Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-экономические механизмы регулирования рынка труда (08.00.07)

Работа №4082

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы158стр.
Год сдачи2000
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1279
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Социально-экономические функции организацион¬ных структур на рынке труда
§ 1. Роль организационных структур в регулировании
рынка труда 8
§ 2. Основные характеристики рынка труда России в 25 переходный период
ГЛАВА II. Особенности функционирования организационного
рынка труда в период российских реформ
§ 1. Организационные структуры найма рабочей
силы 45
§ 2. Роль государства в формировании организацион¬ных механизмов рынка труда 66
§ 3. Экономическая деятельность предприятия как
фактор развития рынка труда 84
ГЛАВА III. Оптимизация организационного механизма рынка
труда в переходный период
§ 1. Основные направления оптимизации организа¬ционного механизма рынка труда в российской экономике 99
§ 2. Развитие нормативно-правовой базы рынка труда... 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
ЛИТЕРАТУРА 144
ПРИЛОЖЕНИЯ 153


Актуальность темы исследования. Исследование процессов, связанных с занятостью и рынком труда, актуально для любого типа экономики. Характер занятости, трудовой мобильности, общие черты рынка труда напрямую связаны с развитием экономики, поскольку являются не только следствием социально-экономических процессов, но и фактором развития трудового потенциала общества в будущем. Структура занятости в значительной степени влияет на развитие производства и через сферу потребления, через динамику платежеспособного спроса.
Актуальность исследования рынка труда российского общества обусловлена большой остротой проблемы занятости, которая в период кризиса обрела особенно негативные социальные последствия, вызвала значительную социальную напряженность, граничащую с политическими конфликтами. Рост безработицы и ее структура, региональные деформации рынка труда в совокупности обусловили нарушение воспроизводства не только трудового потенциала, но и целостного образа жизни людей. Назрела потребность регуляции рынка труда с целью социально-экономической адаптации населения к последствиям реформ.
Острота проблем занятости ощущается и на уровне российских предприятий. С одной стороны, реструктуризация, поиск конкурентных стратегий, банкротства сопровождаются массовыми увольнениями персонала. С другой стороны, восстановление многих видов производств после "шоковой терапии" становится практически невозможным. Это также обусловливает потребность в регуляции рынка труда посредством проведения взвешенной политики занятости и ее координации с другими экономическими программами - инвестиционными, региональными и т.п.
В настоящее время становится очевидным, что саморегуляция рынка труда в России по аналогии с экономически развитыми странами невозможна. Назрела настоятельная необходимость в разработке и реализации

-3 -
комплексных программ регуляции рынка труда с целью повышения эффективности занятости, что и обусловило тематику данной работы.
Объектом исследования выступают процессы рынка труда в переходной экономике России.
Предметом исследования являются общие закономерности формирования и развития организационных структур, действующих на российском рынке труда.
Целью исследования является определение общих закономерностей функционирования организационных механизмов рынка труда и разработка программ их оптимизации в условиях экономики России. Исходя из цели предполагается решение следующих задач:
- исследование базисных характеристик организационного механизма рынка труда;
- разработка методологического подхода к исследованию организационного механизма рынка труда;
- исследование взаимосвязи основных тенденций российского рынка труда и организационных структур, оказывающих воздействие на него;
- выделить основные характеристики структур найма, функционирующих на рынке труда;
- охарактеризовать роль властных структур и государства на рынке труда;
- определить взаимосвязь между состоянием рынка труда, структурой
занятости и экономической деятельностью российских предприятий;
- разработать практические рекомендации по оптимизации
организационного механизма рынка труда.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы таких авторов, как Антосенков Е.Г., Акулов В., Андропов В., Бараненкова Т., Баканов Е., Вальвей У., Гладкий И.И., Гриценко Н.Н., Жуков А.Л., Зика Г., Виленский А., Галаева Е., Дунаева Н., Дуракова И., Дуткевич П., Заславский
Н., Каталина В., Рыжикова 3., Капелюшников Р., Кейнс Дж., Костин Л., Котляр А., Кузьмин С., Лукьянова Г.И., Цысина Г., Лучкина Л., Малышев С.,

Малютина Н., Матрусова Т., Меншикова О., Московская А., Монусова Г.,Некипелов Д., Никифорова А., Никольская Г., Одегов Ю-, Руденко Г., Ромашов О., Сорокина М., Браччи Дж., Павленков В., Покрытан М., Попков Ю.В., Ковсюк В., Ушаков В., Радаев В., Прокопов Ф., Прокофьев С., Семенов А., Симагин Ю., Слезингер Г., Смирнов С., Султанова P.M., Темницкий А., Ткаченко А.
В работах этих авторов исследуется понятие рынка труда, рассматриваются различные его срезы и грани, раскрывающие взаимодействие рынка труда с другими экономико-социальными реалиями общества. Рынок труда рассматривается в связи с проблемой занятости, социально-экономическими приоритетами экономической политики. Анализируется состояние рынка труда в экономически развитых странах, а также в российской экономике, выделяются особенности, присущие движению рабочих мест, характеристики эффективности занятости, рассматриваются проблемы безработицы, ее формы и факторы, ее порождающие.
Во многих работах анализируются посреднические структуры, в частности, структуры найма, функционирующие на рынке труда, особенно в странах с развитой рыночной экономикой. Исследуются тенденции мирового развития служб подбора персонала.
В работах, посвященных рынку труда России, исследуются преимущественно его конкретные характеристики, такие, как сегментированность, мобильность происходящих на нем процессов. При этом часто ставится вопрос о регулировании рынка труда, целенаправленном воздействии на происходящие на нем процессы. Однако организационные механизмы рынка труда исследуются преимущественно в одном, каком-либо одном аспекте, отсутствует целостная концепция организационного механизма рынка труда. Между тем, кризисное состояние российской экономики и крайне низкая эффективность занятости повышают значимость подобных исследований.

Эмпирической базой диссертации явилась статистическая информация о состоянии российского рынка труда, экономического пространства, институциональных рыночных структур, опубликованная в статистических сборниках Госкомстата России.
Автор принимал активное участие в нескольких социологических проектах, как на методологическом, так и организационном уровнях (например, в приложении к диссертации даны образцы анкет, разработанные с участием диссертанта) по изучению вопросов рынка труда, социальных отношений, характера, содержания труда и т.д.
Впервые диссертант провел изучение частных агентств по найму рабочей силы в Москве. Исследованию предшествовала профессиональная разработка программы исследования:
• определены цели и задачи исследования на рынке труда;
• обозначены исходные понятия;
• сформулированы гипотезы;
• составлен план сбора материала.
Не касаясь всей совокупности исследовательских приемов по изучению рынка труда (интервью, включенное наблюдение, экспертные оценки и др.), диссертант наряду с вышеназванным уделил обстоятельное внимание анкетным опросам по разнообразным методикам и различным репрезентативным выборкам. Автором диссертации было проведено исследование 14 частных агентств по найму в г.Москве. Во время исследования было опрошено 200 человек, выборка составила 15% от общего числа соискателей вакансий в исследуемых агентствах.
Автор принимал участие в ряде исследований на Мытищинском машиностроительном заводе, уделяя активное внимание вопросам рынка труда. В работе были использованы также социологические результаты исследования организационных структур рынка труда, полученные другими авторами.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:
1. Выделены основные характеристики организационного механизма рынка труда и определены содержание и особенности деятельности государственных и негосударственных организационных структур, включающие структуры найма и подбора персонала, организационный механизм государственного регулирования экономики посредством политики занятости и экономической политики в целом, факторы экономической деятельности предприятий, влияющие на состояние рынка труда;
2. Впервые был разработан методологический принцип исследования организационного механизма рынка труда на основе комплексного, системного подхода. На основе проведенного исследования сделаны выводы о необходимости замены пассивных мер активными на рынке труда и роли властных структур в организации активной политики. Это предполагает проведение определенных фундаментальных исследований в этой области с целью :
• постоянного контроля и анализа реальной безработицы, которая качественно меняется;
• психологической подготовки людей и юридического просвещения, правовая безграмотность которых делает их беззащитными в случае массового увольнения.
3. Проведен анализ сложившихся организационных структур найма на российском рынке труда в переходный период, характеризующихся разрозненностью, сегментированным информационным пространством, низкой степенью социального доверия со стороны соискателей вакансий в государственных структурах занятости, с одной стороны, и высокой мобильностью, уровнем обслуживания соискателей вакансий (стабильность работы с клиентами, индивидуальность подхода в работе с каждым клиентом, гарантия трудоустройства и т.п.), огромной информационной базой в негосударственных организационных структурах, с другой стороны.

4. Исследованы основные тенденции российского рынка труда в переходный период, определяющие функции и структуру организационного механизма — обоснованы основные параметры взаимосвязи между состоянием рынка труда, структурой занятости и параметрами экономической деятельности российских предприятий.
5. Разработаны основные направления политики формирования предложения рабочей силы на рынке труда на основе комплексного, системного воздействия на социально-экономические факторы его функционирования на макро- и микроуровне. Определено важнейшее направление политики занятости на рынке труда и решения вопроса безработицы путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы. Основные направления политики формирования предложения рабочей силы определены следующим образом:
• регулирование территориальной мобильности трудовых ресурсов;
• повышение качества рабочей силы;
• увеличение рыночного механизма занятости и его инфраструктуры.
Научно-практическая значимость исследования определяется, прежде всего, ролью политики занятости в переходной экономике. Проведенное исследование факторов, из которых складывается организационный механизм рынка труда, позволяет строить целостную стратегию управления занятостью и рынком труда, повышая эффективность занятости, снижая социальную напряженность, порожденную безработицей. В отличие от других факторов, воздействующих на экономику в целом и рынок труда, порожденных внешними причинами, организационные механизмы создаются внутри страны и могут развиваться при воздействии внутренних факторов. Поэтому их оптимизация вполне возможна. Программа, предложенная автором, может быть реализована в ближайшей перспективе.
Результаты исследования могут быть использованы в научно¬педагогической деятельности, при чтении курсов по экономической социологии, социологии труда.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование, проведенное в диссертации, позволило сделать следующие выводы.
Характер организационных структур рынка труда, их роль на рынке труда и в обществе в целом определяются, прежде всего, параметрами самого рынка труда. Организационный механизм рынка труда отражает совокупный ® спрос и предложение рабочей силы, обеспечивая размещение экономически
активного населения относительно рабочих мест. Эти функции организационного механизма определяются, в основном, особенностями сферы хозяйственной деятельности, рассмотренной в отраслевом, территориальном, демографическом, профессионально-отраслевом аспектах. Организационные структуры, действующие на рынке труда, выполняют роль механизма, соединяющего рабочую силу со средствами производства. В социологическом плане осуществление этой функции определяется ценностями и установками, характеризующими профессиональную ориентацию, отношение к различным компонентам труда - его содержанию, формам, методам стимулирования, а также социальным статусом и ролями, связанными с профессией, социокультурными традициями.
Правомерно выделить и такую функцию организационного механизма рынка труда, как соотнесение, координация взаимосвязей между производством и обращением. В социологическом плане осуществление этой функции тесно связано с мотивационно-ценностными ориентациями работника не только на факторы профессионального достижения, но и на структуры организационного механизма, функционирующего на рынке труда. При деформации этой функции значительно искажается процесс воспроизводства рабочей силы и характер внутренне присущих ему закономерностей.
При анализе организационных механизмов взаимосвязи рынка труда и сферы обращения необходимо учитывать, то процессы, относящиеся к сфере ^ обращения, могут осуществляться за пределами рынка и подчиняться

внерыночным организационным механизмам. Организационные структуры рынка труда функционируют с учетом динамики жизненных стандартов, изменений принятых норм оплаты, продолжительности интенсивности труда, изменения соотношения труда и досуга. В социологическом плане масштабы деятельности этих структур не ограничиваются непосредственно рынком труда, а затрагивают многие другие сферы жизнедеятельности общества. В социологическом плане функции организационных структур на рынке труда правомерно рассматривать в связи с социальными характеристиками как наемных работников, так и работодателей. Применительно к работнику организационные структуры выступают посредующим механизмом при формировании социально-профессиональных групп, дифференциации экономически активного населения на занятых и безработных, что, в свою очередь, сопровождается значительными социальными трансформациями, воздействует на возникновение и протекание социальных конфликтов в обществе. Интересы работодателя, которые удовлетворяются посредством организационных механизмов рынка труда, выходят за рамки чисто экономических и тесно связаны с социально-политическими процессами общества.
В институциональном аспекте организационные механизмы рынка труда выполняют нормативно-регулирующую функцию, выраженную, в частности, в нормах права. Направлениями регуляторной функции выступают координация рынка труда и рынка рабочих мест, взаимосвязи рынка труда и трудового потенциала общества, повышение эффективности занятости.
Функционирование организационного механизма рынка труда определяется особенностями самого рынка труда. Проведенное исследование позволило сделать вывод о повышении динамичности российского рынка труда, повышении мобильности внутри категории занятых, что в условиях переходного периода коррелирует с ростом безработицы, а также повышением мобильности в группе самих безработных.
Динамика движения рабочей силы на российском рынке занятости зависит от типа собственности предприятия. Предприятия государственного

сектора обнаруживают большую стабильность занятости, в то время, как занятость на предприятиях частного сектора в большей степени подвержена динамике. При планировании работы организационных структур рынка труда необходимо учитывать наибольшую динамику рабочей силы на малых предприятиях, ИЧП, в формах самозанятости, а также большую возможность получения работы на частных предприятиях по сравнению с государственными. Организационные структуры рынка труда должны учитывать также гендерные различия в динамике и направленности потоков рабочей силы, которые состоят в низкой норме участия женщин в составе экономически активного населения, а также в более низкой мобильности женской рабочей силы. Ассиметрия российского рынка труда, влияющая на функционирование организационных структур, зависит также от возрастных факторов, в частности, низкой мобильности представителей старших возрастных групп на рынке труда.
Фактором, влияющим на функционирование организационных структур на рынке труда, является отраслевая структура занятости, которой определяется тенденция преимущественного сокращения занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, общественном питании и частичном компенсировании этого процесса за счет секторов непроизводственной сферы, в частности, за счет сектора услуг. Рост численности занятых наблюдается на предприятиях, связанных с операциями с недвижимостью, в органах управления, частично - в сфере коммерческих услуг, а также в сфере торговли некоторыми видами товаров.
Организационные структуры российского рынка труда определяются также тенденцией общего падения экономической активности населения в 90-е годы, что повлекло за собой широкое распространение неучтенной занятости. На функционирование организационных структур рынка существенное влияние оказывает также сокращение занятости, увеличение разрыва между регистрируемой и общей безработицей, усиление внутрирегиональной дифференциации уровней безработицы, увеличение сроков безработицы. Эти особенности рынка труда служат основаниями для

формирования целеориентирующих установок деятельности службы занятости в виде достижения большей мобильности, оперативности, повышения уровня информатизации деятельности, повышения качества переподготовки рабочей силы. Реализация этих объективно необходимых тенденций сдерживается недостаточными финансовыми основаниями деятельности службы занятости, особенно в регионах, где средства на переподготовку рабочей силы сократились за последние годы в несколько раз.
Общие принципы функционирования организационных структур рынка труда определяются динамическим взаимодействием и мобильностью, осуществляемой на уровне наемного труда, предпринимательства, самозанятости и безработицы. Организационные структуры рынка труда ориентированы на процесс реструктуризации занятости, происходящей под влиянием формирования корпоративной, групповой и индивидуальной частной собственности.
Функциональные особенности организационных структур на российском рынке труда обусловлены также спецификой занятости и безработицы среди молодежи.
Организационные структуры найма рабочей силы существовали с древнейших времен. Тенденциями их развития являлись усложнение требований к работнику, вытекающие из развивающихся представлений о человеке, накапливающихся в философии, социологии, экономической теории. Развитие системы найма происходило в тесной связи с эволюцией научно обоснованной системы отбора и обучения персонала. Тенденцией развития организационных структур рынка труда является достижение все большей полифункциональности, сочетающей подбор, найм персонала, а также обучение работников в соответствии с потребностями предприятия.
Функционирование структур найма на рынке труда осуществлялось на коммерческих основаниях за счет средств работодателей, средств соискателей вакансий, за счет средств государственного бюджета, средств частных коммерческих фондов. Тенденцией развития структур найма является их

финансовая зависимость от совместных фондов, образуемых государством, союзами предпринимателей. В экономически развитых странах службы найма рабочей силы все в большей степени переходят под финансовый и организационный контроль объединений работодателей, государственных и негосударственных структур включаются в различные социально- экономические программы.
В концептуальном плане деятельность организационных структур рынка труда определялась развитием теорий экономической социологии и психологии, экономико-политических учений об отношении к работнику, социальной ответственности государства, а также теории организации и систем в экономике.
Важную роль в регуляции рынка труда играют посреднические структуры найма в виде государственной службы занятости, частных агентств. Организационный механизм функционирования службы занятости включает взаимодействие структур различного уровня, таких, как департамент, администрация края, области, Министерство труда и социального развития, комитет по труду и социальным вопросам областной Думы, комитет по экономике при областной администрации, которые опосредуют непосредственное взаимодействие посредников найма и подбора персонала, соискателей вакансий и нанимателей.
Повышение эффективности работы службы занятости тесно связано с ориентацией на социологические показатели. Исследования показывают, что значительная доля безработных, обратившихся в службу занятости, обусловлена сокращением персонала на иностранных или совместных предприятиях, средних или малых, ориентированных преимущественно на привозное сырье. Следует отметить сдвиг в отраслевой структуре заказчиков рабочей силы, среди которых производители преобладают над импортерами. Наибольшее количество вакансий приходится на специалистов в области продаж, главных бухгалтеров, финансовых аналитиков, финансовых директоров, специалистов банковского дела. Увольнение с последующим обращением в службу занятости в наибольшей степени затрагивает

специалистов низкой и средней квалификации и в меньшей степени - высококвалифицированных. Деятельность служб занятости должна строиться с учетом социального портрета безработного, включающего половозрастную характеристику, срок отсутствия работы, профессиональную характеристику, семейное положение, уровень образования, причины обращения в службу занятости, субъективные ожидания в отношении к вакансиям.
В структуре найма рабочей силы можно выделить снижение возрастного критерия и увеличение роли квалификации и опыта соискателя вакансий.
Важную роль в реализации организационного механизма найма за последние годы реформ играют частные агентства по найму, для прогнозирования деятельности которых необходимо выявление социологических характеристик. В социолого-экономическом плане их функционирование почти не исследовано на российском рынке труда. С целью выяснения отношения соискателей вакансий к деятельности частных агентств автором было проведено социологическое исследование. Методом анкетирования было обследовано 200 человек, выборка составила 15% от общего числа соискателей вакансий в исследуемых структурах.
Исследование выявило множественные характеристики установки соискателей вакансий по отношению к частным агентствам.
Установка соискателей вакансий по отношению к частным агентствам складывается из нескольких факторов. Подгруппа соискателей, нашедших работу при помощи агентств, оценила как "средние" по степени удовлетворенности такие показатели, как время, затраченное на поиск вакансий, соответствие вакансий ожиданиям соискателей, подбор работодателей (по типу собственности, размеру предприятия), эффективность деятельности агентства в сопоставлении с собственным поиском работы, а также доверие к частным агентствам. Ниже средней получили оценку такие показатели, как информационная база агентства, размер и справедливость оплаты услуг агентства.

В подгруппе соискателей, не нашедших работу при помощи агентств "средние оценки получили такие факторы, как "время, затраченное на поиск вакансий", "тип работодателей, сотрудничающих с агентством". Ниже среднего уровня получили оценку факторы соответствия вакансий ожиданиям соискателя, информационная база агентства, размер и справедливость оплаты, взимаемой за услуги. Различия между группами соискателей выразились при оценке степени удовлетворенности работой агентств, оценке эффективности деятельности посреднических служб по сравнению с самостоятельным поиском рабочего места, оценке доверия к частным агентствам.
Результаты исследования позволяют сделать выводы о существовании по крайней мере двух групп факторов, нуждающихся в коррекции. При регуляции деятельности посреднических структур на рынке труда. Первая группа факторов - информационно-технологическая - связана с недостаточностью и разрозненностью информационной базы структур найма. Это снижает эффективность подбора персонала, что, в свою очередь, закладывает временной лаг в развитие экономики. В условиях информационной неопределенности квалифицированные специалисты и работодатели не могут найти друг друга. Необходим организационный механизм найма, сочетающий подвижность и заинтересованность частных структур с регулированием подбора персонала на уровне государственных программ. Другим фактором оптимизации структур найма является социальная регуляция. Исследование показало низкую степень доверия соискателей обеих групп как к государственной службе занятости, так и к частным агентствам. Это означает, что без принятия регулятивных мер на рынке труда в ближайшие годы будет преобладать стихийное движение рабочей силы и найм, ориентированный преимущественно на самостоятельный поиск работы индивидом (с учетом личной информированности, личных взаимосвязей с работодателями и т.п.). В условиях кризисной экономики подобное "распыление" трудового потенциала недопустимо. В качестве превентивной меры необходим контроль

-136-
за деятельностью частных агентств, направленный на борьбу с криминализацией, мошенничеством структур найма.
Организационный механизм на уровне государственного регулирования рынка труда складывается из нескольких направлений, к которым относится прежде всего определение социальных приоритетов политики на рынке труда, способствующей преодолению диспропорций, возникших на рынке труда, способствующей преодолению диспропорций, возникших на рынке труда в переходный период, минимизации социально-экономических негативных последствий безработицы и росту мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.
В условиях переходного периода объектами государственного регулирования являются скрытая безработица, невыплата заработной платы, скрытые формы занятости, трудовые отношения, стратегия сохранения и обновления рабочих мест.
Исследование позволяет сделать вывод о правомерности совмещения принципов и приоритетов государственной политики занятости с приоритетами инвестиционной и структурной политики, на основе выявления отраслевых и региональных приоритетов в создании новых и сохранении эффективных рабочих мест.
Объектом государственного регулирования в переходной экономике является формирование цены труда, поскольку повышение эффективности производства и достижение конкурентоспособности на российских предприятиях часто сопряжено со снижением заработной платы, что в масштабах всех страны обусловливает повышенную трудовую мобильность, увеличение вторичной занятости и создает напряженность на рынке труда. Экономическими последствиями являются сокращение платежеспособного спроса, негативно влияющего на производство и занятость.
Важным направлением государственного регулирования рынка труда является преодоление региональной дифференциации занятости, порождающей большую социальную напряженность. Организационные меры

при этом включают поддержку депрессивных районов на уровне федеральных программ.
Государственная политика занятости в переходный период должна строиться на основе поддержки предприятий, создающих рабочие места, посредством налоговых, кредитных рычагов. Организационными механизмами воздействия государства на экономическое поведение предприятий, сохраняющих рабочие места в условиях реструктуризации, являются институционально-правовые структуры.
При определении государственных приоритетов политики занятости необходимо исходить из общенациональных интересов. На организационном уровне это определяет построение стратегий, поддерживающих развитие отраслей, отстающих от мирового уровня но имеющих значение для развития внутреннего рынка, в частности, автомобильной, легкой и пищевой промышленности, машиностроения и т.п., посредством мер тарифного и нетарифного регулирования, мер протекционизма, направленных на сохранение имеющихся и расширение новых рабочих мест.
Ведущими критериями при определении приоритетов государственной политики занятости являются показатели, характеризующие социальную напряженность. В методологическом плане такой вывод вытекает из системного подхода, разработанного Т.Парсонсом. Рост социальной напряженности затрагивает наиболее важные признаки функционирования целостной социально-экономической системы, в которую включен рынок труда.
Организационным механизмом непосредственного воздействия государства на рынок труда является государственная служба занятости. Среди проблем службы занятости переходного периода необходимо отметить отсутствие оперативности в трудоустройстве населения, недостаточность информационной базы, дефицит средств, выделяемых как на поддержку безработных, так и на переобучение, невыполнение федеральной программы занятости.

- 138-
Государственная политика занятости должна иметь комплексный, системный характер в силу ее включенности в социально-экономическое развитие в целом. В организационном аспекте реализация программ регулирования занятости включает создание правовых основ, экономических условий для сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала, проведение регулятивных мер на отечественном рынке с целью повышения конкурентоспособности рабочей силы, осуществление мер по формированию эффективной структуры занятости.
Основными факторами экономической деятельности предприятий, влияющими на состояние рынка труда, является реструктуризация, приводящая к сокращению персонала либо расширению рабочих мест в связи с потребностью в кадрах другой квалификации, банкротства, поиск новых конкурентоспособных стратегий, сопровождающийся изменениями кадровой структуры, финансовые трудности, приводящие к хроническим задержкам заработной платы и увольнению персонала, снижение экономической эффективности, приводящее к сокращению заработной платы и необходимости для работников вторичной занятости.
Распределение рабочей силы и рабочих мест зависит от отраслевой принадлежности предприятий. В переходной российской экономике факторы движения рабочей силы по отраслям связаны как с индивидуально¬профессиональными характеристиками, включающими квалификацию, удовлетворенность работой, территориальную близость работы от места жительства, личные потребности работника (в получении дополнительного образования, в профессиональном росте и т.п.), так и с факторами экономико¬технологического рода (изменение техники и технологии, освоение новых рынков и т.п.). Динамика рабочих мест определяется преимущественным типом стратегии предприятия, в соответствии с которой правомерно выделить группы предприятий, создающих рабочие места, и группы предприятий, сокращающих рабочие места. Стратегия создания либо сокращения рабочих мест на российских предприятиях тесно коррелирует с мотивационными ожиданиями, объемами выпускаемой предприятиями

продукции, обновлением ассортимента, загрузкой рабочей силы, оплатой труда, инвестиционной активностью. Это позволяет сделать вывод о том, что стратегия регуляции рынка труда должна ориентироваться на показатели экономической деятельности предприятий с целью прогнозирования мобильности рабочей силы и ситуации, складывающейся на рынке труда.
Особенностью предприятий России переходного периода является их трудоизбыточность, обусловленная необходимостью сохранения профиля предприятий, проведения инновационной политики, изменения технологии и номенклатуры. Это позволяет сделать вывод о том, что прогноз ситуации на рынке труда не следует делать на основе лишь одного типа параметров деятельности предприятий. Обусловленность трудоизбыточности предприятий объективными факторами, связанными с сохранением и развитием производства, требует более дифференцированного подхода к этому явлению в системе государственной политики занятости.
Фактором, определяющим выход работников на вторичный рынок труда, является снижение эффективности работы с кадровым составом на российских предприятиях, что приводит к снижению профессионально¬квалификационного уровня работников, особенно управленческого звена. Опыт развитых стран свидетельствует о плодотворности взаимодействия государства и корпоративных структур в области повышения качества рабочей силы и снижения безработицы на основе участия корпораций в программах, проводимых государством. Организационным механизмом повышения качества рабочей силы с целью предотвращения роста безработицы является также принятие частно-государственных программ, переквалификация и подготовка кадров, управляемая промышленными структурами. Кризисное положение российских предприятий обусловливает резкое снижение средств, выделяемых на развитие персонала. В то же время наблюдается рост негосударственных образовательных учреждений, стихийная деятельность которых в значительной степени обусловливает "перепроизводство" специалистов. Это повышает актуальность взаимодействия государственных и негосударственных структур.

- 140-
При разработке стратегии развития организационных структур рынка труда автор исходит из системного подхода, согласно которому функционирование рынка труда включено в целостную социально- экономическую систему и подчиненно ее законам развития. Рабочее место и функционирование, движение рабочей силы на рынке труда рассматривается как элемент не только экономического поведения индивида, но как важнейший компонент целостного образа жизни, рассмотренного через призму понятий и социальных, и экономических наук.
Развитие организационного механизма рынка труда требует многоаспектного изменения принципов управления обществом в целом. На государственном уровне необходима широкая система мер антикризисного характера, являющихся объективными основами развития производства, сохранения и расширения рабочих мест. В организационном плане на государственном уровне осуществляются: 1) меры, направленные на развитие экономики в целом, 2) меры, направленные на развитие системы рабочих мест, обеспечение роста занятости, 3) меры совершенствования организационного механизма рынка труда с целью повышения эффективности занятости, 4) меры, направленные на поддержку безработных, 5) меры, направленные на снижение социальной напряженности, 6) меры, направленные на оптимизацию самих организационных структур рынка труда.
Система поддержки безработных должна быть динамичной в соответствии с изменением социально-экономической ситуации. Наряду с системой выплат пособий по безработице целесообразно, с учетом опыта многих стран, ввести систему страхования на случай безработицы таким образом, чтобы выплата пособий и поддержка безработных определялась бы только взносами в страховой фонда и не зависела бы от произвола чиновников. Система страхования должна иметь ограничения на использование средств фонда, при которых активная и пассивная политика на рынке труда должны иметь различные финансовые источники. Следует также принять меры по ужесточению контроля за целевым использованием средств

фонда, недопустимости их перевода в ценные бумаги, перевод в коммерческие структуры и т.п. Активная политика на рынке труда должна проводиться государством, поскольку требует значительных вложений в создание системы рабочих мест. Однако переквалификация, обучение персонала целесообразно проводить как за счет государственных источников финансирования, так и за счет привлекаемых средств работодателей. В организационном плане этот аспект политики на рынке труда должен быть основан на взаимодействии - "государство - предприятия".
Оптимизация пассивной политики на рынке труда может быть достигнута за счет введения на общегосударственном уровне обязательного страхования для всех работающих в течение всего периода занятости. Целесообразным в условиях переходной экономики является создание на добровольной основе негосударственных фондов страхования.
Организационный механизм управления средствами фондов должен быть трансформирован с целью обеспечения более активного участия в управлении организаций работодателей, самих работников, общественности, достижения большой коллегиальности в принятии решений об использовании средств на осуществление политики на рынке труда.
Совершенствование организационного механизма рынка труда в переходный период должно быть направлено на регуляцию трудовой мобильности. Важной мерой является регуляция межотраслевой дифференциации заработной платы. Организационные меры по регуляции оплаты труда должны касаться в первую очередь, предприятий текстильной, легкой промышленности, а также значительной части предприятий черной металлургии, нефтехимической промышленности, машиностроении, ряде других отраслей.
Проблемы занятости целесообразно рассматривать в качестве приоритетных в структуре различных направления экономической политики, в частности, инвестиционной, а также при решении проблем межрегионального взаимодействия. Под углом зрения проблем занятости необходимо решать проблемы поддержки и создания инвестиционной

привлекательности для различных форм хозяйствования, в частности, для малого бизнеса, сферы услуг.
При разработке стратегии воздействия на рынок труда необходимо исходить из принципа взаимосвязи состояния рынка труда, структуры занятости и развития различных секторов экономики. Программы развития приоритетных отраслей должны быть согласованы соответствующими программами регуляции занятости, обеспечивающими приток рабочей силы. Эти меры требуют активации регулирующей функции государства, региональных, муниципальных властей.
Важным направлением развития организационного механизма рынка труда является регулирование региональных рынков, что имеет первостепенную значимость для регионов с деформацией структуры населения, односторонней специализацией, с большой долей предприятий- банкротов. Оптимизация организационного механизма в этом направлении требует создания более эффективной системы межрегионального взаимодействия.
Регулирование рынка труда требует реформирования службы занятости в социально-организационном, информационном, экономико-финансовом аспектах.
Оптимизация организационного механизма рынка труда требует развития соответствующей нормативно-правовой базы. В настоящее время программы регулирования занятости и рынка труда часто не подкреплены соответствующим законодательством. Нормативное регулирование должно проводиться по следующим направлениям: 1) создание нормативной базы, определяющей деятельность организационных структур рынка труда, 2) создание нормативной базы, определяющей экономическую деятельность в областях, косвенно воздействующих на рынок труда.
Первоочередной задачей нормативного регулирования является развитие законодательства, направленного на снижение социальных негативных последствий безработицы, оптимизацию поддержки безработных. Необходимы поправки к законодательству, дающие более определенную

- 143 -
трактовку самого понятия безработицы и занятости, определяющие статус безработного. Необходимо также более четкое определение понятия "подходящая работа", а также более четкие регулятивы прав и обязанностей посреднических структур найма, действующих на рынке труда. Применительно к организационным структурам необходимо развитие законодательства, направленного на оптимизацию социально-экономической оценки результатов их деятельности на рынке труда, оптимизацию форм их материального стимулирования.
Важным направлением регуляции рынка труда является совершенствование трудового законодательства, направленного на оптимизацию экономико-технологических, социальных характеристики труда с целью достижения большей социальной защищенности работника, оптимизации трудовой мобильности.
Совершенствование организационного механизма рынка труда требует создания законодательной базы для оптимизации процесса принятия решений в русле социального партнерства.



1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М., 1999.
2. Акулов В., Рудаков М. Республика Карелия - деформация регионального рынка труда.// Человек и труд, № 5, 1998.
3. Алькема В. Некоторые пути совершенствования подготовки менеджеров производственной сферы.// Пробл.теор. и практ.упр., №3, 1998.
4. Андропов В.В. Регулирование занятости в Германии: история и современность.// Труд за рубежом, № 1, 1999.
5. Анисимов В.В., Макеев В. Правовая база социального компромисса.// Человек и труд, № 1, 1998.
6. Бабич А. Социальные программы предприятий.Юкономист, № 2, 1999.
7. Балашов Ю.К. Обучение предпринимательству и формирование предпринимательской культуры в странах с развитой рыночной экономикой.//Труд за рубежом, № 4, 1998.
8. Бараненкова Т. Состояние региональных рынков труда РФ и проблемы их регулирования.//Пробл.теор. и практ.управ., № 4, 1998.
9. Батьковский А., Попов С. Приемы мотивации к труду и профессио¬нальному росту .//Пробл.теор. и практ.управ., № 1, 1999.
10. Баканов Е. И др. Как оценить работу городских и районных подразделений службы занятости.// Человек и труд, № 5, 1998.
11. Браччи Дж. Новые формы занятости и информационные технологии.// Вопросы экономики, № 2, 1998.
12. Борисов В., Козина И., Тартковская И. Проблема шахтерской безработицы.//Вопросы экономики, № 2, 1998.
13. Бочарников А. Твердая почва "Серебряного бора".// Человек и труд, № 1, 1998.
14. Бунина М.К. Национальная экономика. М., 1997.

- 145-
15. Вальвей У., Зика Г. Служит ли социальная защита препятствием на пути занятости?// Труд за рубежом, № 3, 1998.
16. Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт.//Вопросы экономики, № 2, 1999.
17. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально¬трудовых проблем. М., 1998.
18. Воронцова А. Предприятия малого бизнеса и соблюдение прав работников.// Человек и труд, № 6, 1998.
19. Верховин В.И. Экономическая социология. М., 1998.
20. Гаврилов А. Кадровое обеспечение инновационного механизма управления экономикой.// Экономист, № 4, 1999.
21. Галаева Е. Что важнее: заработная плата или занятость.//Человек и труд, № 11, 1998.
22. Гани В. Опыт подготовки менеджеров в Московском государственном горном университете.// Пробл.теор. и практ.управ., № 1, 1998.
23. Гардиан М. Высокая квалификация специалистов - путь к успеху реформ.// Пробл.теор. и практ.управ., № 1, 1998.
24. Голубев М. Вклад Москвы в изменения курса реформ.// Пробл.теор. и практ.управ., № 3, 1998.
25. Гужвин А. Роль межрегиональных ассоциаций в развитии сотрудничества регионов.// Пробл.теор. и прак.управ., № 6, 1998.
26. Дорогов Н. Обоснование выбора экономической стратегии региона.// Пробл.теор. и прак.управ., № 3, 1998.
27. Дунаева Н. Молодежь на рынке труда.//Вопросы экономики, № 1,
1998.
28. Дуракова И. Профессиональные испытания при найме, немецкая версия.// Человек и труд, № 12, 1998.
29. Дуткевич П. Организация системы страхования от безработицы в Канаде.// Пробл.теор. и прак.управ., № 2, 1998.

- 146 -
30. Заславский Н. К новой парадигме рынка труда.//Вопросы экономики, №2, 1998.
31. Каталина В., Рыжикова 3. Неполная занятость в России.//Вопросы экономики, № 2, 1998.
32. Капелюшников Р. Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности.//Вопросы экономики, № 2, 1998.
33. Катульский Е. Основные направления государственной политики на российском рынке труда.//Человек и труд, № 1, 1998.
34. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости .//В опросы экономики, № 5, 1999.
35. Кистанов В. Система территориального регулирования.//Экономист, №2, 1999.
36. КонторовичВ. Новые предпринимательские структуры и восстановление экономики России.// Пробл.теор. и практ.управ., № 3, 1999.
37. Костин J1. По поводу некоторых понятий теории рынка труда.// Человек и труд, № 12, 1998.
38. Котляр А. О принятии рынка труда.// Вопросы экономики, № 1, 1998.
39. Красинец Е., Тюрюканова. Интеллектуальная миграция.// Экономист, №3, 1999.
40. Кузьмин С. Узловые аспекты управления занятостью и инвестиционная политика в России.// Пробл.теор. и практ.управ., № 4,
1998.
41. Лексин В., Швецов А. Общероссийская реформа и территориальное развитие.//Рос.эконом.журн., № 4, 1999.
42. Лисицын А. Необходимо гибкое сочетание интересов регионов и центра.//Пробл.теор. и практ.управ., № 3, 1999.
43. Лукьянова Г.И., Цысина Г.А. Регулирование рынка труда в промышленно-развитых странах.//Труд за рубежом, № 1, 1997.
44. Лучкина Л.С. Проблемы социальной защиты населения и прожиточный минимум: опыт стран Центральной и Восточной Европы.//Труд за рубежом, № 2, 1998.

- 147-
45. Магомедов Ш. и др. Государственное регулирование рыночной экономики.//Экономист, № 8, 1999.
46. Магура М.И. Поиск и отбор персонала.//Управлние персоналом, №№ 1-2, 1998.
47. Магура М.И. Создание системы управления персоналом организации.//Управление персоналом, № 7, 1997.
48. Макаров В. Государство в российской модели общества.// Пробл.теор. и практ.управ., № 1, 1999.
49. Маслов Е.В. Управление персоналом организации. Новосибирск,
1999.
50. Малышев Ш. Занятость северян - проблема федеральная.// Человек и труд, № 11, 1998.
51. Малютина Н.Н., Самойлова P.M. Мониторинг рынка труда в США.// Труд за рубежом, № 1, 1997.
52. Матрусова Т.Н. Механизм государственного управления рынком труда в Японии.// Труд за рубежом, № 1, 1997.
53. Махотаева М., Николаев М. Формирование экономической политики на региональном уровне.//Вопросы экономики, № 9, 1999.
54. Меньшикова О. Заработная плата или "пособие по труду"?// Вопросы экономики, № 1, 1998.
55. Михальски Т. Услуги как стратегический выбор глобально действующих предприятий.// Пробл.теор. и практ.управ., № 3, 1998.
56. Моисеенко Н. И др. Опыт отбора и обучения профессиональных антикризисных управляющих.// Пробл.теор. и практ.управ., № 1,
1999.
57. Московская А. Избыточная занятость на промышленных предприятиях России.// Вопросы экономики, № 1, 1998.
58. Мону сова Г. А. Промышленные рабочие в России: адаптация, дифференциация, мобильность.// Соц. журнал, №№ 1-2, 1998.
59. Некипелов Д.С. Частные агентства по трудоустройству на рынке труда.// Труд за рубежом, № 1, 1999.

- 148 -
60. Никифорова А.А. Нестандартные формы занятости и режимы рабочего времени (опыт стран с рыночной экономикой).//Труд за рубежом, № 1, 1999.
61. НикифоровА., Лубков А. Основные направления реформирования заработной платы .//Экономист, № 4, 1999.
62. Никольская Г.К. Государство и регулирование рынка труда: опыт США.// Труд за рубежом, № 2, 1997.
63. Новый закон о занятости необходим как воздух .//Человек и труд, № 12, 1998.
64. Овчарова Л.Е., Турунцев, Корчагина И. Бедность: где порог?//Вопросы экономики, № 2, 1998.
65. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Митрофанов Н.Г. Рынок труда и социальное партнерство, М., 1998.
66. Основные направления реформ трудовых отношений в Российской Федерации (проект).// Вопросы экономики, № 2, 1998.
67. Парнонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие - отношение. М., 1993, Т.1, Вып.2.
68. Павленков В.А. Рынок труда. М., 1992.
69. Полевина Т. Как в наукограде справляются с безработицей?// Человек и труд, № 11, 1998.
70. Пономарев М. Особенности государственного управления в автономных округах.// Пробл.теор. и практ.управ., № 1, 1998.
71. Покрытан П. Формирование организационных структур на рынке труда.// Экономист, № 3, 1998.
72. Попков Ю.В., Костюк В.Г., Ушаков В.Д. Кризис занятости в агломерации малого города; социологическая экспертиза. Новосибирск, 1998.
73. Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период.// Экономист, № 5, 1999.
74. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М., 1998.
75. Прокопов Ф. Безработица в переходной экономике России.// Человек и труд, № 1, 1998.

- 149 -
^ 76. Прокофьев С., Воронов С. Инвестиционная политика правительства
Саратовской области.// Пробл.теор. и практ.управ., № 3, 1998.
77. Плышевский Б. Социально-экономические последствия движения к рынку.// Экономист, № 8, 1999.
78. Реймаров Г.А. Автоматизированная система комплексной оценки руководителей и специалистов энергопредприятий и опыт ее использования в атомной энергетике, Сб.докл.совещания РАО ЕЭС, СПБ., 1997.
0 79. Рекруты и рекрутеры.// Человек и труд, № 12, 1998.
80. Римашевский Н. Либерализм и социальные гарантии в условиях переходной экономики.// Пробл.теор. и практ.управ., № 1, 1999.
81. Радаев В.В. Экономическая социология, М., 1998.
82. Ржаницына О. Женский труд: дискриминация усиливается.// Человек и труд, № 5, 1998.
83. Руднева Л. Как повысить эффективность обучения управленческих кадров.//Пробл.теор. и практ.управ., № 2, 1998.
84. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: переходный период и дальнейшее развитие.// Под ред. Н.Барра, М., 1977.
85. Сабирьянова К. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда.// Вопросы экономики, № 1,
• 1998.
86. Саликова Н. Рынки труда и учебных услуг.//Чел. и труд, № 6, 1988.
87. Седлак М. Тенденции развития секторальной структуры экономики.//Пробл.теор. и практ.управл., № 4, 1998.
88. Селитренников Л., Прещевский Ю. Постановка целей государствен¬ного регулирования - основа экономической политики.//Пробл.теор. и практ.управл., № 3, 1998.
89. Семенов А. Приоритеты политики занятости в России. //Пробл.теор. и практ.управл., № 3, 1998.
90. Силаев И. О концепции преобразований в российском обществе.// Пробл.теор. и практ.управл. № 3, 1999.

- ISO-
91. Симагин Ю. Об оценках масштабов дополнительной занятости населения.// Вопросы экономики, № 1, 1998.
92. Смирнов С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс.//Вопросы экономики, № 2, 1999.
93. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства.//Вопросы экономики, № 2,1999.
94. Слезингер Г.Э. Стимулирование занятости в Германии.//Труд за рубежом, № 4, 1997.
95. Служба занятости Подмосковья без ссылок на объективные трудности.//Человек и труд, № 1, 1998.
96. Смирнов С. Отраслевая структура занятости: анализ измене- ний.//Человек и труд, № 1, 1998.
97. Сорокина В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании.//Пробл.теор. и практ.управл., № 2, 1998.
98. Спиридонова Г., Лылова О. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодежи.// Вопросы экономики, № 1, 1998.
99. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Минск, 1988.
100. Сорокина В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании.// Пробл.теор. и практ.управл., № 2, 1998.
101. Табор А. Роль гражданских организаций в управлении обществом./ЛПробл.теор. и практ.управл., № 1, 1998.
102. ТалауликарТ. Принцип социальной и этической полезности в управлении предприятием.//Пробл.теор. и практ.управл., № 3, 1999.
103. Темницкий А.Л., Бессокирная Г.П. Вторичная занятость и ее социальные последствия.//Социс, № 5, 1999.
104. Ткаченко А.А., Яновская Ю.М. Рынок труда и занятость в Швеции.//Труд за рубежом, № 4, 1997.
105. ткаченко А.А., Яновская Ю.М. Рынок труда в США: тенденции 1995- 1996 гг. и прогноз до 2005 г.// Труд за рубежом, № 2, 1997.
106. Ткаченко А.А., Яновская Ю.М. Занятость и реформа социальной защиты ("Голландская модель").//Труд за рубежом, № 4, 1998.

- 151 -
107. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.
108. Хвойка П. Финансовый контекст приватизации и реструктуризации в странах Центральной и Восточной Европы. // Пробл.теор. и практ.управл., № 2, 1998.
109. Ходжабакян В. Управление миграционными процессами в республике.// Пробл.теор. и практ.управл., № 3, 1998.
110. Хоккапен Т. Практический опыт реструктуризации российских предприятий.// Пробл.теор. и практ.управл., № 6, 1998.
111. Фоломьев А., Ревазов В. Инвестиционный климат режимов России и пути его улучшения.// Вопросы экономики, № 9, 1999.
112. ЦарцидзеМ. Между неэффективной занятостью и безрабо-тицей.// Человек и труд, № 5, 1998.
113. Четвернина Т., ЛакунинаЛ. Напряженность на российском рынке труда и механизм ее преодоления.// Вопросы экономики, № 2, 1998.
114. Четвернина Т.Я. Применимость зарубежного опыта при разработке системы страхования от безработицы в России.// Труд за рубежом, № 1, 1998.
115. Чекменев А. Профсоюзы меняются, но их задачи остаются неизменными.// Человек и труд, № 11, 1998.
116. ЧудиновА. Реиндиниринг экономики угледобывающих городов.// Человек и труд, № 5, 1998.
117. Шамхалов Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России.// Пробл.теор. и практ.управл., № 2,1998.
118. Шаронов А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов.// Экономист, № 1,1999.
119. Шестакова Е.Е. Формирование системы страхования по безработице (использование западного опыта государствами с переходной экономикой).// Труд за рубежом, № 4, 1998.
120. Щетинина А.А. Роль Министерства труда США в разработке и реализации политики в социально-трудовой сфере.// Труд за рубежом, №2, 1997.

- 152-
121. ЩиборщК.В. Принципы построения системы материального стимулирования на предприятии.// Управление персоналом, № 1, 1998.
122. Шишков Ю. Экономическая роль государства в современном мире.// Экономист, № 1, 1999.
123. Яковлев Р. Усиление госрегулирования заработной платы: необходимость, направления и меры.//Рос.экон.журн., № 3,: 1999.



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ