ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и признаки малого предпринимательства 5
2 Функции малого предпринимательства и его роль в современной экономике 9
3 Перспективы развития российского малого предпринимательства на современном этапе 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1990 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов.
Малый бизнес – это бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых предприятий и небольших фирм, не входящих в производственные и промышленные объединения и корпорации. К субъектам предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса относят коммерческие организации с образованием юридического лица, также физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридических лиц, но с внесением в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также крестьянские и фермерские хозяйства.
Актуальность исследования обусловлена тем, что во многих странах субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную экономическую и социальную роль в развитии экономики в целом. От уровня развития малого бизнеса зависят многие показатели, такие как уровень конкуренции, внедрение новых технологий, эффективность производства и т. д.
Целью данной работы является анализ малого бизнеса и его роли в экономическом развитии общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотреть понятие и признаки малого предпринимательства;
– проанализировать функции малого предпринимательства и его роль в современной экономике;
– охарактеризовать перспективы развития российского малого предпринимательства на современном этапе.
Объектом работы выступает – малый бизнес. Предметом – его роль в экономическом развитии РФ.
Теоретической и методологической основой работы явились отечественные и зарубежные исследования по институциональной экономике, по государственному регулированию экономики, по проблемам малого и среднего предпринимательства. Базовые положения работы основываются на взглядах зарубежных и российских ученых, таких как О.В. Азрапкина, О.Б. Буздалина, B.В. Галкин, М.Г. Лапуста, И.М. Овчинникова, Г.Я. Яковлева, А.Г. Хвостиков и др.
В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, анализ нормативно-правовой базы, аналитический метод, анализ монографий и статей, системный анализ изучаемых явлений и результатов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Итак, процесс становления предпринимательства в России носит сложный характер. Тем не менее, предпринимательство в складывающихся рыночных условиях постепенно становиться заметным экономическим явлением, а сами предприниматели утверждаются в качестве нового для российского общества типа хозяйствующего субъекта.
Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. Критерии субъектов малого предпринимательства регламентируются Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
На современном этапе развития именно предприятия малого бизнеса играют большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое явление, ведь малый бизнес – это локомотив, который тянет за собой все остальные вагоны и если он остановится, то начнет приостанавливать и другие отрасли.
На сегодняшний день группой мировых экспертов выделен ряд причин, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России:
1. Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране, спад производства, слабая правовая защищенность предпринимателей, разрыв хозяйственных связей.
2. Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей, плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.
3. Негативное отношение к предпринимателям части населения.
4. Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
5. Снижение покупательной способности население на массовую продукцию.
Однако, как показывает мировой опыт, малый бизнес не знает себе равных по способности оживить экономику и вывести ее из кризиса.
За предпринимательством в России будущее. Но следует помнить, что только глубокая вера в свои собственные силы предпринимателей, их способность к объединению для защиты свободного предпринимательства может стать залогом всех позитивных достижений и перемен в экономике.
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.05.2018).
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.05.2018).
3. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»): распор. Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.05.2018).
4. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постан. Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.05.2018).
5. Азрапкина, О.В. Анализ современного состояния, проблемы развития малого бизнеса и пути их решения в Российской Федерации [Электронный ресурс] / О.В. Азрапкина // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 5(20). – Режим доступа: http://sibac.info/archive/ economy/5(20).pdf. – (Дата обращения 09.05.2018).
6. Беляков, К.П. Динамика развития малого предпринимательства в России [Электронный ресурс] / К.П. Беляков, А.Я. Ябарова // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 6(46). – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf. – (Дата обращения 09.05.2018).
7. Буздалина, О.Б Развитие государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях экономической неопределенности / О.Б. Буздалина. – М.: Дашков и К, 2015. – 86 с.
8. Галкин, В.В. Основы предпринимательской деятельности / B. В. Галкин. – М.: Феникс, 2016. – 288 с.
9. Дмитриев А. Государственная поддержка малого бизнеса в России в 2018 году – льготы и субсидии [Электронный ресурс] / А. Дмитриев // Бизнес и закон. – Режим доступа: https://bizneszakon.ru/s-nulya/podderzhka-malogo-biznesa. – (Дата обращения 09.05.2018).
10. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/ – (Дата обращения 09.05.2018).
11. Корнильцева, А.А. Перспективы российского малого и среднего предпринимательства в 2018 г. / А.А. Корнильцева // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 62-66.
12. Лапуста, М.Г. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 384 с.
13. Малые предприятия в 2018 году – какие компании попадают в эту категорию [Электронный ресурс] // PPT.RU. – Режим доступа: http://ppt.ru/malie-predpriyatia. – (Дата обращения 09.05.2018).
14. Овчинникова, И.М. Методы решения проблем развития малого и среднего бизнеса в России / И.М. Овчинникова // Транспортное дело России. – 2017. – № 10. – С. 209–211.
15. Пастухова, А.И. Проблемы малого бизнеса в России [Электронный ресурс] / А.И. Пастухова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2015. – № 3. – Ч. 2. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4134/. – (Дата обращения 09.05.2018).
16. Яковлев, Г.А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Г.Я. Яковлева. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 313 с.
17. Хвостиков, А.Г. Малый бизнес в России: перспективы и надежды /