Специфика логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения
|
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретический анализ источников, раскрывающих особенности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения 8
1.2. Специфика коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения 10
Выводы по I главе 18
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ сформированности коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения 26
Выводы по главе II 28
ГЛАВА III. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 29
3.1. Принципы и условия формирования коммуникативных навыков у
детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 29
3.2. Содержание программы по формированию коммуникативных навыков
у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 30
3.3. Оценка эффективности программы по формированию
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 35
Выводы по III главе 39
Заключение 41
Список использованной литературы 46
Приложение 1
ГЛАВА I. Теоретический анализ источников, раскрывающих особенности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения 8
1.2. Специфика коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения 10
Выводы по I главе 18
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ сформированности коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения 26
Выводы по главе II 28
ГЛАВА III. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 29
3.1. Принципы и условия формирования коммуникативных навыков у
детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 29
3.2. Содержание программы по формированию коммуникативных навыков
у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 30
3.3. Оценка эффективности программы по формированию
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 35
Выводы по III главе 39
Заключение 41
Список использованной литературы 46
Приложение 1
Актуальность. Развитие и обучение детей с нарушениями зрительной функции имеет ряд трудностей, одной из которых является наличие у дошкольников сочетанных патологий таких, как например, нарушения речи и нарушения зрения, нарушения речи и слуха и/или и других психических функций. По статистике нарушения речи у слепых и слабовидящих детей (из расчета 80 из 100 человек) бывают чаще, чем у нормального видящих (50 из 100 человек). Если рассмотреть речевые проблемы у детей в сочетании с нарушениями зрительной функции, то можно прийти к выводу, о том, что они своеобразны по выраженности, имеют определенную симптоматику и структуру. Такое сочетание нарушений речевого плана и зрения оказывают огромное влияние на установление правильных взаимоотношений как со сверстниками, так и со взрослыми, определяют успешный исход адаптации в учреждениях образования в дальнейшем, кроме этого оставляют свой отпечаток на психическом, и физическом развитии детей, определяют их поведение и выбор способов коммуникации. В связи с этим важное место в развитии и обучении данных детей отводится коррекционной и профилактической работе всех специалистов дошкольного учреждения по формированию и развитию не только всех сторон речи, но также коммуникативных навыков данных детей, их умениям преодолевать трудности эмоционального и поведенческого плана в разных видах взаимоотношений .
Для того, чтобы интеграция и социализация детей с нарушениями зрения и речи в общество имела положительные результаты, необходимо научить детей понимать не только свое эмоциональное состояние и состояние окружающих их сверстников и взрослых, но еще уметь контролировать свои эмоции и поведение в сложных конфликтных ситуациях как в детском коллективе, так и в общении со взрослыми людьми. А распознавание чужих эмоций и чувств, является важным моментом в
становлении личности, в формировании понимания и принятия социальных норм поведения.
Логопедия пристальное внимание уделяет именно речевому развитию детей, в то время как эмоциональный аспект, который и определяет эмоциональное самочувствие детей со сложными сочетанными патологиями, остается малоизученным. К.Е.Изард [16] обращал внимание на то, что эмоции выделяют энергию, и контролируют процессы как восприятия, так и действия, и мышления, поэтому формированием коммуникативной сферы данных детей нельзя пренебрегать. Проблемы коммуникативной сферы в дошкольном возрасте могут привести к нарушению поведения, стиля общения, что в свою очередь в будущем может явиться причиной социальной дезадаптации.
Показателями некоммуникативного поведения могут являться такие проявления, как упрямство, неуравновешенность, быстрая утомляемость, конфликтность, долгое проживание отрицательных эмоций, отказ от любого общения, неуверенность, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка.
Таким образом, выявление детей с вышеперечисленными проблемами приобретает большую практическую значимость не только для специалистов коррекционной педагогики, но и для семей данных детей, потому как получить положительные результаты в успешной социализации ребенка, можно только при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- развивающего процесса. Особенно важным, мы считаем, изучение тех детей с нарушениями речи и зрительной функции, которые имеют проблемы коммуникативного плана.
Данная проблема рассматривалась в работах Л.С. Волковой [9], Л.П. Григорьевой [13], М.И. Земцовой [16], В.П. Ермакова [14], О.А. Жильцовой [15], Л.И. Плаксиной [45], Л.И. Солнцевой [53], В.А. Феоктистовой [59], М.Е. Хватцевым [62].
Актуальность проблемы логопедической помощи слабовидящим дошкольникам предполагает определенную структуру нашего исследования.
Цель - формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения на логопедических занятиях.
Объект исследования - коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования - формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения на логопедических занятиях Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что у детей с нарушениями зрения будут слабо сформированы коммуникативные навыки. Формирование коммуникативных навыков на логопедических занятиях будет возможно при использовании групповых занятий, в ходе которых дети будут иметь возможность взаимодействовать друг с другом и отрабатывать навыки коммуникации. Задачи исследования:
1) Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2) Определить методики обследования коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения.
3) Провести эмпирическое исследование коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения.
4) Выявить особенности формирования коммуникативных навыков у слабовидящих детей.
5) Разработать и апробировать коррекционную логопедическую программу по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи и зрения и оценить ее эффективность.
6) Выявить динамику изменений у детей экспериментальной группы. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по
каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
Для того, чтобы интеграция и социализация детей с нарушениями зрения и речи в общество имела положительные результаты, необходимо научить детей понимать не только свое эмоциональное состояние и состояние окружающих их сверстников и взрослых, но еще уметь контролировать свои эмоции и поведение в сложных конфликтных ситуациях как в детском коллективе, так и в общении со взрослыми людьми. А распознавание чужих эмоций и чувств, является важным моментом в
становлении личности, в формировании понимания и принятия социальных норм поведения.
Логопедия пристальное внимание уделяет именно речевому развитию детей, в то время как эмоциональный аспект, который и определяет эмоциональное самочувствие детей со сложными сочетанными патологиями, остается малоизученным. К.Е.Изард [16] обращал внимание на то, что эмоции выделяют энергию, и контролируют процессы как восприятия, так и действия, и мышления, поэтому формированием коммуникативной сферы данных детей нельзя пренебрегать. Проблемы коммуникативной сферы в дошкольном возрасте могут привести к нарушению поведения, стиля общения, что в свою очередь в будущем может явиться причиной социальной дезадаптации.
Показателями некоммуникативного поведения могут являться такие проявления, как упрямство, неуравновешенность, быстрая утомляемость, конфликтность, долгое проживание отрицательных эмоций, отказ от любого общения, неуверенность, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка.
Таким образом, выявление детей с вышеперечисленными проблемами приобретает большую практическую значимость не только для специалистов коррекционной педагогики, но и для семей данных детей, потому как получить положительные результаты в успешной социализации ребенка, можно только при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- развивающего процесса. Особенно важным, мы считаем, изучение тех детей с нарушениями речи и зрительной функции, которые имеют проблемы коммуникативного плана.
Данная проблема рассматривалась в работах Л.С. Волковой [9], Л.П. Григорьевой [13], М.И. Земцовой [16], В.П. Ермакова [14], О.А. Жильцовой [15], Л.И. Плаксиной [45], Л.И. Солнцевой [53], В.А. Феоктистовой [59], М.Е. Хватцевым [62].
Актуальность проблемы логопедической помощи слабовидящим дошкольникам предполагает определенную структуру нашего исследования.
Цель - формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения на логопедических занятиях.
Объект исследования - коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования - формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения на логопедических занятиях Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что у детей с нарушениями зрения будут слабо сформированы коммуникативные навыки. Формирование коммуникативных навыков на логопедических занятиях будет возможно при использовании групповых занятий, в ходе которых дети будут иметь возможность взаимодействовать друг с другом и отрабатывать навыки коммуникации. Задачи исследования:
1) Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2) Определить методики обследования коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения.
3) Провести эмпирическое исследование коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения.
4) Выявить особенности формирования коммуникативных навыков у слабовидящих детей.
5) Разработать и апробировать коррекционную логопедическую программу по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи и зрения и оценить ее эффективность.
6) Выявить динамику изменений у детей экспериментальной группы. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по
каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
Проведя теоретический анализ проблемы коммуникативных навыков, мы определили, что речевое развитие детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, имеет свои особенности и отличается от речевого развития детей, не имеющих нарушений, что существует ряд специфических проблем, способствующих возникновению эмоциональных и поведенческих расстройств, у детей со зрительной депривацией.
Специфика детей с нарушениями зрения, выражается в недостатке информации об окружающем мире. Этот дефицит изменяет или замедляет процесс зрительного восприятия. Детям характерны: фрагментарность, схематизм образов окружающего мира, недостаточная обобщенность и ограниченность образов предметов. Это негативно влияет на структуру коммуникативной деятельности. Нарушения зрения вызывают серьезные трудности в формировании у детей не только представлений о способах общения с окружающими людьми, но и в сути содержания этого общения. Мы определили общие особенности психики слабовидящих детей:
- повышенная истощаемость;
- малая психическая активность;
- недостаточность предметной соотнесенности слов;
- ограниченность знаний;
- общая медлительность.
Таким образом, на формирование психических процессов и состояний, нарушения зрительной функции оказывают непосредственное влияние. Особенности эмоционального развития, детей со зрительной депривацией, также имеют свои особенности. К ним относятся: выраженная ранимость, особенно по шкале самооценки, осознание своего отличия от нормально видящих сверстников, наличие тяжелых эмоциональных состояний и психосоматических расстройств.
Коммуникативное неблагополучие у слабовидящих детей определяется как самочувствие со знаком «минус» в типичных и нетипичных социальных ситуациях, признаками которого являются: повышенная возбудимость; напряженность и закрытость; страх перед всем новым или необычным; отсутствие всякой инициативы; неуправляемость своими чувствами; постоянное нытье и плаксивость; ожидание плохого в будущем; преобладание в памяти плохих событий больше чем хороших; боязнь общения с новыми людьми.
Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие коммуникативной сферы дошкольников, глубоко и тесно взаимосвязано с накоплением ими социального опыта, с пониманием и принятием окружающего мира, и определение своего места в нем.
Итак, формирование коммуникативности находится в тесной связи с изменением ситуации в жизни ребенка; формирование высших чувств, происходит на основе эмоций; становление эмоций и чувств, происходит в сфере личностных новообразований.
Анализ специфики коммуникативных навыков детей с нарушениями зрения позволил определить факторы, приводящие к девиантному поведению:
- индивидуальный фактор (психобиологичекие предпосылки);
- педагогический фактор (проявляющийся в дефектах воспитания);
- психологический фактор (влияние ближайшего окружения);
- социальный фактор (влияние общества).
Воздействие данных факторов может повлечь за собой заметные и многообразные изменения в поведении, сказаться на соматическом состоянии и возникновении нервно-психических отклонений у детей с функциональными нарушениями зрения.
Мы определили возможные проявления данных особенностей коммуникации у детей с нарушениями зрения, к ним относятся: трудности в сдерживании эмоций, бурное их проявление; дезорганизация любой деятельности; аффективные состояния; плаксивость, грубость, драки, вспышки гнева и обиды; уход от общения, обособленность во всех видах деятельности.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, о том, что учет возрастных психологических закономерностей, а также специфических особенностей развития, (с целью правильной постановки специальных задач) и формирование адекватных мотивов поведения (для стимуляции успешного психического развития), лежат в основе формирования эмоционального здоровья и регуляции поведения детей с нарушениями зрения, и способствуют их успешной адаптации к будущей школьной жизни и укреплению физического и психологического здоровья. Формирование правильных мотивов поведения дошкольников, является движущей силой активности всего психического развития, а их дальнейшее усложнение будет помогать осуществлять переход к последующим, более сложным видам деятельности.
В ходе проведенного исследования, в котором приняли участие 40 детей, (20 без нарушения зрения и 20 с нарушениями зрения), мы апробировали коррекционную логопедическую программу по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, и проанализировали ее итоги.
Наибольшие показатели отклонений коммуникативного развития по методике Самохвалова наблюдаются у детей с нарушениями зрения в таких видах деятельности как: организованная деятельность, а также по методике «Эмоции». Наименьшие отклонения показали коммуникативные способности детей в режимных моментах методики Самохвалова и в методике «Угадайка» эти показатели практически не изменились. Это говорит о том, что в организованной деятельности коммуникативные навыки формируются под руководством педагога и его постоянном контроле всех событий.
Таким образом, у дошкольников с нарушениями зрения наблюдается отставание в формировании коммуникативных навыков во всех сферах деятельности: во взаимодействии со взрослыми, со сверстниками, в разных видах деятельности, их прогностическая деятельность имеет низкую скорость формирования прогноза, не воспроизведение выявленных порядков, частую смену стратегий прогнозирования, а так же в недостаточности дифференциации своих и чужих эмоций, а это влияет на способы взаимодействия и коммуникации.
Итак, целью формирования коммуникативных навыков в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения зрения, мы разработали и апробировали специальную программу, состоящую из десяти взаимосвязанных и взаимовытекающих друг из друга занятий, на которых создаются специальные педагогические условия, от которых, на наш взгляд, повышается эффективность обучающего компонента, а именно: строгое соблюдение требований, предъявляемых к стимульному материалу слабовидящих детей), обязательное проведение гимнастики для глаз, создание ситуации успеха для каждого ребенка, использование сюрпризных, поощрительных, музыкальных моментов, индивидуальный подход при организации утренних или вечерних занятий, основывающийся на психическом и физическом состоянии ребенка. Также необходимо, по нашему мнению, обеспечить работу с ребенком в отдельном помещении, например в спальне или приемной, для возможности хорошей концентрации внимания и сосредоточения на игровых заданиях. Занятия с подгруппой детей (4 человек) проводятся пять раз в неделю, их продолжительность составляет от 30 до 35 минут. Главной задачей педагога в работе с детьми, испытывающими проблемы эмоционального и поведенческого плана, мы считаем создание условий эмоционального комфорта и завоевание доверия, каждого ребенка, чтобы он смог раскрыть свой душевный мир.
Итак, разработанные нами коррекционные логопедические комплексные занятия для дошкольников с нарушениями зрения мы рекомендуем для использования логопедами, дефектологами, педагогами и родителями детей, с целью оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с нарушением зрения имеющих проблемы эмоциональной и поведенческой сферы, так как гипотеза исследования о том, что формирование коммуникативных навыков на логопедических занятиях будет возможно при использовании групповых занятий, в ходе которых дети будут иметь возможность взаимодействовать друг с другом и отрабатывать навыки коммуникации подтвердилась.
Специфика детей с нарушениями зрения, выражается в недостатке информации об окружающем мире. Этот дефицит изменяет или замедляет процесс зрительного восприятия. Детям характерны: фрагментарность, схематизм образов окружающего мира, недостаточная обобщенность и ограниченность образов предметов. Это негативно влияет на структуру коммуникативной деятельности. Нарушения зрения вызывают серьезные трудности в формировании у детей не только представлений о способах общения с окружающими людьми, но и в сути содержания этого общения. Мы определили общие особенности психики слабовидящих детей:
- повышенная истощаемость;
- малая психическая активность;
- недостаточность предметной соотнесенности слов;
- ограниченность знаний;
- общая медлительность.
Таким образом, на формирование психических процессов и состояний, нарушения зрительной функции оказывают непосредственное влияние. Особенности эмоционального развития, детей со зрительной депривацией, также имеют свои особенности. К ним относятся: выраженная ранимость, особенно по шкале самооценки, осознание своего отличия от нормально видящих сверстников, наличие тяжелых эмоциональных состояний и психосоматических расстройств.
Коммуникативное неблагополучие у слабовидящих детей определяется как самочувствие со знаком «минус» в типичных и нетипичных социальных ситуациях, признаками которого являются: повышенная возбудимость; напряженность и закрытость; страх перед всем новым или необычным; отсутствие всякой инициативы; неуправляемость своими чувствами; постоянное нытье и плаксивость; ожидание плохого в будущем; преобладание в памяти плохих событий больше чем хороших; боязнь общения с новыми людьми.
Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие коммуникативной сферы дошкольников, глубоко и тесно взаимосвязано с накоплением ими социального опыта, с пониманием и принятием окружающего мира, и определение своего места в нем.
Итак, формирование коммуникативности находится в тесной связи с изменением ситуации в жизни ребенка; формирование высших чувств, происходит на основе эмоций; становление эмоций и чувств, происходит в сфере личностных новообразований.
Анализ специфики коммуникативных навыков детей с нарушениями зрения позволил определить факторы, приводящие к девиантному поведению:
- индивидуальный фактор (психобиологичекие предпосылки);
- педагогический фактор (проявляющийся в дефектах воспитания);
- психологический фактор (влияние ближайшего окружения);
- социальный фактор (влияние общества).
Воздействие данных факторов может повлечь за собой заметные и многообразные изменения в поведении, сказаться на соматическом состоянии и возникновении нервно-психических отклонений у детей с функциональными нарушениями зрения.
Мы определили возможные проявления данных особенностей коммуникации у детей с нарушениями зрения, к ним относятся: трудности в сдерживании эмоций, бурное их проявление; дезорганизация любой деятельности; аффективные состояния; плаксивость, грубость, драки, вспышки гнева и обиды; уход от общения, обособленность во всех видах деятельности.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, о том, что учет возрастных психологических закономерностей, а также специфических особенностей развития, (с целью правильной постановки специальных задач) и формирование адекватных мотивов поведения (для стимуляции успешного психического развития), лежат в основе формирования эмоционального здоровья и регуляции поведения детей с нарушениями зрения, и способствуют их успешной адаптации к будущей школьной жизни и укреплению физического и психологического здоровья. Формирование правильных мотивов поведения дошкольников, является движущей силой активности всего психического развития, а их дальнейшее усложнение будет помогать осуществлять переход к последующим, более сложным видам деятельности.
В ходе проведенного исследования, в котором приняли участие 40 детей, (20 без нарушения зрения и 20 с нарушениями зрения), мы апробировали коррекционную логопедическую программу по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, и проанализировали ее итоги.
Наибольшие показатели отклонений коммуникативного развития по методике Самохвалова наблюдаются у детей с нарушениями зрения в таких видах деятельности как: организованная деятельность, а также по методике «Эмоции». Наименьшие отклонения показали коммуникативные способности детей в режимных моментах методики Самохвалова и в методике «Угадайка» эти показатели практически не изменились. Это говорит о том, что в организованной деятельности коммуникативные навыки формируются под руководством педагога и его постоянном контроле всех событий.
Таким образом, у дошкольников с нарушениями зрения наблюдается отставание в формировании коммуникативных навыков во всех сферах деятельности: во взаимодействии со взрослыми, со сверстниками, в разных видах деятельности, их прогностическая деятельность имеет низкую скорость формирования прогноза, не воспроизведение выявленных порядков, частую смену стратегий прогнозирования, а так же в недостаточности дифференциации своих и чужих эмоций, а это влияет на способы взаимодействия и коммуникации.
Итак, целью формирования коммуникативных навыков в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения зрения, мы разработали и апробировали специальную программу, состоящую из десяти взаимосвязанных и взаимовытекающих друг из друга занятий, на которых создаются специальные педагогические условия, от которых, на наш взгляд, повышается эффективность обучающего компонента, а именно: строгое соблюдение требований, предъявляемых к стимульному материалу слабовидящих детей), обязательное проведение гимнастики для глаз, создание ситуации успеха для каждого ребенка, использование сюрпризных, поощрительных, музыкальных моментов, индивидуальный подход при организации утренних или вечерних занятий, основывающийся на психическом и физическом состоянии ребенка. Также необходимо, по нашему мнению, обеспечить работу с ребенком в отдельном помещении, например в спальне или приемной, для возможности хорошей концентрации внимания и сосредоточения на игровых заданиях. Занятия с подгруппой детей (4 человек) проводятся пять раз в неделю, их продолжительность составляет от 30 до 35 минут. Главной задачей педагога в работе с детьми, испытывающими проблемы эмоционального и поведенческого плана, мы считаем создание условий эмоционального комфорта и завоевание доверия, каждого ребенка, чтобы он смог раскрыть свой душевный мир.
Итак, разработанные нами коррекционные логопедические комплексные занятия для дошкольников с нарушениями зрения мы рекомендуем для использования логопедами, дефектологами, педагогами и родителями детей, с целью оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с нарушением зрения имеющих проблемы эмоциональной и поведенческой сферы, так как гипотеза исследования о том, что формирование коммуникативных навыков на логопедических занятиях будет возможно при использовании групповых занятий, в ходе которых дети будут иметь возможность взаимодействовать друг с другом и отрабатывать навыки коммуникации подтвердилась.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СЛАБОВИДЯЩИХ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектр (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ
НАРУШЕНИЙ ПОНИМАНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с
умеренной умственной отсталостью посредством игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



