Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6-ОМ КЛАССЕ

Работа №41085

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1199
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.7
1.1. Понятие и сущность цифровых технологий в образовательной среде 7
1.2. Виды и классификация цифровых технологий на уроках русского языка 16
1.3. Динамика и перспективы развития использования цифровых
технологий в образовательном процессе 23
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА 28
2.1 Методика использования цифровых технологий на уроках русского
языка при изучении орфографии в 6 классе 28
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Актуальность темы. Цифровая школа, новая образовательная среда, открытое информационное пространство - на сегодняшний день эти слова прочно обосновались в нашем сознании.
В утвержденном Министерством образования и науки РФ федеральном компоненте Стандарта среднего(полного) образования, один из важнейших методов учебной деятельности признается информационно-коммуникативная деятельность, а именно «использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий с целью обработки, передачи, систематизации данных, формирования баз данных, демонстрации результатов познавательной и практической деятельности» закрепляются как единые учебные умения и навыки , непосредственно относящиеся, подобным образом, и к каждому школьному предмету.
Очевидно, что далеко не все вопросы, связанные с разработкой высококачественных цифровых образовательных ресурсов уже решены, но пренебрежение (вынужденное или намеренное) уже созданных ресурсов учителями представляется контрпродуктивным. Особенно это заметно, в том случае, если школа (преподаватель) позиционируют себя как источник качественного современного образования.
Качественных характеристик, выгодно отличающих цифровые образовательные ресурсы от остальных средств обучения, по существу, две: это их мультимедийность и интерактивность.
Современный мультимедийный компьютер представляет собой комплексное техническое средство обучения, значительно увеличивающее способности и возможности образовательного процесса. В урок можно включить текстовый материал (при этом как в " буквенной ", так и в звуковой, т. е. " речевой " форме), аудио эффекты ( музыка, фонодокументы), видеоряд (видеографика, схемы, фото, видео) и др.
Практически неограниченный комплекс медиаобъектов позволяет достигнуть разнообразия форм передачи образовательного материала ученикам. Данное, в свою очередь, дает вероятность " переключая " уровни восприятия, максимально продолжительно удерживать интерес учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения и усталости их в ходе урока. Информация, несколько раз продублированная через разные сенсорные пути, через контент, видео, графику и звук, усваивается гораздо лучше и сохраняется намного дольше.
Другая принципиальная особенность цифровых образовательных ресурсов - это их интерактивность, предполагающая фактическую возможность создания максимально индивидуализированных учебных комплексов, ориентированных на наибольшую оптимизацию учебного процесса. Многие учебные и энциклопедические программы строятся на принципе гипертекстовой разметки материала, что дает возможность ученику самостоятельно строить процесс обучения. За ним сохраняется право выбора.
Над проблемой внедрения информационных и цифровых технологий на уроках русского языка занимались следующие ученые: С.А. Андреев, Ю.Б. Зотов, В.Г. Казаков, С.М. Соколовская, И.Ф. Харламов, Г.С. Швайко и другие.
Учитывая индивидуальность преподавания русского языка, в школе применяют цифровые технологии в обучении названного предмета по нескольким направлениям, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Цифровые технологии содействуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.
Объектом исследования является процесс использования цифровых технологий на уроках русского языка.
Предмет исследования: цифровые технологии на уроках русского языка при изучении орфографии в 6 классе.
Целью данной работы является использование цифровых технологий на уроках русского языка в 6 классе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность цифровых технологий в образовательной среде;
- изучить виды и классификацию цифровых технологий на уроках русского языка;
- рассмотреть динамику и перспективы развития использования цифровых технологий в образовательном процессе;
- провести опытно-экспериментальную работу по использованию цифровых технологий в преподавании русского языка;
-провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: при систематическом использовании цифровых технологий на уроках русского языка повысятся знания учащихся 6-х классов по орфографии.
Методологическая основа исследования: наше исследование основано на работах таких ученых-педагогов, как С.А. Андреев, Г.Г. Гранин, Ю.Б. Зотов, В.Г. Казаков, П.И. Сергиенко, С.М. Соколовская, В.Н. Ушаков, И.Ф. Харламов, Г.С. Швайкои другие.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость и новизна исследования: заключается в определении роли цифровых технологий на уроках русского языка при изучении орфографии; заданиями по использованию цифровых технологий на уроках русского языка могут воспользоваться учителя русского языка, студенты на практике.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
По оценке объединения компаний-разработчиков программного обеспечения «Руссофт», дефицит специалистов в сфере цифровых технологий составляет порядка 1 млн человек в год. Задачу программы «Цифровая экономика РФ» по переходу к новому технологическому укладу позволит решить подготовка кадров для высокотехнологичных производств.
К 2021 году доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна составить не менее 40%, говорится в плане направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика РФ». К 2024 году для увеличения доли цифровой экономики в ВВП с 2 до 6% потребуется 6,5 млн человек, отмечают в АНО «Цифровая экономика». Подготовкой кадров предстоит заниматься всей системе образования, начиная буквально с начальной и средней школы.
Потенциал страны оценивается как достаточно высокий: по данным доклада Global Human Capital — 2017 Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия входит в первую двадцатку стран по уровню развития человеческого капитала и занимает четвертое место по потенциалу этого ресурса благодаря высокому уровню начального, среднего и высшего образования.
«Однако действующая система образования и подготовки кадров в подындексе «Ноу-хау» таких результатов не показывает. Это указывает на необходимость дополнительных усилий в будущем для развития рабочей силы и подготовки населения страны к четвертой промышленной революции», — говорится в докладе ВЭФ.
Цифровизация школы — одно из ключевых направлений нацпроекта «Образование», принятого правительством РФ в начале сентября 2018 года. К 2025 году все школы страны должны быть подключены к высокоскоростному интернету со скоростью передачи данных не менее 100 Мбит/с. Нацпроект в целом предусматривает выравнивание образовательных возможностей для детей, создание условий для непрерывного образования взрослых и обеспечение равного доступа к качественному образованию.
Таким образом, система образования в настоящее время испытывает существенную потребность в качественных цифровых образовательных ресурсах, которые на практике позволили бы:
1. организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
2. применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;
3. привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;
4. объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;
5. управлять учебной деятельностью обучаемых адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;
6. создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
7. оперативно обеспечить педагогов, обучаемых и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
8. создать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.
В классе цифровые образовательные ресурсы возможно применять на различных этапах урока:
• при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программа презентаций Power Point);
• проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа «Физикон», «Живая геометрия»;
• закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
• система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
• при проведении интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web - страниц, проведение телеконференций.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан, 423600, г. Елабуга, ул. Говорова, д. 3.
В эксперименте участвовали учащиеся 6 классов: контрольная группа 6 «Б» - 22 учащихся, экспериментальная группа - 6 «А» - 22 ученика. Опытно-экспериментальная работа проходила в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента изучалась и анализировалась литература, составлялась система педагогического обеспечения. Также проводилось обследование двух групп детей (экспериментальной и контрольной) с целью выявления их уровня развития грамматических умений и навыков перед началом эксперимента.
На втором этапе было проведено 4 урока с использованием цифровых технологий только в экспериментальной группе.
После формирующего эксперимента был проведён контрольный этап эксперимента в двух группах, по методике констатирующего этапа эксперимента, с использованием усложняющих моментов.
В качестве основного метода исследования использовалось тестирование уровня развития у школьников грамматических умений и навыков.
По итогам проведенного исследования можно констатировать, что на контрольном этапе результаты контрольной и экспериментальной групп не имели сильных различий, по всем четырем методикам были получены приблизительно одинаковые результаты.
В результате формирующего этапа эксперимента, где экспериментальная группа занималась с использованием цифровых технологий, а контрольная группа продолжала обучение без применения цифровых технологий.
Итак, в результате констатирующего этапа эксперимента видно, что экспериментальная группа имеет результаты выше, нежели контрольная группа. У контрольной группы тоже наблюдается положительная динамика, однако она не такая существенная, как в экспериментальной группе.
Гипотеза исследование подтвердилась. при систематическом использовании цифровых технологий на уроках русского языка повысились знания учащихся по орфографии.
Можно предложить следующие модели уроков с использованием новых информационных технологий:
1 модель - урок с использованием мультимедиа курсов на CD-ROM - демонстрирует реальные возможности проведения урока с применением мультимедиа технологий (учебных мультимедиа курсов).
2 модель - урок с применением Интернет технологий - позволяет привлечь для участия в проведении урока в режиме реального времени специалистов в предметной области или вузовских преподавателей, обеспечить непосредственный диалог учащихся с этими специалистами. Данная модель особенно эффективна для проведения интегрированных уроков, построенных на пересечении или совмещении различных предметных зон. К on-line урокам относятся музейные уроки, уроки с динамическими иллюстрациями, уроки с применением экспериментальных установок.
3 модель - урок-диалог - позволяет организовать проектную деятельность учащихся и обеспечить учебный диалог между удаленными группами учащихся.
4 модель - урок с использованием баз данных удаленного доступа - позволяет использовать удаленные ресурсы (вычислительные, имитационные модели, виртуальные лаборатории и т.п.).
5 модель - урок с применением лабораторных комплексов удаленного доступа - позволяет проводить лабораторные работы с уникальным оборудованием.
6 модель - урок с использованием демонстрационного эксперимента в режиме on-line - дает возможность использовать ресурсы университета: физических и химических кабинетов, биологических лабораторий, где можно в режиме on-line проводить натурные эксперименты.
7 модель - урок с применением информационных ресурсов музеев. Музейные коллекции используются для проведения уроков по различным темам.



1. 19 век. Отечественная история, литература и искусство
(Электронный ресурс): Межпредметное электронное издание,
1СЭСловесник. Сайт о русской словесности (http://www.slovesnik.ru/) http://www.klassika.ru/
2. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации. 1С; Репетитор. Тесты по
орфографии. Министерство образования РФ, 2003 //
http://www.edu.ru/index.php?goods_id=47&op=description&page_id=185
3. Алешин, Л.И. Контроль знаний без традиционных оценок как элемент совершенствования методов обучения / Л.И. Алешин // Педагогика. - 2013. - № 8. - с.93.
4. Аммосова, В.В. Интегрированный урок. Пособие для учителей / В.В. Аммосова. - М., 2011. - 123 с.
5. Андреев, С.А. Разработка методологических и организационных путей совершенствования мультимедиа технологий / С.А. Андреев. - М.: Педагогика, 2012. - С. 90
6. Аристова, Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму / Т.А. Аристова // Русский язык в средней школе. - 2016. - №1. - С. 64.
7. Бабкина, Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н.В. Бабкина // Педагогика. - 2014. - № 4. - С. 11 -14.
8. Бакулина, Г.А. Творческий подход в обучении русскому языку / Г.А. Бакулина // Русский язык в средней школе. - 2015. - № 11. - С. 39, 54.
9. Богун, Т. А. Графическая наглядность на уроках русского языка / Т.А. Богун // Русский язык в средней школе. - 2014. - № 7. - С. 48.
10. Бондаренко, А.А. Учим русскому языку по-новому! / А.А. Бондаренко // Русский язык в средней школе. - 2014. - № 11. - С. 44.
11. Волина, В. Учимся играя / В. Волина // Русский язык в средней школе. - 2013. - № 7. - С. 27-29.
12. Воробьева, Е.В. Детское словотворчество и языковая игра / Е.В. Воробьева // Русский язык в средней школе. - 2012. - № 9. — С. 44.
13. Голуб, И.Б. Путешествие по стране слов / И.Б. Голуб. - М., 2012.- 165 с.
14. Гранин, Г. Г. Секреты орфографии / Г.Г. Гранин. - М., 2013. - 243 с.
15. Давкаева Ф.М. Современные образовательные технологии на уроках
русского языка и литературы: Открытый урок // http://xn--
i1abbnckbmcl9fb.xn--
p 1ai/%D1 %81 %D1%82%D0%B0%D1%82%D1 %8C%D0%B8/646665/
16. Даулетова Б. А. Использование информационных
коммуникационных технологий на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2014. — №8.1. — С. 9-11. — URL
https://moluch.ru/archive/67/11478/ (дата обращения: 10.02.2019).
17. Епифанова, О.В. Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся / О.В. Епифанова // Русский язык в средней школе. - 2012. - № 7.
18. Женина, Л. В. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социальноэкономических дисциплин в общеобразовательной школе / Л.В. Женина. — Пермь: ПРИПИТ, 2014.
19. Зенкина, С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования / С.В. Зенкина // Педагогика. — 2013. — № 6. — С. 22—28.
20. Зотова, Н. В. Работа по предупреждению ошибок / Н.В. Зотова // Русский язык в средней школе. - 2011. - № 3. - С. 53.
21. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под редакцией: Бадарча Дендева - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 стр.
22. Информационные технологии - шаг в будущее - «Учитель», 2012.- №4 -с.53
23. Казаков, В. Г. Лекционная Мультимедиа - Аудитория/ В.Г. Казаков // Сб. науч. тр. Российской науч.-метод. конф. Ч. 2. - Новосибирск., 2014. - C. 2-17.
24. Казаков, В.Г. Вопросы функционирования комплекса мультимедийных технологий / В.Г. Казаков // Сб. науч. тр. Российской научная -метод.конф. Ч. 2. -Новосибирск., 2014. - C. 22-27.
25. Канакина, В.П. О повторительно-обобщающих уроках русского языка / В.П. Канакина // Русский язык в средней школе. - 2013. - № 2. - С. 67.
26. Кармалькова, Г. А. Как я учила детей 'видеть' орфограммы / Г.А. Кармалькова // Русский язык в средней школе. - 2011. - № 7. - С. 85.
27. Козятинская, С. Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в 6 классе / С.Е. Козятинская // Русский язык в средней школе. - 2013. - № 1. - С. 88.
28. Конопатова Н.К. Проблема оценки качества школьной информационно-образовательной среды // Информационные технологии для Новой школы. Мат-лы конференции. Том 2. - СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2013. - С. 28-31.
29. «Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажер»,
МедиаХауз, 2001 год. //
http://www.mediahouse.ru/catalogue.html?sel=1122550170#1122550170
30. Леонович, Е. Н. Предмет русского языка и задачи развития речи. К вопросу об интеграции на уроках русского языка / Е.Н. Леонович // Русский язык в средней школе. - 2014. - № 4. - С. 97.
31. Лоншакова, А. А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка / А.А. Лоншакова // Русский язык в средней школе. - 2015. - №4. - С. 38.
32. Мартысевич Е. Цифровизация школы или цифровизация человека // http://rvs.su/statia/cifrovizaciya-shkoly-ili-cifrovizaciya- cheloveka#hcq=w8Wj Ghr
33. Матюха Г.А. Использование информационных технологий на уроках
русского языка и литературы. URL: http://festival.1september.ru/articles/562759
34. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия // https://megabook.ru/
35. Милостевенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Г. Милостевенко. - СПб., 2011. -372 с.
36. Николаева, С. М. Предупреждение нарушений письменной речи учащихся/ М.С. Николаева // Педагогика. - 2011. - № 2. - С. 26.
37. Новые информационные технологии в университетском образовании / Сб. науч. тр. Российской науч.-метод.конф. Ч. 2. - Новосибирск, 2014. - C. 38-42.
38. Объединение учителей русского языка и литературы. Кафедра
языков и литературного образования ХорезмИППКПК. Методика проведения современного урока (7 выпуск).
[Самара.2011]. URL:http://rud.exdat.com/docs/index-603395.html
39. Олейникова, А.А. Изучение методики русского языка в школе / А.А. Олейникова // Сборн. научн. трудов. - Киев, 2013. - 176 с.
40. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. - М., 2014.235с.
41. Пузанков, Д.В. Материалы аналитического доклада учебнометодического объединения по образованию в области автоматики, электроники, микроэлектроники и радиотехники / Д.В. Пузанков, В.Н. Ушаков, Н. В. Лысенко. - СПб.: Типография СПбГЭТУ "ЛЭТИ, 2012. - 75 с.
42. Распопова, Е.С. Нетрадиционные уроки русского языка по программе 6 класса / Е.С. Распопова, М.В. Салата // Русский язык в средней школе. - 2013. - № 4. — С. 52.
43. Репкин, В. В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности / В.В. Репкин // Русский язык в средней школе. - 2013. - №7. - С. 35.
44. Сергиенко, П.И. К вопросу об использовании гипертекста в энциклопедическом и информационно-развлекательном электронных изданиях / П.И. Сергиенко // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2014. — № 4. — С. 166— 172.
45. Сидорова, С. А. Урок-соревнование / С.А. Сидоров // Русский язык в средней школе. - 2014. - № 8. - С. 24.
46. Соколовская, С. М. Использование графических диктантов для повышения грамотности учащихся / С.М. Соколовская // Русский язык в средней школе. - 2013. - № 7. - С. 86.
47. «Тренажер по русскому языку. ЕГЭ 2006», ООО «Меридиан» // https://proshkolu. ru/user/shezhgutova/file/1250109/
48. Ушаков, В.Н. Мультимедиа технологии в России / В.Н. Ушаков. - М., 2014. - 309 с.
49. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. -- М.: Фонд Развития Интернет, 2013. -- 144 с.
50. Попова М. Цифровое поколение: какие технологии внедряются
в школах // РБК Татарстан:
http://rt.rbcplus.ru/news/5ba168647a8aa962b46adc87?ruid=NaN
51. Швайко, Г.С. ИКТ для развития грамотности / Г.С. Швайко. - М., 2013.- 125 с.
52. Шукейло, В. А. Воспитание интереса к урокам русского языка / В.А. Шукейло// Русский язык в средней школе. - 2013. - № 5. - С. 14.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ