mmk/kultura.html
72. Мамардашвили М. Наука и культура. // http://www.philosophy.ru/library/mmk/science.html
73. Мамардашвили М. Обязательность формы. // http://www.philosophy.ru/library/mmk/forma.html
74. Манцов И. Предкамерное пространство и историческое время // «Киноведческие записки», № 19, 1993.
75. Манько Г. Художественные возможности экранного времени // Советское кино: история и современность. - М., 1982.
76. Медведев А. Территория кино. // М., 2001.
77. Метц К. Проблемы денотации в художественном фильме. // Сб. «Строение фильма», М., 1984.
78. Митри Ж. Визуальные структуры и семиология фильма. // Сб. «Строение фильма», М., 1984.
79. Митта А. Кино между адом и раем.. Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому... //М., 1999.
80. Митта А. Структурные элементы режиссерского замысла // Сб. «Из опыта современной кинорежиссуры», М., 1988.
113
81. Михалкович В. Дом как уходящая натура: (Сравн. анализ кинотворчества А.Тарковского и А.Германа) // «Киноведческие записки», № 21, 1994.
82. Мишарин А. «Работать было радостно и интересно» // «Киносценарии», № 6, 1994.
83. Монтегю А. Мир фильма. // Ленинград, 1969.
84. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. // М.,
1994.
85. Нехорошев Л. «Андрей Рублев»: спасение души. // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
86. Ногерас Л.Р. Прозаическое кино. // Сб. «Строение фильма», М., 1984.
87. Нюквист С. Отдавая дань режиссеру. // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
88.Ортега-И-Гассет Х. Адам в раю. //
http://www.philosophy.ru/library/ortega/01/0.html
89. Пазолини П.-П. Поэтическое кино. // Сб. «Строение фильма», М., 1984.
90. Панфилов Г., Тарковский А. Итальянский диалог: разговор, записанный Ольгой Сурковой в 1982 году в Риме // «Искусство кино»,
1995.
91. Петрушенко В. Ностальгия по абсолютному: философский аспект кинотворчества А. Тарковского. // Киев, 1995.
92. Пудовкин В. Собрание сочинений в 3-х тт. Том I. О киносценарии. Кинорежиссура. Мастерство киноактера. // М., 1974.
93. Рабинович В. Vita mortua и ее конструктор. // http://www.philosophy.rU/iphras/library/karpinsk/biophil.html# Toc350770 921
94. Рабиновч В. Жить просто или просто жить ? (Уроки святого Франциска) // http://www.philosophy.rU/iphras/library/sasha.html#5
95. Рабинович В. Алхимия как феномен средневековой культуры. // М., 1979.
96. Рабинович В. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. // М., 1991.
97. Рабинович В. Образ мира в зеркале алхимии: от стихий и атомов древних до элементов Бойля. // М., 1981.
98. Разлогов К. Искусство экрана: проблема выразительности. // М., 1982.
99. Разлогов К. Коммерция и творчество: враги или союзники? // М., 1992
100. Разлогов К. Культура и культурная политика в России. // М., 2000.
101. Разлогов К., Мельвиль А.Ю. Контркультура и «новый» консерватизм. // М., 1981.
114
102. Райс Э., Дойчманн К. Неоколониализм и насилие. Диалектический материализм в аудиовизуальной агитации. // Сб. «Строение фильма», М., 1984.
103. Ромадин М. Тарковский и художники. // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
104. Ромм М. Беседы о кинорежиссуре. // М., 1975.
105. Ромм М. Избранные произведения в 3-х т. Том 1. Теория. Критика. Публицистика. // М., 1980.
106. Ромм М. Один из лучших. // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
107. Рыклин М. Жиль Делез: кино в свете философии. // «Искусство кино», № 4, 1997.
108. Салынский Д. Режиссер и миф // «Искусство кино», № 12, 1988.
109. Салынский Д. Особенности построения художественного мира в фильмах А. Тарковского. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, М., 1996.
110. Сальтини В. О мнимой иррациональности кинематографического языка. // Сб. «Строение фильма», М., 1984.
111. Саркисян С. Цветной слух // «Искусство кино», № 8, 1995.
112. Соболев, Р.П. Что такое язык кино? // М., 1983.
113. Тарковская М. Осколки зеркала. // М., 1999.
114. Тарковский А., Мишарин А. Зеркало. Фрагменты сценария // «Киносценарии», № 2, 1993.
115. Тарковский А. Между двумя фильмами // «Искусство кино», №
11, 1962.
116. Тарковский А. О кинообразе: (Из кн. «Сопоставления» в лит. записи и с коммент. О.Сурковой, подготавливаемой в издательстве «Искусство».) // «Искусство кино», № 3, 1979.
117. Тарковский А. О природе ностальгии: (перепеч. интервью кинорежиссера А.Тарковского в записи амер. киноведа Г.Бахмана из журн. «Чаплин» (Стокгольм), 1986, N 187) // «Искусство кино», № 2, 1989.
118. Тарковский А. Пояснения режиссера к фильму «Солярис» // «Киноведческие записки», № 14, 1992.
119. Тарковский А. Слово об Апокалипсисе: Выступления на тему «Создание фильма и ответственность художника» в Лондоне в 1984 г. (публ. В.Ишимова, Р.Шейко; предисл. И.Золотусского) // «Искусство кино», № 2, 1989.
120. Тарковский А. Уроки режиссуры: учебное пособие. // М., 1993.
121. Тенейшвили О. Каннские и парижские тайны фильма «Андрей Рублев». // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
115
122. Туровская М.И. 7 % или фильмы Андрея Тарковского. // Москва,
1991.
123. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. // М, 1977.
124. Уорт С. Разработка семиотики кино. // Сб. «Строение фильма», М., 1984.
125. Успенский Б. А. Поэтика композиции. // М., 1970.
126. Фелдман Д., Фелдман Г. Динамика фильма. // М., 1959.
127. Фрейлих С. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. // М.,
1992.
128. Фрейлих С. Этюды о стиле. Тарковский и Шукшин // «Искусство кино», № 3, 1983.
129. Хайдеггер М. Бытие и время. // Спб., 2002.
130. Хайдеггер М. Искусство и пространство. // http://www.philosophy.ru/library/heideg/artspace.html
131. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. // Томск,
1998.
132. Хейфиц И. О кино. // Л.-М., 1966.
133. Шилова И. Проблема жанров в киноискусстве. // М., 1982.
134. Шитова В. Путешествие к центру души. // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
135. Шкловский В. За сорок лет. (Статьи о кино). // М., 1965.
136. Шкловский В. Литература и кинематограф. // Берлин, 1923.
137. Шкловский В. Эйзенштейн. // М., 1976.
138. Эйзенштейн С. Избранные статьи. // М., 1956.
139. Эйзенштейн С.М. Монтаж. // М., 1998.
140. Эко У. О членениях кинематографического кода. // Сб. «Строение фильма», М., 1984.
141. Юренев Р. Кино - важнейшее из искусств. // М., 1959.
142. Юсефсон Э. Я сразу дал согласие. // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
143. Юсов В. Слово о друге. // Андрей Тарковский. Юбилейный сборник. М., 2002.
144. Юткевич С. О киноискусстве. //М., 1962.
145. Якобсон Р. Конец кино? // Сб. «Строение фильма», М., 1984.
146. Ямпольский М. Память Тиресия: интертекстуальность и кинематограф. // М., 1993.
147. Ямпольский М. Видимый мир: очерки ранней кинофеноменологии. // М., 1993.
148. Ямпольский М. Как быть художником? Социальный статус кинематографиста и кинематографическое сознание // «Искусство кино», № 3, 1990.
116
149. Ямпольский М. Критический момент. // «Киноведческие записки», № 60, 2002.
150. James David E. Allegories of cinema: American film in the Sixties. // Princenton (N.Y.), 1989.
151. Spencer D.A. The cinema to-day. // London, 1939.
117