Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Первый Всероссийский мусульманский съезд 1917 года

Работа №41236

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
480
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………2
Глава I. Причины созыва и состав съезда……………………….…....11
Глава II. Работа и постановления съезда…………………………......18
Заключение……………………………………………....……………. 51
Список источников и литературы…………………………........…… 55

Только к началу XX века татары начали формироваться как нация,
однако они все еще относили себя к единому мусульманскому миру. В XX веке
татары как этнос были расселены по всей России, основными же районами
расселения татар были Поволжье и Урал. В конце XIX- в начале XX вв. у
татар-мусульман национальная буржуазия и рабочий класс складывались не
всегда и не обязательно на месте коренного расселения. Татарское население
представляло собой группы рабочих, мелких служащих, извозчиков, дворников,
торговцев, носильщиков, купцов и ,в ряде случаев, владельцев фабрик и
заводов. Татарская буржуазия в основном была торговой. Сила татарского
предпринимательства, очевидно, заключалась в его органичной связи с
торговлей. Интересы татарских предпринимателей тесно сочетались и с
интересами промышленников и купцов других национальностей. В 1917 году
татарский пролетариат как составная часть российского рабочих слоев
населения представлял из себя серьезную силу и был сконцентрирован в
городах, а около 90% нерусского населения Поволжья и Урала состояла из
крестьян. У крестьян была большая проблема, связанная с безземельем.
Столыпинская аграрная реформа ускорила процесс обезземеливания и к 1917
году в Казанской губернии ситуация только ухудшалась ,например ,11%
татарских семей не имели своей земли, а 13% крестьян сдавали земли в аренду2.
Проблемы у государства были серьезные, идет война, от него страдает не
только рабочие, но и крестьянство. Данные проблемы принимали широкие
масштабы. В итоге в 1917 году февральская буржуазная-демократическая
революция, свергнув царизм, открыла широкие просторы для борьбы за
экономическое и политическое освобождение. Начинаются новые
политические движения среди мусульман.
1 Тагиров И.Р., Валиев Р.К. Общественно политическая жизнь в первой четверти XX века/
И.Р. Тагиров., Р.К. Валиев – Казань, 1995.- С.284.
2
Там же.4
История общественно-политического движения и его возникновения
начинается именно с реформ в области образования и неразрывно связано со
зрелостью нации. Сами преобразования, достигнутые путём реформ, в первую
очередь коснулись сферы образования и привели к тому, что в Казани и
Заказанье впервые возникают территориальные экономические, религиозные и
образовательные структуры, контролируемые национальной интеллигенцией,
промышленным и торговым классом. Открытие школ нового типа привело к
тому, что к 1917 году на политическую арену выходят новые конкурентно
способные кадры. Сами школы активно спонсировались татарскими
промышленниками. Реформы в области образования дали свой результат: в
народе поднялась национальное самосознание, шла активизация татарского
либерального движения. После первой русской революции 1905 года,
зародилось национальное движение, а на 1917 год приходиться новый
политический и национальный подъем народов России, в том числе и татар.
Самым мощным толчком для усиления национального движения стала
Февральская революция и падение монархии в 1917 году, итоги которой
снимали все ограничения с общественно-политической деятельности татарской
интеллигенции, что вызвало мощный подъем политической активности у
мусульман. На политическую арену выходят большое число крупных деятелей,
среди них - бывшие думские депутаты С.Алкин, И.Ахтямов, К.Хасанов и др.
После этих событий поднимается решение вопроса национальной проблемы,
формируются партии, до созыва учредительного собрания власть в свои руки
берет временное правительство. Подошло к концу сотрудничество татарских
либералов с кадетами, ознаменованное выходом С. Максуди из партии кадетов.
Лидеры татарского национального движения склоняются к идее национальной
самостоятельности. Формируется мусульманская фракция, которая становится
инициатором первого мусульманского съезда 1917 года, где должны были
решаться основные вопросы, касающиеся мусульман, проживающих на
территории бывшей Российской империи.5
Актуальность проблемы исследования: В начале XX века, социальнополитические условия жизни мусульман, проживающих на территории
Российской империи, были намного лучше, чем в предыдущие века, но многие
вопросы были еще не решены. Открытым оставалась проблема религии, а из-за
царской политики русификации перед населением возник вопрос сохранения
языка. Внутри государства нарастала проблема аграрного и рабочего вопроса.
Если в городах пролетариат требовал улучшения жизни рабочего, то в деревнях
крестьяне страдали от малоземелья. Мусульмане на территории Российской
империи не имели полных политических и экономических прав. В целом,
напряжённость между правительством и мусульманским населением к 1917
году из-за вышеперечисленных социально-политических проблем нарастала.
Данные поставленные вопросы перед мусульманским населением должны были
решиться в Первом Всероссийском Мусульманском съезде 1917 года.
Актуальность данной темы заключается в том, что принятые резолюции и
поставленные задачи на съезде в последствии не были решены, а с последними
внутренне-политическими событиями поднятые вопросы на съезде остаются
актуальными и в наши дни.
Научная новизна: Первый всероссийский мусульманский съезд 1917
года неоднократно изучался историками. Внимание историков больше уделялся
рассмотрению вопроса государственного устройства, при этом другие
вопросы рассматривались не полной форме или не рассматривались вообще.
Научная новизна состоит в попытке сбора, анализа и обобщения информации о
Первом Всероссийском Мусульманском съезде 1917 года.
Цели и задачи: Цель нашей работы заключается в изучении позиций
делегатов Первого всероссийского мусульманского съезда по актуальным
проблемам развития мусульман России после февраля 1917 года. Исходя из
поставленной цели, были намечены следующие задачи:
1) Изучить предпосылки созыва и состав съезда.
2) Проанализировать работу съезда и принятых резолюций.6
Объектом исследования выступает первый всероссийский
мусульманский съезд 1917 года .
Предметом исследования является обсуждение делегатов съезда
актуальных проблем и принятые постановления.
Хронологические рамки охватывают период с 1 по 11 мая 1917 года.
Практическая значимость исследования заключается в возможном
применении работы в дальнейшем изучении первого всероссийского
мусульманского съезда 1917 года.
Источниковая и историографическая база исследования.
Источниковедение татарского общественно-политического движения и
образования Татарской Республики можно разделить на несколько этапов: Это
советский – 1920-1930-е гг., 1950-1980-е гг. и постсоветский – начало 90-х гг.
XX в. по настоящее время. Для работы над дипломной работы были
привлечены документы, газетные статьи. Во время исследования
использовалась газета «Вакыт», где освещается съезд начиная с 1 по 11 мая. Во
время изучения данной темы была привлечена сборник документов и
материалов исследовательской группы по руководством С.М Диманштейна,
данный сборник документов является важным источниковой базой3. В нем
содержуться документы из первого всероссийского мусульманского съезда. К
данному сборнику документов надо подходить критично, потому что есть не
достатке, например по резолюции рабочего вопроса не включены 3-12 пункты.
Богатую источниковую базу имеет сборник документов и материалов
посвященной 100-летию образования Татарской АССР. Автор составитель
данного сборника З.С. Миннуллин4. В данном сборнике собраны документы
касающиеся событий после февральской революции, включены исторические
источники о первом всероссийском мусульманском съезде. Также кроме
документальных источников в сборнике включены различные статьи из
3 Диманштейн С.М. Революция и национальный вопрос: Документы и материалы по истории
нац. вопроса в России и СССР в XX веке/ под ред. С.М. Диманштейна. Т.3. – М.1930.-467с.
4
100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. Миннуллин З.С..- Казань: Заман.2017.-Т.1.-520 с.7
журнала Сююмбике, из газеты Тормыш о всероссийском съезде мусульман
1917 года. Также есть статьи З. Кадыри, И. Алкина. Приведены выступления Г.
Сулеймани, А. Цаликова. В постсоветский период историк Р.Р. Фархутдинов
издал свой труд по истории общественно политического движения татар 1905-
1917 гг5. Среди зарубежных трудов по публикации источников по истории
татарского общественно-политического движения особое место занимает труд
турецкого историка Н. Дэулета6. В его труде приведены исторические
источники и документы. В нем описан ход первого всероссийского
мусульманского съезда 1917 года, приведены выступлении делегатов и
пункты из принятых резолюций. Данный труд в начале была написана на
турецком языке, но в последствии была переведена на татарский язык Р.
Батуллой.
Историография делится на несколько этапов: это советский – 1920-
1930-е гг., 1950-1980-е гг. и постсоветский - начало 90-х гг. XX века. В
советский период, мусульман обвиняют в панисламизме и пантюркизме, и
данное обвинение можно встретить в трудах у многих советских историков. В
исторических трудах историков изучавших общественно-политические
движения 1917 года, не мало затрагивалось первый всероссийский
мусульманский съезд, если данный съезд в трудах историков 1920-1930х годов
съезд рассматривался шире, то уже в последующих трудах 1950-80х годов
внимание больше уделялось к рассмотрению только резолюций по
государственному устройству, аграрному и рабочему вопросу. Более
объективные и широкие исследования по первому всероссийскому
мусульманскому съезду появляться только после развала СССР.
5 Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар
(1905-1917гг.)./ авт. сост. Р.Р. Фахрутдинов.-Казань: КГПИ, 1992. - 116с.
6 Дәүләт Н. Русия төркиләренең милли көрәш тарихы (1905-1917) / Н. Дәүләт – Казан:
Милли китап, 1998.-400б.8
Советская историография
Постановления съезда содержаться в книге М.Сагидуллина7. Автор
затрагивает проблему освещения татарских революционеров в событиях 1917-
1918 гг. и рассказывает о роли татар, дает информацию о первом
всероссийском мусульманском съезде, но при этом же в интерпретации
событий автор подходит с точки зрения «Классовый борьбы», обвиняет
национальную буржуазию и отводит на второй план национальный и
религиозный характер борьбы тюрко-мусульман. «Освещение событий 1917-
1918 годов в Казани до сих пор страдало одним существенным недостатком, - а
именно тем, что во воспоминаниях, статьях, трудах русских товарищей мало
освещалось участие татарского пролетариата, татарских войсковых частей
крестьянских организаций8». В книге идут обвинения в сторону национальной
буржуазии в использовании татарского пролетариата в своих целях «действовав
маской поборников пантюркизма , носителей идей угнетенной нации9». Автор
также дает информацию о мусульманском комитете в Казани, Уфе, Оренбурге.
Пишет о возникновении временного центрального бюро Российских
мусульман.
В труде А. Аршаруни10 описывается события 1917 года и о первом
всероссийском мусульманском съезде. А. Аршаруни данный съезд описывает
более подробно, приводит отрывок документа о “возвоянии к мусульманам”.
По отношению к буржуазии мнение у автора неготивное, в их сторону идут
обвинения в их сотрудничестве с кадетами, это обыденное явление для
советкого периода. Также автор в в своем труде в место “татарская
буржуазии”, употрбляет “тюрко-татарская буржуазия” и буржуазию тюркомусульман расматривает через призму ислама. По его мнению ислам это
7 Сагидуллин М. Татарские трудящиеся на путях Великого Октября/ М. Сагидуллин –
Казань, 1931.- 74с.
8
Там же.
9
Там же.
10 Аршаруни А., Габидуллин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в России/
А.Аршаруни, Х. Габидуллин – Рязань: изд-во Безбожник, 1931. — С.141.9
оружия в руках тюрко-татарской буржуазии в достижении поставленных целей
“Тюрко-татарская буржуазия России пытались закрепить за собой
руковадящую роль среди тюрко-мусульман11”.
К первому всероссийскому мусульманскому съезду проявляли интерес и
после военное время. Данному съезду свое внимание уделил Р.М. Раимов12.
Р.М. Раимов при интерпретации широко использует сочинения И.В. Сталина и
внимание концентрирует на территориальный , рабочий и аграрный вопрос.
Именно ссылаясь на И.В. Сталина, обвиняет делегатов съезда в связях с
буржуазией и о их использовании национального самоопределения. «Право
наций на самоопределение толковалось – писал И.В. Сталин, - как право
национальной буржуазии на окраинах взять власть в свои руки и использовать
февральскую революцию для образования своего национального
государства….Стало быть, она усиливает связь рабочих и крестьян с
буржуазной культурного, усиливает национализм с буржуазной культурной,
усиливает национализм и следовательно, национальную вражду между
трудящимся, выгодную только буржуазии13».Р.М. Раимов рассматривая
территориальный вопрос, делит съезд на национальные интересы, но не
ссылается на источники. Он пишет «Два основных течения образовались в
буржуазно-национальном движении Башкирии- унитаризм и националфедерализм. Унитаризм поддерживался мусульманской, преимущественно
татарской буржуазией, создавшей свое мусульманское национальное шуро и
требовавшей объявления только культурно-национальной автономии.
Национал-федерализм поддерживался молодой башкирской буржуазией и
националистически настроенной интеллигенцией и требовавшими
национально- территориально федеративных начал»14. Конечно на съезде было
деление по национальным интересам, но делить съезд по этническиму
11 Аршаруни А., Габидуллин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в России/
А.Аршаруни, Х. Габидуллин – Рязань: изд-во Безбожник, 1931. — С.141.
12 Раимов, Р.М. Образование Башкирской АССР/ Р.М. Раимов – М: АН СССР,1952.-524с.
13
Там же.
14
Там же.10
признаку и говорить, что татары поддерживали унитаризм, а башкиры
федерализм это не правильно, и такую ошибку в советской историографии
допускали часто. По факту среди федералистов были татары, а среди
унитаристов башкиры, узбеки и др. В трудах Х.Х. Хасанова «Формирование
татарской буржуазной нации» идут обвинения мусульманской фракции IV
государственной думы в поддержке царского правительства, в связях с
Кадетами и национальными партиями. Обвиняется партия Эссеров и их деятели
Г. Исхаки и Ф. Туктарова в поддержке «буржуазного национализма».
«Татарская буржуазия принимает все меры, чтобы противодействовать
революционно-освободительной борьбе народных масс15».
Постсоветская историография
После распада СССР начинают появляться более новые рассуждения по
данному съезду. В постсоветском пространстве у историков появляется
большой интерес к революции 1917 года и публикуются много трудов. Книги
были связаны не только самой революцией, но и с малыми нациями которые
принимали в ней участие. Изучается либеральное движение татар, начинают
интересоваться с таки личностями, как Садри Максуди, Гаяз Исхаки и др. В
1999 году выпускается книга «Садри Махсуди наследие и современность16» в
данной книге рассматривается не только его личность, но и в статье Р.
Мухаметдинова была рассмотрена «Борьба между унитаристами и
федералистами на мусульманских съездах 1917 году в свете тюркской идеи». В
статье Р.Мухаметдинов данные событие описывает более объективно и не
интерпретирует из позиции советской идеологии. В данной статье нет
обвинительных высказываний в национализме татарских промышленников и
купцов и приводятся выступления делегатов данного съезда. В книге Р.Р.
15 Хасанов, Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации/ Х.Х. Хасанов - тат книж из-во.
Казань: АН СССР, Казанский филиал ИЯЛиИ Г. Ибрагимова, 1977. – 341 с.
16 Мөхәммәтдинов Р.Ф. Борьба между унитаристами и федералистами на мусульманских
съездах 1917 года в свете тюркской идеи/ Садри Максуди: тарих һәм хәзерге заман(Садри
Максуди: наследие и современность )/ Халыкара фәнни конференция материаллары// Р.Ф.
Мөхәммәтдинов - Казан: Мастер Лайн, 1999.-256с.11
Фахрутдинова и Р.Г. Фахрутдинова «История татарского народа17» имеется
информация о первом всероссийском мусульманском съезде 1917 года. Съезд
отписывается кратко, но в нем имеются новые мнения по данному съезду и при
описании событий автор ссылается на обширный ряд источников. В своем
труде А.Ю Хабутдинов охватывает весь период реформаторских и
революционный движений. Описывается роль джадидизма в формировании
татарской буржуазной элиты и его роль в поднятии национального
самосознания татар18. В вопросах касающихся советского союза широко
используются труд И.Р. Тагирова «История национальной государственной
татарского народа и Татарстана19». Самая объёмная работа по первому
всероссийскому съезду была проделана С.М. Исхаковым. В своей работе С.М.
Исхаков рассматривает решения поставленных вопросов и дает объективную
оценку работы первого всероссийского мусульманского съезда 1917 года 20.
Структура работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


К концу XIX- нач XX века среди мусульман России появляются
политические деятели, промышленники, торговцы. Они являлись
интеллектуальной силой и финансовой мощью, которые могли отстаивать
права мусульман России на государственном уровне и финансово влиять на
развитие экономики, торговых отношений, промышленности и инвестировать в
образование, меценатство и культуру. Для тюрок-мусульман первые
масштабные либеральные движения начинаются в начале XX века, именно в
1905 году тюрки- мусульмане в первые начали отстаивать свои национальные
и религиозные интересы. Этот период времени сподвигло тюрок-мусульман на
борьбу за правовое равенство, которая сулила дальнейшее развитие
мусульманских народов России.
Самый ответственный и судьбоносный момент в борьбе за
политические права наступает после февральской революции в 1917 году.
Мусульмане после не удачи 1905 -1907 года, снова в 1917 году активно
начинают действовать на политической арене и после декларации временного
правительства 3 марта, тюрки-мусульмане интенсивно начинают готовиться к
учредительному собранию и за короткий промежуток времени перед первым
всероссийским мусульманским съездом проводят несколько отдельных съездов
на местах посвященных к разным проблемам, которые затрагивали
национально-культурные и религиозные интересы.
Всероссийский мусульманский съезд 1917 года проводившаяся 1-11
мая, являлся уже пятым съездом, до этого съезды были организованы 1905–
1906, четвертый в 1914 г., а съезд 1917 года, стала самым масштабным съездом
мусульман России за всю историю. На съезде участвовали около 900 делегатов
из разных сословий и среди мужчин в первые заседали и женщины, число53
которых достигала 112 человек. Делегаты представляли все мусульманские
народы проживающих на территории бывшей Российской империи. Данный
съезд прошла без контроля чиновничьего аппарата правительства, на съезде
каждый мусульманский лидер высказывал свое мнение, предлагал проекты по
дальнейшему развитию тюрок-мусульман, и данный съезд освещался в разных
газетах и журналах. Съезд была направлен на подготовку к учредительному
собранию, и на съезде обсуждались разные идеи для решения проблем,
которые возникли перед мусульманами. В советской историографии съезд
обвиняется в контрреволюционных действиях, упрекается в сепаратистских
настроениях, однако это ошибочное суждение, потому что на съезде
делегатами не рассматривалась вариант выхода из состава государства.
Рассматривались территориальная и национально-культурная автономия, но
данные идеи не несли собой полной независимости. В основном обвинения шли
в сторону промышленников и торговцев, также можно встретить обвинения в
панисламизме и в пантюркизме, на самом же деле проблемы пантюркизма и
панисламизма являются вымышленными ложными для истории России. Ведь
съезд больше показывает демократичность действий мусульман в сложившихся
обстоятельствах, так как, никто не поднимал мусульман к вооружённому
противостоянию и радикальным действиям по отношению к правительству. В
первую очередь съезд был созван для подготовки к учредительному собранию,
это показывает насколько тюрко-мусульмане подходили к решению проблем
через законность, и их веру в будущее демократических преобразований в
стране. Действия тюрок-мусульман, показывает что они пытались совместить
либерализм, демократию, социалистические идеи и религию.
С одной стороны первый всероссийский мусульманский съезд 1917
года объединил мусульман России для политических действий, но с другой
стороны она показала разобщённость в мыслях и действиях делегатов съезда.
Во время рассмотрения государственного устройства, они разделились на
унитаристов и федералистов, а это показала, что тюроко-мусульмани также
разделились и по национальным интересам и каждая нация последующее54
начала защищать свои интересы. В итоге съездом была принята
территориальная автономия для национальных окраин, и национальнокультурная автономия для наций которые разбросаны по всей территории
Российской республики, в особенности это касалось татар.
Женский вопрос поделила съезд на консерваторов и либералов.
Решение данного вопроса показала, что мусульманское духовенство и многие
мужчины в особенности из центральной Азии не готовы дать женщинам
политические права из-за их традиционного мышления. Женский вопрос
обсуждался настолько бурно, что в конце после принятия резолюции в пользу
женщин, консерваторы начали подавать протест и покидать съезд. Проблема
мусульманок в первую очередь решалась в политических целях, прежде всего
нужны были голоса женщин во время выборной компании в учредительное
собрание, но именно на съезде женщины рассказывая о релях своей
ничтожной жизни из-за устоявшихся традиций, дали понять, что данное
явление не даст тюрко-мусульманам развиваться в культурном и духовном
плане. На съезде присутствовало около 200 делегатов мулл, среди которых
большинство было консерваторами, а некоторые даже не понимали сути
поднимавшихся вопросов, они только и делали что орали защищая
традиционные устои покрываясь шариатом. Это говорит о политической и
экономической необразованности большинства делегатов съезда.
Резолюция по аграрному вопросу была принята большинством голосов
и копировала идею партии кадетов, но во время обсуждения между делегатами
возникли разногласия. Например делегаты из Башкирии не участвовали во
время принятия резолюции, а делегаты из Туркестана протестовали против
данной резолюции аргументируя свою позицию тем, что резолюция идет
против принципов шариата, каких именно принципов не разъясняется. Главная
задача съезда по решению аграрного вопроса была в уменьшении малоземелья
крестьянства, но в резолюции указывается о передачи частновладельческих
земель в руки государства и избыток дохода от земли должна была идти на
культурно-просветительские нужды, но данные пункты в резолюции55
подрывают экономический потенциал собственников. Поэтому принятие
данной резолюции показывает экономическую неграмотность делегатов.
В итоге съезд показал, что тюрко-мусульмане готовы отстаивать свои
гражданские и политические права, но она также показала, что у тюрокмусульман нет единства. На съезде были делегаты с разных политических
течений, в нем участвовали консерваторы, либералы, крайние социалисты и др.
В принятых резолюциях есть и свои минусы, но не смотря на свои недостатки,
были приняты и важные решения, но принятые резолюции по решению
поставленных вопросов, остались только на словах и на документах, на деле
ничего не было сделано. Поэтому 1917 год можно назвать как годом
упущенных возможностей.


Гомуми Русия мөселманнарының беренче съезды. Вакыт. – 10май.1917-
№2220.
2. Гомуми Русия мөселманнарының беренче съезды. Вакыт- 16май 1917-
№ 2223.
3. Председателю Временного комитета Михаилу Владимировичу Родзянко;
Государственная Дума, мусульманской фракции//100-летие Татарской
АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин – Казань.: Заман, 2017.- 520с.
4. Телеграмма из Петрограда о создании «Временного Центрального
мусульманского бюро» и о подготовке созыва Всероссийского
мусульманского съезда / Русия мөселманнарының Мәркәз бюросы//100-
летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин- Казань.: Заман,2017.-
520с.
5. Отчет Ш.Гильмутдинова о собрании татарской общественности г.Казани,
о задачах организации общественно-политической деятельности и о
сборе средств в фонд «Национальный капитал» / Казан мөселман
могтәбәранының җыелышы//100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С.
Миннуллин-Казань.: Заман,2017.- 520с.
6. Инструкция Центрального мусульманского бюро о созыве
Всероссийского мусульманского съезда в г.Москве//100-летие Татарской
АССР/ Авт. сост. З.С. Миннуллин – Казань.:Заман, 2017.- 520с.
7. Статья корреспондента журнала «Сююмбике» о рассмотрении женского
вопроса на I Всероссийском мусульманском съезде в г.Москве//100-летие
Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин. Казань.: Заман-2017. – 520с.57
8. Статья И.Алкина «Впечатления,полученные от I Всероссийского съезда
мусульман, состоявшегося в г. Москве //100-летие Татарской АССР/
Авт.сост. З.С. Миннуллин.- Казан.:Заман, 2017.- 520с.
9. Резолюции Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в
г.Москве/ Рабочий вопрос резолюция внесена Н. Мухтаровым//100-летие
Татарской АССР. Авт.сост. З.С. Миннуллин- Казань.: Заман, 2017.- 520с.
10. Резолюции Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в
г.Москве/ Культурно-просветительские дела резолюция Закира
Кадырова//100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С.МиннуллинКазань.: Заман, 2017.- 520с.
11. Резолюции Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в
г.Москве/ Временная духовная организация мусульман резолюция
Салихджана Урманова//100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С.
Миннуллин – Казань.: Заман, 2017. – 520с.
12. Алкин. И «Впечатления,полученные от I Всероссийского съезда
мусульман, состоявшегося в г. Москве//100-летие Татарской АССР/
Авт.сост. З.С. Миннуллин.- Казань.: Заман, 2017.- 520с.
13. Резолюции Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в
г.Москве/ Аграрный вопрос резолюция Шакира Мухамедиарова//100-
летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин.- Казань.: Заман, 2017.-
520с.
14.С.М Диманштейн., Революция и национальный вопрос: Документы и
материалы по истории нац. вопроса в России и СССР в XX веке - Изд-во
ком. акад., 1930.- 467с.
15.Дәүләт, 1984 – Дәүләт Н. Русия төркиләренең милли көрәш тарихы (1905-
1917). – Казан, 1998. - 400б.
16.Фаизов С. Ф. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г. :
век 20-й : документы Бөтен Русия мөселманларның 1917, 1-11 майда
Мәскәүдә булган гомуми съездының протоколлары. Петроград, 1918.58
Литература:
1. Айнутдинова Л.М. Либеральное движение в Казанской губернии (1900-
1917 гг.)/ Л.М. Айнутдинов – Казань: Фэн, 2003.-205с.
2. Аршаруни А., Габидуллин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в
России/ А.Аршаруни. Х. Габидуллин – Рязань: Изд-во “Безбожник”,
1931.-138с.
3. Гаффарова Ф.Ю. Садри Максуди (1906–1924 еллар). Монография/Ф.Ю.
Гаффарова- Казань: Изд-во «Школа», 2001. – 262 с.
4. Исхаков С.М. Российское мусульмане и революция ( весна 1917 г.- лето
1918г.)/ С.М. Исхаков – М.: изд-во “Социально-политическая МЫСЛЬ”,
2004.-600 с.
5. Исхаков С.М. Конституция культурно-национальной автономии
татарской республики./ С.М. Исхаков - журнал Идель,1995, №5-6 – С.54-
56.
6. История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в.
Казань: Институт истории АН РТ, 2013. – 1008 с.
7. Мөхәммәтдинов Р.Ф. Борьба между унитаристами и федералистами на
мусульманских съездах 1917 года в свете тюркской идеи/ Садри
Максуди: тарих һәм хәзерге заман(Садри Максуди: наследие и
современность )/ Халыкара фәнни конференция материаллары// Р.Ф.
Мөхәммәтдинов – Казань: «Мастер Лайн» нэшрияты, 1999. — 256 с.
8. Мухаметшин Р.М. окрыленный борьбой. К 100-летию со дня рождения
Г.Ибрагимова/ Р.М. Мухаметшин - Казань, 1987.-142с.
9. Раимов, Р.М. Образование Башкирской АССР/ Р.М. Раимов – М: АН
СССР,1952.-524с.
10.Сагидуллин М. Татарские трудящиеся на пути великого октября/
Сагидуллин М. - Казань 1927 год.- 74с.59
11. Султанбеков Б.Ф. Татарстан. XX век. Личности. События. Документы/
Б.Ф. Султанбеков - Казань: ТаРИХ, 2003.-295с.
12.Фахрутдинов Р.Г Фахрутдиноа Р.Р История татарского народа/ Р.Г.
Фахрутдинов. Р.Р. Фахрутдинов. - Татар.кн. изд-во 2015.- 407с.
13. Тагиров И.Р. Валиев.Р.К. Общественно – политическая жизнь в первой
четверти XX века// Материалы по истории татарского народа.-Казань,
1995.- 388с.
14. Тагиров И.Р. История государственности Татарстана. XX век/ И.Р.
Тагиров. –Казань: Гасыр, 2005.-384с.
15. Хабутдинов А. Милли Идарә как первое татарское правительство//
Актуальные проблемы истории государственности татарского народа:
Материалы республиканской научной конференции. –Казань, 2000.-200с.
16.Хасанов, Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации/ Х.Х. Хасанов
- тат книж из-во. Казань: АН СССР, Казанский филиал ИЯЛиИ Г.
Ибрагимова, 1977. – 341 с.
17. Юсупов М.Х. Галимджан Баруди / Юсупов М.Х. - Казань: Тат.кн.изд-во,
2003 год. – 205с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ