Введение 3
Глава 1. Классификация вспомогательных частей речи в турецком языке 6
1.1 Общая характеристика вспомогательных частей речи 6
1.2 Послелоги турецкого языка 10
1.3 Союзы и частицы турецкого языка 19
Глава 2. Классификация подражательных слов 25
2.1 Классификация подражаний по происхождению 25
2.2 Морфологическая структура подражательных слов 27
2.3 Образование новых лексем на основе подражательных слов 30
Глава 3. Междометия современного турецкого языка 38
3.1 Общая характеристика междометий турецкого языка 38
3.2 Основные междометия турецкого языка 41
3.3 Функциональные особенности междометий в художественном тексте .... 46
Заключение 50
Список литературы
В турецком языке лексико-грамматические разряды слов, отличающиеся друг от друга по своим грамматическим значениям, морфологическим признакам, по типам словообразования, по синтаксическим функциям в составе словосочетаний и предложений называются частями речи. В турецком языке части речи являются наиболее общими грамматическими категориями. Так, имя существительное выражает предметность, глагол-процесс, прилагательное- качество предмета.
Самостоятельные слова от вспомогательных (служебных) отличаются тем, что они имеют лексические и грамматические значения, отвечают на какой-либо вопрос и являются членами предложения.
Вспомогательные (служебные) слова, в отличие от самостоятельных, имеют только грамматические значения. Одни служебные слова выражают отношения между словами в предложении, вторые устанавливают связи между словами в предложении, третьи - придают им определенные оттенки значения. Функцию русских предлогов в турецком языке выполняют послелоги. В русском языке выделяется шесть самостоятельных частей речи - имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, три вспомогательных (служебных) - предлоги, союзы, частицы и междометие.
В турецком языке тюркологи каждый по своему подходит к этому вопросу. Так, например, А.Н.Кононов [16, с. 30] классификацию слов по грамматическим категориям (части речи) представляет в следующем виде: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, вспомогательные (служебные) части речи: послелоги, служебные имена, наречия, союзы, междометия.
А Мухаррем Эргин в своем учебнике [20] выделяет слова самостоятельные (isimler "имена существительные", fuller "глаголы") и служебные (edatlar).
Таким образом, Мухаррем Эргин, выделяет шесть частей речи: настоящие существительные (asil isimler), прилагательные (sifatlar), наречия (zarflar), местоимения (zamirlеr), глаголы (fuller) и служебные слова (edatlar). В свою очередь вспомогательные (служебные) слова делятся на три вида: междометие (unlem edatlari), союзы (bagla?lar), послелоги (edatlar). Частицы (kuvvetlendirme edatlari) входят в группу союзов (baglama edatlari).
Вспомогательные части речи обычно не входят в сферу пристального внимания языковедов, поскольку основное внимание уделяется преимущественно на знаменательные части речи. Они рассматриваются как необходимые, но все же скорее как факультативные средства языка, что отразилось и в самом их наименовании - служебные или вспомогательные слова. При этом остается целый ряд вопросов, связанный с проблемой функционирования вспомогательных частей речи в турецком языке. Все это как раз и предопределяет актуальность исследования и необходимость как теоретического, так и практического анализа вспомогательных частей речи в турецком языке.
Подражательные слова, как в турецком языке, так и в других тюркских языках, представляют оригинальную группу. Впервые в тюркологии на подражательные слова обратил внимание известный чувашский учёный Н.И.Ашмарин [2, 1918]. Ученый называл их сначала "мимемами", а потом "подражаниями". Он тщательно исследовал источник возникновения подражаний и по нему разделил их на пять групп. По мнению лингвиста, звуковой состав подражательных слов является особым признаком, позволяющим разделять слова на подгруппы. Как отмечает Н.И.Ашмарин, подражательные слова по своей структурной форме одинаковы как для тюркских, так и для финно-угорских языков, что еще раз подчеркивает необходимость их дальнейшего изучения в современных родственных и неродственных языках.
Объектом исследования выступают вспомогательные части речи современного турецкого языка.
Предметом исследования являются общая характеристика, классификация и исследование роли вспомогательных частей речи в современном турецком языке.
Основной целью дипломной работы является описание всего корпуса вспомогательных частей речи современного турецкого языка, определение их функций в речи, выявление лексико-грамматических значений, передаваемых ими.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Систематизировать и описать послелоги, союзы и частицы, функционирующие в современном турецком языке;
2. Раскрыть общее понятие подражательных слов, проанализировать словообразование глаголов и других частей речи от подражательных слов в современном турецком языке;
3. Определить особенности употребления междометий в современном турецком языке.
Решение этих взаимосвязанных и взаимообусловленных вопросов, на наш взгляд, будет способствовать более глубокому пониманию специфики частей речи в современном турецком языке.
Методы исследования. Выделение и описание вспомогательных частей речи осуществляется на основе синхронного анализа материала. В дипломной работе использованы описательный и структурно-семантический методы, которые позволили охватить достаточно разнообразный и обширный материал.
Степень изученности. Основу исследования составляют научные труды российских и зарубежных тюркологов: Кононов А.Н., Щека Ю.В., Гениттт Э., Коч Н., Эргин М., Коркмаз З. и ряда других тюркологов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Вопрос выделения «частей речи» (точнее, классов лексем) в турецком языке является одним из спорных. В современном турецком языке в изучении вспомогательных частей речи проведена немалая работа. Однако до настоящего времени не выработана единая точка зрения в отношении их статуса, классификации и функциональной характеристики. Так, в работах по турецкой грамматике выделяют то восемь, то шесть классов лексем. В работах Зейнеп Коркмаз междометия, союзы и послелоги объединены под термином edat («служебные слова»).
Союзы и частицы не несут смысла сами по себе, но служат для соединения частей сложного предложения или слов и групп слов внутри предложения. Послелоги, как и союзы, тоже устанавливают связь между словами в предложении, но послелоги привносят некоторый новый смысл, чего не делают союзы. Вместо союзов можно использовать знаки препинания, так как в случае отсутствия союза смысл предложения не изменится. Все союзы, кроме ile и ise являются самостоятельными словами и пишутся отдельно.
В современном турецком языке огромное количество подражательных слов и междометий. Однако лингвисты и тюркологи современности не уделяют им должного внимания. Междометия и подражательные слова различны как семантически, так и морфологически: если междометия выражают чувства и эмоции человека, то подражания воспроизводят различные звуки, шумы, издаваемые живой и неживой природой, и от них могут образовываться различные знаменательные части речи (в основном глаголы). Подражательные слова подвергаются лингвистической обработке турецкого языка и имеют обширное происхождение. Отличие проявляется также и с синтаксической точки зрения.
грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении. В целом данный вопрос требует более широкого освещения и потому представляет интерес для дальнейшего исследования.
1. Аксаков К.С. Собр. Сочт. Т. II. - Москва, 1989. - 217с.
2. Ашмарин Н.И. / Основы чувашской мимологии - Казань, 1918. - 10 с.
3. Баскаков Н.А. Тюркские языки. Москва, 1960. - 249 с.
4. Воронин С.В, Основы фоносемантики / С.В. Воронин. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. - 244 с.
5. Дмитриев Н.К. Грамматика башкирского языка. Москва, 1948. - 275 с.
6. Дмитриев Н.К. Строй тюркских языков - Москва, 1962. - 607 с.
7. Караулов Е.Н. Русский язык: энциклопедия. Москва: Советская
энциклопедия, 1979. - 703 с.
8. Нигматов Х.Г. Функциональная лексика тюркоязычных памятников XI- XII вв. - Ташкент: Фан, 1989. - 125 с.
9. Рассадин В.И. Морфология тофаларского языка в сравнительном освещении. - Москва, 1978. - 272 с.
10. Цыдендамбаев Ц.Б. Грамматика бурятского языка. Фонетика и морфология. - Москва, 1962. - 340 с.
11. Шляхова С.С. Исследование звукоизобразительности в пермских языках: проблемы и перспективы//Вестник пермского университета. Российская и зарубежная филология. №3 - Пермь, 2011. - 274 с.
Специальная литература
12. Гениш Э. Грамматика турецкого языка. - Москва: Ленанд, 2007. - 232 с.
13. Гузев В.Г. Староосманский язык. - Москва, 1979. - 96 с.
14. Джевдет-Заде Х., Кононов А.Н. Грамматика современного турецкого языка. - Л., 1934. - 268 с.
15. Казем-Бек М.А. Общая грамматика турецко-татарского языка. Казань, 1839. - 527 с.
16. Кононов А.Н. Грамматика современного турецкого литературного языка.
- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - 571 с.
17. Кононов А.Н. Грамматика языка тюркских рунических памятников VII-IX вв. - Л., 1980. - 254 с.
18. Разумовская В.А. Фейтельберг Е.М. Звукоподражательные слова в
турецком языке: интегративный подход//Вестник иркутского
государственного лингвистического университета №4. - Иркутск, 2009.
- 86 с.
19. Щека Ю.В. Практическая грамматика турецкого языка. - Москва, 2007. - 666 с.
20. Ergin M. Universiteler 15m Turk Dili - Istanbul, 1994. - 600 s.
21. Korkmaz Z. Turkiye turk5esi grameri. - Ankara, 2003. - 1224 s.
22. K05 N. Yeni dilbilgisi. - Istanbul, 1996. - 742 s.
23. Ozkan, A. Ses yansimali kelimelerin yer adi olarak kullanilmasi / A. Ozkan. - Ankara, 2006. - 7 s.
24. Zulfikar, H. Turk5ede Ses Yansimali Kelimeler / H. Zulfikar. - Ankara, 1995. - 708 s.
Источники
25. Fuat M. Somurusuz bir dunya. - Istanbul: Adam Yayinlari. 1998. - 247 s.
26. Guney, Eflatun Cem. Turk ve duya klasikleri. Nasrettin Hoca Fikralari. - Istanbul: Milliyet - Varlik, 1995. - 126 s.
27. Kadir A. Emek §iirleri 1. - Istanbul, 2001. - 287 s.
28. Sari E. Omer Hayyam Dortlukleri. The Rubaiyat. - Antalya, 2016. - 214s.
Словари
29. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М: Мир и образование, 2008. - 736 с.
30. Buyuk Turk5e Sozluk. - Ankara: TDK, 1988. - 1680 s.
31. [Электронный ресурс] Проверено: 3.09.2018