Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития словаря детей 4-го года жизни (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)

Работа №40640

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы43
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
400
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МДОУ детский сад №106 г.Комсомольск-на-Амуре.
Есть много приложений.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития словаря у детей четвертого года жизни 6
1.1 Особенности развития словаря в онтогенезе 6
1.2 Характеристика словаря детей в четвертого года жизни 9
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей словаря у детей четвертого года жизни 15
2.1 Описание процедуры исследования 15
2.2 Анализ состояния словаря у детей четвертого года жизни 17
2.3 Практические рекомендации по развитию словаря у детей четвертого года жизни 21
Заключение 24
Список использованных источников 27
Приложения 30


Актуальность исследования. Одной из главных задач развития речи является формирование её лексической стороны. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть объёмом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников, содержание литературных произведений, теле-и радиопередач. Воспитатели дошкольных учреждений отмечают, что дети с развитым словарным запасом успешнее осваивают образовательную программу детского сада, легче овладевают навыком чтения, быстрее усваивают нормы грамматического строя языка. Формирование лексики ребенка тесно связан с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, тесно связано с формированием восприятия, памяти и других психических процессов. Один из значимых факторов успешности речевого общения – сформированность словаря. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение, сотрудничество ребенка с взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и, в дальнейшем, письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.
В младшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно действенное мышление, что и определяет наличие в словаре или лексиконе ребенка предметной лексики, обозначающей окружающие предметы (игрушки, посуду, одежду и др.), а также набора глаголов, обозначающих повседневные бытовые действия. В процессе взросления на смену наглядно действенной форме мышления приходит наглядно образная. В продуктивном и рецептивном словарях увеличивается количество слов, обозначающих предметы, действия и качества предметов, появляются слова с обобщенным и абстрактным значением, с переносным значением. В младшем дошкольном возрасте отмечается недостаточная сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков. Формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста, как правило, проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В словаре детей четвертого года жизни преобладают существительные, сравнительно мало глаголов и прилагательных, особенно обозначающих отвлеченные понятия. Наблюдается большое количество замен и смешений слов по семантическому признаку; большое количество случайных ассоциаций, что свидетельствует о несформированности семантического поля у детей с общим недоразвитием речи. Нередко одни слова дети четвертого года жизни употребляют в чрезмерно широком значении, а другие слова в слишком узком. Это связано с неверным пониманием значений слов. При обширном изучении речевого развития, недостаточно изученными остаются вопросы формирования словаря у дошкольников четвертого года жизни, как одного из основных компонентов развития речи.
Объект исследования – словарь речи дошкольников четвертого года жизни.
Предмет исследования – особенности развития словаря младших дошкольников четвертого года жизни.
Цель работы – изучить особенности развития словаря младших дошкольников четвертого года жизни.
Задачами работы являются:
1. Проведение теоретического анализа состояния проблемы развития словаря детей четвертого года жизни в научной литературе.
2. Выявление особенностей развития словаря детей четвертого года жизни в экспериментальном исследовании.
3. Разработка практических рекомендаций на основе результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования: мы предположили, что лексический запас детей четвертого года жизни будет характеризоваться бедностью, однообразием, отсутствием навыка объяснения лексического значения слов.
Методы. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент.
Методологическая основа исследования. Проблемой развития речи детей дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский, С.А. Иванова, В.А. Калягин, О.А. Ковалева, И.М. Ладогова, К.С. Лещенко, Н.Г. Яковлева и др. Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Люблинская и др. раскрыли особенности развития детей четвертого года жизни. С.А. Иванова, В.А. Калягин, Н.А. Лиман, Ю.В. Терентьева, Н.Г. Яковлева исследовали особенности развития лексического строя у детей младшего дошкольного возраста. А.И. Баевой, С.Ю. Кондратьевой, А.И. Лаврентьевыой, О.Л. Перышкиной, Е.Н. Соколовой, У.Ш. Утяновой и др. определены педагогические условия эффективного развития лексической стороны речи у детей четвертого года жизни.
База исследования: МДОУ детский сад №106 г.Комсомольск-на-Амуре.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование словаря и грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Для решения задачи «Проведение теоретического анализа состояния проблемы развития словаря детей четвертого года жизни в научной литературе» был изучен ряд научных источников по теме исследования. Анализ литературы показал, что обогащение словарного запаса и образование новых слов в норме осуществляется на протяжении всего детства. Особенно активно нарастание его происходит в дошкольном детстве.
В ходе анализа научных источников установлено, что на протяжении раннего и дошкольного периодов активно развивается речь ребенка, в частности ее лексико-грамматический компонент. Активное обогащение словаря способствует грамматическому развитию речи. Процессы словообразования начинают формироваться в дошкольном возрасте. К началу школьного обучения ребенок в норме, как правило, способен к самостоятельному образованию новых слов.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка, Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются, Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.
Был сформулирован вывод о том, что в словарном составе языка у детей четвертого года жизни преобладают существительные и глаголы. Усвоение прилагательных вызывает сложности, в связи с чем, в речи детей используются только прилагательные, которые обозначают воспринимаемые свойства предметов. Трудности у детей четвертого года жизни наблюдаются и в определении цвета и формы предметов.
Делая общий вывод, можно сказать о том, что в развитии словарного состава языка у детей четвертого года жизни выделяется значительное количество особенностей: бедность словарного состава языка, неточное употребление слов, несформированность обобщающих понятий, расхождение между объемом активного и пассивного словаря, недоразвитие синонимических и антонимических средств языка.
С целью решения задачи «Выявление особенностей развития словаря детей четвертого года жизни в экспериментальном исследовании» было организовано и проведено экспериментальное исследование. Выборку исследования составили 10 детей четвертого жизни: возраст детей от 3,1 до 3,8 лет: данная группа детей составила экспериментальную группу.
Полученные результаты в ходе экспериментального исследования по комплексу методик А.А. Орлова позволяют заключить, что у детей четвертого года жизни пассивный словарь развит на высоком (20%) среднем (50%) и низком уровнях (30%), активный словарь на высоком (30%) среднем (50%) и низком уровнях (20%), умение объяснять значение слов развито на высоком (20%) среднем (30%) и низком уровнях (50%).
Пассивный словарь дошкольников еще преобладает над активным. Состояние активного словаря у детей со средним (50%) и низким (20%) уровнями развития характеризуется бедностью и неточностью употребления многих слов, что проявляется в многочисленных и разнообразных вербальных парафазиях. Дети данных групп не знают или не точно употребляют многие слова. Среди них существительные, обозначающие части тела, части предметов, явления природы, время суток, средства транспорта, фрукты, диких птиц и др.
Анализ результатов экспериментального исследования выявил проблемы в развитии словаря у детей четвертого года жизни, что позволило сформулировать практические рекомендации, что соответствовалао задаче исследования «Разработка практических рекомендаций на основе результатов проведенного исследования».
В процессе решения третьей задачи исследования был сформулирован вывод о том, что самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников четвертого года жизни. Роль логопеда и воспитателя заключается в следующем: организация содержательного общения во всех видах деятельности, внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря. Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной работы по развитию словаря, особенного активного у детей четвертого года жизни. Работу по формированию словаря детей четвертого года жизнинеобходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми.
Рекомендации:
- расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности;
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;
- организация семантических полей, лексической системы;
активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевод слова из пассивного в активный словарь и т.д.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, наша гипотеза подтвердилась.



1. Антонова, Л.И. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л.И. Антонова. – М.: Академия, 2016. – 400 с.
2. Ананьев, Б.Г. Антропология / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер. 2015. – 587 с.
3. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у детей младшего дошкольного возраста / А.И. Баева // Логопед. – №2. – 2016. – С. 40-43.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М. Академия, 2014. – 874 с.
5. Грибанова, О.Е. Особенности активного и пассивного словаря деетй младшего дошкольного возраста / О.Е. Грибанова // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 6. – С. 7-16.
6. Иванова, С.А. Методика развития речи / С.А. Иванова. – М.: Т,Ц Сфера, 2016. – 299 с.
7. Калягин, В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., стер. / В.А. Калягин – М.: Академия, 2015. – 320 с.
8. Карпукова, В.А. Ситуация речевого развития в младшем дошкольном возрасте / В.А. Карпукова // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 63-66.
9. Ковалева, О.А. Дидактические игры как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста / О.А. Ковалева // Практический психолог и логопед. – 2016. – № 1. – С. 46-55.
10. Ковалева, О.А. Лексика, грамматика, связная речь детей младшего дошкольного возраста / О.А. Ковалева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 119 с.
11. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка задержка психического развитии / С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 64 с.
12. Кухоренко, Л.А. Речевое развитие дошкольников / Л.А. Кухоренко. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
13. Лаврентьева, А.И. Особенности лексики дошкольников с ОНР / А.И. Лаврентьева // Дефектолог. – 2016. – №4. – С. 52-56.
14. Ладогова, И.М. Методы и приемы пополнения словаря дошкольников / И.М. Ладогова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2013. – 249 с.
15. Лещенко, К.С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду / К.С. Лещенко. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 156 с.
16. Лиман, Н.А. Лексическое развитие в дошкольном возрасте / Н.А. Лиман // Логопедия. – 2016. – №4. – С. 58-59.
17. Логинова, В.И. Формирование словаря дошкольника / В.И. Логинова // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 52-55.
18. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 457 с.
19. Олту, С.П. Изучение речевого развития дошкольников с задержкой психического развития с помощью разных диагностических систем / С.П. Олту // Коррекционная педагогика. – 2014. – № 2 (апр.-июнь). – С. 63-65.
20. Перышкина, О.Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду / О.Л. Перышкина // Логопед. – 2016. – №3. – С. 32-34.
21. Рогова, П.Д. Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста / П.Д. Рогова. – Н.Новогород: ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
22. Светличная, А. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста / А. Светличная // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
23. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2014. – 171 с.
24. Симакова, Т.А. Учимся, играя: логопедическая работа с дошкольниками и младшими школьниками / Т.А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
25. Соколова, Е.Н. Развитие словаря дошкольников / Е.Н. Соколова // Дефектология. – 2014. – №2. – С. 52-56.
26. Терентьева, Ю.В. Социально-психологические особенности детей с четвертого года жизни / Ю.В. Терентьева // Мир психологии. – 2015. – № 4. – С. 74-77.
27. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трошина, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
28. Тушканова, Г.Е. Особенности речи детей младшего дошкольного возраста / Г.Е. Тушканова // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 23-25.
29. Утянова, У.Ш. Создание педагогических условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста / У.Ш. Утянова // Дефектология. – 2013. – №4. – С. 11-13.
30. Федоренко, Л.П. Этапы формирования словаря дошкольника / Л.П. Федоренко // Логопед. – 2016. – №3. – С. 61-65.
31. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 224 с.
32. Шичанина, О.В. Семантическая структура слова и основные аспекты работы над лексикой с дошкольниками / О.В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 6. – С. 61-65.
33. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. – М.: АСТ, 2012. – 266 с
34. Яковлева, Н.Г. Педагогика и психология / Н.Г. Яковлева. – СПб.: Питер, 2015. – 452 с.
35. Яркова, Д.Л. Создание предметно-развивающей среды для успешного развития словаря младшего дошкольника / Д.Л. Яркова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 58-61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ