Исследовательский метод в обучении математике учащихся 5-х классов
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности школьников 6
1.1. Исторические аспекты применения исследовательского метода в
обучении 6
1.2. Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в
психолого-педагогической литературе 12
1.3. Формы и методы организации исследовательской деятельности при
обучении математике 23
Выводы по 1-ой главе 29
Глава 2. Методика организации исследовательской деятельности при обучении математике в 5-х классах 30
2.1. Разработка уроков математики в 5-х классах с использованием
исследовательского метода в обучении 30
2.2. Организация педагогического эксперимента, описание результатов 36
Выводы по 2-ой главе 42
Заключение 43
Список использованной литературы и источников 45
Приложения
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности школьников 6
1.1. Исторические аспекты применения исследовательского метода в
обучении 6
1.2. Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в
психолого-педагогической литературе 12
1.3. Формы и методы организации исследовательской деятельности при
обучении математике 23
Выводы по 1-ой главе 29
Глава 2. Методика организации исследовательской деятельности при обучении математике в 5-х классах 30
2.1. Разработка уроков математики в 5-х классах с использованием
исследовательского метода в обучении 30
2.2. Организация педагогического эксперимента, описание результатов 36
Выводы по 2-ой главе 42
Заключение 43
Список использованной литературы и источников 45
Приложения
Изменения, которые произошли в практике российского образования выдвигают некоторые задачи, ведущая из которых - достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования подразумевается ориентированность на развитие личности ребенка, его познавательных способностей. Ученик, то есть выпускник школы должен быть готов к самостоятельной жизни в конкретных условиях и различных ситуациях. Новый мир, который открывается перед ним, требует определенных необходимых для работы и жизни качеств, таких как, гибкость, активность, быстрообучаемость, конкурентноспособность, адаптация в социальной и профессиональной сфере и т.д. Современная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, кроме того опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.
В современном мире востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Актуальность темы определяется тем, что развитие данных качеств и умений у учащихся возможно при использовании исследовательского метода в обучении математике.
Для современного общества характерна сложность социальных, культурных условий, поэтому оно нуждается в людях, умеющих самостоятельно думать, принимать решения и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, которые умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками. Таким образом, сегодня школа должна решить непростые вопросы: как разумно применить новую модель образования и как изменить свою работу, наиболее удобным для всех участников педагогического процесса образом, и, самое важное - что сделать для того, чтобы ученикам нравилось учиться. Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного процесса,
направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской деятельности, что способствует формированию выше указанных качеств у будущих выпускников. Исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию фактов, ранее неизвестных учащимся, теоретических знаний и способов деятельности. Исследовательский метод обучения — метод обучения, основанный на организации поисковой творческой деятельности учащихся с поомщью постановки новых для них проблем и проблемных задач.
Цель исследовательского метода — «вызвать» в уме ученика тот самый мысли, которые переживает сам изобретатель данного открытия или изобретения. В настоящее время идеи исследователького метода требуют своего воплощения в современной школе. Ведущим направлением должно стать не просто обучение, т.е. передача знаний, умений и навыков, а образование, т.е. становление личности в целом. Огромное количество жизненных ситуаций повествует нам о том, что если ученик «круглый» отличник в школе, это не дает никакой уверенности в том, что этот самый ученик справится с проблемами и найдет способ решения, которые встретятя на его жизненном пути.
На уроке с элементами исследования школьники отрабатывают отдельные элементы, учебные приемы, формирующие навыки исследовательской деятельности учащихся. По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т. д. Необходимо систематически кропотливо работать над тем, чтобы учащиеся могли ясно и четко формулировать понятия, задавать вопросы, ставить цель, планировать, выдвигать гипотезы и т. д.
Объект исследования - процесс обучения математике учащихся 5-х классов.
Предмет исследования - методика организации исследовательской деятельности учащихся 5-х классов при обучении математике.
Цель исследования - изучить возможности организации исследовательской деятельности в обучении математике учащихся 5 классов.
Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме организации исследовательской деятельности;
2. изучить опыт применения исследовательского метода в обучении;
3. выявить возможности организации исследовательской
деятельности на уроках математики для повышения эффективности обучения;
4. разработать систему уроков и упражнений по теме «Деление десятичных дробей» в соответствии с ФГОС;
5. сравнить результаты обучения двух классов при использовании исследовательского метода и традиционного.
Практическая значимость исследования заключается в
осуществлении анализа передового опыта работы учителей, обобщении методических рекомендаций по организации исследовательской деятельности на уроках математики и возможности использования в практической деятельности результатов проведенного исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит параграфы, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.
В современном мире востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Актуальность темы определяется тем, что развитие данных качеств и умений у учащихся возможно при использовании исследовательского метода в обучении математике.
Для современного общества характерна сложность социальных, культурных условий, поэтому оно нуждается в людях, умеющих самостоятельно думать, принимать решения и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, которые умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками. Таким образом, сегодня школа должна решить непростые вопросы: как разумно применить новую модель образования и как изменить свою работу, наиболее удобным для всех участников педагогического процесса образом, и, самое важное - что сделать для того, чтобы ученикам нравилось учиться. Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного процесса,
направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской деятельности, что способствует формированию выше указанных качеств у будущих выпускников. Исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию фактов, ранее неизвестных учащимся, теоретических знаний и способов деятельности. Исследовательский метод обучения — метод обучения, основанный на организации поисковой творческой деятельности учащихся с поомщью постановки новых для них проблем и проблемных задач.
Цель исследовательского метода — «вызвать» в уме ученика тот самый мысли, которые переживает сам изобретатель данного открытия или изобретения. В настоящее время идеи исследователького метода требуют своего воплощения в современной школе. Ведущим направлением должно стать не просто обучение, т.е. передача знаний, умений и навыков, а образование, т.е. становление личности в целом. Огромное количество жизненных ситуаций повествует нам о том, что если ученик «круглый» отличник в школе, это не дает никакой уверенности в том, что этот самый ученик справится с проблемами и найдет способ решения, которые встретятя на его жизненном пути.
На уроке с элементами исследования школьники отрабатывают отдельные элементы, учебные приемы, формирующие навыки исследовательской деятельности учащихся. По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т. д. Необходимо систематически кропотливо работать над тем, чтобы учащиеся могли ясно и четко формулировать понятия, задавать вопросы, ставить цель, планировать, выдвигать гипотезы и т. д.
Объект исследования - процесс обучения математике учащихся 5-х классов.
Предмет исследования - методика организации исследовательской деятельности учащихся 5-х классов при обучении математике.
Цель исследования - изучить возможности организации исследовательской деятельности в обучении математике учащихся 5 классов.
Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме организации исследовательской деятельности;
2. изучить опыт применения исследовательского метода в обучении;
3. выявить возможности организации исследовательской
деятельности на уроках математики для повышения эффективности обучения;
4. разработать систему уроков и упражнений по теме «Деление десятичных дробей» в соответствии с ФГОС;
5. сравнить результаты обучения двух классов при использовании исследовательского метода и традиционного.
Практическая значимость исследования заключается в
осуществлении анализа передового опыта работы учителей, обобщении методических рекомендаций по организации исследовательской деятельности на уроках математики и возможности использования в практической деятельности результатов проведенного исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит параграфы, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.
В условиях современной школы создаются условия для успешной социализации и эффективной самореализации детей и подростков, развития потенциала молодёжи и его использования в интересах инновационного развития республики и страны. Воспитание человека, формирование культурно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - есть важнейшее условие успешного развития Российской Федерации. Мы можем утверждать, о необходимости для развития исследовательского образования, в основе которого находится стремление к получению практического и полезного результата.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой были рассмотрены пути возникновения исследовательского метода в обучении и способы его применения на уроках математики, проанализированы психолого-методическая литература, статьи действующих учителей, разработана система уроков по теме «Деление десятичных дробей». В качестве опытно-экспериментальной работы были проведены уроки по теме «Деление десятичных дробей».
Исследование было проведено на базе МАОУ «СОШ № 165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани. В эксперименте принимали участие ученики параллельных, 5 «Б» и 5 «В» классов.
Изучая педагогическую литературу, можно с уверенностью сказать, что уроки с применением исследовательского метода увлекают учащихся, так как они сами пребывают в роли исследователя, поэтому способствует активизации познавательной деятельности школьника, повышает их интерес к обучению.
Таким образом, результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что задачи решены, цель достигнута. В процессе проделанной работы, было установлено, что качество знаний учеников, обучающихся с использованием исследовательского метода, значительно повышается в сравнении с качеством знаний учеников, изучающих данную тему в традиционной форме.
Предполагаем, что данная работа будет полезна учителям, которые реализуют применение исследовательского метода на уроках математики. Считаем необходимым в дальнейшем усовершенствовать и внедрить в процесс обучения разработанную систему упражнений с применением исследовательского метода, попробовать применить метод в изучении других тем математики.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой были рассмотрены пути возникновения исследовательского метода в обучении и способы его применения на уроках математики, проанализированы психолого-методическая литература, статьи действующих учителей, разработана система уроков по теме «Деление десятичных дробей». В качестве опытно-экспериментальной работы были проведены уроки по теме «Деление десятичных дробей».
Исследование было проведено на базе МАОУ «СОШ № 165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани. В эксперименте принимали участие ученики параллельных, 5 «Б» и 5 «В» классов.
Изучая педагогическую литературу, можно с уверенностью сказать, что уроки с применением исследовательского метода увлекают учащихся, так как они сами пребывают в роли исследователя, поэтому способствует активизации познавательной деятельности школьника, повышает их интерес к обучению.
Таким образом, результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что задачи решены, цель достигнута. В процессе проделанной работы, было установлено, что качество знаний учеников, обучающихся с использованием исследовательского метода, значительно повышается в сравнении с качеством знаний учеников, изучающих данную тему в традиционной форме.
Предполагаем, что данная работа будет полезна учителям, которые реализуют применение исследовательского метода на уроках математики. Считаем необходимым в дальнейшем усовершенствовать и внедрить в процесс обучения разработанную систему упражнений с применением исследовательского метода, попробовать применить метод в изучении других тем математики.
Подобные работы
- Применение кейс-метода при обучении математике в 5-6 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - Методические особенности формирования финансовой грамотности при обучении математике в 7-ых классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Активные методы в обучении математике (Уральский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНТЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 5-6 КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - «Формирование метапредметных результатов обучающихся с рисками учебной неуспешности в процессе обучения математике в 5-6 классах»
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024



