Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка 7
1.1. Обучение иностранному языку в средней школе в рамках социокультурного подхода 7
1.2. Сущность понятия социокультурной компетенции. Содержание
социокультурной компетенции 17
1.3 Песня как вид аутентичного материала в процессе обучения
коммуникативной компетенции 23
Вывод по Главе I 31
Глава II. Особенности использования аутентичного англоязычного песенного материала при формировании социокультурной компетенции обучающихся средней школы 33
2.1. Анализ песенного материала в аутентичных учебно-методических комплексах 33
2.2. Формирование социокультурной компетенции средствами англоязычного
песенного материала 42
2.3. Опытно-экспериментальная работа по применению аутентичного песенного материала при формировании социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку на старшем этапе обучения 50
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 54
Выводы по главе II 62
Заключение
Современное общество, ход событий в мире находятся в постоянном развитии, что оказывает, в свою очередь влияние на статус иностранного языка как средства общения на глобальном уровне. Учитывая эти изменения, современная методика определяет своей целью достижение новых результатов, обусловливая тем самым необходимость оптимизировать содержание изучения языка.
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью выявления оптимальных путей решения задач по формированию и развитию социокультурной компетенции учащихся на старшем этапе обучения посредством песенного материала при реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась коммуникативная сфера стороны обучения, возросли возможности ее положительного влияния на процесс обучения. Формирование социокультурной компетенции за счет развития других коммуникативных навыков определяет коммуникативное и социокультурное развитие учащихся в дальнейшем.
Теоретической базой данной работы являются общие положения методики преподавания иностранного языка Верещагина Е.М., Кагана М.С., Сафоновой В.В., Алифановой Е.М., Костомарова В.Г.; исследования в области компетентности в обучения Мильруд Р.П., Зеер Э.Ф., Федынич Е.В., Байденко В.И.; Трухановой Т.Н., учебно-методические материалы
издательства Oxford University Press.
В некоторых работах, посвященных обучению иностранному языку в средней школе, вопросы развития социокультурной компетенции затрагивались попутно, в русле исследования других проблем. Однако до настоящего времени не было предпринято специальных теоретических исследований, посвященных формированию коммуникативных навыков у школьников старшего этапа обучения, в том числе с использованием песенного материала, которые позволяют интенсифицировать данный процесс.
Цель исследования: раскрыть особенности формирования и развития социокультурной компетенции учащихся старшего школьного возраста при обучении иностранному языку средствами аутентичного песенного материала и экспериментально доказать их эффективность.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования аутентичный англоязычный песенный материал, как средство развития социокультурной компетенции учащихся старшего школьного возраста при обучении иностранному языку.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы формирования социокультурной компетенции учащихся при обучении иностранному языку;
2. Выявить содержание основных элементов социокультурной компетенции в обучении иностранному языку;
3. Раскрыть образовательный потенциал англоязычного песенного материала;
4. Проанализировать песенный материал в аутентичных учебно-методических комплексах;
5. Рассмотреть методические особенности англоязычного песенного материала в рамках формирования социокультурной компетенции;
6. Выявить методические условия развития социокультурной компетенции с использованием песенного материала при обучении иностранному языку и экспериментально доказать их эффективность.
Гипотеза исследования: Развитие социокультурной компетенции учащихся в процессе обучения иностранным языкам будет эффективным, если:
- обеспечить мотивационную направленность учащихся старшего школьного возраста на изучение иностранного языка;
- осуществлять содержание, формы и методы обучения, ориентированные на развитие социокультурной компетенции.
Методы исследования: методы теоретического анализа, метод структурного анализа, метод контент-анализа, научная интерпретация и синтез конкретных фактических материалов, метод сравнительного анализа, монографический метод исследования цельного опыта, наблюдение, тестирование, эксперимент.
Материалом для анализа послужили:
- примеры из учебно-методических комплексов;
- аутентичные английские и американские песни в их текстовой репрезентации, содержащие социокультурную информацию.
Научная новизна и теоретическая значимость: были раскрыты и систематизированы основные теоретические основы развития социокультурной компетенции, выявлено содержание основных элементов социокультурной компетенции в обучении иностранному языку. Определены методические аспекты реализации технологии развития социокультурной компетенции и использования песенного материала в обучении иностранному языку, выявлены методические условия развития социокультурной компетенции и экспериментально доказана эффективность их влияния.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она не только помогает более полно отразить сущность понятий «социокультурная компетенция», но также выявляет взаимосвязь и закономерности функционирования тех или иных аспектов обучения при формировании и развитии социокультурной компетенции. Полученные в ходе исследования результаты представляют методический интерес. Они могут быть использованы для дальнейшей разработки технологий формирования языковых и речевых навыков, использования принятой методики анализа процесса обучения на материале как английского, так и других языков.
Основные положения и выводы работы имеют и определенную практическую ценность, состоящую в возможности их использования для оптимизации работы по формированию отдельных аспектов речевой деятельности, на практических занятиях по английскому языку, при составлении лекционных курсов и семинарских занятий по методике преподавания иностранного языка. Материалы исследования могут быть использованы в качестве основы для разработки упражнений.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, кратких выводов после каждой главы, заключения и списка использованной литературы. В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретические основы исследования проблемы развития социокультурной компетенции учащихся в процессе обучения. Вторая глава посвящена исследованию особенностей технологии использования песенного материала при формировании социокультурной компетенции на старшем этапе обучения развития элементов коммуникативной компетенции в процессе обучения. Практическому анализу подвергается процесс обучения, состоящий из трех этапов опытно-экспериментальной работы, включающих диагностический, формирующий и заключительный этапы анализа развития коммуникативной компетенции с применением разработанного цикла занятий на базе УМК New Headway Intermediate.
Методикой преподавания иностранного языка достаточно хорошо изучены многие аспекты формирования социокультурной компетенции, возрастные и психолингвистические особенности, традиционные и инновационные методы обучения, принципы отбора учебного материала, система упражнений для формирования и развития коммуникативных навыков и формы работы с учащимися.
В результате проведенного исследования по проблеме развития коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения мы сформулировали следующие положения и выводы:
1. В самом общем виде социокультурная компетенция - это знание культурной специфичности носителей языка, их традиций и моральных норм. Способность воспринимать эти особенности, а также умение выстраивать вербальную коммуникацию языковыми средствами иноязычной культуры. Обучение иностранному языку в школах в рамках социокультурного подхода предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учеников.
2. Формирование социокультурных знаний предполагает:
- влияние новой тематики и направленности речевой коммуникации на увеличение объема лингвострановедческих знаний культурной специфики;
- увеличение объема знаний о странах изучаемого языка - их культуре, истории, реалиях и особенностях общества;
- умение использовать языковых средств в соответствии с нормами речевого и неречевого поведения страны изучаемого языка, расширяя при этом объем лингвистических и культуроведческих знаний.
В нашем дипломном исследовании мы выделили следующий компонентный состав социокультурной компетенции:
- общекультурный, предполагающий совокупность знаний общекультурного характера;
- лингвострановедческий, включающий социокультурно маркированные лексические единицы и их применение в ситуациях межкультурного общения;
- социолингвистический компонент, предполагающий языковые особенности социальных слоёв;
- культуроведческий компонент - объем фоновых знаний в социокультурной, историко-культурной, этнокультурной областях.
3. Использование песенного материала на уроках иностранного языка имеет ряд методических преимуществ:
- песни способствуют более прочному усвоению и расширению лексического запаса;
- песенный материал способствует активизации и усвоению грамматических конструкций;
- песни являются средством стимуляции и мотивирования монологической и диалогической речи;
- песенный материал зачастую содержит социокультурную информацию, такие как имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка.
4. Анализ примеров из аутентичных учебно-методических комплексов New Headway и Total English позволяет сделать вывод о том, что:
- использование песенного материала преследует цель стимулирования устной речевой деятельности;
- песенный материал используется при введении или закреплении нового лексического материала;
- использования песенного материала может способствовать формированию образного мышления и тренировке слуховой памяти;
- проанализированный песенный материал УМК практически не содержит социокультурную информацию.
5. Использование песенного материала при формировании социокультурной компетенции предполагает учет определенных нюансов таких как: тематический контент учебно-методических комплексов по иностранному языку, содержание дисциплины «Иностранный язык», возрастные особенности учащихся, индивидуальные предпочтения, специфика музыкального материала, лексическое наполнение текста песни.
6. Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что применение рассмотренных в ходе исследования методик способствовали повышению уровня развития отдельных элементов социокультурной компетенции.
Внедрение и варьирование различных типов заданий в работе с песенным материалом в процессе обучения положительно влияет на формирование знаний в межпредметных и фоновых областях, мотивирует осознанное восприятию лингвострановедческой и культурной информации, стимулирует речемыслительную деятельность и запоминание нового лексического материала.