ВВЕДЕНИЕ 7
РАЗДЕЛ 1. Маркетингово- аналитическая часть 9
1.1. Маркетинговые исследования рынка грузовых автомобилей в
России 9
1.1.1 Структура парка новых грузовых автомобилей в России за 2018 г.. 10
1.1.2 Анализ рынка продаж за 1 квартал 2019 г 12
1.1.3 Обзор рынка грузовиков с пробегом за 2018 год 13
1.1.4 Анализ продаж автотехники КАМАЗ за 2018 г 16
1.2. Анализ рынка транспортной телематики в России 17
1.2.1 Законодательное регулирование рынка телематики в России 18
1.3. ТЕЛЕМАТИКА — новое слово в автомобильной электронике 19
1.3.1 Основы облика телематических и интеллектуальных транспортных
систем 20
1.3.2 Риски, связанные с использованием телематических систем 22
1.4. Обзор разработок западных конкурентов 24
1.4.1 Удаленная диагностика автомобиля от Verizon 24
1.4.2 Телематическая диагностика 3DSignals 25
1.4.3 Передовые разработки компании VOLVO 26
1.4.4 Сервис Scania Remote Diagnostics 27
1.5. Обоснование необходимости выполнения проекта 28
1.6. Выводы по разделу 29
РАЗДЕЛ 2 Коммуникативная часть 30
2.1. Отечественные разработки 31
2.1.1. Новейшие технологии, разрабатываемые на КАМАЗе 31
2.1.2. Модуль голосового управления 32
2.1.3. Образец «КАМАЗ-Штурман» с БИС 33
2.1.4. ИТИС-KAMAZ - инструмент для спутникового мониторинга 34
2.2. Модельный ряд перспективных автомобилей КАМАЗ 37
2.3. Военная техника со встроенной системой БИУС 37
2.3.1 КАМАЗ-63968 Тайфун 37
2.3.2 Разведывательная машина «Тайфун-К» 4х4 КАМАЗ-53949 38
2.3.3 Армейский автомобиль КАМАЗ-53501 39
2.4. Грузовой сегмент 40
2.4.1. Флагман- магистральный тягач КАМАЗ - 5490 NEO 40
2.4.2. Новейший магистральный тягач КАМАЗ - 54901 42
2.5. Выводы по разделу 44
РАЗДЕЛ 3 Организационно-технологическая часть 45
3.1. Дилерская сервисная сеть KAMAZ 45
3.2. Характеристика предприятия 47
3.2.1 Организационная структура предприятия 49
3.3. Расчет производственной программы предприятия 50
3.3.1. Выбор исходных данных 50
3.3.2. Расчёт годового объёма работ
3.3.3. Расчет числа постов и автомобиле-мест 53
3.3.4. Расчет числа рабочих 55
3.3.5. Определение потребности в технологическом оборудовании 56
3.3.6. Расчет площадей производственных участков 57
3.3. Устройство и принципы удаленной диагностики 61
3.3.1 Технологический процесс мониторинга и диагностирования ТС .... 61
3.3.2 Алгоритм обслуживания грузовых автомобилей 65
3.5. Выводы по разделу 67
РАЗДЕЛ 4 Техническая и экологическая безопасность 68
4.1. Угрозы, связанные с использованием телематических систем 68
4.2. Российские разработки в области кибебезопасности 71
4.2.1 Кибербезопасность транспортной инфраструктуры от «Лаборатории
Касперского» 71
4.3 Мировые разработки в области кибербезопасности 74
4.3.1 Разработки Honeywell и LG Electronics 74
4.3.2 Информационная безопасность от Рanasonic и Trend Micro 75
4.4. Выводы по разделу 76
РАЗДЕЛ 5 Экономическая часть 77
5.1 Расчет основных технико-экономических показателей 77
5.1.2. Расчет расходов 78
5.1.3. Налоги, уплачиваемые предприятиями автомобильного транспорта. 81
5.1.4. Расчёт прибыли 82
5.2. Оценка эффективности капиталовложений 82
5.2.1. Коэффициент дисконтирования (KDk) 83
5.2.2. Чистая текущая стоимость (ЧТС) 84
5.2.3. Индекс рентабельности (PI) 85
5.2.4. Срок окупаемости инвестиций (СО) 85
5.2.5. Текущая окупаемость (ТО) 86
5.2.6. Коэффициент эффективности инвестиций (КЭ1) 86
5.2.7. Коэффициент рентабельности (КР) 86
5.3. Выводы по разделу 87
Заключение 88
Список использованных источников
В настоящее время тенденция развития транспортных комплексов (одними из которых являются современные грузовые автомобили), а также опыт технического прогресса мировых автоконцернов показывают, что одной из ведущих ролей в обеспечении конкурентных преимуществ играет автоматизация и интеллектуализация наиболее важных функций. Например, управление как системами, так и процессами в отдельных агрегатах и узлах, а также процессом предварительной диагностики транспортного комплекса в целом. Сложность данного процесса заключается в необходимости учета условий эксплуатации конкретного транспортного средства и проведение своевременного технического обслуживания в соответствии с этими условиями.
С каждым годом постоянное технологическое усовершенствование транспортных средств, приводит к усложнению их конструкции, появлению новых систем и механизмов, оборудованных электроникой. Появляются и регулярно пересматриваются экологические нормы и новые стандарты качества, предъявляются более высокие требования к безопасности дорожного движения и сервисного сопровождения автомобиля. В результате этого в автомобильной электронике появляются совершенно новые вспомогательные современные системы и направления, одним из которых является телематика. Концепция транспортной телематики заключается в использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий для предоставления различных услуг по удаленному обслуживанию и определению остаточного ресурса систем автомобиля.
Объединенная в единую сеть бортовая информационно-управляющая система (БИУС) позволяет повысить степень автоматизации в управлении автомобиля, решить задачи контроля и текущего диагностирования технически исправного состояния систем, путем оптимизации режима работы агрегатов. Также система может определять износ узлов, выводить на панель
приборов остаточный ресурс автомобиля по показаниям соответствующих датчиков. Расширение функционала повышает безопасность и
энергоэффективность использования автомобиля, но предъявляет
повышенные требования к надёжности. Программное обеспечение и алгоритм работы БИУС должны соответствовать аппаратным ресурсам, а интерфейс быть удобным и понятным для пользователя.
Объектом исследования в данной работе является: фирменный
сервисный автоцентр КАМАЗ.
Предметом исследовании является: совершенствование системы
фирменного обслуживания.
Цель работы: повышение качества обслуживания грузовых автомобилей путем внедрения телематической транспортной системы мониторинга в сети фирменных сервисных автоцентров ПАО «КАМАЗ».
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
• провести маркетинговый анализ рынка грузовых автомобилей и транспортной телемтики в России.
• рассмотреть имеющиеся в мире разработки телематических систем;
• проанализировать разработки и технологии, применяемые на автомобилях КАМАЗ;
• на основе проведенного анализа, разработать технический процесс по совершенствованию фирменного обслуживания грузовых автомобилей.
В выпускной квалификационной работе рассмотрено пять основных разделов. Графическая часть состоит из 6 листов формата А1. Текстовая часть состоит из расчетно-пояснительной записки объёмом 90 листов.
В маркетинговой части проведен анализ рынка новых и подержанных грузовых автомобилей за 2018-2019 года и за 1 квартал текущего года. Приведена основная теоретическая информация о телематических системах транспортной инфраструктуры.
Рассмотрены современные технологии, применяемые в разработках нового модельного ряда перспективных автомобилей КАМАЗ с внедрением фирменной интеллектуальной транспортной системы ИТИС-KAMAZ, позволяющей в режиме реального времени производить считывание и дальнейшую передачу параметров с бортового компьютера.
Дана краткая характеристика предприятия сервисного автоцентра АО РЦ ТФК КАМАЗ. Произведён технологический расчёт предприятия по существующим методикам и определены основные показатели оценки проектных решений. Описан технологический процесс и разработан алгоритм обслуживания грузовых автомобилей с внедренной системой мониторинга и удаленного диагностирования транспортных средств.
В экономической части проекта рассчитаны доходы и сопутствующие затраты, получаемые от внедрения поста диагностирования в составе с интерактивной сервисной системой для обслуживания автомобилей КАМАЗ. Проведенная оценка эффективности показала, что срок окупаемости от внедрения поста составляет 2 года при инвестициях 2829000 руб. и в дальнейшем будет приносить предприятию прибыль