В исследовании приняли участие 20 дошкольников старшей дошкольной группы 5 – 6 лет.
Много приложений ( в том числе и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указана название базы исследования. Таким образом, можно подставить название нужной базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности дидактических игр 6
1.2. Теоретические подходы к исследованию особенностей ознакомления старших дошкольников с животными 10
1.3. Дидактические (экологические) игры при ознакомлении старших дошкольников с животными 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Диагностика исследования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Рекомендации по применению дидактических игр при ознакомлении с животными детей старшего дошкольного возраста 27
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение 36
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды существует необходимость повышения экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу общения между обществом и природой - научно обоснованному и гуманистически ориентированному.
Особое внимание следует уделить детям дошкольного возраста, поскольку этот возраст наиболее благоприятен для формирования осознанного, эмоционально позитивного отношения к окружающему нас миру, в том числе и к животным.
Важнейшим средством реализации этих положений в работе с детьми являются дидактические игры. Исследователи определили влияние игровой деятельности на умственное развитие дошкольника, в частности, на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев). Позиция понимания целесообразности игры в обучении дошкольников привела исследователей к проблеме разработки дидактической игры (А.П.Усова, А.И.Сорокина, А.К.Бондаренко, Л.В.Артёмова). В игре ребенок не только улучшает и закрепляет свои знания, но и возникает потребность влиять на окружающий его мир.
Использование дидактической игры в образовательном процессе дошкольных учреждений обусловлено, прежде всего, тем, что игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. В то же время практически отсутствуют исследования, направленные на изучение проблемы использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью использования дидактических (экологических) игр при ознакомлении старших дошкольников (5-7 лет) с животными и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа психолого-педагогической литературы сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении дидактической (экологической) игры как средства экологического воспитания старших дошкольников и описании результатов ее практического применения.
Объект исследования: дидактические игры в работе со старшими дошкольниками.
Предмет исследования: дидактические игры с дошкольниками при ознакомлении старших дошкольников с животными.
Цель данной работы заключается в описании использования дидактических (экологических) игр при ознакомлении старших дошкольников (5-7 лет) с животными.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты применения дидактических игр в работе с дошкольниками.
2. Изучить основные теоретические подходы к исследованию особенностей ознакомления старших дошкольников с животными.
3. Рассмотреть методику использования дидактических (экологических) игр при ознакомлении старших дошкольников (5-7 лет) с животными.
4. Провести диагностику уровня знаний детей старшего дошкольного возраста при организации дидактических игр экологической направленности.
5. Подобрать комплекс экологических игр на ознаколение с животными детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс ознакомления с животными детьми старшего дошкольного возраста будет эффективен, если будут подобраны дидактические игры экологической направленности.
Теоретическую основу исследования составляют теории детского личностного развития (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев), положения современной теории игры (А.П.Усова, А.И.Сорокина, Т.С. Комарова, А.К.Бондаренко, Л.В.Артёмова), включающие обоснование педагогического значения игры при ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающей средой.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (наблюдение), эксперимент.
Во введении описан методологический аппарат исследования, сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования, методологическая основа и методы исследования, применявшиеся в исследовании, охарактеризована структура и содержание курсовой работы.
В первой главе раскрыты теоретические основы организации дидактических игр старших дошкольников в ДОУ.
Во второй главе представлены содержание, методика и результаты опытно-экспериментальной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с животными с исполдьзованием дидактических.
В заключении изложены основные выводы по итогам проделанной работы.
В приложении представлены материалы вспомогательного характера, методики и их форматы, раскрывающие ход и результаты опытно-экспериментального исследования.
Курсовая работа включает 34 страницы машинописного текста – это много 6 приложений. Список литературы содержит 28 литературных источников.
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, и все образовательные программы общего образования, включая дошкольное, являются последовательными. Одной из задач дошкольного образования является когнитивное развитие ребенка. Основой психического развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентация на окружающий мир.
Знакомство с миром природы включает экологическое образование. При знакомстве с природой, при воспитании правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические знания.
Для достижения этой цели изучены и проанализированы теоретические источники, которые позволили сделать следующие выводы.
Дидактическая игра - это многогранный, сложный педагогический феномен: игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форма обучения, самостоятельная игровая деятельность и средство разностороннего воспитания личности ребенка.
В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано обучение и воспитание для ознакомления с животными с учетом возрастных особенностей детей и их связи с природной средой.
Эффективность дидактических игр экологического содержания целиком и полностью зависит от создания условий и их правильного использования.
По результатам исследования были подобраны различные игры, ориентированные на окружающую среду, в зависимости от решаемых задач: игры для обогащения экологических идей, игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, игры для участия в экологических мероприятиях.
Развивающие игры по знакомству животных с детьми старшего дошкольного возраста помогают повысить уровень экологических знаний и экологического воспитания: дети научатся ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы, а также поймут связь между деятельностью человека и жизнь животных, птиц и растений.
Обладая достаточными знаниями, дети начали применять их как на практике, так и в других видах деятельности. Полученные знания стали условием формирования эмоционально-эффективных отношений с окружающим миром, что выражается в форме познавательного интереса, гуманистического и эстетического опыта, практической готовности создавать вокруг себя, бережно относиться к вещам. Этот вывод был также подтвержден результатами наблюдений на контрольной стадии экспериментальной работы.
Таким образом, цель работы частично достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.
Эта работа может быть использована как в дошкольных образовательных учреждениях, так и родителями при ознакомлении детей с миром животных в условиях семейного воспитания.
1. Артёмова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст]/ Л.В. Артемова. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.
2. Богуславская, З. М., Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]/ З.М. Богуславская, Е. О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А.К, Бондаренко. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
4. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст]: Пособие для воспитателей дет.сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 2014. 258 с.
5. Глебова, И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Электронный ресурс]// Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 33-35. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4691/
6. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
7. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — Москва: ТЦ Сфера, 2005. — 80с.
8. Зебзеева, В.А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей [Текст]/ В.А. Зебзеева. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2008. - с. 69
9. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей [Текст] Учебно — методическое пособие/В.А. Зебзеева. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 288 с.
10. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных[Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Ф. Виноградовой. Москва: Просвещение, 1988 - с.159
11. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] / В. Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
12. Кураев, Г.А. Возрастная психология [Текст] / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. – Ростов-н/Д: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с.
13. Лаврентьева, Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания [Текст] / Н. Г. Лаврентьева. — Чита: ЗабГПУ, 2000. — 23 с.
14. Маркова, Т.А. Как научить детей любить природу [Текст]/ Т.А.Маркова, Т.А. Виноградова - М.: Дошкольная педагогика, 2009. - С.21.
15. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст]: учебник / Т. Д. Марцинсковская. – М.: Гардарики, 2012. – 255 с.
16. Миронов, А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы, методы деятельности [Текст] / А.В. Миронов— Волгоград: Учитель, 2016, — 260 с.
17. Михайлова , Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 90-94. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/32020/
18. Молодова, Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников [Текст] / Л. П. Молодова. — Минск: Асар, 1999. — 112 с.
19. Николаева С. Н. Программа «Юный эколог» [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 1994, № 9. — С. 51–53.
20. Нисканен, Л. Г. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов вузов заочной формы обучения /Л.Г. Нисканен — М.: МГПУ, 2011. — 168 с.
21. Плешаков, А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе [Текст]// Начальная школа. № 8.- 1988.
22. Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст]//Дошкольное воспитание, 2008. - С.22.
23. Свинина, Е. В.Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е,В, Свинина, И.И.Гришина, О.И. Давыденко // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 141-143. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/128/35466/
24. Силаева, О. М. Формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 51-54. — Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2696/
25. Соломенникова, О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст]// Дошкольное воспитание. – 2004.- №2. С. 21 – 27.
26. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]. Пособие для воспитателя дет. Сада /А.И. Сорокина — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
27. Теремов, А. В. Изучение природы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Текст]/ А. В. Теремов, С. К. Пятунина // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 3. — С. 34– 39.
28. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]/А.П, Усова: М.,1976. – 96 с.