БЮДЖЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
|
Введение
1. Теоретические основы бюджетных проблем российских регионов
в условиях экономического кризиса 10
1.1. Определение бюджета как экономической категории и его
функции. Структура и принципы построения бюджетной системы 10
1.2. Место региональных бюджетов в бюджетной системе России 18
1.3. Особенности бюджетного процесса на региональном уровне 25
2. Анализ бюджетных проблем российских регионов в условиях
экономического кризиса (на примере Республики Татарстан) 36
2.1. Анализ статей доходов бюджета Республики Татарстан и
социально-экономических факторов их формирования 36
2.2. Влияние экономического кризиса на формирование бюджета в
Республике Татарстан 49
2.3. Проблемы бюджетного процесса в Республике Татарстан и
стабильность региональной бюджетной системы 54
3. Основные направления совершенствования бюджетного процесса
в Республике Татарстан в условиях экономического кризиса 59
3.1. Совершенствование методов управления бюджетными ресурсами
в Республике Татарстан 59
3.2. Возможности использования зарубежного опыта в процессе
планирования регионального бюджета 69
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Приложения 84
1. Теоретические основы бюджетных проблем российских регионов
в условиях экономического кризиса 10
1.1. Определение бюджета как экономической категории и его
функции. Структура и принципы построения бюджетной системы 10
1.2. Место региональных бюджетов в бюджетной системе России 18
1.3. Особенности бюджетного процесса на региональном уровне 25
2. Анализ бюджетных проблем российских регионов в условиях
экономического кризиса (на примере Республики Татарстан) 36
2.1. Анализ статей доходов бюджета Республики Татарстан и
социально-экономических факторов их формирования 36
2.2. Влияние экономического кризиса на формирование бюджета в
Республике Татарстан 49
2.3. Проблемы бюджетного процесса в Республике Татарстан и
стабильность региональной бюджетной системы 54
3. Основные направления совершенствования бюджетного процесса
в Республике Татарстан в условиях экономического кризиса 59
3.1. Совершенствование методов управления бюджетными ресурсами
в Республике Татарстан 59
3.2. Возможности использования зарубежного опыта в процессе
планирования регионального бюджета 69
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Приложения 84
Бюджетная система - один из самых важных институтов государства. На протяжении всего времени существования государства, финансовые ресурсы, собранные бюджетной системой страны, гарантируют исполнение функций, возложенных на государственные и территориальные органы власти. Бюджетная система дает возможность производить регулирование социальных и экономических процессов в интересах всего общества.
В настоящее время у государства сильно сократились возможности оказания влияния на экономические процессы в рыночной экономике. В таких условиях роль бюджетной системы, как главнейшего инструмента государственного регулирования всей экономики, сильно возрастает. Поэтому совершенствование этой системы крайне необходимо. Бюджет субъектов федерации закрепился на региональном уровне бюджетной системы после проведения реформ межбюджетных отношений в 2000-х годах. У данных реформ, как и у многих других, есть определенные плюсы и минусы.
Правительством РФ в 2001 году была утверждена концепция реформы, направленной на регулирование межбюджетных отношений. Она называлась Программой развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года . Согласно данному предложению регионы с муниципалитетами должны стать финансово самостоятельнее, т.е. иметь определенную самостоятельность в налоговой политике, в распоряжении расходами региональных и местных бюджетов, осуществлять предписанные им расходные полномочия за счет собранных собственных доходов.
Регионы и муниципалитеты брали на себя ограниченный список обязательств или мандатов, одновременно исключали из своих обязательств те, которые не подкреплены источниками финансирования. Это показывает, что в основу реформы положен принцип разграничения полномочий между различными уровнями власти. Вместе с тем расширялись налоговые возможности органов власти субъектов и местного самоуправления. Тем самым была сделана попытка поставить доходы территорий в прямую зависимость от успешности развития их налогооблагаемой базы, т.е. местной экономики. Бюджет с данными принципами впервые был утвержден в 2005 году.
В этом же году был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», благодаря которому был введен институт добровольных полномочий, которые могут быть введены субъектами в одностороннем порядке и при отсутствии источников финансирования.
Год спустя, в 2006, была принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ. Но уже тогда было ясно, что созданная модель межбюджетных отношений являлась недостаточно эффективной для решения местных задач социального и экономического развития.
Реальным итогом реформы межбюджетных отношений оказался существенный рост бюджетной централизации, потому что разграничение функций и доходов на практике привело к серьезному усилению центра.
Большая часть налоговых поступлений согласно налоговой системе передается на федеральную ступень. Причина - стабильность и хорошие показатели сбора данных налогов. Соотношение налоговых доходов, делящихся между федеральным и региональными бюджетами, составляло примерно 50 на 50 в начале 2000-х годов. Однако к середине 2000-х годов в регионах оседало чуть больше 30 % от полученных налоговых доходов . В итоге в 2006 году процент собственных средств в территориальных бюджетах упал до 13 %.
Не случилось и того, ради чего затевалась реформа - настоящего разграничения источников доходов. Основа источников наполнения территориальных бюджетов: часть налога на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и поделенные с федеральным центром акцизы. А в крупный кризис 2008 года поступления от налога на прибыль практически остановились в виду отсутствия той самой прибыли у организаций.
В 1999 году центральная доля в составе доходов консолидированного бюджета равнялась 44 % . К 2008 году она увеличилась до 66 %. Доля этих доходов перенаправляется в регионы как различные трансферты, но даже с учетом этого факта, на центр приходилось почти 60 % консолидированного бюджета. По этой причине даже у регионов славящихся природными ресурсами не было средств для покрытия собственных бюджетных обязательств. Таким образом они стали зависимы от дотаций центрального бюджета.
Министр регионального развития Дмитрий Козак о ситуации говорил следующее: «70-80 % всех полномочий сейчас в руках федеральных органов, которые, хоть и представлены на территории, не несут политической ответственности за принимаемые решения» . Главы регионов не обладают достаточными возможностями и не простимулированы для более эффективной работы. Основной проблемой является недостаток адекватной инициативы в регионах.
Как видно, самостоятельнее регионы не стали, доходы они получают не прямо от налогоплательщиков, а с помощью посредника в виде федерального центра. И чем больше таких налоговых доходов забирает центральный бюджет, тем меньше стимулов у регионов для повышения эффективности работы. Больше всех проигрывают регионы-доноры.
Информация с верхушки спускается вниз довольно медленно из-за прохождения через несколько кругов федеральной власти. Регионы имеют минимальное представительство в федеральном законотворчестве. Само разделение полномочий с точки зрения финансового федерализма реализовывается некорректно. Бедные регионы заваливаются дотациями, чем лишаются любого стимула к работе, а богатые платят намного больше налогов. Реформа межбюджетных отношений лишь усилила неофициальную дележку федерального бюджета и добавила в бюджетный аппарат 15 % чиновников. Вдобавок к этому появился бюджетный лоббизм в регионах.
Для понимания актуальности темы данной выпускной квалификационной работы достаточно вспомнить, что Россия, не успев оправиться от кризиса 2008 года, окунулась с головой в кризис 2014 года, который продолжается и до сих пор, конечно, не без помощи международных санкций, ориентированных на наше государство.
По итогам первого полугодия 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, падение доходов региональных консолидированных бюджетов составляло 7 %. Суммы доходной части уменьшились в 35 субъектах. В пяти из данных регионов суммы доходов снизились более чем на 20 %. Падение налоговых источников доходов консолидированных бюджетов регионов равнялось 17 %. Из-за экономической обстановки в стране в 2008— 2009 гг. существенно были уменьшены суммы от налога на прибыль — практически главного источника доходной части бюджетов субъектов. Прибыльная часть у предприятий была минимальной. Доходная часть с этого налога уменьшилась на 44 %, в третьей части регионов поступления снизились более чем на 50 %.
По итогам трех кварталов 2009 года сумма инвестиций, направляемых в экономику регионов и измеряемых по средним и крупным предприятиям, уменьшилась на 12 % по отношению к такому же периоду 2008 года. Отличия в экономическом состоянии регионов достаточно большие и довольно часто зависят не от экономических, а от политических факторов. Для подготовки к саммиту АТЭС-2012 в Приморском крае инвестиции в субъект возросли почти в 3 раза, в Краснодарский край, где проводилась Олимпиада - почти на 20 %, в Чечню, ожидаемо - на 90 %. Стабильно, не обращая внимания на кризис, росли суммы инвестиций в регионы поиска и разработки нефтегазовых месторождений и строительства новых автосборочных предприятий. Но в более чем в половине субъектов России было отмечено очень большое снижение привлеченных инвестиций: в среднем на 40 - 60 % от уровня 2008 года. По опубликованным данным Минфина РФ, общий дефицит бюджетов регионов в 2009 году составил 2,4 триллиона рублей. Регионы залезали в долговую яму: например долг Московской области перед центральным бюджетом уже превышал 55 % её доходов, долг Татарстана - более 30 % доходов бюджета.
Если посмотреть на современную ситуацию, на фоне кризиса нынешнего, то в 2018 году дотации регионам от федерального центра превысили 1 триллион рублей. Тогда как в 2017 году они равнялись 759 миллиардам, а в 2016-м - 656 миллиардам .
Отсюда вытекает серьезная проблема, связанная с дефицитом бюджета. Субъектам нужно избавляться от дефицита для того, чтобы запасы бюджета позволяли развивать экономику регионов, а вместе с ним, и экономику страны в целом. Поэтому необходимо понимать актуальность поиска решений, которые автор рассматривает в данной выпускной квалификационной работе.
Еще одна проблема бюджета Татарстана - зависимость доходной части от мировых цен на нефть. Большую часть налоговых отчислений составляет налог на прибыль организаций, 40 % объема которого пополняют организации нефтяной отрасли. Органы власти региона вынуждены постоянно усиленно диверсифицировать экономику республики, поддерживать и развивать другие сферы деятельности, помимо нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, для сглаживания кризисных падений уровня доходов бюджета.
Предложения решений выявленных проблем несут как теоретическое, так и практическое значение для формирования доходной части бюджета республики.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении проблем регионального бюджета на фоне экономического кризиса и поиска решения данных проблем на примере Республики Татарстан, определении и анализе основных источников доходной части бюджета, установлении его зависимости от внешних факторов.
Чтобы достичь поставленной цели в данной выпускной квалификационной работе автору необходимо решить определенные задачи:
• выделить и исследовать основные термины и понятия, которые касаются бюджета и бюджетной системы в целом;
• изучить и проанализировать актуальную информацию о региональных бюджетах, источниках их формирования;
• найти и проанализировать конкретные статистические данные по доходам бюджета на примере Республики Татарстан;
• выявить возможные проблемы, связанные с доходной частью бюджета Республики Татарстан в условиях кризиса;
• определить зависимость бюджета республики от внешних факторов;
• продумать и предложить варианты решений основных проблем по данной теме.
Объектом исследования является бюджетная система Республики Татарстан как важнейший инструмент государственного регулирования экономики региона.
Предмет исследования - бюджет Республики Татарстан, источники его формирования.
Для получения необходимой теоретической и статистической информации по теме работы использовались различные источники информации: законодательные акты, учебники, учебные пособия, монографии, лекции и статьи по экономике, менеджменту и праву. Конкретный список литературы с указанием названий и авторов представлен в конце работы.
В настоящее время у государства сильно сократились возможности оказания влияния на экономические процессы в рыночной экономике. В таких условиях роль бюджетной системы, как главнейшего инструмента государственного регулирования всей экономики, сильно возрастает. Поэтому совершенствование этой системы крайне необходимо. Бюджет субъектов федерации закрепился на региональном уровне бюджетной системы после проведения реформ межбюджетных отношений в 2000-х годах. У данных реформ, как и у многих других, есть определенные плюсы и минусы.
Правительством РФ в 2001 году была утверждена концепция реформы, направленной на регулирование межбюджетных отношений. Она называлась Программой развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года . Согласно данному предложению регионы с муниципалитетами должны стать финансово самостоятельнее, т.е. иметь определенную самостоятельность в налоговой политике, в распоряжении расходами региональных и местных бюджетов, осуществлять предписанные им расходные полномочия за счет собранных собственных доходов.
Регионы и муниципалитеты брали на себя ограниченный список обязательств или мандатов, одновременно исключали из своих обязательств те, которые не подкреплены источниками финансирования. Это показывает, что в основу реформы положен принцип разграничения полномочий между различными уровнями власти. Вместе с тем расширялись налоговые возможности органов власти субъектов и местного самоуправления. Тем самым была сделана попытка поставить доходы территорий в прямую зависимость от успешности развития их налогооблагаемой базы, т.е. местной экономики. Бюджет с данными принципами впервые был утвержден в 2005 году.
В этом же году был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», благодаря которому был введен институт добровольных полномочий, которые могут быть введены субъектами в одностороннем порядке и при отсутствии источников финансирования.
Год спустя, в 2006, была принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ. Но уже тогда было ясно, что созданная модель межбюджетных отношений являлась недостаточно эффективной для решения местных задач социального и экономического развития.
Реальным итогом реформы межбюджетных отношений оказался существенный рост бюджетной централизации, потому что разграничение функций и доходов на практике привело к серьезному усилению центра.
Большая часть налоговых поступлений согласно налоговой системе передается на федеральную ступень. Причина - стабильность и хорошие показатели сбора данных налогов. Соотношение налоговых доходов, делящихся между федеральным и региональными бюджетами, составляло примерно 50 на 50 в начале 2000-х годов. Однако к середине 2000-х годов в регионах оседало чуть больше 30 % от полученных налоговых доходов . В итоге в 2006 году процент собственных средств в территориальных бюджетах упал до 13 %.
Не случилось и того, ради чего затевалась реформа - настоящего разграничения источников доходов. Основа источников наполнения территориальных бюджетов: часть налога на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и поделенные с федеральным центром акцизы. А в крупный кризис 2008 года поступления от налога на прибыль практически остановились в виду отсутствия той самой прибыли у организаций.
В 1999 году центральная доля в составе доходов консолидированного бюджета равнялась 44 % . К 2008 году она увеличилась до 66 %. Доля этих доходов перенаправляется в регионы как различные трансферты, но даже с учетом этого факта, на центр приходилось почти 60 % консолидированного бюджета. По этой причине даже у регионов славящихся природными ресурсами не было средств для покрытия собственных бюджетных обязательств. Таким образом они стали зависимы от дотаций центрального бюджета.
Министр регионального развития Дмитрий Козак о ситуации говорил следующее: «70-80 % всех полномочий сейчас в руках федеральных органов, которые, хоть и представлены на территории, не несут политической ответственности за принимаемые решения» . Главы регионов не обладают достаточными возможностями и не простимулированы для более эффективной работы. Основной проблемой является недостаток адекватной инициативы в регионах.
Как видно, самостоятельнее регионы не стали, доходы они получают не прямо от налогоплательщиков, а с помощью посредника в виде федерального центра. И чем больше таких налоговых доходов забирает центральный бюджет, тем меньше стимулов у регионов для повышения эффективности работы. Больше всех проигрывают регионы-доноры.
Информация с верхушки спускается вниз довольно медленно из-за прохождения через несколько кругов федеральной власти. Регионы имеют минимальное представительство в федеральном законотворчестве. Само разделение полномочий с точки зрения финансового федерализма реализовывается некорректно. Бедные регионы заваливаются дотациями, чем лишаются любого стимула к работе, а богатые платят намного больше налогов. Реформа межбюджетных отношений лишь усилила неофициальную дележку федерального бюджета и добавила в бюджетный аппарат 15 % чиновников. Вдобавок к этому появился бюджетный лоббизм в регионах.
Для понимания актуальности темы данной выпускной квалификационной работы достаточно вспомнить, что Россия, не успев оправиться от кризиса 2008 года, окунулась с головой в кризис 2014 года, который продолжается и до сих пор, конечно, не без помощи международных санкций, ориентированных на наше государство.
По итогам первого полугодия 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, падение доходов региональных консолидированных бюджетов составляло 7 %. Суммы доходной части уменьшились в 35 субъектах. В пяти из данных регионов суммы доходов снизились более чем на 20 %. Падение налоговых источников доходов консолидированных бюджетов регионов равнялось 17 %. Из-за экономической обстановки в стране в 2008— 2009 гг. существенно были уменьшены суммы от налога на прибыль — практически главного источника доходной части бюджетов субъектов. Прибыльная часть у предприятий была минимальной. Доходная часть с этого налога уменьшилась на 44 %, в третьей части регионов поступления снизились более чем на 50 %.
По итогам трех кварталов 2009 года сумма инвестиций, направляемых в экономику регионов и измеряемых по средним и крупным предприятиям, уменьшилась на 12 % по отношению к такому же периоду 2008 года. Отличия в экономическом состоянии регионов достаточно большие и довольно часто зависят не от экономических, а от политических факторов. Для подготовки к саммиту АТЭС-2012 в Приморском крае инвестиции в субъект возросли почти в 3 раза, в Краснодарский край, где проводилась Олимпиада - почти на 20 %, в Чечню, ожидаемо - на 90 %. Стабильно, не обращая внимания на кризис, росли суммы инвестиций в регионы поиска и разработки нефтегазовых месторождений и строительства новых автосборочных предприятий. Но в более чем в половине субъектов России было отмечено очень большое снижение привлеченных инвестиций: в среднем на 40 - 60 % от уровня 2008 года. По опубликованным данным Минфина РФ, общий дефицит бюджетов регионов в 2009 году составил 2,4 триллиона рублей. Регионы залезали в долговую яму: например долг Московской области перед центральным бюджетом уже превышал 55 % её доходов, долг Татарстана - более 30 % доходов бюджета.
Если посмотреть на современную ситуацию, на фоне кризиса нынешнего, то в 2018 году дотации регионам от федерального центра превысили 1 триллион рублей. Тогда как в 2017 году они равнялись 759 миллиардам, а в 2016-м - 656 миллиардам .
Отсюда вытекает серьезная проблема, связанная с дефицитом бюджета. Субъектам нужно избавляться от дефицита для того, чтобы запасы бюджета позволяли развивать экономику регионов, а вместе с ним, и экономику страны в целом. Поэтому необходимо понимать актуальность поиска решений, которые автор рассматривает в данной выпускной квалификационной работе.
Еще одна проблема бюджета Татарстана - зависимость доходной части от мировых цен на нефть. Большую часть налоговых отчислений составляет налог на прибыль организаций, 40 % объема которого пополняют организации нефтяной отрасли. Органы власти региона вынуждены постоянно усиленно диверсифицировать экономику республики, поддерживать и развивать другие сферы деятельности, помимо нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, для сглаживания кризисных падений уровня доходов бюджета.
Предложения решений выявленных проблем несут как теоретическое, так и практическое значение для формирования доходной части бюджета республики.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении проблем регионального бюджета на фоне экономического кризиса и поиска решения данных проблем на примере Республики Татарстан, определении и анализе основных источников доходной части бюджета, установлении его зависимости от внешних факторов.
Чтобы достичь поставленной цели в данной выпускной квалификационной работе автору необходимо решить определенные задачи:
• выделить и исследовать основные термины и понятия, которые касаются бюджета и бюджетной системы в целом;
• изучить и проанализировать актуальную информацию о региональных бюджетах, источниках их формирования;
• найти и проанализировать конкретные статистические данные по доходам бюджета на примере Республики Татарстан;
• выявить возможные проблемы, связанные с доходной частью бюджета Республики Татарстан в условиях кризиса;
• определить зависимость бюджета республики от внешних факторов;
• продумать и предложить варианты решений основных проблем по данной теме.
Объектом исследования является бюджетная система Республики Татарстан как важнейший инструмент государственного регулирования экономики региона.
Предмет исследования - бюджет Республики Татарстан, источники его формирования.
Для получения необходимой теоретической и статистической информации по теме работы использовались различные источники информации: законодательные акты, учебники, учебные пособия, монографии, лекции и статьи по экономике, менеджменту и праву. Конкретный список литературы с указанием названий и авторов представлен в конце работы.
В соответствии с поставленной целью, в рамках выпускной квалификационной работе были выявлены проблемы регионального бюджета на фоне экономического кризиса и найдены варианты решения данных проблем на примере Республики Татарстан, определены и проанализированы основные источники его доходной части, установлена степень его зависимости от внешних факторов.
В работе были рассмотрены теоретические основы регионального бюджета, основные источники его доходов. Решены следующие задачи, поставленные перед автором:
• выделены и исследованы основные термины и понятия, которые касаются бюджета и бюджетной системы в целом, по региону в частности;
• изучена и проанализирована актуальная информация о региональных бюджетах, источниках их формирования;
• найдены и проанализированы конкретные статистические данные по доходам регионального бюджета на примере Республики Татарстан;
• выявлены конкретные проблемы, связанные с формированием доходной части бюджета Республики Татарстан в условиях кризиса;
• определена зависимость бюджета республики от внешних факторов;
• предложены варианты решений основных бюджетных проблем по данной теме.
Основная проблема, связанная с формированием доходной части бюджета Республики Татарстан - ее зависимость от нефтегазовых доходов региона. Причина тому - налог на прибыль организаций, 40 % от суммы которого составляют поступления от нефтяных компаний республики.
Благодаря внедрению новых технологий в нефтегазовом комплексе планомерно повышается объем добычи нефти, однако даже это не может спасти от падения показателей прибыли (а значит и налоговых отчислений от организаций в бюджет) в случае кризисов на мировом рынке нефти. Для выявления данных проблем был детально изучен и проанализирован бюджет Республики Татарстан, выделены крупнейшие статьи его доходной части, определена зависимость доходов региона от нефтяных цен на внешнем рынке.
Для решения проблемы зависимости доходной части бюджета республики предложено усиливать диверсификацию экономики региона посредством усиленного развития химической, автомобильной и сферы информационных технологий. Также предоставление автономности субъектам вследствие децентрализации бюджетной системы позволит республике оставлять гораздо большие объемы доходов бюджета в регионе, тем самым компенсируя возможные падения цен на нефть внешнего рынка. Проблема дефицита так же решается с помощью перехода региона на более выраженное самообеспечение вследствие усиления децентрализации бюджетной системы, так как республика в силах сама себя обеспечивать с большим профицитом.
Необходимо демонстрировать населению грамотное и целевое расходование бюджетных средств на необходимые обществу проекты и программы для повышения у него уровня доверия к налоговой системе и повышения уровня налоговой культуры. Благодаря чему процент налогоплательщиков, уклоняющихся от пополнения налоговой базы, будет снижаться, обеспечивая тем самым доходную часть бюджета притоком средств.
Основные возможности совершенствования методов управления бюджетными средствами заключаются в следующих предложенных решениях:
1) снижение уровня коррупции в сфере государственных закупок;
2) максимально прозрачное исполнение расходной части бюджета;
3) децентрализация бюджетного процесса;
4) предоставление возможности населению принимать участие в распределении бюджетных средств на программы и проекты, вызывающие сомнения по поводу своей необходимости;
В завершение работы был рассмотрен зарубежный опыт совершенствования бюджетного региона страны в целом и региона в частности. Рассмотренный опыт, частично, при грамотном подходе к реализации, может быть реализован в России.
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные задачи, способствовавшие достижению главной цели этой работы - выявлению бюджетных проблем российских регионов в условиях экономического кризиса и поиску вариантов решений этих проблем.
В работе были рассмотрены теоретические основы регионального бюджета, основные источники его доходов. Решены следующие задачи, поставленные перед автором:
• выделены и исследованы основные термины и понятия, которые касаются бюджета и бюджетной системы в целом, по региону в частности;
• изучена и проанализирована актуальная информация о региональных бюджетах, источниках их формирования;
• найдены и проанализированы конкретные статистические данные по доходам регионального бюджета на примере Республики Татарстан;
• выявлены конкретные проблемы, связанные с формированием доходной части бюджета Республики Татарстан в условиях кризиса;
• определена зависимость бюджета республики от внешних факторов;
• предложены варианты решений основных бюджетных проблем по данной теме.
Основная проблема, связанная с формированием доходной части бюджета Республики Татарстан - ее зависимость от нефтегазовых доходов региона. Причина тому - налог на прибыль организаций, 40 % от суммы которого составляют поступления от нефтяных компаний республики.
Благодаря внедрению новых технологий в нефтегазовом комплексе планомерно повышается объем добычи нефти, однако даже это не может спасти от падения показателей прибыли (а значит и налоговых отчислений от организаций в бюджет) в случае кризисов на мировом рынке нефти. Для выявления данных проблем был детально изучен и проанализирован бюджет Республики Татарстан, выделены крупнейшие статьи его доходной части, определена зависимость доходов региона от нефтяных цен на внешнем рынке.
Для решения проблемы зависимости доходной части бюджета республики предложено усиливать диверсификацию экономики региона посредством усиленного развития химической, автомобильной и сферы информационных технологий. Также предоставление автономности субъектам вследствие децентрализации бюджетной системы позволит республике оставлять гораздо большие объемы доходов бюджета в регионе, тем самым компенсируя возможные падения цен на нефть внешнего рынка. Проблема дефицита так же решается с помощью перехода региона на более выраженное самообеспечение вследствие усиления децентрализации бюджетной системы, так как республика в силах сама себя обеспечивать с большим профицитом.
Необходимо демонстрировать населению грамотное и целевое расходование бюджетных средств на необходимые обществу проекты и программы для повышения у него уровня доверия к налоговой системе и повышения уровня налоговой культуры. Благодаря чему процент налогоплательщиков, уклоняющихся от пополнения налоговой базы, будет снижаться, обеспечивая тем самым доходную часть бюджета притоком средств.
Основные возможности совершенствования методов управления бюджетными средствами заключаются в следующих предложенных решениях:
1) снижение уровня коррупции в сфере государственных закупок;
2) максимально прозрачное исполнение расходной части бюджета;
3) децентрализация бюджетного процесса;
4) предоставление возможности населению принимать участие в распределении бюджетных средств на программы и проекты, вызывающие сомнения по поводу своей необходимости;
В завершение работы был рассмотрен зарубежный опыт совершенствования бюджетного региона страны в целом и региона в частности. Рассмотренный опыт, частично, при грамотном подходе к реализации, может быть реализован в России.
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные задачи, способствовавшие достижению главной цели этой работы - выявлению бюджетных проблем российских регионов в условиях экономического кризиса и поиску вариантов решений этих проблем.
Подобные работы
- БЮДЖЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА:
ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА КИТАЙСКУЮ
ЭКОНОМИКУ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АКЦИЗЫ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ВЫЯВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ
МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ
БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Мировой кризис задолженности и пути его преодоления
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Финансовые кризисы и их последствия для мировой экономики
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Мировые экономические кризисы и основные особенности их развития (Российская таможенная академия (Владивостокский филиал))
Курсовые работы, экономическая теория. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025



