Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые основы монополистической деятельности

Работа №41195

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Монополии и монополистическая деятельность 8
§ 1 Понятие монополии 8
§2 Виды монополии 14
§ 3 Монополистическая деятельность 18
§ 4 Виды монополистической деятельности 22
Глава 2. Работа ФАС по ограничению монополистической деятельности 39
§ 1 Функции ФАС 39
§ 2 Контрольная функция 41
§ 3 Правоохранительная функция 46
§ 4 Превентивная функция 48
Глава 3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 53
§ 1 Гражданско-правовая ответственность 53
§ 2 Административная ответственность 56
§ 3 Уголовная ответственность 61
§ 4 Антимонопольная ответственность 65
Заключение 69
Источники 72


В реальной экономической действительности существуют рыночные ситуации, характеризуемые различной степенью преобладания конкуренции и монополии. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 федерального закона 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- ЗоЗК) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Под монополией подразумевается экономическая категория, дающая характеристику структуре рынка, на котором единственный продавец или единственный покупатель товара, который не имеет аналогов, определяет общие условия обращения товара на этом рынке.
Как видно из вышеуказанных определений конкуренции и монополии- эти определения связаны следующим образом: чем выше уровень конкуренции, чем меньше монополий, и наоборот, чем выше уровень монополии, тем ниже уровень конкуренции. Поэтому прежде чем говорить о монополиях, нужно пару слов сказать о конкуренции, её преимуществах и недостатках.
Как отмечалось в «Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг." основным приоритетом государственной политики определена Миссия ФАС по обеспечению свободы конкуренции и эффективной защиты предпринимательства ради будущего России. Такое важное значение защиты конкуренции определено не случайно, ведь конкуренция является одним из главнейших факторов эффективного осуществления предпринимательской деятельности с учётом интересов общества и государства. К положительным сторонам конкуренции следует отнести то, что конкуренция способствует совершенствованию новых технологий производства и поиску наиболее продуктивных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя. Кроме того, конкуренция является необходимым средством развития предпринимательской инициативы. Несомненной положительной стороной конкуренции является то, что конкуренция может влиять на экономическую ситуацию в стране без мер государственного принуждения. Таким образом, несомненно то, что экономика, основанная на свободной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности, является эффективной. Кроме того, Конституционный суд РФ оговаривал, что право частной собственности, свобода собственности и договора, добросовестная конкуренция и предотвращение монополизации являются конституционной основой правовой рыночной экономики.
Однако у свободной конкуренции есть и определённые минусы. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что в целом субъекты свободны в выборе средств борьбы за потребителя, однако данная свобода должна осуществляться "только в тех пределах, какие ставятся борющимся со стороны закона. Конкуренция может оказывать и дестабилизирующие влияние на экономику. Негативное влияние может выражаться в нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса и предложения, что является результатом рискового характера деятельности субъектов предпринимательства и их неустойчивого положения на рынке, которое зависит от множества факторов. Понижение цены на определённые товары и услуги может быть причиной ухода с рынка и разорения предпринимателей, что впоследствии влечёт ряд негативных явлений, например, повышения уровня безработицы, что отрицательно влияет на социальную обстановку в государстве. Кроме того, стремление к получению большого дохода от предпринимательской деятельности побуждает некоторых её субъектов к применению таких способов конкуренции, которые не способствуют её развитию, а наоборот, задерживают развитие экономики и наносят вред обществу и государству. К таким способам пункт 1 статьи 10 ЗоЗК относит установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и другие.
Как видно из вышеизложенного, ничем не ограниченная конкуренция может привести к последствия прямо противоположным задачам конкуренции, то есть к появлению монополий, что влечёт за собой ограничение предпринимательских прав граждан, что в свою очередь снижает уровень предпринимательской инициативы и ограничивает доступ новых субъектов предпринимательской деятельности на рынки сбыта. Монополистическая деятельность в целом снижает количество субъектов предпринимательства на определённом рынке. Данные факторы приводят к ограничению потребителей в выборе товаров, беспрепятственном навязывании им одних и тех же товаров по цене, определённой исключительно монополистом.
Чтобы такого не происходило, государство должно поддерживать конкуренцию, которая в конечном счёте способствовала бы достижению общественно полезных целей, балансу интересов предпринимателей и потребителей, а не вела бы варварской борьбе всех против всех . Таким образом, государство должно поддерживать добросовестную конкуренцию, осуществляемую в рамках закона и не допускать появления субъектов- монополистов.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении хозяйствующими субъектами деятельности с нарушениями антимонопольного законодательства, как то злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию, согласованные действия, направленные на устранение конкуренции и неправомерная координация экономической деятельности и общественные отношения, возникающие при осуществлении антимонопольным органом своих функций. Предметом исследования выступают нормы гражданского и предпринимательского права, посредством которых регулируются общественные отношения в сфере охраны конкуренции.
Целью работы изучение и формирование целостного представления о способах и средствах ограничения монополистической деятельности, которая является правонарушением, и о функциях антимонопольного органа по борьбе с монополистической деятельностью.
Актуальность данной работы состоит в том, что антимонопольное законодательство динамично развивается. С момента принятия федерального закона «О защите конкуренции» в 2006 году было принято несколько существенных поправок в вышеназванный федеральный закон и иные федеральные законы, которые так или иначе регулируют общественные отношения в антимонопольной сфере. На очереди очередная поправка. Кроме того. Количество дел, возбуждаемых антимонопольным органом достаточно высоко. Так в 2016 году было возбуждено 44587 дел, в том числе 29935 дел в связи с злоупотреблением хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке . Для сравнения за тот же период времени и по тому же основанию в США было возбуждено только 25 дел . Таким образом, актуальность работы обуславливается динамично развивающимся антимонопольным законодательство в Российской Федерации, а также количеством дел, возбуждаемых антимонопольным органом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, подводя итог всему вышесказанному нужно отметить, что доминирующее положение хозяйствующего субъекта на том или ином товарном рынке не является правонарушением, если оно возникло вследствие производства товаров или оказания услуг, которые являются более качественными по сравнения с товарами или услугами конкурентов, или издержки при производстве которых ниже, чем у конкурентов, что в итоге сказывается на конечной более низкой стоимости товаров или услуг по сравнению с конкурентами. Такие монополии возникают вследствие конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов.
Следует подчеркнуть, что понятие «монополия» не относится к числу наиболее употребляемых в российском антимонопольном законодательстве. Антимонопольное законодательство использует такую правовую категорию как "доминирующее положение" для регулирования и контроля различной степени монополизации рынков (от абсолютной монополии до монополистической конкуренции). Доминирующее положение также не является правонарушением. Категория «доминирующее положение» определяет прав обязанности и ответственность субъекта, который занимает доминирующее положение на товарном рынке.
Однако никем и ничем не контролируемое доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке может привести к негативным последствиям, к которым можно отнести ограничение конкуренции на товарном рынке, уменьшение количества хозяйствующих субъектов вследствие установления доминирующим субъектом монопольно высоких или монопольно низких цен или навязывания более слабым хозяйствующим субъектам условий договора, которые для них не выгодны и других злоупотреблений доминирующим положением, которые прописаны в антимонопольном законодательстве.
Во избежание злоупотребления доминирующим положением антимонопольное законодательство устанавливает запреты на:
- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
- изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос;
- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;
- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
- установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
- создание дискриминационных условий;
- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
- манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);
Кроме того, российское антимонопольное законодательство использует такой термин как «монополистическая деятельность». Монополистическая деятельность является правонарушением. Такая деятельность нарушает как публичные интересы, так и права и интересы отдельных лиц (конкурентов, потребителей). Прежде всего данное правонарушение посягает на публичный порядок в сфере конкуренции, т.е. приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В целях предотвращения монополистической деятельности антимонопольное законодательство устанавливает запрет на:
-злоупотребление доминирующим положением;
-ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов;
-согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию;
- антиконкурентную координация экономической деятельности;
Деятельность Федеральной антимонопольной службы играет важную роль в ограничении монополистической деятельности. Федеральная антимонопольная служба:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства.



1. Конституция Российской Федерации.- Собрание Законодательства РФ.- №31.-1993. .
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ.- Собрание Законодательства РФ.-№32.-1994
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ.- Собрание Законодательства РФ.-№5.-1996
4. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ.- Собрание Законодательства РФ.-№25.-1996
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.- Собрание Законодательства РФ.-№1.-2002.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ.- Собрание Законодательства РФ.-№52.-2001
7. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".- Собрание Законодательства РФ.-№34.-1995.
8. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 27.06.2007 № 135-ФЗ.- Собрание Законодательства РФ.-№31 .-2006
9. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".- Собрание Законодательства РФ.-№28.-2002.
10. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".- Собрание Законодательства РФ.-№2.- 1998.
11. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".- Собрание Законодательства РФ.- №48.-1995.
12. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".- Собрание Законодательства РФ.-№24.-2003.
13. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в российской Федерации».- Собрание Законодательства РФ.- №49.-1996.
14. Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".- Собрание Законодательства РФ.-№31 .-2010.
15. Постановление Правительства РФ от 09.03.1994 N 191.- Собрание актов Президента и Правительства РФ.-№14.-1994.
16. Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 340 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.- Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".-N 45.-2012.
17. Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".- "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".- N 34.-2010.
II. Судебная практика. Практика ФАС
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 N 22-П.- Российская газета.- N 2, 1.-2011.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2015 N 185-О // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
3. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".- Вестник ВАС РФ.- N 8.- 2008.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25.- Российская газета.- N 140.-2015.
5. Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).- Бюллетень Верховного Суда РФ.- N 9.-2016.
6. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.03.1998 N 32.- Вестник ВАС.- N 5.- 1998
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 03.12.2013 N 9122/13 по делу N А53-25904/2012.-Вестник ВАС РФ.- №4.-2014.
8. Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2006 N 1812/06 по делу N А33-2953/2005.- Вестник ВАС РФ.-№9.-2006.
9. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.04.2006 N 14939/05 по делу N А79-10813/04-СК1-10129.- Вестник ВАС РФ.-№7.-2006.
10. Определение ВАС РФ от 19.08.2013 N ВАС-10482/13 по делу N А40- 82507/12-82-758 // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
11. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 июля 2011 г. N 8032/11 по делу N А76-15244/2010-45-358// Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
12. Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2016 N 305-АД15-10488 по делу N А40-143256/2013// Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
13. Определение Верховного Суда РФ от 07.12.2015 по делу N 305-ЭС15-
4533, А40-14800/2014 //Документ опубликован не был. СПС
«Консультант Плюс»
14. Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2017 N 310-КГ17-12130 по делу N А64-2941/2016// документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
15. Определение ВС РФ от 10.05.2017 года № 309-К17-4179 // документ опубликован не был.// СПС «Консультант Плюс»
16.Определение ВС РФ от 30.11.2017 № 305-КГ15-1236 // документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
17. Определение Верховного Суда РФ от 22.11.2016 по делу N 305-КГ16-
3100, А40-18305/2015// документ опубликован не был. СПС
«Консультант Плюс»
18. Апелляционное определение ВС РФ от 14.09.2017 по делу № АПЛ17- 290// документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
19.Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2018 N 306-КГ17-17947 по делу N А65-16238/2016 // документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
20. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.05.2018 N Ф06-33610/2018 по делу N А12-25347/2017 // документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
21. Постановление АС Московского округа от 12.10.2017 по делу № А40- 92497/16 // документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
22. Постановление АС Московского округа от 30.06.2017 по делу № А40- 225583/16 // документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
23. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.07.2005 N Ф04- 4142/2005(12652-А70-7) по делу N А70-11780/8-04// Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
24. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 октября 2010 г. N КА-А40/12768-10 по делу N А40-19296/10-84- 47 // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
25. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от
03.12.2012 по делу N А79-4242/2012 // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
26. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от
05.11.2013 N 06АП-5409/2013 по делу N А37-677/2013// Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
27. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2009 по делу N А40- 43784/09-79-268// Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс»
28. Разъяснение Президиума ФАС России от 07.06.2017 N 8 "О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции" // http://fas.gov.ru
29. Разъяснение N 2 Президиума ФАС России "Вертикальные" соглашения, в том числе дилерские соглашения (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3) // http://fas.gov.ru
30. Разъяснение Президиума ФАС России от 11.10.2017 N 11 // http://fas.gov.ru.
Ш.Специальная литература
1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М., 1998.-320 с.
2. Актуальные вопросы современного конкурентного права. Сборник научных трудов / М.А. Акимова, А.В. Белицкая, В.С. Белых и др.; отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2017. Вып. 1.-288 с.
3. Антимонопольное регулирование: Огрельба вслепую по своим. -
Ведомости .-2013.-32 с
4. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год// http: //www.fas. gov.ru
5. Китаева Л.В., Щегольков А.А. Организационно-правовые аспекты реализации государственной монополии в современной экономике // Конкурентное право. 2017. N 1.- 48 с.
6. Конкурентное право России: Учебник / Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев, И.В. Башлаков-Николаев и др.; Отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич. М., 2014.-307 с.
7. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" (постатейный) / К.Н. Алешин, И.Ю. Артемьев, Е.А. Большаков и др.; отв. ред. И.Ю. Артемьев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.-1024 с.
8. Паращук С.А. Антимонопольный запрет на координацию экономической деятельности // Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве / Отв. ред. М.А. Егорова. М., 2015.-656 с.
9. Паращук С.А. Монополия и монополизация: регламентация в
российском праве // Юрист. 2017. N 1.-48 с.
10. Петров Д. Вариации координации // Конкуренция и право. 2012. N 1.50 с.
11. Петров Д.А. Конкурентное право: теория и практика применения / Под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Юрайт, 2013.-24 с.
12. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник (3-е изд., перераб. и доп.). Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно, "НОРМА", "ИНФРА-М", 2017.- 992 с.
13. Рыженков А.Я. Право и монополии в современной России: Монография. М.: Юстицинформ, 2017.-206 с.
14. Самолысов П.В. Антимонопольный контроль в Российской Федерации: генезис, сущность и содержание // Вестник арбитражной практики. 2016. N 6.-63 с.
15. "Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг." (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013)// http://fas.gov.ru
16. Шайхеев Т. Компетенция антимонопольного органа по защите
конкуренции: ее особенности, пределы и ограничения //
Административное право. 2015. N 4.-47 с.
17. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М., 2003. Т. 2.-540 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ