ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАЙНЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
|
Введение 3
Глава I. Общие положения о тайне личной жизни и персональных данных как
категорий гражданского права Российской Федерации 6
§ 1. Понятие и признаки личной (частной) жизни. Соотношение права на тайну личной жизни с правом на неприкосновенность личной жизни и
правом на личную жизнь 6
§ 2. Понятие и содержание персональных данных 10
§ 3. Нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих при
осуществлении права на тайну личной жизни и персональные данные 16
Глава II. Особенности защиты тайны личной жизни в Российской
Федерации 22
§ 1. Судебные способы защиты тайны личной жизни 22
§ 2. Внесудебные способы защиты тайны личной жизни 26
§ 3. Возмещение вреда за нарушение права на тайну личной жизни 33
Глава III. Защита персональных данных в Российской Федерации 41
§ 1. Способы защиты персональных данных 41
§ 2. Совершенствование законодательства о персональных данных и
практики его применения в Российской Федерации 48
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Глава I. Общие положения о тайне личной жизни и персональных данных как
категорий гражданского права Российской Федерации 6
§ 1. Понятие и признаки личной (частной) жизни. Соотношение права на тайну личной жизни с правом на неприкосновенность личной жизни и
правом на личную жизнь 6
§ 2. Понятие и содержание персональных данных 10
§ 3. Нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих при
осуществлении права на тайну личной жизни и персональные данные 16
Глава II. Особенности защиты тайны личной жизни в Российской
Федерации 22
§ 1. Судебные способы защиты тайны личной жизни 22
§ 2. Внесудебные способы защиты тайны личной жизни 26
§ 3. Возмещение вреда за нарушение права на тайну личной жизни 33
Глава III. Защита персональных данных в Российской Федерации 41
§ 1. Способы защиты персональных данных 41
§ 2. Совершенствование законодательства о персональных данных и
практики его применения в Российской Федерации 48
Заключение 57
Список использованной литературы 61
В век высоких технологий, который характеризуется прогрессирующим развитием общества, а также новейших научных технологий, возрастает уязвимость правовых ценностей и субъективных прав человека и гражданина. Именно этим обуславливается актуальность настоящей темы исследования. Государством была выработана Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. В положениях данной стратегии в качестве одного из национальных приоритетов устанавливается повышение качества жизни граждан Российской Федерации путем гарантирования личной безопасности, а также путем развития законодательства .
Стратегия утвердила приоритет обеспечения надежного уровня личной безопасности и охраны права на тайну личной жизни и персональных данных человека и гражданина в Российской Федерации, в частности, качественное улучшение правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, что в большой степени зависит от прогрессирующей информационной политики и, от умения регламентировать такой ценный для личности ресурс, как информация.
Развитие информационных технологий, а также создание баз данных информации, стало причиной возникновения угрозы легкого копирования и консолидации данных. Зарубежные государства самыми первыми заметили эту угрозу, и совместно была принята Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», которая вступила в силу 28 января 1981 года. Принятие данной Конвенции позволило определить порядок сбора информации и обработки данных о человеке и гражданине, способы защиты данных, а также принципы хранения данных и доступа к ним. Также была принята Директива 95/46/ЕС Совета Европейского Союза и Европейского парламента «О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных», вступившая в силу 24 октября 1995 года. В соответствии, с данной Директивой был создан уполномоченный орган надзора и Рабочая группа по защите персональных данных лиц в отношении их дальнейшей обработки. В состав Рабочей группы входят: представитель органа, который создается каждым государством-участником, задачей которого является надзор за соблюдением положений Директивы на территории государства; представитель Еврокомиссии представитель органа, учрежденный для структур и институтов Сообщества.
В 2005 году Российская Федерация ратифицировала данную Конвенцию, а следовательно она возложил на себя обязательства по приведению национального законодательство в соответствии с положениями этого международного договора. Именно для исполнения данного обязательства и был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 года «О персональных данных» , а также ряд подзаконных актов.
Данный Федеральный закон был принят для того, чтобы максимально защитить права и свободы человека и гражданина, которые могут быть нарушены при обработке его персональных данных, а также для того, чтобы обеспечить защиту права на личную, семейную тайну и неприкосновенность частной жизни. Объектом данного исследования являются общественные отношения в области охраны права на тайну частной (личной) жизни и защиты информации.
Предметом данного исследования являются гражданско-правовые нормы, регулирующие особенности защиты тайны личной жизни и защиты персональных данных.
Цель данного исследования - сформировать комплексное представление о гражданско-правовом режиме тайны личной жизни и персональных данных.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и признаки личной (частной) жизни;
- рассмотреть понятие и содержание персональных данных;
- проанализировать нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении права на тайну личной жизни и персональн ые данные;
- изучить судебные способы защиты тайны личной жизни;
- изучить внесудебные способы защиты тайны личной жизни;
-рассмотреть возмещение вреда за нарушение права на тайну личной
жизни;
- изучить способы защиты персональных данных
- представить предложения по совершенствованию законодательства и практики о персональных данных.
Вопросам правового регулирования тайны личной жизни и персональных данных отводится большое внимание в специальной литературе. Можно выделить таких ученых в этой области, как Бычкова А.И., Наумова В.Б., Эрделевского А.М., Петрыкину Н.И., Савельеву С., и других.
Также в исследовании используется как учебная, так и специальная литература, а также материалы судебной практики.
Структура данной выпускной квалификационной работы соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Исследование состоит из введения, трех глав и восьми параграфов, заключения, а также списка использованной литературы.
Стратегия утвердила приоритет обеспечения надежного уровня личной безопасности и охраны права на тайну личной жизни и персональных данных человека и гражданина в Российской Федерации, в частности, качественное улучшение правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, что в большой степени зависит от прогрессирующей информационной политики и, от умения регламентировать такой ценный для личности ресурс, как информация.
Развитие информационных технологий, а также создание баз данных информации, стало причиной возникновения угрозы легкого копирования и консолидации данных. Зарубежные государства самыми первыми заметили эту угрозу, и совместно была принята Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», которая вступила в силу 28 января 1981 года. Принятие данной Конвенции позволило определить порядок сбора информации и обработки данных о человеке и гражданине, способы защиты данных, а также принципы хранения данных и доступа к ним. Также была принята Директива 95/46/ЕС Совета Европейского Союза и Европейского парламента «О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных», вступившая в силу 24 октября 1995 года. В соответствии, с данной Директивой был создан уполномоченный орган надзора и Рабочая группа по защите персональных данных лиц в отношении их дальнейшей обработки. В состав Рабочей группы входят: представитель органа, который создается каждым государством-участником, задачей которого является надзор за соблюдением положений Директивы на территории государства; представитель Еврокомиссии представитель органа, учрежденный для структур и институтов Сообщества.
В 2005 году Российская Федерация ратифицировала данную Конвенцию, а следовательно она возложил на себя обязательства по приведению национального законодательство в соответствии с положениями этого международного договора. Именно для исполнения данного обязательства и был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 года «О персональных данных» , а также ряд подзаконных актов.
Данный Федеральный закон был принят для того, чтобы максимально защитить права и свободы человека и гражданина, которые могут быть нарушены при обработке его персональных данных, а также для того, чтобы обеспечить защиту права на личную, семейную тайну и неприкосновенность частной жизни. Объектом данного исследования являются общественные отношения в области охраны права на тайну частной (личной) жизни и защиты информации.
Предметом данного исследования являются гражданско-правовые нормы, регулирующие особенности защиты тайны личной жизни и защиты персональных данных.
Цель данного исследования - сформировать комплексное представление о гражданско-правовом режиме тайны личной жизни и персональных данных.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и признаки личной (частной) жизни;
- рассмотреть понятие и содержание персональных данных;
- проанализировать нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении права на тайну личной жизни и персональн ые данные;
- изучить судебные способы защиты тайны личной жизни;
- изучить внесудебные способы защиты тайны личной жизни;
-рассмотреть возмещение вреда за нарушение права на тайну личной
жизни;
- изучить способы защиты персональных данных
- представить предложения по совершенствованию законодательства и практики о персональных данных.
Вопросам правового регулирования тайны личной жизни и персональных данных отводится большое внимание в специальной литературе. Можно выделить таких ученых в этой области, как Бычкова А.И., Наумова В.Б., Эрделевского А.М., Петрыкину Н.И., Савельеву С., и других.
Также в исследовании используется как учебная, так и специальная литература, а также материалы судебной практики.
Структура данной выпускной квалификационной работы соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Исследование состоит из введения, трех глав и восьми параграфов, заключения, а также списка использованной литературы.
В ходе проведенного исследования была выяснена необходимость современного изучения проблем, связанных с защитой частной (личной) жизни и персональных данных для дальнейшего их разрешения.
Защита неприкосновенности частной жизни каждого человека и гражданина является одной из самых актуальных проблем в отечественном законодательстве. Неприкосновенность частной жизни является то самой ценностью, в обеспечении реальной охраны которой должна неравнодушна каждая личность, общество и государство в целом. Данная проблема многогранна, и только посредством коллективных стараний она может быть подробно проанализирована, изучена и разрешена.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование тайны личной жизни осуществляется как международным, так и национальным правом; как на федеральном, так и региональном уровне. При этом законодатель более детально «прописывает» обязанности и ответственность лиц, а их правам отводит первостепенную роль.
В итоге рассмотрения теоретических основ правового положения в гражданском праве РФ можно сделать вывод, что гражданское законодательство за всю свою историю развития постоянно подвергалось различным преобразованиям, и представление о правовом регулировании тайны личной жизни не было исключением, и тоже изменялось. Необходимо отметить и тот момент, что гражданское законодательство расширилось за счет включения в него положений международных конвенций и договоров, которые были ратифицированы Россией. Таким образом, правовое регулирование тайны личной жизни вступило в новый этап своего развития.
Одной из негативных черт современной структуры законодательства о регулировании конфиденциальной информации персонального характера является ее несистематизированность и отсутствие развитой законодательной базы. Настоящий законодательный массив не способен разрешить всех проблем и преодолеть пробелы в исследуемой сфере исследования. А из-за того, что большинству норм присущ лишь декларативный характер, возникает явная необходимость их совершенствования и придания им более прикладного назначения.
Слабость законодательной базы, регулирующей конфиденциальную информацию, порождает и проблему в сфере ее защиты (отмечается низкий уровень), т.к. действующие правовые акты, не способны должным образом оказывать поддержку в реабилитации нарушенных прав в этой области и ее охрану в целом. Полагаем, что сейчас та система законодательства давно устарела и не может удовлетворять современным требованиям работы с персональными данными. Поэтому, как уже было сказано ранее, назрела необходимость обновления законодательной базы, а в частности внесения изменения в действующие акты и принятия новых законов в этой сфере.
Взяв во внимание необходимость совершенствования правовых норм, касающихся персональных данным, и устранение норм, которые не отвечают современным требованиям, мы предлагаем принять ряд новых правовых актов, которые смогли бы преодолеть существующие в настоящее время пробелы в правовом регулировании и создать такую систему норм, способную обеспечить защиту и охрану правоотношений в исследуемой области.
Несовершенство законодательства порождает и несовершенство юридической ответственности за нарушение норм о персональных данных. Но здесь хочется отметить и такой положительный момент, что в рамках некоторых законов (например - Коап РФ и УК РФ и другое) было много сделано для эффективной реализации мер данной юридической ответственности.
По-нашему мнению, главным минусом реализации мер юридической ответственности является наличие слабых связей, а чаще просто их отсутствие, между различными сферами оборота персональных данных. Также нами еще выделены такие недостатки как:
1) Юридическая ответственность лишена комплексности, многие нормы отражают лишь части указанной деятельности и между ними отсутствует правовая связь;
2) В регулировании данной сферы отсутствует системный подход, нет взаимосвязи между нормативно-правовыми актами;
3) Существуют недостатки в юридической технике, в частности в построении составов правонарушений в рассматриваемой сфере. Такие недостатки в юридической технике построения составов правонарушений приводят к неэффективности применения мер ответственности, что прямо влияет на состояние защищенность таких правоотношений. Возможны и такие ситуации, когда их содержание может быть намного уже или просто отличаться от названия соответствующих статей.
Предполагается, что с обновлением законодательной базы будут преодолены и пробелы в правовом регулировании сети Интернет. Необходимо разработать закон, который будет касаться регулирования государственной политики в сети Интернет, а также рамочный закон о регулировании действий в сети Интернет. Полагаем, что данный закон обязательно должен содержать в себе:
1) Понятийный аппарат, раскрывающий все особенности деятельности
в сети Интернет, а именно понятия: «Интернет», «провайдер»,
«пользователь», «сайт» и т.д. Для разработки такого аппарат необходимо привлечь специалистов в области технологий и учитывать все правила юридической техники;
2) Принципы «сетевых отношений»: законность, гарантированной охраны, привлечение к правонарушителям мер ответственности и другие;
3) Субъекты отношений в сети Интернет. Необходимо полностью раскрыть субъектный состав и требования, предъявляемые к ним;
4) Условия информационного обмена в сети Интернет;
5) Виды и меры ответственности субъектов регулируемых правоотношений, пределы такой ответственности;
6) Защита от неправомерного привлечения к ответственности;
7) Особенности рассмотрения «сетевых споров» в административном и судебном порядках;
Вышеизложенное содержание, по нашему мнению, будет способно наиболее полно регулировать отношения в сети Интернет.
Завершая исследование, хочется выделить, что защиты отношений, связанных с конфиденциальной информацией персонального характера, носит комплексный характер, и включает в себя как материальные, так и процессуальные нормы, а также множество различных сфер общественной жизни. Права, свободы и интересы каждой личности должны стать действительно высшей ценностью для Российского государства и общества. Ведь только в таком случае возможен какой-то прогрессивный скачок в регулировании, охране и защите таких отношений.
Защита неприкосновенности частной жизни каждого человека и гражданина является одной из самых актуальных проблем в отечественном законодательстве. Неприкосновенность частной жизни является то самой ценностью, в обеспечении реальной охраны которой должна неравнодушна каждая личность, общество и государство в целом. Данная проблема многогранна, и только посредством коллективных стараний она может быть подробно проанализирована, изучена и разрешена.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование тайны личной жизни осуществляется как международным, так и национальным правом; как на федеральном, так и региональном уровне. При этом законодатель более детально «прописывает» обязанности и ответственность лиц, а их правам отводит первостепенную роль.
В итоге рассмотрения теоретических основ правового положения в гражданском праве РФ можно сделать вывод, что гражданское законодательство за всю свою историю развития постоянно подвергалось различным преобразованиям, и представление о правовом регулировании тайны личной жизни не было исключением, и тоже изменялось. Необходимо отметить и тот момент, что гражданское законодательство расширилось за счет включения в него положений международных конвенций и договоров, которые были ратифицированы Россией. Таким образом, правовое регулирование тайны личной жизни вступило в новый этап своего развития.
Одной из негативных черт современной структуры законодательства о регулировании конфиденциальной информации персонального характера является ее несистематизированность и отсутствие развитой законодательной базы. Настоящий законодательный массив не способен разрешить всех проблем и преодолеть пробелы в исследуемой сфере исследования. А из-за того, что большинству норм присущ лишь декларативный характер, возникает явная необходимость их совершенствования и придания им более прикладного назначения.
Слабость законодательной базы, регулирующей конфиденциальную информацию, порождает и проблему в сфере ее защиты (отмечается низкий уровень), т.к. действующие правовые акты, не способны должным образом оказывать поддержку в реабилитации нарушенных прав в этой области и ее охрану в целом. Полагаем, что сейчас та система законодательства давно устарела и не может удовлетворять современным требованиям работы с персональными данными. Поэтому, как уже было сказано ранее, назрела необходимость обновления законодательной базы, а в частности внесения изменения в действующие акты и принятия новых законов в этой сфере.
Взяв во внимание необходимость совершенствования правовых норм, касающихся персональных данным, и устранение норм, которые не отвечают современным требованиям, мы предлагаем принять ряд новых правовых актов, которые смогли бы преодолеть существующие в настоящее время пробелы в правовом регулировании и создать такую систему норм, способную обеспечить защиту и охрану правоотношений в исследуемой области.
Несовершенство законодательства порождает и несовершенство юридической ответственности за нарушение норм о персональных данных. Но здесь хочется отметить и такой положительный момент, что в рамках некоторых законов (например - Коап РФ и УК РФ и другое) было много сделано для эффективной реализации мер данной юридической ответственности.
По-нашему мнению, главным минусом реализации мер юридической ответственности является наличие слабых связей, а чаще просто их отсутствие, между различными сферами оборота персональных данных. Также нами еще выделены такие недостатки как:
1) Юридическая ответственность лишена комплексности, многие нормы отражают лишь части указанной деятельности и между ними отсутствует правовая связь;
2) В регулировании данной сферы отсутствует системный подход, нет взаимосвязи между нормативно-правовыми актами;
3) Существуют недостатки в юридической технике, в частности в построении составов правонарушений в рассматриваемой сфере. Такие недостатки в юридической технике построения составов правонарушений приводят к неэффективности применения мер ответственности, что прямо влияет на состояние защищенность таких правоотношений. Возможны и такие ситуации, когда их содержание может быть намного уже или просто отличаться от названия соответствующих статей.
Предполагается, что с обновлением законодательной базы будут преодолены и пробелы в правовом регулировании сети Интернет. Необходимо разработать закон, который будет касаться регулирования государственной политики в сети Интернет, а также рамочный закон о регулировании действий в сети Интернет. Полагаем, что данный закон обязательно должен содержать в себе:
1) Понятийный аппарат, раскрывающий все особенности деятельности
в сети Интернет, а именно понятия: «Интернет», «провайдер»,
«пользователь», «сайт» и т.д. Для разработки такого аппарат необходимо привлечь специалистов в области технологий и учитывать все правила юридической техники;
2) Принципы «сетевых отношений»: законность, гарантированной охраны, привлечение к правонарушителям мер ответственности и другие;
3) Субъекты отношений в сети Интернет. Необходимо полностью раскрыть субъектный состав и требования, предъявляемые к ним;
4) Условия информационного обмена в сети Интернет;
5) Виды и меры ответственности субъектов регулируемых правоотношений, пределы такой ответственности;
6) Защита от неправомерного привлечения к ответственности;
7) Особенности рассмотрения «сетевых споров» в административном и судебном порядках;
Вышеизложенное содержание, по нашему мнению, будет способно наиболее полно регулировать отношения в сети Интернет.
Завершая исследование, хочется выделить, что защиты отношений, связанных с конфиденциальной информацией персонального характера, носит комплексный характер, и включает в себя как материальные, так и процессуальные нормы, а также множество различных сфер общественной жизни. Права, свободы и интересы каждой личности должны стать действительно высшей ценностью для Российского государства и общества. Ведь только в таком случае возможен какой-то прогрессивный скачок в регулировании, охране и защите таких отношений.
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАЙНЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Гражданско-правовой режим тайны личной жизни и персональных данных
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАЙНЫ
ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование обработки и защиты персональных данных работников: некоторые проблемы теории и практики (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2022 - Особенности защиты персональных данных несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Персональные данные как предмет защиты конституционных прав граждан в Российской Федерации».
Главы к дипломным работам, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Защита персональных данных в праве России: конституционно-правовой аспект
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Защита персональных данных работника в России
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Персональные данные как вид информации в трудовом праве: проблемы теории и практики
Бакалаврская работа, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017



