Экспериментальное исследование проходило на базе двух общеобразовательных учреждений города Барнаула. В исследовании приняли участие 20 мальчиков среднего школьного возраста, дополнительно занимающихся баскетболом, которые посещают МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48» и 20 мальчиков, получающих нагрузку только на уроках физической культуры, которые посещают МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №120». Всем детям на момент исследования было 12 лет.
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования развития физических качеств учащихся в процессе занятий баскетболом 6
1.1 Характеристика физических качеств 6
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста 11
1.3 Роль баскетбола в развитии физических качеств школьников 14
2 Экспериментальное исследование сформированности физических качеств детей среднего школьного возраста 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 20
Заключение 29
Список использованных источников 31
Физическая активность имеет огромное значение для развития крепкого физического здоровья, разнообразных двигательных способностей, а кроме того, содействует укреплению общей эмоциональной атмосферы, предоставляет психологическую разрядку и просто доставляет удовольствие. Школьникам просто необходима физическая активность: постоянные умственные перегрузки, многочасовое сидение на занятиях, кропотливая работа над домашними заданиями, все это может стать причиной эмоциональной нестабильности, срывов и истерик, нежелания что-либо делать дальше. И здесь на помощь может прийти физическая культура и спорт.
Баскетбол представляет собой командную игру с мячом, в которой участники одной команды, передавая друг другу мяч руками либо пемемещаясь с ним по полю, стараются как можно больше раз попасть мячом в корзину команды соперника. Вмести с тем участники команды противника стараются противодействовать этому, стремясь защитить собственную корзину и одновременно с этим завладеть мячом для осуществления нападения на корзину соперника.
Присутствие в игре непрерывной борьбы, ведущейся посредством естественных движений, таких как бег, ходьба, прыжки, метания, которые сопровождаются усилиями воли, положительно влияет на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Осуществляя огромное число различных движений в разном темпе, направлениях, с разной скоростью и напряжением, человек получает положительное влияние на внутренние органы и системы организма.
В ходе обучения, у обучаемых развиваются двигательные умения и навыки, и вместе с тем идет формирование физических или двигательных качеств. Данные явления являются взаимосвязанными, однако для каждого свойственны конкретные средства и методы. Помимо этого, имеются средства и методы комплексного влияния, которые содействуют целостному проявлению навыков, качеств, знаний.
Именно поэтому баскетбол считается результативным средством физического воспитания, в частности при формировании физических качеств. Приемы и движения, посредством которых осуществляется игра, дают возможность начинать занятия с детьми 9-10 лет, применяя с этой целью инвентарь и оборудование для того или иного возраста. Именно к среднему школьному возрасту формируются необходимые задатки, предпосылки для занятий баскетболом.
Учитывая все изложенное выше, изучение развития физических качеств учащихся в процессе занятий баскетболом является актуальной проблемой в настоящее время.
Цель исследования: изучения процесса развития физических качеств детей среднего школьного возраста в процессе занятий баскетболом.
Задачи исследования:
- дать характеристику основным физическим качествам человека;
- рассмотреть анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста;
- проанализировать роль баскетбола в развитии физических качеств школьников;
- организовать и осуществить эксперимент по выявлению уровня развития физических качеств детей среднего школьного возраста;
- проанализировать и сравнить полученные результаты исследования, сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: физические качества учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: развития физических качеств учащихся в процессе занятий баскетболом.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень развития физических качеств у детей, занимающихся баскетболом, выше чем у школьников, которые не занимаются данным видом спорта.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ, синтез и обобщение информации по теме исследования.
2. Эмпирические - констатирующий эксперимент с использованием комплекса тестовых заданий, количественный анализ результатов.
3. Интерпретационные - качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды таких ученых как Ю.И. Портных, И.В. Некрасов, Н.Н. Софронов, К.В. Шуракова и др.
База исследования: исследование проходило на базе двух средних общеобразовательных учреждений - «СОШ №120» и «СОШ №48».
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный теоретический и практический материал может быть использован школьными педагогами для развития физических качеств у школьников.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Физическими качествами принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Воспитание физических качеств – это воспитание, предусматривающее направленное воздействие на рост показателей физического качества. Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Средний школьный возраст характеризуется существенными морфофункциональными изменениями. Это выражается в усиленном росте тела в длину, интенсивном приросте мышечной массы, продолжается формирование скелета, идет бурное развитие двигательной функции, перестройка моторного аппарата. Подростковый возраст является особенно благоприятным для воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств.
Баскетбол – это именно тот вид спорта, который развивает у человека множество различных двигательных способностей. В процессе игры в баскетбол развиваются двигательные или физические способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость. Баскетбол решает задачи по укреплению здоровья школьников, развитию ловкости и координации, быстроты реакции, а также закаливанию их характера, воспитанию духа коллективизма и соперничества, ответственности.
С целью определения того, влияет ли игра в баскетбол на физическую подготовленность детей среднего школьного возраста было организовано и осуществлено экспериментальное исследование. Для проведения констатирующего эксперимента был подобран комплекс тестовых методик, которые позволили оценить уровень развития физической подготовки детей среднего школьного возраста, а также ее компонентов, таких как прыгучесть, уровень развития скоростных, силовых и координационных способностей.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что между двумя группами школьников наблюдаются существенные различия в уровне физической подготовки. Они проявляются в том, что в группе детей, занимающихся баскетболом, уровень развития прыгучести, скоростных, силовых и координационных способностей значительно выше, чем в группе детей, не занимающихся этим видом спорта. Это говорит о том, что занятия баскетболом в среднем школьном возрасте положительно влияют на уровень физической подготовки детей.
Таким образом, результаты эксперимента подтверждают гипотезу, выдвинутую в настоящем исследовании о том, что уровень развития физических качеств у детей, занимающихся баскетболом, выше, чем у школьников, которые не занимаются данным видом спорта.
Проблема формирования и развития физических качеств детей не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время. Данный теоретический и практический материал может быть использован преподавателями физической культуры и педагогами дополнительного образования для развития физических качеств, таких как прыгучесть, скоростные, силовые и координационные способности у детей среднего школьного возраста, что позволит более эффективно осуществлять работу по физическому воспитанию.
1. Абызова, Т.В. Развитие физических качеств у школьников [Текст] / Т.В. Абызова, А.А. Акатова, Ф.Д. Рудаков // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2016. – №2. - С. 131-136.
2. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / А.А. Васильков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 381 с.
3. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст] / Л.В. Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2013. - 294 с.
4. Выставкина, В.Ф. Индивидуальная динамика развития физических качеств у школьников 5-11 классов [Текст] / В.Ф. Выставкина, М.Ю. Гаврюшкина, О.А. Шубина // Известия Алтайского отделения Русского географического общества. - 2013. – №1. - С. 58-60.
5. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г.Д. Горбунов. – М.: Советский спорт, 2014. – 326 с.
6. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология [Текст] / Ю.А. Ермолаев. – М: Высшая школа, 2013. - 384 с.
7. Игры в тренировке баскетболистов / Ю.И. Портных и др.; под ред. Ю.И. Портных. - СПб.: Изд-во гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2013. – 64 с.
8. Кошбахтиев, И.А. Анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста [Текст] / И.А. Кошбахтиев, Н.А. Кайпов, И.Ю. Разуваева // Молодой ученый. - 2015. – №2. - С. 101-104.
9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - СПб.: Лань, Омега, 2014. - 159 с.
10. Некрасов, И.В. Анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста как ведущие критерии при организации уроков физической культуры [Текст] / И.В. Некрасов // Школа XXI века: тенденции и перспективы: материалы II междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2014 г.) / под ред. О.Н. Широкова. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 191-193.
11. Параничева, Т.М. Возрастные и половые особенности здоровья школьников 11-12 лет [Текст] / Т.М. Параничева, Л.В. Макарова, Г.Н. Лукьянец // Новые исследования. - 2015. – №2. - С. 62-69.
12. Позина, Н.В. Возрастные особенности физических качеств детей и подростков [Текст] / Н.В. Позина // Человек. Спорт. Медицина. - 2013. – №11. - С. 92-94.
13. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст] / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М: Владос, 2012. – 608 с.
14. Софронов, Н.Н. Развитие физических качеств у школьников, занимающихся баскетболом [Текст] / Н.Н. Софронов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. – №2. - С. 193-198.
15. Севрюк, А.Ю. Роль баскетбола в физическом воспитании школьников [Текст] / А.Ю. Севрюк, В.С. Нерик, И.В. Чернышева // Научное сообщество студентов XXI столетия: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд. «СибАК». - 2015. – № 4. – С. 387-393.
16. Сюрвасева, Е.Н. Особености физической подготовки школьников [Текст] / Е.Н. Сюрвасева // Вестник ВолГУ. - 2016. - №2. - С. 32-36.
17. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
18. Шуракова, К.В. Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 10-13 лет на уроках физической культуры средствами спортивных игр [Текст] / К.В. Шуракова // Молодой ученый. - 2014. – №18. - С. 104-106.
19. Ярлыкова, О.В. Развитие физических качеств школьников на уроках физической культуры [Текст] / О.В. Ярлыкова, Е.С. Пешехонова // Таврический научный обозреватель. - 2016. – №1 - С. 92-95.