Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ

Работа №41247

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
730
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии
1.1. Состояние проблемы формирования универсальных учебных
действий школьников в учебной деятельности в педагогической теории и практике школьного образования 15
1.2. Характеристика структуры и содержания познавательных
универсальных учебных действий старшеклассников 20
1.3. Реализация познавательных универсальных учебных действий в
процессе изучения химии 26
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Практические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии
2.1. Этапы реализации экспериментального исследования 38
2.2. Исследование развития познавательных УУД по результатам
констатирующего эксперимента 43
2.3. Разработка и реализация программы кружка «Знатоки химии» для
формирования познавательных УУД у старшеклассников 51
2.4. Повторное исследование развития познавательных УУД по
результатам контрольного эксперимента 60
Выводы по второй главе 69
Заключение 71
Список литературы 74
Приложение

На современном этапе развития российского общества постигли перемены целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Теперь, вместо суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть каждый школьник, выступает формирование универсальных учебных действий, основными задачами которых является воспитание успешной конкурентоспособной личности. К определенным критериям оценивания успеха ученика в современном образовательном процессе причисляют способность самостоятельно добывать знания и выстраивать отношения с окружающими людьми. Для этого необходимо пересмотреть структуру построения учебного материала и методику его преподавания: от передачи готовых знаний к системно - деятельностному методу обучения. Ведущая идея федеральных государственных образовательных стандартов заключается в достижение не только предметных, но личностных и метапредметных результатов, при освоении образовательной программы обучающимися [37, с. 15].
Метапредметный результат освоения основной образовательной программы достигается в ходе формирования у обучающихся системы универсальных учебных действий (УУД) по направлениям: регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД.
Содержание УУД по естественнонаучным предметам (в том числе и по химии) определяется спецификой метапредметных результатов освоения соответствующих учебных программ, которыми, в частности, являются:
- владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез и
их экспериментальная проверка, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами [42, с. 189].
Предмет «Химия» играет важную роль для продолжения формирования у обучающихся всех видов познавательных УУД. Однако очень часто в связи с высокой информационной загруженностью уроков химии, нацеленностью педагогов только на подготовку к государственной итоговой аттестации через решение типовых заданий по образцу (в форме ОГЭ и ЕГЭ) не учитывается необходимость целенаправленного формирования познавательных УУД в системе по ключевым направлениям:
1) овладение смысловым чтением;
2) освоение логических действий и операций;
3) овладение стратегиями конструирования знаний;
4) осуществление рефлексии способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основным условием сформированности предметных и метапредметных умений у школьников являются универсальные учебные действия (УУД), под которым осмысливается способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, включая комплекс основных способов учебных действий, которые способствуют к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, закладываются в образовательном пространстве школы.
Постоянным возрастанием требований общества и государства к учителям, изменение требований к содержанию обучения в школе, связанное с реализацией системно-деятельностного подхода, провозглашенного как основного в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, ставят перед образованием задачу о необходимости исследования теоретических основ формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в образовательном пространстве школы. Однако в педагогической теории и практике недостаточно изучен вопрос о способах, которые способствуют эффективному формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся по естественнонаучным предметам (в том числе и по химии), что и обусловливает актуальность настоящего исследования.
Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что в науке представлены подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др.); психологопедагогические теории познания и деятельности, положения деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.М. Новиков, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.); проанализированы психолого-педагогические аспекты процесса решения задач, вопросы применения учебных задач в обучении (Г.А. Балл, П.Я. Гальперин, Л.Л. Гурова, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, Ю.М. Колягин, В.И. Крупич, В.А. Крутецкий, И.Я. Лернер и др.). Проблема совершенствования содержания образования в школе представлена в трудах Л.Л. Алексеевой, С.В. Анащенковой, М.З. Биболетовой, Л.В. Занкова, Г.С. Ковалевой и др. Отдельные аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий школьников изучались в трудах российских ученых: формирование познавательных универсальных действий учащихся профильных классов (С.В. Чопова); формирование универсальных учебных действий как основы метапредметных образовательных результатов в процессе решения задач по химии (Т.В. Безрукова), биологии (М. А. Королева). Несмотря на значительное количество работ, посвященных отдельным аспектам данной проблемы, вопросы формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников в процессе обучения химии остаются недостаточно исследованными.
Анализ педагогической теории и практики позволил выделить противоречия между:
- потребностью образовательной практики в совершенствовании сложившейся системы школьного образования по химии и недостаточной разработанностью теоретических и научно-методических основ формирование универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения;
- между необходимостью образовательной организации осуществлять успешную подготовку обучающихся к итоговой аттестации по предметам естественнонаучного цикла и недостаточной разработанностью инструментов формирования универсальных учебных действий (в частности познавательных УУД) в системе подготовки к государственной итоговой аттестации.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы технологии формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии?
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность, необходимость разрешения выявленных противоречий обусловили выбор темы исследования: «Формирование
познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить технологии формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии.
Объект исследования - процесс обучения химии старшеклассников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - технологии формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии.
Гипотеза исследования. Формирование познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии будет эффективным, если:
- познавательные универсальные учебные действия рассматриваются как интеграция общеучебных универсальных действий, логических универсальных действий и действий по постановке и решению проблемы;
- динамика уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий прослеживается на основе диагностики составляющих их общеучебных, логических универсальных действий и действий по постановке и решению проблемы по химии;
- интеграция системы подготовки старшеклассников к итоговой аттестации по химии с методическими инструментами в рамках кружка «Знатоки химии».
Объект, предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:
1. На основе изучения литературы по теме исследования раскрыть содержание основных видов познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников.
2. Определить показатели, в соответствии с которыми охарактеризовать уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников по химии.
3. Определить организационные и методические направления работы по достижению предметных и метапредметных результатов образования в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий и разработать программу кружка «Знатоки химии» с целью формирования познавательных универсальных учебных действий.
4. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения химии у старшеклассников в системе подготовки к государственной итоговой аттестации.
Методологической основой исследования явились философские идеи о развитии личности; единстве теории и практики; деятельности как способе познания действительности и условий развития личности; системно - деятельностный подход (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), позволяющий представить цели, способы действий, содержание и результаты обучения как систему ключевых задач, направленных на формирование личностных качеств обучающихся; личностно-ориентированный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), предполагающий достижение целей образования с учетом потенциальных способностей личности. Теоретическую основу исследования составили:
- психологические и педагогические концепции о субъекте учения и учебной деятельности как ведущей в обучении (К. А. Абульханова-Славская, С.А. Арефьева, О. В. Кириллова, О. Г. Максимова, Н. А. Менчинская, Н.И. Мерлина,и др.);
- концепция развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н.
A. Менчинская, Д. Б. Эльконин и др.);
- концепция проблемного обучения (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. А. Чошанов и др.), предполагающая сочетание обучения и учения, ориентированных на формирование познавательной самостоятельности учащихся через решение на уроках проблемных ситуаций;
- концепции формирования и развития образовательной среды (Ш. А. Амонашвили, В. И. Безруков, С. Д. Дерябо, М. М. Поташник, Е. А. Ямбург,
B. А. Ясвин и др.);
- научные труды, посвященные проблеме самостоятельной познавательной деятельности (А.П. Беляева, П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина и др.).
Методы и методики исследования:
- теоретические (изучение педагогической, психологической, учебной и методической литературы по проблеме; анализ, синтез, обобщение);
- эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент);
- математические (количественный и качественный анализ экспериментальных данных, критерий Мана-Уитни).
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципальной бюджетной общеобразовательной учреждении «Чутеевская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан». В экспериментальной работе приняли участие 23 школьника 10-11 классов.
Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2016 по 2018 гг.
Первый этап - аналитический: анализ теоретической литературы по выявленной теме; определение цели и задач, исходной гипотезы исследования; проведение констатирующего этапа эксперимента; выявление и теоретическое обоснование педагогических условий формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения химии у старшеклассников.
Второй этап - экспериментальный: проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента, апробация педагогических условий формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения химии у старшеклассников.
Третий этап - обобщающий: диагностика и оценка результатов эксперимента, обобщение и анализ результатов проведенного исследования в целом, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Раскрыто содержание основных видов познавательных универсальных учебных действий старших школьников, включающих:
- общеучебные универсальные действия (ориентировка в материале учебника; извлечение из учебного текста информации, представленной в явном и неявном виде; извлечение информации из рисунка, фотографии, таблицы, схемы, разных видов диаграмм, карт; перевод информации из одного вида в другой; действия со знаково-символическими средствами; установление последовательности) и умения (структурировать знания; отбирать источники информации; строить речевые высказывания в устной и письменной речи; выделять и формулировать познавательную цель и выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий);
- логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение предметов, объектов, явлений; установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи, рассуждений и доказательства);
- действия по постановке и решению проблемы (формулирование и самостоятельное решение проблем).
2. Определены организационные и методические направления работы по достижению предметных и метапредметных результатов образования в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения, отраженные в авторской программе формирования познавательных универсальных умений старшеклассников.
3. Выявлены и обоснованы показатели уровня (высокого, среднего, низкого) сформированности познавательных универсальных учебных действий, соответствующие видам познавательных учебных действий:
- наличие знаний школьной программы и умение их использовать в учебной деятельности (общеучебные универсальные действия);
- наличие знаний, необходимых для осуществления самостоятельной познавательной деятельности на основе таких умственных действий, как анализ, синтез, сравнение, обобщение (логические универсальные действия);
- способность использовать знания при решении проблемных задач (действия по постановке и решению проблемы).
4. Выявлены и обоснованы инструментарий успешного формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения химии в средней школы:
- организация работы по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся по химии на основе самостоятельного выбранного учителем учебно-методического комплекта в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения (ФГОС СОО);
- разработка и внедрение программы кружка «Знатоки химии» для формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников, реализующей организационные и методические направления работы по достижению предметных и метапредметных результатов образования в системе подготовки единому государственному экзамену (ЕГЭ);
- использование в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в средней школе активных форм и методов обучения, основанных на системно-деятельностном подходе;
- систематическая диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в общую педагогику, историю педагогики и образования, расширяя представления о формировании познавательных универсальных учебных действий обучающихся в образовательном пространстве средней школы. В работе раскрыто содержание основных видов познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических, действий по постановке и решению проблемы); определены показатели, соответствующие видам познавательных универсальных учебных действий, и охарактеризованы уровни (высокий, средний, низкий) их сформированности; разработан диагностический инструментарий; выявлены и научно обоснованы задачи формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в системе подготовки к ЕГЭ по химии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование в образовательном процессе средней школы основных положений и выводов проведенного исследования способствует повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии.
Разработанная нами программа кружка «Знатоки химии» в системе подготовки к ЕГЭ по формированию познавательных универсальных учебных действий могут найти применение в школьной практике, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на системно-деятельностный, личностноориентированный и рефлексивный подходы; анализом состояния проблемы в педагогической теории и практике; адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались и были одобрены на заседании методического объединения естественнонаучного цикла МБОУ «Чутеевская СОШ Кайбицкого района РТ». Основные идеи, теоретические положения и результаты исследования опубликованы в научно-практических конференциях: Федорова Т.Г. Использование задач повышенной сложности в формировании познавательных УУД по химии у школьников //Студенческая наука XXI века: материалы XII Международной студенческой научнопрактической конференции. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - №1 (12). - 416 с.; Халикова Ф.Д., Федорова Т.Г. Формирование познавательной универсальной учебной деятельности в процессе изучения химии // Приоритетные направления развития образования и науки: материалы IV Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - 320с.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования выявлено содержательное наполнение структуры познавательных универсальных учебных действий старшеклассников.
1. Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить показатели структуры познавательных универсальных учебных действий старшеклассников (общеучебные универсальные действия и умения, логические универсальные действия и действия по постановке и решению проблемы) и уровни (высокий, средний, низкий) ее сформированности. Показателями структуры познавательных универсальных учебных действий старшеклассников выступают следующие характеристики:
- общеучебные универсальные действия (ориентировка в учебнике; извлечение из текста информации, представленной в явном и неявном виде; извлечение информации из рисунка, фотографии, таблицы, схемы, разных видов диаграмм, карты; перевод информации из одного вида в другой; действия со знаково-символическими средствами; установление последовательности; умение структурировать знания) и умения (отбирать источники информации; строить речевые высказывания в устной и письменной речи; выделять и формулировать познавательную цель и выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий);
- логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение предметов, объектов, явлений; установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи, рассуждений и доказательства);
- действия по постановке и решению проблемы (формулирование и самостоятельное решение проблем).
2. Формированию познавательных универсальных учебных действий старшеклассников в процессе изучения химии содействуют следующие:
- разработка и внедрение программы кружка «Знатоки химии», реализующей организационные и методические направления работы по достижению предметных и метапредметных результатов образования в системе подготовки к единому государственному экзамену;
- использование в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий по химии активных форм и методов обучения, основанных на системнодеятельностном подходе;
- систематическая диагностика уровня сформированности
познавательных универсальных учебных действий старшеклассников.
3. С помощью трех методик (методика диагностики общих интеллектуальных способностей (В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика), тест «Логические закономерности», Методика «Эрудит» (К.М. Гуревич, Г.В. Резапкина) обнаружили уровни развития познавательных УУД старшеклассников.
Результаты диагностики показали, что большинство школьников обладают средним уровнем развития познавательных УУД, в связи с чем, нами была организована формирующая работа - разработана и апробирована программа кружка «Знатоки химии» в системе подготовки к единому государственному экзамену. В рамках этого кружка мы разработали и апробировали на практике задания ЕГЭ. Согласно ФГОС, использовали системнодеятельностный подход. Повышение интереса к предлагаемым заданиям, активность и ответственность при их выполнении, более успешное решение их помогли нам высказать предположение о том, что подобранная программа кружка развили познавательные УУД у старшеклассников.
Повторная диагностика показала, после формирующего эксперимента показала, что большинство школьников обладают высоким и средним уровнем развития познавательных УУД. В экспериментальной группе увеличилась численность учащихся с высоким уровнем развития познавательных УУД после формирующей работы, уменьшилась численность учащихся с низким уровнем развития познавательных УУД.
Применение критерия Мана-Уитни для сравнения результатов диагностики по конкретным методикам показало достоверность этой динамики. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
разработанная и апробированная нами программа формирование познавательных УУД у старшеклассников посредством внедрения кружка «Знатоки химии» с системой подготовки ЕГЭ оказалась эффективной.
Цель достигнута.




1. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей - От интуиции к технологии. - М.: Кишинев, 2001. - 381 с.
2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М., 2012. - 320 с.
3. Андреева И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - № 2. - С. 21-24.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в старшей школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 151 с.
5. Ахметов М.А. Индивидуально ориентированное обучение химии в общеобразовательной школе: монография / М.А. Ахметов. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 260 с.
6. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: Изд-во АПН СССР, 1959. - 335 с.
7. Божович Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. - М.: МПСИ, 2009. - 226 с.
8. Бурменская Г.В., Асмолов А.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1(5). - С. 104-110.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование.
- 2010. - № 4. - С. 77-90.
10. Воровщиков С.Г. К вопросу об универсальных учебных действиях, общеучебных умениях и «бритве оккама» // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - № 5. - С. 29-37.
11. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в средней школе: Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты».
- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 72 с.
12. Виноградова Н.Ф. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и их оценка // Начальное образование. - М.: Русский журнал, 2014. - № 2.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Советская психология. - 1990. - № 28 (1). - С. 84-96.
14. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий // Вестник Московского университета. Серия Педагогика. - 2001. - № 2. - С. 38
15. Гин А.А. Теория решения изобретательских задач: пособие I уровня: учебно-методическое пособие. - М.: Народное образование, 2009. - 62 с.
16. Данилов Д.Д. Разработка технологии оценивания учебных достижений в образовательной системе «Школа 2100» // «Школа 2100» как образовательная система: сборник материалов. Вып. 8. - М.: Баласс: Издательский дом РАО, 2005. - С. 74-89.
17. Денисова А.В., Оржековский П.А. Решение творческих задач как способ преодоления стереотипов мышления // Химия в школе. - 2016. - №6. - С. 32-37.
18. Землянская Е.Н. Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС // Наука и школа. - 2013.
- № 5. - С. 12-17.
19. Землянская Е.Н. Развивающий потенциал учебных проектов школьников. - 2016. - № 4. - С. 15-23.
20. Иванова О.А. Об использовании кейс-метода // Химия в школе. - 2017. - №2. - С. 17-20.
21. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.
- 2010. - № 2. - С. 11-12.
22. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия. - М.:
Просвещение. - 2017. [Эл. ресурс]. URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx7ob no=12250 (Дата обращения: 25.10.2017).
23. Клеветова Т.В. Воспитание мотивации достижения у старшеклассников (на примере изучения естественнонаучных дисциплин). - Волгоград: Перемена, 2003. - 84 с.
24. Ковель М. И., Еремеевская И. Д., Зорина В. Л. Педагогические
задания в системе диалектического обучения для развития у учащихся интеллектуальных умений. Химия: учебно-методическое пособие для
слушателей системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. — М.: Красноярск: ККИПКиППРО,
2011. — 256 с.
25. Концептуальная модель развития универсальных учебных действий. Концепция структуры и содержания общего образования (в 12 летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224 // Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. - М.: АПК и ПРО, 2002. - С.40-50.
26. Козлицкая И.В. Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД // Эксперимент и инновации в школе. -
2012. - № 4. - С. 58-60.
27. Корягин Д.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии: дисс. канд. пед. наук. - М., 2015. - 139 с.
28. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность старших школьников. - М.: Волгоград, 2017. - 138 с.
29. Макаренко Е.В. Формирование учебно-познавательной компетенции старшего школьника в образовательном пространстве школы на основе системы проектных задач: дисс. канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2015. - 190 с.
30. Матис Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в средней школе // Средняя школа. - 2002. - № 4. - С. 53-57.
31. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. - М., 1991. - 160 с.
32. Методические рекомендации по реализации системно -
деятельностного урока химия / сост. Раевская М.В. - Белгород: Изд-во ОГАОУ ДПО БелИРО, 2016. - 78 с.
33. Милованова Н.Г., Прудаева В.Н. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации. - Тюмень: ТОГИРРО, 2008. - 28 с.
34. Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников сферы образования. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007. - 340 с.
35. Нечитайлова Е.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии // Химия в школе. - 2015. - №6. - С. 12-18.
36. Оржековский П.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: книга для учителя. - М.: АРКТИ, 2009. - 152 с.
37. Оржековский П.А. О психолого-педагогических требованиях к творческой задаче по химии // Химия в школе. - 2008 - №6. - С. 11-17.
38. Петрова И.В. К вопросу о диагностике сформированности познавательных универсальных учебных действий старших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 3. - С. 368-371.
39. Разработка модели программы развития универсальных учебных действий / А.Г. Асмолов и др. [Эл. ресурс]. URL: http: //standart.edu.ru./catalog (Дата обращения: 17.12.2017).
40. Развитие общеучебных умений - путь к функционально-грамотной личности / Р.Н. Бунеев и др. // «Школа 2100» как образовательная система: сборник материалов. - М.: Баласс: Издательский дом РАО, 2005. - Вып. 8. - С. 62-73.
41. Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.В. О системе психологопедагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 13-24.
42. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. Стандарты второго поколения.- М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
43. Сайгушев Н.Я., Савинков Л.А. Управление образовательным процессом гимназии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2005. - № 15 (55). - С. 107-114.
44. Салмина Н.Г. Психологическая диагностика развития старшего школьника. - М.: МГППУ. - 2006. - 210 с.
45. Савчук А.А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий в средней школе // Мир современной науки. - 2017. - № 4 (26).
46. Сацукевич И. В. Идеи формирования субъектной позиции ребенка в педагогическом наследии // Ярославский педагогический вестник. - № 2. - 2009.
47. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дисс. докт. псих. наук. - М.. 2000. - 78 с.
48. Чопова С.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся профильных классов: дисс. канд. пед. наук. - М., 2016. - 168 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Эл. ресурс]. URL: ЬОрУ/минобрнауки.рф/. (Дата обращения 12.02.2018).
50. Шаталов М.А., Обучение химии. Достижение метапредметных результатов обучения. Решение интегративных учебных проблем: 10-11 классы: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ