ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА КИТАЙСКИХ МАСС-МЕДИА (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ «СЛУЖБА НОВОСТЕЙ КИТАЯ» И «ЖЭНЬМИНЬ СЕТЬ»)
|
Введение 4
Глава 1. Процессы жанрообразования в китайской журналистике 7
1.1. Подходы к определению жанра 7
1.2. Системные характеристики национальной жанровой системы 8
1.3. Влияние новых технологий на жанрообразование в интернет-медиа 22
Глава 2. Жанровая палитра китайских масс-медиа 34
2.1. Характеристика исследуемых изданий 34
2.2. Жанровая специфика медиатекстов 44
Заключение 55
Список использованных источников 59
Глава 1. Процессы жанрообразования в китайской журналистике 7
1.1. Подходы к определению жанра 7
1.2. Системные характеристики национальной жанровой системы 8
1.3. Влияние новых технологий на жанрообразование в интернет-медиа 22
Глава 2. Жанровая палитра китайских масс-медиа 34
2.1. Характеристика исследуемых изданий 34
2.2. Жанровая специфика медиатекстов 44
Заключение 55
Список использованных источников 59
Актуальность исследования. XX век вошел в историю человечества как «век информации». Благодаря средствам массовой информации вокруг каждого из нас создается информационное поле, воздействующее на социальные, моральные, художественные, интеллектуальные интересы и ценности. Сейчас ни один человек не представляет свой жизни без СМИ.
В последние годы стремительными темпами развиваются новые средства массовой информации, которые стали важной составляющей частью СМИ Китая. Под новыми средствами массовой информации подразумеваются СМИ нового типа на основе цифровых, сетевых и информационных технологий, которые отличаются от традиционных СМИ в способах распространения информации. В связи с появлением новых методов передачи информационных данных возникли вопросы, связанные с определением статуса новых СМИ, тенденциями их развития и продвижением реализации их научного развития, которые требуют глубоко изучения.
Жанровая специфика является определяющей для медиатекстов. Жанр является такой же важной категорией для журналистики, как товар в экономике или образ в теории искусства. Жанровые особенности в Китае формируются с учетом общемировых тенденций, однако имеют свою национальную специфику. В этом заключается актуальность выбранной темы.
Степень изученности темы. Вопросы жанровой медийной специфики нашли отражение в работах многих международных ученых. Среди китайских исследователей следует выделить: Ван Цхань, Ван Цюнь, Цао Кэфань .Жанровой системе российских СМИ постсоветского периода посвящены работы многих известных ученых: А.А. Тертычного, М.Н.Кима,
Г.В. Лазутиной, С.С. Распоповой, Л.Е. Кройчика, В.В.Смирнова,
A. И.Акопова, Л.В.Шибаевой, Е.Е. Прониной, О.Р.Самарцева и других ученых.
Объект исследования - жанровая система китайских масс-медиа Предмет исследования - жанровая специфика прессы в Китае. Цель работы - выявить жанровое своеобразие масс-медиа в Китае. Задачи:
- выявить подходы к определению жанра;
- исследовать системные характеристики национальной жанровой системы;
- определить влияние новых технологий на жанрообразование в интернет-медиа;
- провести анализ жанровой специфики китайских масс-медиа Теоретико-методологической базой исследования выступили
труды российских и зарубежных ученых. Также работе были использованы научные труды, посвящённые развитию Интернета и интернет-журналистики, а также специфике работы информационных агентств.
Методы исследования: системно-функциональный,
содержательный анализ, структурный анализ.
Теоретическая база исследования представлена работами китайских и русских ученых Чжан Лигуан Пань Чхао Хуа ,
B. И.Антоновой , Я.Н. Засурского , А.И. Контдратенко , И.В.Никулиной и
др. Также работы А.А. Тертычного, Л.Е. Кройчика, А.А. Колесниченко.
Эмпирическая база представлена интернет-изданиями: «Служба новостей Китая» и «Жэнминь сеть».
Хронологические рамки: 2018 год.
Методы исследования: системно-функциональный, содержательный анализ, сравнительно-сопоставительный, статистический метод.
Теоретическая значимость: заключается в осмыслении и
систематизации жанровой палитры китайской журналистики, определении ее тенденций.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов данного исследования в учебных и научных целях.
Научная новизна заключается в том, чтобы выявить жанровую специфику китайских масс-медиа на примере интернет-изданиями: «Служба новостей Китая» и «Жэнминь сеть».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В последние годы стремительными темпами развиваются новые средства массовой информации, которые стали важной составляющей частью СМИ Китая. Под новыми средствами массовой информации подразумеваются СМИ нового типа на основе цифровых, сетевых и информационных технологий, которые отличаются от традиционных СМИ в способах распространения информации. В связи с появлением новых методов передачи информационных данных возникли вопросы, связанные с определением статуса новых СМИ, тенденциями их развития и продвижением реализации их научного развития, которые требуют глубоко изучения.
Жанровая специфика является определяющей для медиатекстов. Жанр является такой же важной категорией для журналистики, как товар в экономике или образ в теории искусства. Жанровые особенности в Китае формируются с учетом общемировых тенденций, однако имеют свою национальную специфику. В этом заключается актуальность выбранной темы.
Степень изученности темы. Вопросы жанровой медийной специфики нашли отражение в работах многих международных ученых. Среди китайских исследователей следует выделить: Ван Цхань, Ван Цюнь, Цао Кэфань .Жанровой системе российских СМИ постсоветского периода посвящены работы многих известных ученых: А.А. Тертычного, М.Н.Кима,
Г.В. Лазутиной, С.С. Распоповой, Л.Е. Кройчика, В.В.Смирнова,
A. И.Акопова, Л.В.Шибаевой, Е.Е. Прониной, О.Р.Самарцева и других ученых.
Объект исследования - жанровая система китайских масс-медиа Предмет исследования - жанровая специфика прессы в Китае. Цель работы - выявить жанровое своеобразие масс-медиа в Китае. Задачи:
- выявить подходы к определению жанра;
- исследовать системные характеристики национальной жанровой системы;
- определить влияние новых технологий на жанрообразование в интернет-медиа;
- провести анализ жанровой специфики китайских масс-медиа Теоретико-методологической базой исследования выступили
труды российских и зарубежных ученых. Также работе были использованы научные труды, посвящённые развитию Интернета и интернет-журналистики, а также специфике работы информационных агентств.
Методы исследования: системно-функциональный,
содержательный анализ, структурный анализ.
Теоретическая база исследования представлена работами китайских и русских ученых Чжан Лигуан Пань Чхао Хуа ,
B. И.Антоновой , Я.Н. Засурского , А.И. Контдратенко , И.В.Никулиной и
др. Также работы А.А. Тертычного, Л.Е. Кройчика, А.А. Колесниченко.
Эмпирическая база представлена интернет-изданиями: «Служба новостей Китая» и «Жэнминь сеть».
Хронологические рамки: 2018 год.
Методы исследования: системно-функциональный, содержательный анализ, сравнительно-сопоставительный, статистический метод.
Теоретическая значимость: заключается в осмыслении и
систематизации жанровой палитры китайской журналистики, определении ее тенденций.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов данного исследования в учебных и научных целях.
Научная новизна заключается в том, чтобы выявить жанровую специфику китайских масс-медиа на примере интернет-изданиями: «Служба новостей Китая» и «Жэнминь сеть».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Выводы, к которым мы пришли по результатам работы, заключаются в следующем.
Наибольшую распространенность в китайской медиасистеме получили новостные жанры. Тексты этой жанровой группы это огромный пласт в журналистском деле. Для них свойственна оперативность, лаконичность, ясность и четкость выдачи информации. Задача данного жанра - быстрое оповещение о ситуации с определенными деталями. Заметка и отчет, информационное интервью и опрос, репортаж это все жанры информации.
Заметка - простейший вид реакции на случившееся. Ее особенность заключается в кратком изложении произошедшего. Отчет - подача событий различных мероприятий. В нем непосредственно излагаются основные темы докладов, впечатления аудитории. В интервью не требуется анализ полученных ответов журналистом. Главная задача - это получение информации, которая не оценивается. Опрос - похожий метод, чтобы получить информации от интервьюера. В отличие от интервью, здесь журналист должен получить ответы от большого количества людей. Репортаж - моментальное представление события или через взгляд журналиста, или со стороны свидетелей.
Аналитические жанры позволяют широко и подробно осветить факты, при этом оценить их, обобщить и прокомментировать. В этой группе жанров крайне необходимо исследовать и проанализировать ситуации. К этой жанровой группе относят: корреспонденцию, рецензию, статью, обозрение и расследование. Изучая сетевые издания в системе СМИ, исследователь А.И. Кондратенко пришел к выводу, что Интернет- СМИ обладают следующими отличительными особенностями, которые не присущи традиционным каналам коммуникации: гипертекстуальность;
интерактивность; мультимедийность.
Г ипертекстуальность предполагает систему связи между отдельными документами посредством гиперссылок. Ссылки на источники предоставляют редакциям возможность повысить достоверность информации, а также дают возможность аудитории воспользоваться дополнительными источниками.
Интерактивность позволяет редакции мгновенно получать реакцию читателей на публикуемые материалы. Принципиальное отличие интерактивности в Интернет-СМИ состоит в том, что здесь двухстороннее общение разворачивается в одной и той же среде, в то время как интерактивность в печатных СМИ осуществляется через почту, на телевидении - через телефон.
Мультимедийность подразумевает представление различных по своей природе форматов информации в одном медийном источнике. Такими форматами могут выступать текст, звук, фото- и видеоизображение.
Женьминь сеть, основанная 1 января 1997 года, входит в десятку лучших газет мира, масштабная онлайн-платформа для обмена информацией, основанная на новостях, созданная группой Народной ежедневной газеты, это также одно из крупнейших комплексных онлайн- СМИ в Интернете.
Женьминь сеть состоит из разделов политики, сельского хозяйства, борьбы с бедностью, туризма и новостей, она не только помогает повысить пропагандистские возможности Женьминь газеты, но также имеет свою собственную независимую систему редактирования. По сравнению с Китайской новостной сетью в Женьминь сети преобладают политически жесткие новости.
China News Service (CNS) - международное интернет-издание Китая,. Целевая аудитория CNS - читатели Китая, Гонконга, Макао и Тайваня, а также китайская диаспора, проживающая за рубежом. В Китае уволили четырех редакторов China News Service после того, как в материале о визите председателя КНР Си Цзиньпина в ЮАР они допустили опечатку . Журналисты по ошибке упомянули уход в отставку, хотя об этом глава китайского государства ничего не говорил, сообщает South China Morning Post Ошибка произошла из-за сходства этих слов в китайском языке. Слово «отставка» (Щ) произносится как «ci zhi», тогда как «обращаться с
речью» (^i$) по-китайски — «zhi ci».
Сравнительный анализ выявил, что в практике издания «Жэньминь сеть» чаще используются интервью, репортажи. В China News Service (CNS): заметки, отчеты.
Важным ресурсом Китая в области информационной политики является централизованный государственный контроль над СМИ, Интернетом и настроениями общества. С одной стороны, это, несомненно, нарушает свободу слова в Китае, с другой - позволяет китайскому руководству, манипулируя информационными потоками, обеспечивать концентрацию пропагандистских ресурсов на приоритетных направлениях внешней политики.
В этой связи тематика цензуры в Китае приобретает все большее звучание в диалоге Пекина с Западом. Следуя общей линии неконфронтационной внешней политики, Китай стремится «смягчить» восприятие за рубежом стремительного расширения китайского присутствия в глобальном информационном пространстве через пропаганду «открытости» и создание эффекта «плюрализма мнений» в КНР. Это способствует как менее критичному восприятию китайской пропаганды за рубежом, так и снижению давления на КНР в вопросе о свободе слова. Одновременно с расширением каналов информационного взаимодействия Китая с внешним миром китайское руководство предпринимает меры по ограничению воздействия на ситуацию внутри
страны из-за рубежа.
China Daily является первым государственным изданием на английском языке. Его целевая аудитория в Китае - иностранцы, находящиеся в Китае, например, иностранные дипломаты, иностранные корпорации, отделения иностранных агентств новостей, иностранные учёные и эксперты, работающие в Китае, а также туристы. Его целевая аудитория за пределами Китая - это правительственные должностные лица, учёные, ведущие исследования относительно Китая, организации занимающиеся торговлей и бизнесом, а также библиотеки высших учебных заведений. В Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге публикуются его северо-американская версия, европейская версия и гонконгская версия соответственно. Оно распространяется в более чем 150 различных странах и регионах по всему миру.
Существующая в настоящее время система информационнополитической работы в КНР может быть определена как «управляемая открытость».
Данная система характеризуется, с одной стороны, сохранением централизованного контроля власти над основными инструментами внутренней и внешней пропаганды. С другой стороны, контроль перестал подразумевать полное закрытие альтернативной информации. Это не значит, что руководство КНР совсем не использует ограничения на свободу слова, но свидетельствует о достаточной зрелости,
квалифицированности и технической оснащенности китайского пропагандистского аппарата, чтобы выдерживать конкуренцию с иностранной пропагандой и местными китайскими диссидентскими кругами хотя бы по некоторым, избранным направлениям
информационного противоборства.
Наибольшую распространенность в китайской медиасистеме получили новостные жанры. Тексты этой жанровой группы это огромный пласт в журналистском деле. Для них свойственна оперативность, лаконичность, ясность и четкость выдачи информации. Задача данного жанра - быстрое оповещение о ситуации с определенными деталями. Заметка и отчет, информационное интервью и опрос, репортаж это все жанры информации.
Заметка - простейший вид реакции на случившееся. Ее особенность заключается в кратком изложении произошедшего. Отчет - подача событий различных мероприятий. В нем непосредственно излагаются основные темы докладов, впечатления аудитории. В интервью не требуется анализ полученных ответов журналистом. Главная задача - это получение информации, которая не оценивается. Опрос - похожий метод, чтобы получить информации от интервьюера. В отличие от интервью, здесь журналист должен получить ответы от большого количества людей. Репортаж - моментальное представление события или через взгляд журналиста, или со стороны свидетелей.
Аналитические жанры позволяют широко и подробно осветить факты, при этом оценить их, обобщить и прокомментировать. В этой группе жанров крайне необходимо исследовать и проанализировать ситуации. К этой жанровой группе относят: корреспонденцию, рецензию, статью, обозрение и расследование. Изучая сетевые издания в системе СМИ, исследователь А.И. Кондратенко пришел к выводу, что Интернет- СМИ обладают следующими отличительными особенностями, которые не присущи традиционным каналам коммуникации: гипертекстуальность;
интерактивность; мультимедийность.
Г ипертекстуальность предполагает систему связи между отдельными документами посредством гиперссылок. Ссылки на источники предоставляют редакциям возможность повысить достоверность информации, а также дают возможность аудитории воспользоваться дополнительными источниками.
Интерактивность позволяет редакции мгновенно получать реакцию читателей на публикуемые материалы. Принципиальное отличие интерактивности в Интернет-СМИ состоит в том, что здесь двухстороннее общение разворачивается в одной и той же среде, в то время как интерактивность в печатных СМИ осуществляется через почту, на телевидении - через телефон.
Мультимедийность подразумевает представление различных по своей природе форматов информации в одном медийном источнике. Такими форматами могут выступать текст, звук, фото- и видеоизображение.
Женьминь сеть, основанная 1 января 1997 года, входит в десятку лучших газет мира, масштабная онлайн-платформа для обмена информацией, основанная на новостях, созданная группой Народной ежедневной газеты, это также одно из крупнейших комплексных онлайн- СМИ в Интернете.
Женьминь сеть состоит из разделов политики, сельского хозяйства, борьбы с бедностью, туризма и новостей, она не только помогает повысить пропагандистские возможности Женьминь газеты, но также имеет свою собственную независимую систему редактирования. По сравнению с Китайской новостной сетью в Женьминь сети преобладают политически жесткие новости.
China News Service (CNS) - международное интернет-издание Китая,. Целевая аудитория CNS - читатели Китая, Гонконга, Макао и Тайваня, а также китайская диаспора, проживающая за рубежом. В Китае уволили четырех редакторов China News Service после того, как в материале о визите председателя КНР Си Цзиньпина в ЮАР они допустили опечатку . Журналисты по ошибке упомянули уход в отставку, хотя об этом глава китайского государства ничего не говорил, сообщает South China Morning Post Ошибка произошла из-за сходства этих слов в китайском языке. Слово «отставка» (Щ) произносится как «ci zhi», тогда как «обращаться с
речью» (^i$) по-китайски — «zhi ci».
Сравнительный анализ выявил, что в практике издания «Жэньминь сеть» чаще используются интервью, репортажи. В China News Service (CNS): заметки, отчеты.
Важным ресурсом Китая в области информационной политики является централизованный государственный контроль над СМИ, Интернетом и настроениями общества. С одной стороны, это, несомненно, нарушает свободу слова в Китае, с другой - позволяет китайскому руководству, манипулируя информационными потоками, обеспечивать концентрацию пропагандистских ресурсов на приоритетных направлениях внешней политики.
В этой связи тематика цензуры в Китае приобретает все большее звучание в диалоге Пекина с Западом. Следуя общей линии неконфронтационной внешней политики, Китай стремится «смягчить» восприятие за рубежом стремительного расширения китайского присутствия в глобальном информационном пространстве через пропаганду «открытости» и создание эффекта «плюрализма мнений» в КНР. Это способствует как менее критичному восприятию китайской пропаганды за рубежом, так и снижению давления на КНР в вопросе о свободе слова. Одновременно с расширением каналов информационного взаимодействия Китая с внешним миром китайское руководство предпринимает меры по ограничению воздействия на ситуацию внутри
страны из-за рубежа.
China Daily является первым государственным изданием на английском языке. Его целевая аудитория в Китае - иностранцы, находящиеся в Китае, например, иностранные дипломаты, иностранные корпорации, отделения иностранных агентств новостей, иностранные учёные и эксперты, работающие в Китае, а также туристы. Его целевая аудитория за пределами Китая - это правительственные должностные лица, учёные, ведущие исследования относительно Китая, организации занимающиеся торговлей и бизнесом, а также библиотеки высших учебных заведений. В Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге публикуются его северо-американская версия, европейская версия и гонконгская версия соответственно. Оно распространяется в более чем 150 различных странах и регионах по всему миру.
Существующая в настоящее время система информационнополитической работы в КНР может быть определена как «управляемая открытость».
Данная система характеризуется, с одной стороны, сохранением централизованного контроля власти над основными инструментами внутренней и внешней пропаганды. С другой стороны, контроль перестал подразумевать полное закрытие альтернативной информации. Это не значит, что руководство КНР совсем не использует ограничения на свободу слова, но свидетельствует о достаточной зрелости,
квалифицированности и технической оснащенности китайского пропагандистского аппарата, чтобы выдерживать конкуренцию с иностранной пропагандой и местными китайскими диссидентскими кругами хотя бы по некоторым, избранным направлениям
информационного противоборства.



