Введение 3
1. Теоретические и методические основы управления
маркетинговыми коммуникациями 6
1.1 Содержание основных понятий управления маркетинговыми коммуникациями 6
1.2. Методы уравления маркетинговыми коммуникациями 13
1.3. Особенности управления маркетинговыми коммуникациями на
современном этапе развития экономики 23
2. Анализ действующей практики управления маркетинговыми
коммуникациями в ООО «Арск Металл» 28
2.1. Анализ развития деятельности в области производства и продажи металла и металлоконтструкций и общая характеристика
ООО «Арск Металл» 28
2.2. Анализ системы управления ООО «Арск Металл» 37
2.3. Исследование проблем формирования маркетинговых коммуникаций
в ООО «Арск Металл» 47
2. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций в ООО «Арск Металл» 55
3.1. Совершенствование рекламной деятельности 55
3.2. Разработка мероприятий по стимулированию сбыта 60
3.3. Рекомендации по формированию связи с общественностью 65
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложения 80
В комплексе маркетинга продвижение является обязательным и одним из наиболее активно используемых элементов. Как свидетельствует опыт отечественной практики, многие практикующие специалисты зачастую отождествляют понятия маркетинг и продвижение. Разумеется, такой подход в корне не верен, однако он отчетливо показывает роль маркетинговых коммуникаций в условиях современного рынка потребителя. Некоторые иностранные специалисты по маркетингу считают, что чрезмерно активное использование элементов маркетинговых коммуникаций в ущерб внимания к самому продукту и процессу его использования приводят к переносу акцентов с потребительской ценности на ценность в процессе обмена. Однако даже они не могут отрицать активной роли продвижения в современных реалиях функционирования организации на рынке. Во многом, это обусловлено большой зависимостью организаций от внешней среды, которая пронизана разветвленной системой коммуникаций.
Управление комплексом маркетинговых коммуникаций в производственных организациях имеет свои особенности ввиду наличия цепочки отношений дистрибьютор-дилер, однако системные научные учения по данной тематике отсутствуют как в отечественных, так и в зарубежных трудах исследователей, что подтверждает необходимость и актуальность проведения более подробного и тщательного исследования специфики управления комплексом маркетинговых коммуникаций в данной сфере.
Маркетинговые коммуникации - одно из наиболее глубоко исследованных учеными и самых востребованных практикующими маркетологами направлений в современном менеджменте. Имена таких зарубежных ученых, как Арене У.Ф., Бернет Дж., Блайт Дж., Бове K., Мориарти С., Перси Дж., Пулфорд А., Смит П., Хопкинс К., Элиот Р. известны широкому кругу специалистов, работающих на рынке коммуникационных услуг. Не менее популярны отечественные авторы,
исследующие маркетинговые коммуникации, среди которых Веселов С.В., Голубкова E.H., Дубровин И.А., Землянская Н.Б., Казаков С.П., Кучин Б.П., Багиев Г.Л., Попов Е.В., Старобинский Э.Е. и многие другие.
При глубокой проработанности темы маркетинговых коммуникаций в целом работы в области изучения их специфики в разных сферах встречаются нечасто. В первую очередь к ним можно отнести труды известных зарубежных ученых, работающих в области маркетинга на рынке B2C и посвятивших коммуникационному комплексу отдельные разделы в своих работах: Бери Дж., Битнер М., Буме Б., Грёнроос К., Лавлок К., Лампо С., Шостак Л. и др. Среди отечественных авторов следует выделить работы Марковой В.Д., Моисеевой Н.К., Песоцкой Е.В., Разумовской А.Л., Хлебович Д.И., Янченко В.М.
Цель и задачи исследования. Целью бакалаврского исследования является анализ научно-методических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию комплекса маркетинговых коммуникаций на производственном предприятии ООО «Арск Металл».
В соответствии с указанной целью в бакалаврской работе поставлены и решены следующие задачи:
В связи с данной целью, поставлены задачи:
- рассмотреть теоретические основы системы маркетинговых
коммуникаций;
- проанализировать систему маркетинговых коммуникаций ООО «Арск Металл»;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы
маркетинговых коммуникаций ООО «Арск Металл».
Предметом исследования является совокупность процессов, связанных с совершенствованием комплекса маркетинговых коммуникаций.
Объектом исследования является ООО «Арск Металл».
Теоретической и методической основой исследования послужили фундаментальные труды и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых в области маркетинговых коммуникаций. Были изучены статьи в периодических изданиях в сфере коммуникационной политики, материалы научных конференций и семинаров по вопросам направлений развития данной сферы. Для решения сформулированных в работе задач использованы следующие общенаучные и частные методы познания: методы системного анализа, метод описания, метод статистического анализа, структурнодинамического и экономико-математического анализа, метод экспертных оценок, методы ситуационного и функционального анализа, метод мозгового штурма.
Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа, годовые отчеты компании ООО «Арск Металл», информация глобальной информационной сети Интернет, а также данные по теме исследования, имеющиеся в периодической научной печати, прикладные исследования по данной проблеме и практический опыт отечественных и зарубежных организаций.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ
1.1 Содержание основных понятий управления маркетинговыми
коммуникациями
Термин «коммуникация» возник в научной литературе в начале XX века, получил различные интерпретации. «В настоящее время трактовка этого понятия широко распространена в связи с сущностным аспектом проблемы - социальной, т. е. социальной сущностью коммуникации и ее психологической составляющей».
Коммуникация (лат. общение-от communico-сделать общим, общение, общаться):
1) связь одного места с другим, путь сообщения;
2) общение, передача сведения от человека к человеку - специфичная форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой активности, осуществляется, в основном, с помощью языка (реже с помощью иных знаковых систем).
Коммуникационная связь также известна как сигнальные методы коммуникации у животных. Многие исследователи подчеркивают важную особенность коммуникации - передача и обмен данными в социуме с целью влияния на него. Таким образом, коммуникация, в том числе и маркетинговая, представляет собой систему, в которой выполняется взаимодействие, и сам процесс взаимодействия, и методы коммуникации, позволяющие создавать, передавать и получать разнообразную информацию, в данном случае маркетинговую.
Маркетинговые коммуникации - это лишь один из тех приемов управления, на которые надлежит обратить в первую очередь внимание. На сегодняшнем насыщенном рынке успех маркетинговых коммуникаций представляется одной из ключевых гарантий процветания бизнеса.
Маркетинговые системы коммуникаций обязаны разрабатываться персонально для всякого целевого рыночного сегмента и заключать в себе не исключительно механизмы передачи информации для целевой аудитории клиентов, но и функции обратной связи клиента с продавцом продукции и услуг. Собственно, изучение данных обратной связи дает возможность оценивать отдачу вложений в маркетинговую кампанию.
Возрастающая роль маркетинговых коммуникаций обусловлена не лишь внешними структурными преобразованиями в рыночной экономике, но и отличительными чертами экономических отношений между участниками рынка. Сегодня экономика многих государств находится на этапе, когда бизнесвозможности и предложение стали намного опережать спрос, растет конкуренция между бизнесменами и видами услуг. Поэтому предприятиям любой сферы необходимо и важно искать новые пути привлечения покупателей.
Рассматривая концепцию маркетинговых коммуникаций, стоит отметить, что в учебной и научной литературе отсутствует единая трактовка этого понятия. Данная деятельность имеет собственную специфику, сопряженные с характером оказываемых услуг, характер труда, видами продаж и т. д. вследствие этого экономика маркетинговых коммуникаций имеет ряд черт, которые отделили ее в самостоятельное направление маркетинга.
Целевая аудитория предполагает собой совокупность людей, которые получают маркетинговые обращения и имеют возможность реагировать на них. Даже такие компании как Coca-Cola и Pepsico, которые являются гигантами рынка, для того, чтобы продвигать свою новую продукцию ориентируются на определенные группы потребителей. К примеру, целевой рынок «Diet Coke» состоит из сознательных потребителей напитка, создаваемого с использованием диетических ингредиентов. Таким образом, «Diet Coke» предназначено для тех,кто осознанно предпочитает подобные безалкогольные напитки — молодежи в возрасте от 12 до 24 лет обоих полов и женщин от 25 до 45 лет [7, с. 53].
В процессе работы была поставлена цель и исходя из этого были
поставлены задачи.
Цель выпускной квалификационной работы – изучение теоретических и
практических аспектов анализа и совершенствования комплекса маркетинговых
коммуникаций предприятия ООО «Арск Металл»
Были изучены теоретические аспекты совершенствования комплекса
маркетинговых коммуникаций. И было выявлено, что маркетинговые
коммуникации представляют собой определенные методы и формы передачи
информации о каких-либо товарах или услугах ее потенциальным
потребителям, то есть определенной группе людей, которые могут
воспринимать и реагировать на эту информацию.
Для распространения информации о товаре, услуге с целью их
продвижения, используют различные виды коммуникаций. Этот процесс может
осуществляться при помощи запланированных и незапланированных
обращений. К запланированным обращениям относятся следующие
инструменты коммуникаций: реклама, PR, брендинг, паблисити, программы
лояльности, стимулирование сбыта, прямой маркетинг, личные продажи,
интернет маркетинг. А к незапланированным обращениям относятся остальные
способы передачи информации о компании и о ее торговой марке. Таких
способов очень много, но они все в основном носят негативный характер. К
примеру, очень грязная машина, которая предназначена для поставки товаров,
отсутствие парковочных мест рядом с магазином, неопрятные сотрудники,
постоянно занятые телефоны и тд.
Маркетинговые коммуникации также играют ключевую роль в
повышении узнаваемости бренда, так как они оказывают серьезное влияние на
поведение потребителей. При эффективном обмене информацией,
междупотребителем и брендом, достигаются все намеченные цели
производителей продукции.Был проведен анализ хозяйственной деятельности ООО «Арск Металл».
Организация является строительной компанией, имеет производственные
мощности в г. Арск. Показатели рентабельности продажи и рентабельности
производственной деятельности, рассчитанные в целом по ОО «Арск Металл»,
недостаточно высокие, кроме того, произошло снижение уровня данных
показателей. Необходимо также обратить внимание на высокие показатели
рентабельности собственного капитала и активов. Был проведен также анализ
комплекса маркетинговых коммуникаций ООО «Арск Металл».
Проанализировав комплекс маркетинговых коммуникаций ООО «Арск
Металл» можно сделать следующие выводы:
- Компания использует следующие такие виды маркетинговой
коммуникаций как: реклама, прямой маркетинг, стимулирование сбыта;
- маркетинговые бизнес-процессы в ООО «Арск Металл»
реализуются благодаря совместным усилиям продавцов консультантов,
маркетолога под непосредственном контролем генерального директора;
- реклама по радио полностью оправдывает свои затраты, так как
32% опрошенных ознакомились с компанией благодаря этому каналу;
- на наружную рекламу было потрачено 35,6% бюджета, и узнали
компанию 38% опрошенных этим способом, что говорит о правильном выборе
канала продвижения.
Но были выявлены также недостатки:
- реклама по телевидению не оправдывает затраты, так как 22%
опрошенных узнали компанию благодаря этому каналу;
- на продвижение в соцсети было потрачено 2,2% бюджета, поэтому
всего 8% опрошенных узнали эту компанию с помощью этого канала;
- недостаточно используются интернет технологии в продвижении
продукции.
Исходя из выявленных недостатков, были разработаны рекомендации:
1) оптимизировать затраты на телерекламу;
2) введение инструментов интернет-маркетинга:- нанять SMM-специалиста;
- продвижение посредством таргетированной рекламы в вконтакте;
- продвижение посредством контекстной рекламы;
Путем оценки эффективности предложенных мероприятий, было
выявлено, что рекомендации эффективны, так как Е>1
Гражданский кодекс РФ. Глава 48. "Страхование". Статья 927. Добровольное
и обязательное страхование.
2. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 31.12.2017) "Об организации
страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.01.2018).
Стандарты
3. ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества».
Книги
4. Абаев А.Л., Алексунин В.А. Международный маркетинг: учебник и
практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Л. Абаев, В. А. Алексунин. -
М.: Издательство Юрайт, 2016. - 362 с.
5. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегри -
рованный подход. – Спб: Питер, 2001. – 864 с
6. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг: учебное пособие для студентов высших
учебных заведений / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. - Москва: Вузовский
учебник, 2012. - 274 с.
7. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник / Е. П. Голубков. - М.:
Издательство «Финпресс», 2008. - 656 с.
8. Идрисов Ш.А., Волкова Л.А. Маркетинг: учебное пособие / Ш.А. Идрисов. -
2-е изд., доп. и испр. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2013. - 337 с.
9. Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс / Ф. Котлер. - Москва: Вильямс,
2007. - 646 с.
10. Левинсон Д.К. Партизанский маркетинг. Простые способы получения
больших прибылей при малых затратах / Д. К. Левинсон; пер. с англ. Олег
Иванов и А. Мороз. - изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 432 с.
11. Назипов Р. Таргетированная реклама в социальных сетях. Полное
руководство / Р. Назипов, Т.Е. Федосова. - Билингва, 2016. - 224 с.12. Романенкова О.Н. Маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для
прикладного бакалавриата / под общ. ред. О. Н. Романенковой. - М.:
Издательство Юрайт, 2014. - 456 с.
13. Румянцев Д. Event-маркетинг. Все об организации коммуникации и
проблемы их использования // Бизнес. Общество. Власть. - 2011. - № 7. - 240-
243 с.
Авторефераты диссертаций
24. Блудова Н.А. Методика комплексного анализа деятельности предприятий с
дивизиональной структурой управления: автореферат дис. кандидата
экономических наук / Блудова Н.А. - Новосибирск, 2003. - 19 с.
25. Предеин А.М. Эффективность маркетинговых коммуникаций в сети
Интернет: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05 / Предеин
А.М. - Екатеринбург, 2009. - 26 с.
Научные работы
26. Санамян А.Л. Перспективы развития аутсорсинга маркетинговых услуг /
Материалы V Международной студенческой электронной научной
конференции «Студенческий научный форум». - 2014. - 6 с.
Материалы на иностранных языках
27. McCarthy J., William D. Perreault. Basic Marketing: A Global-Managerial
Approach. - Homewood, III, R.D. Irwin, 1960. - 816 p.
28. Benway J. P., Lane D. M. Banner Blindness: Web Searchers Often Miss
'Obvious' Links. Internet Technical Group, Rice University, 1998. – 11 p.
Электронные ресурсы
29. Имидж и репутация компании сегодня [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.promros.ru/magazine/2012/jun/imidzh-ireputaciyakompanij-segodnya.phtml
30. Маркетинговые коммуникации. - Режим доступа: http://financeandbusiness.ru/marketing/communications/zadachi-funkcii-i-celi-marketingov
31. Информационный портал «РБК». - Режим доступа: https://www.rbc.ru/.32. Event-менеджмент - Интервью с Джо Голдблаттом (преподавателем
QueenMargaret [Электронный ресурс] – 2015 – Режим доступа:
http://www.franzlefort.ru/pub_eventmanagement
33. Кузьменков, К. Эра интегрированных маркетинговых коммуникаций
/ К. Кузьменков. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/106
34. Нативная реклама как эффективный инструмент взаимодействия с
потребителем. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2017/02/13969.
35. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного
использования: учебное пособие. Интернет-проект «Энциклопедия
маркетинга». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.marketing.spb.ru/lib-comm/internet/digital_strategies_tutorial.htm (дата
обращения 05.04.2019)
36. Как оценить своих конкурентов на рынке и завоевать преимущество в
борьбе с ними. Интернет-портал ForDealers.PRO. – 2016. [Электронный ресурс].
– Режим доступа:http://fordealers.pro/analytics/kak-otsenit-svoih-konkurentov-narynke-i-zavoevat-preimushestvo-v-borbe-s-nimi (дата обращения 20.03.2019)
37. Как работает система дистрибуции и как организовать работу по сбыту
продукции. Интернет-журнал в помощь предпринимателю Bsnss.net.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bsnss.net/organizatsiyabiznesa/biznes-budni/distributsiya.html#ixzz5i3LQDwAM (дата обращения
17.03.2019)
38. Мамчуева О. 8 правил продвижения на маркетплейсах. Энциклопедия
интернет-маркетинга. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.searchengines.ru/8_pravil_prodvi.html (дата обращения: 05.04.2019)
39. Маркетинговое исследование «Мировой рынок металла». [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://www.technavio.com/report/global-residentialwater-purifier-market-analysis-share-2018 (дата обращения 20.03.2019)
40. Методы и инструменты увеличение объема продаж товаров. БФРФ.РУ.-
2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://bfrf.ru/prodazhi/uvelichenie-obema-prodazh.html (дата обращения:
05.04.2019)