Формирование и анализ баланса автономного учреждения
(на примере Государственного автономного профессионального
образовательного учреждения «Елабужский колледж культуры и искусств»
Елабужского муниципального района)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БАЛАНСА УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1.1 Обзор основных понятий «балансоведение», «бухгалтерский баланс» .... 8
1.2 Классификация бухгалтерских балансов по срокам составления 14
1.3Модели баланса автономного учреждения в международной и отечественной практике 21
2 АНАЛИЗ БАЛАНСА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ
«ЕЛАБУЖСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ») 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования. 29
2.2 Формирование баланса учреждения 35
2.3 Автоматизация формирования баланса 45
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЛАНСА ОБЪЕКТА
ИССЛЕДОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «ЕЛАБУЖСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ») 57
3.1 Проблемы финансового состояния объекта исследования 57
3.2 Решение проблем финансового состояния учреждения 66
З.З Рекомендации по улучшению эффективности работы объекта исследования 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования определяется тем, что в течении нескольких лет в России поэтапно осуществляется бюджетная реформа, одним из основных направлений которой является реструктуризация и оптимизация сети существующих государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Одной из форм реструктуризации является создание автономных учреждений. Основной целью введения такой организационно-правовой формы является предоставление государственным и муниципальным учреждениям большей самостоятельности в распоряжении имуществом и осуществлении поставленных перед ними задач за счет дополнительных финансовых ресурсов, полученных такими юридическими лицами от своей деятельности. Получив право распоряжаться имуществом и вести самостоятельный бухгалтерский учет, организация располагает возможностью реализовывать «бухгалтерский баланс», как форму отчетности, служащую основным источником информации об имущественном положении организации.
В соответствии с Законом «Об автономных учреждениях», в качестве автономного учреждения признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а так же в иных сферах.
Значение бухгалтерского баланса в современных экономических условиях обусловлено её высокой финансовой значимостью, как для самой организации, так и внешних источников. Бухгалтерский баланс содержит данные о хозяйственных средствах организации, право собственности, на которых принадлежит ей. Так же включает данные о наличии имущества и обязательств организации на начало и конец отчетного периода. Поскольку
баланс позволяет оценить эффективность капитала организации, то важно
3
правильно распределять средства пополнения и расходов. Это уже зависит от профессионализма аналитического и бухгалтерского отделов, специалисты которых формируют содержание бухгалтерского баланса.
Проблема совершенствования анализа бухгалтерской отчетности одна из приоритетных в настоящее время и ей уделяется много внимания, как на страницах отечественных изданий, так и зарубежных. Поскольку бухгалтерский баланс формируется в процессе всей хозяйственной деятельности организации, определение его состояния на ту или иную дату отвечает на вопрос, насколько правильно бухгалтерия управляла финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате.
Таким образом, актуальность бухгалтерского баланса не вызывает сомнения, та как он играет ключевую роль в развитии экономики и является ее важным элементом. Выбор данной проблемы был продиктован глубоким убеждением, что специалисты экономических дисциплин должны хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности и, как неотъемлемой его части материалом анализа бухгалтерского баланса.
Объект исследования- Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Елабужский колледж культуры и искусств».
Предмет исследования- формирование и анализ бухгалтерского баланса ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств».
Своевременное составление бухгалтерского баланса объекта
исследования будет эффективным, если:
-проведена аналитическая работа финансового состояния объекта исследования;
-разработана стратегическая цель повышения эффективности
финансового состояния объекта исследования;
-проведен расчет продуктивности мероприятий финансового состояния объекта исследования;
-обозначены пути совершенствования формирования баланса объекта исследования.
Целью является практическое рассмотрение бухгалтерского баланса и его анализ на примере ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств».
Задачи сформулированы исходя из поставленной цели:
- изучить классификацию бухгалтерских балансов по срокам составления;
- проанализировать модели финансирования деятельности автономных учреждений в международной и отечественной практике;
-охарактеризовать организационно-экономическую характеристику состояния объекта исследования;
- формирование баланса объекта исследования;
- исследовать состояние автоматизации формирования баланса;
- описать проблемы финансового состояния объекта исследования;
- рассчитать эффективность мероприятий финансового состояния объекта исследования.
Теоретической базой являются исследования в области бухучета и экономики: нормативно-правовая база РФ по финансированию организаций. Большой объём нормативно-справочной информации получен из нормативноправовых актов: Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»; Приказ Минфина «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» и др.
При написании данной работы были использованы исследования авторов: О.Е. Вагановой, В.Б. Ивашкевича, О.В. Киселевой, В.В. Кожарского, Г.В. Савицкой, А.Д. Шеремета и др. Анализ научной литературы позволил изучить теоретические аспекты бухгалтерского баланса, что позволило иметь представление о финансировании данного сектора.
Методы исследования и анализа в работе - научный подход при теоретическом анализе специальной литературы, аналитический метод, анализ статистических показателей и данных, предоставленных бухгалтерией базы практики.
Теоретическая актуальность состоит в том, что на основе анализа отечественного и зарубежного опыта бухгалтерского учета и аудита источников финансирования деятельности автономных учреждений предлагаются актуальные для российских условий направления совершенствования экономических основ финансирования. По мнению многих специалистов, в экономическом аспекте у бухгалтерского учета и аудита источников финансирования деятельности автономных учреждений имеется наряду с большими перспективами и существенные проблемы. Решить эти проблемы непросто, но, с другой стороны, не делая попыток к их решению, невозможно повысить эффективность финансирования деятельности автономных учреждений. Все вышесказанное подтверждает актуальность и практическую значимость темы выпускной квалификационной работы.
Информационной аналитической базой исследования является бухгалтерский баланс объекта исследования: информационные данные,
статистические данные о деятельности бухгалтерии объекта исследования.
Практическая актуальность исследования состоит в том, что выводы и рекомендации по бухгалтерскому учету источников финансирования деятельности автономных учреждений могут быть использованы на различных уровнях управления финансами.
Изучение вопроса «Формирование и анализ баланса автономного учреждения» стало основанием публикации статьи «Решение проблемы совершенствования анализа бухгалтерской отчетности автономного учреждения сферы образования» в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в образовании: потенциал молодёжи и современного образования» [50].
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность исследования, содержит направления и предполагаемую гипотезу исследования.
Первая глава посвящена обзору основных понятий, классификации бухгалтерских балансов и примеры баланса автономного учреждения в отечественной и международной практике.
Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика объекта исследования, проанализирован баланс за три года, так же охарактеризован уровень автоматизации формирования баланса в исследуемой автономной организации.
В третьей главе рассматриваются проблемы финансового состояния и предлагаются рекомендации по повышению эффективности работы объекта исследования.
Заключение содержит основные выводы и доказательную базу гипотезы исследования.
При подготовке к выпускной квалификационной работе изучена организация бухгалтерского учета и особенности составления бухгалетрского баланса в автономных бюджетных учреждениях, определив, что бухгалтерский баланс -это отчетная форма, входящая в состав годовой бухгалтерской отчетности, характеризует имущество организации по составу и размещению и источникам его образования. Существует множество видов бухгалтерских балансов в зависимости от цели их составления. Содержание бухгалтерского баланса зависит от организационно-правовой формы предприятия, характера и сферы деятельности, жизненного цикла организации, целей составления и других факторов. Бухгалтерский баланс позволяет оценить изменение финансового состояния за определенные периоды.
Рассмотрено понятие «автономное учреждение», характерной
особенностью которого является некоммерческая автономная деятельность при
участии учредителя в лице, например, государства. На примере
Государственного автономного профессионального образовательного
учреждения «Елабужский колледж культуры и искусств», основной
деятельностью которого является оказание услуг и выполнение работ в
различных сферах, а так же право оказывать те же услуги населению, но за
плату на основе гражданско-правовых договоров об оказании услуг. Для
реализации функций ЕККИ имеет лицевой счет и самостоятельный баланс.
Анализ бухгалтерского баланса объекта исследования был проведен на
материалах данных синтетического и аналитического учета. В основу
построения бухгалтерского баланса ЕККИ положена классификация
хозяйственных средств: в активе на оборотные и внеоборотные, в пассиве на
собственные и заемные средства. На основе данных годовой бухгалтерской
отчетности ЕККИ, определено финансовое состояние организации. Оно
характеризуетсяобеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразностью
их размещения и эффективностью их использования, финансовыми
взаимоотношениями с другими хозяйствующими субъектами,
80
платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Организацию учетной работы в бухгалтерии ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств» можно назвать удовлетворительной. Охарактеризовано финансовое состояние ЕККИ, которое отражает состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени. В ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств» реализуется автоматизированная форма бухгалтерского учёта, используемая совместно с программой «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8».
Для организации своевременной подачи баланса необходимо внедрить мероприятия по устранению недочетов работы бухгалтерии, обеспечить контроль за правильностью использования активов по целевому назначению. С целью усовершенствования бухгалтерской отчетности в ЕККИ необходимо провести серьезную работу по усовершенствованию системы. Необходимо развивать внебюджетную деятельность для более выгодного финансового положения. Согласно расчетам эффективности, выручка от оказания образовательных и прочих услуг увеличивается. Это объясняется тем, что стоимость платных услуг возрастает от года к году, кроме этого развивается коммерческая деятельность - развивается оказание услуг, связанных с обучением в «Ресурсно-консультационного центра в сфере переподготовки работников в сфере культуры и досуга», ведущим деятельность 85.42 «Образование профессиональное дополнительное».
Изученные перспективы развития ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств» связаны с возникновением «Ресурсно-консультационного центра», а также с расширением ряда образовательных, просветительскокультурных и досуговых мероприятий. Предложения для повышения эффективности ведения необходимой деятельности в бухгалтерии позволит повысить эффективность учета расхода ГСМ, обеспечить контроль поступления платежей по договорам в сфере профессиональной переподготовки, а так же нормализует организационные моменты по ведению делопроизводства с всходящей и исходящей корреспонденцией.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)//«Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
2. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018)// [Электронный ресурс].- ЦРЬ:ЬО:р://’№№^сошиИап1ги/ёоситепРсош_ёос_ЬА’^18609/(дата обращения:
14.02.2019) .
3. Приказ Минфина от 31.10.2000 №94н (ред. от 08.11. 2010) «Об
утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению». [Электронный ресурс].- URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29165/(дата
обращения: 14.02.2019).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая.- М.: Издательство «Омега-Л», 2013- 678 с.
5. Федеральный закон РФ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»// Собрание законодательства РФ.- 2011.- № 348.- ст. 5369.
6. Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «Об автономных учреждениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) [Электронныйресурс] .URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63 6 35/c6e012e789cd856faf1fa58116f5c2b090c306be//(дата обращения: 14.02.2019).
7. Приказ Минфина РФ от 25 марта 2011 г. №33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (ред. от 28.02.2019 г.) [Электронный ресурс]. - URL:http://https://base.garant.ru/12184447//(дата обращения: 27.05.2019).
Научная и учебная литература:
8. Бабаев, Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учеб. / Ю.А. Бабаев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2019. - 239 с.
9. Баканов, М.И., Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: Учеб.- 3-е изд., перераб./ М.И. Баканов, А.Д. Шеремет.- М.: Финансы и статистика,
2016. - 532 с.
10. Белый, И.Н., Папковская, П.Я. Теория бухгалтерского учета/ И.Н. Белый, П.Я. Папковская.- М.: ООО «Мисанта», 2016.- 252 с.
11. Богаченко, В.М., Кириллова, Н.А., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет: учебное пособие/ В.М. Богаченкои др.- Ростов н/Д: Феникс, 2016.- 800 с.
12. Ваганова, О.Е. Аудит эффективности: порядок применения принципов и критериев в соответствии с целями реализуемых государственных программы/ Под общ.ред. М.И. Абака О.Е. Ваганова.- 2016.- с. 112.
13. Воронченко, Т.В. Теория бухгалтерского учета : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.В. Воронченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 284 с.
14. Гришина, А.К. Эволюция формы бухгалтерского баланса в российской системе учета и отчетности / А.К. Гришина// Молодой ученый.- 2014.- №21.-с. 18-20.
15. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет с основами мсфо: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.М. Дмитриева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 325 с.
16. Ермишин, П.Г. Основы экономической теории: Учебник для вузов/ П.Г. Ермишин.- М.: КНОРУС, 2016.- 362 с.
17. Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет/В.Б. Ивашкевич.- М.: Магистр: Инфра М, 2015.- 320 с.
18. Ивашкевич, В.Б. Достоверность, объективность, правдивость в бухгалтерском учете и аудите/ В.Б. Ивашкевич// Аудиторские ведомости. - 2018.- № 2.-с. 42-45.
19. Кожарский, В.В., Сушкевич, В.Н. Бухгалтерский учет на предприятиях и в организациях: Учебное пособие/ В.В. Кожарский, В.Н. Сушкевич.- М.: ПКФ «Экаунт», 2016.- 128 с.
20. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов/ Лысенко Д.В.- М.: ИНФРА-М, 2018.- 320с.
21. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет/ Н.П. Кондраков .- М.: Проспект, 2016.- 492 с.
22. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): учебник/ Н.П. Кондраков. 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2018.- 584с.
23. Корнетова, Е.В. Типичные ошибки в бухгалтерском балансе/ Е.В. Корнетова// Главбух.- 2016. - № 13.- с.42-48.
24. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов.- 4-е изд., пераб. и доп./ Л.И. Кравченко.- М.: Новое издание, 2016.- 223 с.
25. Кудрявцева, М.А. Сравнительный анализ актива бухгалтерского баланса, составленного в соответствии с МСФО и РСУиО/ М.А. Кудрявцева// Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).- Пермь: Зебра, 2015.- с. 121-122.
26. Кутер, М.И. Введение в бухгалтерский учет/ И.И. Кутер. - Краснодар: Просвещение - Юг, 2016.- 512 с.
27. Кыштымова, Е.А., Лытнева, Н.А. Концепция бухгалтерского управленческого учета как информационная система в управлении прибылью коммерческихорганизаций/Е.А.Кыштымова,Н.А.Лытнева//Кш81ап1оита^А§п culturalandSocio-EconomicSciences.- 2016.- Т.3.- № 3.- с. 7-15.
28. Лебедева, С.Н. Экономика организации: Учебное пособие/ С.Н. Лебедева.- М.: Новое издание, 2016.- 239 с.
29. Лытнева, Н.А. Методика определения вероятности банкротства организаций в российской и зарубежной практике/Н.А. Лытнева, С.Г. Семенов//Вестник ОрелГИЭТ.- 2016.- № 2.- с. 52-57.
30. Лытнева, Н.А. Современные методы и модели управления эффективностью промышленных предприятий./ Н.А. Лытнева//Вестник ОрелГИЭТ.- 2014.- №1.- с. 43-48.
31. Лытнева, Н.А., Малявкина, Л.И., Федорова, Т.В. Бухгалтерский учет: Учебник./ Н.А. Лытнева. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016.- 496 с.
32. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие- 2-е изд.,перераб. и доп./ Н.П. Любушин.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016.- 448 с.
33. Максимов, А.Г. Некоторые аспекты анализа финансовохозяйственной деятельности автономных учреждений / А.Г. Максимов, Н.В. Максимова, Л.Е. Марширова. - Нижний Новгород: Высшая школа экономики. - 2014. - с. 56-66.
34. Макарьян, Э.А. Управленческий анализ в отраслях: учебное пособие/ Э.А. Макарьян.- М.: КНОРУС, 2016.- 304 с.
35. Муравицкая, Н.К. Бухгалтерский учет/ Н.К. Муравицкая.- М.: КНОРУС, 2016.- 544 с.
36. Наумова, Н.А., Беллендир, М.В., Хоменко, Е.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник/ Н.А. Наумова и др.- М.: КноРус, 2016.- 664 с.
37. Полковский, А.Л. Теория бухгалтерского учета/ А.Л. Полковский. - М.: Дашков и К, 2015.- 272 с.
38. Попова, Е.Н. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике / Е.Н. Попова// Молодой ученый.- 2016.- №21.- с. 45.
39. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник- 5-е изд., перераб. и доп./ Г.В. Савицкая.- М.: ИНФРА- М, 2009.- 536с.
40. Теория бухгалтерского учета: учебник/ под ред. В.Р. Захарьиным - М.: Форум, 2017.- 304 с.
41. Тяжких, Д.С. Бухгалтерский учет: Практическое пособие/ Д.С. Тяжких.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА, 2016.- 380 с.
42. Уткин, Э.А. Финансовый менеджмент/ Э.А. Уткин.- М.: Зеркало, 2018. -437 с.
43. Фадеева, Т.А. Оценка финансового состояния организации/ Т.А. Фадеева// Налоговое планирование.- 2018. - № 4.- с.26-31.
44. Финансовый учет: учебник для студентов вузов/ под ред. В.Г. Гетьмана.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2015.- 784 с.
45. Холоденко, Е.М., Ростовцев, А.В. Бухгалтерская финансовая отчетность/ Е.М. Холоденко, А.В. Ростовцев.- М.: Издательство «Экономикс Пресс», 2017.- 360 с.
46. Шеремет, А.Д., Сайфулин, Р.С. Методика финансового анализа/ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин.- М.: ИНФРА-М, 2016.- 326 с.
47. Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ А.Д. Шеремет.- 2-е изд., доп.- М.: ИНФРА-М, 2017.374 с.
Электронные ресурсы:
48. Отчет об использовании закрепленного имущества за ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»//[Электронный ресурс].- URL: Шр8://еёи.1а1аг.ги/е1аЬи§а/ра§е892.Ы:т/ра§е968103.Ь1т.(дата обращения: 13.03.2019г.).
49. Устав ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»
[Электронный ресурс].-URL: https://edu.tatar.ru/elabuga/page892.htm. (дата
обращения: 13.03.2019г.).
50. Матвеева, Е.М. Решение проблемы совершенствования анализа бухгалтерской отчетности автономного учреждения сферы образования / Е.М. Матвеева // Инновации в образовании: потенциал молодёжи и современного образования: материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Елабуга, 27 февраля 2019 г.).- Елабуга, 2019.- Вып. 1. - 530 с.- с.515- 518. [Электронный ресурс] - URL: http://e1apo1i.ru/sbomik.pdf(дата обращения: 31.03.2019г.).