Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БЮДЖЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Работа №41148

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
510
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы бюджетных проблем российских регионов
в условиях экономического кризиса 10
1.1. Определение бюджета как экономической категории и его
функции. Структура и принципы построения бюджетной системы 10
1.2. Место региональных бюджетов в бюджетной системе России 18
1.3. Особенности бюджетного процесса на региональном уровне 25
2. Анализ бюджетных проблем российских регионов в условиях
экономического кризиса (на примере Республики Татарстан) 36
2.1. Анализ статей доходов бюджета Республики Татарстан и
социально-экономических факторов их формирования 36
2.2. Влияние экономического кризиса на формирование бюджета в
Республике Татарстан 49
2.3. Проблемы бюджетного процесса в Республике Татарстан и
стабильность региональной бюджетной системы 54
3. Основные направления совершенствования бюджетного процесса
в Республике Татарстан в условиях экономического кризиса 59
3.1. Совершенствование методов управления бюджетными ресурсами
в Республике Татарстан 59
3.2. Возможности использования зарубежного опыта в процессе
планирования регионального бюджета 69
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Приложения 84


Бюджетная система - один из самых важных институтов государства. На протяжении всего времени существования государства, финансовые ресурсы, собранные бюджетной системой страны, гарантируют исполнение функций, возложенных на государственные и территориальные органы власти. Бюджетная система дает возможность производить регулирование социальных и экономических процессов в интересах всего общества.
В настоящее время у государства сильно сократились возможности оказания влияния на экономические процессы в рыночной экономике. В таких условиях роль бюджетной системы, как главнейшего инструмента государственного регулирования всей экономики, сильно возрастает. Поэтому совершенствование этой системы крайне необходимо. Бюджет субъектов федерации закрепился на региональном уровне бюджетной системы после проведения реформ межбюджетных отношений в 2000-х годах. У данных реформ, как и у многих других, есть определенные плюсы и минусы.
Правительством РФ в 2001 году была утверждена концепция реформы, направленной на регулирование межбюджетных отношений. Она называлась Программой развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года . Согласно данному предложению регионы с муниципалитетами должны стать финансово самостоятельнее, т.е. иметь определенную самостоятельность в налоговой политике, в распоряжении расходами региональных и местных бюджетов, осуществлять предписанные им расходные полномочия за счет собранных собственных доходов.
Регионы и муниципалитеты брали на себя ограниченный список обязательств или мандатов, одновременно исключали из своих обязательств те, которые не подкреплены источниками финансирования. Это показывает, что в основу реформы положен принцип разграничения полномочий между различными уровнями власти. Вместе с тем расширялись налоговые возможности органов власти субъектов и местного самоуправления. Тем самым была сделана попытка поставить доходы территорий в прямую зависимость от успешности развития их налогооблагаемой базы, т.е. местной экономики. Бюджет с данными принципами впервые был утвержден в 2005 году.
В этом же году был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», благодаря которому был введен институт добровольных полномочий, которые могут быть введены субъектами в одностороннем порядке и при отсутствии источников финансирования.
Год спустя, в 2006, была принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ. Но уже тогда было ясно, что созданная модель межбюджетных отношений являлась недостаточно эффективной для решения местных задач социального и экономического развития.
Реальным итогом реформы межбюджетных отношений оказался существенный рост бюджетной централизации, потому что разграничение функций и доходов на практике привело к серьезному усилению центра.
Большая часть налоговых поступлений согласно налоговой системе передается на федеральную ступень. Причина - стабильность и хорошие показатели сбора данных налогов. Соотношение налоговых доходов, делящихся между федеральным и региональными бюджетами, составляло примерно 50 на 50 в начале 2000-х годов. Однако к середине 2000-х годов в регионах оседало чуть больше 30 % от полученных налоговых доходов . В итоге в 2006 году процент собственных средств в территориальных бюджетах упал до 13 %.
Не случилось и того, ради чего затевалась реформа - настоящего разграничения источников доходов. Основа источников наполнения территориальных бюджетов: часть налога на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и поделенные с федеральным центром акцизы. А в крупный кризис 2008 года поступления от налога на прибыль практически остановились в виду отсутствия той самой прибыли у организаций.
В 1999 году центральная доля в составе доходов консолидированного бюджета равнялась 44 % . К 2008 году она увеличилась до 66 %. Доля этих доходов перенаправляется в регионы как различные трансферты, но даже с учетом этого факта, на центр приходилось почти 60 % консолидированного бюджета. По этой причине даже у регионов славящихся природными ресурсами не было средств для покрытия собственных бюджетных обязательств. Таким образом они стали зависимы от дотаций центрального бюджета.
Министр регионального развития Дмитрий Козак о ситуации говорил следующее: «70-80 % всех полномочий сейчас в руках федеральных органов, которые, хоть и представлены на территории, не несут политической ответственности за принимаемые решения» . Главы регионов не обладают достаточными возможностями и не простимулированы для более эффективной работы. Основной проблемой является недостаток адекватной инициативы в регионах.
Как видно, самостоятельнее регионы не стали, доходы они получают не прямо от налогоплательщиков, а с помощью посредника в виде федерального центра. И чем больше таких налоговых доходов забирает центральный бюджет, тем меньше стимулов у регионов для повышения эффективности работы. Больше всех проигрывают регионы-доноры.
Информация с верхушки спускается вниз довольно медленно из-за прохождения через несколько кругов федеральной власти. Регионы имеют минимальное представительство в федеральном законотворчестве. Само разделение полномочий с точки зрения финансового федерализма реализовывается некорректно. Бедные регионы заваливаются дотациями, чем лишаются любого стимула к работе, а богатые платят намного больше налогов. Реформа межбюджетных отношений лишь усилила неофициальную дележку федерального бюджета и добавила в бюджетный аппарат 15 % чиновников. Вдобавок к этому появился бюджетный лоббизм в регионах.
Для понимания актуальности темы данной выпускной квалификационной работы достаточно вспомнить, что Россия, не успев оправиться от кризиса 2008 года, окунулась с головой в кризис 2014 года, который продолжается и до сих пор, конечно, не без помощи международных санкций, ориентированных на наше государство.
По итогам первого полугодия 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, падение доходов региональных консолидированных бюджетов составляло 7 %. Суммы доходной части уменьшились в 35 субъектах. В пяти из данных регионов суммы доходов снизились более чем на 20 %. Падение налоговых источников доходов консолидированных бюджетов регионов равнялось 17 %. Из-за экономической обстановки в стране в 2008— 2009 гг. существенно были уменьшены суммы от налога на прибыль — практически главного источника доходной части бюджетов субъектов. Прибыльная часть у предприятий была минимальной. Доходная часть с этого налога уменьшилась на 44 %, в третьей части регионов поступления снизились более чем на 50 %.
По итогам трех кварталов 2009 года сумма инвестиций, направляемых в экономику регионов и измеряемых по средним и крупным предприятиям, уменьшилась на 12 % по отношению к такому же периоду 2008 года. Отличия в экономическом состоянии регионов достаточно большие и довольно часто зависят не от экономических, а от политических факторов. Для подготовки к саммиту АТЭС-2012 в Приморском крае инвестиции в субъект возросли почти в 3 раза, в Краснодарский край, где проводилась Олимпиада - почти на 20 %, в Чечню, ожидаемо - на 90 %. Стабильно, не обращая внимания на кризис, росли суммы инвестиций в регионы поиска и разработки нефтегазовых месторождений и строительства новых автосборочных предприятий. Но в более чем в половине субъектов России было отмечено очень большое снижение привлеченных инвестиций: в среднем на 40 - 60 % от уровня 2008 года. По опубликованным данным Минфина РФ, общий дефицит бюджетов регионов в 2009 году составил 2,4 триллиона рублей. Регионы залезали в долговую яму: например долг Московской области перед центральным бюджетом уже превышал 55 % её доходов, долг Татарстана - более 30 % доходов бюджета.
Если посмотреть на современную ситуацию, на фоне кризиса нынешнего, то в 2018 году дотации регионам от федерального центра превысили 1 триллион рублей. Тогда как в 2017 году они равнялись 759 миллиардам, а в 2016-м - 656 миллиардам .
Отсюда вытекает серьезная проблема, связанная с дефицитом бюджета. Субъектам нужно избавляться от дефицита для того, чтобы запасы бюджета позволяли развивать экономику регионов, а вместе с ним, и экономику страны в целом. Поэтому необходимо понимать актуальность поиска решений, которые автор рассматривает в данной выпускной квалификационной работе.
Еще одна проблема бюджета Татарстана - зависимость доходной части от мировых цен на нефть. Большую часть налоговых отчислений составляет налог на прибыль организаций, 40 % объема которого пополняют организации нефтяной отрасли. Органы власти региона вынуждены постоянно усиленно диверсифицировать экономику республики, поддерживать и развивать другие сферы деятельности, помимо нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, для сглаживания кризисных падений уровня доходов бюджета.
Предложения решений выявленных проблем несут как теоретическое, так и практическое значение для формирования доходной части бюджета республики.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении проблем регионального бюджета на фоне экономического кризиса и поиска решения данных проблем на примере Республики Татарстан, определении и анализе основных источников доходной части бюджета, установлении его зависимости от внешних факторов.
Чтобы достичь поставленной цели в данной выпускной квалификационной работе автору необходимо решить определенные задачи:
• выделить и исследовать основные термины и понятия, которые касаются бюджета и бюджетной системы в целом;
• изучить и проанализировать актуальную информацию о региональных бюджетах, источниках их формирования;
• найти и проанализировать конкретные статистические данные по доходам бюджета на примере Республики Татарстан;
• выявить возможные проблемы, связанные с доходной частью бюджета Республики Татарстан в условиях кризиса;
• определить зависимость бюджета республики от внешних факторов;
• продумать и предложить варианты решений основных проблем по данной теме.
Объектом исследования является бюджетная система Республики Татарстан как важнейший инструмент государственного регулирования экономики региона.
Предмет исследования - бюджет Республики Татарстан, источники его формирования.
Для получения необходимой теоретической и статистической информации по теме работы использовались различные источники информации: законодательные акты, учебники, учебные пособия, монографии, лекции и статьи по экономике, менеджменту и праву. Конкретный список литературы с указанием названий и авторов представлен в конце работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленной целью, в рамках выпускной квалификационной работе были выявлены проблемы регионального бюджета на фоне экономического кризиса и найдены варианты решения данных проблем на примере Республики Татарстан, определены и проанализированы основные источники его доходной части, установлена степень его зависимости от внешних факторов.
В работе были рассмотрены теоретические основы регионального бюджета, основные источники его доходов. Решены следующие задачи, поставленные перед автором:
• выделены и исследованы основные термины и понятия, которые касаются бюджета и бюджетной системы в целом, по региону в частности;
• изучена и проанализирована актуальная информация о региональных бюджетах, источниках их формирования;
• найдены и проанализированы конкретные статистические данные по доходам регионального бюджета на примере Республики Татарстан;
• выявлены конкретные проблемы, связанные с формированием доходной части бюджета Республики Татарстан в условиях кризиса;
• определена зависимость бюджета республики от внешних факторов;
• предложены варианты решений основных бюджетных проблем по данной теме.
Основная проблема, связанная с формированием доходной части бюджета Республики Татарстан - ее зависимость от нефтегазовых доходов региона. Причина тому - налог на прибыль организаций, 40 % от суммы которого составляют поступления от нефтяных компаний республики.
Благодаря внедрению новых технологий в нефтегазовом комплексе планомерно повышается объем добычи нефти, однако даже это не может спасти от падения показателей прибыли (а значит и налоговых отчислений от организаций в бюджет) в случае кризисов на мировом рынке нефти. Для выявления данных проблем был детально изучен и проанализирован бюджет Республики Татарстан, выделены крупнейшие статьи его доходной части, определена зависимость доходов региона от нефтяных цен на внешнем рынке.
Для решения проблемы зависимости доходной части бюджета республики предложено усиливать диверсификацию экономики региона посредством усиленного развития химической, автомобильной и сферы информационных технологий. Также предоставление автономности субъектам вследствие децентрализации бюджетной системы позволит республике оставлять гораздо большие объемы доходов бюджета в регионе, тем самым компенсируя возможные падения цен на нефть внешнего рынка. Проблема дефицита так же решается с помощью перехода региона на более выраженное самообеспечение вследствие усиления децентрализации бюджетной системы, так как республика в силах сама себя обеспечивать с большим профицитом.
Необходимо демонстрировать населению грамотное и целевое расходование бюджетных средств на необходимые обществу проекты и программы для повышения у него уровня доверия к налоговой системе и повышения уровня налоговой культуры. Благодаря чему процент налогоплательщиков, уклоняющихся от пополнения налоговой базы, будет снижаться, обеспечивая тем самым доходную часть бюджета притоком средств.
Основные возможности совершенствования методов управления бюджетными средствами заключаются в следующих предложенных решениях:
1) снижение уровня коррупции в сфере государственных закупок;
2) максимально прозрачное исполнение расходной части бюджета;
3) децентрализация бюджетного процесса;
4) предоставление возможности населению принимать участие в распределении бюджетных средств на программы и проекты, вызывающие сомнения по поводу своей необходимости;
В завершение работы был рассмотрен зарубежный опыт совершенствования бюджетного региона страны в целом и региона в частности. Рассмотренный опыт, частично, при грамотном подходе к реализации, может быть реализован в России.
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные задачи, способствовавшие достижению главной цели этой работы - выявлению бюджетных проблем российских регионов в условиях экономического кризиса и поиску вариантов решений этих проблем.



1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 31. - ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 31. - ст. 3823.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015), часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015)) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - ст. 3340.
4. Бюджетный кодекс Республики Татарстан от 29.05.2004 № 35-ЗРТ (ред. от 01.03.2019) // Собрание законодательства РТ. - 2004. ст. 187.
5. Государственная программа «Управление государственными финансами Республики Татарстан на 2014 - 2016 годы» от 01 августа 2013 г. No 545.
6. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.06.2002.
7. Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами от 30 декабря 2013 г. № 2593-р.
Справочные и архивные материалы
8. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, утвержден Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 199-ФЗ.
Книги, монографии
9. Годме, П.М. Финансовое право / Пер. с фр. Р. О. Халфиной. - М.: Прогресс, 1978. - 429 с.
10. Сабитова, Н.М. Бюджет и бюджетная политика субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан): монография / - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 199 с.
Учебники, учебные пособия
11. Крохина, Ю.А. Финансовое право России: учебник / 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 624 с.
12. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 703 с.
13. Рассолов, М.М. Финансовое право: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. М.М. Рассолова. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001 - 444 с.
14. Химичева, Н.И. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 752 с.
Печатная периодика
16. Алиев, Б.Х. Проблемы исполнения доходной части бюджетов регионов Российской Федерации и пути их решения // Финансы и кредит. - 2012. - № 47 (527). - С. 39 - 44.
17. Алиев, И.А. Зарубежный опыт формирования доходов региональных бюджетов // Актуальные проблемы функционирования финансового механизма регионов. - 2017. - №8.
18. Алякринская, Н., Докучаев Д. Регионы просят рубля. Субъектам Федерации катастрофически не хватает средств // The New Times. - 2009. - № 41.
19. Ахтырко, А. Дотации российским регионам впервые превысили триллион рублей // Московский Комсомолец. - 2019. - 20 февраля.
20. Бондарева, А.В. Анализ соотношения прямых и косвенных налогов в налоговых доходах государственного бюджета российской федерации // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. - 2018. - №6(22).
21. Бюджетный круговорот // «Эксперт Волга» . - 2007. - № 7 (47)16.
22. Васюнина, М.Л. Совершенствование управления доходами бюджетов в Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2015. - № 9 (633). - C.37 - 45.
23. Гладковская Е.Н., Цало, И.М., Тетеркина, Л.Б. Оценка финансовой устойчивости региональных бюджетов в России: методика и алгоритм ее применения // Вопросы управления. - 2017. - № 6 (49).
24. Граник, И. Межбюджетная война. Экономическая политика // Газета «Коммерсантъ». - 2005. - № 217 (3301).
25. Израилов, А.И. Место регионального бюджета в бюджетной система Российской Федерации // Вестник ВолГУ. - 2005. - Серия 9. - Вып. 4.
26. Храмкин, А.А. Противодействие коррупции в госзакупках // Бюджет. - 2007. - № 4.
27. Ковалев, Д.А. Перспективы совершенствования администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012. - № 22 (310). - С. 2-5.
28. Федюкин, И. Федеративное устройство. // Журнал «Власть». - 2008. - № 5 (758).
29. Федорова, А.Ю., Чернышова, О.Н. Проблемы организации бюджетного процесса в субъектах федерации // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 5 - 6 (039 - 040). - С. 135 - 137.
30. Шавалеева, Ч.М. Пути обеспечения бюджетной устойчивости Республики Татарстан // Экономический анализ. - 2010. - № 15 (180). - С. 49 - 53.
Электронные ресурсы
31. Брошюра «Бюджет для граждан». По закону Республики Татарстан
«О бюджете Республики Татарстан» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РТ. Режим доступа:
http://minfin.tatarstan.ru/rus/budget.html (дата обращения: 22.05.2019)
32. Динамика цен на фьючерсный контракт на нефть Brent (MOEX, USD за баррель) [Электронный ресурс] // Информационное агентство «РБК». Режим доступа: https://quote.rbc.ru/ticker/181206 (дата обращения: 22.05.2019)
33. Динамика цен на фьючерсный контракт на нефть Brent (MOEX, USD за баррель) [Электронный ресурс] // Информационное агентство «РБК». Режим доступа: https://quote.rbc.ru/ticker/181206 (дата обращения: 22.05.2019)
34. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Официальный сайт Госсовета Республики Татарстан. Режим доступа: http://www.gossov.tatarstan.ru/dokument/ dogovor/fzrfrt/dogovor/ (дата обращения:
23.05.2019) .
35. Годовые отчеты ПАО «Татнефть» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ПАО «Татнефть. Режим доступа: https://www.tatneft.ru/aktsioneram-i-investoram/raskritie-informatsii/godovie- otcheti/?lang=ru (дата обращения: 22.05.2019)
36. Голобурдова Н., Лучников А. Бюджетное правило для Татарстана
[Электронный ресурс] // Деловая электронная газета Татарстана. -2017. Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/351686 (дата обращения:
23.05.2019) .
37. Краткая справка о социально-экономическом положении субъектов
РФ в сентябре 2009 г. Доклад о социально-экономическом положении субъектов РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства регионального развития РФ. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc1248430852109 (дата обращения: 24.05.2019).
38. Лекция «Основные характеристики бюджетов на 2018-2020 годы»
[Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РТ. Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru/file/File/2017-10-31 -
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%9A%D0%A4 %D0%A3.pdf (дата обращения: 22.05.2019)
39. Об итогах исполнения Федерального бюджета в 1999 году и задачах органов финансовой системы на 2000 год от 15.03.2000 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=5060 (дата обращения: 22.05.2019).
40. Основные показатели социально-экономического развития
Республики Татарстан в 2018 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономики РТ. Режим доступа:
http://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1766102.pdf (дата обращения: 22.05.2019)
41. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 (ред. от
06.02.2004) "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33042/a93b1ff34d217553b301 4aeb4ff3c7afebfa22af/ (дата обращения: 24.05.2019).
42. Татарстан занял 52 место в рейтинге коррупции в госзакупках среди
регионов России [Электронный ресурс] // Интернет-портал TatCenter. - 2014. Режим доступа: http://tatcenter.ru/news/tatarstan-zanyal-52-mesto-v-rejtinge-
korruptsii-v-goszakupkah-sredi-regionov-rossii/ (дата обращения: 23.05.2019)
43. Татарстан [Электронный ресурс] // Интернет-энциклопедия
Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Татарстан (дата
обращения: 23.05.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ