ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности, история развития термина.6
1.2 Показатели и факторы повышения конкурентоспособности 12
1.3 Международная и отечественная практика компаний по повышению конкурентоспособности 19
2. Анализ фактического состояния изучаемого объекта 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ финансовой хозяйственной деятельности 32
2.3 SWOT - анализ конкурентоспособности компании 46
3. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия
ПАО «КАМАЗ» 51
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности: понятие, общие
мероприятия в производственной сфере, в маркетинге 51
3.2 Организация управления механизмом повышения конкурентоспособности компании 55
3.3 Экономическая обоснованность эффективности предлагаемых
мероприятий, экономическая оценка инвестиций 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
В условиях рыночной экономики значительно усложнилась деятельность всех экономических субъектов, в том числе и машиностроительных предприятий. Конкуренция заставляет предприятия активно искать и разрабатывать новые стратегические подходы к решению проблемы повышения конкурентоспособности. Чтобы успешно конкурировать, предприятиям необходимо обновлять технологическое оборудование, усовершенствовать технологии производства, проводить маркетинговые исследования, изучать сильные и слабые стороны конкурентов, изучать внутренний и внешний рынок, выявлять свои возможности и, как итог, выпускать конкурентоспособную продукцию, позволяющую не только удержать позиции на рынке, но и занять большую его долю.
Но для достижения всех этих задач предприятию необходимо наиболее полно удовлетворять требования потребителей, а достичь этого можно при производстве качественной, конкурентоспособной продукции, способной повысить финансовое благополучие производителя. Выпускаемая продукция должна проходить исследование конкурентоспособности не только на стадии разработки и создания товара, но и на стадии реализации.
Актуальность темы бакалаврской работы обусловлена тем, что с развитием рыночного механизма проблема обеспечения конкурентоспособности резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимой продукции (оказываемых услуг) и предприятия в целом. В исследовании изучение теоретических вопросов основ становления системы конкурентоспособности предприятий базируются на работах М. Портера, С.М. Брауна, И. Кирцнера, А.А. Томпсона, И. Ансоффа, А. Дж. Стрикленда, У. Деминга, Ф. Хайека и др. Отечественные ученые стали изучать проблемы повышения конкурентоспособности предприятий позже. В работах иностранных и
российских ученых отражены значимые проблемы теории и практики управления конкурентоспособностью предприятий.
В то же время имеет место ряд проблем по оценке и повышению конкурентоспособности предприятия как в практике и теории, так и в методологии, которые пока изучены слабо.
Целью дипломной работы является изучение конкурентоспособности предприятия и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ПАО «КАМАЗ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы теории конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
- дать характеристику факторов и основных показателей конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ финансового состояния и конкурентоспособности «ПАО «КАМАЗ»;
- разработать план мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ПАО «КАМАЗ».
Предметом исследования в данном дипломном проекте является конкурентоспособность предприятия ПАО «КАМАЗ».
Объектом исследования выбрано машиностроительное предприятие ПАО «КАМАЗ».
Источниками информации для исследования конкурентоспособности предприятия ПАО «КАМАЗ» послужили бухгалтерский баланс за 2016-2018 гг., 6 отчет о финансовых результатах за 2016-2018 гг..
Для повышения конкурентоспособности российских предприятий могут быть использованы следующие направления:
1) Внедрение инновационных технологий позволит предприятию применять новшества, которые раньше не были им использованы или замечены.
2) Улучшение качества продукции на сегодняшний день играет важную роль. Потребитель очень ответственно подходит к выбору предоставляемых для него товаров. Чтобы быть конкурентоспособным предприятием и улучшать свою экономическую деятельность в условиях рынка, нужно предлагать только качественную продукцию в соответствии со стандартами и ГОСТами.
3) Уменьшение расходов производства позволяет предприятию обладать конкурентными преимуществами перед его соперниками. В наилучшем положении будет находится то предприятие, чьи затраты на производство будут меньше. Чтобы уменьшить затраты предприятия, нужно следить за совершенствованием технологий производства, логистики, НИОКР, а также за организацией работников.
4) Еще одним эффективным способом повышения конкурентоспособности предприятия является бенчмаркинг, суть которого заключается в изучении опытов конкурентов, постоянное сравнение желаемых результатов и стремление бизнеса к достижению разработанной эталонной модели.
5) Рост объемов реализации товаров и услуг. Необходимо отметить, что рост выпуска товаров и услуг не приводит к увеличению прибыли, так как в таких случаях нужно обращать внимание на затраты предприятия и ту прибыль, которая получена благодаря этим затратам. Поэтому одной из задач предприятия является определение такого объема реализации продукции, при котором будет обеспечена безубыточная производительная деятельность [23].
Если говорить о продвижении товаров и услуг, то здесь маркетологи располагают большим разнообразием инструментов. Наиболее популярные - стимулирование сбыта, реклама, служба сбыта, связи с общественностью, прямой маркетинг.
Существует огромное разнообразие средств стимулирования сбыта. Выбор и их использование зависит от компетентности и фантазии маркетолога.
ПАО «КАМАЗ» постоянно работает над повышением своей конкурентоспособности, используя лучшие практики в области корпоративного управления. В группе организаций ПАО «КАМАЗ» введены единые стандарты корпоративного управления. Постоянно совершенствуется информационная политика и системы внутреннего контроля. Осуществляется конструктивное взаимодействие с инвесторами, работниками и деловыми партнерами.
ПАО «КАМАЗ» необходимо провести некоторые мероприятия, чтобы повысить уровень конкурентоспособности. Поэтому были предложены следующие рекомендации:
1. Повышение заработной платы. Предлагается за ответственность и качественное производство автомобилей надбавка к окладу в размере 20%, что будет мотивировать и стимулировать персонал ПАО «КАМАЗ».
2. Предлагается ПАО «КАМАЗ» открыть автосалон. Для открытия дилерского центра сдаются в аренду помещения общей площадью 700 квадратных метров. м.
3. Руководству ПАО «КАМАЗ» предлагается проводить постоянный анализ показателей, которые влияют на конкурентоспособность предприятия.
4. Автором ПАО «КАМАЗ» предлагается спонтанное финансирование. Стоит учитывать, что при росте инфляции данная мера ведет к снижению выручки, поэтому автором принято решение о расчете оптимальной скидки для клиентов ПАО «КАМАЗ».
Реализация стратегии выхода на новый рынок позволит ПАО «КАМАЗ» увеличить выручку на 0,03%. Себестоимость продаж в связи с расходами на открытие автосалона возрастут на 0,01%.
В ходе всех изменений прибыль предприятия вырастет на 0,26%, что говорит об эффективности предложенной стратегии.
1 Философова, Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» (080500), «Экономика» (080100) / Т.Г. Философова, В.А. Быков; под. ред. Т.Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 5-6.
2 Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - 6-е изд., испр. и доп. / Р. А. Фатхутдинов. М.: Дело, 2004. С.100 - 101.
3 Комков, Н.И. Многоуровневая структура и подходы к оценке экономической категории «конкурентоспособность» / Н. И. Комков, А. В, Лазарев // Проблемы прогнозирования. 2007. №4. С. 3-20 С. 6-7.
4 Чаплина, А. Конкурентоспособность как интегральный показатель эффективности предприятия/ А. Чаплина // Проблемы теории и практики управления. 2006. №3. С.110-111
5 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М. : Прогресс, 1978. C. 208
6 Гуляев Г.Ю. Конкуренция: сущность и структура взаимосвязанных категорий // Научное обозрение. - 2014. - №12. 3. Мазилкина, Е. И. Управление конкурентоспособностью / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. - М. : Омега-Л, 2009. C. 229
7 Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. - 2-е изд.,стер. - М.: КНОРУС, 2009. - 416 с.
8 Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2010. — 101 с.
9 Лифиц И.М Теория и практика конкурентоспособности товаров и услуг 2-е изд.,перераб. и доп. - М.:Юрайт-Издат,2009. - 464 с.
10 Давыдов И.О. Теоретическое исследование процесса функционирования системы управления конкурентоспособностью продукции // Российское предпринимательство. — 2008. — № 8 Вып. 1 (116). —С. 71-74.
11 Малхасьян Л.С. Количественная оценка конкурентоспособности продукции // Российское предпринимательство. — 2011. — № 11 Вып. 2 (196). — С. 184-188.
12 Методы стимулирования сбыта: учеб. пособие / Рыбченко, С. А., Евстигнеева Т. В. - Ульяновск.: УлГТУ, 2007. - 184 с.
13 Береговая И.Б. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / И.Б. Береговая // Символ науки. - 2015. - №12-1, - С.90-93.
14 Нуримбетов Р.И. Факторы конкурентоспособности в условиях рынка / Р.И. Нуримбетов // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №8-3, - С.343-347.
15 Смирнова Е.С. Зарубежный опыт повышения конкурентоспособности и возможности его использования в российских условиях / Е.С. Смирнова // Современная конкуренция. - 2010. - №6. - С.27- 42.
16 Плотицина Т.М. Определение конкурентоспособности
предприятия / Т.М. Плотицина // Вестник ТГТУ. - 2010. - №1. - С.205-211.
17 Спиридонова Г.В. Международная конкурентоспособность:
понятие, сущность и модели основных международных конкурентных стратегий / Г.В. Спиридонова // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2013. = №1 (16). - С. 33-36.
18 Н.И. Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В. Барсукова.
Международный маркетинг: Учеб. пособие / Под ред. Н.И.Перцовского—М.: Высшая школа.—239 с.. 2001
19 О компании «КАМАЗ» [Электронный ресурс] //Википедия. URL: http s: //ru.wikipedia. org/wiki/КамАЗ
20 Обзор рынка грузовых автомобилей. 2016: статистический
материал / А. М. Бутов. - НИУ ВШЭ, инст. «Центр развития» - М., 2016. - 57 с.
21 О компании «КАМАЗ» [Электронный ресурс] // ПАО «КАМАЗ» [Офиц. сайт]. URL: http://www.kamaz.ru/about/
22 Стратегический менеджмент: Учебник/Пер. с англ. Н.И.
Алмазовой. - М.: ООО "Издательство Проспект", 2003. - С. 11-12.
23 Айдинова А.Т. Пути повышения конкурентоспособности
предприятий/ А.Т. Айдинова // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 371-373
24 Бекирова О.Н. Повышение конкурентоспособности предприятия/ О.Н. Бекирова// Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №
4- 2. - С. 214.
25 Власенко В.Е. Пути повышения конкурентоспособности
предприятия/ В.Е. Власеко // Научно-методический журнал «Концепт». 2016. - №11. - С. 3556-3560.