Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения

Работа №41339

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
510
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретический анализ источников, раскрывающих особенности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения 8
1.2. Специфика коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения 10
Выводы по I главе 18
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ сформированности коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения 26
Выводы по главе II 28
ГЛАВА III. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 29
3.1. Принципы и условия формирования коммуникативных навыков у
детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 29
3.2. Содержание программы по формированию коммуникативных навыков
у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 30
3.3. Оценка эффективности программы по формированию
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 35
Выводы по III главе 39
Заключение 41
Список использованной литературы 46
Приложение 1


Актуальность. Развитие и обучение детей с нарушениями зрительной функции имеет ряд трудностей, одной из которых является наличие у дошкольников сочетанных патологий таких, как например, нарушения речи и нарушения зрения, нарушения речи и слуха и/или и других психических функций. По статистике нарушения речи у слепых и слабовидящих детей (из расчета 80 из 100 человек) бывают чаще, чем у нормального видящих (50 из 100 человек). Если рассмотреть речевые проблемы у детей в сочетании с нарушениями зрительной функции, то можно прийти к выводу, о том, что они своеобразны по выраженности, имеют определенную симптоматику и структуру. Такое сочетание нарушений речевого плана и зрения оказывают огромное влияние на установление правильных взаимоотношений как со сверстниками, так и со взрослыми, определяют успешный исход адаптации в учреждениях образования в дальнейшем, кроме этого оставляют свой отпечаток на психическом, и физическом развитии детей, определяют их поведение и выбор способов коммуникации. В связи с этим важное место в развитии и обучении данных детей отводится коррекционной и профилактической работе всех специалистов дошкольного учреждения по формированию и развитию не только всех сторон речи, но также коммуникативных навыков данных детей, их умениям преодолевать трудности эмоционального и поведенческого плана в разных видах взаимоотношений .
Для того, чтобы интеграция и социализация детей с нарушениями зрения и речи в общество имела положительные результаты, необходимо научить детей понимать не только свое эмоциональное состояние и состояние окружающих их сверстников и взрослых, но еще уметь контролировать свои эмоции и поведение в сложных конфликтных ситуациях как в детском коллективе, так и в общении со взрослыми людьми. А распознавание чужих эмоций и чувств, является важным моментом в
становлении личности, в формировании понимания и принятия социальных норм поведения.
Логопедия пристальное внимание уделяет именно речевому развитию детей, в то время как эмоциональный аспект, который и определяет эмоциональное самочувствие детей со сложными сочетанными патологиями, остается малоизученным. К.Е.Изард [16] обращал внимание на то, что эмоции выделяют энергию, и контролируют процессы как восприятия, так и действия, и мышления, поэтому формированием коммуникативной сферы данных детей нельзя пренебрегать. Проблемы коммуникативной сферы в дошкольном возрасте могут привести к нарушению поведения, стиля общения, что в свою очередь в будущем может явиться причиной социальной дезадаптации.
Показателями некоммуникативного поведения могут являться такие проявления, как упрямство, неуравновешенность, быстрая утомляемость, конфликтность, долгое проживание отрицательных эмоций, отказ от любого общения, неуверенность, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка.
Таким образом, выявление детей с вышеперечисленными проблемами приобретает большую практическую значимость не только для специалистов коррекционной педагогики, но и для семей данных детей, потому как получить положительные результаты в успешной социализации ребенка, можно только при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- развивающего процесса. Особенно важным, мы считаем, изучение тех детей с нарушениями речи и зрительной функции, которые имеют проблемы коммуникативного плана.
Данная проблема рассматривалась в работах Л.С. Волковой [9], Л.П. Григорьевой [13], М.И. Земцовой [16], В.П. Ермакова [14], О.А. Жильцовой [15], Л.И. Плаксиной [45], Л.И. Солнцевой [53], В.А. Феоктистовой [59], М.Е. Хватцевым [62].
Актуальность проблемы логопедической помощи слабовидящим дошкольникам предполагает определенную структуру нашего исследования.
Цель - формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения на логопедических занятиях.
Объект исследования - коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования - формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения на логопедических занятиях Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что у детей с нарушениями зрения будут слабо сформированы коммуникативные навыки. Формирование коммуникативных навыков на логопедических занятиях будет возможно при использовании групповых занятий, в ходе которых дети будут иметь возможность взаимодействовать друг с другом и отрабатывать навыки коммуникации. Задачи исследования:
1) Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2) Определить методики обследования коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения.
3) Провести эмпирическое исследование коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения.
4) Выявить особенности формирования коммуникативных навыков у слабовидящих детей.
5) Разработать и апробировать коррекционную логопедическую программу по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи и зрения и оценить ее эффективность.
6) Выявить динамику изменений у детей экспериментальной группы. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по
каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя теоретический анализ проблемы коммуникативных навыков, мы определили, что речевое развитие детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, имеет свои особенности и отличается от речевого развития детей, не имеющих нарушений, что существует ряд специфических проблем, способствующих возникновению эмоциональных и поведенческих расстройств, у детей со зрительной депривацией.
Специфика детей с нарушениями зрения, выражается в недостатке информации об окружающем мире. Этот дефицит изменяет или замедляет процесс зрительного восприятия. Детям характерны: фрагментарность, схематизм образов окружающего мира, недостаточная обобщенность и ограниченность образов предметов. Это негативно влияет на структуру коммуникативной деятельности. Нарушения зрения вызывают серьезные трудности в формировании у детей не только представлений о способах общения с окружающими людьми, но и в сути содержания этого общения. Мы определили общие особенности психики слабовидящих детей:
- повышенная истощаемость;
- малая психическая активность;
- недостаточность предметной соотнесенности слов;
- ограниченность знаний;
- общая медлительность.
Таким образом, на формирование психических процессов и состояний, нарушения зрительной функции оказывают непосредственное влияние. Особенности эмоционального развития, детей со зрительной депривацией, также имеют свои особенности. К ним относятся: выраженная ранимость, особенно по шкале самооценки, осознание своего отличия от нормально видящих сверстников, наличие тяжелых эмоциональных состояний и психосоматических расстройств.
Коммуникативное неблагополучие у слабовидящих детей определяется как самочувствие со знаком «минус» в типичных и нетипичных социальных ситуациях, признаками которого являются: повышенная возбудимость; напряженность и закрытость; страх перед всем новым или необычным; отсутствие всякой инициативы; неуправляемость своими чувствами; постоянное нытье и плаксивость; ожидание плохого в будущем; преобладание в памяти плохих событий больше чем хороших; боязнь общения с новыми людьми.
Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие коммуникативной сферы дошкольников, глубоко и тесно взаимосвязано с накоплением ими социального опыта, с пониманием и принятием окружающего мира, и определение своего места в нем.
Итак, формирование коммуникативности находится в тесной связи с изменением ситуации в жизни ребенка; формирование высших чувств, происходит на основе эмоций; становление эмоций и чувств, происходит в сфере личностных новообразований.
Анализ специфики коммуникативных навыков детей с нарушениями зрения позволил определить факторы, приводящие к девиантному поведению:
- индивидуальный фактор (психобиологичекие предпосылки);
- педагогический фактор (проявляющийся в дефектах воспитания);
- психологический фактор (влияние ближайшего окружения);
- социальный фактор (влияние общества).
Воздействие данных факторов может повлечь за собой заметные и многообразные изменения в поведении, сказаться на соматическом состоянии и возникновении нервно-психических отклонений у детей с функциональными нарушениями зрения.
Мы определили возможные проявления данных особенностей коммуникации у детей с нарушениями зрения, к ним относятся: трудности в сдерживании эмоций, бурное их проявление; дезорганизация любой деятельности; аффективные состояния; плаксивость, грубость, драки, вспышки гнева и обиды; уход от общения, обособленность во всех видах деятельности.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, о том, что учет возрастных психологических закономерностей, а также специфических особенностей развития, (с целью правильной постановки специальных задач) и формирование адекватных мотивов поведения (для стимуляции успешного психического развития), лежат в основе формирования эмоционального здоровья и регуляции поведения детей с нарушениями зрения, и способствуют их успешной адаптации к будущей школьной жизни и укреплению физического и психологического здоровья. Формирование правильных мотивов поведения дошкольников, является движущей силой активности всего психического развития, а их дальнейшее усложнение будет помогать осуществлять переход к последующим, более сложным видам деятельности.
В ходе проведенного исследования, в котором приняли участие 40 детей, (20 без нарушения зрения и 20 с нарушениями зрения), мы апробировали коррекционную логопедическую программу по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, и проанализировали ее итоги.
Наибольшие показатели отклонений коммуникативного развития по методике Самохвалова наблюдаются у детей с нарушениями зрения в таких видах деятельности как: организованная деятельность, а также по методике «Эмоции». Наименьшие отклонения показали коммуникативные способности детей в режимных моментах методики Самохвалова и в методике «Угадайка» эти показатели практически не изменились. Это говорит о том, что в организованной деятельности коммуникативные навыки формируются под руководством педагога и его постоянном контроле всех событий.
Таким образом, у дошкольников с нарушениями зрения наблюдается отставание в формировании коммуникативных навыков во всех сферах деятельности: во взаимодействии со взрослыми, со сверстниками, в разных видах деятельности, их прогностическая деятельность имеет низкую скорость формирования прогноза, не воспроизведение выявленных порядков, частую смену стратегий прогнозирования, а так же в недостаточности дифференциации своих и чужих эмоций, а это влияет на способы взаимодействия и коммуникации.
Итак, целью формирования коммуникативных навыков в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения зрения, мы разработали и апробировали специальную программу, состоящую из десяти взаимосвязанных и взаимовытекающих друг из друга занятий, на которых создаются специальные педагогические условия, от которых, на наш взгляд, повышается эффективность обучающего компонента, а именно: строгое соблюдение требований, предъявляемых к стимульному материалу слабовидящих детей), обязательное проведение гимнастики для глаз, создание ситуации успеха для каждого ребенка, использование сюрпризных, поощрительных, музыкальных моментов, индивидуальный подход при организации утренних или вечерних занятий, основывающийся на психическом и физическом состоянии ребенка. Также необходимо, по нашему мнению, обеспечить работу с ребенком в отдельном помещении, например в спальне или приемной, для возможности хорошей концентрации внимания и сосредоточения на игровых заданиях. Занятия с подгруппой детей (4 человек) проводятся пять раз в неделю, их продолжительность составляет от 30 до 35 минут. Главной задачей педагога в работе с детьми, испытывающими проблемы эмоционального и поведенческого плана, мы считаем создание условий эмоционального комфорта и завоевание доверия, каждого ребенка, чтобы он смог раскрыть свой душевный мир.
Итак, разработанные нами коррекционные логопедические комплексные занятия для дошкольников с нарушениями зрения мы рекомендуем для использования логопедами, дефектологами, педагогами и родителями детей, с целью оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с нарушением зрения имеющих проблемы эмоциональной и поведенческой сферы, так как гипотеза исследования о том, что формирование коммуникативных навыков на логопедических занятиях будет возможно при использовании групповых занятий, в ходе которых дети будут иметь возможность взаимодействовать друг с другом и отрабатывать навыки коммуникации подтвердилась.



1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Текст]: монография /Л.А. Абрамян. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
2. Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников [Текст]: монография / Т. А Андреенко, О.В. Алекинова. - СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс». - 2014. - 96 с.
3. Анохина, И.А. Условия обеспечения социально-эмоционального благополучия детей в ДОУ [Текст] / И.А. Анохина // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С.3
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: монография / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
5. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие /Н.Ю. Борякова. - М.: Астрель, 2008 - 113 с.
6. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей [Текст]: монография / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова. - М.: Изд-во МГУ Лидер, 1990. - 136 с.
7. Веракса, Н.Е. Нормативная ситуация как фактор психического развития детей [Текст]:/ Н.Е. Веракса // Ежегодник Российского психологического общества. - 2003. -Т.2. - С. 93-96.
8. Волкова, Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей [Текст]: монография / Л.С. Волкова . - Л., 1991.
9. Волкова, Л. С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей // Дефектология. - 1982. - № 5. - С. 64-68.
10. Волкова, Л. С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения // Дефектология. - 1982. - № 3. - С. 14-18. 4.
11. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учеб. для вузов /Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
12. Гордеева, О.В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации // Вестник МГУ, Сер.14. - 2004. - №1, С.70-87, №2, С. 66-83.
13. Григорьева, Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. - 2001. - № 2. - с. 76-83.
14. Ермаков, В. П. Развитие, обучение, воспитание детей с нарушением зрения [Текст]: монография. - М.: Просвещение, 1990. -222 с.
15. Жильцова, О.Л. Индивидуальные особенности развития речи и фонематического слуха у старших дошкольников с глубоким нарушением зрения //Дефектология. - 1971. - №2. с. 66.
16.Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. [Текст]: монография. - М.: Просвещение, 1973. - 156 с.
17. Изард, К.Е. Психология эмоций / Перев. с англ.[Текст]: монография. - СПб.: «Питер», 2000. - 464 с.
18. Комарова Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения[Текст] / Т.П. Комарова. - М.: АСТ, 2018. - 669 с.
19. Космачева, И.А. Особенности работы учителя-логопеда с детьми с нарушениями зрения[Текст]: / И.А.Космачева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, науч. ст. под ред. С.В.Шевченко. - 2007. - № 1. - С.18-22.
20. Криницкая, О.И. Влияние зрительной депривации на развитие моторной сферы и речи детей дошкольного возраста [Текст]:/ О.И. Криницкая // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М.: 2010. - №2. - С.229-232.
21. Криницкая, О.И. Педагогическая технология преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста с нарушением зрения [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук : 13.00.03 : защищена 9.06.2010 : утв.27.07.2010 / Оксана Игоревна Криницкая. -М.: 2010.- 23с. - 004603165
22. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. - М.: «Академия», 2002. -480 с.
23. Костючек Н.С. Развитие речи учащихся школ слепых [Текст]: учеб.пособие / Н.С. Костючек. -М.: «Просвещение», 1967. - 124 с.
24. Крылова Н.А. Специфические трудности усвоения материала по русскому языку слабовидящих учащихся подготовительного класса [Текст]:/ учеб.пособие/ Н.А. Крылова. - М.: «Просвещение», 1973.- 213 с.
25. Коробко С.Л. Коррекция речевых недостатков у слабовидящих школьников// Дефектология. - 1978.- №2.- с.18.
26. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 197 с. - Рез.: англ. - Библиогр.: С. 191-194.
27. Левина, Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. - 1975. - № 2. - С. 12-15.
28. Литвак А.Г. Тифлопсихология слепых и слабовидящих [Текст]: учебное пособие. / А.Г.Литвак - СПб.: КАРО, 2006. - 340 с.
29. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]: монография. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.
30. Логопедия. Методическое наследие [Текст]: / Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: В 5 книгах. Т.5: Фонетико-фономатическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Авт.-сост. Л.С.Волкова, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Владос, 2003. - 480 с.
31. Лукашова Л.В. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения [Текст]: / Л.В.Лукашова // Специальное образование. - 2009. - №4. - С.41-48.
32. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей [Текст]:
Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук. / В.И. Лубовский - М.: «Педагогика», 1978.- 224 с.
33. Люблинская А. А. Детская психология [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов./ А.А.Люблинская.- М.:Просвещение, 1971. - 415 с.
34. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст]: монография. - СПб.: "Речь", 2004. - 400 с.
35. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст]./ Е.М.Мастюкова - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
36. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст]: монография. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
37. Методы обследования речи детей [Текст]: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В.Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
38. Моргалик, Л. И. Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников [Текст]: учеб. Пособие/ Л.И. Моргалик. - Л.: ЛГПИ, 1986. - 86 с.
39. Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением [Текст]: Пособие для логопедов. / В.Л. Нападовская. - М.: Классикс Стиль, 2003. - 48 с.
40. Никулина Г.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с
нарушениями зрения [Текст]: Учебное пособие / Г.В.Никулина,
И.П.Волкова, Е.К.Фещенко; Под ред. Г.В.Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 84 с.
41. Новичкова И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.03 : защищена 2.10.1997 : утв. 9.02.1998 / Ирина Владимировна Новичкова.- М., Ин-т коррекц. педагогики РАО. 1997. - 16 с. - 0400201565
42. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте
программы ЮНЕСКО "Образование для всех": опыт России:
Аналитический обзор / Под ред. акад. Г.А.Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. -- 81 с.
43. Волкова, Л.С. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения [Текст]:/ Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов // Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: Владос, 1998. - 503508 с.
44. Солнцева, Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения [Текст]: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М.: 2001. - 96 с.
45. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: Учебное пособие / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999.
46. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст]: методическое пособие / Л.И.Плаксина. - М.: Город, 1998.
47. Плаксина, Л.И. Инновации в специальном (коррекционном) образовании: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / под ред. Н.П. Рябининой, Л.А. Дружининой, М.В. Найн. - Челябинск: Цицеро, 2010. - 214 с.
48. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И.Плаксиной. - М.: Экзамен, 2003. - 256 с.
49. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. - 2001.- № 2.- С.84- 88.
50. Репина З.А. Особенности сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста с нарушением зрения и задержкой речевого развития [Текст]: / З.А.Репина, О.И.Криницкая // Специальное образование 2010. - №2.- 34-43 с.
51. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. [Текст]: пос. для восп. и род. / Н.Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
52. Соболева А.В. Особенности работы логопеда в детском саду с глазной патологией (косоглазием и амблиопией) [Текст]: // Актуальные проблемы изучения и обучения детей и подростков с нарушениями развития: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - М.: Новокузнецк, 2003. - C.99- 103.
53. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. / Л.И. Солнцева. - М.: «Академия», 2002. -480 с.
54. Солнцева, Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) [Текст]: учебное пособие / Л.И.Солнцева.-М.: Классик Стиль, 2006. - 256 с.
55. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие. / Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Академия, 2002. - 312 с.
56. Тинькова Е.Л. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения [Текст]: Учебное пособие. / Е.Л.Тинькова, Г.Ю.Козловская. - Ставрополь.: Изд-во СГПИ, 2009. -137 с.
57. Тупоногов Б.К. Содержание и методы обучения детей с нарушениями зрения [Текст]: науч.-метод. пособие / Б.К.Тупоногов.- М.: АПКиППРО, 2005. - 72 с.
58. Фаустова, И.В. Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного возраста и условия его преодоления [Текст] / И.В. Фаустова // Материалы научно-практической конференции докторантов и аспирантов. - Изд-во Елецкого гос. Ун-та, 2007. - Вып. 1. - С. 206-209.
59. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей: учеб. пособие / В.А. Феоктистова; [под ред. Л.М. Шипицыной]; Нац. Фонд подгот. Кадров. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.
60. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)" / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. -М.: Просвещение, 1989. -223 с.
61. Фильчикова Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста.
Диагностика и коррекция [Текст]: Методическое пособие. /
Л.И.Фильчикова, М.Э.Вернадская, О.В.Парамей - М.: Экзамен, 2004. - 192 с.
62. Хватцев М.Е. Недостатки речи у слепых детей и подростков и методы предупреждения и устранения их / Учен, зап., Л., 1983. - Т.13. - с. 127-156
63. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: Учеб. пособи для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
64.Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д.Б. Эльконин. - М.: МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭК», 1995. - 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ