Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности школьников 6
1.1. Исторические аспекты применения исследовательского метода в
обучении 6
1.2. Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в
психолого-педагогической литературе 12
1.3. Формы и методы организации исследовательской деятельности при
обучении математике 23
Выводы по 1-ой главе 29
Глава 2. Методика организации исследовательской деятельности при обучении математике в 5-х классах 30
2.1. Разработка уроков математики в 5-х классах с использованием
исследовательского метода в обучении 30
2.2. Организация педагогического эксперимента, описание результатов 36
Выводы по 2-ой главе 42
Заключение 43
Список использованной литературы и источников 45
Приложения
Изменения, которые произошли в практике российского образования выдвигают некоторые задачи, ведущая из которых - достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования подразумевается ориентированность на развитие личности ребенка, его познавательных способностей. Ученик, то есть выпускник школы должен быть готов к самостоятельной жизни в конкретных условиях и различных ситуациях. Новый мир, который открывается перед ним, требует определенных необходимых для работы и жизни качеств, таких как, гибкость, активность, быстрообучаемость, конкурентноспособность, адаптация в социальной и профессиональной сфере и т.д. Современная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, кроме того опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.
В современном мире востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Актуальность темы определяется тем, что развитие данных качеств и умений у учащихся возможно при использовании исследовательского метода в обучении математике.
Для современного общества характерна сложность социальных, культурных условий, поэтому оно нуждается в людях, умеющих самостоятельно думать, принимать решения и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, которые умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками. Таким образом, сегодня школа должна решить непростые вопросы: как разумно применить новую модель образования и как изменить свою работу, наиболее удобным для всех участников педагогического процесса образом, и, самое важное - что сделать для того, чтобы ученикам нравилось учиться. Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного процесса,
направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской деятельности, что способствует формированию выше указанных качеств у будущих выпускников. Исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию фактов, ранее неизвестных учащимся, теоретических знаний и способов деятельности. Исследовательский метод обучения — метод обучения, основанный на организации поисковой творческой деятельности учащихся с поомщью постановки новых для них проблем и проблемных задач.
Цель исследовательского метода — «вызвать» в уме ученика тот самый мысли, которые переживает сам изобретатель данного открытия или изобретения. В настоящее время идеи исследователького метода требуют своего воплощения в современной школе. Ведущим направлением должно стать не просто обучение, т.е. передача знаний, умений и навыков, а образование, т.е. становление личности в целом. Огромное количество жизненных ситуаций повествует нам о том, что если ученик «круглый» отличник в школе, это не дает никакой уверенности в том, что этот самый ученик справится с проблемами и найдет способ решения, которые встретятя на его жизненном пути.
На уроке с элементами исследования школьники отрабатывают отдельные элементы, учебные приемы, формирующие навыки исследовательской деятельности учащихся. По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т. д. Необходимо систематически кропотливо работать над тем, чтобы учащиеся могли ясно и четко формулировать понятия, задавать вопросы, ставить цель, планировать, выдвигать гипотезы и т. д.
Объект исследования - процесс обучения математике учащихся 5-х классов.
Предмет исследования - методика организации исследовательской деятельности учащихся 5-х классов при обучении математике.
Цель исследования - изучить возможности организации исследовательской деятельности в обучении математике учащихся 5 классов.
Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме организации исследовательской деятельности;
2. изучить опыт применения исследовательского метода в обучении;
3. выявить возможности организации исследовательской
деятельности на уроках математики для повышения эффективности обучения;
4. разработать систему уроков и упражнений по теме «Деление десятичных дробей» в соответствии с ФГОС;
5. сравнить результаты обучения двух классов при использовании исследовательского метода и традиционного.
Практическая значимость исследования заключается в
осуществлении анализа передового опыта работы учителей, обобщении методических рекомендаций по организации исследовательской деятельности на уроках математики и возможности использования в практической деятельности результатов проведенного исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит параграфы, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.
В условиях современной школы создаются условия для успешной социализации и эффективной самореализации детей и подростков, развития потенциала молодёжи и его использования в интересах инновационного развития республики и страны. Воспитание человека, формирование культурно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - есть важнейшее условие успешного развития Российской Федерации. Мы можем утверждать, о необходимости для развития исследовательского образования, в основе которого находится стремление к получению практического и полезного результата.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой были рассмотрены пути возникновения исследовательского метода в обучении и способы его применения на уроках математики, проанализированы психолого-методическая литература, статьи действующих учителей, разработана система уроков по теме «Деление десятичных дробей». В качестве опытно-экспериментальной работы были проведены уроки по теме «Деление десятичных дробей».
Исследование было проведено на базе МАОУ «СОШ № 165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани. В эксперименте принимали участие ученики параллельных, 5 «Б» и 5 «В» классов.
Изучая педагогическую литературу, можно с уверенностью сказать, что уроки с применением исследовательского метода увлекают учащихся, так как они сами пребывают в роли исследователя, поэтому способствует активизации познавательной деятельности школьника, повышает их интерес к обучению.
Таким образом, результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что задачи решены, цель достигнута. В процессе проделанной работы, было установлено, что качество знаний учеников, обучающихся с использованием исследовательского метода, значительно повышается в сравнении с качеством знаний учеников, изучающих данную тему в традиционной форме.
Предполагаем, что данная работа будет полезна учителям, которые реализуют применение исследовательского метода на уроках математики. Считаем необходимым в дальнейшем усовершенствовать и внедрить в процесс обучения разработанную систему упражнений с применением исследовательского метода, попробовать применить метод в изучении других тем математики.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с.
2. Алфёров, А.Д. Психология развития школьников: учебное пособие по психологии / А.Д. Алфёров. - Ростов н/Д: изд-ва «Феникс», 2000. - 384 с.
3. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская [Электронный ресурс] // https://refdb.ru/look/1253614-p5.html (Дата обращения 01. 06.2019).
4. Боровик, В.Г. Как взаимодействуют образовательные учреждения общего и дополнительного образования / В.Г. Боровик // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 90-93.
5. Бочка, И.А. Инновационная деятельность педагога как средство
повышения учебной мотивации школьников / И.А. Бочка // Молодой ученый. - 2015. - № 22. - С. 755-760 [Электронный ресурс] //
https://moluch.ru/archive/102/23550/ (Дата обращения 03.06.2019).
6. Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения /
В.П. Вахтеров; сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. - М.: Педагогика, 1987. - 400 с. - (Педагогическая б-ка).
7. Ведущие принципы концепции свободного воспитания Э. Кей [Электронный ресурс] // http://veselajashkola.ru/shkola/vedushhie-principy- koncepcii-svobodnogo-vospitaniya-ekej/ (Дата обращения 25. 05. 2019).
8. Вентцель, К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных
трудов / К. Н. Вентцель. - М.: 1993. - с.170.
9. Виленкин, Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся
общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, Ш. И. Шварцбурд. - 31-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 280 с.: ил.
10. Вифлеемский, А.Б. Правовые аспекты внедрения «новых» ФГОС / А. Б. Вифлеемский // Народное образование. - 2015. - № 4. - С. 18-27
11. Глейзер, Г. И. История математики в школе: IX - X кл. Пособие для учителей / Г. И. Глейзер. - М.: Просвещение, 1983. - 351 с.: ил.
12. Городская экспериментальная площадка «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся / сост.: А.М. Афиногенов, Е.Л. Зайцева. - М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 736 с. - (Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы).
13. Даутова, О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности / О.Б. Даутова. - СПб.: 2016. - с.184. - (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
14. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. - 2012. - № 4. - С. 15-21.
15. Зыков, М. Б. Организация исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве / М. Б. Зыков, Н. Р. Сабанина // Воспитание школьников. - 2012. - № 6. - С. 16-22.
16. Как провести социологическое исследование: в помощь идеол. активу / под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. - М.: Политиздат, 1990. - 288 с.
17. Лазарев, В.С. Метод проектов в образовании: новое понимание / В. С. Лазарев // Народное образование. - 2012. - № 8. - С. 203 - 211.
18. Левищенко, О.П. Проектно-исследовательский метод обучения математике как условие формирования исследовательской культуры учащихся / О.П. Левищенко, Л.Н. Полянская [Электронный ресурс] // https://открытыйvрок■рф/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0% B8/574517/ (Дата обращения 18.05.2019).
19. Лукьянова, М.И. Современный урок и требования ФГОС / М. И. Лукьянова // Народное образование. - 2012. - № 8. - С. 212-219.
20. Любимова, В.В. Домашнее задание в контексте ФГОС: участие родителей - благо или вред? / В. В. Любимова // Математика в школе. - 2015.
- № 5. - С. 3-6.
21. Лутцева, Е.А. Развитие через открытие / Е. А. Лутцева // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5. - С. 2-7.
22. Метельский, Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики / Н. В. Метельский. - Минск: Высшая школа, 1977. - 158 с.
23. Мокрополова, И.Ю. Особенности организации исследования в малых группах / И. Ю. Мокрополова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.).
- Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. - С. 87-89.
24. Никитенко, И. Г. Исследовательский метод как способ активизации мышления учащихся / И.Г. Никитенко [Электронный ресурс] // https://открытыйvрок■рф/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0% B8/414863/ (Дата обращения 18. 05. 2019).
25. Новый энциклопедический словарь. - Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.: ил.
26. Оловянникова, Т.А. Реализация потенциала преемственности в воспитании культуры исследовательской деятельности / Т. А. Оловянникова // Воспитание школьников. - 2012. - № 2. - С. 42-46.
27. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. Л. А. Регуш, А.В. Орловой. - СПб.: Питер, 2010. - 416 с.
28. Покашникова, М. В. Исследовательская работа обучающихся как фактор их мотивации к учебному предмету / М. В. Покашникова // Молодой ученый. - 2015. - № 18. - С. 31-33.
29. Рыжик, В. И. Кризис среднего математического образования глазами учителя (часть 2) / В. И. Рыжик // Математика в школе. - 2014. - № 1.
- С. 3-9.
30. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / под ред. Е.
С. Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 168 с. (Педагогическая мастерская).
31. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 543 с.
32. Тумашева, О. В. Стань соавтором! / О. В. Тумашева. // Математика в школе. - 2014. -№ 1. С. 60 - 63.
33. Френденталь, Г. Математика в науке и вокруг нас / Г. Френденталь; пер. с нем. Ю. А. Данилова. - М.: «Мир», 1977. - 261 с.: ил.- (В мире науки и техники)
34. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей/Л. М. Фридман. - М.: Изд-во - Института Психотерапии, 2003. - 480 с.
35. Фридман, Л. М. Учитесь учиться математике: кн. для учащихся / Л. М. Фридман. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.: ил.
36. Фройденталь, Г.. Математика как педагогическая задача. Ч. 1. Пособие для учителей / Г. Фройденталь; под ред. Н. Я. Виленкина; сокр. пер. с нем. А. Я. Халамайзера. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.: ил.
37. Фролова, Е. Ю. Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики / Е. Ю. Фролова // Молодой ученый. - 2016. - № 9. - С. 1202-1205.
38. Хуторской, А. В. Дальтон-план Елены Паркхерст и другие зарубежные системы обучения / А. В. Хуторской // Народное образование. -
2012. - № 8. - С. 220 - 229.
39. Шаталов, В. Ф. Педагогическая проза. - Архангельск: Сев.- Зап. кн. изд - во, 1990. - 383 с.
40. Шуба, М. Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики (часть 2) / М. Ю. Шуба // Математика в школе. - 2014. - № 1. - с. 50 - 56.
Приложения