Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Содержание межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Работа №40520

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы37
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
524
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ………………………………………..
6
1.1. Сущность понятия «межличностное общение»…………………………............................................................. 6
1.2. Особенности формирования межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ 16
2.1. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………. 16
2.2. Цикл сюжетно-ролевых игр по формированию межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста…………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………................ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….................. 32
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….. 34


Актуальность исследования. Проблема становления межличностного общения чрезвычайно актуальна, поскольку причины таких негативных явлений как жестокость, агрессивность и отчужденность зачастую находятся в дошкольном детстве.
Достаточно большое количество детей дошкольного возраста испытывают трудности в ситуации межличностного общения. Это может выражаться в неумении поддерживать и развивать контакты, находить подход к партнеру по общению, согласовывать действия в процессе деятельности, а также неумение сопереживать и проявлять эмпатию к конкретному ребенку. Данные трудности непосредственно влияют на формирующуюся личность дошкольника и его социализацию в группе сверстников. Такие дети часто конфликтуют или замыкаются, испытывают тревожность. В результате в группе сверстников они отвергаются, пренебрегаются, либо остаются незамеченными.
Отношения между дошкольниками являются очень устойчивой системой, в которой все дети имеют свою роль. То, какое место займет в этой системе ребенок, зависит от качеств личности дошкольника, а также того, как развито общение в самой группе. Дошкольный возраст характеризуется тем, что у детей не просто формируются определенные особенности в поведении, но и каждый из них приобретает свои индивидуальные способы построения отношений со сверстниками. Это особенно яркая сторона жизни ребенка, в которой он раскрывает наиболее полно свою личность. Однако, бывает и так, что отношения у дошкольника со сверстниками складываются далеко не гармонично. Дети часто участвуют во множестве конфликтов, что является проявлением внутреннего искажения в формировании межличностных отношений. Психологической причиной для развития индивидуальных способов построения общения со сверстниками является отличие детей в том, как они осуществляют предметную деятельность и какие у них личностные качества. Обычно в результате разногласий между дошкольниками рождаются тяжелые эмоции, такие как обида, озлобленность или даже страх. Особенно это остро проявляется в тех случаях, когда на первый план выступает предметное начало, то есть дети воспринимают других детей лишь как конкурентов, которых нужно победить для того, чтобы добиться должного к себе отношения и чувствовать себя уверенно. Часто такие ожидания остаются не оправданными, что приводит к разрушающим личность чувствам. В этой связи перед педагогом и родителями стоит важная задача – как можно раньше заметить опасные тенденции в поведении ребенка и помочь их преодолеть на ранних стадиях. Вышесказанное актуализирует тему исследования, сформулированную следующим образом: «Содержание межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре».
Цель исследования – изучить особенности содержания межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в игре.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия «сюжетно-ролевой игры».
2. Изучить сюжетно-ролевую игру в старшем дошкольном возрасте, сравнить особенности сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства.
3. Раскрыть сущность межличностного общения детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить содержание межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования: процесс формирования межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Предмет исследования: условия формирования межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, классификация, синтез и обобщение.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- подходы к формированию межличностного общения в дошкольном возрасте – Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, О.В. Солнцевой и др.
- подходы к деятельностному характеру межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой ситуации и направленность его на межличностное взаимодействие – А.К. Бондаренко, Е.Ю. Кукушиной, Д.Б. Эльконина и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций в организации игровой деятельности, направленной формирование межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в дошкольном возрасте существенно меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения детей друг с другом. Как правило, эти изменения протекают плавно и постепенно. Межличностное общение в дошкольном возрасте является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Общение, как и всякая деятельность, предметно, предметом или объектом деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности.
Межличностное общение на протяжении дошкольного периода проходят сложный путь возрастного развития, претерпевая существенные и закономерные изменения. К концу старшего дошкольного возраста сам сверстник становится партнером по совместным действиям, деятельностям, а также выступает в качестве средства самоутверждения, сравнения, принятия и самопознания себя. Эти показатели возрастных особенностей развития служат устойчивым базисом оптимизации межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в среде сверстников.
Специфика межличностного общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь с взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию.
В дошкольном возрасте на первый план выходят горизонтальные отношения, закрепляя статус сверстника и особенности социального взаимодействия с ним. Межличностное общение дошкольника со сверстниками способствует формированию многих качеств психики и личности ребенка, таких как познавательная и социальная децентрация, моральная саморегуляция, самосознание и самооценка.
Игра как существенный фактор формирования межличностных взаимоотношений детей дошкольного возраста очень важна. От того, насколько часто ребенок принимает участие в игровой деятельности со своими сверстниками, зависит его способность к социализации, грамотному выстраиванию межличностных отношений с опорой на уже имеющиеся знания о ролевых моделях взаимоотношений между людьми.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т.д.)
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.д.). Реальные межличностные отношения играют существенную роль в становлении социально-значимых форм поведения ребенка. В сюжетно-ролевой игре моральные и нравственные нормы поведения открываются ребенку в процессе моделирования социальных отношений путем проигрывания ролей. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. – М.: Академия, 2014. – 402 с.
2. Аджимавова З.А. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре / З.А. Аджимавова, И.И. Кобзарева // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа : Сайнс, 2017. – С. 196–198.
3. Азарова Т.С. Особенности развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2016. – Т. 2. – № 6 (11). – С. 51-55.
4. Алипова Л. В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 53-57.
5. Антонова Т.В. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Т. В. Антонова, О. М. Гостюхина / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 189 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. – СПб.: Питер, 2016. – 471 с.
7. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 458 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2015. – 874 с.
9. Иванова А.А. Развитие межличностных отношений дошкольников с помощью речевых игр // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 74-77.
10. Кахнович С.В. Основные принципы педагогической технологии формирования культуры межличностных отношений у дошкольников // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – № 4 (12). – С. 26–29.
11. Коваленко С. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста / С. Коваленко, М. Кременская. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. – 96 с.
12. Кукушкина Е.Ю. Играем и учимся дружить / Е.Ю. Кукушкина, Л.В. Самсонова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 174 с.
13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Издательство: Красанд, 2015. – 321 с.
14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2017. – 320 с.
15. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. 2-е изд., испр. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. – 96 с.
16. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 336 с.
17. Рузская А.Г. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / А.Г. Рузская, Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 247 с.
18. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Педагогика. – 2016. – №8. – С. 73–77.
19. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – М.: Сфера, 2015. – 176 с.
20. Эльконин Д.Б. Психология игры. – СПб.: Речь, 2017. – 458 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ