ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретико-методологические основы оценки эффективности и качества оказания бюджетных услуг национальной системы здравоохранения 11
1.1 Система здравоохранения Российской Федерации: сущность, принципы
функционирования и тенденции развития 11
1.2 Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере здравоохранения 23
1.3 Подходы к оценке эффективности и качества оказания бюджетных
услуг в системе здравоохранения 39
2 Анализ эффективности системы здравоохранения и факторов, влияющих на
нее 47
2.1 Эффективность региональной системы здравоохранения Республики Татарстан 47
2.2 Факторный анализ эффективности системы здравоохранения 53
2.3 Многомерная классификация субъектов Российской Федерации по уровню развития системы здравоохранения 67
3 Совершенствования расходов бюджета и эффективности системы
здравоохранения 72
3.1 Пути повышения эффективности системы здравоохранения 73
3.2 Прогнозирование показателей эффективности региональной системы
здравоохранения в условиях цифровизации 82
3.3 Разработка модели управления системой здравоохранения в условиях цифровизации 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 112
1 Теоретико-методологические основы оценки эффективности и качества оказания бюджетных услуг национальной системы здравоохранения 11
1.1 Система здравоохранения Российской Федерации: сущность, принципы
функционирования и тенденции развития 11
1.2 Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере здравоохранения 23
1.3 Подходы к оценке эффективности и качества оказания бюджетных
услуг в системе здравоохранения 39
2 Анализ эффективности системы здравоохранения и факторов, влияющих на
нее 47
2.1 Эффективность региональной системы здравоохранения Республики Татарстан 47
2.2 Факторный анализ эффективности системы здравоохранения 53
2.3 Многомерная классификация субъектов Российской Федерации по уровню развития системы здравоохранения 67
3 Совершенствования расходов бюджета и эффективности системы
здравоохранения 72
3.1 Пути повышения эффективности системы здравоохранения 73
3.2 Прогнозирование показателей эффективности региональной системы
здравоохранения в условиях цифровизации 82
3.3 Разработка модели управления системой здравоохранения в условиях цифровизации 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 112
Эффективная система здравоохранения в настоящее время является неотъемлемым условием развития любого общества. Эта социальная сфера обеспечивает повышение продолжительности и качества жизни посредством оказания высококвалифицированной профилактической и лечебной помощи населению, что позволяет обеспечить увеличение размера валового национального продукта, национального дохода, как в абсолютной величине, так и на душу населения. Система здравоохранения нашей страны в ближайшие годы будет существенно модернизироваться. В связи с этим были разработана, утверждены и приняты к реализации федеральные и региональные программы развития отрасли.
Мониторинг показателей эффективности национальных систем здравоохранения стран мира позволяет выявить основные причины высокого уровня смертности в нашей стране: низкий уровень доступности
медицинской помощи для населения, низкое качество первичной медицинской помощи, диагностики. Достижение высокого уровня качества и доступность медицинских услуг являются одними из главных и актуальных задач, стоящих перед системой здравоохранения любого государства.
Получение пациентом такого комплекса диагностики и терапии, который приводит к оптимальному для здоровья состоянию согласно уровню развития медицины, позволит, с точки зрения Всемирной организации здравоохранения, гарантировать высокое качество медицинской помощи. Исторически доказано, что при этом размер личных расходов населения на лечение и услуги организаций системы здравоохранения должен быть необременительным для семейного или личного бюджета пациента и, уж тем более, становиться причиной для отказа от своевременного получения квалифицированной помощи.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, доля расходов государства на здравоохранение в нашей стране в 2015г. составляла около 5,56% от уровня ВВП[68].Такой уровень финансирования отрасли не позволит обеспечить удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах, высококачественных лекарственных препаратах и медицинских изделиях, доступ к лучшим методам лечения и применяемым медицинским технологиям. Ситуация усугубляется неэффективным расходованием выделяемых на здравоохранение ресурсов (от 20% до 40%, по экспертным оценкам) [48, с.37].
На сегодняшний день проблемами системы здравоохранения в России являются недостаточный уровень удовлетворенности населения качеством медицинского обслуживания, низкий охват населения диспансерным наблюдением (20-25% от числа хронических больных), как следствие, необоснованно ранее развитие обострений и осложнений заболеваний, высокий уровень смертности от хронических заболеваний (причина 75% всех смертей взрослого населения), несвоевременность обращения населения за медицинской помощью, как следствие, удорожание лечения, длительная реабилитация, высокое число инвалидизации, смертности, высокий уровень расходов бюджета на лечение хронических заболеваний населения. Экономический ущерб составляет около 1 трлн. рублей в год (около 3% ВВП) в силу высокого уровня хронических заболеваний населения (более 30% населения).
На фоне замедления темпов экономического роста,перед руководством отрасли стоит задача повышения эффективности системы здравоохранения, что, вместе с тем, требует применение более эффективных методов управления, а также технологий оказания услуг с учетом тех трендов, которые формирует цифровая экономика.
Вопросы, связанные с оценкой формирования, использования бюджетных средств на здравоохранение, эффективности и результативности
оказания медицинской помощи находятся в центре внимания многих отечественных ученых-экономистов. Значительный вклад в его развитие внесли А.А. Климов, Ю.Ю. Швец, М.И. Гадаборшев, М.М. Левкевич, Н.В. Рудлицкая, Н.А. Истомина, Ю.А. Губарева, Н.А. Махнова и др.
Целью магистерской диссертации является исследование эффективности и качества оказания бюджетных услуг в системе здравоохранения и механизмов их повышения. В соответствии с обозначенной целью были сформулированы следующие задачи:
- изучить особенности функционирования системы здравоохранения в Российской Федерации;
- рассмотреть расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере здравоохранения;
- исследовать подходы к оценке эффективности и качества оказания бюджетных услуг в системе здравоохранения;
- проанализировать эффективность системы здравоохранения на региональном уровне на примере Республики Татарстан;
- провести факторный анализ эффективности системы здравоохранения;
- систематизировать субъекты Российской Федерации по уровню развития системы здравоохранения на основе многомерной классификации;
- определить пути повышения эффективности системы здравоохранения;
- дать прогноз показателей эффективности системы здравоохранения;
- разработать модель управления системой здравоохранения в условиях цифровизации экономики.
Объектом рассматриваемой работы является система здравоохранения Российской Федерации. Предметом исследования выступают критерии и показатели эффективности и качества оказания бюджетных услуг в системе здравоохранения.
В ходе исследования применялись методы: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнения, табличный, графический, описательный, расчетно-аналитический, кластерный анализ, метод главных компонент и др.
При написании магистерской диссертации были изучены нормативно - правовые документы, учебная литература, монографии, научные статьи, опубликованные в ведущих изданиях, материалы конференций.
Практическую базу исследования составили информационные базы, аналитические отчеты министерства финансов и министерства здравоохранения Российской Федерации и ее регионов, данные, которые публикует Всемирная организация здравоохранения, Федеральная служба государственной статистики РФ.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке модели управления системой здравоохранения, позволяющей учесть повышение эффективности и качества оказания услуг в условиях цифровизации экономики.
Отличие разработанной модели от действующей и моделей других авторов заключается в разработке цифровой подсистемы, которая состоит из блоков «Региональные медицинские информационные системы», «Система дистанционного мониторинга состояния здоровья», «Система голосовых сервисов медицинских контакт-центров», «Цифровая медицина». Оказание медицинских услуг осуществляется при условии объединения медико-технологических и экономических информационных потоков. Цифровая составляющая процесса управленческой деятельности в здравоохранении представляет собой базу данных управленческого характера, обеспечивающих повышение медицинской и экономической эффективности компоненты системы здравоохранения.
Практическая значимость результатов диссертации заключается в том,
что предложенные в исследовании выводы и рекомендации по оценке эффективности региональной системы здравоохранения и факторов, влияющих на нее, а также путей их совершенствования, могут быть применены при выработке региональных программ инновационной модернизации экономики.
Публикации по теме исследования. Основные положения диссертации отражены в научных статьях:
1. Нигматзянова З.Р. Оценка эффективности и качества оказания бюджетных услуг региональной системы здравоохранения // Наука Красноярья. 2018. - Том7. №4-2. -С. 224-230 (в издании, рецензируемом ВАК РФ)
2. НигматзяноваЗ.Р. Совершенствование системы управления качеством бюджетных услуг системы здравоохранения РФ // Синергия наук. - 2019. -№31. - С.51 - 57 (в издании, включенном в РИНЦ)
Структура диссертационного исследования. Общий объем работы составляет 113 страниц, работа содержит 17 рисунков, 20 таблиц. Список использованной литературы включает 68 источников.
Диссертация состоит из следующих структурных элементов: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, описана
степень изученности проблемы, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи диссертационного исследования, представлена теоретическая и методологическая основа работы, раскрыта научная новизна, а также практическая значимость результатов
исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы оценки эффективности и качества оказания бюджетных услуг в системе
здравоохранения» рассмотренные особенности системы здравоохранения в Российской Федерации» определен состав расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере здравоохранения; рассмотрены подходы к оценке эффективности и качества оказания бюджетных услуг в системе
здравоохранения.
Во второй главе «Анализ эффективности системы здравоохранения и факторов, влияющих на нее» дана оценка эффективности региональной системы здравоохранения на примере Республики Татарстан, представлена многомерная классификация субъектов РФ на основе кластерного анализа, проведен факторный анализ эффективности системы здравоохранения.
В третьей главе «Совершенствование расходов бюджета и эффективности региональной системы здравоохранения» исследованы основные пути повышения и прогноз эффективности системы здравоохранения, разработана модель управления системой здравоохранения в условиях цифровизации.
В заключении отражены выводы и предложения по теме диссертационного исследования.
Мониторинг показателей эффективности национальных систем здравоохранения стран мира позволяет выявить основные причины высокого уровня смертности в нашей стране: низкий уровень доступности
медицинской помощи для населения, низкое качество первичной медицинской помощи, диагностики. Достижение высокого уровня качества и доступность медицинских услуг являются одними из главных и актуальных задач, стоящих перед системой здравоохранения любого государства.
Получение пациентом такого комплекса диагностики и терапии, который приводит к оптимальному для здоровья состоянию согласно уровню развития медицины, позволит, с точки зрения Всемирной организации здравоохранения, гарантировать высокое качество медицинской помощи. Исторически доказано, что при этом размер личных расходов населения на лечение и услуги организаций системы здравоохранения должен быть необременительным для семейного или личного бюджета пациента и, уж тем более, становиться причиной для отказа от своевременного получения квалифицированной помощи.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, доля расходов государства на здравоохранение в нашей стране в 2015г. составляла около 5,56% от уровня ВВП[68].Такой уровень финансирования отрасли не позволит обеспечить удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах, высококачественных лекарственных препаратах и медицинских изделиях, доступ к лучшим методам лечения и применяемым медицинским технологиям. Ситуация усугубляется неэффективным расходованием выделяемых на здравоохранение ресурсов (от 20% до 40%, по экспертным оценкам) [48, с.37].
На сегодняшний день проблемами системы здравоохранения в России являются недостаточный уровень удовлетворенности населения качеством медицинского обслуживания, низкий охват населения диспансерным наблюдением (20-25% от числа хронических больных), как следствие, необоснованно ранее развитие обострений и осложнений заболеваний, высокий уровень смертности от хронических заболеваний (причина 75% всех смертей взрослого населения), несвоевременность обращения населения за медицинской помощью, как следствие, удорожание лечения, длительная реабилитация, высокое число инвалидизации, смертности, высокий уровень расходов бюджета на лечение хронических заболеваний населения. Экономический ущерб составляет около 1 трлн. рублей в год (около 3% ВВП) в силу высокого уровня хронических заболеваний населения (более 30% населения).
На фоне замедления темпов экономического роста,перед руководством отрасли стоит задача повышения эффективности системы здравоохранения, что, вместе с тем, требует применение более эффективных методов управления, а также технологий оказания услуг с учетом тех трендов, которые формирует цифровая экономика.
Вопросы, связанные с оценкой формирования, использования бюджетных средств на здравоохранение, эффективности и результативности
оказания медицинской помощи находятся в центре внимания многих отечественных ученых-экономистов. Значительный вклад в его развитие внесли А.А. Климов, Ю.Ю. Швец, М.И. Гадаборшев, М.М. Левкевич, Н.В. Рудлицкая, Н.А. Истомина, Ю.А. Губарева, Н.А. Махнова и др.
Целью магистерской диссертации является исследование эффективности и качества оказания бюджетных услуг в системе здравоохранения и механизмов их повышения. В соответствии с обозначенной целью были сформулированы следующие задачи:
- изучить особенности функционирования системы здравоохранения в Российской Федерации;
- рассмотреть расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере здравоохранения;
- исследовать подходы к оценке эффективности и качества оказания бюджетных услуг в системе здравоохранения;
- проанализировать эффективность системы здравоохранения на региональном уровне на примере Республики Татарстан;
- провести факторный анализ эффективности системы здравоохранения;
- систематизировать субъекты Российской Федерации по уровню развития системы здравоохранения на основе многомерной классификации;
- определить пути повышения эффективности системы здравоохранения;
- дать прогноз показателей эффективности системы здравоохранения;
- разработать модель управления системой здравоохранения в условиях цифровизации экономики.
Объектом рассматриваемой работы является система здравоохранения Российской Федерации. Предметом исследования выступают критерии и показатели эффективности и качества оказания бюджетных услуг в системе здравоохранения.
В ходе исследования применялись методы: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнения, табличный, графический, описательный, расчетно-аналитический, кластерный анализ, метод главных компонент и др.
При написании магистерской диссертации были изучены нормативно - правовые документы, учебная литература, монографии, научные статьи, опубликованные в ведущих изданиях, материалы конференций.
Практическую базу исследования составили информационные базы, аналитические отчеты министерства финансов и министерства здравоохранения Российской Федерации и ее регионов, данные, которые публикует Всемирная организация здравоохранения, Федеральная служба государственной статистики РФ.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке модели управления системой здравоохранения, позволяющей учесть повышение эффективности и качества оказания услуг в условиях цифровизации экономики.
Отличие разработанной модели от действующей и моделей других авторов заключается в разработке цифровой подсистемы, которая состоит из блоков «Региональные медицинские информационные системы», «Система дистанционного мониторинга состояния здоровья», «Система голосовых сервисов медицинских контакт-центров», «Цифровая медицина». Оказание медицинских услуг осуществляется при условии объединения медико-технологических и экономических информационных потоков. Цифровая составляющая процесса управленческой деятельности в здравоохранении представляет собой базу данных управленческого характера, обеспечивающих повышение медицинской и экономической эффективности компоненты системы здравоохранения.
Практическая значимость результатов диссертации заключается в том,
что предложенные в исследовании выводы и рекомендации по оценке эффективности региональной системы здравоохранения и факторов, влияющих на нее, а также путей их совершенствования, могут быть применены при выработке региональных программ инновационной модернизации экономики.
Публикации по теме исследования. Основные положения диссертации отражены в научных статьях:
1. Нигматзянова З.Р. Оценка эффективности и качества оказания бюджетных услуг региональной системы здравоохранения // Наука Красноярья. 2018. - Том7. №4-2. -С. 224-230 (в издании, рецензируемом ВАК РФ)
2. НигматзяноваЗ.Р. Совершенствование системы управления качеством бюджетных услуг системы здравоохранения РФ // Синергия наук. - 2019. -№31. - С.51 - 57 (в издании, включенном в РИНЦ)
Структура диссертационного исследования. Общий объем работы составляет 113 страниц, работа содержит 17 рисунков, 20 таблиц. Список использованной литературы включает 68 источников.
Диссертация состоит из следующих структурных элементов: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, описана
степень изученности проблемы, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи диссертационного исследования, представлена теоретическая и методологическая основа работы, раскрыта научная новизна, а также практическая значимость результатов
исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы оценки эффективности и качества оказания бюджетных услуг в системе
здравоохранения» рассмотренные особенности системы здравоохранения в Российской Федерации» определен состав расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере здравоохранения; рассмотрены подходы к оценке эффективности и качества оказания бюджетных услуг в системе
здравоохранения.
Во второй главе «Анализ эффективности системы здравоохранения и факторов, влияющих на нее» дана оценка эффективности региональной системы здравоохранения на примере Республики Татарстан, представлена многомерная классификация субъектов РФ на основе кластерного анализа, проведен факторный анализ эффективности системы здравоохранения.
В третьей главе «Совершенствование расходов бюджета и эффективности региональной системы здравоохранения» исследованы основные пути повышения и прогноз эффективности системы здравоохранения, разработана модель управления системой здравоохранения в условиях цифровизации.
В заключении отражены выводы и предложения по теме диссертационного исследования.
Система здравоохранения является одной из приоритетных социальных сфер, т.к. обеспечивает сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности нахождения в трудоспособном возрасте, способствует повышению уровня качества жизни, в конечном итоге, повышает благосостояние общества в целом и каждого отдельного его члена в частности.
Система здравоохранения в Российской Федерации функционирует на основании ряда нормативно-правовых актов, обеспечивающих ее целостность, комплексность и высокое качество стандартов оказания медицинской помощи населению. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
В работе систематизированы экономические эффекты, которые получает общество в целом и каждый его член от системы здравоохранения.
Сфера российского здравоохранения (в зависимости от преобладающего источника финансирования) является социально-страхового типа и базируется на трех источниках финансирования: Это средства федерального и
регионального бюджетов и Фонда обязательного медицинского страхования.Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере здравоохранения четко разграничены и закреплены законодательно.
В нашей стране динамика уровня полных затрат на здравоохранение в период с 2000 по 2015 г. характеризуется цикличностью, что объясняется циклическим характером экономического развития страны объясняется циклическим характером экономического развития страны. При этом происходило снижение доли государственных расходов в общей сумме затрат на здравоохранение. Среди положительных трендов развития системы здравоохранения Российской Федерации можно отметить установление взаимосвязи между принятием бюджетных решений и особенностями развития территорий, внедрение современных методов и механизмов стратегического планирования, управление по результатам, использование программноцелевого подхода, координация национальных и региональных программ развития.
Система организации и проведения контроля качества медицинских услуг в РФ включает два уровня: внешний и внутренний. Главным субъектом контроля качества медицинских услуг являются страховые медицинские организации, исполнительные органы Фонда социального страхования РФ и лицензионно-аккредитационные комиссии. Внутренний контроль осуществляется внутри лечебно-профилактических учреждений. Важной частью системы обеспечения качества медицинских услуг являются сертификация, лицензирование и аккредитация медицинской деятельности.
Низкое качество услуг медицинских организаций обусловлено следующими проблемами:
- низкое качество диагностики, нарушение сроков госпитализации, несоответствие стандартам, отсутствие преемственности между медицинскими организациями;
- отсутствие инструментов поддержки принятия решений, получения «второго» мнения, базы знаний;
- отсутствие полной и достоверной информации о здоровье гражданина, анамнезе жизни и т.д.;
- низкая доступность специализированной и высокотехнологичной
медицинской помощи: неэффективная и непрозрачная маршрутизация
пациентов, отсутствие инструментов управления и контроля;
- значительные различия в уровне автоматизации медицинских организаций;
- низкая эффективность управления при отсутствии достоверных первичных данных и инструментов анализа.
Основными проблемами региональных систем здравоохранения являются:
- недостаточный уровень удовлетворенности населения качеством медицинского обслуживания;
- низкий охват населения диспансерным наблюдением;
- высокий уровень смертности от хронических заболеваний;
- несвоевременность обращения населения за медицинской помощью;
- высокий уровень расходов бюджета на лечение хронических заболеваний населения.
Оценка эффективности системы здравоохранения Республики Татарстан показала, что уровень заболеваемости всего населения Республики Татарстан, в том числе взрослого и детского, выше, чем в Российской Федерации, но ниже, чем в Приволжском федеральном округе. При этом обеспеченность врачами ниже, чем по стране. Обеспеченность средним медицинским персоналом выше средне-российского уровня. Значительно сократилась обеспеченность больничными койками. Уровень рождаемости в республике выше, чем в среднем по России, уровень смертности ниже средне-российского последние три года, младенческая смертность также имеет тенденцию снижения. Все это в целом свидетельствует о росте эффективности региональной системы здравоохранения.
Факторный анализ переменных показал, что на эффективность системы здравоохранения влияют 4 фактора (в порядке убывания значимости): обеспеченность организаций здравоохранения ресурсами, исполнение бюджетов на здравоохранение, младенческая смертность, заболеваемость населения по внешним причинам.
Далее проведена многомерная классификация субъектов РФ по выделенным главным компонентам. Субъекты РФ разделились на шесть кластеров. В состав первого кластера вошел один регион - г. Москва, лидирующий по всем показателям, характеризующим развитие системы здравоохранения. Второй кластер объединяет в себя крупные регионы (г. Санкт-Петербург и Московская область) с показателями эффективности, выше среднего уровня. Третий кластер включает 8 регионов: Краснодарский край, Ростовская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Челябинская область, Красноярский край. Это также достаточно развитые регионы, с показателями выше относительно среднего уровня. Следующая группа из 19 регионов составляет 4-ый кластер, по всем признакам его показатели эффективности системы здравоохранения можно считать средними. Пятый кластер, состоящий из 34 регионов, относим к группе, имеющий уровень эффективности ниже среднего. Шестой кластер, объединяет регионы с самими низкими показателями эффективности системы здравоохранения. Он включает в себя 22 региона страны. В работе отражены характеристики каждого из кластеров.
Разделение регионов на кластеры позволяет выявить наиболее характерные признаки, учитывать их при реализации региональных программ развития системы здравоохранения.
Мы связываем развитие региональной системы здравоохранения с развитием цифровой медицины. В начале 2018г. в России был создан Национальный консорциум «Цифровое здравоохранение». В его рамках ведется разработка инновационных решений, способных составить основу научно-технологического прорыва страны в сфере цифровизации здравоохранения, их трансфер в практическую область в виде продуктов, услуг и проектов, а также разработка мер господдержки и регулирования в этой области.
План мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предполагает разработку проектов, обсуждение и принятие федеральных законов в части установления особенностей обращения программного обеспечения, являющегося самостоятельным медицинским изделием (SaMD), а также используемого совместно с медицинскими изделиями, особенностей использования больших данных в рамках обращения лекарственных средств и медицинских изделий в целях эффективного и безопасного внедрения продуктов и решений Digital Health/mHealth в отечественное здравоохранение.
Важным моментом развития цифрового здравоохранения является использование автоматизированных экспертных систем, позволяющих
использовать большие массивы данных (bigdata), технологии блокчейн и искусственного интеллекта для установки диагноза и назначения лечения.
Наиболее успешны в продвижении информатизации регионы, половина из которых входит в состав 1 и 2 кластера полученных нами в результате кластерного анализа.
Реализация задач цифровой трансформации экономики в части системы здравоохранения позволит достичь повышение качества и доступности медицинских услуг, повышение качества оказания услуг медицинских организаций за счет применения технологий искусственного интеллекта, охват цифровыми технологиями всех медицинских организаций за счет формирования единого цифрового контура в здравоохранении. В работе подробно описана предлагаемая к внедрению концептуальная модель управления системой здравоохранения в условиях цифровизации, которая учитывает результаты кластерного и факторного анализа эффективности системы здравоохранения.
Система здравоохранения в Российской Федерации функционирует на основании ряда нормативно-правовых актов, обеспечивающих ее целостность, комплексность и высокое качество стандартов оказания медицинской помощи населению. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
В работе систематизированы экономические эффекты, которые получает общество в целом и каждый его член от системы здравоохранения.
Сфера российского здравоохранения (в зависимости от преобладающего источника финансирования) является социально-страхового типа и базируется на трех источниках финансирования: Это средства федерального и
регионального бюджетов и Фонда обязательного медицинского страхования.Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере здравоохранения четко разграничены и закреплены законодательно.
В нашей стране динамика уровня полных затрат на здравоохранение в период с 2000 по 2015 г. характеризуется цикличностью, что объясняется циклическим характером экономического развития страны объясняется циклическим характером экономического развития страны. При этом происходило снижение доли государственных расходов в общей сумме затрат на здравоохранение. Среди положительных трендов развития системы здравоохранения Российской Федерации можно отметить установление взаимосвязи между принятием бюджетных решений и особенностями развития территорий, внедрение современных методов и механизмов стратегического планирования, управление по результатам, использование программноцелевого подхода, координация национальных и региональных программ развития.
Система организации и проведения контроля качества медицинских услуг в РФ включает два уровня: внешний и внутренний. Главным субъектом контроля качества медицинских услуг являются страховые медицинские организации, исполнительные органы Фонда социального страхования РФ и лицензионно-аккредитационные комиссии. Внутренний контроль осуществляется внутри лечебно-профилактических учреждений. Важной частью системы обеспечения качества медицинских услуг являются сертификация, лицензирование и аккредитация медицинской деятельности.
Низкое качество услуг медицинских организаций обусловлено следующими проблемами:
- низкое качество диагностики, нарушение сроков госпитализации, несоответствие стандартам, отсутствие преемственности между медицинскими организациями;
- отсутствие инструментов поддержки принятия решений, получения «второго» мнения, базы знаний;
- отсутствие полной и достоверной информации о здоровье гражданина, анамнезе жизни и т.д.;
- низкая доступность специализированной и высокотехнологичной
медицинской помощи: неэффективная и непрозрачная маршрутизация
пациентов, отсутствие инструментов управления и контроля;
- значительные различия в уровне автоматизации медицинских организаций;
- низкая эффективность управления при отсутствии достоверных первичных данных и инструментов анализа.
Основными проблемами региональных систем здравоохранения являются:
- недостаточный уровень удовлетворенности населения качеством медицинского обслуживания;
- низкий охват населения диспансерным наблюдением;
- высокий уровень смертности от хронических заболеваний;
- несвоевременность обращения населения за медицинской помощью;
- высокий уровень расходов бюджета на лечение хронических заболеваний населения.
Оценка эффективности системы здравоохранения Республики Татарстан показала, что уровень заболеваемости всего населения Республики Татарстан, в том числе взрослого и детского, выше, чем в Российской Федерации, но ниже, чем в Приволжском федеральном округе. При этом обеспеченность врачами ниже, чем по стране. Обеспеченность средним медицинским персоналом выше средне-российского уровня. Значительно сократилась обеспеченность больничными койками. Уровень рождаемости в республике выше, чем в среднем по России, уровень смертности ниже средне-российского последние три года, младенческая смертность также имеет тенденцию снижения. Все это в целом свидетельствует о росте эффективности региональной системы здравоохранения.
Факторный анализ переменных показал, что на эффективность системы здравоохранения влияют 4 фактора (в порядке убывания значимости): обеспеченность организаций здравоохранения ресурсами, исполнение бюджетов на здравоохранение, младенческая смертность, заболеваемость населения по внешним причинам.
Далее проведена многомерная классификация субъектов РФ по выделенным главным компонентам. Субъекты РФ разделились на шесть кластеров. В состав первого кластера вошел один регион - г. Москва, лидирующий по всем показателям, характеризующим развитие системы здравоохранения. Второй кластер объединяет в себя крупные регионы (г. Санкт-Петербург и Московская область) с показателями эффективности, выше среднего уровня. Третий кластер включает 8 регионов: Краснодарский край, Ростовская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Челябинская область, Красноярский край. Это также достаточно развитые регионы, с показателями выше относительно среднего уровня. Следующая группа из 19 регионов составляет 4-ый кластер, по всем признакам его показатели эффективности системы здравоохранения можно считать средними. Пятый кластер, состоящий из 34 регионов, относим к группе, имеющий уровень эффективности ниже среднего. Шестой кластер, объединяет регионы с самими низкими показателями эффективности системы здравоохранения. Он включает в себя 22 региона страны. В работе отражены характеристики каждого из кластеров.
Разделение регионов на кластеры позволяет выявить наиболее характерные признаки, учитывать их при реализации региональных программ развития системы здравоохранения.
Мы связываем развитие региональной системы здравоохранения с развитием цифровой медицины. В начале 2018г. в России был создан Национальный консорциум «Цифровое здравоохранение». В его рамках ведется разработка инновационных решений, способных составить основу научно-технологического прорыва страны в сфере цифровизации здравоохранения, их трансфер в практическую область в виде продуктов, услуг и проектов, а также разработка мер господдержки и регулирования в этой области.
План мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предполагает разработку проектов, обсуждение и принятие федеральных законов в части установления особенностей обращения программного обеспечения, являющегося самостоятельным медицинским изделием (SaMD), а также используемого совместно с медицинскими изделиями, особенностей использования больших данных в рамках обращения лекарственных средств и медицинских изделий в целях эффективного и безопасного внедрения продуктов и решений Digital Health/mHealth в отечественное здравоохранение.
Важным моментом развития цифрового здравоохранения является использование автоматизированных экспертных систем, позволяющих
использовать большие массивы данных (bigdata), технологии блокчейн и искусственного интеллекта для установки диагноза и назначения лечения.
Наиболее успешны в продвижении информатизации регионы, половина из которых входит в состав 1 и 2 кластера полученных нами в результате кластерного анализа.
Реализация задач цифровой трансформации экономики в части системы здравоохранения позволит достичь повышение качества и доступности медицинских услуг, повышение качества оказания услуг медицинских организаций за счет применения технологий искусственного интеллекта, охват цифровыми технологиями всех медицинских организаций за счет формирования единого цифрового контура в здравоохранении. В работе подробно описана предлагаемая к внедрению концептуальная модель управления системой здравоохранения в условиях цифровизации, которая учитывает результаты кластерного и факторного анализа эффективности системы здравоохранения.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Удовлетворенность пациентов качеством оказания платных медицинских услуг в муниципальном и частном ЛПУ г. Барнаула (на примере КГБУЗ «Городская больница № 4» (поликлиника) и медицинского центра «Пигмалион»)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - РАС ХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ II ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Главы к дипломным работам, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Кадровая политика Министерства здравоохранения Российской Федерации. Проблемы и пути решения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Оценка качества оказания услуг населения в сфере здравоохранения (РАНХ и ГС)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - Реализация проекта развития системы здравоохранения РФ (на примере КБУЗ «Кежемская РБ»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Реализация проекта развития системы здравоохранения РФ (на примере КБУЗ «Кежемская РБ»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



