Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с высоким уровнем тревожности
1.1. Сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение» детей в
отечественной и зарубежной психолого-педагогической
литературе g
1.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей младшего
школьного возраста с высоким уровнем тревожности 14
1.3. Индивидуально-психологические особенности детей младшего
школьного возраста с высоким уровнем тревожности 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Условия психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с высоким уровнем тревожности
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 33
2.3. Рекомендации по организации и психолога-педагогическому сопровождению детей младшего школьного возраста с высоким уровнем
тревожности.
Выводы по второй главе
Актуальность работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы младшего школьника, так как на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее значение для всестороннего развития индивида, вносят вклад в формирование человеческой личности и осуществлении сопровождения таких детей.
I
Сопровождать - не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать
к самостоятельности, сорадоваться успехам, помогать преодолевать
I
возникающие трудности.
Термин "сопровождение" впервые появился в работах по практической психологии в книге Г.Барднер, Н.Ромазан, Т.Чередниковой (1993) в сочетании со словом "развитие” - "Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей". Этот термин в настоящее время широко известен и активно используется (Э. Александровская, М. Битянова, Т. Дворецкая, Е. Казакова, Е. Козырева, А. Колеченко, В. Семикин, Т. Чиркова и др.).
Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка. Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка.
Физиологической основой этого кризиса считается эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Наиболее яркими симптомами переходного периода являются капризность, нервозность, обидчивость, плаксивость, упрямство, негативизм, «приставучесть», кривлянье, «обезьянничанье», раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, конфликтность, мстительность, дерзость и т.п. Дети становятся непослушными и с трудом | поддаются воспитательным воздействиям взрослых
По мнению многих исследователей, начало школьного обучения совпалает с возрастным кризисом семи лет. Л.С. Выготский самой | существенной чертой этого кризиса считал начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка. Переживания начинают осмысливаться, появляются аффективные обобщения, «логика» чувств. Определенные требования к самому себе, желание добиться успеха и положения в социуме возникают именно в связи с кризисом семи лет. Для I этого возраста характерны следующие негативные проявления: нарушение ’ психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д.
, Физиологической основой этого кризиса считается эндокринный сдвиг,
сопровождающийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов,
I вегетативной перестройкой. Наиболее яркими симптомами переходного I периода являются капризность, нервозность, обидчивость, плаксивость, упрямство, негативизм, «приставучесть», кривлянье, «обезьянничанье», раздражительность, вспыльчивость. агрессивность, конфликтность, мстительность, дерзость и т.п. Дети становятся непослушными и с трудом поддаются воспитательным воздействиям взрослых.
По сравнению с «классическими,, описаниями кризис семи лет в последнее время заметно «помолодел», большинство детей проходят его в дошкольный период, начиная примерно с 5 лет 6 месяцев, и лишь часть детей переживает его в первом классе. Наступление этого кризиса - один из признаков психологической готовности ребенка к школе.
Значительные различия в уровне психологической готовности ребенка к шкоде - в развитии произвольности, мотивации, интеллекта и социальной
компетентности - создают объективные трудности как дл, подготовленных, так и неподготовленных учеников.
Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации В нашей стране привод к резкому возрастанию количества детей
школьную жизнь.
У большинства нормально развивающихся детей этот критический
период жизни (5-7 лет) проходит далеко не гладко. Часто родители отмечают изменение в состоянии ребенка: появляются раздражительность,
плаксивость, непослушание, теряется аппетит, иногда нарушается сон. Робкие, застенчивые, неуверенные в себе дети становятся замкнутыми, возникает страх перед плохой оценкой, устным ответом у доски, наказанием при любой оплошности. У некоторых воспитанников формируется отрицательное отношение к школе.
Проблема исследования: каковы условия психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с высоким уровнем тревожности.
Цель работы - выявить и обосновать условия психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с высоким уровнем тревожности.
Объектом исследования является процесс психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с высоким уровнем тревожности.
Предметом исследования является условия психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с высоким уровнем тревожности.
Гипотеза исследования: психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с высоким уровнем тревожности будет эффективен при реализации следующих условий:
1) своевременное выявление детей с признаками тревожности;
2) использования различных форм и методов, в частности специальных игр и упражнений;
3) совместная работа педагогов и родителей.
Задачи исследования: - раскрыть теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с высоким уровнем тревожности.