Содержание 2
Введение 3
Глава I. Правовое регулирование инвестиций в рамках создания и обеспечения функционирования объектов туристской индустрии в Российской Федерации 11
1.1. Правовой режим создания и обеспечения функционирования объектов туристской индустрии на территории Российской Федерации 11
1.2. Основные положения об инвестициях, источники инвестиционного 21
законодательства в Российской Федерации 21
1.3. Гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам в Российской Федерации 34
1.4. Механизм инвестиционной деятельности в рамках туристской индустрии 45
Глава II. Правовой режим инвестиций в рамках создания и обеспечения функционирования объектов туристской индустрии в Японии 53
2.1. Правовой режим создания и обеспечения функционирования объектов туристской индустрии на территории Японии 53
2.2. Источники инвестиционного законодательства в Японии 60
2.3. Правовой режим иностранных инвестиций в Японии 66
2.4. Национальная стратегия по развитию туризма и привлечению инвестиций в Японии
Глава III. Сравнительный анализ механизма инвестиционного процесса на региональном уровне в России и Японии 74
3.1. Правовой режим туристско-рекреационных зон в России и Японии 83
3.2. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в рамках туристско-рекреационного кластера в Республике Татарстан и остров
Кюсю 103
Заключение 115
Список литературы 117
Актуальность диссертационного исследования. Туризм в современной России, а также и во всем мире, является многоаспектным социально-экономическим и культурным феноменом. Туризм, будучи одним из самых стабильно развивающихся секторов экономики XXI века, также может считаться как одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей международной торговли услугами. Что демонстрирует тесное взаимодействие с другими отраслями и влияние на развитие экономики стран в целом.
Российская Федерация, имеющая высокий туристско-рекреационный потенциал, несмотря на свое стабильное и динамичное развитие, на сегодняшний день не занимает на мировом туристском рынке лидирующей позиции, принимая 32 миллиона иностранных туристов при их общем потоке в 2017 году 1,323 млн человек. По оценке Всемирной туристской организации, Россия может ежегодно принимать не менее 70 миллионов российских и иностранных туристов.
Хотя последние десять лет в Российской Федерации стало больше уделяться внимания государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма. На сегодняшний день, в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, туризм рассматривается в качестве существенной составляющей инновационного развития России, а также утверждены основные цели, задачи, принципы и направления
государственной политики в сфере туризма.
И уже есть понимание, что будучи непроизводственной сферой, туристическая отрасль обладает огромным потенциалом стать одной из
ведущих экспортных отраслей в мире. Такой вывод можно сделать на основе нескольких факторов, как например: рост мировой экономики в целом, повышение культурного и материального уровня населения, совершенствование транспортной сферы, смена образа жизни и организации рабочего и свободного времени и т.д.
Вследствие чего, привлечение инвестиций в экономику регионов, в частности, в туристическую отрасль, стало одной из приоритетных задач. Так, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 июля 2014 года N 522 Об утверждении Государственной программы «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы», одной из целью Республики Татарстан в рамках туристской отрасли является развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Татарстан, которая планируется достигаться, в частности, с использованием возможностей софинансирования бюджетных средств и средств инвесторов.
Но несмотря на то, что соответствующие цели и задачи были определены на государственном уровне, на сегодняшний день пока не наблюдается большого роста инвестиций в туристскую отрасль. Отдельно статистики по количеству инвестиций в сферу туризма не ведется, но в соответствии с годовым отчетом Федеральной службы государственной статистики «Россия в цифрах 2017» только 0,7 процентов от всех инвестиций были направлены на гостиничный и ресторанный сектор.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обширного изучения и анализа теоретических и практических аспектов правового регулирования инвестиций в сферу туризма в Российской Федерации с целью выявления существующих проблем и пробелов, расхождений в законодательстве, не позволяющих создать необходимый инвестиционный климат для привлечения достаточного количества капитала для развития одного из самых перспективных непроизводственных источников пополнения бюджета.
«Япония традиционно является одним из основных экономических партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Объем наших [торговых] отношений растет. С начала года взаимная торговля увеличилась на 17,7% до $14 млрд» , - сказал вице-премьер, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев в рамках выступления на одном из круглых столов с участием японского бизнеса в Токио в октябре 2018 года. В виду последних событий между Россией и Японией, инвестиционная привлекательность обоих значительно выросла, но по сей день остается многочисленное количество проблем и вопросов, которые необходимо изучать и решать с целью продуктивного развития взаимоотношений друг с другом. Также, Япония обладает избыточными финансовыми ресурсами и с конца 2000-х гг. занимает место второго крупнейшего прямого иностранного инвестора в мире после США (за исключением 2014 и 2016 гг., когда Япония опускалась на 4-е место). При этом Япония не входит в состав 20 крупнейших реципиентов прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Такая диспропорция объясняется сочетанием экспансии японских транснациональных корпораций (ТНК) на внешние рынки с традиционной защитой внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что качественно отличает Японию от других крупных игроков Азии, в первую очередь Китая, Г онконга и Сингапура.
Сравнительный анализ аналогичной проблемы в Японии, чья правовая система в своей основе берет начало в романо-германской правовой системе с примесью англо-саксонской, а также события сегодняшнего дня по развитию отношений между Россией и Японией, позволит сопоставить сложившиеся ситуации в обоих государствах, проанализировать проблемы и найти возможные пути их разрешения.
Степень научной разработанности проблемы. Многочисленные работы и учебные пособия посвящены теоретическим и практическим аспектам инвестиционной деятельности, ее правовому регулированию в работах таких отечественных специалистов, как Лисица В.Н., Мороз С.П., Целовальникова И.Ю., Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г, .Богатырев А.Г., Ершова И.В, Силкин В.В., Фархутдинов И.З. и зарубежных ученых - Douglas Z., Sornarajah M., Muchlinski P.T., Salacuse J.W., Marboe I. и др.
На сегодняшний день мы также видим, что Россия и Япония выражают неподдельный интерес в расширении сотрудничества, в том числе в инвестиционной сфере, однако несмотря на уже проделанные шаги, потенциал пока в значительной степени не реализован. Поэтому вопросы инвестиционного и торгового сотрудничества России и Японии давно волнует исследователей в различных аспектах, но в основном речь идет об экономическом аспекте, нежели юридическом. Изучение российско-японских экономических отношений осуществлялось С.А.Дийковым, Я.А.Певзнером, Ю. С. Столяровым, А. Б. Лаврентьевым, И. Д. Долгоруковым и др., а также японскими исследователями О.Тэрумото, К.Огава. Интересные работы были проделаны также по вопросу двусторонних связей в рамках регионального сотрудничества таких видных ученых, как Э. С.Гребенщикова, В.О.Кистанова, С.Есида, С.Иваки, У.Тэцуя и т.д.
Таким образом, на настоящий момент в научной литературе в достаточной степени был изучен вопрос правового регулирования инвестиционной деятельности России, зарубежных стран и в мире в целом, а также различных ее аспектов, в то время как отдельных сравнительноправовых работ по отдельным аспектам между Россией и Японией сравнительно мало.
Теоретическая основа исследования. В основе исследования лежат разработки в области международного частного права, предпринимательского права, гражданского права, теории государства и права отечественных и зарубежных ученых-правоведов: С. С. Алексеева, А. Г. Богатырева,. А.
Пьянова, М. Н. Семякина, Е. А. Суханова, А. В. Трапезникова, О.Тэрумото, К.Огава, Somarajah M., С.Есида.
Нормативную основу исследования составляют: 1) нормативные правовые акты Российской Федерации и Японии, посвященные правовому регулированию инвестиционной деятельности в целом и в частности в туристской сфере 2) двусторонние инвестиционные соглашения РФ и Японии с различными государствами; 3) международные соглашения, регулирующие иностранное инвестирование; 4) многосторонние международные договоры государств в сфере правового регулирования инвестиций.
Эмпирическая основа исследования включает в себя 1) отчеты экспертов Мирового Банка об инвестиционной привлекательности государств, отраженные в справочном материале «Doing business»; 2) статистические данные Министерства финансов и Национальной туристической организации Японии 3) статистические данные Центрального банка России и Министерства по туризму РФ; 4) решения Международного центра по урегулированию инвестиционных споров и иных международных инвестиционных арбитражей; 5) акты Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
Объект и предмет исследования. Объект исследования - законодательство Россия и Японии в сфере инвестиций в рамках туристской деятельности. Предмет исследования - отличительные особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в сфере туризма в России и Японии, проблемы привлечения иностранных инвестиций в туристскую сферу.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является дать правовую оценку инвестиционной деятельности в сфере туризма в России и Японии через сравнительно-правовой анализ, пробелов и недостатков в законодательствах обоих государств. Для этой цели в работе ставятся следующие задачи:
1) Определить ряд основных понятий и категорий, используемых в правовом регулировании инвестиционной деятельности в сфере туризма;
2) Исследовать законодательную базу, регулирующую инвестиционную деятельность в целом, особенности инвестирования в сфере туризма в России и в Японии;
3) Определить инвестиционные тенденции и оценить уровень инвестиционного вовлечения в сектор туризма в России и Японии;
4) Выявить проблемы и направления совершенствования инвестиционной политики России и Японии в сфере туризма как одно из направлений общей политики сотрудничества;
5) На основе анализа теоретического и практического материала сформулировать предложения по развитию российского и японского инвестиционного права в сфере туризма.
Использованные в работе методы научного исследования
обусловлены объектом и предметом данной работы. Были использованы как общенаучные, так и специальные методы исследования. Такие методы, как индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, дескриптивный метод применялись при изучении факторов и закономерностей, оказывающих прямое действие на правовое регулирования процесса инвестирования в туристской сфере. Метод сбора и обработки данных использовался для объективного описания исследуемых отношений. Системный подход применялся при рассмотрении процесса осуществления иностранных инвестиций в контексте правового регулирования туристской деятельности. Формально-юридический и сравнительно-правовой методы были применены для общего и особенного в правовом регулирования инвестиций в сфере туризма в России и Японии.
Научная новизна исследования. Данная работа является первым комплексным сравнительно-правовым исследованием вопросов правового регулирования инвестиционной деятельности в сфере туризма в России и
Японии. Благодаря изучению законодательных актов, положений доктрины и судебной практики определены проблемы правового регулирования инвестиций в сфере туризма и обозначены возможные пути их решения, в том числе с учетом иностранного опыта. В работе предложены идеи, обладающие научной новизной, и сформулирован ряд предложений по совершенствованию действующего отечественного законодательства.
Основные положения, выносимые на защиту.
Проведен анализ законодательной базы, регулирующей инвестиционные процессы в сфере туризма в Российской Федерации. Определены такие понятия, как туристская индустрия, туристская инфраструктура, туристский кластер, которым не уделено должного внимания в законодательстве и не дана их четкая формулировка, что создает проблемы в процессе определения сферы регулирования. Определены основные ступени инвестиционного процесса в сфере туризма и их законодательное регулирование.
Проведен анализ законодательной базы, регулирующей инвестиционные процессы в Японии как в целом, так и в отдельности в сфере туризма, рассмотрена современная политика и ее курс в сфере туризма в Японии и в Российской Федерации. Курс обоих стран направлен на активное вовлечение государственного и частного сектора во вложение капитала и развития данного сегмента экономики с целью превращения сферы туризма в одну из ведущих отраслей экономики обоих стран.
Проведен сравнительный анализ правового регулирования особых экономических зон туристко-рекреационного типа в Японии и России на примере префектуры Окинава и Северо-Кавказского региона соответственно, определены современные проблемы и пути развития. На примерах острова Кюсю и Республики Татарстан осуществлен сравнительный анализ туристских кластеров соответственно, что также позволило выявить основные правовые проблемы и возможные пути совершенствования.
Степень достоверности результатов исследования. Достоверность полученных в ходе работы результатов обеспечена использованием нормативных правовых актов, в том числе иностранных государств, и эмпирических данных, а также посредством применения современной методологии и достижений науки гражданского, предпринимательского, международного частного права, теории государства и права и других юридических наук.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре Международного и Европейского права Юридического факультета Казанского (Приволжского) Федерального Университета, где было проведено ее рецензирование и обсуждение.
Структура диссертации. Работа построена следующим образом: в первой главе рассмотрен вопрос теоретических положений об инвестициях в отечественной доктрине, об основах законодательства в области инвестиций в Российской Федерации и их источниках, особенностях правового режима, результаты чего в дальнейшем сравниваются с результатами второй главы, где рассматриваются те же аспекты, только в Японии; в третьей главе осуществляется анализ современных тенденций и проблем в области инвестиций в сфере туризма в России и Японии, что позволяет в полной мере рассмотреть вопрос о современном положении инвестиционной деятельности в туристской сфере в Японии и России с правовой точки зрения и прийти к выводам, в каком направлении следует двигаться дальше для развития и улучшения данной сферы.
можно было бы воспользоваться успешным опытом Японии.
Безусловно многие профессиональные инвесторы подтвердят, что на сегодняшний день и в будущем, в котором с каждым днем природные ресурсы, которые были основой экономики многих стран по сей день, исчезают на глазах, туристический сегмент играет очень важную роль как непроизводственный источник дохода в бюджеты стран. Так и в России вот уже более 10 лет государство старается направить внутреннюю политику на развитие данной сферы, в том числе с помощью привлечений инвестиций. Туристическая отрасль состоит из многих взаимосвязанных элементов инфраструктуры, которые требуют должного вложения средств на их создание, поддержание, развитие, улучшения с целью повышения уровня туристических услуг, так как и уровень спроса на них с каждым годом увеличивается. Поэтому создание полноценного курорта, рекреационной зоны, гостиничного комплекса и другое требует не малых средств, именно поддержки со стороны частных инвесторов. Но, как и любая другая сфера отношений, инвестиционные процессы регулируются национальными и международными законами для их должного установления, регулирования, защиты и реализации. К сожалению, данная сфера еще хоть и имеет очень давнюю историю, в Российской Федерации до сих пор остаются неотрегулированные вопросы, которые не позволяют подняться уровню инвестиционной привлекательности страны настолько, чтобы удовлетворять потребности как государства, так и туристов внутренних и зарубежных.
В данной работе был проведен сравнительный анализ правового регулирования инвестиционной деятельности в сфере туризма в Российской Федерации и Японии в связи с тем, что политика обоих стран сейчас направлена на привлечение инвестиционного капитала в туристическую отрасль и возможность ее совершенствования до уровня, который позволит использовать доход из туристической сферы в полной мере для пополнения местного бюджета. До сих пор остаются нерешенные определенные
доктринальные вопросы, как понятие инвестиционного договора, нестабильное налоговое законодательство, отсутствие четкого механизма взаимодействие частных инвесторов и государства в сфере государственночастного партнерства и т.д. Но основным выводом данной работы хотелось бы сделать то, что в инвестиционной политики страны, в особенности в сфере туризма, необходимо тесное взаимодействие не только инвестора и местной власти, предлагающая конкретный проект на реализацию, но также инициативы, поддержка от местного населения, представителей местного малого и среднего бизнеса, готового в кооперативе работать над тем, чтобы повысить уровень инфраструктуры и уровень жизни в целом в определенном регионе, что автоматически позволит повысить и туристическую и инвестиционную привлекательность региона. Поэтому здесь отличным пример служит система «туристских зон» в Японии, которые были проанализированы в данной работе, так как в большей степени реализацией проектов занимается не местная власть, а определенные главные крупные компании и в качестве подрядчиков многочисленное количество местного малого и среднего бизнеса, что позволяет оживить регион в целом.
Инвестиционная деятельность в сфере туризма имеет высокий потенциал как двигателя экономики в каждой стране отдельно и в целом во всем мире, и правовое регулирование играет непосредственно одну из важнейших ролей в ее эффективности.
1. Вашингтонская конвенция 1965 г. - Международная конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства
2. Сеульская конвенция 1985 г. - Международная конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
3. Конституция Японии 1947 года (опубликована 3 ноября 1946 года в рамках сборника «Roppou»
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №2 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №2 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
5. Налоговый Кодекс Российской Федерации, принятый на основании Федерального закона от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ, офиц. текст по сост. на
23.11.2018 г. с изм. и доп., внесёнными Федеральными законами от
03.08.2018 № 279-ФЗ, № 302-ФЗ
6. Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый на основании Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, офиц. текст по сост. на
23.11.2018 г. с изм. и доп., внесенными от 23.05.2018 № 120-ФЗ, от
03.08.2018 № 339-ФЗ
7. Гражданский кодекс (Закон № 89 от 27.04.1896 г. с изменениями, внесенными Законом № 79 от 21.05.1991 г., Законом № 149 от 01.12.1999 г. и Законом 2006 г.)
8. Закон Японии «О банковской деятельности» (Закон № 59 от 1 июня 1981, в редакции Закона 2011г. № 49)
9. Закон Японии «О Банке Японии» (Закон № 89 от 18 июня 1997 года, в редакции Закона Японии от 1.12.2008 № 102)
10. Закон Японии «О финансовых инструментах и валютной деятельности» (в редакции от 2010 года № 32)
11. Закон Японии «О валютном обмене и внешней торговле» (в редакции Закона Японии от 24.06.2009 № 59)
12. Закон Японии «О запрете частных монополий и поддержке честной торговли» от 14.04.1947 № 5
13. Закон Японии «О специальных средствах для стимулирования экономики и развития Окинава» от 1971 года
14. Закон «Об особых экономических зонах» от 2011 года
15. Федеральный закон от 9 июля 1999 года Ко160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
16. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности на территории РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»
17. Закон РСФСР от 26 июня 1991 года № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», действующий в части, не противоречащей законодательству РФ
18. Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»
19. Федеральный закон от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах»
20. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
21. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
22. Закон Республики Татарстан от 25 ноября 1998 г. № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» (с изменениями на
05.03.2018)
23. Закон Республики Татарстан от 19 июля 1994 г. № 2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»
24. Закон Республики Татарстан от 26 июля 2007 г. № 35-ЗРТ «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Татарстан»
25. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 июля 2006 г. № 377 «Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения Договора о реализации инвестиционного проекта между субъектом инвестиционной деятельности и Министерством экономики Республики Татарстан и формы Договора о реализации инвестиционного проекта»
26. Государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан 2014 - 2020 годы»
27. Закон Республики Татарстан от 1 августа 2011 года № 50-ЗРТ «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан»
28. Постановление Кабинета министров РТ от 11 марта 2001 № 123 «О дополнительных мерах по государственной поддержке предприятий (организаций) Республики Татарстан, реализующих инвестиционные проекты»
29. Закон Республики Татарстан от 02.08.2008 № 53-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»
30. Закон Республики Татарстан от 10.10.2011 № 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан»
31. Закон об использовании жилого фонда в коммерческих целях от 15 июня 2018 года
32. Закон от декабря 2002 года «Об особых зонах реструктуризации»
33. Закон от августа 2011 года «Об особых комплексных зонах»
34. Постановление Правительства Российской Федерации № 1195 «Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе»
35. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» - «Вестник ВАС РФ» - № 9 - 2011
36. Ануфриева Л.П. Право ВТО: теория и практика применения: монография. - ИНФРА-М, 2016
37. Белицкая А.В. Основы ивестиционного права Российской Федерации (лекция в рамках учебного курса «Предпринимательское право») // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012 № 1
38. Белицкая А.В. О месте и роли инвестиционное права в системе российского права // Предпринимательское право. 2012 № 2
39. Вдовин И.А. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности (Исторический и теоретико-правовой анализ): дис. д-ра юрид.наук. Спб, 2002
40. Гущин В.В., Овчинников А. А. Инвестиционное право: учебник. - Москва, Эксмо, 2006
41. Джураев Э.Ш, Персод Н.Л. Подготовка инвестиционного проекта, Практические рекомендации. - Ридеро, 2016
42. Еремина А. А. Инвестиционный договор: юридическая природа и место в системе гражданско-правовых договоров // Молодой ученый. — 2017. — №9.— URL https://moluch.ru/archive/143/40093/ (дата обращения: 22.11.2018).
43. Ершова И.В. и др. Инвестиционное право: учебное пособие. - Москва, Проспект, 2015
44. Кузнецов А.В. Особенности инвестиционной стратегии Японии и перспективы сотрудничества с Россией // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 6.
45. Лисица В.Н. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения. - Новосибирск, 2011
46. Леонтьева Е.Л. Экономическая политика правительства Абэ Синдзо в условиях глобализации / Япония 2016. Ежегодник. М.: АИРО-XXI, 2016. С. 79-104.
47. Масуда Д. Приобретение иностранцами земли в Японии и фундаментальная проблема земельной правовой системы. - Исследования земельных ресурсов, 2014
48. Минина Е. В. Приобретение земельных участков иностранными
гражданами и лицами без гражданства // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). Издательство Молодой ученый, 2017.— URL
https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12149/ (дата обращения: 22.11.2018). URL: http://www.lii.ip/html/ili/jli 2014/2014fall p094.pdf
49. Никонова И.А., Смирнов А.Л., Проектное финансирование в России. Проблемы и направления развития. - Москва, Консалтбанкир, 2016 Новиков А.В, Развитие туристско-рекреационных зон в условиях государственно-частного партнерства. Монография, Казань, 2012
50. Смирнов А.Л., Никонова И.А.Опыт кредитования инновационного проекта.// Банковское кредитование. № 5, 2014
51. Смирнов А.Л., Родионов И. И. Особенности финансовой поддержки инновационных проектов. // Банковское дело. № 9, 2014
52. Соболева Е. А., Луговая В.П. Особенности развития проектной
деятельности инвестиционно-строительного комплекса: детализация и
перспективы. - Москва, 2016
53. Тимонина И. Л. Государственно-частное партнерство в Японии: стратегический подход // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 7. С. 30-41.
54. Тимонина И. Л. Япония на мировом рынке: от промышленного экспорта к экспорту систем. Межрегиональная общественная организация «Ассоциация японоведов». 20.11.2013.
URL: http://j apanstudies.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3 61
(дата обращения: 17.07.2017).
55. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - Москва, Юрайт, 2018
56. Фахрутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. - Москва, 2005
57. Хайруллина А.М. Региональное инвестиционное законодательство: современное состояние и перспективы развития. // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 3(21)2012
58. Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право: учебное пособие. - Москва, 2001
59. Основные выводы Российского инвестиционного форума. - Эксперт Онлайн, Москва, 23.11.2018
URL: http://expert.ru/2018/04/10/opublikovanvi-osnovnvie-vvivodvi-rossiiskogo- investitsionnogo-foruma/
60. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.)
61. Оценка крупных инфраструктурных проектов. Фонд «Центр стратегических разработок». - Москва, 2013.
62. Привлечение инвестиций в туристскую индустрию в Японии. Презентация курорта «Хосино» от 29 июня 2017 года.
Funck.C, Cooper M. Japanese Tourism. Spaces, Places and Structures. - New York, Oxford, Berghahn, 2013
63. Министерство земли, инфраструктуры и транспорта. Отчет об исследованиях в области инвестиций в туризм. Обзорная версия. 2007
64. Проект туристской зоны «Страна морского бриза» с 2017 по 2022 года URL: http://www.mlit.go.ip/common/001245766.pdf
65. Гид по особой системе налогообложений бизнес-ангелов // Министерство
экономики, торговли и промышленности URL:
http://www.meti.go.jp/policy/newbusiness/angel/
66. Отчет об инвестиционном климате на 2018 год // Бюро экономических и бизнес отношений США
URL:http://www.state.gov/e/eb/rls/othr/ics/investmentclimatestatements/index.htm
?vear=2018&dlid=281502
67. Атлас инвестиционных проектов в сфере туризма, реализуемых в субъектах Российской Федерации // 2017
68. Carolin Funck, Malcolm Cooper Japanese Tourism: Spaces, Places and Structures [Японский туризм: пространство, места и структура]
69. Ogata T. Environmental administration in Japan and the Role of local governments. Papers on the Local Governance System and its Implementation in Selected Fields in Japan No.7, 2007
70. Tanaka A. Foreign direct investment and temporary workers in Japan. Journal of Asian Economics, 2017, no. 48, pp. 87-99.
71. The future of Japan's tourism: Path for sustainable growth towards 2020. - McKinsey Japan and Travel, Transport and Logistics Practice, October 2016
72. The Development of a Tourism Vision to Support the Future of Japan, Cabinet Office, March 2016, kantei.go.jp.
URL:https://www.kantei.go.ip/ip/singi/tiiki/ikenkoukankai/dai3/23 hoshinoresorts. pdf
73. New Japanese Law Asks More of Private Lodgings Industry. Nippon.com,
2018.07.02
URL: https://www.nippon.com/en/currents/d00417/
74. Japan opens up to foreign direct investors 12.02.2018, Japan today (access at
23.11.2018)
URL: https://iapantoday.com/category/business/iapan-opens-up-to-foreign-direct- investors
75. Гид по налогообложение в рамках ОЭЗ ТРТ на территории Окинава URL: http ://www8. cao.go.ip/okinawa/ seisaku/ okishinhou/2014kaisei/qanda/ qanda- zentai.pdf
76. Настольная книга по ОЭЗ в Японии. Информация о стратегии и правовом регулировании. - Вашингтон, США, 2016