ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1. Значение организации интерактивного обучения иностранному
языку 6
1.2. Формы интерактивного обучения иностранному языку 16
1.3 Психологические особенности детей 5 класса (11-12лет) 19
Выводы по I главе 21
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ В 5 КЛАССЕ 22
2.1. Интерактивные технологии обучения иноязычной грамматике . 22
2.2. Методико-технологические аспекты внедрения интерактивных технологий обучения иноязычной грамматике: анализ собственного опыта. 32
2.3 Методические рекомендации 54
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Процессы глобализации и информатизации общества XXI века затронули все сферы жизни, с том числе и образование. Сегодня происходит
интенсивное сближение стран и народов по многим аспектам, становление единого поликультурного мира. Виртуальная и реальная мобильность усиливает необходимость успешной культурной социализации, что, естественно, вносит изменения в требования, предъявляемые к школьному образованию в первую очередь, включая изучение иностранных языков, цель которого обеспечить способность и готовность школьников к участию в межкультурном коммуникативном процессе.
Модернизация современного образования направлена на изменение содержания изучаемых предметов и методик преподавания: деятельность обучающихся активизируется в ходе процесса обучения, происходит приближение изучаемых тем к реальной жизни. Поиск новых форм и приемов изучения дисциплин - явление абсолютно закономерное и необходимое.
Без владения родным и иностранным языком невозможным представляется проявление индивидуальности и личностных качеств, ценностных ориентаций. Язык, как известно, усваивается через речь, т.е. через пользование этим языком. Процесс реализации коммуникативных намерений через владение языком, а также способность человека к эффективному взаимодействию с носителями иной лингвокультуры невозможны без обогащения активного и потенциального словарного запаса, расширения объема языковых средств (лексических, грамматических и др.), необходимых для свободного выражения мыслей в соответствии со спецификой ситуации и стилем общения.
В последнее время в методика преподавания иностранных языков меняет свое направление от коммуникативного подхода к интерактивному, а, следовательно, это приводит к созданию интерактивных технологий.
Грамотная иноязычная речь складывается из многих компонентов, но, в первую очередь, из правильного употребления в речи иноязычных
грамматических структур. Все сказанное выше обуславливает актуальность данной работы.
Объектом исследования является интерактивные технологии обучения иноязычной грамматике в 5 классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методика организации интерактивного обучения иноязычной грамматике посредством интерактивных технологий преподавания в 5 классах
Цель исследования выявление и описание интерактивных технологий обучения иноязычной грамматике на ступени основного общего образования, а именно в 5 классе.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1) определить значение организации интерактивного обучения иностранному языку;
2) определить основные формы интерактивного обучения иностранному языку на ступени основного общего образования;
3) рассмотреть интерактивные технологии обучения иноязычной грамматике, применяемых в 5 классе;
4) описать опыт применения интерактивных технологий обучения иноязычной грамматике в 5 классах;
5) разработать конспекты уроков с описанием применения интерактивных технологий.
Методы исследования: анализ научной литературы
(педагогической, методической), обобщение и систематизация, метод моделирования, наблюдения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями при подготовке и проведении уроков и факультативных занятий по английскому языку в школе, а также студентами при подготовке и прохождении практик.
В работе вводится ограничение: исследование процесса обучения иноязычной грамматике будет осуществляться на примере 5 класса общеобразовательной школы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
В ходе нашего исследования мы определили понятие интерактивного взаимодействия как процесса не только передачи информации, но и средства организации продуктивной деятельности. Интерактивное обучение в этом ключе несет в себе функцию создания определенных условий для такого эффективного взаимодействия.
Классифицировать приемы и методы интерактивного обучения нелегко, поскольку все они так или иначе переплетаются между собой. Но мы определили основные формы интерактивного взаимодействия (игра, творческое задание, проект, групповое обсуждение и многие другие) и рассмотрели основные требования к ним выдвигаемые. А также обозначили методические принципы интерактивного обучения. Это позволило нам сделать вывод, что на современном этапе развития образования, обучение иностранному языку будет не столь эффективным без организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроке.
Мы рассмотрели суть интерактивного обучения, дали определение педагогической технологии и выявили их признаки. Рассмотрели некоторые из них с точки зрения использования при обучении иноязычной грамматике (цель, содержание) и более подробно рассмотрели такие технологии, как метод проектов, игровые технологии, станционное обучение через призму их применения на уроках иностранного языка в рамках изучения грамматического материала на ступени основного общего образования, а также описали опыт учителей, использующих интерактивные технологии на своих уроках.
Таким образом, современные интерактивные технологии - это не только использование на уроке компьютера или каких бы то ни было технических средств, как было принято считать до недавнего времени, а это разработка приемов и выявление принципов оптимизации образовательного процесса с целью повышения его эффективности.
1. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. / Ш.А. Амонашвили. - Минск, 1984. - 145с.
2. Аниськович, Н.Р. Корпоративное обучение учащихся речевому взаимодействию на уроках английского языка. // Н.Р Аниськович/ Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. Материалы международной научно-методической конференции, декабрь. - Мн.: 2000. - С. 22-24.
3. Апальков, В.Г. Английский язык: базовый уровень: 10-11 классы: рабочая программа. / В.Г. Апальков - М.: Вентана-Граф, 2017. - 143с.
4. Бар, Р., Таг, Дж. От обучения к учению - новая парадигма высшего образования/ Р. Бар, Дж.Таг// Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сб. статей- рефератов по дидактике высшей школы // Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. - Мн.: 2001. - С. 13-39.
5. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2013 - с.36
6. Беляева, О.Н. Использование интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку / О.Н. Беляева// Первое сентября, 2011. - 25 июн.
7. Бонуэл, Ч. К., Сазерленд, Т. Е. Непрерывность активного обучения: выбор методов деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории / Ч. К. Бонуэл, Сазерленд Т. Е.// Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сб. статей-рефератов по дидактике высшей школы / БГУ центр проблем развития образования. - Минск.: 2001. - С. 48-67
8. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. №3 - 1996.
9. Варфоломеева, Т.В. Возможности использования интерактивных технологий на уроках изучения английского языка/ Т.В. Варфоломеева// Первое сентября, 2007. - 10 ноя.
10. Вебинар на тему «Интерактивные методы обучения в практике школьного образования» Автор Кагукина Таьяна Владимировна. 2018г.
11. Вебинар на тему «Интерактивные методы обучения: видеометод, кейсы, методы группового анализа». Автор Шевченко Светлана Игоревна, психолог-консультант, тренер, старший преподаватель МИГУ. 2018г.
12. Ведущий образовательный портал России https: //infourok.ru
13. Величко, В.В. Иновационные методы в гражданском
образовании /В.В. Величко [и др.] - Мн.: 1999. - 136с.
14. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике/ А.С. Воронин. - Екб.: ЕГПУ, 2006. - 135с.
15. Выготский, JI. C. Педагогическая психология/ JI. C.
Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 337с.
16. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart- доски в процессе обучения // Учитель. - 2017. - № 4. - с. 8-10
17. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения
иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ,2004. - 192 с.
18. Гилязова, А.К. Интерактивные технологии обучения
диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка/ А.К. Гилязова// Первое сентября, 2005. - 08 ноя.
19. Гладилина, И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе. / И.П. Гладилина// Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3. - С.115-117
20. Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич. -Минск.: 2003. - 132с.
21. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 - с. 20
22. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2017 - с.18
23. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. - М.: 1998. - 229с.
24. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика: монография. 2 изд., перераб. и доп. М., 2008.
25. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2009
26. Коробейникова, Г.А. Приемы интерактивного обучения на уроках английского языка/ Г.А.Коробейникова// Первое сентября, 2012. - 11 апр.
27. Коротаева, Е. В. Хочу могу умею! Обучение, погружённое в общение / Е.В. Коротаева. - Мн.: 1997. - 332с.
28. Кочергина И.Г Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационнокоммуникативных технологий в обучении английскому языку. / Иностранные языки в школе №3, 2009
29. Мещерякова, Е. Летний лингвистический лагерь/Е. Мещерякова, Е.Исакович //Воспитательная работа в школе.-2005.-№ 2. - С. 27-33.
30. Нестерова Н.В. Информационные технологии и обучение иностранному языку. - ИЯШ, 2015. - №8. - 102 с.
31. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2001 - С. 48-58.
32. Пассов, Е.И. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.С. Коростелев В.С. - М., 1991. - 226с.
33. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроке иностранного языка - потребность времени. - ИЯШ, 2015. - №5. - 57 с.
34. Писаренко В.И. Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам. - Открытое образование, 2014. - №1. - 17 с.
35. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам. - ИЯШ, 2013. - №5. - С. 13 - 17.
36. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. - ИЯШ, 2011. - №2. - С. 3 - 6.
37. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000 - № 2-3. - С.102-104.
38. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве/ Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - С.46-50.
39. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 1998.
40. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
41. Российская электронная школа https://resh.edu.ru
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. - Т. 1 Текст. / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 485 с.
43. Савченко, Л.И. Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения/ Л.И. Савченко// Первое сентября, 2011. - 23 апр.
44. Санкина, В.В., Кудрявцева, Е.Ю. Проектная деятельность на уроке немецкого языка/ В.В. Санкина, Е.Ю. Кудрявцева// Иностранные языки в школе. - 2007. - № 7 - С.100-112.
45. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. - 2015. - № 2. - с . 162-166
46. Сергеева М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку. - Педагог, 2015. - №2. - С. 162 - 166.
47. Синегубова Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка // Школа. - 2016. - № 2. - с. 43-44
48. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов под. Вузов и учителей. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005.
49. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» https://nsportal.ru
50. Темицына Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка. - ИЯШ, 2012. - №2. - 41 с.
51. Усейнова, Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка / Н.В. Усейнова// Иностранные языки в школе. - 2005. - № 6 - С.78-80.
52. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн- платформа https://uchi.ru
53. Школа России учебно - методический комплекс http://school-russia.prosv.ru
54. Электронное образование в Республике Татарстан https://edu.tatar.ru/teacher
55. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1978. - 356 с.