Введение
1. Теоретические аспекты осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации
1.1. Контроль, как функция управления средствами бюджета субъекта Российской Федерации
1.2. Формы и методы контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации
1.3. Субъекты контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации
2. Практика осуществления предварительного и текущего контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации
2.1. Предварительный и текущий контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации
2.2. Последующий контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации
2.3. Результативность контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации
3. Направления совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации
3.1. Развитие форм и методов контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации
3.2. Повышение результативности контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими.
Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой страны. Он содействует успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, эффективности использования средств бюджета. Финансовый контроль охватывает составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовую деятельность предприятий и учреждений. Поэтому совершенствование его действенности и эффективности имеет большое практическое значение.
Государственный финансовый контроль представляет собой регламентированную деятельность государственных органов власти и управления по проверке финансовых операций, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Целью государственного финансового контроля является соблюдение принципов законности, целесообразности и эффективности по управлению финансами.
Составной частью государственного финансового контроля является бюджетный контроль.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов является значимым и необходимым элементом управленческой деятельности.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день государственный финансовый контроль является одним из важнейших процессов регулирования деятельности государственных учреждений и использование ими средств бюджетов
Российской Федерации, а также возрастает необходимость повышения результативности контроля за использованием средств бюджета.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть теоретические аспекты осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации;
— изучить дискуссии относительно экономического содержания понятия «государственный финансовый контроль», а также форм и методов контроля;
— охарактеризовать органы бюджетного контроля на уровне субъектов Российской Федерации;
— исследовать практику осуществления контроля за целевым и
эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации;
— провести анализ предварительного, текущего и последующего контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации;
— предложить направления совершенствования контроля за целевым и
эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта. Рассмотрены формы и методы, используемые при осуществлении контроля. Определены субъекты, проводящие бюджетный контроль.
Вторая глава посвящена осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации. В этой главе исследуется предварительный, текущий и последующий контроль, а также его результативность на примере деятельности Счетной палаты Республики Татарстан.
В третьей главе осуществляется анализ выявленных проблем при осуществлении контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации, и предлагаются направления совершенствования контроля за использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Основой для написания дипломной работы послужили федеральные законы, нормативно-правовые акты Республики Татарстан, труды отечественных ученых в данной области, учебная и периодическая литература, а также отчетные и статистические данные Счетной палаты Республики Татарстан за 2015-2017 годы, информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день государственный финансовый контроль является одним из важнейших процессов регулирования деятельности государственных учреждений и использование ими средств бюджетов Российской Федерации, именно поэтому возрастает необходимость повышения результативности контроля за использованием средств бюджета.
Работа выполнена на основе практических данных Счетной палаты Республики Татарстан, а именно содержатся сведения о проводимых экспертно-аналитических и контрольно-ревизионных мероприятиях. В процессе исследования нами были сделаны следующие выводы.
Государственный финансовый контроль играет важную роль в экономике любого государства. В настоящее время действенный и результативный контроль за использованием бюджетных средств - обязательное условие эффективного управления бюджетом. Он осуществляется на всех стадиях, во всех формах (предварительный, текущий, последующий) и всеми участниками бюджетного процесса.
Мировой опыт свидетельствует, что контроль эффективности использования бюджетных средств оказывает существенное влияние на качество принятия и исполнения органами государственной власти и субъектами государственного сектора управленческих решений, касающихся финансовой сферы, способствует повышению ответственности, прозрачности и подотчетности их деятельности.
Государственный финансовый контроль, являясь одной из важнейших функций управления государственными финансами, привлекает внимание различных ученых и широкой общественности. Однако окончательно не утверждено содержание данного понятия. Изучив большое количество определений государственного финансового контроля, мы сделали вывод, что государственный финансовый контроль - это одна из функций управления финансами, осуществляемая уполномоченными органами за процессами формирования и использования централизованных и децентрализованных финансовых фондов в целях соблюдения законодательства и финансовой дисциплины экономических субъектов, а также обеспечения результативности поставленных целей государственной финансовой политики.
Существуют различные формы и методы государственного финансового контроля. Законодательно определены три формы контроля: предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль осуществляется до совершения хозяйственной операции. Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Текущий контроль осуществляется на стадии формирования, распределения и использования финансовых ресурсов управления. Проверяется соблюдение финансовой дисциплины, обсуждаются проблемы и предложения по усовершенствованию и принимаются меры по предотвращению нарушений. При осуществлении предварительного и текущего контроля возникают сложности: при планировании бюджета важно не переоценить объем необходимых ресурсов и недооценить объем планируемых доходов. Поэтому необходимо, осуществлять действенный и эффективный предварительный и текущий контроль.
За период 2015-2017 годы Счетной палатой Республики Татарстан проведено 301 экспертно-аналитическое мероприятие. Результаты экспертноаналитической деятельности в форме заключений представлялись в Государственный Совет Республики Татарстан, Президенту Республики Татарстан, а также использовались при планировании и проведении выездных контрольных мероприятий. В 2015 году общее количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий составило 107, в 2016 году- 113, в 2017 году - 81.
В 2015 году из общего количества проведенных экспертно-аналитических мероприятий 70 - это экспертные заключения, в том числе:
- 31 заключение на проекты законов Республики Татарстан;
- 3 заключения на проекты изменений, вносимых в государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы»;
- 6 заключений об исполнении бюджета Республики Татарстан и бюджета Территориального фонда ОМС Республики Татарстан в 1 квартале, 1 полугодии и за 9 месяцев 2016 года;
- 2 заключения по итогам внешней проверки Отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан и бюджета Территориального фонда ОМС Республики Татарстан за 2015 год;
- 37 заключений по результатам проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета Республики Татарстан за 2015 год;
- заключение на проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан предприятиям и организациям Республики Татарстан на компенсацию части затрат на реализацию инвестиционных проектов в промышленности в рамках государственной программы Республики Татарстан «Развитие обрабатывающих отраслей промышленности Республики Татарстан на 2016-2020 годы».
В 2016 году из общего количества проведенных экспертно-аналитических мероприятий 80 экспертных заключений, из них в рамках:
-экспертизы проектов законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов - 34 заключения;
- внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан и внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2016 год - 39 заключений;
- мониторинга исполнения бюджета Республики Татарстан в 1 квартале, 1 полугодии и за 9 месяцев 2017 года - 3 заключения;
-проверки годового отчета об исполнении бюджета Фонда ОМС Республики Татарстан за 2016 год - 1 заключение;
- мониторинга исполнения бюджета Фонда ОМС Республики Татарстан в 1 квартале, 1 полугодии и за 9 месяцев 2017 года - 3 заключения.
В 2016 году Счетной палатой РТ была проведена экспертиза проектов 8 долгосрочных целевых республиканских программ, направленных в Счетную палату РТ в соответствии с Порядком разработки и реализации долгосрочных целевых программ, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. Заключения по результатам экспертизы были направлены в Кабинет Министров Республики Татарстан.
В 2017 году была проведена экспертиза 11 проектов законов Республики Татарстан в том числе:
- «О бюджете Республики Татарстан на 2018 год»;
- «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2018 год»;
- «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (3 проекта закона);
- «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Последующий контроль представляет собой вид финансового контроля, который проводится Счетной палатой Республики Татарстан после завершения финансовых операций путем анализа и ревизии финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных внебюджетных фондов, отраслевых программ.
В 2015 году Счетной палатой проведено 53 контрольно-ревизионных мероприятия, проверено 489 объектов. Контрольные мероприятия по отдельным вопросам исполнения бюджета Республики Татарстан проведены в 14 министерствах и ведомствах, 18 муниципальных районах Республики Татарстан. Выявлены следующие нарушения:
- ведения бухгалтерского учета и отчетности на сумму 1 073,1 млн. рублей;
- нарушения при распоряжении и управлении государственной (муниципальной) собственностью - 930,8 млн. рублей;
- неэффективное использование бюджетных средств - 121,5 млн. рублей;
- нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - 27,8 млн. рублей;
- нецелевое использование бюджетных средств - 2,1 млн. рублей;
- прочие нарушения (перечисление средств поставщикам услуг сверх имеющейся потребности, (нарушения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, нарушения при исполнении функций администратора доходов, нарушения стоимости расценок выполненных работ, оплата не выполненных, но принятых заказчиком у подрядчика работ и др.) - 168,6 млн. руб.
В 2016 году контрольные мероприятия по отдельным вопросам исполнения бюджета Республики Татарстан были проведены Счетной палатой Республики Татарстан в 13 министерствах и ведомствах, 19 муниципальных районах, а также в ряде учреждений и организаций республики. Всего проверено 494 объектов.
В 2016 году было проведено 53 контрольно-ревизионных мероприятия, выявлено нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств и имущества на общую сумму 1 563,9 млн. рублей, в том числе:
- нарушения при распоряжении и использовании государственной (муниципальной) собственности на сумму 1 041,3 млн. рублей;
- нарушения при формировании и исполнении бюджетов на сумму 350,3 млн. рублей;
- нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на сумму 118,6 млн. рублей;
-прочие нарушения (непредставление отчетности получателями субсидий, иные нарушения бюджетного законодательства) на сумму 53,7 млн. рублей.
В 2017 году контрольные мероприятия по отдельным вопросам исполнения консолидированного бюджета Республики Татарстан проведены
Счетной палатой Республики Татарстан в учреждениях, подведомственных Министерству по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству культуры Республики Татарстан, в министерствах сельского хозяйства и продовольствия, транспорта и дорожного хозяйства, юстиции, информатизации и связи, здравоохранения Республики Татарстан, Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, Некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан», а также в Альметьевском, Бавлинском, Верхнеуслонском, Новошешминском, Сармановском и Спасском муниципальных районах. Всего проверено 497 объектов.
В 2017 году было проведено 54 контрольно-ревизионных мероприятия, выявлено нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств и имущества на общую сумму 2 040,4 млн. рублей, в том числе:
- нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью на сумму 848,1 млн. рублей;
- нарушения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности на сумму 620,9 млн. рублей;
- нарушения при формировании и исполнении бюджетов на сумму 164,8 млн. рублей;
- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок на сумму 199,9 млн. рублей;
- неэффективное использование бюджетных средств на сумму 112,7 млн. рублей;
- нецелевое использование бюджетных средств на сумму 0,1 млн. рублей;
-прочие нарушения (непредставление отчетности получателями субсидий, иные нарушения бюджетного законодательства) на сумму 93,7 млн. рублей.
Основные финансовые нарушения связаны с неэффективным использованием бюджетных средств. Удельный вес такого вида нарушений в общем объеме финансовых в 2015 году составил 5.2%, в 2016 - 02%, в 2017 - 5.5%. Удельный вес нецелевого использования бюджетных средств составило в 2015 году - 2.1% от общего объема выявленных финансовых нарушений, в 2017 году- всего 0,18%.
По итогам проверок в период 2015-2017 года Счетной палатой РТ были направлены 99 представлений для принятия мер по выявленным нарушениям.
В 2017 году информация по материалам 54 контрольных мероприятий в части нарушений, выявленных в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.
Одной из задач Счетной палаты РТ, помимо задачи выявления финансовых нарушений, является принятие мер по восстановлению средств бюджета РТ, использованных не по целевому назначению или неэффективно.
По результатам проведенных Счетной палатой Республики Татарстан в 2015 году проверок принято мер по устранению выявленных недостатков при расходовании бюджетных средств, использовании республиканской, муниципальной собственности и другим финансовым нарушениям на общую сумму 2 056 млн. рублей (88,5% от выявленного объема нарушений). По результатам проведенных Счетной палатой Республики Татарстан контрольных мероприятий в 2016 году принято мер по устранению выявленных нарушений и недостатков при расходовании бюджетных средств, использовании республиканской (муниципальной) собственности и другим финансовым нарушениям на общую сумму 1 363,5 млн. рублей (87% от выявленного объема нарушений). По результатам проведенных Счетной палатой Республики Татарстан в 2017 году проверок принято мер по устранению выявленных нарушений и недостатков при расходовании бюджетных средств, использовании республиканской, муниципальной собственности на общую сумму 1 974,7 млн. рублей (96,8% от выявленного объема нарушений).
Несмотря на положительную тенденцию к снижению сумм нарушений и увеличению восстановленных в бюджет Республики Татарстан средств, в ходе рассмотрения и изучения процесса контроля за использованием бюджетных средств, были выявлены следующие недостатки в организации контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств:
Во-первых, Бюджетным кодексом РФ не определено понятие «государственный финансовый контроль».
Во-вторых, в Бюджетном кодексе РФ отсутствуют рекомендации в области противоправности неэффективного использования бюджетных средств. В связи с этим представляется необходимым более тщательное научно-правовое обоснование понятия «неэффективное использование бюджетных средств», широко используемого в Бюджетном кодексе Российской Федерации, но не раскрытого в полной мере в плане пресечения подобной практики.
В-третьих, за неэффективное использование средств бюджета не предусмотрена административная и уголовная ответственность.
В-четвертых, срок давности привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства в настоящее время составляет 2 месяца. Специфика проведения проверок целевого использования бюджетных средств состоит в том, что, в основном, проверяются истекшие периоды.
Как видно из данных таблицы, в 2015 году по материалам проведенных контрольных мероприятий привлечены к ответственности 191 должностное и юридическое лицо. В том числе по решениям мировых судей и Министерства финансов Республике Татарстан привлечены к административной ответственности по фактам нецелевого использования бюджетных средств 38 должностных и 2 юридических лица (наложены штрафы в общей сумме 151,4 тыс. рублей), к дисциплинарной ответственности по представлениям Счетной палаты РТ и органов прокуратуры - 151 должностное лицо, в том числе 4 должностных лица освобождены от занимаемой должности.
К дисциплинарной ответственности в 2016 году по представлениям Счетной палаты Республики Татарстан и органов прокуратуры привлечено 74 должностных лица, освобождены от занимаемой должности - 6 должностных лиц. По результатам проведенных контрольных мероприятий в 2016 году к административной ответственности привлечены 5 юридических и 39 должностных лиц в виде штрафа на общую сумму 394 тыс. рублей
В 2017 году к дисциплинарной ответственности по представлениям Счетной палаты Республики Татарстан и органов прокуратуры привлечено 72 должностных лица, освобождены от занимаемой должности 3 должностных лица. К административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 1 203,6 тыс. рублей привлечены 2 юридических и 55 должностных лиц. По результатам проведенных проверок возбуждено 3 уголовных дела.
Таким образом, в ходе проведенных в 2015-2017 годах Счетной палатой РТ проверок обнаружены достаточно серьезные финансовые нарушения. Положительными моментами являются: суммы нарушений по нецелевому использованию средств бюджета ежегодно снижаются, также заметно уменьшение количества привлекаемых должностных лиц к административной ответственности и увеличение сумм восстановленных средств. Все это свидетельствует об эффективности проводимых Счетной палатой Республики Татарстан контрольных мероприятий.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что существующий механизм осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета нуждается в совершенствовании, устранении выявленных недостатков.
Для повышения результативности, действенности контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации предлагаем:
1. Предусмотреть в Бюджетном кодексе РФ нормативное определение понятия «нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств.
2. Внести изменения в законодательную базу, в частности, в Кодекс административных правонарушений Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации в части привлечения к ответственности за неэффективное использование средств в виде штрафов, снятия с занимаемых должностей и без права занимать определенные должности и лишения свободы;
3. Наделить контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации правом наказывать нарушителей в административном порядке .В Государственную Думу РФ внесен проект закона об ответственности за нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств, который вносит изменения в Бюджетный кодекс РФ, Кодекс административных правонарушениях РФ и в Уголовный кодекс РФ.
4. Установить административную и уголовную ответственность за нецелевое и неэффективное использование средств бюджета РТ за бюджетными и автономными учреждениями.
5. Проводить финансовый мониторинг в отношении организаций с государственным или муниципальным участием, а также в отношении организаций, играющих важную роль в социально-экономическом развитии Республики Татарстан.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019)//Справочно-правовая система «Консультант плюс»
2. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / под ред. А.Н. Козырина. М., 2002.
3. Закон Республики Татарстан от 21 ноября 2018 года № 88-ЗРТ "О бюджете Республики Татарстан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
4. Положение об УФК по Республике Татарстан от 27 декабря 2013 г. № 316
5. Закон о Счетной палате РТ от 7 июня 2004 года № 37-ЗРТ (с изменениями на 1 марта 2019 г.)
6. Приказ № 21-71-12 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионными подразделениями Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан» от 15.02.2008
7. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 (ред. от
12.11.2016) "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации".
8. Закон Республики Татарстан от 7 июня 2004 года № 37-ЗРТ о Счетной палате Республики Татарстан (с изменениями на 1 марта 2019 года)
Монографии, диссертации, книги
9. Карпухин Д.В. Специфические признаки финансового контроля и формы его осуществления//Финансовое и налоговое право. 2016. №4. С.139.
10. Станкевич Г.В. Понятие финансового контроля: основные подходы//Гуманитарные и юридические исследования. 2015. С.68.
11. Бурцев В.В., - Организация системы государственного финансового контроля в РФ. Теория и практика. - М.: Издательскоторговая корпорация "Дашков и Ко", 2014 г. 126с.
12. Врублёвской О.В Романовского М.В., - Бюджетная система РФ. Учебник - М.: Юрайт, 2016 г.
13. Вахрин П.И., - Бюджетная система РФ. Учебник - 2-е изд., испр. и доп.- М.: изд-во "Дашков и Ко", 2013 г. 53с
14. Симонова Л.А., - Эффективность государственного
финансового контроля: Учебник. - М.: Норма, 2012 г. - С.18
15. Лушин С.И., Слепов В.А., - Государственные и
муниципальные финансы: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 г-763 с.
16. Крохина Ю.Л. - Финансовое право России: Учебник. - М.: Норма, 2011г. - 720 с.
17. Ялбулганов А.А., - Предмет и система финансового права: Монография.- М.:ИППИ, 2015. - 192 с.
18. Прокофьев С.Е., - Федеральное казначейство: ведомственный контроль в процессе реализации административной реформы Учебник. - М.: Правоведение, 2012 г. 6 с
19. Козиков Р.А., - Ведомственный финансовый контроль на современном этапе Учебник. - М.: Правоведение, 2015 г. 15 с
20. Астахов А.А., Озеряков А.С., - Всё о финансовом контроле Учебник. - М.: Правоведение, 2015 г. 76 с
21. Опенышев С.П. Жуков В.А. Теоретические и методологические основы оценки эффективности государственного финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2010. № 1.
22. Берзон Н.И. Государственные финансы: учебник / Н.И.Берзон. - М. : Издательство Юрайт , 2017.-137 с
Статьи и материалы периодической печати
23. Лапин А.В. Специфические признаки финансового контроля и формы его осуществления//Финансовое и налоговое право. 2016. №4. С.144.
24. АМХМ Хассан. Финансовый контроль в российской федерации. 2015. С.4.
25. Быковская Ю.В. Проблемы финансового контроля в современной России и пути их решения//Экономические науки. 2019. С.203.
26. Кудилинский М.Н. Назначение контрольного мероприятия как стадия контрольного производства//Юридическая наука. 2017. С. 165.
27. Карепина О.И. Развитие аудита эффективности
государственных расходов//Аудиторская деятельность. 2014. С.45.
28. Аманжолова Б.А., - Международный бухгалтерский учет = Intemation accounting: научно-практический и теоретический журнал. № 9(351) 2015г. - 53 с.
29. Алексеев Д.Б. Финансовый контроль как самостоятельная организационно-правовая форма государственной контрольной деятельности // Бизнес в законе. Экономикоюридический журнал. - 2013. - № 6. - С.182-187
30. Бондаренко Е.И. К вопросу о соотношении понятий «внутренний финансовый контроль», «внешний финансовый контроль», «аудит» / Е.И.Бондаренко // Молодой ученый. - 2011. - №2. - С. 106-109
31. Бычков С.С. Время перемен для системы финансового контроля / С.С. Бычков // Финансовый контроль. - 2013. - №5. - С. 22-26.
32. Воронченко Т.П. Совершенствование методики аудита эффективности в системе государственного внутреннего финансового контроля // Государственный аудит. Право. Экономика. - 2015. - № 3. - С.66-81
33. Головина В.А. Методика определения эффективности государственного финансового контроля за расходами федерального
бюджета на реализацию целевых программ // Экономическая среда. - 2015. - № 4 (14). - С.160-165.
34. Гуляев М.М. Органы внешнего финансового контроля /М.М.Гуляев //Госфинансы. - 2013. - №8. - С. 6-9.
35. Дьяченко И.А. Проблемы развития системы государственного и муниципального финансового контроля // Вестник АКСОР. - 2013. - №2 1 (25). - С.40-43.
36. Зарипов Р.Р. Финансово-правовые отношения и финансовый контроль // Вестник Чеченского государственного университета. - 2015. - № 4. - С.78-81.
37. Иванова Н.Г. Ведомственный финансовый контроль: новации законодательства и практика / Н.Г.Иванова О.И.Усенко // Казанский экономический вестник. - 2014. - № 6 (14). - С.62-76.
38. Кожанова А.О. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации / А.О.Кожанова // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 223-225.
Электронные ресурсы
39. Счетная палата и финансовый контроль. URL:
http: //www.grandars .ru/student/finansv/schetnava-palata-i-finansovyv- kontrol.html
40. Исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации- Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https: //www. minfin.ru/ru/
41. Счетная палата Республики Татарстан. URL: http://sprt.ru/
42. Министерство финансов Республики Татарстан. URL:
http://minfin.tatarstan.ru/