РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА (08.00.14)
|
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ
РЫНОК ТРУДА 11
1.1. Подходы к определению понятия международного рынка труда и международной миграции рабочей силы 11
1.2. Причины возникновения и последствия международной трудовой миграции 30
1.3. Основные мировые центры притяжения трудовых мигрантов и
современная ситуация на международном рынке труда 49
ГЛАВА 2. РОССИЯ В ПРОЦЕССАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ 67
2.1. Особенности миграционных перемещений населения в России и в странах СНГ в 80-е и 90-е годы XX века 67
2.2. Структура и направленность потоков трудовых мигрантов из России в начале XXI века 79
2.3. Масштабы, направления и структура потоков иностранной рабочей
силы в Россию 92
2.4. Нелегальная и транзитная миграция в России 108
ГЛАВА 3. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АДАПТАЦИИ В РОССИИ 119
3.1. Опыт регулирования процессов трудовой миграции в странах-донорах
и странах-реципиентах рабочей силы 119
3.2. Регулирование процессов привлечения иностранной рабочей силы в Россию 133
3.3. Регулирование экспорта рабочей силы из России 147
3.4. Основные приоритеты в вопросах регулирования процессов трудовой
миграции в России в начале XXI века 159
Заключение 173
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 184
РЫНОК ТРУДА 11
1.1. Подходы к определению понятия международного рынка труда и международной миграции рабочей силы 11
1.2. Причины возникновения и последствия международной трудовой миграции 30
1.3. Основные мировые центры притяжения трудовых мигрантов и
современная ситуация на международном рынке труда 49
ГЛАВА 2. РОССИЯ В ПРОЦЕССАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ 67
2.1. Особенности миграционных перемещений населения в России и в странах СНГ в 80-е и 90-е годы XX века 67
2.2. Структура и направленность потоков трудовых мигрантов из России в начале XXI века 79
2.3. Масштабы, направления и структура потоков иностранной рабочей
силы в Россию 92
2.4. Нелегальная и транзитная миграция в России 108
ГЛАВА 3. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АДАПТАЦИИ В РОССИИ 119
3.1. Опыт регулирования процессов трудовой миграции в странах-донорах
и странах-реципиентах рабочей силы 119
3.2. Регулирование процессов привлечения иностранной рабочей силы в Россию 133
3.3. Регулирование экспорта рабочей силы из России 147
3.4. Основные приоритеты в вопросах регулирования процессов трудовой
миграции в России в начале XXI века 159
Заключение 173
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 184
Сегодня международная трудовая миграция является одним из наиболее существенных аспектов интенсивной глобализации мировой экономики. В международный обмен рабочей силы в настоящее время включено, по оценкам Международной организации труда (МОТ) 152 страны [134, С. 2]. В Африке насчитывается порядка 20 миллионов трудящихся-мигрантов и членов и их семей, в Северной Америке - около 18 млн. чел., 12 млн. - в Центральной и Южной Америке, 7 млн. — в Южной и Восточной Азии, 9 млн. - на Ближнем Востоке и порядка 30 миллионов мигрантов работают в европейских странах [136, С.1]. Таким образом, в мировом хозяйстве не осталось региона, не охваченного процессами международной трудовой миграцией.
В своем выступлении 18 декабря 2000 г., посвященном Международному дню мигранта ООН, глава МОТ Хуан Сомавиа оценил растущий вклад международных трудящихся-мигрантов в развитие мировой экономики. Трудящиеся-мигранты, роль которых в функционировании национальных экономик часто недооценивается, работают в сельском хозяйстве и в промышленности, в больницах и домохозяйствах, производя целый ряд товаров и услуг за небольшую плату [136, С. 1].
По инициативе МОТ в феврале 2002 года была создана Всемирная комиссия по вопросам социальных последствий глобализации, которая влияет на такие характеристики международного рынка труда, как занятость, условия труда и социальная защита работников. Это еще раз подтверждает тесную взаимосвязь процессов международной трудовой миграции и глобализации в мировой экономике.
Вместе с тем, важными ограничителями мобильности трудовых ресурсов традиционно выступают культурные, языковые, географические факторы. Не менее серьезным препятствием служит в наши дни и
4
политика, проводимая Всемирной торговой организацией, - либерализация финансовых и товарных потоков осуществляется параллельно с жестким контролем за движением рабочей силы. В одном из докладов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), такое положение названо «асимметрией правил игры». [81, С. 17]
Современная миграция становится динамичной и сложной, что требует нового подхода от правительств разных стран и международных организаций к регулированию миграционных перемещений. Несмотря на большую экономическую и социальную значимость и распространенность, временная трудовая миграция остается слабо изученной. Выводы исследователей зачастую носят противоречивый характер, даже в оценке экономических плюсов и минусов миграций. Это обстоятельство в значительной мере объясняется тем, что миграционный феномен охватывает различные сферы человеческой деятельности: экономику, демографию, географию, социологию, право и политику.
В современных условиях ускорения глобализации мировой экономики важное значение для России приобретает ее вхождение в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Россия вышла на международный рынок труда сравнительно недавно - около десяти лет назад. За эти годы изменился характер потоков иностранной рабочей силы в Россию, увеличились масштабы легального трудоустройства российской рабочей силы за рубежом, проявились основные тенденции развития международного рынка труда на территории нашей страны.
Россия является одновременно и страной-донором, и страной- реципиентом трудовых ресурсов, поэтому при проведении миграционной политики необходимо уделять внимание не только проблемам, связанным с притоком иностранной рабочей силы, но и мероприятиям, направленным на расширение участия российской рабочей силы в
5
международном рынке труда. В данный момент пока не определено, в каких параметрах участие России в международной трудовой миграции будет наиболее эффективным и отвечающим интересам социально-экономического развития нашей страны.
Это сообщает особую актуальность исследованию, которая усугубляется отсутствием в современной российской экономической литературе комплексных исследований о процессах трудовой миграции в России. Единичные публикации по отдельным вопросам международного обмена трудовыми ресурсами не дают полного представления о фактическом состоянии процессов в данной сфере, что ограничивает возможности осуществления адекватных мероприятий государственной миграционной политики. Ситуация усугубляется тем, что официальная статистическая информация в области международной миграции не обладает полнотой и достоверностью.
Актуальность исследования процессов международной трудовой миграции в Российской Федерации обусловлена необходимостью выработки продуманной миграционной политики, которая может строиться только с учетом накопленного международного опыта.
Предметом исследования являются международные экономические отношения, возникающие между Россией и другими субъектами мирового хозяйства в условиях активизации ее вхождения в международный рынок труда.
Объектом исследования являются миграционные перемещения иностранных трудовых ресурсов в Российской Федерации и российских мигрантов в мире.
Цель' диссертационного исследования - попытка сформулировать миграционную политику России на современном этапе и научно обосновать рекомендации по управлению международными миграционными перемещениями в Российской Федерации.
6
Для достижения цели исследования в настоящей работе ставились следующие задачи:
• систематизировать теоретическую базу по вопросам международной миграции населения, определить понятия международной трудовой миграции и международного рынка труда;
• определить основные причины возникновения международной трудовой миграции и обозначить ее последствия для стран- доноров и стран-реципиентов рабочей силы;
• рассмотреть распределение трудящихся-мигрантов с точки зрения географических предпочтений и основных рынков спроса по определенным специальностям;
• выявить основные особенности современного развития международного рынка труда и мировых миграционных процессов;
• рассмотреть динамику развития миграционных перемещений в странах СНГ до и после распада СССР, оценить влияние этих процессов на российский рынок труда;
• проанализировать ситуацию, сложившуюся с экспортом и импортом рабочей силы в России; проследить изменения интенсивности и направленности миграционных потоков в Российской Федерации;
• оценить масштабы нелегальной миграции в России, ее влияние на экономическое развитие страны;
• рассмотреть международный опыт, накопленный в сфере регулирования процессов международной трудовой миграции;
• проанализировать нормативно-правовую базу и основные методы регулирования экспорта и импорта трудовых ресурсов в России, выявить их недостатки;
7
• предложить ряд практических рекомендаций,
направленных на совершенствование законодательно-правовой базы в области регулирования миграционных перемещений.
Теоретико-методологической основой исследования является системно-функциональный подход, который рассчитан на перспективу практического применения результатов исследования; методы, предполагающие структурирование и теоретическое обоснование исследуемой проблемы; принципы диалектической логики, единства логического и исторического подхода к анализу процессов международной трудовой миграции. Дополнительно на разных этапах настоящего исследования использовались экономико-статистический и графический анализ.
Изучение научной и публицистической литературы показало, что разработкой проблем миграции занимаются представители различных наук - экономисты, философы, социологи, политологи, психологи, этнографы, демографы, экологи, правоведы, что оправдано комплексным характером проблемы, но особую значимость для нас имели экономические исследования ведущих отечественных и зарубежных специалистов непосредственно в области миграционных перемещений. Это касается как работ общей теории миграции (анализ основных параметров миграционных процессов, выявление их региональных особенностей, разработка классификационных факторов миграции и выявление их влияния на различные группы населения), так и работ, посвященных рассмотрению отдельных направлений или форм миграционных перемещений (региональные исследования, интеллектуальная миграция, нелегальная миграция, последствия трудовой миграции).
Наибольший вклад в общую теорию миграции принадлежит экономистам и демографам Р. М. Авакову, В. Р. Бенингу, Я. Н.
8
Гузеватову, В. С. Ионцеву, А. Н. Каменскому,, Е. С. Красинцу, А.
А. Кулямзину, Е. М. Михайлову, Э. П. Плетневу, М. Д. Панову, Л. Л. Рыбаковскому, Л. А. Смирновой, Л. А. Солонской, Г. И. Старченкову, П. Стокеру, И. Ушкалову и др.
Отдельные вопросы и проблемы по международной миграции затрагиваются в работах и статьях М. Абелла, Ю. Е. Булатецкого, Г. Витковской, А. Г. Вишневского, Ж. Зайончковской, О. Иконниковой, В. Г. Костаковой, Т. В. Лавровской, И. А. Малаха, В. П. Мошняга, В. Мукомель, О. Б. Осколковой, Н. В. Охлопковой, Г. Е. Скорова, Л. Смирнягиной, Ф. В. Соловьева, В. Б. Супяна, В. Тихонова, А. М. Родригес, Т. Регент, А. В. Топилина, Р. И. Хасбулатова, Б.С. Хорева, И. Цапенко, В. Н. Чапек, Д. К. Шелестова и других.
Значительная часть работ в сфере международной миграции и трудовой миграции в частности пока носит описательный характер, без обобщающих теоретических выводов и предложений.
Весьма важными при написании диссертации оказались также документы правового блока, связанные с закреплением фундаментальных прав человека и основ современного мирового порядка (документы ООН и системы международных организаций, Европейского Союза, российская законодательная база).
В диссертации использованы материалы исследований Института Европы Российской академии наук, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Лаборатории проблем социальной демографии ИСЭПН РАН, материалы семинаров и конференций, проводившихся в России и в странах СНГ, опубликованные в периодической печати.
В ' качестве источников статистической информации использовались оперативные данные Федеральной миграционной службы Министерства внутренних дел РФ, Международной организации труда, Международной организации по миграции.
9
Научная новизна диссертационной работы состоит в обобщении концептуальных подходов к процессам международной трудовой миграции. Автор впервые проводит комплексное исследование современных миграционных перемещений рабочей силы на территории Российской Федерации и процесса трудоустройства российских граждан за рубежом.
Наиболее существенные результаты, полученные лично автором:
■ в работе впервые предпринята попытка комплексного экономического систематического исследования экспорта и импорта рабочей силы в России;
■ оценены существующие теории миграционных перемещений в части корректности существующему положению в международной трудовой миграции;
■ уточнено определение международной миграции рабочей силы и предложен комплексный подход к определению понятия международного рынка труда, в котором выделен категорийный, институциональный и организационный аспекты;
■ дополнена классификация миграционных потоков и среди них выделена интеллектуальная миграция;
■ определены характеристики современной международной трудовой миграции и международного рынка труда;
■ сделаны обобщения миграционной политики для стран- экспортеров и стран-импортеров рабочей силы в зависимости от уровня их экономического развития;
■ 'проанализированы процессы международной трудовой миграции в Содружестве независимых государств и практика
0 их многостороннего регулирования;
10
■ обобщена и проанализирована нормативная база России по вопросам миграционного регулирования;
■ оценена миграционная политика России и доказана необходимость ее дифференциации для стран СНГ и прочих стран, а также определены приоритеты и сформулированы рекомендации в области миграционной политики в России.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что выводы и предложения, явившиеся результатом обобщения положения России на международном рынке труда, могут быть использованы при разработке стратегии экспорта и импорта рабочей силы, выхода России на международный рынок труда, в проведении политики регулирования рынка труда России, ее отдельных регионов.
Диссертационная работа может представлять интерес для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов в области мировой экономики.
Апробация работы. Основные положения и результаты настоящего исследования докладывались на конференциях в Российской Экономической Академии им. Г. В. Плеханова в период 2000-2002 гт.
По теме настоящего исследования опубликовано 5 научных работ общим объемом 1, 1 печатных листа.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы на русском и английском языках (145 наименований).
Работа содержит 191 страницу машинописного текста, 16 приложений, 14 текстовых таблиц и 11 рисунков.
©
В своем выступлении 18 декабря 2000 г., посвященном Международному дню мигранта ООН, глава МОТ Хуан Сомавиа оценил растущий вклад международных трудящихся-мигрантов в развитие мировой экономики. Трудящиеся-мигранты, роль которых в функционировании национальных экономик часто недооценивается, работают в сельском хозяйстве и в промышленности, в больницах и домохозяйствах, производя целый ряд товаров и услуг за небольшую плату [136, С. 1].
По инициативе МОТ в феврале 2002 года была создана Всемирная комиссия по вопросам социальных последствий глобализации, которая влияет на такие характеристики международного рынка труда, как занятость, условия труда и социальная защита работников. Это еще раз подтверждает тесную взаимосвязь процессов международной трудовой миграции и глобализации в мировой экономике.
Вместе с тем, важными ограничителями мобильности трудовых ресурсов традиционно выступают культурные, языковые, географические факторы. Не менее серьезным препятствием служит в наши дни и
4
политика, проводимая Всемирной торговой организацией, - либерализация финансовых и товарных потоков осуществляется параллельно с жестким контролем за движением рабочей силы. В одном из докладов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), такое положение названо «асимметрией правил игры». [81, С. 17]
Современная миграция становится динамичной и сложной, что требует нового подхода от правительств разных стран и международных организаций к регулированию миграционных перемещений. Несмотря на большую экономическую и социальную значимость и распространенность, временная трудовая миграция остается слабо изученной. Выводы исследователей зачастую носят противоречивый характер, даже в оценке экономических плюсов и минусов миграций. Это обстоятельство в значительной мере объясняется тем, что миграционный феномен охватывает различные сферы человеческой деятельности: экономику, демографию, географию, социологию, право и политику.
В современных условиях ускорения глобализации мировой экономики важное значение для России приобретает ее вхождение в мировое экономическое пространство, составной частью которого является международный рынок труда. Россия вышла на международный рынок труда сравнительно недавно - около десяти лет назад. За эти годы изменился характер потоков иностранной рабочей силы в Россию, увеличились масштабы легального трудоустройства российской рабочей силы за рубежом, проявились основные тенденции развития международного рынка труда на территории нашей страны.
Россия является одновременно и страной-донором, и страной- реципиентом трудовых ресурсов, поэтому при проведении миграционной политики необходимо уделять внимание не только проблемам, связанным с притоком иностранной рабочей силы, но и мероприятиям, направленным на расширение участия российской рабочей силы в
5
международном рынке труда. В данный момент пока не определено, в каких параметрах участие России в международной трудовой миграции будет наиболее эффективным и отвечающим интересам социально-экономического развития нашей страны.
Это сообщает особую актуальность исследованию, которая усугубляется отсутствием в современной российской экономической литературе комплексных исследований о процессах трудовой миграции в России. Единичные публикации по отдельным вопросам международного обмена трудовыми ресурсами не дают полного представления о фактическом состоянии процессов в данной сфере, что ограничивает возможности осуществления адекватных мероприятий государственной миграционной политики. Ситуация усугубляется тем, что официальная статистическая информация в области международной миграции не обладает полнотой и достоверностью.
Актуальность исследования процессов международной трудовой миграции в Российской Федерации обусловлена необходимостью выработки продуманной миграционной политики, которая может строиться только с учетом накопленного международного опыта.
Предметом исследования являются международные экономические отношения, возникающие между Россией и другими субъектами мирового хозяйства в условиях активизации ее вхождения в международный рынок труда.
Объектом исследования являются миграционные перемещения иностранных трудовых ресурсов в Российской Федерации и российских мигрантов в мире.
Цель' диссертационного исследования - попытка сформулировать миграционную политику России на современном этапе и научно обосновать рекомендации по управлению международными миграционными перемещениями в Российской Федерации.
6
Для достижения цели исследования в настоящей работе ставились следующие задачи:
• систематизировать теоретическую базу по вопросам международной миграции населения, определить понятия международной трудовой миграции и международного рынка труда;
• определить основные причины возникновения международной трудовой миграции и обозначить ее последствия для стран- доноров и стран-реципиентов рабочей силы;
• рассмотреть распределение трудящихся-мигрантов с точки зрения географических предпочтений и основных рынков спроса по определенным специальностям;
• выявить основные особенности современного развития международного рынка труда и мировых миграционных процессов;
• рассмотреть динамику развития миграционных перемещений в странах СНГ до и после распада СССР, оценить влияние этих процессов на российский рынок труда;
• проанализировать ситуацию, сложившуюся с экспортом и импортом рабочей силы в России; проследить изменения интенсивности и направленности миграционных потоков в Российской Федерации;
• оценить масштабы нелегальной миграции в России, ее влияние на экономическое развитие страны;
• рассмотреть международный опыт, накопленный в сфере регулирования процессов международной трудовой миграции;
• проанализировать нормативно-правовую базу и основные методы регулирования экспорта и импорта трудовых ресурсов в России, выявить их недостатки;
7
• предложить ряд практических рекомендаций,
направленных на совершенствование законодательно-правовой базы в области регулирования миграционных перемещений.
Теоретико-методологической основой исследования является системно-функциональный подход, который рассчитан на перспективу практического применения результатов исследования; методы, предполагающие структурирование и теоретическое обоснование исследуемой проблемы; принципы диалектической логики, единства логического и исторического подхода к анализу процессов международной трудовой миграции. Дополнительно на разных этапах настоящего исследования использовались экономико-статистический и графический анализ.
Изучение научной и публицистической литературы показало, что разработкой проблем миграции занимаются представители различных наук - экономисты, философы, социологи, политологи, психологи, этнографы, демографы, экологи, правоведы, что оправдано комплексным характером проблемы, но особую значимость для нас имели экономические исследования ведущих отечественных и зарубежных специалистов непосредственно в области миграционных перемещений. Это касается как работ общей теории миграции (анализ основных параметров миграционных процессов, выявление их региональных особенностей, разработка классификационных факторов миграции и выявление их влияния на различные группы населения), так и работ, посвященных рассмотрению отдельных направлений или форм миграционных перемещений (региональные исследования, интеллектуальная миграция, нелегальная миграция, последствия трудовой миграции).
Наибольший вклад в общую теорию миграции принадлежит экономистам и демографам Р. М. Авакову, В. Р. Бенингу, Я. Н.
8
Гузеватову, В. С. Ионцеву, А. Н. Каменскому,, Е. С. Красинцу, А.
А. Кулямзину, Е. М. Михайлову, Э. П. Плетневу, М. Д. Панову, Л. Л. Рыбаковскому, Л. А. Смирновой, Л. А. Солонской, Г. И. Старченкову, П. Стокеру, И. Ушкалову и др.
Отдельные вопросы и проблемы по международной миграции затрагиваются в работах и статьях М. Абелла, Ю. Е. Булатецкого, Г. Витковской, А. Г. Вишневского, Ж. Зайончковской, О. Иконниковой, В. Г. Костаковой, Т. В. Лавровской, И. А. Малаха, В. П. Мошняга, В. Мукомель, О. Б. Осколковой, Н. В. Охлопковой, Г. Е. Скорова, Л. Смирнягиной, Ф. В. Соловьева, В. Б. Супяна, В. Тихонова, А. М. Родригес, Т. Регент, А. В. Топилина, Р. И. Хасбулатова, Б.С. Хорева, И. Цапенко, В. Н. Чапек, Д. К. Шелестова и других.
Значительная часть работ в сфере международной миграции и трудовой миграции в частности пока носит описательный характер, без обобщающих теоретических выводов и предложений.
Весьма важными при написании диссертации оказались также документы правового блока, связанные с закреплением фундаментальных прав человека и основ современного мирового порядка (документы ООН и системы международных организаций, Европейского Союза, российская законодательная база).
В диссертации использованы материалы исследований Института Европы Российской академии наук, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Лаборатории проблем социальной демографии ИСЭПН РАН, материалы семинаров и конференций, проводившихся в России и в странах СНГ, опубликованные в периодической печати.
В ' качестве источников статистической информации использовались оперативные данные Федеральной миграционной службы Министерства внутренних дел РФ, Международной организации труда, Международной организации по миграции.
9
Научная новизна диссертационной работы состоит в обобщении концептуальных подходов к процессам международной трудовой миграции. Автор впервые проводит комплексное исследование современных миграционных перемещений рабочей силы на территории Российской Федерации и процесса трудоустройства российских граждан за рубежом.
Наиболее существенные результаты, полученные лично автором:
■ в работе впервые предпринята попытка комплексного экономического систематического исследования экспорта и импорта рабочей силы в России;
■ оценены существующие теории миграционных перемещений в части корректности существующему положению в международной трудовой миграции;
■ уточнено определение международной миграции рабочей силы и предложен комплексный подход к определению понятия международного рынка труда, в котором выделен категорийный, институциональный и организационный аспекты;
■ дополнена классификация миграционных потоков и среди них выделена интеллектуальная миграция;
■ определены характеристики современной международной трудовой миграции и международного рынка труда;
■ сделаны обобщения миграционной политики для стран- экспортеров и стран-импортеров рабочей силы в зависимости от уровня их экономического развития;
■ 'проанализированы процессы международной трудовой миграции в Содружестве независимых государств и практика
0 их многостороннего регулирования;
10
■ обобщена и проанализирована нормативная база России по вопросам миграционного регулирования;
■ оценена миграционная политика России и доказана необходимость ее дифференциации для стран СНГ и прочих стран, а также определены приоритеты и сформулированы рекомендации в области миграционной политики в России.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что выводы и предложения, явившиеся результатом обобщения положения России на международном рынке труда, могут быть использованы при разработке стратегии экспорта и импорта рабочей силы, выхода России на международный рынок труда, в проведении политики регулирования рынка труда России, ее отдельных регионов.
Диссертационная работа может представлять интерес для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов в области мировой экономики.
Апробация работы. Основные положения и результаты настоящего исследования докладывались на конференциях в Российской Экономической Академии им. Г. В. Плеханова в период 2000-2002 гт.
По теме настоящего исследования опубликовано 5 научных работ общим объемом 1, 1 печатных листа.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы на русском и английском языках (145 наименований).
Работа содержит 191 страницу машинописного текста, 16 приложений, 14 текстовых таблиц и 11 рисунков.
©
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Международная трудовая миграция - это объективный процесс, присущий рыночной экономике, в основе которого лежит перемещение одного из факторов производства - рабочей силы. Именно отношение «работник-работодатель», в которые мигрант вступает в стране назначения, отличает трудовую миграцию от других видов миграционных перемещений. Статистические показатели не дают полного представления о масштабах этого явления в силу отсутствия единого подхода к определению статуса, прав и обязанностей трудящихся-мигрантов в разных странах, однако можно констатировать, что в XX веке международная трудовая миграция становится неотъемлемой частью процессов интернационализации и глобализации, происходящих в мировой экономике. Развиваясь в результате совершенствования коммуникационных средств и информационных технологий, стандартизации системы международного образования, унификации требований к работникам и национальных трудовых законодательств, международная трудовая миграция, в свою очередь, способствует дальнейшей глобализации мировой экономики.
2. Существует множество подходов в изучении миграции, однако все они носят по большей части описательный и фрагментарный характер. Наиболее перспективным является «системный подход»,
174
дальнейшее развитие которого ограничено отсутствием репрезентативных данных, подлежащих научному сравнению.
3. В основе формирования и развития международного рынка труда лежит процесс интернационализации производства, стремление к снижению затрат на трудовые ресурсы и повышение мобильности капитала и труда. Международный рынок труда представляет собой не арифметическое суммирование национальных рынков, а агрегатную экономическую категорию и включает в себя отношения между государствами, государствами и мигрантами, мигрантами и коренными жителями, мигрантами и мигрантами. Его нельзя уподобить обычным товарным рынкам, так как его функционирование определяется не только ценой рабочей силы, но и рядом других факторов — уровнем безработицы и заработной платы в разных странах, уровнем квалификации рабочей силы на национальных рынках труда, даже расстоянием между странами. На принятие решения о миграции влияют многие неэкономические факторы: возраст мигранта, его семейное положение, моральные издержки при переезде в другую страну, институциональные барьеры, а также другие факторы политического, религиозного, национального характера. Вместе с тем, доминирующими в формировании международного рынка труда являются экономические предпосылки и существующий в развивающихся странах миграционный потенциал в силу усиливающегося разрыва в уровнях развития и демографического дисбаланса в росте населения между экономически развитыми и развивающимися странами.
4. . Межгосударственная миграция становится все более дифференцированной по профессиональным, квалификационным, образовательным признакам, специальностям ее участников. Постоянно растет доля высококвалифицированных работников среди трудящихся- мигрантов. Целесообразным является выделение интеллектуальной
175
трудовой миграции в качестве отдельного вида миграционных перемещений. Мы также считаем возможным дополнить существующую в экономической теории классификацию миграционных перемещений самостоятельным видом трудовой миграции - межстрановая миграция с целью повышения квалификации.
5. Появляется большое количество стран, являющихся одновременно и донорами, и реципиентами рабочей силы; происходит диверсификация направлений миграционных перемещений. В связи с изменениями, происходящими в мировой экономической конъюнктуре, на международном рынке труда происходит снижение спроса на менее квалифицированных работников с компенсирующим ростом спроса на работников в сфере обслуживания. Повышается гибкость международного рынка труда, увеличиваются требования к уровню квалификации специалистов и их многопрофильное-™. Можно также говорить о появлении такого вида занятости, как международная занятость без перемещения через государственные границы.
6. Для мировой экономики в целом трудовая миграция имеет положительный эффект. Однако для стран-экспортеров и стран- импортеров рабочей силы последствия трудовой миграции проявляются по-разному на макро- и на микроуровнях. Влияние трудовой миграции на уровень занятости и зарплаты в принимающей стране зависит от сегмента рынка труда и его эластичности в целом, уровня квалификации страны- реципиента и иммигрантов. Трудовая эмиграция незначительно влияет на уровень занятости в странах-реципиентах, а эффективность от валютных поступлений и вернувшихся на родину специалистов в значительной степени зависит от проводимой в странах эмиграционной трудовой политики.
7. В результате образования СНГ и преобразования межреспубликанских миграционных потоков в межгосударственные
176
Россия превращается в третий по величине мировой центр иммиграции. С другой стороны, объемы внешней трудовой миграции в России пока незначительны (около 45 тыс. человек ежегодно), однако существует тенденция увеличения количества россиян, трудоустраивающихся за рубежом. Следует также отметить, что официальная статистика не в полной мере отражает миграционные процессы, происходящие в России.
8. В начале 90-х годов XX века резко увеличилось количество мигрантов в Россию из стран Содружества. Во второй половине 90-х годов наблюдалось сокращение нетто-миграции в Российской Федерации, однако это связано с большей степени с сокращением не въезда в Россию, а выезда из нее. Есть также основания утверждать, что снижение показателей миграционной активности касается исключительно официальной статистики, и уменьшение этих показателей идет за счет увеличения масштабов нелегальной миграции в регионе. Россия продолжает оставаться основным миграционным партнером для всех стран Содружества, и временная трудовая миграция на постсоветском пространстве видится как один из основных факторов, способствующих интеграции СНГ. Ее дальнейшая активизация предполагает развитие социальной инфраструктуры в странах-членах СНГ, соответствующей принципам рыночных отношений. Препятствием на пути развития общего рынка труда между странами СНГ является отсутствие проработанной нормативной базы, а уже существующие соглашения, достигнутые в сфере миграционных перемещений между странами внутри СНГ, в настоящее время не работают из-за отсутствия общей информационной базы и гармонизированной системы признания дипломов и трудового стажа между странами.
9. Тип российской внешней трудовой миграции имеет отчетливо выраженные контрпродуктивные черты:
177
■ в структуре мотивов российских трудящихся-мигрантов экономические факторы (получение высоких заработков) доминируют над профессиональными (повышение квалификации, освоение новых специальностей и т.п.). Основным фактором развития трудовой миграции в современной России является разница в оплате труда и уровне жизни. Пока эта разница существенна - потенциал трудовой миграции в стране будет оставаться значительным. Причем в тех областях, где различия больше (научно-технический комплекс, образование, здравоохранение, культура), выше и миграционный потенциал;
■ значительная доля российских работников за границей работает не по специальности, на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых и непрестижных работах, в странах с неблагоприятным климатом и условиями трудоустройства;
■ уровень заработной платы и социальной защищенности у российских трудящихся-мигрантов более низкий, чем у национальных работников, либо отсутствует совсем;
■ российские граждане трудоустраиваются за рубежом в основном в рамках временных трудовых контрактов, при этом доля работающих по договорам подряда является незначительной;
■ перечень доступных для российских граждан рабочих мест ограничен, отчетливо выражена моноотраслевая структура внешней занятости (в основном работники морского транспорта и морского рыболовства);
■ за границу продолжают выезжать профессионалы с высоким уровнем квалификации и научные работники, что негативно сказывается на качестве производительных сил в России;
■ российские граждане при трудоустройстве за рубежом сталкиваются с серьезными проблемами (наличие языкового
178
барьера, необходимость подтверждения своих профессиональных характеристик, демпинг на международном рынке труда российских специалистов), которые они самостоятельно не могут преодолеть. В результате для многих мигрантов происходит понижение профессионального и квалификационного статуса;
■ практически отсутствует информационная поддержка процессов трудовой эмиграции со стороны государства.
10. Период снижения масштаба привлечения иностранной рабочей силы в Россию закончился (1996-2000 гг.), и можно говорить о стабилизации потоков трудящихся-мигрантов в нашу страну. Следует отметить неравномерность распределения трудовых мигрантов по территории России, и если в целом трудовая миграция из-за рубежа пока не оказывает заметного давления на российский рынок труда, в некоторых регионах существуют проблемы, связанные с трудоустройством иммигрантов.
Мигранты в России представляют собой значительный по численности и высокого качества трудовой потенциал, в определенной мере способный компенсировать потери от снижения естественного прироста трудовых ресурсов и от утечки умов, однако используется этот потенциал неэффективно. Большая часть мигрантов работает не по специальности, у многих понизился профессионально¬квалификационный статус.
Лидером в экспорте трудовых ресурсов в Россию являются страны СНГ, а из них - Украина. Основной сферой деятельности иностранных работников, является строительство. В структуре импорта трудовых ресурсов наблюдается значительное увеличение доли китайских мигрантов, которые работают на территории России в основном в сфере торговли и коммерческой деятельности. Рост масштабов китайской миграции не представляется угрожающим для России в целом, однако, в
179
силу определенных предпосылок, существующих в развитии китайской экономики, может негативно повлиять на экономическое и социально-демографическое развитие региональных рынков труда (в первую очередь это касается Дальнего Востока).
11. Приток иностранной рабочей силы может смягчить отрицательные демографические последствия, в определенной мере решить отдельные региональные проблемы и локальные демографические задачи России. Однако выход из демографического кризиса и дальнейшее поступательное развитие России возможны только при комплексном подходе к демографической проблеме, а именно: стимулировании роста рождаемости или, по крайней мере, ее стабилизации, уменьшении смертности, привлечении мигрантов, рассмотрении человеческой жизни, как самой главной ценности государства, в соответствии с чем и должны разрабатываться меры демографической политики в целом и миграционной политики, в частности.
12. Специфика геополитического положения и особенности социально-экономического развития России будет обострять проблемы, связанные с нелегальной и транзитной миграцией на территории нашей страны. В основном нелегальные мигранты заняты в частном секторе в сфере торговли, ремонта и строительства, ресторанном и гостиничном бизнесе. Под натиском нелегальных мигрантов деформируются региональные рынки труда. Россия является одним из главных источников торговли людьми или незаконного въезда людей. Представляя опасность в результате вовлечения в криминальные виды деятельности, нелегальные мигранты часто сами оказываются объектом различного вида дискриминации. Во многом развитие процессов нелегальной миграции связано с регулированием легального трудоустройства на территории России и за ее пределами, что расширяет
180
возможности поиска рабочих мест и заключения трудовых контрактов для потенциальных мигрантов.
13. Отличительная особенность иммиграционной политики в большинстве промышленно развитых стран - ее превентивный характер. Наиболее широко распространенными рычагами являются оказание финансовой помощи странам-донорам рабочей силы, активизация прямых инвестиций в их экономику, либерализация внешнеторговой политики. Однако они эффективны только при воздействии на весь комплекс причин миграционной мобильности населения. В противном случае они могут иметь обратный эффект и увеличивать масштабы миграционных перемещений. Запретительная политика в отношении к приему иностранных работников постепенно сводится к мерам, направленным на оптимизацию структуры иммиграции, т.е. ограничению ее нежелательных компонентов и все более селективному расширению приема иммигрантов. К основным режимам трудовой эмиграционной политики можно отнести политику невмешательства государства, регулируемую систему, административную систему, государственную монополию.
14. Для России в настоящее время наиболее оптимальной является административная система, при которой государство не только содействует процессу трудовой эмиграции и регулирует ее, но и создает специальные предприятия для набора рабочей силы, проводит активную политику в сфере трудоустройства за рубежом.
15. Организационная-правовая система привлечения иностранной рабочей силы в Россию требует совершенствования как в части законодательства, так и в части организационной составляющей. В числе первоочередных задач можно назвать создание центрального банка данных об иностранцах, пребывающих и работающих на территории РФ, и службы консультационной поддержки.
181
Эти же проблемы требуют решения и при экспорте рабочей силы. Процесс выхода на международные рынки российской рабочей силы осложняется жесткой конкуренцией на них со стороны стран - традиционных поставщиков рабочей силы. Государство ослабило воздействие на внешнюю трудовую миграцию, постепенно перенося эту функцию на коммерческие посреднические организации, что неблагоприятно сказывается на тенденциях развития процессов трудовой эмиграции из России. В частности, стимулирование возвратных потоков мигрантов, можно обеспечить расширением практики заключения между государствами двусторонних соглашений о трудоустройстве и трудовых стажировках российских граждан за рубежом, созданием информационной базы по открытым вакансиям, условиям трудовых контрактов, условиями проживания и т. п. Удачным примером данного метода миграции может служить договор о Союзе Беларусь - Россия, закрепляющий основные нормы по привлечению иностранных работников.
16. Целостная система регулирования миграции рабочей силы в России необходима для полноправного ее включения в общемировые процессы движения трудовых ресурсов. Создание такой системы предполагает совершенствование регулирования миграционных процессов в стране в целом и на региональных уровнях. Для этого целесообразно:
• четко распределить функции государственных органов, в компетенцию которых входят те или иные вопросы, касающиеся регулирования внешней трудовой миграции и обеспечить координацию и взаимодействие между ними;
• создать при Федеральной миграционной службе МВД РФ специальный орган (бюро, агентство) по внешней трудовой
182
миграции на началах самофинансирования с отнесением к его компетенции широкого спектра оперативных функций;
• создать государственную систему информирования граждан о трудоустройстве за границей и аналогичную консультационную службу для иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации;
• создать автоматизированную информационную систему и постоянно проводить регулярный мониторинг качественных и количественных характеристик миграционных процессов, прогнозировать миграционные потоки на основе предложенной в работе модели информационной базы по трудовой миграции в России);
• усилить регламентацию деятельности посреднических организаций, усовершенствовать систему лицензирования;
• разработать и заключить межгосударственные и межправительственные договоры, а также договоры межведомственного характера по предотвращению незаконной миграции, упорядочению порядка взаимных поездок граждан, перемещения имущества переселенцев через государственную границу, о возврате и транзите лиц, находящихся на территории заинтересованных государств. Это так называемые соглашения по ремиссии, то, что от нас требует Европейское сообщество;
• для сокращения масштабов нелегальной миграции необходимо ввести более жесткий паспортно-визовый режим для въезжающих в страну туристов и торговцев, а также разработать и внедрить механизм отслеживания и возвращения иностранных граждан на родину (создать общую информационную базу о прибывающих/выбывающих иностранных гражданах на основании отметок в миграционных картах);
183
• для сдерживания интеллектуальной миграции из России необходима финансовая поддержка государством научно- технических, культурных программ, деятельности фондов, в рамках которых ученым, специалистам, квалифицированным рабочим будет предоставляться высокооплачиваемая работа в России, а также кратковременные выезды за рубеж;
• осуществлять мероприятия по перераспределению иностранной рабочей силы по всей территории России и препятствовать ее концентрации в отдельно взятых регионах, для чего разработать систему мероприятий, стимулирующих перелив рабочей силы.
1. Международная трудовая миграция - это объективный процесс, присущий рыночной экономике, в основе которого лежит перемещение одного из факторов производства - рабочей силы. Именно отношение «работник-работодатель», в которые мигрант вступает в стране назначения, отличает трудовую миграцию от других видов миграционных перемещений. Статистические показатели не дают полного представления о масштабах этого явления в силу отсутствия единого подхода к определению статуса, прав и обязанностей трудящихся-мигрантов в разных странах, однако можно констатировать, что в XX веке международная трудовая миграция становится неотъемлемой частью процессов интернационализации и глобализации, происходящих в мировой экономике. Развиваясь в результате совершенствования коммуникационных средств и информационных технологий, стандартизации системы международного образования, унификации требований к работникам и национальных трудовых законодательств, международная трудовая миграция, в свою очередь, способствует дальнейшей глобализации мировой экономики.
2. Существует множество подходов в изучении миграции, однако все они носят по большей части описательный и фрагментарный характер. Наиболее перспективным является «системный подход»,
174
дальнейшее развитие которого ограничено отсутствием репрезентативных данных, подлежащих научному сравнению.
3. В основе формирования и развития международного рынка труда лежит процесс интернационализации производства, стремление к снижению затрат на трудовые ресурсы и повышение мобильности капитала и труда. Международный рынок труда представляет собой не арифметическое суммирование национальных рынков, а агрегатную экономическую категорию и включает в себя отношения между государствами, государствами и мигрантами, мигрантами и коренными жителями, мигрантами и мигрантами. Его нельзя уподобить обычным товарным рынкам, так как его функционирование определяется не только ценой рабочей силы, но и рядом других факторов — уровнем безработицы и заработной платы в разных странах, уровнем квалификации рабочей силы на национальных рынках труда, даже расстоянием между странами. На принятие решения о миграции влияют многие неэкономические факторы: возраст мигранта, его семейное положение, моральные издержки при переезде в другую страну, институциональные барьеры, а также другие факторы политического, религиозного, национального характера. Вместе с тем, доминирующими в формировании международного рынка труда являются экономические предпосылки и существующий в развивающихся странах миграционный потенциал в силу усиливающегося разрыва в уровнях развития и демографического дисбаланса в росте населения между экономически развитыми и развивающимися странами.
4. . Межгосударственная миграция становится все более дифференцированной по профессиональным, квалификационным, образовательным признакам, специальностям ее участников. Постоянно растет доля высококвалифицированных работников среди трудящихся- мигрантов. Целесообразным является выделение интеллектуальной
175
трудовой миграции в качестве отдельного вида миграционных перемещений. Мы также считаем возможным дополнить существующую в экономической теории классификацию миграционных перемещений самостоятельным видом трудовой миграции - межстрановая миграция с целью повышения квалификации.
5. Появляется большое количество стран, являющихся одновременно и донорами, и реципиентами рабочей силы; происходит диверсификация направлений миграционных перемещений. В связи с изменениями, происходящими в мировой экономической конъюнктуре, на международном рынке труда происходит снижение спроса на менее квалифицированных работников с компенсирующим ростом спроса на работников в сфере обслуживания. Повышается гибкость международного рынка труда, увеличиваются требования к уровню квалификации специалистов и их многопрофильное-™. Можно также говорить о появлении такого вида занятости, как международная занятость без перемещения через государственные границы.
6. Для мировой экономики в целом трудовая миграция имеет положительный эффект. Однако для стран-экспортеров и стран- импортеров рабочей силы последствия трудовой миграции проявляются по-разному на макро- и на микроуровнях. Влияние трудовой миграции на уровень занятости и зарплаты в принимающей стране зависит от сегмента рынка труда и его эластичности в целом, уровня квалификации страны- реципиента и иммигрантов. Трудовая эмиграция незначительно влияет на уровень занятости в странах-реципиентах, а эффективность от валютных поступлений и вернувшихся на родину специалистов в значительной степени зависит от проводимой в странах эмиграционной трудовой политики.
7. В результате образования СНГ и преобразования межреспубликанских миграционных потоков в межгосударственные
176
Россия превращается в третий по величине мировой центр иммиграции. С другой стороны, объемы внешней трудовой миграции в России пока незначительны (около 45 тыс. человек ежегодно), однако существует тенденция увеличения количества россиян, трудоустраивающихся за рубежом. Следует также отметить, что официальная статистика не в полной мере отражает миграционные процессы, происходящие в России.
8. В начале 90-х годов XX века резко увеличилось количество мигрантов в Россию из стран Содружества. Во второй половине 90-х годов наблюдалось сокращение нетто-миграции в Российской Федерации, однако это связано с большей степени с сокращением не въезда в Россию, а выезда из нее. Есть также основания утверждать, что снижение показателей миграционной активности касается исключительно официальной статистики, и уменьшение этих показателей идет за счет увеличения масштабов нелегальной миграции в регионе. Россия продолжает оставаться основным миграционным партнером для всех стран Содружества, и временная трудовая миграция на постсоветском пространстве видится как один из основных факторов, способствующих интеграции СНГ. Ее дальнейшая активизация предполагает развитие социальной инфраструктуры в странах-членах СНГ, соответствующей принципам рыночных отношений. Препятствием на пути развития общего рынка труда между странами СНГ является отсутствие проработанной нормативной базы, а уже существующие соглашения, достигнутые в сфере миграционных перемещений между странами внутри СНГ, в настоящее время не работают из-за отсутствия общей информационной базы и гармонизированной системы признания дипломов и трудового стажа между странами.
9. Тип российской внешней трудовой миграции имеет отчетливо выраженные контрпродуктивные черты:
177
■ в структуре мотивов российских трудящихся-мигрантов экономические факторы (получение высоких заработков) доминируют над профессиональными (повышение квалификации, освоение новых специальностей и т.п.). Основным фактором развития трудовой миграции в современной России является разница в оплате труда и уровне жизни. Пока эта разница существенна - потенциал трудовой миграции в стране будет оставаться значительным. Причем в тех областях, где различия больше (научно-технический комплекс, образование, здравоохранение, культура), выше и миграционный потенциал;
■ значительная доля российских работников за границей работает не по специальности, на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых и непрестижных работах, в странах с неблагоприятным климатом и условиями трудоустройства;
■ уровень заработной платы и социальной защищенности у российских трудящихся-мигрантов более низкий, чем у национальных работников, либо отсутствует совсем;
■ российские граждане трудоустраиваются за рубежом в основном в рамках временных трудовых контрактов, при этом доля работающих по договорам подряда является незначительной;
■ перечень доступных для российских граждан рабочих мест ограничен, отчетливо выражена моноотраслевая структура внешней занятости (в основном работники морского транспорта и морского рыболовства);
■ за границу продолжают выезжать профессионалы с высоким уровнем квалификации и научные работники, что негативно сказывается на качестве производительных сил в России;
■ российские граждане при трудоустройстве за рубежом сталкиваются с серьезными проблемами (наличие языкового
178
барьера, необходимость подтверждения своих профессиональных характеристик, демпинг на международном рынке труда российских специалистов), которые они самостоятельно не могут преодолеть. В результате для многих мигрантов происходит понижение профессионального и квалификационного статуса;
■ практически отсутствует информационная поддержка процессов трудовой эмиграции со стороны государства.
10. Период снижения масштаба привлечения иностранной рабочей силы в Россию закончился (1996-2000 гг.), и можно говорить о стабилизации потоков трудящихся-мигрантов в нашу страну. Следует отметить неравномерность распределения трудовых мигрантов по территории России, и если в целом трудовая миграция из-за рубежа пока не оказывает заметного давления на российский рынок труда, в некоторых регионах существуют проблемы, связанные с трудоустройством иммигрантов.
Мигранты в России представляют собой значительный по численности и высокого качества трудовой потенциал, в определенной мере способный компенсировать потери от снижения естественного прироста трудовых ресурсов и от утечки умов, однако используется этот потенциал неэффективно. Большая часть мигрантов работает не по специальности, у многих понизился профессионально¬квалификационный статус.
Лидером в экспорте трудовых ресурсов в Россию являются страны СНГ, а из них - Украина. Основной сферой деятельности иностранных работников, является строительство. В структуре импорта трудовых ресурсов наблюдается значительное увеличение доли китайских мигрантов, которые работают на территории России в основном в сфере торговли и коммерческой деятельности. Рост масштабов китайской миграции не представляется угрожающим для России в целом, однако, в
179
силу определенных предпосылок, существующих в развитии китайской экономики, может негативно повлиять на экономическое и социально-демографическое развитие региональных рынков труда (в первую очередь это касается Дальнего Востока).
11. Приток иностранной рабочей силы может смягчить отрицательные демографические последствия, в определенной мере решить отдельные региональные проблемы и локальные демографические задачи России. Однако выход из демографического кризиса и дальнейшее поступательное развитие России возможны только при комплексном подходе к демографической проблеме, а именно: стимулировании роста рождаемости или, по крайней мере, ее стабилизации, уменьшении смертности, привлечении мигрантов, рассмотрении человеческой жизни, как самой главной ценности государства, в соответствии с чем и должны разрабатываться меры демографической политики в целом и миграционной политики, в частности.
12. Специфика геополитического положения и особенности социально-экономического развития России будет обострять проблемы, связанные с нелегальной и транзитной миграцией на территории нашей страны. В основном нелегальные мигранты заняты в частном секторе в сфере торговли, ремонта и строительства, ресторанном и гостиничном бизнесе. Под натиском нелегальных мигрантов деформируются региональные рынки труда. Россия является одним из главных источников торговли людьми или незаконного въезда людей. Представляя опасность в результате вовлечения в криминальные виды деятельности, нелегальные мигранты часто сами оказываются объектом различного вида дискриминации. Во многом развитие процессов нелегальной миграции связано с регулированием легального трудоустройства на территории России и за ее пределами, что расширяет
180
возможности поиска рабочих мест и заключения трудовых контрактов для потенциальных мигрантов.
13. Отличительная особенность иммиграционной политики в большинстве промышленно развитых стран - ее превентивный характер. Наиболее широко распространенными рычагами являются оказание финансовой помощи странам-донорам рабочей силы, активизация прямых инвестиций в их экономику, либерализация внешнеторговой политики. Однако они эффективны только при воздействии на весь комплекс причин миграционной мобильности населения. В противном случае они могут иметь обратный эффект и увеличивать масштабы миграционных перемещений. Запретительная политика в отношении к приему иностранных работников постепенно сводится к мерам, направленным на оптимизацию структуры иммиграции, т.е. ограничению ее нежелательных компонентов и все более селективному расширению приема иммигрантов. К основным режимам трудовой эмиграционной политики можно отнести политику невмешательства государства, регулируемую систему, административную систему, государственную монополию.
14. Для России в настоящее время наиболее оптимальной является административная система, при которой государство не только содействует процессу трудовой эмиграции и регулирует ее, но и создает специальные предприятия для набора рабочей силы, проводит активную политику в сфере трудоустройства за рубежом.
15. Организационная-правовая система привлечения иностранной рабочей силы в Россию требует совершенствования как в части законодательства, так и в части организационной составляющей. В числе первоочередных задач можно назвать создание центрального банка данных об иностранцах, пребывающих и работающих на территории РФ, и службы консультационной поддержки.
181
Эти же проблемы требуют решения и при экспорте рабочей силы. Процесс выхода на международные рынки российской рабочей силы осложняется жесткой конкуренцией на них со стороны стран - традиционных поставщиков рабочей силы. Государство ослабило воздействие на внешнюю трудовую миграцию, постепенно перенося эту функцию на коммерческие посреднические организации, что неблагоприятно сказывается на тенденциях развития процессов трудовой эмиграции из России. В частности, стимулирование возвратных потоков мигрантов, можно обеспечить расширением практики заключения между государствами двусторонних соглашений о трудоустройстве и трудовых стажировках российских граждан за рубежом, созданием информационной базы по открытым вакансиям, условиям трудовых контрактов, условиями проживания и т. п. Удачным примером данного метода миграции может служить договор о Союзе Беларусь - Россия, закрепляющий основные нормы по привлечению иностранных работников.
16. Целостная система регулирования миграции рабочей силы в России необходима для полноправного ее включения в общемировые процессы движения трудовых ресурсов. Создание такой системы предполагает совершенствование регулирования миграционных процессов в стране в целом и на региональных уровнях. Для этого целесообразно:
• четко распределить функции государственных органов, в компетенцию которых входят те или иные вопросы, касающиеся регулирования внешней трудовой миграции и обеспечить координацию и взаимодействие между ними;
• создать при Федеральной миграционной службе МВД РФ специальный орган (бюро, агентство) по внешней трудовой
182
миграции на началах самофинансирования с отнесением к его компетенции широкого спектра оперативных функций;
• создать государственную систему информирования граждан о трудоустройстве за границей и аналогичную консультационную службу для иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации;
• создать автоматизированную информационную систему и постоянно проводить регулярный мониторинг качественных и количественных характеристик миграционных процессов, прогнозировать миграционные потоки на основе предложенной в работе модели информационной базы по трудовой миграции в России);
• усилить регламентацию деятельности посреднических организаций, усовершенствовать систему лицензирования;
• разработать и заключить межгосударственные и межправительственные договоры, а также договоры межведомственного характера по предотвращению незаконной миграции, упорядочению порядка взаимных поездок граждан, перемещения имущества переселенцев через государственную границу, о возврате и транзите лиц, находящихся на территории заинтересованных государств. Это так называемые соглашения по ремиссии, то, что от нас требует Европейское сообщество;
• для сокращения масштабов нелегальной миграции необходимо ввести более жесткий паспортно-визовый режим для въезжающих в страну туристов и торговцев, а также разработать и внедрить механизм отслеживания и возвращения иностранных граждан на родину (создать общую информационную базу о прибывающих/выбывающих иностранных гражданах на основании отметок в миграционных картах);
183
• для сдерживания интеллектуальной миграции из России необходима финансовая поддержка государством научно- технических, культурных программ, деятельности фондов, в рамках которых ученым, специалистам, квалифицированным рабочим будет предоставляться высокооплачиваемая работа в России, а также кратковременные выезды за рубеж;
• осуществлять мероприятия по перераспределению иностранной рабочей силы по всей территории России и препятствовать ее концентрации в отдельно взятых регионах, для чего разработать систему мероприятий, стимулирующих перелив рабочей силы.
Подобные работы
- Механизм формирования перспективной потребности по приоритетным профессиям на региональном рынке труда
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Состояние и перспективы регулирования
регионального рынка труда
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - Россия на мировом рынке строительных услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВЫХОДУ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ДОРОЖНОЙ ХИМИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Разработка стратегии выхода предприятия на международный рынок строительных материалов
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Исследование современных тенденций развития мирового рынка туристических услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Формирование рынка синдицированных кредитов в Российской Федерации
Магистерская диссертация, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Формирование и развитие в России рынка услуг по подбору персонала. (08.00.07)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА С УЧЁТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СПЕЦИФИКИ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



