Тема 1.1. Сущность системы социальной защиты семьи и детства
1. Заполнить таблицу основных понятий темы.
2. Детство нуждается в особой заботе и помощи государства. От каких факторов необходимо защищать несовершеннолетнего? Перечислите 5-8 возможных в порядке значимости (на Ваш взгляд), где 1- самый значимый фактор.
3. Приведите 2-3 примера, при которых возможно использование метода принуждения в системе социальной защиты детства.
4. Заполните схему «Объекты социальной защиты детства»
5. Ответьте на вопросы теста:
1.Система социальной защиты детства – это:
А) реализация принципа безопасного материнства и охраны детства;
Б) методы борьбы с социальными проблемами – проституция, алкоголизм, наркомания, преступность;
В) комплекс правовых, экономических, медицинских, социально-педагогических мероприятий, реализуемых государственными и общественными структурами по обеспечению конституционных прав детей;
Г) материальная помощь для обеспечения средств к существованию.
2.Классифицируйте объекты социальной защиты детства по группам
3.Первоочередная задача системы социальной защиты детства:
А) обеспечение жизнедеятельности ребенка средствами контролирующих органов;
Б) обеспечение систематической проверки мероприятий в области защиты детства;
В) профилактика девиантного поведения несовершеннолетних;
Г) анализ деятельности социальных институтов, служб помощи, педагогических систем поддержки и защиты личности обучающихся.
Раздел 1. Основы нормативно-правового регулирования защиты детства
Тема 1.1. Сущность системы социальной защиты семьи и детства
1) Социальная защита детства как часть современной системы социальной защиты населения.
2) Основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.
3) Сущность и содержание, объекты и субъекты, формы и методы современной социальной защиты детства.
Тема 1.2. История становления системы социальной защиты детства
1) Детское призрение в России: становление и развитие системы. Российское милосердие (из опыта призрения детей в конце XIX - начале XXI века.
2) Мирское и общественное призрение на Руси (X - XVIII вв.).
3) Детство и сиротство как объект попечения государства в XVIII веке.
4) Реформы XVIII -XIX веков и детская благотворительность.
5) Типы благотворительных обществ, учреждений и заведений для детей в пореформенной России.
6) Новые формы призрения детей в России.
Тема 1.3. Система социальной защиты детей в ХМАО – Югре на современном этапе
1) Нормативные правовые документы в области социальной защиты детства в ХМАО – Югре.
2) Организационная структура системы социальной защиты детства в Российской Федерации и ХМАО – Югре.
3) Система государственных и муниципальных органов, защищающих право ребенка на социальную защиту в ХМАО – Югре: сущность и назначение.
Тема 1.4. Институт Уполномоченного по правам ребенка как средство контроля за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних: история становления и основные функции
1) История становления института Уполномоченного по правам ребенка (зарубежный и отечественный опыт).
2) Полномочия и региональные модели института Уполномоченного по правам ребенка.
Раздел 2. Права детей в различных сферах жизнедеятельности
Тема 2.1. Защита прав детей в сфере семейных отношений
1) Общая характеристика прав ребенка. Права ребенка, обозначенных в Конвенции ООН «О правах ребенка», в законодательстве РФ.
2) Основные положения Семейного Кодекса РФ о правах ребенка в семье.
3) Права и обязанности родителей. Защита родительских прав.
4) Нарушение прав несовершеннолетних в семье. Защита ребенка от всех форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.
5) Лишение и ограничение родительских прав. Порядок лишения родительских прав. Последствия лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах. Ограничение родительских прав. Последствия ограничения родительских прав. Отмена ограничения родительских прав.
6) Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей.
Тема 2.2. Защита прав детей в сфере образования
1) Основные права детей в области образования на международном, федеральном, региональном и локальном уровням.
2) Характеристика ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейный Кодекс РФ. Основные положения Семейного Кодекса РФ о правах ребенка в семье. Права и обязанности родителей. Нарушение прав несовершеннолетних в семье. Лишение и ограничение родительских прав.
3) Нарушения прав в сфере образования.
4) Основания содержания несовершеннолетних в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа. Права детей, содержащихся в учебно-воспитательных учреждениях (открытого и закрытого типа).
Тема 2.3 Социально-педагогическая защита и поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1) Феномен социального сиротства. Приемная семья, патронатная семья, замещающая семья, опека и попечительство как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление, учет и временное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
2) Усыновление (удочерение) детей. Понятие усыновления. Условия и порядок усыновления. Требования к усыновителям. Отмена усыновления. Основания и последствия отмены усыновления.
3) Опека и попечительство. Условия и порядок осуществления опеки и попечительства. Требования к опекунам и попечителям, их обязанности и права.
4) Приемная семья. Условия передачи ребенка в приемную семью. Требования к приемным родителям.
5) Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6) Права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты.
Тема 2.4. Социально-педагогическая защита и поддержка детей-инвалидов и детей с ОВЗ
1) Понятие «ребенок-инвалид», инвалидность.
2) Международные и отечественные правовые источники.
Ответ
3) Льготы и гарантии детям-инвалидам в РФ. Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
4) Характеристика документов: федеральный и региональный уровни.
Список использованных источников
1. Беспалов Ю.Ф. Семейное право / Ю.Ф. Беспалов. –М.: Закон и право, 2009. – 416 с.
2. Варывдин В. А. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие для вузов / В. А. Варывдин, И. П. Клемантович. – М.: Пед. общество России, 2015. – 192 с.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.02.2020)
4. Кручкова Я. А. Основы нормативно-правового регулирования прав детей инвалидов / Я. А. Кручкова // Молодой ученый. – 2017. – №24. – С. 331-334.
5. Семейный кодекс Российской Федерации. от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.02.2020)
6. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения / А.Н. Савинов. – М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2013. – 368 с.
7. Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика / М. В. Фирсов М., 2006. – 160 с.
8. Холостова Е.И. Семьеведение: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова, Е.М. Черняк. – М.: «Юрайт», 2013. –287 с.
9. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.02.2020)
10. Шамрин М.Ю. Административно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка. Историко-теоретический аспект [Электронный ресурс]: монография / М.Ю. Шамрин. – Тула: Тульский государственный университет, 2015. – 596 c. (дата обращения: 26.02.2020)
11. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Электронный ресурс]/ – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2015.– 752 c. (дата обращения: 26.02.2020)