Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема правового статуса транснациональных корпораций: международно-правовые аспекты ( 12.00.10 )

Работа №4072

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

международное публичное право

Объем работы188стр.
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1641
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


План работы
Введение 3
Глава I. Юридическая природа транснациональных корпораций 13
§ 1. Понятие и признаки транснациональной корпорации 13
§ 2. Структура транснациональной корпорации 40
Глава II. Проблема правосубъектности транснациональных корпораций 49
§ 1. Теоретические вопросы международной правосубъектности
транснациональных корпораций 49
§ 2. Концепции о правосубъектности транснациональных корпораций в теории
международного права 75
Глава III. Международное регулирование деятельности транснациональных
корпораций 88
§ 1. Регламентация деятельности транснациональных корпораций на универсальном
уровне 88
§ 2. Регламентация деятельности транснациональных корпораций на региональном
уровне 127
§ 3. Дипломатическая защита транснациональных корпораций 146
Заключение 154
Библиографический список использованной литературы 162



Введение
Актуальность темы исследования. В современный период глобализации мировой экономики и усиления экономической интеграции между государствами значительно возрастает роль транснациональных корпораций (ТНК) как участников международных экономических отношений. Расширение пределов международного разделения труда обусловило экономическую целесообразность усиления международной кооперации, при которой различные структурные подразделения экономически единого образования располагаются в различных странах, количество которых может исчисляться десятками. Такой процесс в значительной мере способствует концентрации и интернационализации капитала, поскольку инвестиционная и иная коммерческая деятельность крупных компаний приобретает глобальный характер. В настоящее время ТНК обладают значительной экономической мощью, равной, а зачастую и превосходящей экономический потенциал многих государств. К примеру, совокупные активы американской ТНК "General Electric", по оценкам экспертов ООН, в 2000 г. составляли более 437 миллиардов долларов США1.
Результаты деятельности транснациональных корпораций могут быть положительными и отрицательными. К числу последних относятся, в частности, следующие проблемы, связанные прежде всего с деятельностью ТНК в принимающих их странах: возможность попадания целых государств в экономическую и, как следствие, политическую зависимость от отдельных ТНК; монополизация рынков и вытеснение с них местных компаний, в том числе и с использованием методов недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики; вмешательство ТНК во внутренние дела принимающих стран; нарушение платежного баланса указанных государств, способное вызвать, среди прочего, девальвацию национальной валюты; уход от налогов с использованием своей транснациональной структуры; использование экологически вредных производств, негативно влияющих на окружающую среду, а также ряд других проблем. Вместе с тем стремительное развитие ТНК само по себе уже служит доказательством их позитивного влияния на
1 World Investment Report, 2002. Transnational Corporations and Export Competitiveness. — New York and Geneva, 2002. P. 86

♦ 4
экономику стран, в которых они действуют, и на мировую экономику в целом. ТНК давно являются главными участниками мировой торговли, а также активными инвесторами, обеспечивающими приток иностранных капиталовложений, в том числе и в развивающиеся страны. Они с помощью использования новых и новейших технологий способны размещать в принимающих их странах высокотехнологичные производства, тем самым способствуя научно-техническому прогрессу этих стран. Их деятельность в большинстве случаев ведет также к созданию новых рабочих мест, росту налоговых поступлений и общему развитию экономик тех стран, в которых они действуют. Кроме того, многие выдающиеся научные достижения последних
* десятилетий появились именно благодаря деятельности ТНК.
В течение длительного времени в отечественной литературе подчеркивалось негативное воздействие ТНК на большинство национальных экономик, прежде всего развивающихся стран, а также на мировую экономику в целом. Однако деятельность ТНК может причинить значительную пользу, а не только вред. Поэтому для практики большое значение имеет глубокое изучение и тщательный анализ феномена ТНК с целью увеличения позитивных результатов деятельности транснациональных корпораций и сведения к минимуму отрицательных.
• Данная проблема особенно актуальна для Российской Федерации в связи с ее предстоящим вступлением во Всемирную торговую организацию. Устранение различных барьеров для вложения иностранного капитала, являющееся одним из условий вступления в данную международную организацию, неизбежно повлечет увеличение масштаба деятельности зарубежных ТНК на территории нашей страны. Но уже в настоящее время ТНК являются нашими партнерами в торговом и научно- техническом сотрудничестве с промышленно развитыми странами, и именно они
* должны стать основными иностранными инвесторами в российскую экономику.
Анализ правовых условий деятельности зарубежных транснациональных корпораций может быть использован в качестве позитивного опыта для создания собственных ТНК с тем, чтобы наша страна смогла занять достойное место на мировых рынках. В течение долгого времени у нас не создавались и не развивались собственные ТНК, и теперь, с переходом Российской Федерации к рыночной экономике и ее продолжающейся интеграцией в мировое сообщество, необходимо
# изменять данное положение. Наша страна нуждается в собственных ТНК, которые в

* 5
состоянии были бы не только выдержать существующую на мировых рынках конкуренцию, но и успешно работать в новых условиях. Промедление же с созданием и развитием своих ТНК грозит рядом неблагоприятных последствий, среди которых можно особо выделить включение Российской Федерации в технологические процессы зарубежных ТНК главным образом либо даже исключительно лишь в качестве поставщика сырья.
В условиях укрепления международного правопорядка правовой статус транснациональных корпораций должен быть надлежащим образом урегулирован. Однако специфика ТНК такова, что имея отделения на территории многих стран,
щ ТНК в целом не подпадает под юрисдикцию какой-либо отдельной страны и ее
деятельность как единого образования не может быть урегулирована национальным правом какого-либо государства. Это возможно лишь в рамках международного права. В связи с этим представляется необходимым говорить о комплексном подходе к регламентации деятельности ТНК с необходимостью сочетания национального и международного регулирования различных сторон их деятельности. Оба вида такого регулирования должны взаимодополнять друг друга, однако приоритет должно получить именно международное регулирование.
* Значение международной регламентации деятельности ТНК весьма высоко. Только оно, на наш взгляд, соответствует реальной потребности в регулировании общественных отношений, складывающихся в связи с деятельностью ТНК в различных странах: как промышленно развитых, так и развивающихся. Именно поэтому исследование правового статуса транснациональных корпораций с позиций международного права представляет особую актуальность в настоящее время.
Степень научной разработанности темы исследования. Всестороннее
* исследование темы диссертации проводится на основе изучения трудов отечественных и зарубежных ученых, поскольку транснациональные корпорации и их деятельность стали объектом серьезного анализа со стороны многих исследователей. Это объясняется прежде всего комплексностью и многогранностью различных проблем, связанных с функционированием ТНК, которые изучаются в рамках различных дисциплин. Серьезную разработку отдельные вопросы деятельности ТНК получили в трудах ученых-экономистов: А.И. Безрукова, Ю. Винслава, И.Н.
* Герчиковой, Л.Д. Градобитовой, Э.А. Грязнова, В.В. Жаркова, И.Д. Иванова, Т.М.

6
Исаченко, А.П. Киреева, А. Мовсесяна, В.В. Наталухи, Э. Нуховича, С. Огнивцева, П. Тановой, М. Хуснутдинова, Г. Чибрикова, В. Щетинина и многих других.
К сожалению, правовые аспекты, связанные с деятельностью ТНК, и особенно вопросы их правового статуса, разработаны в значительно меньшей степени. Тем не менее их исследование проводилось в работах ряда специалистов как по международному публичному, так и по международному частному праву. Среди последних следует назвать Л.П. Ануфриеву, М.М. Богуславского, Т.К. Дмитриеву, М.И. Кулагина, JI.A. Лунца, Л.А. Ляликову, В.П. Мозолина, М.М. Рахмана. Международную публично-правовую сторону деятельности ТНК исследовали в своих трудах Б.М. Ашавский, А.Г. Богатырев, Н. Валько, Г.Е. Вилков, Л.И. Волова, Л.А. Комарова, Б.И. Осминин, Н.К. Франсис, В.М. Шумилов и другие. Из зарубежных ученых к тем или иным вопросам темы настоящего диссертационного исследования обращались, в частности, Дж. Берман, Д. Вагтс, Р. Вернон, Дж. Дайн, Н. Джагере, Р.Дженкинс, И. Зейдль-Хохенвельдерн, И. Карл, А. Кассезе, Дж. Кляйн, Дж. Кууси, Ж. Лалив, Р. Лиллик, П. Маланчук, Е. Нуогугу, Е. Петерсманн, П. Робинсон, А. Фатурос, Ф. Франсескакис, Г. Шварценбергер, К. Шмиттгофф.
Следует также отметить, что большинство трудов, в которых исследуются ТНК, относится к периоду 70-80-х годов XX века, что объясняется прежде всего активностью социалистических и развивающихся стран в отношении разработки Кодекса поведения ТНК. К сожалению, многие из них исходили из классовых и идеологических предпосылок при оценке ТНК. Однако за прошедшее время международные экономические отношения и мировая экономика в целом претерпели значительные изменения. Российская Федерация, как и многие другие бывшие социалистические государства, вступила в рыночные отношения, отказавшись от коммунистической идеологии. Поэтому изменившиеся политические и социально- экономические условия обусловливают необходимость проведения новых исследований по вопросу правового статуса ТНК, исходя из современных подходов.
Предмет исследования составляет проблема правового статуса транснациональных корпораций, изучаемая с позиций международного права. Диссертантом анализируются как научные разработки, касающиеся указанной проблемы, так и многочисленные международные документы, необходимые для ее исследования. В настоящей работе специально анализируются международные акты,

7
непосредственно регулирующие деятельность ТНК как особых образований, поскольку именно такие акты имеют значение для определения правового статуса указанных корпораций. Акты, посвященные регламентации деятельности отдельных подразделений ТНК, а также иных образований, могущих одновременно являться ТНК, остаются за пределами рассмотрения настоящей диссертационной работы, поскольку они не имеют значения для характеристики правового статуса ТНК как самостоятельных образований.
Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является проведение комплексного анализа проблемы правового статуса транснациональных корпораций с позиций международного права, что способствовало бы продвижению вперед в области регламентации деятельности ТНК на международном уровне. Решение вопроса о правовом статусе ТНК необходимо для дальнейшей работы по достижению эффективного регулирования их деятельности.
Названная цель определяет задачи исследования, основными из которых являются следующие:
- раскрытие содержания понятия "правовой статус транснациональной корпорации";
- определение понятия ТНК;
- разграничение понятия ТНК и иных, тесно к нему примыкающих категорий, но не аналогичных ему;
- выделение признаков ТНК;
- установление структуры ТНК;
- определение наличия либо отсутствия международной правосубъектности у
ТНК;
- анализ международной регламентации деятельности ТНК как особых образований на универсальном и региональном уровнях;
- рассмотрение проблемы дипломатической защиты ТНК.
Методологические и теоретические основы исследования. Общей
методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. При написании работы автором комплексно использовались несколько методов научного познания: формально-юридический, сравнительно-правовой,

8
системно-логический и другие. Оперирование данными методами было направлено на достижение указанной выше цели диссертационного исследования.
При подготовке диссертации автором было проанализировано большое количество международных договоров, решений органов различных международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций, Международную организацию труда, Организацию экономического сотрудничества и развития, актов международных конференций, решений и консультативных заключений Международного Суда ООН и других документов. Особое внимание было уделено оценке так называемых "кодексов поведения" транснациональных корпораций. Все они в совокупности составили эмпирическую базу исследования.
Теоретическую базу исследования наряду с литературой, посвященной различным аспектам темы диссертации, составили работы в области теории международного права таких видных юристов-международников, как К.А. Бекяшев, И.П. Блищенко, Г.М. Вельяминов, А.С. Гавердовский, Н.В. Захарова, Г.В. Игнатенко,
Э.С. Кривчикова, Г.И. Курдюков, Д.Б. Левин, И.И. Лукашук, Ю.М. Колосов, Р.А. Мюллерсон, Ю.А. Решетов, Г.И. Тункин, Е.Т. Усенко, Н.А. Ушаков, Д.И. Фельдман, С.В. Черниченко, В.П. Шатров, Е.А. Шибаева, Д. Анцилотти, Э.Х. Аречага, Я. Броунли, Ф. Джессеп, Б. Жакье, X. Лаутерпахт, А. Фердросс, В. Фридман и другие. При написании диссертации были также использованы работы специалистов в сфере общей теории права: С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, А.В. Венгерова, М.Н. Марченко,
Н.И. Матузова, P.O. Халфиной.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые в постсоветское время в отечественной литературе предпринята попытка комплексного рассмотрения различных аспектов правового статуса ТНК с позиций международного права. Для этого применительно к ТНК с указанных позиций исследуются такие теоретические категории, относящиеся к понятию "правовой статус", как правосубъектность, субъективные права и юридические обязанности. Специально анализируются различные теории, авторы которых признают за ТНК качество субъектов международного права.
Представляется, что научная новизна исследования заключается также в проведенном в диссертационной работе анализе различных подходов к определению ТНК, нашедших воплощение в научной литературе и международных документах, в

9
результате которого обоснован вывод о необходимости использования дефиниции, содержащейся в проекте Кодекса поведения транснациональных корпораций ООН, как наиболее полной и удачной. Новым является также и то, что автор, беря за основу признаки ТНК, содержащиеся в указанной дефиниции, проводит отграничение понятия ТНК от смежных, но не аналогичных ему категорий.
Новизной обладает и проведенный автором анализ регулирования деятельности ТНК на международном уровне, что позволило исследовать все известные на момент окончания написания диссертации международные акты, непосредственно регулирующие деятельность ТНК как таковых.
Научная новизна исследования раскрывается в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
1. Вывод диссертанта о том, что наиболее удачным определением ТНК является определение, данное в разработанном в рамках ООН проекте Кодекса поведения транснациональных корпораций, признаками которого являются следующие: возможность существования ТНК любой формы собственности, включая государственную; наличие отделений в двух или более странах независимо от их правовой формы и сферы деятельности; наличие особой системы принятия решений, в которой действуют все отделения ТНК и которая позволяет проводить согласованную политику для этих отделений и общую стратегию для всей ТНК; существование одного или более центров принятия решений, которые определяют стратегию деятельности как ТНК в целом, так и ее отделений в различных странах; наличие особой связи всех звеньев ТНК, при которой одни из них в состоянии оказывать существенное влияние на деятельность других.
2. Точка зрения автора, согласно которой понятие ТНК, сочетая в себе указанные признаки, должно быть единым и использоваться в целях определения ТНК во всех общественных отношениях: правовых, политических, экономических и других.
3. Аргументы диссертанта в пользу того, что понятие ТНК следует отличать от иных категорий, тесно с ним связанных, но не аналогичных ему: международных юридических лиц, региональных предприятий, консорциумов, стратегических альянсов. Перечисленные выше признаки ТНК являются одновременно критериями отграничения ТНК от указанных категорий.

4 10
4. Вывод диссертанта о том, что ТНК не являются субъектами международного права в силу того, что в настоящее время не существует каких-либо международно-правовых норм, предоставляющих им права и обязанности в точном юридическом значении этих терминов. В то же время возможно приобретение ТНК международной правосубъектности в будущем. Предоставление ТНК такой правосубъектности позволит урегулировать их деятельность и закрепить их ответственность непосредственно в нормах международного права, что будет способствовать более эффективной регламентации деятельность ТНК.
5. Вывод автора о том, что международное регулирование деятельности ТНК
• сочетает в себе публично-правовые и частно-правовые начала. В наибольшей степени такое сочетание проявляется в рамках новейшей отрасли международного права — международного экономического права. Тем не менее ТНК не являются субъектами международного экономического права как и любой другой отрасли международного права.
6. Заключение диссертанта о том, что действующее на сегодняшний день регулирование деятельности ТНК как особых образований на международном уровне осуществляется исключительно в рамках международного "мягкого права" ("soft
• law"), которое не является правом в строгом смысле, поскольку его предписания не являются для субъектов юридически обязательными.
7. Позиция автора, состоящая в том, что международные документы, посвященные регулированию деятельности ТНК, наряду с обязательствами транснациональных корпораций по соблюдению определенных стандартов поведения должны содержать обязательства государств, на территории которых они ведут свою деятельность, в отношении предоставления им определенных правовых режимов и
• гарантий для инвестиций.
8. Обоснование вывода диссертанта, согласно которому международный уровень регламентации деятельности ТНК как особых образований является единственно возможным в силу большой специфики деятельности таких корпораций, одновременно охватывающей территории несколько стран. Международное регулирование деятельности ТНК как единого целого должно сочетаться с национально-правовым регулированием деятельности подразделений ТНК, действующих на территории соответствующих государств.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертантом при разработке проблем правового статуса ТНК рассматриваются различные подходы к понятию ТНК и их регулированию на международном уровне. Это дает возможность использовать положения и выводы, содержащиеся в работе, при разработке и совершенствовании международных и национальных норм, посвященных регулированию как деятельности ТНК в целом, так и их подразделений.
Теоретические и иные результаты исследования могут быть использованы также при дальнейшей разработке теории международного права. Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы и предложения могут найти применение в научно-исследовательской работе при изучении правовых проблем, прежде всего в сфере международного экономического права, а также в процессе преподавания курсов международного публичного и международного частного права в юридических вузах и на юридических факультетах. Кроме того, они могут быть использованы при подготовке учебных и учебно-методических материалов по названным дисциплинам.
Диссертация наряду с иными работами, касающимися международно-правовых аспектов деятельности ТНК, важнейшие из которых на момент окончания написания диссертации отражены в библиографическом списке использованной литературы, может быть использована при проведении дальнейших научных исследований, касающихся вопросов правового статуса транснациональных корпораций.
Теоретические положения диссертационного исследования тесно переплетаются с практическими в связи с предполагаемой активизацией деятельности российских предпринимателей в отношениях с отделениями ТНК, международными юридическими лицами и другими иностранными контрагентами.
Апробация результатов исследования. Важнейшие положения диссертации излагались автором и обсуждались на заседаниях кафедры международного права и правоведения Ростовского государственного университета, а также на ежегодно проводимых в том же университете научных конференциях. Материалы исследования были также использованы в педагогической и научной деятельности диссертанта на юридическом факультете указанного университета. Кроме того, основные теоретические и методологические положения и выводы, содержащиеся в работе, отражены в научных статьях автора по разрабатываемым проблемам.

♦ 12
Структура и объем работы обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных, в свою очередь, на параграфы, заключения и библиографического списка использованной литературы. Ее объем составляет 188 страниц машинописного текста, и она соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям.
*
*



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение
Итак, подводя итог диссертационному исследованию, можно сделать следующие выводы, вытекающие из всего изложенного выше:
1. Используемый в диссертационном исследовании термин "транснациональная корпорация" получил широкое распространение в трудах отечественных ученых и документах ООН. В литературе, а также во многих актах международных организаций наряду с данным термином используются и другие: "многонациональные" ("мультинациональные", "международные") корпорации (компании, предприятия, монополии) и т.п. Однако в настоящее время термин "транснациональная корпорация" представляется наиболее употребимым, и в целях диссертационного исследования им охватываются все упоминавшиеся выше термины, ибо в литературе не существует единообразного различия в их употреблении и все они по существу обозначают одно и то же явление. Вместе с тем следует признать, что термин "транснациональная корпорация" также является не совсем удачным, поскольку он может обозначать совокупность различных корпораций либо иных юридических лиц (а также организаций^ не имеющих статуса юридического лица), действующих в различных странах мира. Представляется, что возможным более приемлемым вариантом используемого термина могла бы стать "транснациональная группа".
2. Различные варианты дефиниций, терминологически относящихся к ТНК, имеются в региональных международных актах, документах некоторых международных организаций и множестве научных трудов разных авторов. В основе их всех лежат два вида критериев: количественные и качественные. По нашему мнению, в определении ТНК должны быть использованы как качественные, так и количественные критерии.
3. Оба вида таких критериев присутствуют в дефиниции ТНК, содержащейся в разработанном в рамках ООН проекте Кодекса поведения транснациональных корпораций. Данное определение сформулировано с учетом позиций как развитых, так и развивающихся стран и способствует защите их интересов. Кроме того, в нем, на наш взгляд, отражены те существенные признаки ТНК, которые присущи только

им и служат квалифицирующими при их идентификации. Такие признаки являются универсально применимыми и потенциально могут использоваться на территории всех стран. При этом они во многом схожи с признаками ТНК, закрепленными также в иных международных документах. В связи с этим представляется, что данная дефиниция должна служить в качестве единообразного определения ТНК, используемого во всем мире.
4. В соответствии с разработанным в рамках ООН проектом Кодекса поведения ТНК под транснациональными корпорациями следует понимать "...предприятия независимо от их страны происхождения и собственности, включая частную, публичную или смешанную, имеющие отделения в двух или более странах независимо от правовой формы и сфер деятельности таких отделений, которые действуют в системе принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию через один или более центров принятия решений, в которой отделения так связаны, собственностью или иным способом, что одно или более из них может быть способно оказывать существенное влияние на деятельность других и, в частности, разделять знания, ресурсы и ответственность с другими".
5. Таким образом, при всей объемности данной дефиниции, анализируя ее, можно выделить следующие важнейшие признаки определения ТНК:
- Возможность существования ТНК любой формы собственности, включая государственную.
- Наличие отделений ТНК в двух или более странах независимо от их правовой формы и сферы деятельности. Они могут иметь либо не иметь статус юридического лица, и данный фактор не имеет значения для квалификации их в качестве отделений. Минимальное количество стран, в которых могут действовать такие отделения — две; максимальное их количество не ограничено.
- Наличие особой системы принятия решений, в которой действуют все отделения ТНК и которая позволяет проводить согласованную политику для этих отделений и общую стратегию для всей ТНК.
- Существование одного или более центров принятия решений, которые определяют стратегию деятельности как ТНК в целом, так и ее отделений в различных странах. Правовая форма таких центров также не имеет значения для целей определения. Ключевая характеристика здесь — это реальная (и при этом не

обязательно формальная) возможность центров принимать такие решения, которые другие отделения ТНК будут исполнять полностью или частично, и с помощью которых центры в состоянии проводить согласованную политику и общую стратегию.
- Наличие особой связи всех звеньев ТНК, при которой одни из них в состоянии оказывать существенное влияние на деятельность других, в частности, путем разделения знаний, ресурсов либо ответственности. Степень такого влияния для его квалификации в качестве существенного должна варьироваться для разных отделений с учетом характера и природы связей этих отделений ТНК с другими, их правовой формы, структуры управления, размеров и других факторов. Данный признак указывает на фактический (но не обязательно юридический) контроль за принятием решений в системе ТНК.
6. Помимо названных признаков ТНК, закрепленных в определении, существуют также и иные признаки, которые, как правило, присущи им. К ним относятся такие признаки, как экономическое единство при юридической множественности, многосторонний характер деятельности, сложная и комплексная структура ТНК.
7. Понятие ТНК следует отличать от иных категорий, тесно к нему примыкающих, но не аналогичных ему: региональных предприятий, международных юридических лиц, консорциумов, стратегических альянсов.
Под региональным предприятием понимается образование, которое принадлежит двум или более лицам, обладающим гражданством (государственной принадлежностью) стран определенного региона, либо контролируется ими. По существу они представляют собой особую разновидность юридического лица, зарегистрированного в особом качестве. Именно такими образованиями являются, в частности, многонациональные компании, образуемые в соответствии с Кодексом многонациональных компаний ЮДЕАК, андские многонациональные предприятия, образуемые в соответствии с Единообразным кодексом андских многонациональных предприятий, и транснациональные корпорации, которые будут образовываться в соответствии с Конвенцией о транснациональных корпорациях стран СНГ.
Под международными юридическими лицами обычно понимаются юридические лица, которые созданы либо непосредственно в силу международного договора, либо на основании внутреннего закона одного или двух государств,

принятого в соответствии с международным договором. Консорциумом, как правило, является объединение, образуемое на основе временного соглашения между полностью сохраняющими свою самостоятельность банками или промышленными компаниями для совместного размещения займа или осуществления единого промышленного проекта большого масштаба. Стратегические альянсы также представляют собой форму объединения самостоятельных компаний для достижения какой-либо цели.
Возможны случаи, когда какое-либо из названных образований будет одновременно являться ТНК, однако данный факт не дает оснований для смешения этих категорий.
8. ТНК, как правило, представляют собой вертикально интегрированную структуру с иерархическим подчинением нижестоящих подразделений вышестоящим. Во главе всей системы находится головная (материнская) компания, расположенная в большинстве случаев в промышленно развитой стране. По своей организационно-правовой форме головная компания, как правило, представляет собой акционерное общество (предпринимательскую корпорацию либо иную аналогичную форму), образованное в соответствии с местным законодательством. Отделения ТНК, имеющие самые многообразные формы, расположены и действуют в различных странах мира. Вся структура ТНК характеризуется наличием в качестве ее элементов холдинговых компаний, то есть держащих акции других компаний, входящих в структуру ТНК. С их помощью строится так называемая "система участий", то есть участие одних компаний в капитале других, которая позволяет первым оказывать существенное влияние на деятельность вторых. Кроме того, такое влияние может достигаться и с помощью договоров различных видов, заключаемых между отделениями ТНК: лицензионных, франчайзинга и т.п.
Следует отметить, что структура ТНК характеризуется большим многообразием отдельных форм в зависимости от вида деятельности конкретной ТНК, характера ее производства, количества стран, в которых она действует, и т.п. Кроме того, организационные структуры транснациональных корпораций находятся в постоянном изменении и развитии в зависимости от складывающейся на рынке ситуации. Происходящие в мире изменения, и прежде всего в сфере информационных технологий, также оказали определенное влияние на структуру ТНК. В настоящее

158
время ТНК в гораздо более легкой степени по сравнению с 70-80 годами XX века могут переносить свои центры принятия решений из одного государства в другое в зависимости от существующих там условий их деятельности, и прежде всего уровня налогообложения. Кроме того, некоторые ТНК могут иметь определенные особенности в своей структуре в зависимости от страны происхождения.
9. В силу специфики структуры ТНК невозможно определить государственную принадлежность всей ТНК в целом. Такую принадлежность можно определить лишь для каждого юридического лица, входящего в ее систему. Единственное исключение из данного правила возможно в том случае, если вся ТНК представляет собой одно юридическое лицо и ее отделениями являются обособленные подразделения указанного юридического лица, не обладающие самостоятельной правосубъектностью.
10. Характеристика правового статуса любого субъекта, включая ТНК, предполагает анализ трех элементов: правосубъектности как необходимой предпосылки приобретения и осуществления прав и обязанностей, субъективных прав и юридических (также субъективных) обязанностей.
11. Транснациональные корпорации не являются субъектами международного публичного права, поскольку в настоящее время не существует международно¬правовых актов, устанавливающих права и обязанности для ТНК. Их деятельность как особых образований регулируется на международном уровне исключительно нормами международного "мягкого права", которое не является правом в строгом смысле слова. В источниках международного права, которые непременно должны иметь обязательную юридическую силу, их статус не определен.
12. В то же время необходимо отметить, что существует возможность приобретения ТНК международной правосубъектности в будущем в том случае, если международно-правовыми нормами, которые должны иметь обязательную юридическую силу, им будут предоставлены какие-либо права и обязанности. Никаких препятствий для наделения ТНК международной правосубъектностью в теории международного права не существует. Более того, учитывая тот реальный вклад, который ТНК вносят в развитие мировой экономики, можно предположить, что в будущем они получат статус субъектов международного права.

159
Особо следует подчеркнуть, что существующая в науке точка зрения, согласно которой субъекты международного права обязательно должны обладать способностью к участию в выработке международно-правовых норм, не может служить препятствием для наделения ТНК международной правосубъектностью. Правомочие по созданию норм международного права — это субъективное право, которое имеет значение для характеристики объема прав и обязанностей субъекта и, таким образом, его правового статуса, но никак не может использоваться в качестве одного из признаков субъекта международного права.
13. В зарубежной юридической литературе существуют различные теории, представляющие ТНК субъектами современного международного публичного или какого-либо иного, специально конструируемого права, состоящего из норм нынешнего международного публичного и национального права отдельных государств. В работе проводится анализ этих теорий и дается их критика, в результате которой подтверждается вывод об отсутствии в настоящее время международной правосубъектности у ТНК.
14. В настоящее время международная регламентация различных аспектов деятельности ТНК осуществляется достаточно большим количеством международных актов, в том числе правовых. Однако деятельность именно ТНК как особых образований регулируется исключительно не имеющими обязательной юридической силы международными актами "мягкого права" ("soft law") универсального и регионального уровней, которые не являются правовыми в строгом смысле. Тем не менее отношения по регулированию деятельности ТНК, осуществляемому такими актами, принятыми в рамках международных организаций, традиционно входят в предмет регулирования международного права. Поэтому регламентация деятельности ТНК посредством указанных документов имеет значение для характеристики правового статуса транснациональных корпораций с позиций международного права. При этом еще раз следует подчеркнуть, что регулирование, осуществляемое с помощью международных актов, имеющих рекомендательный характер, не создает для ТНК прав и обязанностей в строгом юридическом смысле понимания этих терминов, а устанавливает лишь желательные варианты поведения ТНК. Используемые же в таких международных документах термины "права" и

160
"обязанности" применительно к ТНК следует понимать с учетом приведенных положений.
15. На основе анализа международных документов, посвященных регламентации деятельности ТНК, необходимо заключить, что регулирующие деятельность ТНК международные акты наряду с обязательствами транснациональных корпораций по соблюдению определенных стандартов поведения должны содержать обязательства государств, на территории которых они ведут свою деятельность, предоставлять им определенные гарантии для вложенных инвестиций.
16. Среди принятых международных актов, регулирующих деятельность ТНК в качестве особых субъектов, комплексная регламентация различных сторон деятельности таких корпораций предусмотрена Руководящими принципами для многонациональных предприятий, являющихся приложением к принятой в рамках ОЭСР Декларации о международных инвестициях и многонациональных предприятиях 1976 г. (в редакции 2000 г.). Однако данный документ не имеет универсального характера. Разработанный же в рамках ООН проект Кодекса поведения ТНК, призванный именно на универсальном уровне урегулировать многие стороны деятельности ТНК, к сожалению, не был принят, так и оставшись проектом.
Регулированию отдельных сторон деятельности ТНК также посвящены различные международные акты, в числе которых можно особо выделить принятую в рамках МОТ Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики 1977 г. (с изменениями и дополнениями, вносимыми в нее в 1987-ом, 1995-ом и 2000-ом годах). Указанные акты также имеют большое значение при регламентации такой деятельности, поскольку они сосредоточены на конкретных ее аспектах и, таким образом, регулируют ее достаточно подробно.
17. В качестве последнего из выводов настоящего диссертационного исследования следует указать, что предоставление дипломатической защиты компаниям, являющимися подразделениями ТНК, не может иметь значения для решения вопроса о международно-правовом статусе транснациональных корпораций даже в том случае, если круг таких компаний совпадает с кругом компаний, входящих в какую-либо ТНК. Речь может идти лишь о предоставлении дипломатической защиты отдельным компаниям, но не ТНК в целом как особым субъектам права,

161
поскольку ТНК не обладают правосубъектностью ни в рамках национальных правовых систем, ибо они не подпадают под юрисдикцию какого-либо одного государства, ни в рамках международного права.
*




Библиографический список использованной литературы I. Международные документы
А. Международные документы универсального уровня
1. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.// Международное публичное право: Сборник документов в двух томах. Том 1 / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. — М.: БЕК, 1996. — С. 188-206.
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3202 (S-VI) от 1 мая 1974 г. "Декларация об установлении нового международного экономического порядка" // Резолюции,
Ф принятые Генеральной Ассамблеей на шестой специальной сессии 9 апреля - 2
мая 1974 года. — Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1974. — С. 3-5.
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3282 (XXIX) от 12 декабря 1974 г. "Хартия экономических прав и обязанностей государств" // Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на двадцать девятой сессии. Том I. 17 сентября - 18 декабря 1974 года. — Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1975. — С. 64-71.
4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 46/232 от 2 марта 1992 г. "Активизация
Ф деятельности Секретариата Организации Объединенных Наций" // Резолюции и
решения, принятые Генеральной Ассамблеей на сорок шестой сессии. Том II. 21 декабря 1991 года - 14 сентября 1992 года. — Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1993. — С. 3.
5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 47/212 от 6 мая 1993 г. "Обзор эффективности административного и финансового функционирования Организации Объединенных Наций и бюджет по программам на двухгодичный
• период 1992-1993 годов" // Резолюции и решения, принятые Генеральной
Ассамблеей на сорок седьмой сессии. Том II. 24 декабря 1992 года - 20 сентября 1993 года. —Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1993. — С. 23-27.
6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 49/130 от 19 декабря 1994 г. "Интеграция Комиссии по транснациональным корпорациям в организационную структуру Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию" // Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на сорок девятой сессии. Том I. 20

сентября - 23 декабря 1994 года. — Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1995. —С. 201-202.
7. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. // Международное публичное право: Сборник документов в двух томах. Том 1 / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. — М.: БЕК, 1996. — С. 8-12.
8. Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (Третье издание). — Женева: Международное бюро труда, 2001. — 32 с.
9. Convention on the Settlement of Investment Disputes between States and Nationals of other States of 18 March 1965 // International Investment Instruments: A Compendium. Vol. I. Multilateral Instruments. — New York and Geneva: United Nations, 1996. — Pp. 25-45.
10. UN General Assembly Resolution 626 (VII) of 21 December 1952 "Right to exploit freely natural wealth and resources" // Resolutions adopted by the General Assembly during its 7th session, 14 October - 21 December 1952. — New York: United Nations, 1953. —P. 18.
11. UN General Assembly Resolution 1803 (XVII) of 14 December 1962 "Permanent sovereignty over natural resources" // Resolutions adopted by the General Assembly during its 17th session, 18 September - 20 December 1962. — New York: United Nations, 1963. — Pp. 15-16.
12. UN General Assembly Resolution 3514 (XXX) of 15 December 1975 "Measures against corrupt practices of transnational and other corporations, the intermediaries and others involved" // Resolutions adopted by the General Assembly during its 30th session, 16 September - 17 December 1975. — New York: United Nations, 1976. — Pp. 69-70.
13. UN General Assembly Resolution 35/63 of 5 December 1980 "Restrictive business practices" // Resolutions and decisions adopted by the General Assembly during its 35th session, 16 September - 17 December 1980, 15 and 16 January, 2-6 March and 11 May 1981.—New York: United Nations, 1981. — Pp. 123-124.
14. UN General Assembly Resolution 38/50 of 7 December 1983 "Activities of foreign economic and other interests which are impeding the implementation of the Declaration on the Granting of Independence to Colonial Countries and Peoples in Namibia and in all other Territories under colonial domination and efforts to eliminate colonialism,

164
apartheid and racial discrimination in southern Africa" // Resolutions and decisions adopted by the General Assembly during its 38th session, 20 September - 20 December 1983 and 26 June 1984. — New York: United Nations, 1984. — Pp. 230-233.
15. UN General Assembly Resolution 39/248 of 9 April 1985 "Guidelines for Consumer Protection" // Resolutions and decisions adopted by the General Assembly during its 39th session, 18 September - 18 December 1984 and 9-12 April 1985. — New York: United Nations, 1985.—Pp. 179-181.
16. UN General Assembly Resolution 45/186 of 21 December 1990 "Code of conduct on transnational corporations" // Resolutions and decisions adopted by the General Assembly during its 45th session. — Vol. 1. — 18 September - 21 December 1990. — New York: United Nations, 1991. — P. 114.
17. UN ECOSOC Resolution 1908 (LVII) of 2 August 1974 "The impact of transnational corporations on the development process and on international relations" // Resolutions adopted by the Economic and Social Council during its 57th session. — Vol. I. — 3 July
- 2 August 1974. — Geneva: United Nations, 1974. — Pp. 13-14.
18. UN ECOSOC Resolution 1913 (LVII) of 5 December 1974 " The impact of transnational corporations on the development process and on international relations " // Resolutions adopted by the Economic and Social Council during its resumed 57th session. — Vol. II. — 14 and 18 October, 19, 26 and 29 November and 5, 10 and 16 December 1974. — Geneva: United Nations, 1975. — Pp. 3-4.
19. UN ECOSOC Resolution 1983/74 of 29 July 1983 "Activities of transnational corporations in South Africa and Namibia and collaboration of such corporations with the racist minority regime in South Africa" // E/1983/83/Add. 1 (ESCOR, 1983, Suppl. no. 1 A). — Geneva: United Nations, 1983. — Pp. 29-31.
20. UN ECOSOC Resolution 1984/53 of 26 July 1984 "Activities of transnational corporations in South Africa and Namibia and their collaboration with the racist minority regime in South Africa" // E/1984/INF/6. - 13 Aug. 1984. — Geneva: United Nations, 1984.—Pp. 8-11.
21. UN ECOSOC Resolution 1985/72 of 26 July 1985 "Activities of transnational corporations in South Africa and Namibia and their collaboration with the racist minority regime of South Africa" // E/1985/INF/6. - 12 Aug. 1985. — Geneva: United Nations, 1985. — Pp. 40-42.

22. UN ECOSOC Resolution 1986/1 of 19 May 1986 "Activities of transnational corporations in South Africa and Namibia and follow-up to the report of the Panel of Eminent Persons Established to Conduct the Public Hearings on the Activities of Transnational Corporations in South Africa and Namibia" // Resolutions and decisions / adopted by the Economic and Social Council at its 1st regular session of 1986, 29 April
- 23 May 1986. — Geneva: United Nations, 1986. — Pp. 8-10.
23. UN ECOSOC Resolution 1987/56 of 28 May 1987 "Activities of transnational corporations in South Africa and Namibia" // Resolutions and decisions / adopted by the Economic and Social Council at its 1st regular session of 1987, 4-29 May 1987. — Geneva: United Nations, 1987. — Pp. 97-99.
24. UN ECOSOC Resolution 1988/56 of 27 July 1987 "Activities of transnational corporations in South Africa and Namibia" // Resolutions and decisions adopted by the Economic and Social Council at its 2nd regular session of 1988, Geneva, 6-29 July 1988. — Geneva: United Nations, 1988. — Pp. 20-22.
25. UN ECOSOC Resolution 1989/25 of 24 May 1989 "Transnational corporations and environmental protection in developing countries" // Resolutions and decisions adopted by the Economic and Social Council at its 1st regular session of 1989, 2-24 May 1989.
— Geneva: United Nations, 1989. — Pp. 47-49.
26. UN ECOSOC Resolution 1989/27 of 24 May 1989 "Activities of transnational corporations in South Africa and Namibia" // Resolutions and decisions adopted by the Economic and Social Council at its 1st regular session of 1989, 2-24 May 1989. — Geneva: United Nations, 1989. — Pp. 51-52.
27. UN ECOSOC Resolution 1990/70 of 27 July 1990 "Activities of transnational, corporations in South Africa" // Resolutions and decisions adopted by the Economic and Social Council at its 2nd regular session of 1990, Geneva, 4-27 July 1990. — Geneva: United Nations, 1990. — Pp. 34-36.
28. UN ECOSOC Resolution 1991/54 of 26 July 1991 "Activities of transnational corporations in South Africa" // Resolutions and decisions adopted by the Economic and Social Council at its 2nd regular session of 1991, Geneva, 3-26 July 1991. — Geneva: United Nations, 1991. — Pp. 18-19.
29. UN ECOSOC Resolution 1991/55 of 26 July 1991 " Recommendations of the Commission on Transnational Corporations at its 17th session and its contribution to the

preparations for the United Nations Conference on Environment and Development" // Resolutions and decisions adopted by the Economic and Social Council at its 2nd regular session of 1991, Geneva, 3-26 July 1991. — Geneva: United Nations, 1991. — Pp. 19-23.
30. UN ECOSOC Resolution 1992/34 of 30 July 1992 "Activities of transnational corporations in South Africa" // Resolutions and decisions adopted by the Economic and Social Council at its substantive session of 1992, New York, 29 June-31 July and 18 August 1992. — Geneva: United Nations, 1992. — Pp. 87-89.
31. United Nations Conference on Trade and Development. Trade and Development Board Decision of 31 March 1995. Terms of reference of the Commission on International Investment and Transnational Corporations // Report of the Trade and Development Board on the 2nd part of its 41st session, held at the Palais des Nations, Geneva, from 20 to 31 March 1995. Volume 1. Report to the United Nations General Assembly. — Geneva: United Nations, 1995. — Pp. 22-23. — UN Doc. TD/B/DEC/425(XLI).
32. United Nations Conference on Restrictive Business Practices. The Set of Multilaterally Agreed Equitable Principles and Rules for the Control of Restrictive Business Practices of 5 December 1980 // International Investment Instruments: A Compendium. Vol. I. Multilateral Instruments. — New York and Geneva: United Nations, 1996. — Pp. 133-
144. — UN Doc. TD/RBP/CONF/10/Rev. 1.
33. United Nations Conference to Review All Aspects of the Set of Multilaterally Agreed Equitable Principles and Rules for the Control of Restrictive Business Practices (2nd: 1990: Geneva). Resolution Adopted by the Conference Strengthening the Implementation of the Set of 7 December 1990 // International Investment Instruments: A Compendium. Vol. I. Multilateral Instruments. — New York and Geneva: United Nations, 1996. — Pp. 145-149. — UN Doc. TD/RBP/CONF.3/9.
34.3rd United Nations Conference to Review All Aspects of the Set of Multilaterally Agreed Equitable Principles and Rules for the Control of Restrictive Business Practices. Resolution of 13 November 1995. — UN Doc. TD/RBP/CONF.4/14.
35.4th United Nations Conference to Review All Aspects of the Set of Multilaterally Agreed Equitable Principles and Rules for the Control of Restrictive Business Practices. Resolution of 25 September 2000. — UN Doc. TD/RBP/CONF.5/15.

♦ 167
36.ILO Tripartite Declaration Concerning Multinational Enterprises and Social Policy of 16 November 1977 // Official Bulletin (Geneva: ILO). — 1978. — Vol. LXI. — Series A.
— No. 1. —Pp. 49-56.
37. ILO Procedure for the examination of disputes concerning the application of the Tripartite Declaration of Principles concerning Multinational Enterprises and Social Policy by means of interpretation of its provisions // Official Bulletin (Geneva: ILO). — 1986. — Vol. LXIX. — Series A. — No. 3. — Pp. 196-197.
38. International Labour Office. Governing Body. Thirteenth item on the agenda. Report of the Committee on Multinational Enterprises. 229th Session. Geneva, March 1984. —
♦ ILO Doc. GB.229/13/13.
39. International Labour Office. Governing Body. Fourteenth item on the agenda. Report of the Committee on Multinational Enterprises. 239th Session. Geneva, June 1987. — ILO Doc. GB.239/14/24.
40. International Labour Office. Governing Body. Sixth item on the agenda. Report of the Subcommittee on Multinational Enterprises. 272th Session. Geneva, June 1998. — ILO Doc. GB.272/6.
41. International Labour Office. Governing Body. Twelfth item on the agenda. Report of the
♦ Subcommittee on Multinational Enterprises. 277th Session. Geneva, March 2000. — ILO Doc. GB.277/12.
42. International Labour Office. Governing Body. Twelfth item on the agenda. Report of the Subcommittee on Multinational Enterprises. 279th Session. Geneva, November 2000. — ILO Doc. GB.279/12.
43. International Labour Office. Governing Body. Thirteenth item on the agenda. Report of the Subcommittee on Multinational Enterprises. 280th Session. Geneva, March 2001. —
♦ ILO Doc. GB.280/13.
44. International Labour Office. Governing Body. Committee on Multinational Enterprises. Fourth item on the agenda. Request for an interpretation of the Tripartite Declaration of Principles concerning Multinational Enterprises and Social Policy. 254th Session. Geneva, June 1992. — ILO Doc. GB.254/MNE/4/6.
45. International Labour Office. Governing Body. Subcommittee on Multinational Enterprises. Second item on the agenda. Request for interpretation of the Tripartite


Declaration of Principles concerning Multinational Enterprises and Social Policy. 264th Session. Geneva, November 1995. — ILO Doc. GB.264/MNE/2.
46. International Labour Office. Governing Body. Subcommittee on Multinational Enterprises. First item on the agenda. Request for interpretation of the Tripartite Declaration of Principles concerning Multinational Enterprises and Social Policy. 272nd Session. Geneva, June 1998. — ILO Doc. GB.272/MNE/1.
47. International Labour Office. Governing Body. Subcommittee on Multinational Enterprises. Third item on the agenda. Updating of references annexed to the Tripartite Declaration of Principles concerning Multinational Enterprises and Social Policy. 277th Session. Geneva, March 2000. — ILO Doc. GB.277/MNE/3.
48. International Labour Office. Governing Body. Subcommittee on Multinational Enterprises. Second item on the agenda. Development in other organizations. 279th Session. Geneva, November 2000. — ILO Doc. GB.279/MNE/2.
49. International Labour Office. Governing Body. Subcommittee on Multinational Enterprises. Third item on the agenda. Other questions. 279th Session. Geneva, November 2000. — ILO Doc. GB.279/MNE/3/1.
50. International Labour Office. Governing Body. Subcommittee on Multinational Enterprises. First item on the agenda. Follow-up on and promotion of the Tripartite Declaration of Principles concerning Multinational Enterprises and Social Policy. 280th Session. Geneva, March 2001. — ILO Doc. GB.280/MNE/1/3.
51. International Court of Justice Advisory Opinion of 11 April 1949. Reparation for Injuries Suffered in the Service of the United Nations // I.C.J. Reports, 1949. — Pp. 174-
220.
52. International Court of Justice Advisory Opinion of 8 July 1996. Legality of the Threat or Use of Nuclear Weapons case // I.C.J. Reports, 1996.
53. International Court of Justice Judgment of 22 July 1952. Anglo-Iranian Oil Co. (United Kingdom v. Iran) case // International Court of Justice. Yearbook. — The Hague, 1951- 1952.
54. International Court of Justice Judgment of 5 February 1970. Case concerning the Barcelona Traction, Light and Power Company, Limited (Second Phase) // I.C.J. Reports, 1970.

169
55. International Court of Justice Judgment of 20 July 1989. Case concerning Elettronica Sicula S.p.A. (ELSI) // I.C.J. Reports, 1989.
56. Proposed Text of the Draft Code of Conduct on Transnational Corporations // Transnational Corporations, Services and the Uruguay Round. — New York: United Nations, 1990. — Pp. 231-243.
57. Draft International Code of Conduct on the Transfer of Technology // International Investment Instruments: A Compendium. Vol. I. Multilateral Instruments. — New York and Geneva: United Nations, 1996. — Pp. 181-201.
Б. Международные документы регионального уровня
58. Конвенция о транснациональных корпорациях стран СНГ от 6 марта 1998 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. — 1998. — № 1. — С. 20-25.
59. The OECD Declaration on International Investment and Multinational Enterprises of 27 June 2000 // The OECD Declaration and Decisions on International Investment and Multinational Enterprises: Basic Texts. — Paris: OECD, 2000. — Pp. 5-23.
60. The OECD Guidelines for Multinational Enterprises. Decision of the Council. June 2000 // The OECD Declaration and Decisions on International Investment and Multinational Enterprises: Basic Texts. — Paris: OECD, 2000. — Pp. 25-29.
61. National Treatment. Third Revised Decision of the Council. December 1991 // The OECD Declaration and Decisions on International Investment and Multinational Enterprises: Basic Texts. — Paris: OECD, 2000. — Pp. 30-32.
62. Conflicting Requirements. Decision of the Council. June 1991 // The OECD Declaration and Decisions on International Investment and Multinational Enterprises: Basic Texts.
— Paris: OECD, 2000. — Pp. 33-34.
63. International Investment Incentives and Disincentives. Second Revised Decision of the Council. May 1984 // The OECD Declaration and Decisions on International Investment and Multinational Enterprises: Basic Texts. — Paris: OECD, 2000. — P. 35.
64. Amended Proposal for a Council Regulation (EEC) on the Statute for a European Company // International Investment Instruments: A Compendium. Vol. II. Regional Instruments. — New York and Geneva: United Nations, 1996. — Pp. 301-383.

65. The Multinational Companies Code in the UDEAC of 3 December 1975 11 International Investment Instruments: A Compendium. Vol. II. Regional Instruments. — New York and Geneva: United Nations, 1996. — Pp. 175-182.
66. Decision 292 of the Commission of the Cartagena Agreement. Uniform Code on Andean Multinational Enterprises of 4 April 1991 // International Investment Instruments: A Compendium. Vol. II. Regional Instruments. — New York and Geneva: United Nations,
1996, —Pp. 475-481.
67. Charter on a Regime of Multinational Industrial Enterprises (MIEs) in the Preferential Trade Area for Eastern and Southern African States of 21 November 1990 // International Investment Instruments: A Compendium. Vol. II. Regional Instruments. — New York and Geneva: United Nations, 1996. — Pp. 427-445.
68. The MAI Negotiating Text (as of 24 April 1998). — Paris: OECD, 1998. — 145 p.
II. Специальная литература
1. Аверков B.M. Теоретические проблемы унификации // Московский журнал международного права. — 2000. — № 3. — С. 69-82.
2. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II. — М.: ЮЛ, 1982. — 360 с.
3. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. — М.: Статут, 1999. — 712 с.
4. Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х томах. Том 2. Особенная часть: Учебник. — М.: БЕК, 2000. — 656 с.
5. Анцилотти Д. Курс международного права. Том первый: Введение - общая теория.
— М.: Издательство Иностранной литературы, 1961. — 448 с.
6. Аречага Э.Х. Современное международное право. — М.: Прогресс, 1983. — 480 с.
7. Ашавский Б.М. О международном экономическом праве // Советский ежегодник международного права, 1984. — М.: Наука, 1986. — С. 29-45.
8. Ашавский Б.М., Валько Н. ТНК — частнокапиталистические международные монополии // Советское государство и право. — 1981. — № 3. — С. 77-86.
9. Безруков А.И. Государственное регулирование деятельности международных монополий в ЕЭС: Основные проблемы и тенденции. — М.: Наука, 1982. — 160 с.
Ю.Блищенко И.П. Международное и внутригосударственное право. — М.: Государственное издательство Юридической литературы, 1960. — 240 с.

11. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. — М.: Российское право, 1992. — 272 с.
12. Богуславский М.М. Международное экономическое право. — М.: МО, 1986. — 304 с.
13. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник — М.: Юристъ, 1998.
— 408 с.
14. Богуславский М.М. Проблемы определения места международного частного права в правовой системе // Проблемы современного международного частного права. Сб. обзоров. — М., 1988. — С. 5-27.
15. Богуславский М.М., Воробьева О.В., Светланов А.Г. Международная передача технологии: правовое регулирование. — М.: Наука, 1985. — 280 с.
16. Богуславский М.М., Ляликова Л.А., Светланов А.Г. Экспортное законодательство США и международное частное право // Советское государство и право. — 1983.
— №3. — С. 114-119.
17. Броунли Я. Международное право (в двух книгах). Книга первая. — М.: Прогресс, 1977. —536 с.
18. Бувайлик Г.Е. Правовое регулирование международных экономических отношений. — Киев: Наукова думка, 1977. — 384 с.
19. Вельяминов Г.М. Международная правосубъектность // Советский ежегодник международного права, 1986. — М.: Наука, 1987. — С. 77-96.
20. Вельяминов Г.М. Международные договоры в "международном частном праве" и его понятие //Государство и право. — 2002. — № 8. — С. 77-82.
21. Вельяминов Г.М. О понятии нормы международного права II Советский ежегодник международного права, 1971. —М.: Наука, 1973. — С. 130-140.
22. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. — М.: Теис,
1994. — 112 с.
23. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 с.
24. Вилков Г.Е. Национализация и международное право. — М.: Издательство ИМО, 1962. —136 с.
25. Винслав Ю., Войтенко А., Германова И., Ворощук А. Развитие постсоветских ТНК: экономические, правовые и политические проблемы // Российский экономический журнал.— 1999. — № 4. — С. 23-34.

172
26. Винслав Ю., Лисов В. Становление холдинговых компаний: правовое и организационное обеспечение // Российский экономический журнал. — 2000. — № 5-6. — С. 57-68.
27. Влияние транснациональных корпораций на процесс развития и международные отношения. — Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1974. — 56 с.
28. Волова Л.И. Реализация государствами международной правоспособности в международных инвестиционных отношениях посредством многостороннего международно-правового регулирования // Российский ежегодник международного права, 2001. — СПб.: Россия-Нева, 2001. — С. 157-175.
29. Волова Л.И. Соотношение международного валютного права с валютным правом Российской Федерации. — Ростов-на-Дону: Эверест, 2002. — 176 с.
30. Волова Л.И., Папушина И.Э. Международное инвестиционное право. — Ростов- на-Дону: Эверест, 2001. — 192 с.
31. Вутянов В. Новые тенденции организации международного бизнеса французскими ТНК // Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 9. — С. 110-111.
32. Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. — Киев: Вища школа, 1980. — 320 с.
33. Гаврилов В.В. Теории трансформации и имплементации норм международного права в отечественной правовой доктрине // Московский журнал международного права. — 2001. —№ 2. — С. 39-61.
34. Гаврилов В.В. Международное право в эпоху глобализации: некоторые понятийные и содержательные характеристики // Московский журнал международного права. — 2002. — № 3. — С. 179-196.
35. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Учебное пособие. — М.: Консалтбанкир, 2001. — 624 с.
36. Городисский А.М. Определение национальности юридических лиц в международном частном праве // Советский ежегодник международного права,
1983. — М.: Наука, 1984. — С. 172-180.

173
37. Градобитова JI.Д., Исаченко Т.М. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях: Учебное пособие. — М.: АНКИЛ, 2002. — 124 с.
38. Гражданское и торговое право капиталистических стран. Учебное пособие / Под ред. В.П. Мозолина, М.И. Кулагина. — М.: Высшая школа, 1980. — 382 с.
39. Грязнов Э.А. КТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. — М.: Инфограф, 2000. — 168 с.
40. Гуреев С.А. К вопросу о субъектах международного права // Российский ежегодник международного права, 2001. — СПб.: Россия-Нева, 2001. — С. 320- 325.
41. Гусейнов О. Юридическая природа инвестиционных соглашений (на примере Азербайджанского нефтяного соглашения с иностранными компаниями // Хозяйство и право. — 1996. —№ 12. — С. 127-138.
42. Дементьев В. Финансово-промышленные группы в российской экономике // Российский экономический журнал. — 1998. — № 7-8. — С. 72-82.
43. Дмитриева Г.К., Лукашук И.И. Становление международной нормативной системы // Российский ежегодник международного права, 1995. — СПб.: Россия- Нева, 1996. —С. 7-36.
44. Доклад о мировых инвестициях, 2001. Содействие развитию. Обзор. — Нью-Йорк; Женева: Организация Объединенных Наций, 2001. — 72 с.
45. Епифанов В.В. Правовые аспекты дипломатической защиты физических и юридических лиц: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 2000. — 24 с.
46. Жакье Б. Международные отношения. Том I. Субъекты международной системы: Учебное пособие. — Н. Новгород: Пресс Юниверситер де Гренобль; Издательство Нижегородского университета, 1997. — 137 с.
47. Задорожный Г.П. Мирное сосуществование и международное право. — М.: МО, 1964. — 488 с.
48. Захарова Н.В. Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. — М.: Наука, 1987. — 140 с.
49. Захарова Н.В. Индивид — субъект международного права // Советское государство и право. — 1989. — №11. — С. 112-118.

174
50. Зименко Б.Л. Согласование внутригосударственного и международного права в правовой системе России // Московский журнал международного права. — 2000.
— № 4. — С. 94-103.
51. Иванов И.Д. Международные монополии во внешней политике империализма. — М.: МО, 1981.—174 с.
52. Игнатенко Г.В. Взаимодействие внутригосударственного и международного права. — Свердловск: Издательство Уральского университета, 1981. — 59 с.
53. Игнатенко Г.В. Заключительный акт общеевропейского совещания в Хельсинки // Известия вузов. Правоведение. — 1976. — № 3. — С. 93-103.
54. Игнатенко Г.В., Малинин С.А. Новые тенденции в международном нормотворчестве // Советский ежегодник международного права, 1986. — М.: Наука, 1987, —С. 32-45
55. Империи финансовых магнатов (транснациональные корпорации в экономике и политике империализма) / Отв. ред. И.Д. Иванов. — М.: Мысль, 1988. — 212 с.
56. Иоффе О.С. Юридические нормы и человеческие поступки // Актуальные вопросы советского гражданского права. — М.: ЮЛ, 1964. — С. 10-51.
57. Кальдерон Х.Л.В. Кодекс поведения ТНК и международное право (на примере деятельности ТНК в странах Латинской Америки): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 1984. — 13 с.
58. Карро Д., Жюайр П. Международное экономическое право: Учебник. — М.: МО, 2002. — 608 с.
59. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Часть 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. —М.: МО, 1999. — 416 с.
60. Колодкин Р.А. Критика концепции "мягкого права" // Советское государство и право. — 1985. — № 12. — С. 95-99.
61. Колосов Ю.М. Некоторые современные вопросы международного права // Советское государство и право. — 1990. — №11. — С. 84-91.
62. Колпаков С. Организация международных консорциумов в авиапромышленности: мировой опыт и уроки для России // Российский экономический журнал. — 1999.
— №2. —С. 67-73.
«

175
63. Комаров В. Конвенция о транснациональных корпорациях в СНГ — фундамент интеграции // Право и экономика. — 1998. — № 4. — С. 79-84.
64. Комарова JI.A. Международные монополии — нарушители международного права // Известия вузов. Правоведение. — 1981. — № 5. — С. 80-87.
65. Комарова JI.A. Противоправная деятельность транснациональных корпораций и проблема ответственности за международные преступления и правонарушения // Советский ежегодник международного права, 1985. — М.: Наука, 1986. — С. 145- 154.
66. Королев А.Е. Сервисные транснациональные корпорации // Международное публичное и частное право. — 2001. — № 4. — С. 8-12.
67. Кочетов Э. Глобализация мира: новая геоэкономическая и геофинансовая конфигурация // Законодательство и экономика. — 1999. — № 8. — С. 47-50.
68. Кривчикова Э.С. Основы теории права международных организаций: Учебное пособие. — М.: Издательство МГИМО, 1989. — 82 с.
69. Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо // Кулагин М.И. Избранные труды. — М.: Статут, 1997. — С. 13-182.
70. Кулагин М.И. Правовая природа инвестиционных соглашений, заключенных развивающимися странами // Политические и правовые системы стран Азии, Африки и Латинской Америки. Сборник научных трудов. — М.: Университет дружбы народов им. П. Лумумбы, 1983. — С. 40-53.
71. Курс международного права в 7 томах. Т. 1. — М.: Наука, 1989. — 360 с.
72. Курс международного права в 7 томах. Т. 4. — М.: Наука, 1990. — 272 с.
73. Куярова Л.А. Регулирование буржуазным государством внешнеэкономической деятельности американских транснациональных монополий: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — М.,
1979. —22 с.
74. Лабин Д.К. Многостороннее соглашение по инвестициям (МСИ) как шаг на пути создания международно-правового механизма движения капитала // Государство и право. — 1998. — № 5. — С. 85-92.
75. Ладыженский А.М. Теории национальности юридических лиц в международном частном праве // Советский ежегодник международного права, 1964-1965. — М.: Наука, 1966. — С. 260-274

176
76. Левин Д.Б. Об основных направлениях буржуазной науки международного права // Советский ежегодник международного права, 1959. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. — С. 88-119.
77. Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. — 2002. — № 3. — С. 115- 128.
78. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. — М.: Спарк, 2000. — 279 с.
79. Лукашук И.И. К вопросу о соглашениях, подобных международным договорам // Советское государство и право. — 1960. — № 12. — С. 91-96.
80. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. — М.: БЕК, 1997. — 371 с.
81. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. — М.: БЕК,
1997. —393 с.
82. Лукашук И.И. Нормы международного права. — М.: Спарк, 1997. — 322 с.
83. Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3-х томах. Т. 2: Особенная часть. — М.: ЮЛ, 1975. — 504 с.
84. Лунц Л.А. Многонациональные предприятия капиталистических стран в аспекте международного частного права // Советское государство и право. — 1976. —№5.
— С.122-129.
85. Ляликова Л.А. Правовые проблемы транснациональных корпораций (Научно-аналитический обзор) // Актуальные проблемы современного буржуазного гражданского права. —М., 1983. — С. 119-141.
86. Ляликова Л.А. Транснациональные корпорации в аспекте международного частного права: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 1984. — 21 с.
87. Ляликова Л.И. Транснациональные корпорации и проблема определения их национальности // Советский ежегодник международного права, 1981. — М.: Наука, 1982. — С. 256-269.
88. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. — М. ЮЛ, 1996. — 432 с.
89. Международная правосубъектность (некоторые вопросы теории) / Отв. ред. Д.И. Фельдман. — М.: ЮЛ, 1971.— 188 с.

90. Международное право: Учебник / Под ред. Н.Т. Блатовой. — М.: ЮЛ, 1987. — 544 с.
91. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: МО, 2000. —720 с.
92. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. — М.: МО, 1998. —624 с.
93. Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. — М.: Проспект, 1999. — 640 с.
94. Международное частное право: Учебное пособие / Под ред. Г.К. Дмитриевой. — М.: Юристъ, 1993. — 168 с.
95. Методология исследования теоретических проблем международного права / Под ред. Д.И. Фельдмана, Г.И. Курдюкова, Л.Х. Мингазова и др. — Казань: Издательство Казанского университета, 1986. — 136 с.
96. Минаков А.И. Международный договор как источник международного частного права (вопросы теории) // Советский ежегодник международного права, 1986. — М.: Наука, 1987. — С. 228-240.
97. Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. — Казань: Издательство Казанского университета, 1990. — 208 с.
98. Миронов Н.В. Правовое регулирование внешних сношений СССР, 1917-1970 гг.
— М.: МО, 1971. —296 с.
99. Мицкевич А.В. Природа рекомендательных нормативных предписаний в актах правительства СССР // Известия вузов. Правоведение. — 1966. — № 2. — С. 24-
33.
100. Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — № 6.
— С. 55-63.
101. Мозолин В.П. Буржуазные теории об интернационализации права на службе монополий США // Советское государство и право. — 1968. — № 11. — С. 138-
143.
102. Мозолин В.П. Право США и экспансия американских корпораций. — М.: Издательство Московского университета, 1974. — 283 с.

103. Мозолин В.П. Ущемление суверенитета развивающихся стран в интересах монополий США // Советское государство и право. — 1970. — № 2. — С. 134-139.
104. Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. — М.: МО, 1982. — 136 с.
105. Наталуха В.В. Международный частный бизнес и государство. — М.: МО, 1985.
— 192 с.
106. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. — М.: Дело, 1999. — 272 с.
107. Нухович Э. Современная мировая экономическая система (спецкурс) // Российский экономический журнал. — 1996. — № 8. — С. 100-106.
108. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. — М.: Зерцало, 1998. — 640 с.
109. Общая теория советского права / Под ред. С.Н. Братуся, И.С. Самощенко. — М.: ЮЛ, 1966.—491 с.
110. Осминин Б.И. Международно-правовая регламентация деятельности транснациональных корпораций // Известия вузов. Правоведение. — 1982. — № 4.
— С. 71-75.
111. Осминин Б.И. Структура правового регулирования деятельности транснациональных корпораций // Вестник Московского университета. — Серия
11. Право. — 1980.— №6, — С. 65-71.
112. Осминин Б.И. Транснациональные корпорации и международное право: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 1983. — 16 с.
113. Основные сведения об Организации Объединенных Наций: Справочник. — М.: МО, 1991. —256 с.
114. Ошенков А.Н. Регулирование инвестиционных соглашений: проблемы отраслевой принадлежности и применимого права // Московский журнал международного права. — 2000. — № 1. — С. 139-148.
115. Платонова Н.Л. Консорциум как форма международного промышленного сотрудничества (на основе практики советских внешнеторговых организаций) // Советский ежегодник международного права, 1983. — М.: Наука, 1984. — С. 181-

116. Рахман М.М. Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций в развивающихся странах (на примере стран Южной Азии): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 1984. — 20 с.
117. Решетов Ю.А. К вопросу о "мягком праве" // Московский журнал международного права. — 1999. — № 2. — С. 26-31.
118. Сандуца Г.И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Международное публичное и частное право. — 2001. —№3. —С. 8-14.
119. Сапожников В.И. Неоколониалистские доктрины международной защиты иностранных концессий // Советский ежегодник международного права, 1966- 1967. — М.: Наука, 1968. — С. 90-98
120. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. — М.: Гардарика, 1998. — 336 с.
121. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. — М.: Маркетинг, 2000. — 328 с.
122. Современные международные монополии / Отв. ред. X. Хайнигер, Ю.И. Юданов.
— М.: Наука, 1978. — 376 с.
123. Современные транснациональные корпорации // Мировая экономика и международные отношения. — 1983. —№9. — С. 112-122.
124. Соколов В.В. Процесс глобализации и структурирование мирового хозяйства // Банковское дело. — 1999. — № 11. — С. 2-7.
125. СССР в экономических и научно-технических организациях ООН / Под ред. Д.М. Гвишиани. — М.: МО, 1983. — 381 с.
126. Суверенитет в государственном и международном праве // Советское государство и право. — 1991. — № 5. — С. 3-28.
127. Танова П. Неакционерные формы транснационального капитала // Экономические науки. — 1989. — № 11. — С. 85-90.
128. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристь, 1997. — 672 с.

129. Толстухин А.Э. Право Европейского Союза: новая модель регулирования межгосударственных отношений // Государство и право. — 1997. — № 10. — С. 83-89.
130. Транснациональные корпорации и рабочий класс / Отв. ред. Р.И. Цвылев. — М.: Наука, 1987. — 199 с.
131. Транснациональный монополистический капитал и Африка / Отв. ред. JI.B. Гончаров. — М.: Наука, 1989. — 343 с.
132. Труженникова J1.T. Доктрина международного права о правовом положении физического лица // Московский журнал международного права. — 1994. — № 4.
— С. 128-136.
133. Тункин Г.И. XXV съезд КПСС и основные проблемы советской науки международного права // Советский ежегодник международного права, 1976. — М.: Наука, 1978. —С. 11-24.
134. Тункин Г.И. Идеологическая борьба и международное право. — М.: МО, 1967.
— 176 с.
135. Усенко Е.Т. О договорной компетенции СЭВ // Советское государство и право.
— 1979. — № 6. — С. 98-106.
136. Усенко Е.Т. Совет Экономической Взаимопомощи — субъект международного права // Советский ежегодник международного права, 1979. — М.: Наука, 1980. — С. 11-42.
137. Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. — 1995.—№2.—С. 5-18.
138. Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. — М.: Юристъ, 2000. — 304 с.
139. Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права. — М.: Наука, 1988. — 191 с.
140. Ушаков Н.А. Субъекты современного международного права // Советский ежегодник международного права, 1964-1965. — М.: Наука, 1966. С. 60-72.
141. Фельдман Д.И., Курдюков Г.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. — Казань: Издательство Казанского университета, 1974. —

142. Фердросс А. Международное право. — М.: Издательство Иностранной литературы, 1959. — 652 с.
143. Франсис Н.К. Международно-правовые национальные нормы, регулирующие деятельность транснациональных корпораций (на примере стран Центрально- Африканского таможенного и экономического союза ЮДЕАК): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 1984.— 14 с.
144. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. — М.: ЮЛ, 1974. — 352 с.
145. Хуснутдинов М., Винслав Ю. Конвенция о транснациональных корпорациях: условия принятия, содержание и проблемы реализации // Российский экономический журнал. — 1998. — № 4. — С. 100-103.
146. Черниченко С.В. Личность и международное право. — М.: МО, 1974. — 168 с.
147. Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы.
— М.: МО, 1993. —296 с.
148. Черниченко С.В. Нормы международного права, их создание и особенности их структуры // Советский ежегодник международного права, 1979. — М.: Наука,
1980. —С. 44-59.
149. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 1: Современные теоретические проблемы. — М.: Издательство НИМП, 1999. — 336 с.
150. Чжун Л.С. Прямые иностранные инвестиции азиатских развивающихся стран в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — № 5. — С. 109-116.
151. Чибриков Г. Тенденции развития транснационального монополистического капитала // Экономические науки. — 1988. — № 2. — С. 3-11.
152. Шатров В.П. Международное экономическое право: Учебное пособие. — М.: Издательство Университета дружбы народов, 1990. — 116 с.
153. Шибаева Е.А. Правовой статус межправительственных организаций. — М.: ЮЛ,
1972, — 176 с.
154. Шишаева А.В. Транснациональные корпорации в экономике малых стран Западной Европы. — М.: МО, 1983. — 170 с.

155. Шумилов В.М. Международное экономическое право // Московский журнал международного права. — 2001. — № 2. — С. 167-203.
156. Шумилов В.М. Международное экономическое право: Учебно-методическое пособие — М.: ДеКА, 1999. — 400 с.
157. Шумилов В.М. Международно-правовое регулирование международных экономических отношений (Вопросы теории и практики) // Государство и право.
— 2000. — № 7. — С. 79-92.
158. Шумилов В.М. Некоторые вопросы теории и практики // Московский журнал международного права. — 2000. — №3. — С. 137-161.
159. Шуршалов В.М. Международные правоотношения. — М.: МО, 1971. — 240 с.
160. Щетинин В. Маневры западной дипломатии вокруг проблемы ТНК // Международная жизнь. — 1978. — №11. — С. 45-52.
161. Юмашев Ю.М. Устав "европейской компании" — попытка создания единого правового механизма регулирования хозяйственных отношений в рамках ЕЭС // Советский ежегодник международного права, 1985. — М.: Наука, 1986. — С. 168- 179;
162. Behrman J.N. Adequacy of International Codes of Behavior // Journal of Business Ethics. —2001. —Vol. 31. —No. 1.— Pp. 51-64.
163. Bishop W.W. International Law. Cases and Materials. — Boston-Toronto: Prentice- Hall, 1962. —735 p.
164. Blanpain R. Guidelines for Multinational Enterprises, for Ever? The OECD Guidelines, 20 years later // The International Journal Of Comparative Labour Law And Industrial Relations. — 1998. — Vol. 14. —No. 4. — Pp. 337-348.
165. Brownlie I. Principles of Public International Law / Fourth edition. — Oxford: Clarendon Press, 1990. — 752 p.
166. Capotorti F. Cours general de droit international public // Recueil des Cours. Collected Courses of the Hague Academy on International Law. 1994. IV. Tome 248 de la Collection. — Dodrecht/Boston/London: Martinus Nijhoff Publishers, 1995. — Pp. 9- 344.
167. Cassese A. International Law in a Divided World. — Oxford: Clarendon Press, 1986.

183
168. Detter I. The Effect of Resolutions of International Organizations // Theory of International Law at the Treshold of the 21st Century. Essays in honour of Krzystof Skubiszewski / Ed. by J. Makarsczyk. — The Hague-London-Boston: Kluwer Law International, 1996. — Pp. 381-392.
169. Dine J. Multinational enterprises: international codes and the challenge of 'sustainable development' // Non-State Actors and International Law. — 2001. — Vol. 1. — No. 1.
— Pp. 81-106.
170. Dixon M. Textbook on International Law / Third edition. — Glasgow: Blackstone Press Limited, 1990. — 340 p.
171. Droit International. Bilan et Perspectives. Tome 1 / Redacteur general M.Bedjaoui. — UNESCO-Paris: Editions A. Pedone, 1991. — 630 p.
172. Droit International. Bilan et Perspectives. Tome 2 / Redacteur general M.Bedjaoui. — UNESCO-Paris: Editions A. Pedone, 1991. — 1362 p.
173. Dunning J.H., Narula R. The investment development path revisited: some emerging issues // Foreign Direct Investment and Governments / Ed. by J.H. Dunning and R. Narula. — London: Routledge, 1996. — Pp. 1-41.
174. L'Enterprise multinational face au droit / Sous la red. B. de Goldman, Ph. Francescakis. — Paris: Libraire-editeur techniques, 1977. — 410 p.
175. Fatouros A.A. Government Guarantees to Foreign Investors. — New York and London: Columbia University Press, 1962. — 416 p.
176. Fatouros A.A. The OECD Guidelines in a Globalising World. — Paris: OECD, 1999.
— 13 p.
177. Fatouros A.A. Le projet de Code international de conduite sur les enterprises transnationales: essai preliminaire devaluation // Journal du Droit International. — 1980.
— No. 1. —Pp. 5-47.
178. Friedman W. The Changing Structure of International Law. — London: Stevens&Sons, 1964. — 412 p.
179. Gaudard G. Foreign Investment and Transnational Corporations // Progress and Undercurrents in Public International Law. Vol. 2. Foreign Investment in the Present and a New International Economic Order / Ed. by D.C. Dicke. — Switzerland: Fribourg University Press, 1987. —Pp. 33-41.

180. Gold J. Strengthening the Soft International Law of Exchange Arrangements // American Journal of International Law. — 1983. — Vol. 77. —No. 3. — Pp. 443-489;
181. Harris D.J. Cases and Materials on International Law. — London: Sweet&Maxwell,
1998. —1138 p.
182. Hillgenberg H. A fresh look at soft law // European Journal of International Law. —
1999. —Vol. 10. — Issue 3. — Pp. 499-515.
183. Jaenicke G. Consequences of a Breach of an Investment Agreement Governed by International Law, by General Principles of Law, or by Domestic Law of the Host State // Progress and Undercurrents in Public International Law. Vol. 2. Foreign Investment in the Present and a New International Economic Order / Ed. by D.C. Dicke. — Switzerland: Fribourg University Press, 1987. — Pp. 177-191.
184. Jagers N. Colloquium on the Liability of Multinational Corporations under International Law: 29 and 30 April 1999, Rotterdam, The Netherlands // International Law FORUM du droit international. — 1999. — Vol. 1. — No. 3. — Pp. 181-183.
185. Jagers N. The Legal Status of the Multinational Corporation under International Law // Human Rights and Responsibilities of Transnational Corporations / Ed. by M.K. Addo.
— The Netherlands: Kluwer Law International, 1999. — Pp. 259-270.
186. Janis M.W. An Introduction to International Law. — Boston, Toronto: Little, Brown and Company, 1998. — 302 p.
187. Jenkins R. Corporate Codes of Conduct: Self-Regulation in a Global Economy. Technology, Business and Society Programme Paper Number 2. — United Nations Research Institute for Social Development, 2001. — 36 p.
188. Jessup Ph. C. Transnational Law. — New Haven: Yale university press; London: Oxford university press, 1956. — 113 p.
189. Karl J. Investment protection in the era of globalized firms: the legal concept of "transboundary harm" and the limits of transnational investment treaties // Transnational Corporations.— 1998. — Vol. 7.—No. 3. — Pp. 53-84.
190. Kline J.M. International codes and multinational business. — Westport-London: Quorum Books, 1985. — 184 p.
191. Kolk A., van Tulder R., Welters C. Industrial codes of conduct and corporate social responsibility: can transnational corporations regulate themselves? // Transnational Corporations. — Vol. 8.—No. 1. — Pp. 143-180.

185
192. Kuusi J. The Host State and the Transnational Corporation: An Analysis of Legal Relationships. —Famborough: Saxon House, 1979. — 178 p.
193. Lalive J.F. Contrats entre Etats ou enterprises etatiques et personnes privees // Recueil des Cours. Collected Courses of the Hague Academy on International Law. 1983. III. Tome 181 de la Collection. — The Hague/Boston/London: Martinus Nijhoff Publishers,
1984. — Pp. 9-284.
194. Lauterpacht H. International Law and Human Rights. — London: Stevens&Sons, 1950. —475 p.
195. Lillich R.B. The diplomatic protection of mul

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ