Влияние состояния внеоборотных активов на экономическую безопасность организации (Алтайский Государственный Аграрный Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - ОАО «РЖД» (г. Москва).
Основной вид деятельности ОАО «РЖД» - деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки.
Проведен анализ финансового состояния за 2016-2018 годы.
Есть приложения (Организационная структура ОАО «РЖД» и Расчёты показателей эффективности и инвестиционного риска акции, которыми владеет компания).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Экономическая сущность и значение внеоборотных активов организации 6
1.2. Классификация и способы оценки внеоборотных активов 11
1.3. Роль внеоборотных активов в системе экономической безопасности организации 17
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ОАО «РЖД» 25
2.1. Организационно-правовая характеристика ОАО «РЖД» 25
2.2. Анализ состава и структуры внеоборотных активов ОАО «РЖД» 30
2.3. Состояние основных фондов как фактор обеспечения экономической безопасности ОАО «РЖД» 37
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ И ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОАО «РЖД» 52
3.1. Направления совершенствования использования внеоборотных активов ОАО «РЖД» 52
3.2. Направления совершенствования использования ВОА ОАО «РЖД» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
Объект исследования - ОАО «РЖД» (г. Москва).
Основной вид деятельности ОАО «РЖД» - деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки.
Проведен анализ финансового состояния за 2016-2018 годы.
Есть приложения (Организационная структура ОАО «РЖД» и Расчёты показателей эффективности и инвестиционного риска акции, которыми владеет компания).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Экономическая сущность и значение внеоборотных активов организации 6
1.2. Классификация и способы оценки внеоборотных активов 11
1.3. Роль внеоборотных активов в системе экономической безопасности организации 17
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ОАО «РЖД» 25
2.1. Организационно-правовая характеристика ОАО «РЖД» 25
2.2. Анализ состава и структуры внеоборотных активов ОАО «РЖД» 30
2.3. Состояние основных фондов как фактор обеспечения экономической безопасности ОАО «РЖД» 37
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ И ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОАО «РЖД» 52
3.1. Направления совершенствования использования внеоборотных активов ОАО «РЖД» 52
3.2. Направления совершенствования использования ВОА ОАО «РЖД» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
Хозяйственная деятельность экономического субъекта в условиях прогрессивного экономического развития немыслима без использования внеоборотных активов. Внеоборотные активы являются важнейшим элементом любого производственного процесса. Их состояние и сохранность напрямую воздействуют на эффективность деятельности организации, на получение положительного экономического эффекта, являющегося целью любой организации.
Актуальность данной работы заключается в том, что в современных условиях развития производственного процесса наблюдается высокая конкуренция. Каждый экономический субъект стремится максимально извлечь пользу при использовании внеоборотных активов для достижения высоких показателей деятельности. В связи с этим возникает необходимость рациональности использования внеоборотных активов, что обеспечит их сохранность и повысит показатели эффективности использования.
Сущность и основная характеристика внеоборотных активов, их классификация, специфические особенности управления ими – все эти вопросы нашли отражение в трудах многих отечественных и зарубежных экономистов, таких как: Бланка И.А., Бочарова В.В., Володина А.А., Воробьева Ю.Н., Ковалева В.В., Нуриева Р.М., Савицкой Г.В., Сердечной С.Н. и многих других. Однако, несмотря на достаточную изученность исследуемой темы, некоторые ее аспекты требуют дополнения и усовершенствования.
Итак, целью данной работы является исследование влияния состояния внеоборотных активов на экономическую безопасность организации на примере ОАО «РЖД».
В рамках цели предполагается решить определенные задачи:
изучить теоретические основы анализа внеоборотных активов организации;
провести анализ состава и структуры внеоборотных активов ОАО «РЖД»;
оценить эффективность использования внеоборотных активов ОАО «РЖД»;
разработать рекомендации по совершенствованию использования внеоборотных активов в целях повышения экономической безопасности организации.
Объектом изучения является ОАО «РЖД», предметом влияние состояния внеоборотных активов на экономическую безопасность исследуемой организации.
В процессе исследования применялись научные и специальные методы исследований, а именно диалектический метод, системный и процессный подходы, анализ литературных данных, обобщения, описания, расчетно-аналитический и сравнительно-сопоставительный методы и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные рекомендации по повышению эффективности использования внеоборотных активов в целях повышения экономической безопасности могут применяться в работе ОАО «РЖД».
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении указана актуальность, цель и задачи, объект и предмет изучения, методы и практическая значимость изучения. Также проанализирована использованная литература и представлена структура работы.
Первая глава носит теоретический характер, в ней рассмотрены теоретические основы анализа внеоборотных активов организации, а именно экономическая сущность и значение внеоборотных активов организации, классификация и способы оценки внеоборотных активов, роль внеоборотных активов в системе экономической безопасности организации.
Во второй главе рассматривается организационно-правовая характеристика ОАО «РЖД», проанализированы состав и структура внеоборотных активов организации, исследовано состояние основных фондов как фактор обеспечения экономической безопасности исследуемой организации.
В третьей главе разработаны рекомендации по улучшению эффективности использования внеоборотных активов и повышению экономической безопасности ОАО «РЖД».
В заключении представлены выводы по всей работе
Актуальность данной работы заключается в том, что в современных условиях развития производственного процесса наблюдается высокая конкуренция. Каждый экономический субъект стремится максимально извлечь пользу при использовании внеоборотных активов для достижения высоких показателей деятельности. В связи с этим возникает необходимость рациональности использования внеоборотных активов, что обеспечит их сохранность и повысит показатели эффективности использования.
Сущность и основная характеристика внеоборотных активов, их классификация, специфические особенности управления ими – все эти вопросы нашли отражение в трудах многих отечественных и зарубежных экономистов, таких как: Бланка И.А., Бочарова В.В., Володина А.А., Воробьева Ю.Н., Ковалева В.В., Нуриева Р.М., Савицкой Г.В., Сердечной С.Н. и многих других. Однако, несмотря на достаточную изученность исследуемой темы, некоторые ее аспекты требуют дополнения и усовершенствования.
Итак, целью данной работы является исследование влияния состояния внеоборотных активов на экономическую безопасность организации на примере ОАО «РЖД».
В рамках цели предполагается решить определенные задачи:
изучить теоретические основы анализа внеоборотных активов организации;
провести анализ состава и структуры внеоборотных активов ОАО «РЖД»;
оценить эффективность использования внеоборотных активов ОАО «РЖД»;
разработать рекомендации по совершенствованию использования внеоборотных активов в целях повышения экономической безопасности организации.
Объектом изучения является ОАО «РЖД», предметом влияние состояния внеоборотных активов на экономическую безопасность исследуемой организации.
В процессе исследования применялись научные и специальные методы исследований, а именно диалектический метод, системный и процессный подходы, анализ литературных данных, обобщения, описания, расчетно-аналитический и сравнительно-сопоставительный методы и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные рекомендации по повышению эффективности использования внеоборотных активов в целях повышения экономической безопасности могут применяться в работе ОАО «РЖД».
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении указана актуальность, цель и задачи, объект и предмет изучения, методы и практическая значимость изучения. Также проанализирована использованная литература и представлена структура работы.
Первая глава носит теоретический характер, в ней рассмотрены теоретические основы анализа внеоборотных активов организации, а именно экономическая сущность и значение внеоборотных активов организации, классификация и способы оценки внеоборотных активов, роль внеоборотных активов в системе экономической безопасности организации.
Во второй главе рассматривается организационно-правовая характеристика ОАО «РЖД», проанализированы состав и структура внеоборотных активов организации, исследовано состояние основных фондов как фактор обеспечения экономической безопасности исследуемой организации.
В третьей главе разработаны рекомендации по улучшению эффективности использования внеоборотных активов и повышению экономической безопасности ОАО «РЖД».
В заключении представлены выводы по всей работе
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Внеоборотные активы – это важнейший фактор любого производства, который оказывает значительное влияние на конечные результаты деятельности предприятия. Кроме того, следует отметить, что внеоборотные активы находятся в постоянном кругообороте, специфика которого заключается в переносе стоимости одних видов операционных внеоборотных активов на другие. На предприятии процесс управления внеоборотными активами должен осуществляться постоянно, дабы достичь наибольших конечных результатов деятельности.
Организации должны отслеживать процесс обесценения активов, отражать его в отчетности с целью своевременного принятия решения о дальнейшем использовании внеоборотного актива или о его продаже. В российской учетной практике обесценение активов пока что не предусмотрено, но может быть проведена переоценка отдельных статей активов. Если проведение переоценки не зафиксировано в учетной политике, то показать рыночную стоимость активов в финансовой отчетности не возможно. Для обеспечения сопоставимости данных отчетности, повышения ее прозрачности и информационной ценности для пользователей, принятия эффективных управленческих и инвестиционных решений, организациям следует регулярно проводить тестирование на обесценение активов в соответствии с правилами, закрепленными в МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
Любое управленческое решение, касающееся формирования и использования активов, должно приниматься в тесной взаимосвязи со стратегией предприятия, маркетингом, производственным планированием, поэтому одним из принципов управления внеоборотными активами предприятия должна считаться интеграция системы управления активами в систему экономической безопасности.
Оценка эффективности управления основными средствами с целью обеспечения экономической безопасности предприятия был проведен на материалах ОАО «РЖД».
Стратегия развития ОАО «РЖД» исходит из понимания значимости коллектива как ключевого актива, способного обеспечить достижение долгосрочных целей развития, и восприятия социальной сферы в качестве значимого конкурентного преимущества. Неотъемлемым элементом этого направления является социальная и общественная политика ОАО «РЖД», проводимая вне трудового коллектива. Прибыльность предприятия возросла к 2018 году за счет существенного роста объема перевозок. Рост чистой прибыли положительно сказался на увеличении рентабельности активов и продаж. Так же наблюдается рост эффективности использования основных средств, увеличение зависимости от заемных источников финансирования.
По результатам динамики внеоборотных активов исследуемого предприятия можно сделать вывод о том, что в целом по предприятию имеется положительная тенденция к увеличению стоимости основных производственных фондов и снижению пассивной и недвижимой части основных фондов. Это связано с тем, после увеличения себестоимости готовой продукции и снижении выручки от ее реализации, прослеживаемого в отчете о прибылях и убытках, а также в целях повышения производственной мощности, руководство ОАО «РЖД» приняло управленческое решение о вложении капитала в производственное и ремонтное оборудование. Наибольшая доля в структуре внеоборотных активов приходится на основные средства предприятия, что связано со спецификой деятельности ОАО «РЖД». К 2018 году увеличивается объем финансовых вложений, что приводит к росту финансового риска деятельности предприятия. Рост основных производственных фондов можно оценить как положительный фактор, который за счет обновления основных средств может положительно сказаться на экономической безопасности предприятия, при этом возрастают риски, связанные с управлением и эффективным использованием основных средств.
К 2018 году наблюдается рост основных средств, наибольшая доля в которых приходится на их пассивную часть. Анализ эффективности использования основных средств показал, что наблюдается снижение эффективности их использования, о чем свидетельствует снижение фондоотдачи и фондорентабельности. Аналогичная тенденция наблюдается и в состоянии активной части основных средств. Анализ технического состояния основных средств позволяет сделать вывод о сохранении на балансе предприятия устаревшего оборудования, что в итоге приводит к росту затрат на ремонт, хранение таких основных средств. Следовательно, на основании оценки технического состояния основных средств можно сказать, что текущее состояние и уровень управления основными средствами приводит к росту технического риска, а соответственно негативно влияние на экономическую безопасность ОАО «РЖД».
Эффективность управления финансовыми вложениями следует повысить за счет формирования инвестиционного портфеля в акции других компаний. Данная мера позволит повысить доходы предприятия, снизить риски инвестиций, а соответственно повысить экономическую безопасность предприятия. Использование финансовых инструментов, ОАО «РЖД» сможет дополнительно получать 272439,77 руб. в год.
Основным направлением повышения экономической безопасности ОАО «РЖД» за счет использования основных средств предприятия является замена вагонов с превышением оптимального срока эксплуатации на новые вагоны. Это позволит снизить убытки предприятия, связанные с дополнительным ремонтов и упущенной выгодой, позволит повысить экономическую безопасность предприятия и страны в целом, т.к. от ОАО «РЖД» зависит большая часть транспортных сетей и объем грузоперевозок.
расчеты показали, что стоимость эксплуатации восстановленных вагонов после КРП значительно выше, чем покупка новых вагонов. В связи с тем, что покупка новых вагонов требует значительной доли инвестиционных затрат требуется оценка экономической эффективности таких инвестиций. Расчеты показали, что общие затраты на весь парк восстановленных вагонов в 2018 году составляет 9,4 млрд. руб., что соответствует стоимости 6267 новых вагонов. Замена устаревших вагонов на новые приведет к сокращению затрат на их эксплуатацию на 9418,9 млн. руб., что в итоге позволит увеличить чистую прибыль на 7535,12 млн. руб. и рентабельность продаж на 0,42%. Рост эффективности управления основными средствами ОАО «РЖД» напрямую влияет на экономическую безопасность предприятия. В следствие устаревание подвижного состава, ОАО «РЖД» получает убытки, связанные с расходами на ремонт и упущенную выгоду, связанную с невыполнением обязательства по грузообороту. Кроме того, экономическая безопасность ОАО «РЖД» напрямую влияет на экономическую безопасность страны, т.к. с использованием железнодорожных перевозок осуществляется более 40% грузоперевозок по России.
Внеоборотные активы – это важнейший фактор любого производства, который оказывает значительное влияние на конечные результаты деятельности предприятия. Кроме того, следует отметить, что внеоборотные активы находятся в постоянном кругообороте, специфика которого заключается в переносе стоимости одних видов операционных внеоборотных активов на другие. На предприятии процесс управления внеоборотными активами должен осуществляться постоянно, дабы достичь наибольших конечных результатов деятельности.
Организации должны отслеживать процесс обесценения активов, отражать его в отчетности с целью своевременного принятия решения о дальнейшем использовании внеоборотного актива или о его продаже. В российской учетной практике обесценение активов пока что не предусмотрено, но может быть проведена переоценка отдельных статей активов. Если проведение переоценки не зафиксировано в учетной политике, то показать рыночную стоимость активов в финансовой отчетности не возможно. Для обеспечения сопоставимости данных отчетности, повышения ее прозрачности и информационной ценности для пользователей, принятия эффективных управленческих и инвестиционных решений, организациям следует регулярно проводить тестирование на обесценение активов в соответствии с правилами, закрепленными в МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
Любое управленческое решение, касающееся формирования и использования активов, должно приниматься в тесной взаимосвязи со стратегией предприятия, маркетингом, производственным планированием, поэтому одним из принципов управления внеоборотными активами предприятия должна считаться интеграция системы управления активами в систему экономической безопасности.
Оценка эффективности управления основными средствами с целью обеспечения экономической безопасности предприятия был проведен на материалах ОАО «РЖД».
Стратегия развития ОАО «РЖД» исходит из понимания значимости коллектива как ключевого актива, способного обеспечить достижение долгосрочных целей развития, и восприятия социальной сферы в качестве значимого конкурентного преимущества. Неотъемлемым элементом этого направления является социальная и общественная политика ОАО «РЖД», проводимая вне трудового коллектива. Прибыльность предприятия возросла к 2018 году за счет существенного роста объема перевозок. Рост чистой прибыли положительно сказался на увеличении рентабельности активов и продаж. Так же наблюдается рост эффективности использования основных средств, увеличение зависимости от заемных источников финансирования.
По результатам динамики внеоборотных активов исследуемого предприятия можно сделать вывод о том, что в целом по предприятию имеется положительная тенденция к увеличению стоимости основных производственных фондов и снижению пассивной и недвижимой части основных фондов. Это связано с тем, после увеличения себестоимости готовой продукции и снижении выручки от ее реализации, прослеживаемого в отчете о прибылях и убытках, а также в целях повышения производственной мощности, руководство ОАО «РЖД» приняло управленческое решение о вложении капитала в производственное и ремонтное оборудование. Наибольшая доля в структуре внеоборотных активов приходится на основные средства предприятия, что связано со спецификой деятельности ОАО «РЖД». К 2018 году увеличивается объем финансовых вложений, что приводит к росту финансового риска деятельности предприятия. Рост основных производственных фондов можно оценить как положительный фактор, который за счет обновления основных средств может положительно сказаться на экономической безопасности предприятия, при этом возрастают риски, связанные с управлением и эффективным использованием основных средств.
К 2018 году наблюдается рост основных средств, наибольшая доля в которых приходится на их пассивную часть. Анализ эффективности использования основных средств показал, что наблюдается снижение эффективности их использования, о чем свидетельствует снижение фондоотдачи и фондорентабельности. Аналогичная тенденция наблюдается и в состоянии активной части основных средств. Анализ технического состояния основных средств позволяет сделать вывод о сохранении на балансе предприятия устаревшего оборудования, что в итоге приводит к росту затрат на ремонт, хранение таких основных средств. Следовательно, на основании оценки технического состояния основных средств можно сказать, что текущее состояние и уровень управления основными средствами приводит к росту технического риска, а соответственно негативно влияние на экономическую безопасность ОАО «РЖД».
Эффективность управления финансовыми вложениями следует повысить за счет формирования инвестиционного портфеля в акции других компаний. Данная мера позволит повысить доходы предприятия, снизить риски инвестиций, а соответственно повысить экономическую безопасность предприятия. Использование финансовых инструментов, ОАО «РЖД» сможет дополнительно получать 272439,77 руб. в год.
Основным направлением повышения экономической безопасности ОАО «РЖД» за счет использования основных средств предприятия является замена вагонов с превышением оптимального срока эксплуатации на новые вагоны. Это позволит снизить убытки предприятия, связанные с дополнительным ремонтов и упущенной выгодой, позволит повысить экономическую безопасность предприятия и страны в целом, т.к. от ОАО «РЖД» зависит большая часть транспортных сетей и объем грузоперевозок.
расчеты показали, что стоимость эксплуатации восстановленных вагонов после КРП значительно выше, чем покупка новых вагонов. В связи с тем, что покупка новых вагонов требует значительной доли инвестиционных затрат требуется оценка экономической эффективности таких инвестиций. Расчеты показали, что общие затраты на весь парк восстановленных вагонов в 2018 году составляет 9,4 млрд. руб., что соответствует стоимости 6267 новых вагонов. Замена устаревших вагонов на новые приведет к сокращению затрат на их эксплуатацию на 9418,9 млн. руб., что в итоге позволит увеличить чистую прибыль на 7535,12 млн. руб. и рентабельность продаж на 0,42%. Рост эффективности управления основными средствами ОАО «РЖД» напрямую влияет на экономическую безопасность предприятия. В следствие устаревание подвижного состава, ОАО «РЖД» получает убытки, связанные с расходами на ремонт и упущенную выгоду, связанную с невыполнением обязательства по грузообороту. Кроме того, экономическая безопасность ОАО «РЖД» напрямую влияет на экономическую безопасность страны, т.к. с использованием железнодорожных перевозок осуществляется более 40% грузоперевозок по России.
Подобные работы
- Управление оборотными средствами в сельскохозяйственных предприятиях (Экономика и управление в организациях, Алтайский государственный аграрный университет)
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019 - Оценка финансовой устойчивости предприятий розничной торговли
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Системный подход к анализу эффективности деятельности предприятия с использованием показателей рентабельности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2016



