РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Понятие точности движений и особенности ее проявления 5
1.2. Виды координационных способностей 9
1.3. Методика развития точности движений на уроках физической культуры 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Методика развития точности движений у учащихся на уроках физической культуры 26
2.3. Анализ эффективности проведенного исследования по развитию точности движений у учащихся на уроках физической культуры 40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Понятие точности движений и особенности ее проявления 5
1.2. Виды координационных способностей 9
1.3. Методика развития точности движений на уроках физической культуры 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Методика развития точности движений у учащихся на уроках физической культуры 26
2.3. Анализ эффективности проведенного исследования по развитию точности движений у учащихся на уроках физической культуры 40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность изучаемого вопроса обусловлена проблемой формирования координационных способностей через физические упражнения предоставленных в разделах программы по физической культуре в школе.
Особое место в подготовке детей школьного возраста отводится развитию точности движений и качеству их выполнения. Точность выполнения движений нужна при решении разных двигательных задач. В школе у детей продолжают закладываться координационные движения и точность их выполнения [1, с. 122].
В школе на уроках физической культуры развитие точности движений еще не стало в ряд важнейших задач. В методической литературе отсутствует единый подход к понятию точность движений и не разработана методика развития точности движений у школьников.
Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости разработки методики развития точности движений на уроках физической культуры у детей 14-15 лет.
Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность методики развития точности движений на уроках физической культуры у детей 14-15 лет.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать специализированную научную и учебно-методическую литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования.
2. Разработать и апробировать комплексы специальных физических упражнений для развития координации движений и точности их выполнения школьников 14-15 - летнего возраста.
3. Определить результативность комплексов специальных физических упражнений, направленных на развитие координации движений и точности их выполнения школьников 14-15 лет.
Объектом исследования является учебно-образовательный процесс школьников 14-15 лет.
Предметом исследования является развитие точности движений в условиях занятий физической культуры у школьников 14-15 лет.
Гипотеза. Предполагается, что внедрение специально разработанных комплексов физических упражнений, направленных на развитие координации движений и точности их выполнения, будет способствовать эффективному развитию школьников 14-15 лет.
Теоретическая база. Вопросы, связанные с развитием координационных способностей и определением их структуры, являются объектом многих научных исследований (Б.А. Ашмарин, Р.А. Абзалов, С.Е. Бакулев, А.В. Беляева, Г.Л. Барчукова, Н.А. Бершнтейн, А.А. Гужаловский, Е.П. Гаспарян, В.И. Лях, В.М. Зациорский и т.д.).
Научная новизна исследования заключатся в том, что уточнено понятие «точность движений», выявлены особенности ее развития в школьном возрасте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные комплексы специальных физических упражнений для развития точности могут быть использованы на уроках физической культуры для школьников 14-15 - летнего возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Особое место в подготовке детей школьного возраста отводится развитию точности движений и качеству их выполнения. Точность выполнения движений нужна при решении разных двигательных задач. В школе у детей продолжают закладываться координационные движения и точность их выполнения [1, с. 122].
В школе на уроках физической культуры развитие точности движений еще не стало в ряд важнейших задач. В методической литературе отсутствует единый подход к понятию точность движений и не разработана методика развития точности движений у школьников.
Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости разработки методики развития точности движений на уроках физической культуры у детей 14-15 лет.
Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность методики развития точности движений на уроках физической культуры у детей 14-15 лет.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать специализированную научную и учебно-методическую литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования.
2. Разработать и апробировать комплексы специальных физических упражнений для развития координации движений и точности их выполнения школьников 14-15 - летнего возраста.
3. Определить результативность комплексов специальных физических упражнений, направленных на развитие координации движений и точности их выполнения школьников 14-15 лет.
Объектом исследования является учебно-образовательный процесс школьников 14-15 лет.
Предметом исследования является развитие точности движений в условиях занятий физической культуры у школьников 14-15 лет.
Гипотеза. Предполагается, что внедрение специально разработанных комплексов физических упражнений, направленных на развитие координации движений и точности их выполнения, будет способствовать эффективному развитию школьников 14-15 лет.
Теоретическая база. Вопросы, связанные с развитием координационных способностей и определением их структуры, являются объектом многих научных исследований (Б.А. Ашмарин, Р.А. Абзалов, С.Е. Бакулев, А.В. Беляева, Г.Л. Барчукова, Н.А. Бершнтейн, А.А. Гужаловский, Е.П. Гаспарян, В.И. Лях, В.М. Зациорский и т.д.).
Научная новизна исследования заключатся в том, что уточнено понятие «точность движений», выявлены особенности ее развития в школьном возрасте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные комплексы специальных физических упражнений для развития точности могут быть использованы на уроках физической культуры для школьников 14-15 - летнего возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Теоретическое исследование позволило выяснить, что точность движений представляет собой характеристику, которая отражает степень соответствия процесса координации усилий в пространстве и во времени особенностям двигательной задачи и условиям ее решения.
Понятие «точность движений» может определяться как двигательное качество, как физическая способность, как качество отдельного движения или суммы движений.
Как двигательное качество, физическая способность «точность движений» определяется развитыми способностями к точному восприятию движений и способностями к точному исполнению движений. Точность движений учащихся может проявляться в точном выполнении движений, в соблюдении интервалов времени, в сохранении равновесия, в попадании в цель, в выполнении гимнастических упражнений.
На уроках физической культуры точность движений развивают при выполнении различных гимнастических упражнений, в упражнениях на равновесие, в разных видах бега, при метании в цель, в играх (баскетбол, волейбол). В программе предусмотрены различные разделы, при изучении которых у учащихся совершенствуется и развивается точность движений.
Экспериментальное исследование особенностей развития точности движений у детей на уроках физической культуры проводились в МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №67» Кировского района г. Казани.
В процессе наших исследований нами разработаны специальные комплексы специальных физических упражнений для развития координации движений и точности их выполнения школьников 14-15летнего возраста. Для определения результативности комплекса было проведено констатирующее и контрольное исследование.
По отдельным показателям динамика результатов экспериментальной группы выше таковой контрольной группы.
При сравнении результатов по тесту «Ходьба по квадрату» в экспериментальной группе произошло увеличение на 23,53 см (29,48%). По тесту «Пять кувырков вперед» в контрольной и экспериментальной группах выявлена разница в 9,41 см (18,99%). По тесту «Вращение вокруг своей вертикальной оси» контрольной и экспериментальной групп, полученных в конце исследования их разница составила 9,41 см (11,99%). По тесту «Равновесие на одной ноге» в контрольной и экспериментальной групп выявлена разница в 7,07 сек. (40,72%). По тесту «Березка» в контрольной и экспериментальной группах, выявлена разница в 2,47 сек. (26,39%). По тесту «Бросок баскетбольного мяча в лежачую цель» в выявлена разница в 0,81 раз (16,80%). По тесту «Метание баскетбольного мяча в вертикальные цели» выявлена разница в 2,13 раз (37,63%). По тесту «Метание баскетбольного мяча в мишень после зрительного указания номера цели» выявлена разница в 1,60 раз (46,36%).
В контрольной группе достоверные изменения были выявлены в таких тестовых упражнениях, как «Бросок баскетбольного мяча в лежачую цель» и «Метание баскетбольного мяча в мишень после зрительного указания номера цели».
В результате исследования в экспериментальной группе были получены статистически достоверные изменения в предложенных нами тестовых упражнениях, кроме тестового упражнения «Вращение вокруг совей вертикальной оси», где достоверных различий нами не было установлено. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности развития точности движений у учащихся экспериментального класса по предложенной нами методики в течении учебного года. Данный комплекс упражнений может быть использован учителями для развития точности движений при изучении таких разделов программы, как гимнастика, баскетбол, волейбол.
Таким образом, предложенный комплекс специальных физических упражнений, направленный на развитие координации движений и точности их выполнения школьников 14-15-летнего возраста, может с успехом применятся в учебных и учебно-тренировочных занятиях и способствовать более эффективному их развитию по сравнению с обычными занятиями и тренировками.
Понятие «точность движений» может определяться как двигательное качество, как физическая способность, как качество отдельного движения или суммы движений.
Как двигательное качество, физическая способность «точность движений» определяется развитыми способностями к точному восприятию движений и способностями к точному исполнению движений. Точность движений учащихся может проявляться в точном выполнении движений, в соблюдении интервалов времени, в сохранении равновесия, в попадании в цель, в выполнении гимнастических упражнений.
На уроках физической культуры точность движений развивают при выполнении различных гимнастических упражнений, в упражнениях на равновесие, в разных видах бега, при метании в цель, в играх (баскетбол, волейбол). В программе предусмотрены различные разделы, при изучении которых у учащихся совершенствуется и развивается точность движений.
Экспериментальное исследование особенностей развития точности движений у детей на уроках физической культуры проводились в МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №67» Кировского района г. Казани.
В процессе наших исследований нами разработаны специальные комплексы специальных физических упражнений для развития координации движений и точности их выполнения школьников 14-15летнего возраста. Для определения результативности комплекса было проведено констатирующее и контрольное исследование.
По отдельным показателям динамика результатов экспериментальной группы выше таковой контрольной группы.
При сравнении результатов по тесту «Ходьба по квадрату» в экспериментальной группе произошло увеличение на 23,53 см (29,48%). По тесту «Пять кувырков вперед» в контрольной и экспериментальной группах выявлена разница в 9,41 см (18,99%). По тесту «Вращение вокруг своей вертикальной оси» контрольной и экспериментальной групп, полученных в конце исследования их разница составила 9,41 см (11,99%). По тесту «Равновесие на одной ноге» в контрольной и экспериментальной групп выявлена разница в 7,07 сек. (40,72%). По тесту «Березка» в контрольной и экспериментальной группах, выявлена разница в 2,47 сек. (26,39%). По тесту «Бросок баскетбольного мяча в лежачую цель» в выявлена разница в 0,81 раз (16,80%). По тесту «Метание баскетбольного мяча в вертикальные цели» выявлена разница в 2,13 раз (37,63%). По тесту «Метание баскетбольного мяча в мишень после зрительного указания номера цели» выявлена разница в 1,60 раз (46,36%).
В контрольной группе достоверные изменения были выявлены в таких тестовых упражнениях, как «Бросок баскетбольного мяча в лежачую цель» и «Метание баскетбольного мяча в мишень после зрительного указания номера цели».
В результате исследования в экспериментальной группе были получены статистически достоверные изменения в предложенных нами тестовых упражнениях, кроме тестового упражнения «Вращение вокруг совей вертикальной оси», где достоверных различий нами не было установлено. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности развития точности движений у учащихся экспериментального класса по предложенной нами методики в течении учебного года. Данный комплекс упражнений может быть использован учителями для развития точности движений при изучении таких разделов программы, как гимнастика, баскетбол, волейбол.
Таким образом, предложенный комплекс специальных физических упражнений, направленный на развитие координации движений и точности их выполнения школьников 14-15-летнего возраста, может с успехом применятся в учебных и учебно-тренировочных занятиях и способствовать более эффективному их развитию по сравнению с обычными занятиями и тренировками.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ БАДМИНТОНА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2014 - Укрепление здоровья учащихся среднего школьного возраста на уроках
физической культуры при помощи легкоатлетических упражнений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Развитие координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА В ВОЛЕЙБОЛЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 9-Х КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СТРЕТЧИНГА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Обучение технике броска из под кольца на уроке физической культуры обучающихся 12-13 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ БРОСКА В БАСКЕТБОЛЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



