Введение 2
1. Интернет как социокультурный феномен 7
1.1. Киберпространство как явление культуры 7
1.2. Киберпространство и интернет как симулякры культуры 22
2. Бессознательное как сфера самоотчуждения личности в сетевых
личностных структурах 37
2.1. Самоотчуждение бессознательного социального субъекта в сети
интернет 37
2.2. Современные практики социального отчуждения в киберпространстве. 52
Заключение 69
Список литературы
Исследование в данном направлении представляется мне актуальным, так как масштаб изменений, связанных с социальной сферой общества, трансформирующейся под влиянием развития информационных и интернет технологий, сложно переоценить. Мы становимся свидетелями глобальной перестройки всех сторон общественного функционирования и наблюдаем уникальные темпы внедрения достижений технологического прогресса в нашу повседневную жизнь. При этом теоретическое осмысление данных процессов отстает от практического взаимодействия социума с ними.
Так же на значимость данного исследования влияют положительные и отрицательные последствия, которые привносит Интернет в плоскость социального взаимодействия индивидов и социокультурное пространство в целом и недостаточное теоретическое осмысление данных процессов в отечественных научных кругах. Данная ситуация позволяет заявить, что существует острая необходимость основательного исследования трансформации социальных феноменов в современных реалиях и прежде всего с позиций философского дискурса.
Среди множества конфликтов, которые связанны с повсеместным проникновением киберпространства и виртуальной реальности в процессы жизнедеятельности современного человека, стоит отметить вопросы растущей социальной изоляции, отчуждения людей и нарастание чувства одиночества, которое является следствием все большей зависимости индивида от средств глобальной коммуникации, выраженной в форме «виртуальных личностей» и «интернет-зависимости». Стоит отметить, что киберпространство, новым полем реализации социальных отношений, являющееся следствием виртуальности сети Интернет, для многих пользователей предстает как труднопреодолимая, довлеющая над ними самостоятельная сила, что прекрасно иллюстрирует остроту, с которой сегодня перед исследователями стоит проблема отчуждения.
Особо нужно выделить актуальность рассмотрения процессов проникновения и влияния глобальной сети Интернет и киберпространства на сферу культуры, так как именно в ней возникает множество вопросов, которые должны быть осмыслены философски - в их число входит сам вопрос о возникновении киберпространства и отношение его к существующему культурному дискурсу.
В зарубежной литературе информационное общество и его парадигма рассматриваются в работах таких ученых как Ж. Бодрийяр, К. Поппер, Ф, М. Кастельс, А. Тоффлер, Д. Белл и других. В данном исследовании так же будут рассмотрены проблемы информатизации и компьютеризации в современном обществе, философские проблемы глобальной сети Интернет, культуры информационного общества, проблема отчуждения в контексте виртуальной реальности и самой сущности данного явления. Также будет рассмотрена среда интернет-пространства как новое поле реализации социальны отношений, социальная виртуальная реальность. Теоретической базой составления объективного представления о данных процессах послужили работы таких отечественных авторов, как М. Филь, С. Расторгуева и С. Шайхитдиновой. Для получения детального и точного представления об объекте исследования я пользовался книгами различных авторов и специальностей, в основном социологов и философов- постмодернистов. В этом мне помогли работы таких авторов, как Й. Хёйзенга, Р. Барт, Ж. Деррида, В. Кутырев. Для понимания классической концепции отчуждения я использовал работы Гегеля и Маркса, а для правомерного использования идей постмодерна мне пригодились работы Фуко, Жижека и Бодрийяра. Так же при рассмотрении феномена отчуждения и бессознательного, я использовал работы Ж. Лакана. Данные работы позволили мне рассмотреть все аспекты данной проблемы с различных ракурсов и составить о ней объективное представление.
Объектом исследования в данной работе является глобальная информационная компьютерная сеть Интернет и киберпространство в современной общественной системе.
Предметом данного исследования являются социально-философские аспект проблемы отчуждения в частности и киберпространства в целом.
Целью исследования является произвести исчерпывающий анализ проблемы отчуждения в контексте современных его современных форм и киберпространства как социо-культурного феномена.
Для достижения данной цели в ходе данного исследования должны быть решены следующие задачи:
A) Анализ сети Интернет как социокультурного феномена и главного фактора современных социальных изменений
Б) Введение понятия кибепространства и соотнесение его с современным культурным дискурсом с целью определения характера взаимоотношений между культурой как целым и новым полем виртуального социального взаимодействия в форме киберпространства.
B) Рассмотрение трансформации личностного конструкта в современных реалиях и анализ роли бессознательного социального субъекта в контексте глобальной сети
Г) Изучение современных форм отчуждения личности в киберпространстве
Теоретико-методологической основой данного исследования являются общетеоретические труды классиков мировой философии, а так же работы современных отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам информационного общества, распространения сети Интернет и киберпространства. Выводы, полученные в данной работе, опираются на диалектические принципы всеобщей связи, детерменизм, принцип системности и развития; также использовались общенаучные методы анализа, дедукции, индукции и идеи структурно-функционального подхода. В своей работе я так же использовал методы исторической и теоретической реконструкции, метод компаративного анализа, а также герменевтический метод
Научная новизна исследования отражается в том, что в рамках данной работы Интернет и киберпространство рассмотрены в единстве различных граней своего содержания - технико-информационного и социального. Кроме того, анализируются современные тенденции развития информационного пространства и коммуникационных технологий, которые рассматриваются с позиций различных философских концепций.
В рамках данного исследования показано, что развитие коммуникационных технологий и Проникновение Интернета во все сферы жизнедеятельности современного человека носит противоречивый характер: с одной стороны, мы наблюдаем процесс глобализации, естественным следствием которого является стирание культурных и языков границ; однако, с другой стороны, мы видим необходимость в минимизации негативных последствий этого процесса. Кроме того, установлено, что современные коммуникационные технологии в целом и Интернет, являющийся пиком всеобщей информатизации, в частности, выступают факторами, объективно способствующими отчуждению личности и трансформирующими данный феномен, перенося его в сферу киберпространства. Притом выявлено, что в рамках социального взаимодействия в поле киберпространства возникают условия для объективного отчуждения личности от реальной свободы в социуме, возникает разрыв между индивидом и его реальной социальной позицией и необходимо связанной с ней ответственностью.
Теоретическую и практическую ценность работы подтверждает тот факт, что в ней рассмотрена проблематика, которая является актуальной для современного социального пространства, притом, что влияние глобального развертывания сети интернет на данные сферы в дальнейшем будет только увеличиваться. Обращая внимание на скорость, с которой происходит расширение виртуального поля социального бытия, мы вправе заявить, что своевременное обращение к обозначенным вопросам, в том числе анализ трансформации феномена отчуждения в киберпространстве, может открыть перед нами пути для снятия и практического преодоления негативных последствий данных процессов.
Данная работа состоит из двух частей, каждая из которых делится на два параграфа. Первая часть носит название «Интернет как социокультурный феномен». Первый ее параграф, «Киберпространство как явление культуры», посвящен анализу процессов, вызванных повсеместным внедрением результатов технологического развития коммуникационных технологий в различные сферы жизнедеятельности современного человека, в сферу культуры в частности, так же в нем рассматривается новое поле социального взаимодействия, возникшее благодаря достижениям НТП - киберпространство; во втором - «Киберпространство и интернет как симулякры культуры» - рассматривается то, каким образом в плоскости виртуального взаимодействия реализуются существующие в пространстве реального мира сферы социального, в первую очередь - культурный дискурс. Вторая часть озаглавлена «Бессознательное как сфера отчуждения личности в сетевых личностных структурах». В ней рассматривается то, как бессознательное, выступая не только роли пространства, в котором человек отчуждается от самого себя, влияет на сами сетевые личностные конструкты (симулякры) отчуждающие человека от его родовой сущности. В ее первом параграфе, «Самоотчуждение бессознательного социального субъекта в сети интернет», дается краткий анализ процессов, происходящих с индивидом и его бессознательным при переносе социального взаимодействия в плоскость глобальной сети и следующие за этим трансформации личностного конструкта. Второй параграф, «Современные практики социального отчуждения в киберпространстве», посвящен рассмотрению трансформации феномена отчуждения при переносе его в поле киберпространства и современным практикам социального отчуждения.
Конец XX века ознаменован возникновением симптоматики «нового» мира. Одной из характеристик данного временного отрезка является процесс глобализации, заключающийся в формировании единого глобального пространства экономических, социальных, политических и культурных взаимодействий. Главным критерием и фактором прогресса становится информация. В пространстве глобальной сети мы видим органичное соединение технократических и рационалистических теорий, свойственных постиндустриальному и информационному обществу, с постмодернистскими конструктами, имеющими диаметрально противоположный вектор.
Мы наблюдаем, как все сферы человеческой жизнедеятельности, в той или иной сфера вступают во взаимодействие сетью Интернет, а компьютер перестал играть роль только мощного технологического средства, и предстал перед нами как способ, с помощью которого происходит самореализация индивида, как инструмент творчества, который стимулирует человека на познание самого себя и более полное проявление своей индивидуальности. Стремительное развитие научно-технического прогресса привело нас в положение, в котором у современного человека возникло новое осознание самого себя и новая трактовка своей свободы. Человечество, благодаря телекоммуникационным ресурсам, обрело возможность в какой-то мере преодолеть жесткую зависимость от пространства и времени.
Однако, мы не должны забывать о том, что вместе с развертыванием киберпространства и виртуальной реальности перед нами возникают новые, неизвестные доселе проблемы. Научный мир высказывает всю большую озабоченность относительно таких феноменов, как синдром интернетзависимости и виртуальный личностный конструкт. Проблема отчуждения встает перед нами совершенно под другим углом - мнимая свобода, которую обретает пользователь глобальной сети, может привести к его полной социальной изоляции.
В описанных выше условиях еще большую значимость приобретает проблема своевременного и достаточного теоретического анализа происходящих перемен. Однозначно оценить перспективы развертывания сети Интернет сегодня не представляется возможным. Так, многие термины, используемые мной в данной работе, находят различную трактовку у сторонников тех или иных позиций. В данный момент мы можем в какой-то мере рассмотреть последствия процессов информатизации и глобализации, однако охарактеризовать тенденции, происходящие в изменении типов взаимосвязей социальных общностей и определить характер современной связи, возникающей между индивидом и обществом, намного сложнее.
Киберпространство и интернет, позволяя человеку перенести социальное взаимодействие в сферу виртуального, формируют тем самым новый жизненный уклад, который можно охарактеризовать как «вирутально- социальный». Сегодня он проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности, его развертывание опережает темпы теоретического научного осмысления и оказывает труднопереоценимое влияние на структуру существующих социальных отношений. Проведенный в ходе данной работы анализ открыл перед нами ряд важных векторов, свойственных современному развитию и продемонстрировал, что повсеместное проникновение сети Интернет приводит к виртуализации всех без исключения сфер жизнедеятельности человека, привнося при этом, кроме очевидных положительных трансформаций, еще и негативные изменения в социальном плане.
Все это служит причиной повышенного исследовательского интереса к данной проблеме со стороны исследователей из самых разных научных дисциплин. «Многомерность» виртуальной реальности отчетливо проявилась в спектре социокультурных возможностей, заложенных в ней - колоссальный объем коммуникации, происходящих в этом поле, имеет различный характер. Это могут быть как образовательные, экономические или политические связи, так и творческая реализация индивидуальных потребностей конкретного индивида или группы лиц.
В рамках данного исследования мы рассмотрели множество проблем, связанных с виртуализацией социальных связей и глобальной сетью Интернет, однако основной акцент был сделан на трансформации феномена отчуждения в контексте киберпространства. Основным выводом является то, что в киберпространстве происходит отчуждение бессознательного конечного индивида, приводящее к возникновению нового типа личностных структур и приводя к возникновению новых уровней отчуждения. Данный процесс теперь происходит не только в сфере социального, но и в сфере «социально-виртуального», где границ у него еще меньше, чем в реальном мире, а последствия еще более непредсказуемы. Так, при переходе в поле виртуального социального взаимодействия мы наблюдаем возникновение виртуальной личностной структуры - отчуждение в данном процессе приобретает онтологический статус.
Относительно культурного дискурса, мы должны отметить, что возможности, которые несет Интернет широкому кругу пользователей в роли коммуникатора межкультурного воздействия, сложно переоценить. Однако, не стоит упускать из вида тенденцию к стиранию межкультурных границ и языковых барьеров - с одной стороны, это можно охарактеризовать как положительный процесс глобализации и возникновения нового типа культуры - сетевой культуры; но с другой стороны, это может привести к исчезновению малых культурных общностей и потере уникального культурного наследия тех цивилизаций, которые не находятся на главенствующих ролях в современном обществе потребления. Чтобы не разрушить, а приумножить культурный капитал, человечеству предстоит серьезная теоретическая и практическая работа в данном направлении.
Вектор дальнейших исследований данной проблематики может быть направлен на расширение сферы тех областей социальной жизни, на которые воздействие Интернет-технологии происходит более явно. Кроме того, отдельного рассмотрения требует социальный статус глобальной сети. Также необходимо изучить уже известные и потенциальные проблемы, которые возникают из-за распространения Интернета, с целью минимизировать их негативные последствия. Еще одной причиной для этого являются уже наметившееся отставание в теоретическом осмыслении данных феноменов - если эти процессы будут продолжаться в таком же ключе, то скоро человечество окажется просто неспособно проанализировать последствия НТП.
Многие социально-филососфкие проблемы в современных условиях приобретают особую степень важности. Так, что понимать под «виртуальной реальностью»? Будем ли мы утверждать, что это лишь эпифеномен, порожденный современной социальной действительностью; или же мы будем придерживаться позиций, с которых уже социальная реальность предстает перед нами в виде артефакта реальности «виртуальной» (что становится все более правомерным вместе с распространением таких понятий, как « виртуальные деньги», «электронная» подпись», «интернетмаркетинг» и т.д.)? От ответа на данный вопрос зависит все последующее философское осмысление данной проблемы.
Вопрос о том, как нам следует воспринимать виртуальное поле социального бытия человека, другими словами - киберпространство, так же остается открытым. Нельзя отрицать, что оно расширяет творческие границы индивида, стимулирует возникновение новых реальностей и областей их практических применений, однако так же оно выступает как средство маскировки, технологической подмены реальной действительности. Все эти факторы вкупе с трансформацией социальных феноменов, таких как отчуждение, должны быть проанализированы с привлечением всех достижений современного философского знания.
Исходя из целей и задач, поставленных мной в данной исследовательской работе, мною был получен ряд выводов:
A) Развитие компьютерных технологии подарило современному человеку возможность выхода за пределы материальности, свободное преодоление ограничений, которые накладывало на него пространство реального мира. Сконструированная реальность воздействует на сознание таким образом, что у индивида, погруженного в нее, возникает ощущение объективности окружающих его объектов. Это приводит к трансформации личностных и социальных конструктов, которые посредством отчуждения переносятся в пространство виртуального социального взаимодействия, что полностью меняет их природу.
Б) Под киберпространством в данной работе мы обозначили поле виртуального социального взаимодействия индивидов, возникшее в современных реалиях благодаря достижениях научно-технологического прогресса, в первую очередь Интернету. Одной из характеристик современного общественного устройства является переопределение и перепроизводство реальности, в том этот процесс иллюстрирует само актуализация киберпространства посредством интернета. Это делает доступным проникновение различных типов симуляций и симулякров в нашу повседневную жизнь на всех уровнях. В виртуальном пространстве происходят манипуляции символами и знаками, гиперреальным и реальным, истиной и ложью. В этой сфере возникает новая культурная парадигма, изначально являющаяся симулякром существующей в реальной действительности культуры, однако обретающая самостоятельность и находящаяся на собственном уникальном пути развития.
B) Присутствие киберпространства в нашей повседневной жизни приводит к возникновению нового типа личности, которая имеет составную структуру и часть ее находит свою актуализации в пространстве виртуальной реальности. Однако, при всей своей привлекательности, виртуальное пространство является в первую очередь продуктом жизнедеятельности человека, который создан по его образу и подобию, так как человек не способен преодолеть рамки своего собственного сознания. Отчуждение человека от мира в данном случае наблюдается на родовом уровне, тогда как снятие последствий данного процесса происходит феноменологически, ситуативно, т.е. случайно - на уровне отдельных индивидов. Опираясь на достижения психоаналитической науки, мы вправе заявить, что форма и значение символической структуры, в нашем случае - киберпространства, зачастую определяются не индивидом, а его бессознательными структурами. Очевидное знание в таком процессе теряет роль репрезентанта реальности, предельной реальностью становится язык коммуникации. Именно поэтому на то, каким образом выглядит ландшафт виртуальной реальности, бессознательное оказывает непосредственное влияние.
Г) Личностный конструкт в современных реалиях конструкт имеет паттерную природу и позволяет индивиду трансформировать ранее статичные его характеристики - такие как половая, национальная и возрастная идентичность и т.д. Виртуальные личностные конструкты, порождаемые новыми формами отчуждения, не могут быть однозначно оценены в рамках общественной морали: они могут оказывать как деструктивное, так и креативное и конструктивное влияние на личность. Вектор данных изменений определяется как самим субъектом виртуальных социальных отношений, так и условиями, окружающими его в реальной и виртуальной жизни. Конечный пользователь ограничен в создании виртуального личностного конструкта, по большому счету, только своей фантазией, а это значит, что он может серьезно отличаться от своего реального основания. Только текст в широком смысле, тот символический конструкт, которым человек соотносит со своим «Я», служит границей для его саморепрезентации в сфере виртуальных коммуникаций. Рассматривая отчужденное сознание в современных реалиях, мы пришли к выводу, что формы проявления данного явления в пространстве виртуальной реальности, определяемые бессознательным порождающего их субъекта, для всего человечества в глобальном смысле, оказались общими.
Мы должны признать, что при всей сложности и глубине социально-философской специфики сети Интернет, ставшей одним из ярчайших достижений современной цивилизации, невозможно дать окончательное и законченное представление о происходящих процессах в рамках одного исследования. Человечество сегодня находится в позиции, которая позволяет ему отслеживать основные тенденции развертывания глобальной сети, но однозначного ответа на многие возникающие при анализе вопросы просто не существует. Более того, из-за всё нарастающей скорости внедрения достижений научно-технического прогресса в повседневную жизнь каждого индивида, мы не вправе говорить об адекватном отражении феномена интернета в теоретических конструктах философского и социального знания. Поэтому изучение данной проблематики остается актуальным и требует посильного участия ученых из всех областей науки.
1. Адорно Т. Диалектика просвещения / Т. Адорно, М. Хоркхаймер - М.: Ювента, 1997. - 312 с.
2. Андерсон П. Размышления о западном марксизме; На путях исторического материализма / П. Андерсон - М.: Интер-Версо, 1991 г. - 272 с.
3. Бакрадзе К. С. Избранные философские труды II. Система и метод
философии Гегеля / К. С. Бакрадзе - Тбилиси: Издательство
Тбилисского университета, 1973. - 464 с.
4. Барт Р. Нулевая степень письма / Р. Барт - М.: Академический проект, 2008. - 432 с.
5. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / 3. Бауман. - М.: Весь Мир, 2004. - 188 с.
6. Бауман З. Индивидуализированное общество / З. Бауман - М.: Логос,2005. - 390 с.
7. Бауман З. Текучая современность / З. Бауман - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл - М.: Academia, 2004. - 790 с.
9. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин - М.: Медиум, 1996. - 240 с.
10. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / Ж. Бодрийяр. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. - 98 с.
11. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр - М.: Библион - Русская книга, 2004. - 304 с.
12. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр. - М.: Постум,
2017. - 240 с.
13. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр - М.: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, 2001. - 224 с.
14. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер - М.: Ист- Вью, 2002. - 352 с.
15. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. / Пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Поварова; Под ред. Г.Н. Поварова. — 2-е издание. — М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. — 344 с.
16. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. - М.: Наука, 1990. - № 4.
17. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Академический Проект, 2008. - 768 с.
18. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 1. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1970. - 452 с.
19. Горозия В.Е. Проблема отчуждения человека в учении Карла Маркса. / В. Е. Горозия // Человек. Государство. Глобализация. Выпуск 3: Сб. ст. / Отв. ред. В. В. Парцвания. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. - C. 98- 117.
20. Деррида Ж. О грамматологии / Ж. Деррида - М.: Ад Маргинем, 2000. - 512 с.
21. Жижек С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек - М.: Художественный журнал, 1999. - 234 с.
22. Жижек С. Хрупкий абсолют, или почему стоит бороться за христианское наследие / С. Жижек - М.: Художественный журнал, 2003. - 178 с.
23. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете - [Электронный ресурс] Флогистон. - Режим доступа. - URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения 12.04.2018).
24. Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека / И.А. Ильин. - СПб. : Наука, 1994. - 541 с.
25. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
26. Кутырев В.А. Оправдание бытия: явление нигитологии и его критика / В.А. Кутырев // Вопросы философии - 2000. - № 5. - С. 15-32
27. Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда / М.: Логос, 1997. - 184 с.
28. Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и психоанализе. / Ж. Лакан - М.: Логос, 1999. - 520 с.
29. Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс - М.: АСТ, 2011. - 544 с.
30. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества / Д. Лукач - М.: Наука, 1987. - 616 с.
31. Маклюэн М. Понимание медиа / М. Маклюэн. - М.: Кучково поле, 2014. - 464 с.
32. Мамардашвили М. К. Анализ сознания в работах Маркса. // Вопросы философии. - М.: Наука, 1968. - № 6.
33. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. М.: Политиздат, 1955. - С. 7-544.
34. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс - М.: Академический Проект, 2010. - 784 с.
35. Мегрелидзе К. Р. Основные проблемы социологии мышления / К. Р. Мегрелидзе - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 488 с.
36. Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Социология человека / В.Г. Немировский, Д.Д. Невирко - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 302 с.
37. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет - М.: АСТ, 2008. - 352 с.
38. Поппер К. Открытое общество и его враги / К. Поппер - М.: Культурная инициатива, 1992. - 976 с.
39. Расторгуев С.П. Философия информационной войны / С.П. Расторгуев - М.: Аутопан, 2000. - 444 с.
40. Сикевич З.В., Крокинская О.К., Поссель Ю.А. Социальное бессознательное / З.В. Сикевич, О.К. Крокинская, Ю.А. Поссель - СПб.: Питер Принт, 2005. - 267 с.
41. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 278 с.
42. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный
интеллект, образовательная генетика и мировое развитие / А.И. Субетто - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. - 168 с.
43. Тимченко Л. Л. Отчуждение в современном обществе.: Дисс. ... кандидата философских наук. Барнаул, 2010. 173 с.
44. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер - М.: АСТ, 1999. - 261 с.
45. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер - М.: АСТ, 2001. - 669 с.
46. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер - М.: АСТ, 2002. - 557 с.
47. Трансформация понятия пространства и зарождение концепции «киберпространства» в художественной культуре ХХ века — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
http://archvuz.ru/2008_3/8 (дата обращения 16.11.2017)
48. Философский энциклопедический словарь / Гл.ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
49. Филь М. Социальные сети. Новые технологии управления миром / М. Филь - М.: Издательский дом Университета "Синергия", 2016. - 192 с.
50. Фрейд 3. Неудовлетворённость культурой / З. Фрейд - М.: Фолио, 2013 - 222 с.
51. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко - М.: A-cad, 1994. - 408 с.
52. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма - М.: АСТ, 2005. - 592 с.
53. Хабермас Ю. Философский дискурс о Модерне / Ю. Хабермас - М.: Весь Мир, 2003. - 416 с.
54. Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер - М.: Республика, 1993. - 447 с.
55. Хейзенга Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзенга - М.: Азбука-классика, 2007. - 384 с.
56. Шайхитдинова С. К. Информационное общество и "ситуация человека": эволюция феномена отчуждения / С. К. Шайхитдинова - Казань: Издательство Казанского университета, 2004. - 306 с.
57. Эко У. Заметки на полях имени розы / У. Эко - М.: Астрель, 2011. - 160 с.
58. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из
публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998— [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //www.gumer.info/bibl iotek_Buks/Culture/Eko/Int_Gutten. php (дата
обращения 20.11.2017)
59. Эстетика «новой телесности» в виртуальном пространстве — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://research- j ournal .org/featured/philosophy/estetika-novoj -telesnosti-v-virtualnom- prostranstve/ (дата обращения 16.11.2017)
60. Suler J. Addiction to Computers and Cyberspace / J. Suler. - N. Y., 1996 - P. 95-102
61. Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of self in Virtual Reality: Playing in the MUDs / Sh. Turkle. - N. J., 1997. - 155 p.