Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Доверие как социально-психологическое явление(19.00.05 )

Работа №4099

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы394стр.
Год сдачи1998
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1668
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРОБЛЕМА ДОВЕРИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ
ПОДХОД 19
*
1.1. Этико-социологический подход к проблеме доверия в отечественной науке 19
1.2. Философская категория веры и явление доверия 34
1.3. Особенности исследования доверия в контексте отечественных и зарубежных социально-психологических исследований 69
ф 1.4. Доверие к себе и доверие к другому в контексте психотерапевтических и психокоррекционных практик 98
1.5. Проблема соотношения доверия к миру и доверия к себе ... 124
/
Глава 2. ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ДОВЕРИЯ К ДРУГОМУ 157
2.1. Доверие к другому как условие социально-психологичес-
Ф кого отношения и общения 157
• 2.2. Психосемантический портрет другого как объекта
доверия 198
2.3. Феноменологическое поле в переживании доверия к
другому 208
2.4. "Я-доверие" и "мне-доверие" - несоответствие межличностных отношений 215
41 2.5. Формально-динамические характеристики доверия как социально-психологического феномена 221

1
3
Глава 3. ДОВЕРИЕ К СЕБЕ - СУБЪЕКТНЫЙ ФЕНОМЕН
ЛИЧНОСТИ 236
3.1. Теоретико-психологические основы формирования представления о доверии к себе 236
3.2. Феноменология доверия к себе как субъектного образования личности 263
3.3. Доверие к себе - эмпирические корреляты 306
3.4. Эмпирические паттерны доверия к себе 319
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: доверие в предметном поле социально-психологических явлений и его социальные функции ^
ЛИТЕРАТУРА 349
ПРИЛОЖЕНИЯ 378



Радикальные социальные преобразования, происходящие в реформируемой России, породили социальную нестабильность, сопровождаемую резким разрушением устоявшихся норм и стереотипов, острым кризисом системы ценностей, обусловленным противоречивостью перехода от социоцентрической системы ценностей к персоноцентрической, увеличением числа "степеней свободы" для выбора себя и своей жизни каждым конкретным индивидом. Многие не в состоянии справиться с таким выбором и потому добровольно отказываются от полученной долгожданной свободы, стремясь обратно "в несвободу" (Э.Фромм). В результате для множества людей это оборачивается утратой чувства личностной целостности, идентичности, утратой ощущения себя субъектом своих действий и поступков (Г.М.Андреева, 1997), что порождает кризис доверия, обнаруживаемый на всех уровнях социально¬психологических отношений. В таких условиях особенно важным оказывается поиск способов и средств, которые могли бы оказаться полезными не только в деле адаптации к новым условиям жизни, но и в деле сохранения личностной целостности и аутентичности.
Многие отечественные исследователи отмечают (К.А.Абульханова-Славская, 1991; Г.М.Андреева, 1997; А.Г.Асмолов, 1990; Б.С.Братусь, 1997, 1998; В.П.Зинченко, 1992; В.П.Зинченко, Е.Б.Моргунов, 1995; К.А.Муздыбаев, 1983, 1998; В.А.Петровский, 1992 и др.), что реализация целостного подхода к личности сопровождается активным изучением ценностных, сложно-эмоциональных и смысложизненных (интегративно-психологических) феноменов, таких как милосердие, сострадание, любовь, надежда и т.п.
В расширяющуюся сферу научных интересов все чаще попадают явления, изучение которых было невозможно или весьма ограничено, вследствие существовавшей до недавнего времени методологии. Как показывают исследования, в последнее десятилетие в отечественной пси-хологической науке произошел “прорыв” в сторону смещения с привычных теорий и традиций рассмотрения различных психических явлений в рамках устоявшего категориального аппарата на новый уровень анализа. Современный этап развития психологической науки характеризуется пе-реходом от исследований, "закованных" в жесткие рамки естественнонаучной методологии, четко очерченного пространства психических явлений, "вписывающихся" в нее, в сторону выявления и изучения различных феноменологических характеристик психического. К их числу можно отнести явления человеческой свободы, рефлексии, духовности, нравственности и др. К таким явлениям относятся вера и доверие, столь на долгое время изгнанные из психологического тезауруса.
Как отмечает П.Н.Шихирев (1993) современная психологическая наука при всем разнообразии имеющихся подходов и школ еще долго не будет в состоянии полноценно решать экзистенциальные проблемы личности, если будет продолжать отказываться от исследования феномена веры, моральных переживаний и доверия. Логика развития самой психологической науки обуславливает поиск ответа на вопросы, что такое доверие, каковы его механизмы, закономерности формирования и какие функции оно выполняет в жизни человека. Каждая личность, делая свой выбор, исходит из оснований собственной веры и доверия. В этой связи изучение проблем социальной психологии доверия становится социально значимой задачей.
Несмотря на наличие социального заказа на изучение доверия и потребностей отечественной психологии в анализе данного феномена, до последнего времени доверию не только было отведено второстепенное место, но и его психологический смысл был упрощен и сведен к не-которому одномерному представлению о нем. Анализ работ как отечественных, так и зарубежных авторов показал, что в различных направлениях психологической науки речь шла о трех самостоятельных областях, где доверие чаще всего называлось в качестве условия существования какого-либо другого явления: это доверие к миру (Т.Говир, 1992; Э.Эриксон, 1967, 1968 и др.), доверие к другому (К.А.Абульханова- Славская, 1981; А.И.Донцов, 1984; И.С.Кон, 1973, 1984; М.Ю.Кондратьев, 1987; А.А.Кроник, Е.А.Кроник, 1989; В.Н.Куликов, 1976, 1978; В.А.Лосенков, 1974; А.В.Мудрик, 1981; Л.А.Петровская, 1982; Б.Ф.Поршнев, 1971; А.У.Хараш, 1987, 1988; С.Джурард, 1959, 1971; С.Джурард, Б.Кемплер, 1987; М.Доич, 1968, 1973; Дж.Хоманс, 1961; К.Роджерс, 1986; В.Свап, 1982; Дж.Роттер, 1980; П.Экей 1974; Т.Ямагиши, 1987, 1988, 1989 и др.) и доверие к себе (Д.Бразерс, 1991;
А.Бандура, 1977; А.Менеггети, 1992; Ф.Перлз, 1995; К.Роджерс, 1994;
Э.Шостром, 1992 и др.). Кроме такого подхода к изучению доверия оно традиционно рассматривается как составляющая других видов отноше¬ний (Л.Я.Гозман, 1987; И.С.Кон, 1973; И.С.Кон, В.А.Лосенков, 1974; М.Ю .Кондратьев, 1987; Е.А.Хорошилова, 1984 и др.) и как самостоя¬тельный вид общения (В.С.Сафонов 1978, 1981). Реже ему придается статус "самостоятельного" отношения, но и в этом случае оно не наделяется собственными психологическими характеристиками (Куликов В.Н. 1978; Б.Ф.Поршнев, 1970, 1971).
Анализ психологических исследований, в основном зарубежных, также показал, что доверие трактуется некоторыми исследователями (Д.Бразерс, 1991; Т.Говир, 1992; Дж.Роттер, 1971; Б.Мьюир, 1994; Л.Райсман, 1966; Э.Эрискон, 1967, 1968; Т.Ямагипш, 1986 и др.) как ус-тановка или система установок (аттитюдов) по отношению к социально¬му миру и к самому себе. Такой подход является необходимым, но не является достаточным, так как он не позволяет “схватить” смысловые оттенки данного феномена.

7
Из проведенного анализа следует, что доверие не представлено как самостоятельный социально-психологический феномен в отечественной психологии. В зарубежной психологии доверие иногда выступало в качестве самостоятельного предмета анализа, однако, чаще всего изучались его различные процессуальные и динамические особенности в связи с другими феноменами межличностного взаимодействия и общения, а собственно психологические характеристики доверия как самостоятельного социально-психологического явления оставались за рамками анализа. При этом различные аспекты, фрагменты доверия как в отечественной, так и в зарубежной психологии изучались обособленно: доверие к другому было включено в социально-психологический анализ; доверие к себе выступало предметом психотерапевтических и психокоррекцион¬ных процедур; доверие к миру рассматривалось как базовая установка личности. Причем ее особенности и механизмы не изучались. Но как целостное, социально-психологическое явление доверие остается неизученными до настоящего времени.
Несмотря на обнаруженные противоречия в изучении феномена доверия, можно сделать вывод о том, что оно является более фундаментальным явлением, чем кажется на первый взгляд, что его психологическая сущность позволяет полнее осмыслить способы связи человека с миром, закономерности освоения того культурного пространства, внутри которого человек только и может обрести свою родовую человеческую сущность и в то же время оставаться самостоятельным истинным "субъектом жизни" (С.Л.Рубинштейн), а не субъектом "отчужденной активности" (Э.Фромм).
Определение онтологического статуса доверия как самостоятельного социально-психологического феномена ставит задачу выбора системы понятий и категорий, посредством которых могли быть вычленены содержание, виды, источники формирования, характеристики проявления и функции изучаемого явления. Но данная задача оказалась трудно решаемой в контексте социальной психологии не только потому, что в ней не обсуждаются такие вопросы, но и потому, что при описании доверия она использует его как явление, не имеющее собственных психологических характеристик. Поэтому нам пришлось обратиться к работам, накопленным в области различных направлений философской антропологии.
Перед нами встала задача, осмыслить, какая реальность стоит за психологическим понятием “доверие” и философской категорией “веры”. Реализация данного замысла предполагала привлечение работ по философской этике, где доверие стало самостоятельным предметом исследования на общетеоретическом уровне (В.Вичев, 1978;
В.К.Калиничев, 1971; Б.А.Рутковский, 1967; Я.Янчев, 1968 и др.); философских исследований, посвященных изучению родовой по отношению к доверию категории - веры (М.Т.Андрющенко, 1992; М.Бубер, 1995;
В.Р.Букин, Б.А.Ерунов, 1974; Б.П.Вышеславцев, 1994; В.Г.Галушко, 1994; В.И.Губенко, 1975; Д.И.Дубровский, 1983; Е.А.Евстифеева, 1984;
A. К.Козырева, 1968, 1971; П.В.Копнин, 1974; Г.А.Мишкинис, 1989;
B. И.Носович, 1970; Д.М.Угринович, 1986; С.Л.Франк, 1992 и др.); фило¬софско-психологических исследований в области различных направлений философской антропологии (работы представителей мировой классической философии: Н.А.Бердяев, 1990; М.Бубер, 1989; Г.Гегель, 1977; А.Камю, 1990, 1989; И.Кант, 1964; С.Кьеркегор, 1993, 1994; Ф.Ницше, 1990; Ортега-и-Гассет, 1991; П.Рикер, 1995; Ж.Сартр, 1990; Л.Фейербах, 1955; И.Г.Фихте, 1905; Ф.Шеллинг, 1908; Л.Шестов, 1995; А.Шопенгауэр, 1988; Р.У.Эмерсон, 1992 и др., а также философские исследования современных авторов: П.П.Гайденко, 1992; Э .Гарен, 1965;
А.Геррес, 1997; П.С.Гуревич, 1993; К.М.Долгов, 1990; Б.В .Емельянов,

А.И.Новиков, 1995; A.M.Лобок, 1997; М.Мамардашвили, 1990, 1995; Б.Рассел, 1993 и др.
Анализ этой литературы привел к выводу о том, что доверие является самостоятельной относительно независимой формой веры, в основе которой лежит акт отношения.
Кроме этого оказалось, что вскрыть собственно психологический смысл и сущность явления "доверия" можно лишь путем дедуктивного анализа, опираясь на положения, сформулированные многими современными отечественными авторами о целостном взаимодействии человека с миром в единой системе, единой онтологии (Ф.Е.Василюк, 1984; Л.Я.Дорфман, 1993; В.Е.Клочко, 1991; А.Н.Леонтьев, 1975; Д.А.Леонтьев, 1989; С.Л.Рубиннггейн, 1976 и др.).
Таким образом, проведенная предварительная работа позволила наметить теоретико-методологический подход к изучению доверия как социально-психологического явления, основанный на идеях: М.Бубера других авторов о существовании двух типов веры; идеях С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева о взаимопроникновении человека в мир и мира в человека; на тезисе о том, что механизмом объединения субъекта и объекта доверия в единую систему является одновременная обращенность человека в себя и в мир (М.Мамардашвили); на положении о том, что у человека в каждый момент времени существуют одно-временно две конкурирующие психологические позиции или две уста-новки: социальная и личностная (К.А.Абульханова-Славская, Г.М.Андреева, А.Г.Асмолов, С.Л.Рубинштейн, Э.Эриксон); на отечест-венной теории отношений (В.Н.Мясищев) и установок (А.Г.Асмолов, Д.Н.Узнадзе, П.Н.Шихирев, В.А.Ядов); на теоретических положениях понимания личности как субъекта активности и субъекта жизни (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.А.Петровский). Эти

методологические положения легли в основу рассмотрения доверия как социально-психологического феномена.
Предмет исследования: условия возникновения, закономерности функционирования, характеристики проявления и функции доверия как социально-психологического явления. Основная цель исследования: провести теоретический и эмпирический анализ доверия как социально-психологического явления. К гипотезам исследования относятся сле-дующие предположения: 1) доверие является видом веры; в социально-психологическом плане доверие представляет из себя самостоятельный вид установки-отношения, сущность которого представлена в соотношении меры доверия к миру и меры доверия к себе; 2) доверие к миру, к себе и к другим людям или сторонам бытия является единым социально-психологическим феноменом, имеющим сходные условия возникновения, характеристики проявления и закономерности функционирования; 3) основными условиями возникновения отношения доверия являются ситуативная актуальная значимость той части мира, с которой индивид намеревается вступить во взаимодействие и оценка ее как безопасной (надежной); 4) в каждом акте общения всегда присутствует определенное количество или мера доверия, без чего оно становится лишь транслированием содержания какого-либо текста; оно выступает также исходным условием позитивности межличностных отношений, без чего отношения становятся контрсуггестивными, конфронтационными;
5) доверие к другому - явление, имеющее относительно самостоятельный социально-психологический статус; различные виды межличностного доверия порождаются соотношением меры доверия к себе и меры доверия к конкретному другому у обоих взаимодействующих субъектов, чем обуславливается порождение межличностных феноменов, фоновым условием существования которых является доверие или его отсутствие;
6) существует рефлексивный феномен субъектности - доверие к себе,

проявляющийся в наличии отношения к собственной субъектности как значимой для личности; 7) доверие к себе имеет относительно самостоятельный статус, абсолютизация доверия (недоверия) к себе ведет к аномальному функционированию личности; 8) человек в каждой конкретной ситуации адресует разным сторонам действительности и самому себе разное "количество" доверия; основными формально-динамическими характеристиками доверия являются мера, избирательность и парциальность.
Выделенный предмет исследования и сформулированные гипотезы определили перечень задач, необходимых для реализации поставленной цели. При этом решение эмпирических задач оказывается невозможным без теоретического осмысления многих теоретических положений как в психологии, так и в смежных науках, где вера и доверие были предметом анализа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретико-эмпирическое исследование доверия как самостоятельного социально-психологического феномена позволило ос¬

мыслить данное явление как условие взаимодействия человека с миром и как способ, средство, объединяющее человека и мир в одну систему, в единую онтологию. Анализ литературы позволил придти к выводу, что доверие является самостоятельной формой веры, в основе которой лежит акт одновременного отношения человека к миру и к самому себе. Это отношение складывается из пропорции или меры доверия человека к миру и меры доверия к себе. Поэтому доверие к миру и доверие к себе представляют из себя две относительно самостоятельные формы доверия (существующие как базовые установки личности). В целом же доверие - единый феномен, независимо от того, в какой сфере жизни он про¬является: по отношению к миру, к другим людям или к себе.
Данные теоретико-методологические положения позволили выделить основные условия возникновения доверия, его формы, виды, характеристики проявления и социальные функции.
В целом, доверие как социально-психологическое явление определяется как самостоятельный вид установки-отношения к миру и к себе, сущность которой связана с актуальной значимостью объекта доверия и оценкой его как безопасного для субъекта. Актуальная значимость и априорная безопасность объекта доверия выступают основными условия¬ми возникновения доверия.
Анализ показал, что возможно вычленение видов доверия, которые порождаются соответствием (несоответствием) меры доверия, направленной в мир и меры доверия, направленной на себя. В основе выделения видов межличностного доверия лежит соответственно соотношение меры доверия к конкретному другому и меры доверия к себе самому у обоих взаимодействующих субъектов.
В процессе эмпирического исследования было выявлено, что единственным социально-психологическим критерием возникновения межличностного доверия является ориентация взаимодействующих субъектов на взаимность (соответствие) целого комплекса социально-

психологических параметров, основными из которых являются: позитивное принятие, способность к децентрации и значимость обсуждаемого содержания. Эта ориентация на взаимность (соответствие) и обеспечивает как уровень значимости другого для доверительного взаимодействия, так и его психологическую безопасность (надежность). Различная мера выраженности этих параметров порождает основные формально¬динамические характеристики проявления доверия: меру, избирательность и парциальность.
Проведенное исследование также позволило придти к выводу о том, что существует относительно самостоятельный феномен - доверие личности к себе. Доверие к себе связано со стремлением личности, строя стратегию поведения, планируя поступки, соответствовать самой себе, т.е. своими ценностными представлениями о себе. Полученные в результате эмпирического исследования корреляты доверия к себе включают другие внутриличностные образования: самопринятие, внутреннюю не¬противоречивость, самоуверенность, самоуважение, интернальность в области достижений и некоторые другие, которые и обеспечивают специфическое отношение к себе, к своей субъектности как к ценности.
В целом, полученные теоретические и эмпирические данные позволили сформулировать основные социальные функции, которые выполняет доверие в жизнедеятельности человека. Человек не может жить без доверия, без него он утрачивает связь с миром, что имеет для него самые негативные последствия. Зарубежными психологами давно было показано, что доверие есть "стержневой элемент социального и психологического благополучия индивида и общества" (392, С.94), поэтому доверие является важнейшим социально-психологическим явлением. Функции, выполняемые доверием относятся не только к процессу взаимодействия людей друг с другом, они относятся к процессу взаимодействия человека с миром в целом и его отдельными фрагментами.

Первое: доверие есть фундаментальное условие взаимодействия человека с миром и в этом его важнейшая функция. Двойственность направленности психики человека предполагает наличие доверия к миру как условие взаимодействия с ним и наличие доверия к себе как условие активности личности. Доверие к миру всегда связано с доверием к себе и иначе существовать не может. В том случае, когда доверие к миру и доверие к себе оказываются не взаимосвязаны, распадается система "Чело¬век и Мир". Поэтому главными функциями доверия выступают: функция моделирования целостности бытия человеком, когда оно отсутствует; функция моделирования целостности собственной личности, функция связи человека с миром в единую систему.
Следующие функции связаны с предыдущими и состоят в том, чтобы устанавливать меру соответствия своего поведения, принятого решения, целей и поставленных задач миру и самому себе. Известно, что человек стремится к гармонии с миром и одновременно с самим собой. Но она возможна лишь при равновесии (соответствии) уровня доверия к миру и к самому себе. Такая ситуация существует лишь при уже освоенных, известных человеку видах деятельности и поведения. Она не способствует ни развитию личности, ни познанию и преобразованию мира. Соотношение (соответствие) уровня доверия к миру и уровня доверия к
себе должно находиться в состоянии подвижного равновесия. Когда

возникает ситуация несоответствия либо миру, либо самому себе, человек всегда стремится к обретению его вновь. Ситуация неравновесия возникает потому, что человек постоянно попадает в новые для себя обстоятельства, в которых требования и условия мира расходятся с его собственными интересами, желаниями и возможностями.
В такой ситуации он должен сделать выбор — довериться условиям, требованиям, предоставляемым миром или своим собственным желаниям, потребностям, интересам, возможностям.


1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности //Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности., М., 1989. С.110-134.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения //Проблема общения в психологии. М., 1981. С.218-241.
3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности М.,1973.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
5. Александров А.Д. Научный поиск и религиозная вера. М., 1974.
6. Алексеев А.Н. Методологические и методические проблемы контент- анализа. М., 1973
7. Алешина О.Е, Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987, С.91-114.
8. Амяга Н.В. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассни¬ками: Автореф. дис. ... канд. психол. н. 1989.
9. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. С.37-73.
10. Ананьев Б.Г. Избранные психологически труды: В 2 т. М., 1980.
11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
12. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика//Вопросы психологии. 1968. № 6. С.3-20.
13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
14. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
15. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
16. Андрющенко М.Т. Познавательный статус веры. Дис... д-ра филос. н. Владимир, 1992.

17.Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем //Избранные труды. М., 1978.
18 .Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона //Принцип развития в психологии. М., 1978. С.212-242.
19. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики М., 1980.
20. Артемьева Т.И. Категории возможности и действительности в пси-хологии личности //Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988.
21. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
22. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
23. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
24. Ассаджиолы Р. Психосинтез: теория и практика. М., 1994.
25. Ассаджиоли Р., ФерручиП., Йомене Т., КрэмптонМ. Психосинтез: теория и практика. М., 1994.
26. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Методика измерения уровня субъективного контроля УСК М., 1983.
27. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1979.
28. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М., 1979.
29. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
30. Баярд Р., БаярдДж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
31. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. Ростов н/Д, 1987.
32. Бердяев Н.А. Духи русской революции //Лит. Учеба. 1990, № 2. С.123-140.
33. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990.
ЗА. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

351
35. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. Спб., 1912.
36. БобневаМ.И. Социальные нормы и регуляция поведения, М., 1984.
37. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
38. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
39. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. JL, 1965;
40. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
41. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как лично¬сти. Л., 1970.
42. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии, 1976, № 6. С.45-53.
43. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1985.
44. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.
45. Братусь Б.САномалии личности. М., 1988.
46. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходя-щего века //Вопросы психологии. 1993, № 1. С.6-13.
47. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т.12, № 6. С.3-11.
48 .Брушлинский А.В., Темно в а Л.В. Интеллектуальный потенциал лич-ности и решение нравственных задач //Психология личности в усло-виях социальных изменений. М., 1993.
49. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
50. Бубер М. Проблема человека. Перспективы //Лабиринты одиночест¬ва. М., 1989. С.88-98.
51. Букин В.Р.у Ерунов Б.А. На грани веры и неверия. Л., 1974.
52. Васильева И.И. О значении идей М.М.Бахтина о диалоге и диалоги-ческих отношениях для психологии общения //Психологические ис-следования общения. М., 1985. С.81-94.

53. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления крити-ческих ситуаций. М.,1984.
54. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.2, Л., 1976.
55. Вера //Современный философский словарь. М., 1996. С.63-71.
56 .Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотива¬ции. М., 1986.
51. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
58. Винокур В.А. Уловка в деловом споре. Психология и логика приме-нения. СпБ., 1992.
59. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.
60. Воронцов С.П. Способность умолчания //Человек. 1996. № 3. С.63-69.
61. Восприятие и действие. // Ред. А.В.Запорожца. М., 1967.
62. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
63. Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. Т.З. М.,1983. С.6-328.
64. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.
65. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школь-ников и младших подростков //Психология межличностного позна¬ния, М.,1981. С.122-139.
66. Гаек Б., Бакаларж Э. Упражнения психотерапии. 4.1. Филос. ф-т им. Палацкого. Прага 1990. “Самораскрытие". С.52-59.
61 .Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в ин-терпретации Эдмунда Гуссерля //Вопр. филос. 1992. № 7. С. 116-135.
68. Галушко В.Г. Проблема соотношения веры и разума: Автореф. дис... канд. филос. н. СпБ., 1994.
69. Гарэн Э. Хроника итальянской философии XX в. Н.Аббаньяно. М., 1965, С.470-471.
70. Гегель Г. Философия духа. Энциклопедия философских наук: в 3 т.

71 .Гёррес Альберт. Вера и неверие с точки зрения психоанализа // Че¬
ловек. 1997. № 1. С.83-95.
72 .Гершон Д., Страуб Г. Эмпауэрмент, или искусство творить такую
жизнь, какую вы хотите. М., 1992.
1Ъ.Гмурман В.Е. Руководство по решению задач по теории вероятно¬стей и математической статистике. 3-е изд., перераб. и доп., М., 1979. 74. Гозман Л.Я. Об опыте измерения взаимосвязи особенностей детского общения и индивидуально-типологических свойств личности //Проблемы общения и воспитание. Тарту, 1974.4.2. С. 136-145.
15. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.,1987.
76. Гозман Л.Я.у Лосенков В.А. Влияние пола испытуемых на диффе- ренцированность контактов со значимыми лицами //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л.Д973.
11 .Голованов И.В. Философско-эстетические взгляды Л.Шестова: авто- реф. дис. ... канд. филос. н. М.,1995.
18. Грибенникова Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном сти¬ле жизнедеятельности: автореф. дис.... канд. псилох. н., М.Д995.
79. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики М., 1987.
80. Губенко В.И. О вере и верных знаниях. //Филос. науки. 1975, № 1.
81 .Гуревич П.С. Антропологический ренессанс //Феномен человека. Антология. М., 1993. С.3-23.
82. ГусМ. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. М., 1971.
83. Данилин К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в малой группе //Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. С. 177-188.
84. Деркач А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: автореф. дис.... д-ра. психол. Н. Л., 1981.
85. Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. Спб., 1904.

8 в.Джидарьян И.А. Психология общения и развитие личности //Психология формирования и развития личности. М., 1981. С.127-158.
87. Днепров В. Идеи, страсти, поступки (Из художественного опыта Достоевского). JL, 1978.
88. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.
89. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
90. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
91 .Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С.299-316.
92.Дорофеев В.А., Головина А.В. Доверительное пространство школы //Инновационная школа. 1997. № 3 (7). С.41-43.
93 ,ДорфманЛ.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993.
9А.Достоевский Ф.М. Двойник. Кемерово, 1983.
95. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия //Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4. С. 132-138.
96. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996.
97. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
9%. Дубровский Д.И. Самообман (философско-психологический анализ). М., 1994.
99. Дусавицкий А.К. Развитие личности в коллективе в зависимости от организации учебной деятельности: автореф. дис. ...д-ра. психол. н. М., 1990.
100. Евстифеева Е.А. К анализу феномена веры //Философские науки, 1984. № 6.
101. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. Екатеринбург, 1995.
102. Ерунов Б.А. Мнение в человеческом познании: автореф. дис. ... д- ра. филос. н., Л., 1974.
103. Жизненный путь личности /Под ред. Сохань Л.В. Киев, 1987.

104. Запорожец А.В. Избр. психологические труды: В 2 т., М., 1986. Т. 1.
105. Запорожец А.В., Неверович З.Я. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка дошкольного возрас- та.//Вопросы психологии. 1974, № 6.
106. Зимбардо Ф. Застенчивость, что это такое и как с ней справиться. Спб., 1995.
107. Зинченко В.П. Читая О.Мандельштама //Вопросы психологии.
1992. № 5-6, С.44-54.
108. Зинченко В.П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы психологии. 1991, № 2. С.15-36.
109. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М., 1997.
110. Зинченко В.П. Системный анализ в психологии? //Психологический журнал. 1991, т. 12, № 4.
111. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1995.
112. Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. М., 1995.
113. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
114. Каган М.С. О соотношении содержания понятий “природа”, “общество”, “человек”, “культура” в системе философских категорий //Мировоззренческое содержание категорий и законов материалисти-ческой диалектики. Киев, 1981.
115. Каган М.С. О труде С.Л.Рубинштейна “Человек и мир” и его месте в истории советской философии //С.Л.Рубинштейн. Очерки, воспоми-нания, материалы: К 100-летию со дня рождения. М., 1989. С.220-238.
116. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество //Вопросы психологии. 1988. № 4. С.25-34.
117. Калиничев В.К. Природа авторитета личности в социалистиче¬ском обществе: автореф. дис.... канд. филос. н. Л., 1971.

118. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
119. Камю А. Изнанка и лицо //Камю А. Соч. М., 1989. С. 180-261.
120. Камю А. Миф о Сизифе //Сумерки богов. М.,1990. С.222-318.
121. Кант И. Критика практического разума. Соч. В 6 т. М., 1963-1966, Т.2. Т.4.
122. Кант И. Соч. В 6 Т, М.,1964. Т.5.
123. Ким Владимир Ен-Чан Диагностика альтруистических установок личности: автореф. дис.... канд. психол .н. М.,1984
124. Киселев Ю.В. Роль авторитета в общественной жизни: автореф. дис. ...канд. филос. н. JL, 1966.
125. Клочко Е.В. Инициация мыслительной деятельности: автореф. дис. ...д-ра. психол. н. М., 1991.
126. Клочко Е.В. Саморегуляция мышления и ее формирование. Кара-ганда, 1987.
127. Клочко Е.В. Предмет современной психологии: человекообразова- ние и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образо-вание и социальное развитие региона. Караганда, 1995, № 4. С. 104-112.
128. Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: автореф. дис. ... канд. фи¬лос. н. М., 1981.
129. Ковалев А.Г. Достоевский как психолог //Психологический жур¬нал. 1987. Т. 8. № 4. С. 103-110.
130. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психо-логического воздействия //Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 11-49.
131. Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Проблема общения и детерми¬нация психического в работах советских психологов //Общение и развитие психики. М., 1988. С.7-21.
132. Ковалев Г.А., Хараш А. У. Восприятие человека как воздействие на его поведение (к разработке интерсубъектного подхода в исследо¬

ваниях познания людьми друг друга) //Психология межличностного познания. М., 1981. С.25-42.
133. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.
134. Козырева А.К. Вера и знание //Социальная психология и филосо¬фия /Под. ред. Парыгина Б.Д.// Учен. Зап. ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л.,
1971. Т. 444. Вып. 1. С.132-145.
135. Козырева А.К. Природа веры //Философские исследования //Учен. Зап. ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1968. Т. 365. С. 152-171.
136. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых груп¬пах. Минск., 1976.
137. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в груп¬пе сверстников: автореф. дис... д-ра психол. н. М., 1977.
138. Коляну Н. Введение в психотехнику свободного дыхания. Теория, практика, наблюдения. Спб, 1992.
139. Комаров В.Д. Проблема авторитета и становление коммунистиче-ского общественного самоуправления: автореф. дис. ...канд. филос. н. М., 1968.
140. Комарова Л.Э. Базовые ориентации как детерминанты взаимодей-ствия личности и группы //Личность в системе коллективных отно-шений: Тезисы докл. М., 1980.
141. Комарова Л.Э. Исследование социально-психологического клима¬та //Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1981.
142. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
143. Кон И.С. Дружба (историко-психологический этюд). М., 1973.
144. Кон И.С. Лосенков В.А. Проблемы исследования юношеской дружбы //Сов. педагогика. 1974. № 10. С.35-45.
145. Кон И.С. Открытие “Я”. М., 1978.
146. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

358
147. Кондратьев М.Ю. Авторитет педагога как результат его персона-лизации //Психология развивающейся личности //Под ред. А.В.Петровского. М., 1987. С.191-211.
148. Кондратьева А.С. Связь когнитивной компетенции с проявлением внушаемости и ригидности в социальной перцепции //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С.24-35.
149. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося //Вопросы психологии. 1980. № 5.
150. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга //Психология межличностного позна¬ния М., 1981. С.158-174.
151. Конопкин О.А. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегу-ляции деятельности //Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 18-25.
152. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной актив-ности человека (структурно-функциональный подход) //Вопросы психологии. 1995. № 1. С.5-13.
153. Конопкин О.А. Психические механизмы регуляции деятельности. М.Д980.
154. Копнин Л.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.
155. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопро¬сы психологической клиники //Моск. психотер. журн. 1992. № 3. С. 33-48.
156. Котова И.Б. Идея личности в российской психологии: автореф. дис. ...д-рапсихол. н. М.,1984.
157. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д, 1994.
158. Кравков B.C. Внушение: психология и педагогика внушения М., 1924.

159. Крогиус Н.В. Взаимообусловленность познания людьми друг дру¬га и самопознания в конфликтной деятельности //Психология меж-личностного познания. М., 1981. С.66-80.
160. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М., 1989.
161. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М.,1979.
162. Кукосян О.Г. Профессиональные особенности первого впечатле¬ния в межличностном познании //Психология межличностного по¬знания М., 1981. С.174-177.
163. Куликов В.Н. Контрсуггестия и воспитание //Взаимосвязь убежде¬ния внушения в педагогическом процессе. Пермь, 1976. С.50-58.
164. Куликов В.Н. Психология внушения. - Иваново, 1978.
165. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. К., 1994.
166. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
167. Лабунская В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица //Психология межличностного позна-ния. М., 1981. С.54-66.
168. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решения. М., 1985.
169. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ. //Вопр. филос., 1997, № 1. С.
170. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
171. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
172. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
173. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
174. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Во¬просы психологии. 1989. № 3.
175. Леонтьев Д.А. Осмысленность искусства //Искусство и эмоции: материалы международного научного симпозиума //Под ред. Л.Я.Дорфмана и др. Пермь, 1991. С.57-70.

176. Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личност¬ные детерминанты и возможности формирования /УВопросы психо¬логии. 1995. № 1. С.97-111.
177. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности обще¬ния со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: автореф. дис. ... д-ра психол. н. М., 1974.
178. Лобок А.М. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997.
179. Лозанов Г.К. Суггестология и суггестопедия : автореф. дис.... д-ра мед. н. София, 1970.
180. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психо-логии. М., 1984.
181. Лосенков В.А. О юношеской дружбе //Социальная психология личности. Л., 1974. С. 114-124.
182. Майерс Д. Социальная психология. Спб, 1997.
183. Макаренко А.С. Соч.: в 7 т. М., 1958. Т.5.
184. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990.
185. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995.
186. Маркова А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С.Выготского //Научное творчество Л.С. Выготского и совре-менная психология. М., 1981.
187. Маркова А.К. Матис Т.А.. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
188. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном воз-расте. М., 1983.
189. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
190. МенегеттиА. Психология жизни. Спб., 1992.
191. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека,, Пермь, 1971.

361
192. Методика измерения уровня самореализации личности //Ю.Е. Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская, Социально¬психологические методы исследования супружеских отношений. М.,1987, С.91-116.
193. Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.,1973.
194. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной дея-тельности /Вопросы психологии. 1987. № 5.
195. Мишкинис Г. А. Проблема веры в современной философской гер-меневтике: Дис.... канд. филос. н., М., 1989.
196. Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических иссле-дованиях, Киев, 1975.
197. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятель- ности.//Вопр. психол. 1989, №5. С. 18-25.
198. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников: авто¬реф. дис.... д-ра пед. н. - Л., 1981.
199. Муздыбаев К.А. Психология ответственности. Л., 1983.
200. Мухина В. С. Детская психология. Спб., М., 1992.
201. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка //Психологический журнал. 1980. Т.1. № 5.
202. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
203. Мясищев В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости //Социальная психология личности. Л., 1974. С. 13-19.
204. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблемы общей и социальной психологии //Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Л., 1970. С.114-115.

362
205. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние пси-хологии отношений человека //Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т.2. С.110-125.
206. Мясищев В.Н. Проблема личности и отношений человека //Материалы совещаний по психологии. М., 1957. С.71-78.
207. Мясищев В.Н. Психология отношений //Избр. психол. труды. М.- Воронеж, 1995.
208. Мясищев В.Н. Структура личности и отношений человека к дей-ствительности //Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956. С. 10-14.
209. Надирашвили Ш.А. Закономерности формирования и действия установок различных уровней //Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тб., 1978. Т.1. С.111-122.
210. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.
211. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М. 1989.
212. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии. Ереван, 1988.
213. Насиновская Е.Е. Исследование мотивации личности с использо-ванием гипноза: автореф. дис.... канд. психол. н. М., 1982
214. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целе-направленного поведения. М., 1985.
215. Немов Р.С. Психологические условия эффективности воспитания в коллективе //Вопросы психологии. 1979. № 6. С. 16-25.
216. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Собр. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т.2. С.238-406.
217. Новикова Е.Ю. Психология мотивов и действий в обновляющемся мире. М., 1992.

363
218. Новоселова А.С., Веселкова Г.А. Методика психической саморе-гуляции как средство перевоспитания с учетом внушаемости на раз-личные виды воздействия //Взаимосвязь убеждения и внушения в пе-дагогическом процессе. Пермь, 1978. С.74-85.
219. Носович В.И. Психология веры. Л., 1970.
220. Обозов Н.Н. Межличностные отношения Л., 1979.
221. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
222. Обухова Л Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
223. Общая психодиагностика //Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.,1987.
224. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1977.
225. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадиг¬мы, проекции, практики. М., 1995.
226. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
227. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективно¬сти учебной деятельности студентов вуза: автореф. дис. ... докт. пси- хол. н. М., 1984.
228. Ортега и Гасет X. Восстание масс //Эстетика философской куль-туры. М., 1991. С.309-349.
229. Ортега-и-Гасет X. Кант (1724-1924). Размышления по поводу двухсотлетия //Феномен человека. Антология. М., 1993. С.221-240.
230. Основы социально-психологической теории //Под ред. А.А.Бодалева и А.Н.Сухова, Рязань, 1995.
231. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.
232. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
233. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.
234. Пахальян В.Э. Психологические особенности общения со взрос-лыми в старшем школьном возрасте: автореф. дис.... канд. психол. н. М., 1981.

235. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра // Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. Спб., 1995.
236. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследования форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.
237. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы соци-ально-психологического тренинга. М., 1982.
238. Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода//Вопросы психологии. 1981. № 1. С.57-66.
239. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
240. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психоло¬гии: В 2 т., Ростов н/Д, 1996. Т. 1.
241. Петровский В.А. Активность субъекта в условиях риска: автореф. дис.... канд. психол. н. М., 1977.
242. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопро¬сы психологии. 1981. № 2. С.40-46.
243. Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психоло-гическом исследовании // Вопросы психологии. 1985. № 1.
244. Петровский В.А. Феномен неадаптивной активности М., 1992.
245. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: автореф. дис... (в виде научн. докл.) д-ра психол. н. М., 1993.
246. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.
247. Платонов К.К. Психология религии. М., 1967.
248. Платонов К.К. Слово как физиологический и лечебный фактор. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1957.
249. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология: Учебник для индустри-альных пед. техникумов. М., 1973.

250. Полонский И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей //Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. С.52-68.
251. Померанц Г.С. Диалог и молчание //Человек. 1996. С.60-63.
252. Попова М.А. Критика психологической апологии религии. М., 1973.
253. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история: элементарное социаль¬но-психологическое явление и его трансформация в развитии чело-вечества //История и психология. М., 1971. С.7-35.
254. Поршнев Б.Ф. Понятия “пара” и “чужие” в социальной психоло¬гии //Тезисы 2-го Международного коллоквиума по социальной пси-хологии. Тбилиси, 1970. С.15-18.
255. Праворотова Т.А. Говир Т. Недоверие как практическая проблема "Социология". 1994. № 3. С.94-98.
256. Прихожан А.М. Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе. М., 1994.
257. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории //Под ред. А.В.Брушлинского. М., 1997.
258. Психологические механизмы регуляции социального поведения /Под ред. М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой, М.. 1978.
259. Психологические проблемы социальной регуляции поведения //Под ред. Шороховой Е.В., Бобневой М.И., М., 1976.
260. Психологический словарь //Под ред. А.В .Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.
261. Рассел Б. Воля к сомнению //Феномен человека. Антология. М.,
1993. С.160-167.
262. Рассел Б. История западной философии: В 2 ч. М., 1993. 4.2.
263. Рахматшаева В. Грамматика общения. М., 1995.
264. Рейнвалъд Н.И. Психология личности. М. 1987.
265. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.

366
266. Рикер П. Существование и герменевтика //Феномен человека. Ан-тология. М., 1993.С.307-128.
267. Роджерс К. Актуализирующаяся тенденция: “мотивы” и сознание //Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии. Ростов н/Д, 1996. С.60-82. Пер. Барзданиса Е.В., Менже- рицкой Ю.А.
268. Рождерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
269. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психол. вестн. Вып. 1, ч. 2. Ростов н/Д, 1996. С. 132-146.
270. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: автореф. дис. ... канд. психол. н. Ростов н/Д, 1997.
271. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946.
272. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976.
273. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.
274. Рузская А.Г. Развитие речи у детей первых семи лет в общении со взрослыми //Общение и развитие психики. М., 1986. С.61-71.
275. Рутковский Б.А. Понятие доверия в марксистской этике: автореф. дис.... канд. филос. н. Киев, 1967.
276. Рюмшина Л.И. Диалог—игра—манипуляция //Психол. вестн. №
1. 4.1. Ростов н/Д, 1996. С.206-222.
277. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения лично¬сти //Под ред. В.А.Ядова. JL, 1979.
278. Сарджвеладзе Н.И. Структура и динамика межличностных и внутриличностных отношений: автореф. дис. ... д-ра психол.н., Тби-лиси, 1987.
279. Сартр Ж. Бытие и ничто. М., 1990.

280. Сафонов B.C. О психологии доверительного общения //Проблема общения в психологии. М., 1981. С.264-272.
281. Сафонов B.C. Особенности доверительного общения: автореф. дис. ...канд. психол. н. М., 1978.
282. Селиванов В.В. Взаимосвязь когнитивного стиля и процессуальных характеристик мышления: автореф. дис. ...канд. психол. н. М., 1988.
283. Семенов М.П. О моральном авторитете. Алма-Ата, 1967.
284. Скрипкина Т.П. Психологические особенности проявления дове¬рия на основе интеграции внутренних ценностей на этапе ранней юности //Проблемы формирования ценностных ориентаций и соци¬альной активности личности. М., 1984.
285. Скрипкина Т.П. Доверительность в отношениях с окружающими как специфическая характеристика общения в ранней юности //Общение и формирование личности школьника. М., 1987.
286. Скрипкина Т.П. Доверие людей в процессе общения // Эмоцио-нальные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д,
1990. С.33-52.
287. Скрипкина Т.П. Психологические особенности доверия к людям в старшем школьном возрасте: автореф. дис. канд.... психол. н. М., 1984.
288. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа //Человек.
1994. № 5. С.21-39.
289. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): автореф. в форме научного доклада на соискание уч. степени доктора психол. н. М, 1994.
290. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Феномен человека. М., 1996.
291. Словарь социально-психологических понятий., М., 1987.
292. Смирнов Л.А. Убеждение как философская категория. Калинин, 1973.
293. Соколова Е.Е. Семнадцать диалогов о психологии, М., 1995.

368
294. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях лично¬сти. М., 1983.
295. Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия ре-шения. М., 1985.
296. Сосновский Б. А. Мотив и смысл. М., 1993.
297. Сосновский Б.А Мотив как личностное образование // Мотивационная регуляция деятельности и поведение личности. М., 1988.
298. Социальная психология //Под ред. А.В.Петровского. М., 1987.
299. Старченко А.А. Анализ категории “убеждение” //Филос. науки,
1979. № 5.
300. Старченко А.А. Логическая структура категории “убеждение” // Слово лектора. 1972. № 3.
301. Степкин Ю.П. Исследование авторитета личности как социально-психологического явления: автореф. дис. ...канд. психол. н. Л., 1976.
302. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1982.
303. Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981. № 2. С.68-78.
304. Субботский Е.В. Формирование морального действия у ребенка // Вопросы психологии. 1970. № 3. С.47-55.
305. Ткачев Э.М. Проблема авторитета в социологии и социальной психологии: автореф. дис.... канд. филос. н. М., 1971.
306. Толковый словарь русского языка: В 4-х т.,//Под ред. Д.Н.Ушакова М., 1934. Т.1.
307. Угринович Д.М. Вера безрелигиозная и религиозная //Наука и ре-лигия. 1985. №2. С. 12-21.
308. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.
309. Фейербах Л. Сущность христианства //Избр. философские произ-ведения. М., 1955,. Т. 2. С.7-405.
310. Философский энциклопедический словарь. М., 1968,

311. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
312. Философский энциклопедический словарь. М.. 1985.
313. Фихте И. Г. Назначение человека. Спб., 1905.
314. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
315. Флоренская Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М.Бахтина и А.А.Ухтомского //Общение и развитие психики. М., 1986. С.21-30.
316. Форд Дж. Харти. Теория личности К.Роджерса: обзор и перспек-тивы, (пер. Ю.А.Менжерицкой) //Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии. Ростов н/Д, 1996. С. 83-105.
317. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.
318. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
319. Фромм 3. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
320. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
321. Фромм Э. Человек для себя // Пер. с англ. Минск, 1992.
322. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.
323. Xapaut А. У. “Другой” и его функции в развитии “Я” //Общение и развитие психики. М., 1988. С.31-46.
324. Хараш А. У. Личность в общении //Общение и оптимизация совме-стной деятельности. М., 1987. С.30-41.
325. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интер-субъективного подхода в исследовании коммуникативных воздейст¬вий //Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979.
326. Хараш А.У. Принцип деятельности в исследовании межличностно¬го восприятия // Вопросы психологии. 1980. № 3. С.20-31.
327. Харман Г. Современный факторный анализ. М., 1972.
328. Xор о Шилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого че-ловека. автореф. дис.... канд. психол. н. М., 1984.
329. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

330. Чудноеский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психоло-гическое исследование. М., 1981.
331. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.
332. Шейн С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопро¬сы психологии. 1991. № 1. С.44-52.
333. Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы. Спб., 1908.
334. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности //Лев Шестов:: Соч. М., 1995. С. 176-318.
335. Шестов JI. Достоевский и Ницше (философская трагедия). //Лев Шестов: Соч. М., 1995. С.15-175.
336. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
337. Шихирев П.Н. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии: дис. (в виде научного доклада) ... д-ра. психол. н. М., 1993.
338. Шихирев /7.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
339. Шкопоров Н.Б. Феноменология, динамика и психологические ме-ханизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы-интерната, автореф. дис. ... канд. пси-хол. н. М., 1980.
340. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983.
341. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1988.
342. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Минск, 1992.
343. Штирнер М. Единственный и его собственность. М., 1995.
344. Щербаков# Г.В. Убеждение и его отношение к знанию и вере. М., 1983.
345. Щербакова Т.Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя: автореф. дис.... канд. психол. н., Ростов н/Д. 1994.

346. Щур В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отноше¬ниях к нему других людей //Психология личности: теория и экспери¬мент. М., 1982. С.108-114.
347. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника //Психическое развитие в детских возрастах. М.-Воронеж. 1995. С.101-142.
348. Эмерсон Р.У. Доверие к себе. Спб., 1992. С.21-43.
349. Эмоциональные и познавательные характеристики общения //Под ред. В.А.Лабунской. Ростов н/Д., 1990.
350. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
351. Эткинд А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межлич-ностных суждений // Вопросы психологии. 1983. № 2. С.106-113.
352. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, програм¬ма, методы. М., 1987.
353. Якобсон С.Г. Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение до-школьников // Вопросы психологии. 1986. № 6. С.43-43.
354. Якобсон С.Г. Почеревина Л.П. Роль субъективного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольни¬ков //Вопросы психологии. 1982. № 1. С.40-49.
355. ЯнчевЯ. Доверието като етическа категория. София., 1968.
356. Albanese R., Van Fleet D. Rational Behavior In-Groups: The Free-Riding Tendency. //Academy of Management review/1985 (10). P.244-255.
357. Alden L., Cappe R. Nonassertiveness: Skill deficit or selective self- evaluation?//Behavior Therapy. 1981 (12). P. 107-114.
358. Allen G.A. When does Exchanging personal information constitute self-disclosure //Psychological Reports. 1974, 35 (1). P. 197-203.
359. Altman I., Taylor O.A. Social Penetration. N.Y., 1973.
360. Argyle M. The psychology of interpersonal behavior. Pengvin Books, 1972.

361. Badcock C.R. The problem of altruism: Freudian-Darwinian solutions. Oxford. Blackwall, 1986.
362. Bandura A. Social Learning Theory. Prentice Hall. Englewood Cliffs. 1977.
363. Bar—TalD. Prosocial behavior. Theory and research. Wash., 1976.
364. Barlo D.K. The process of communication. An introduction to theory and practice. N.Y., 1960, XY.
365. Barnlund A.A. Transactional model of communication //Soreno K., Mortensen S.D. (eds.). Foundations of communication theory. N.Y. 1970. P.83-102.
366. Bienenstock, E., Bonacich Fh. Game Theory Models for Exchange Networks: Experimental Results //Sociological Perspectives 1993, 36 (2). P.35-117.
367. Bradach J.L., Eccles R.G. Price, Authority, and Trust: form ideal Types to Plural Forms //Annual Reviews. Sociological. 1989. V. 15. P.97-118.
368. Brothers D. Private Practice. N.Y., Falling backwards: An exploration of trust and self-experience. 1991.
369. Carrington F.G. The victims. N.Y. 1975.
370. Chaikin A.L., Derlega V.J. Variables affecting the appropriateness of self-disclosure //J. of consulting a. clinical psychology. Washington, 1974. Vol.42 (2). P.588-593.
371. Chun. K.T., Campbell J. B. Dimensionality of the Rotter Interpersonal Trust Skale //Psychological Reports. 1974. V.35. P. 1059-1070.
372. Cook K. S. Network Structures from an Exchange Perspective //Social Structure and network Analysis. 1982. P. 117-199.
373. Cook K. S., Emerson R. Power, equity, and Commitment in Exchange Networks //American Sociological Review 1978. V.43. P. 721-739.
374. Cook K. S., Emerson R., Gillmore М., Yamagishi T. The Distribution of Power in Exchange Networks: Theory and Empirical Results //American J. of Sociology. 1983 (89). P. 275-305.

375. Cozby P. С. Self-disclosure a literature review //Psychol. Bull. 1973. 72 (2). P.88-94.
376. Cozby P.C. Self-disclosure: A lit. Rev. //Psychol. Bull. 1973. Vol.79 (2). P.73-91.
377. Craig D. Parks, L., Hulbert G. High and Low Trustee's Responses to Fear in a Pay off Matrix //J. of Conflict Resolution. 1994. V. 39 (4). P. 718-730.
378. Cvetcovich G., Earle Т. C. The Construction of Justice: A Case Study of Public Participation in Land Management //J. Of Social Issues. 1994. V.50 (3). P.161-178.
379. Dawes R. M. Social Dilemmas //Annual Review of Psychology. 1980. V. 31. P.169-193.
380. Doherty W.J., Ryder R.G. Locus of control, interpersonal trust, and as-sertive behavior among newlyweds //J. of personality and Social Psychol-ogy. 1979 (37). P.2212-2220.*
381. Earle Т. C, Cvetkovich G. T. Social Trust: Toward a cosmopolitan so-ciety; Warre J.H., Burdette M. Parsons’ (V. Tennessee, T.N) Betrayal in relationships. Perspectives on close relationship //P.A. V.82. P.52-95.
382. Eisner G. P. The origins of explanatory style: Trust as a determinant of optimism and pessimism //Explanatory style P.A. 1995. P.49-55.
383. Ekeh P.P. Social Exchange Theory: The Two Traditions. 1974. P.58-59.
384. Ellis A., Grieger R. (Eds.) Handbook of rational-emotive Therapy. N.Y. 1977.
385. Emerson R. Exchange Theory. P.l. A Psychological Basis for Social Exchange. In Sociological Theories in Progress. 1972. V. 2. P.38-57.
386. Emerson R. Exchange Theory. P.2. Exchange Relations and Networks //Sociological Theories in Progress. 1972. V.2. P.58-87.
387. Emerson R. Toward a Theory of Value in Social Exchange //Social Exchange Theory 1987. P.l 1-46.*
388. EriksonRH. Childhood and society. N.Y. 1967.
389. Erikson E.H. Identy youth and crisis. N.Y. 1968.

390. Galassi J.P., Delo J.S., Galassi M.D., Bastien S. The College Self- Expression Scale: A measure of Assertiveness //Behavior Therapy. 1974. V.5. P.165-171.
391. Giffin K., Patton B.R. Personal communication of human relations // Columbus Ohio., 1974, X.*
392. Goier P. Distrust as a practical problem / J. of social philosophy. 1992. -Vol. 23 (3). P. 52-63.
393. Gouldner A.W. The norm reciprocity in preliminary statement //American Sociological Review. 1960. V. 25. P. 161-178.
394. Greeting and Maintaining trust //Training & Development. 1995 De-cember. P. 52-53.
395. Homans G.C. Social behavior as exchange //American J. of Sociology. 1956. V. 63 (6) P.597-606.
396. Homans G.C. Social behavior, its elementary forms. N.Y. 1961.
397. Howard M. Selfishmess, altruism and rationality. A theory of social choice. Cambrige Univ., 1982.
398. Jourard S.M. Healthy personality and self-disclosure //Ment. Hyg., 1959. V. 43. P.499-507.
399. Jourard S.M. Self-disclosure: An experimental analysis of the trans-parent self. - N.Y., 1971. P.2.
400. Jourard S.M., Kempler B. The shadow side of self-disclosure //J. of humanistic psychology. 1987. V.27 (1). P.109-117.
401. Jourard S.M., Lasakow P. Some factors in self-disclosure //J. of ab-normal a. Social psychology, 1958. V.56. P.91-98.
402. Kaplan R.M. Components of trust: Notes on the use of Rooter’s scale //Psychological Reports, 1973. V. 33. P. 13-14.
403. Kollok P. The Emergence of Exchange Structures: An Experimental Study of Uncertainly, Commitment, and Trust. American Journal of Soci-ology, 1994. V.100 (2) P.313-345.
404. Lahno B. Trust, Reputation, and Exit in Exchange Relationships //J. of Conflict Resolution. 1995. V. 39. (3). P.495-510.

405. Lerner M. The Belief in a Just World. A fundamental delusion. N.Y.,
1980.
406. Lewicki R. J., Bunker В. B. Trust in relationships: A model of devel-opment and decline // P.A. 1993.
407. Markovsky B., Wilier D., Patton T. Power Relations in Exchange Networks //American Sociological Review. 1988. V. 53. P.220-236.
408. Messick D. М., Brewer М. B. Solving Social Dilemmas: A Review // Review of Personality and Social Psychology, 1983. V. 4. P. 11-44.
409. Mischel W. Toward a cognitive social learning reconceptualization of personality //Psychological Review. 1973. V. 80. P.252-283.
410. Morgan R. М., Hant S.D. The Commitment-Trust Theory of Relation-ship Marketing //Journal of Marketing, 1994, July. P.20-37.
411. Morgan R., Hunt S. D. The Commitment-Trust Theory of Relationship Marketing. //J. of Marketing. 1994.V. 58 (7). P.20-38.
412. Muir В. M. Trust in automation: Theoretical issues in the study of trust and human intervention in automated systems //Ergonomics. 1994. V.37 (41). P. 1905-1922.
413. Oxford advanced learner’s Dictionary of Current English Oxford,
1995.
414. Parks C. D., Hulbert L.G. High and Low Trustee'^ Responses to Fear in a Pay off Matrix //J. Of Conflict Resolution. 1995. V.39 (4). P.718-730.
415. Pruitt D.G., M.J. Kimmel. Twenty Years of Experimental Gaming: Critique, Synthesis, and Suggestions for the Future //Annual Review of Psychology, 1977. V. 28. P.641-651.
416. Rathus S.A. An experimental investigation of assertive training in a group setting //J. of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. -
1972. V.3. P.81-86.
417. Rotter J.B. A new scale for the measurement of interpersonal trust // J. of Personality, 1967. V.35. P.651-665.
418. Rotter J.B. Interpersonal trust, trustworthiness, and gullibility // American Psychologist, 1980. V. 35. P. 1-7.

419. Rotter J.B. Generalized expectancies for interpersonal trust //American Psychologist, 1971, V. 36. P.443-452.
420. Rubin Z. The measurement of romantic love //J of Personality and So-cial Psychology, 1970. V. 16. P.265-273.
421. Rubin Z., Peplay L.A. The justice motive in Social Behavior. J. of So-cial issues, V. 31, № 3,1975, P.77-78.
422. Slovic P. (Decision Research, Eugene, OR) Perceived risk, trust, and democracy//Risk Anaiysis

Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ