ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
|
Введение 3
Глава I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 6
1.1 Понятие «гендер». История возникновения, специфика,
междисциплинарный характер 6
1.2 Лингвистические аспекты гендерных стереотипов и их
функционирование в современном обществе 12
Глава II. АКУСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЗНАКОВ РЕЧИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 20
2.1 Некоторые различия в речевой деятельность мужчин и женщин 20
2.2 Фонетический анализ речевой деятельности мужчин и женщин 25
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Глава I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 6
1.1 Понятие «гендер». История возникновения, специфика,
междисциплинарный характер 6
1.2 Лингвистические аспекты гендерных стереотипов и их
функционирование в современном обществе 12
Глава II. АКУСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЗНАКОВ РЕЧИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 20
2.1 Некоторые различия в речевой деятельность мужчин и женщин 20
2.2 Фонетический анализ речевой деятельности мужчин и женщин 25
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Данная работа освещает характерные особенности гендерных стереотипов и различий в языке современного общества. В работе будут представлены основные понятия «гендер», в последнее время ставшие особенно актуальным. Этот социолингвистический термин ассоциируется в первую очередь с половым разграничением и признаками, по которым и образуется деление на «мужское - женское». В нашем обществе всегда существовал прообраз разделения социума на две группы - мужчин и женщин, поскольку такая дифференциация по критерию биологического пола является наиболее верной. Следовательно, за каждой личностью в социуме закрепилась гендерная значимость мужчины или женщины. На этой основе вскоре сформировались некие общие концепции об особенностях поведения мужчин и женщин, об ожидаемых от них реакциях и действиях, о подходящих только для мужчин или только для женщин видах деятельности - другими словами, в общем сознании общества сформировались определенные гендерные стереотипы. Эти стереотипы касаются множества сфер жизнедеятельности личности: социальной дифференциации, культурного фона, степени образованности и уровня научного знаний, языковой стратификации и других.
В данном исследовании объектом концептуального анализа являются гендерные особенности и различия в речевом поведении в обществе.
Предмет исследования - гендерные различия при коммуникативном взаимодействии в современном обществе.
Цель настоящей дипломной работы - анализ гендерных различий в осуществлении коммуникативных процессов.
Задачами работы является следующие:
1) изучение различных трактовок понятия «гендер»;
2) исследование теоритических подходов реализации коммуникативных процессов;
3) изучение методов гендерных различий.
4) фонетический анализ различий в речи женщин и мужчин
Актуальность данной работы состоит в следующем:
1) Проблемы стереотипов, которые характерны и мужчинам, и женщинам, приобрела в настоящее время особое значение.
2) Анализ психологии женщин и мужчин имеет прямое отношение к каждому человеку и ко всему обществу, так как роль мужчины и женщины в обществе сегодня претерпевает серьезные изменение.
3) В связи с резко изменяющимися функциями женщины в современном мире появляется острая необходимость избавляться от гендерных стереотипов уже на уровне речевой деятельности с задачей произведения развитого процесса коммуникации.
Метод исследования заключается в тщательном анализе различий в речи мужчин и женщин на фонетическом уровне. Данное исследование производится на специальном лингвистическом оборудовании, путем записывания производства речи. Также были использованы другие методы исследования: аналогия, классификация, эксперимент, сравнение. Лингвистические методики: лингвистический и
психолингвистический эксперименты. Лингвистический эксперимент - проверка правильности/приемлемости языкового поведения, которое построено исследователем на основании теоретической модели. Психолингвистический эксперимент - обращение к языковой интуиции носителей языка, при этом субъективность результатов компенсируется значительным количеством испытуемых. Также в работе был использован количественный метод. Суть данного метода заключается в использовании измерений и подсчётов при изучении языка, а именно - определение частотности языковых единиц, выявление определенной частотности семантического и фонетического поля. Все методы исследования носят исследовательский характер, тем самым это позволяет нам серьёзнее углубиться в специфику изучаемой проблемы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представления о гендерных различиях при осуществлении коммуникации, путем
тщательного анализа главных речевых различий женщин и мужчин как двух подсистем языка, имеющие свои свои особенности и отличительные признаки.
Практическая ценность работы заключается в том, что, результаты исследования могут быть использованы в работах по проблемам эффективности речевой коммуникации.
Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в том, что изучение языка как особой деятельности, непрерывного творческого процесса, речевых различий в поведении, выявление закономерностей и особенностей речевых поступков мужчин и женщин в становится главной задачей коммуникативной прагматики. В данном анализе одним из центральных объектов изучения является гендерное различие в речевом поведения на фонетическом уровне. В современной науке существует несколько подходов к изучению.
Проблемой гендера занимались с начала 20-го века зарубежные лингвисты (Маутнер, Есперсен), однако основные усилия к разработке понятия приложили ученые в середине 60-х годов - Лакофф Дж. Русская гендерологическая школа заявила о себе в конце 80-х (Халеева И.И., Кирилина А.В., Малишевская Д.Ч. и др.).
Проблемой различий в английском языке на фонетическом уровне занимались с середины 19-го века западные лингвисты-фонетисты - Чомски Н., Тотман Р., Баррет Р. И другие.
Данная работа состоит из введения, двух глав, практической части, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена изучению общей теории вопроса, анализа и изучения понятия «гендер», и выделению мужской и женской речи как особых подсистем языка. В этой главе также рассматривается и история вопроса. Вторая глава посвящена исследованию конкретных особенностей мужской и женской речи в русском языке на разных уровнях. В практической части анализируется фонетические особенности мужской и женской речи. Особенности мужской и женской речи не проявляются в одинаковой степени на всех уровнях, и в соответствии с этим особое внимание будет уделено наиболее важным фонетическим аспектам. В заключении подведены общие итоги дипломной работы работы, изложены основные
выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения.
Данное исследование прошло апробацию на официальном сайте Всеросийского издания «Альманах Педагога» 15.06.2018 в разделе высшее образование. Статья «Гендерные особенности речевого поведения».
В данном исследовании объектом концептуального анализа являются гендерные особенности и различия в речевом поведении в обществе.
Предмет исследования - гендерные различия при коммуникативном взаимодействии в современном обществе.
Цель настоящей дипломной работы - анализ гендерных различий в осуществлении коммуникативных процессов.
Задачами работы является следующие:
1) изучение различных трактовок понятия «гендер»;
2) исследование теоритических подходов реализации коммуникативных процессов;
3) изучение методов гендерных различий.
4) фонетический анализ различий в речи женщин и мужчин
Актуальность данной работы состоит в следующем:
1) Проблемы стереотипов, которые характерны и мужчинам, и женщинам, приобрела в настоящее время особое значение.
2) Анализ психологии женщин и мужчин имеет прямое отношение к каждому человеку и ко всему обществу, так как роль мужчины и женщины в обществе сегодня претерпевает серьезные изменение.
3) В связи с резко изменяющимися функциями женщины в современном мире появляется острая необходимость избавляться от гендерных стереотипов уже на уровне речевой деятельности с задачей произведения развитого процесса коммуникации.
Метод исследования заключается в тщательном анализе различий в речи мужчин и женщин на фонетическом уровне. Данное исследование производится на специальном лингвистическом оборудовании, путем записывания производства речи. Также были использованы другие методы исследования: аналогия, классификация, эксперимент, сравнение. Лингвистические методики: лингвистический и
психолингвистический эксперименты. Лингвистический эксперимент - проверка правильности/приемлемости языкового поведения, которое построено исследователем на основании теоретической модели. Психолингвистический эксперимент - обращение к языковой интуиции носителей языка, при этом субъективность результатов компенсируется значительным количеством испытуемых. Также в работе был использован количественный метод. Суть данного метода заключается в использовании измерений и подсчётов при изучении языка, а именно - определение частотности языковых единиц, выявление определенной частотности семантического и фонетического поля. Все методы исследования носят исследовательский характер, тем самым это позволяет нам серьёзнее углубиться в специфику изучаемой проблемы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представления о гендерных различиях при осуществлении коммуникации, путем
тщательного анализа главных речевых различий женщин и мужчин как двух подсистем языка, имеющие свои свои особенности и отличительные признаки.
Практическая ценность работы заключается в том, что, результаты исследования могут быть использованы в работах по проблемам эффективности речевой коммуникации.
Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в том, что изучение языка как особой деятельности, непрерывного творческого процесса, речевых различий в поведении, выявление закономерностей и особенностей речевых поступков мужчин и женщин в становится главной задачей коммуникативной прагматики. В данном анализе одним из центральных объектов изучения является гендерное различие в речевом поведения на фонетическом уровне. В современной науке существует несколько подходов к изучению.
Проблемой гендера занимались с начала 20-го века зарубежные лингвисты (Маутнер, Есперсен), однако основные усилия к разработке понятия приложили ученые в середине 60-х годов - Лакофф Дж. Русская гендерологическая школа заявила о себе в конце 80-х (Халеева И.И., Кирилина А.В., Малишевская Д.Ч. и др.).
Проблемой различий в английском языке на фонетическом уровне занимались с середины 19-го века западные лингвисты-фонетисты - Чомски Н., Тотман Р., Баррет Р. И другие.
Данная работа состоит из введения, двух глав, практической части, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена изучению общей теории вопроса, анализа и изучения понятия «гендер», и выделению мужской и женской речи как особых подсистем языка. В этой главе также рассматривается и история вопроса. Вторая глава посвящена исследованию конкретных особенностей мужской и женской речи в русском языке на разных уровнях. В практической части анализируется фонетические особенности мужской и женской речи. Особенности мужской и женской речи не проявляются в одинаковой степени на всех уровнях, и в соответствии с этим особое внимание будет уделено наиболее важным фонетическим аспектам. В заключении подведены общие итоги дипломной работы работы, изложены основные
выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения.
Данное исследование прошло апробацию на официальном сайте Всеросийского издания «Альманах Педагога» 15.06.2018 в разделе высшее образование. Статья «Гендерные особенности речевого поведения».
Подводя итог, представляется возможность остановиться на пунктах, которые играют важную роль в современном изучении гендерных предрасположенностей. В первую очередь гендер, за основу которого берется архетипическое противопоставление «мужское - женское», имеет двойственную функцию. Несомненно, он представляет собой некий инструмент, и с его помощью, как и коллективное, так и индивидуальное сознание индивида оценивает и воспринимает мир, всё разнообразие человеческих отношений. Но если рассматривать гендер с другой стороны, то гендер играет важную роль в производимой речи людей обоих полов. Заслуживает быть отмеченным, что гендер оказывает сильнейшее влияние на производимую речь, как в положительном, так и в отрицательном плане.
Смешение или совпадение различных коммуникативных гендерных ролей традиционно изучалось как угроза незыблемым общественным устоям, как уничтожение иерархической модели или как деривация от нормы. Нынешняя жизнь, однако, поменяла приоритеты в ролевых признаках полов и их взаимоотношения.
Вековые общественные устои и гендерные стереотипы, в особенности, отношение к личностным характеристикам изменилось, которое общество и культура закрепили за мужчинами и женщинами.
Проведя исследование, нам удалось выявить всю специфику гендерных различий в мужской и женской речи. С одной стороны, общие показатели речи обоих полой не отличаются высоким интервалами между показателями частоты основного тона, интенсивности и длительности. С другой стороны, различия присутствуют, и именно они дают нам возможность сделать вывод о том, что несмотря на первоначальное сходство, различия в речи присутствуют в обильном количестве. В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что не взирая на существенные различия в лексическом плане, проведя акустический анализ, мы с уверенностью можем сказать, что изменений при производстве речи появляется в значительной степени больше. Полученные данные в результате эксперимента говорят нам о том, что у женщин речь проявляется значительно быстрее, чем у мужчин. Придерживаясь данного положения, мы понимаем, что женщины стараются производить меньшее количество мелодичных пиков, но в это же время частота основного тона выше. Из сказанного становится очевидным то, что подобные различия говорят о многом, в первую очередь о эмоциональных аспектах речи обоих полов. Нельзя не отметить, что на первый взгляд многоаспектности и обширности исследований в сфере фонетики еще многие механизмы изучения требуют дополнительного рассмотрения, путём подобных анализов и экспериментов.
Говоря в целом о гендерной специфике следует подчеркнуть, что смешение и совпадение различных коммуникативных и социальных гендерных ролей стандартно рассматривалось как серьезная угроза многовековым общественным нормам, как истребление резкой иерархической модели или как несоответствие нормам. Опыт исследований на гендерном уровне заслуживает внимания и помогает нам сделать соответствующие выводы о состоянии данной проблемы на сегодняшний день. Несомненно на протяжении всей истории образуются неотвратимые сдвиги в языковой сфере - вещи, которые казались раньше допустимыми, теперь приобрели унизительный характер. Несомненно новые задачи выдвигают и новые подходы к их решению. Поэтому чрезвычайно важно изобретать новые, более нейтральные пути обозначения привычного.
Смешение или совпадение различных коммуникативных гендерных ролей традиционно изучалось как угроза незыблемым общественным устоям, как уничтожение иерархической модели или как деривация от нормы. Нынешняя жизнь, однако, поменяла приоритеты в ролевых признаках полов и их взаимоотношения.
Вековые общественные устои и гендерные стереотипы, в особенности, отношение к личностным характеристикам изменилось, которое общество и культура закрепили за мужчинами и женщинами.
Проведя исследование, нам удалось выявить всю специфику гендерных различий в мужской и женской речи. С одной стороны, общие показатели речи обоих полой не отличаются высоким интервалами между показателями частоты основного тона, интенсивности и длительности. С другой стороны, различия присутствуют, и именно они дают нам возможность сделать вывод о том, что несмотря на первоначальное сходство, различия в речи присутствуют в обильном количестве. В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что не взирая на существенные различия в лексическом плане, проведя акустический анализ, мы с уверенностью можем сказать, что изменений при производстве речи появляется в значительной степени больше. Полученные данные в результате эксперимента говорят нам о том, что у женщин речь проявляется значительно быстрее, чем у мужчин. Придерживаясь данного положения, мы понимаем, что женщины стараются производить меньшее количество мелодичных пиков, но в это же время частота основного тона выше. Из сказанного становится очевидным то, что подобные различия говорят о многом, в первую очередь о эмоциональных аспектах речи обоих полов. Нельзя не отметить, что на первый взгляд многоаспектности и обширности исследований в сфере фонетики еще многие механизмы изучения требуют дополнительного рассмотрения, путём подобных анализов и экспериментов.
Говоря в целом о гендерной специфике следует подчеркнуть, что смешение и совпадение различных коммуникативных и социальных гендерных ролей стандартно рассматривалось как серьезная угроза многовековым общественным нормам, как истребление резкой иерархической модели или как несоответствие нормам. Опыт исследований на гендерном уровне заслуживает внимания и помогает нам сделать соответствующие выводы о состоянии данной проблемы на сегодняшний день. Несомненно на протяжении всей истории образуются неотвратимые сдвиги в языковой сфере - вещи, которые казались раньше допустимыми, теперь приобрели унизительный характер. Несомненно новые задачи выдвигают и новые подходы к их решению. Поэтому чрезвычайно важно изобретать новые, более нейтральные пути обозначения привычного.
Подобные работы
- ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО И МУЖСКОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ФОРУМОВ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ГЕРЦОГА И ГЕРЦОГИНИ КЕМБРИДЖСКИХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА
ОСНОВЕ ПЬЕСЫ А. В. ВАМПИЛОВА «ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В
ЧУЛИМСКЕ» (МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МУЖЧИН В АНГЛИЙСКОЙ
И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТЕЛЕВЕДУЩИХ В БРИТАНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Речевой портрет женщины-политика (Донской Государственный Технический Университет)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЕДУЩИХ АНГЛИЙСКИХ, НЕМЕЦКИХ И РУССКИХ ТОК-ШОУ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Гендерная специфика компьютерного дискурса (на материале Интернет-комментариев к статьям)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2016



