МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛИСТИКИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ РАЙОННЫХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ”100 ЛИЦ ЗАИНСКА" ГАЗЕТЫ ’НОВЫЙ ЗАЙ”)
|
Введение 2
Глава 1. Мультимедийные проекты в журналистике 5
1.1. Лонгриды 7
1.2. Характеристика мультимедийных проектов, не являющихся лонгридами 13
Глава 2. Мультимедийные проекты в практике районных СМИ на примере филиала АО «Татмедиа» «Заинск-информ» 18
2.1. Опыт создания мультимедийных проектов в практике филиала АО «Татмедиа» «Заинск-информ» 30
2.2. Мультимедийный проект «100 лиц Заинска» 46
1. Выводы 61
Список литературы 64
Приложения 1-5
Глава 1. Мультимедийные проекты в журналистике 5
1.1. Лонгриды 7
1.2. Характеристика мультимедийных проектов, не являющихся лонгридами 13
Глава 2. Мультимедийные проекты в практике районных СМИ на примере филиала АО «Татмедиа» «Заинск-информ» 18
2.1. Опыт создания мультимедийных проектов в практике филиала АО «Татмедиа» «Заинск-информ» 30
2.2. Мультимедийный проект «100 лиц Заинска» 46
1. Выводы 61
Список литературы 64
Приложения 1-5
Последние 5 лет характеризуются значительными изменениями в работе районных СМИ Республики Татарстан. Это связано с тем, что большинство муниципальных изданий Республики Татарстан издается на базе крупнейшего регионального медиахолдинга «Татмедиа», который в последние годы ориентирован на создание мультимедийных редакций. В городах и районах, где ранее в редакции газет, телекомпаний, радиостанций, работали в качестве отдельных филиалов холдинга, произошло объединение данных структур в единую конвергентную редакцию. При этом политика холдинга направлена на переориентацию фокуса работы традиционных редакций на развитие сайтов и распространение контента в социальных сетях.
Исследователи характеризуют сайты районных СМИ Республики Татарстан как информационно наполненные, и выделяют следующие два ключевых преимущества активизации использования интернет-площадок: во-первых, таким образом районные газеты соответствует современным информационным трендам, во-вторых провинциальные газеты будучи малоприметными четырёхполосными чёрно-белыми изданиями, находя аудиторию в интернете, выходят за пределы локального медиапространства.
В связи с вышеизложенным исследовательский интерес вызывает механизм перехода районных редакций газет к работе в составе конвергентной редакции, следование тренду создания мультимедийных проектов в рамках объединенных подразделений.
Цель работы: Организация и создание мультимедийного проекта «100 лет Заинска» на базе районного СМИ (газета «Новый Зай»), его обоснование и характеристика в качестве нового формата онлайн-журналистики.
Объектом исследования является мультимедийный проект "100 лиц Заинска" районной газеты «Новый Зай», работающей в составе филиала АО «Татмедиа» «Заинск-информ».
Предметом исследования являются ключевые признаки и характеристики данного мультимедийного проекта, рассматриваемого в качестве нового формата онлайн-журналистики в работе районных изданий.
Задачи данного исследования:
1. Дать общую характеристику мультимедийной журналистике, его современному состоянию в России, провести обзор теоретических подходов
2. Дать характеристику (определение, признаки, качества) лонгриду и иным мультимедийным форматам в современной журналистике.
3. Обозреть и проанализировать опыт создания мультимедийных проектов и материалов в газете "Новый Зай" за 2016-2018 годы
4. Описать и проанализировать (выявить стадии работы; узловые проблемы и пути решений, применённые на практике) проекта "100 лиц Заинска".
5. Выявить характеристики проекта, которые могут рассматриваться в качестве ключевых признаков нового формата онлайн-журналистики. По возможности всесторонне изучить эти признаки и степень их реализации в конкретном проекте.
Для решения поставленных задач использовался комплекс научных методов: теоретический анализ литературы и интернет-источников, результаты проведенного автором наблюдения, эксперимент по созданию мультимедийного проекта, анализа, сбора и интерпретации материалов, систематизации, включенного наблюдения сравнения. Эмпирическую базу исследования составили многочисленные статьи, материалы научных конференций.
Степень изученности: мультимедийные проекты, лонгриды лишь недавно стали предметом изучения специалистов масс-медиа на Западе и в России. Тем не менее, уже имеются ряд ключевых монографий по теме. Важные позиции озвучены в статьях А.Галустяна. Д. Ключинской, А. Колесниченко и др. (см. по списку литературы). Подробнее они изложены и разобраны нами в первой части работы. Среди работ по состоянию современных региональных и районных СМИ - отметим статьи М. Симкачевой и А. Шакирова, вообще, отмечается недостаток исследований районных изданий на современном этапе.
Новизна определяется самим характером диссертации. В основу которой положены проекты, созданные и организованные диссертантом.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка и литературы. В приложениях 1-5 - представлены мультимедийные проекты, положенные в основу диссертации.
Исследователи характеризуют сайты районных СМИ Республики Татарстан как информационно наполненные, и выделяют следующие два ключевых преимущества активизации использования интернет-площадок: во-первых, таким образом районные газеты соответствует современным информационным трендам, во-вторых провинциальные газеты будучи малоприметными четырёхполосными чёрно-белыми изданиями, находя аудиторию в интернете, выходят за пределы локального медиапространства.
В связи с вышеизложенным исследовательский интерес вызывает механизм перехода районных редакций газет к работе в составе конвергентной редакции, следование тренду создания мультимедийных проектов в рамках объединенных подразделений.
Цель работы: Организация и создание мультимедийного проекта «100 лет Заинска» на базе районного СМИ (газета «Новый Зай»), его обоснование и характеристика в качестве нового формата онлайн-журналистики.
Объектом исследования является мультимедийный проект "100 лиц Заинска" районной газеты «Новый Зай», работающей в составе филиала АО «Татмедиа» «Заинск-информ».
Предметом исследования являются ключевые признаки и характеристики данного мультимедийного проекта, рассматриваемого в качестве нового формата онлайн-журналистики в работе районных изданий.
Задачи данного исследования:
1. Дать общую характеристику мультимедийной журналистике, его современному состоянию в России, провести обзор теоретических подходов
2. Дать характеристику (определение, признаки, качества) лонгриду и иным мультимедийным форматам в современной журналистике.
3. Обозреть и проанализировать опыт создания мультимедийных проектов и материалов в газете "Новый Зай" за 2016-2018 годы
4. Описать и проанализировать (выявить стадии работы; узловые проблемы и пути решений, применённые на практике) проекта "100 лиц Заинска".
5. Выявить характеристики проекта, которые могут рассматриваться в качестве ключевых признаков нового формата онлайн-журналистики. По возможности всесторонне изучить эти признаки и степень их реализации в конкретном проекте.
Для решения поставленных задач использовался комплекс научных методов: теоретический анализ литературы и интернет-источников, результаты проведенного автором наблюдения, эксперимент по созданию мультимедийного проекта, анализа, сбора и интерпретации материалов, систематизации, включенного наблюдения сравнения. Эмпирическую базу исследования составили многочисленные статьи, материалы научных конференций.
Степень изученности: мультимедийные проекты, лонгриды лишь недавно стали предметом изучения специалистов масс-медиа на Западе и в России. Тем не менее, уже имеются ряд ключевых монографий по теме. Важные позиции озвучены в статьях А.Галустяна. Д. Ключинской, А. Колесниченко и др. (см. по списку литературы). Подробнее они изложены и разобраны нами в первой части работы. Среди работ по состоянию современных региональных и районных СМИ - отметим статьи М. Симкачевой и А. Шакирова, вообще, отмечается недостаток исследований районных изданий на современном этапе.
Новизна определяется самим характером диссертации. В основу которой положены проекты, созданные и организованные диссертантом.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка и литературы. В приложениях 1-5 - представлены мультимедийные проекты, положенные в основу диссертации.
В электронных средствах массовой информации России мультимедиа становятся все более востребованным элементом, частью общего процесса конвергенции. Однако принципы использования мультимедиа в региональных средствах массовой информации заметно отличаются от центральных и в этом отношении представляют определенный исследовательский интерес. Мультимедийная журналистика представляет собой способ рассказать о событиях, объединяя возможности различных медиа, используя преимущества каждого из них. Авторами было выделено 4 ключевых характеристики мультимедийного проекта как нового формата онлайн журналистики: интерактивность, подача, искусство донесения до аудитории, взаимодействие с UGC (User Generated Content - пользовательский контент)и единое игровое пространство экранного действия (проектируемое дизайнерами и программистами, осваиваемое зрителем в рамках пользовательского интерфейса).
Мультимедийный лонгрид — новый формат онлайн-журналистики, являющийся видом мультимедийных историй. Это журналистское произведение, в основе которого заложен длинный текст и насыщенный аудиовизуальный ряд. Формат предполагает глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку журналистом большого количества источников по предмету исследования. Этот вид медиатекста обладает специфическими формальными и содержательными характеристиками, которые позволяют выделить его в определенный новый тип онлайн- произведения.
На основе изученной литературы авторами исследования были выделены 9 признаков мультимедийного лонгрида как нового формата онлайн-журналистики: по объему, по качеству информации, по структуре, по способам подачи информации, содержательные, по оформлению, по механизму взаимодействия с аудиторией, по структуре подачи информации, по способу представления событий.
В Татарстане большинство районных газеты издаются крупнейшим региональным медиахолдингом «Татмедиа», в состав которого входят 98 республиканских, городских и районных газет, 15 журналов, 17 телевизионных и 11 радиоканалов, 87 сайтов и одно информационное агентство. В том числе филиал «Заинск-информ». Холдинг создает максимальное число мультимедийных редакций, объединяя филиалы в городах республики. В холдинге полностью перестроили всю технологическую цепочку от создания контента до его потребления читателем, зрителем, или слушателем. Конвергентные редакции на фоне снижения тиражей и подписки добиваются увеличения аудитории в интернете, распространяя контент в социальных сетях. Районные газеты продолжают взаимодействовать с читателем по традиционным технологиям, соответственно внедрение иных форм интерактивности, возможных в онлайн-пространстве воспринимается как нечто избыточное.
Однако, редакция районной газеты «Новый Зай» в 2017-2018 годах приступила к созданию мультимедийных проектов разной направленности. Для каждой из тем (Строительство путепровода, история башкирской девушки, работа автономной некоммерческой организации «Застава») были выбраны индивидуальные способы визуализации. В первом случае - проект «Путь путепровода» была выстроена линейная мультимедийная история с четкой хронологией событий, во втором случае (проект «Башкирская красота») акцент делался на интересном способе визуализации данной истории методом цветового оформления блоков, в третьем случае (мультимедийный проект «Застава») была выбрана нелинейная структура повествования, стрежнем истории стала не хронология, а тематический рубрикатор с направлениями деятельности данного движения. Таким образом, во всех случаях образы были верно оценены и правильно выражены с помощью мультимедийных инструментов — формат и содержание находятся в точном соотношении.
Мультимедийный проект «100 лиц Заинска» стал способом тематического архивирования 100 материалов со стержневой темой, заключенной в слогане района. Он объединил разножанровые материалы (портретные зарисовки, интервью, репортажи и даже другие мультимедийные проекты) в единый проект с интерактивным навигационным баром, созданном на базе интерактивной карты. В проекте «100 лиц Заинска» представлены переосмысленные цитаты героев материалов, созданные для печати истории за счет использования фотогалереий и оформления цитат получили новую форму представления историй о людях, события, связанные с героями проекта отображены в фоторепортажах, представленных в форме фотогалерей, текст разбит по тематическим блокам.
Проект «100 лиц Заинска» на основании анализа характеристик является мультимедийным проектом, поскольку стрежнем проекта является мультимедийная карта, предполагающая взаимодействия читателя с данным объектом; для погружения читателя в истории людей использованы интерактивные фотогалереи, методы визуального оформления (цветовые переходы), музыка, видеоролик, интерактивная карта; при подготовки некоторых историй использован пользовательский контент; на одной площадке собраны различные формы представления информации, объединенные общей идеей.
Проект «100 лиц Заинска» не является мультимедийным лонгридом, ввиду нелинейной структуры повествования. По данному признаку он ближе к жанровым характеристикам мультимедийной истории, однако, для того, чтобы причислить его к данному жанру в проекте использован недостаточный объем аудиовизуальной продукции.
Мультимедийный лонгрид — новый формат онлайн-журналистики, являющийся видом мультимедийных историй. Это журналистское произведение, в основе которого заложен длинный текст и насыщенный аудиовизуальный ряд. Формат предполагает глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку журналистом большого количества источников по предмету исследования. Этот вид медиатекста обладает специфическими формальными и содержательными характеристиками, которые позволяют выделить его в определенный новый тип онлайн- произведения.
На основе изученной литературы авторами исследования были выделены 9 признаков мультимедийного лонгрида как нового формата онлайн-журналистики: по объему, по качеству информации, по структуре, по способам подачи информации, содержательные, по оформлению, по механизму взаимодействия с аудиторией, по структуре подачи информации, по способу представления событий.
В Татарстане большинство районных газеты издаются крупнейшим региональным медиахолдингом «Татмедиа», в состав которого входят 98 республиканских, городских и районных газет, 15 журналов, 17 телевизионных и 11 радиоканалов, 87 сайтов и одно информационное агентство. В том числе филиал «Заинск-информ». Холдинг создает максимальное число мультимедийных редакций, объединяя филиалы в городах республики. В холдинге полностью перестроили всю технологическую цепочку от создания контента до его потребления читателем, зрителем, или слушателем. Конвергентные редакции на фоне снижения тиражей и подписки добиваются увеличения аудитории в интернете, распространяя контент в социальных сетях. Районные газеты продолжают взаимодействовать с читателем по традиционным технологиям, соответственно внедрение иных форм интерактивности, возможных в онлайн-пространстве воспринимается как нечто избыточное.
Однако, редакция районной газеты «Новый Зай» в 2017-2018 годах приступила к созданию мультимедийных проектов разной направленности. Для каждой из тем (Строительство путепровода, история башкирской девушки, работа автономной некоммерческой организации «Застава») были выбраны индивидуальные способы визуализации. В первом случае - проект «Путь путепровода» была выстроена линейная мультимедийная история с четкой хронологией событий, во втором случае (проект «Башкирская красота») акцент делался на интересном способе визуализации данной истории методом цветового оформления блоков, в третьем случае (мультимедийный проект «Застава») была выбрана нелинейная структура повествования, стрежнем истории стала не хронология, а тематический рубрикатор с направлениями деятельности данного движения. Таким образом, во всех случаях образы были верно оценены и правильно выражены с помощью мультимедийных инструментов — формат и содержание находятся в точном соотношении.
Мультимедийный проект «100 лиц Заинска» стал способом тематического архивирования 100 материалов со стержневой темой, заключенной в слогане района. Он объединил разножанровые материалы (портретные зарисовки, интервью, репортажи и даже другие мультимедийные проекты) в единый проект с интерактивным навигационным баром, созданном на базе интерактивной карты. В проекте «100 лиц Заинска» представлены переосмысленные цитаты героев материалов, созданные для печати истории за счет использования фотогалереий и оформления цитат получили новую форму представления историй о людях, события, связанные с героями проекта отображены в фоторепортажах, представленных в форме фотогалерей, текст разбит по тематическим блокам.
Проект «100 лиц Заинска» на основании анализа характеристик является мультимедийным проектом, поскольку стрежнем проекта является мультимедийная карта, предполагающая взаимодействия читателя с данным объектом; для погружения читателя в истории людей использованы интерактивные фотогалереи, методы визуального оформления (цветовые переходы), музыка, видеоролик, интерактивная карта; при подготовки некоторых историй использован пользовательский контент; на одной площадке собраны различные формы представления информации, объединенные общей идеей.
Проект «100 лиц Заинска» не является мультимедийным лонгридом, ввиду нелинейной структуры повествования. По данному признаку он ближе к жанровым характеристикам мультимедийной истории, однако, для того, чтобы причислить его к данному жанру в проекте использован недостаточный объем аудиовизуальной продукции.
Подобные работы
- МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛИСТИКИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ РАЙОННЫХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ”100 ЛИЦ ЗАИНСКА" ГАЗЕТЫ ’’НОВЫЙ ЗАЙ”
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



