Текст имеет одинарный межстрочный интервал (требование заказчика)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕТКЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СУБСИДИРОВАНИЯ 5
1.1 Влияние цены на экономику и особенности ценообразования в России 5
1.2 Понятие, признаки и виды субсидий 10
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМАТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СУБСИДИРОВАНИЯ ЦЕН В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ РФ 17
2.1 Государственный сектор в современной экономике 17
2.2 Проблемы ценообразования в общественном секторе 22
2.3 Проблема перекрестного субсидирования цен в государственном секторе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
Перспективы сохранения национальной независимости и достиже-ния темпов устойчивого экономического роста и планомерного социального развития во многом зависит от эффективности развития государственного сектора экономики страны.
Непростой исторический опыт Российской Федерации, отсутствие позитивных результатов массовой приватизации государственных пред-приятий и ожидаемого эффекта от реализации рыночных реформ активизировали процессы теоретико-методологического и практического осмысления направлений развития государственного сектора экономики.
В условиях геополитической энтропии нарастания социальных, экономических и политических опасностей и рисков, возникает потребность в сильном и эффективном государственном секторе, способном обеспечить поддержку национальных производителей, устойчивость системообразующих отраслей экономики и стать гарантом национальной экономической безопасности.
Большинство современных экономистов считает, что проблема ценообразования является одной из главных проблем хозяйства. Уровень цен определяет, сколько различных благ будет произведено, а потребители решают для себя, будут ли они покупать произведённый товар.
Проблема ценообразования в общественном секторе экономики яв-ляется очень актуальной, потому что стоимость благ в общественном секторе влияет не только на экономическую, но и на социальную сферу жизни общества. Чтобы не допускать противоречий между рыночной и общественной стороной жизни, государство должно грамотно регулировать ценообразование в своем хозяйстве.
Именно государство формирует единую политику цен. В случае кризисов на него ложится ответственность за скачки цен, а значит доступность различных благ. В общественном секторе цены играют специфическую роль, которая определяется особенностью формирования спроса и предложения общественных благ.
Перекрестное субсидирование в электроэнергетике - одна из наиболее известных проблем отрасли, борьба с которой началась раньше, чем началась реформа электроэнергетики. Появившись как элемент социальной защиты населения в условиях тяжелых экономических реформ, «перекрестка» пережила кардинальное изменение отношений между субъектами электроэнергетики и потребителями и превратилась в один из мощнейших тормозов для развития отрасли и всей экономики России.
Дальнейшее сохранение этого механизма ставит под угрозу эффек-тивное функционирование экономики России в целом. Решение проблемы перекрестного субсидирования сложно и требует решительных шагов как со стороны властей, так и со стороны отраслевого сообщества.
Существенным недостатком существующей формы перекрестного субсидирования при этом является то, что среди населения оно распределяется пропорционально удельному потреблению электроэнергии домохозяйствами. Поскольку объем потребления электроэнергии растет с ростом уровня дохода, более обеспеченные домохозяйства получают большую часть субсидирования, чем менее обеспеченные.
Цель исследования – изучить цены и субсидии в государственном секторе.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть влияние цены на экономику и особенности цено-образования в России;
- исследовать понятие, признаки и виды субсидий;
- провести анализ государственного сектора в современной экономике;
- исследовать проблемы ценообразования в общественном сек-торе;
- проанализировать проблему перекрестного субсидирования цен в государственном секторе.
Объект исследования – система государственного регулирования экономики. Предмет – цены и субсидии в государственном секторе.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как Э. В. Алехин, И. В. Герсонская, Ю.Г. Голоктионова, Н. В. Линдер, М. В. Пеньков и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, зада-чи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты цено-образования и субсидирования; во второй главе проведен анализ специфики и проблематики ценообразования и субсидирования цен в государственном секторе РФ. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Цена - это денежное выражение стоимости товара, работ, услуг. Соответственно, цена находится в прямой зависимости от стоимости товара и является эквивалентом обмена товара на деньги.
Различают следующие методы регулирования ценообразования:
− прямое регулирование цен. Государство прямо воздействует на цены путем четкой регламентации их уровня;
− косвенное регулирование цен. Данный метод основывается на координировании учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимально заработной платы и так далее.
Как правило, государство прямо регулирует цены только на те виды продукции и услуг, на которых строится каркас системы цен. Например: цены на жилищно-коммунальные услуги, энергоносители, услуги транспорта и связи, а так же, другие, которые существенно влияют на экономику страны.
Устанавливая и регулируя цены на данную совокупность товаров и услуг государство оказывает значительное воздействие на всю систему цен, а так же в процессе активной ценовой политики может обеспечить прибыльность бизнеса, который не выгоден для чисто рыночного хозяйствования. Это могут быть долговременные научно-технические программы, ВПК, связь, коммунальное хозяйство, транспорт.
В экономике существует целая система принципов ценовой политики, таких как: гуманность, пропорциональность, паритетность, мобильность. Наличие связи между ценой и объемом товара, который покупатели готовы приобрести очень важно для всех изготовителей и торговцев. Любой продавец, изменяя цену товара, должен точно просчитать, как это повлияет на спрос его товара, то есть, как изменится выручка от продаж.
Цены служат для продавцов и покупателей источником информации о положении дел на рынке, а ценовая конкуренция является определяющей в условиях рыночного хозяйства. В этой связи мы считаем важным при проведении государством внутренней экономической политики, проведение мониторинга цен и факторов, обуславливающих их отклонение.
Цена является основным регулятором экономической системы, поскольку именно она влияет на распределение факторов производства. Цена на товары и услуги – главный показатель рыночного спроса.
Уровень цен зависит от спроса на рынке, и наоборот, спрос зависит от цены. Изменение цен делает спрос эластичным. При ориентации на спрос предприятие устанавливает цены, исходя из восприятия товара потребителям. Важным аргументом становится: полезность, ощущаемая ценность товара и чувствительность к цене.
Цена должна формироваться исключительно на рыночных представлениях о той потребительской ценности, которую товар имеет для покупателей этой группы товаров. Если же установленная цена не обеспечивает необходимый уровень прибыли для фирмы, то требуется либо изменить продажные цены, либо прекратить закупки и продажу данного товара. Воздействуя на конкурентное положение предприятия и его долю рынка, цена оказывает решающее влияние на доход и прибыль предприятия.
Государственный сектор экономики непременно присутствует в любой стране современного мира, является объективно-существенным и общественно-необходимым институтом государства. Он призван служить основным целям демократического общества, выступать главным регулятором экономической стабильности, обеспечивать экономический рост, устойчивое социально-экономическое развитие страны и приумножение национального богатства.
Для реализации перечисленных задач государство содержит социальный сектор экономики, а также имеет в собственности довольно обширную, разветвленную производственную инфраструктуру. Ведение на уровне государства различных видов предпринимательской деятельности во многом способствует ускорению процесса накопления национального капитала, приводит к оздоровлению кризисных, но необходимых стране, отраслей экономики, способствует развитию внешнеэкономических связей и укреплению позиций в мире.
Государственный сектор экономики в современном мире, в том числе и в России, охватывает все возможные финансово-экономические, бюджетные, природные и производственные ресурсы, которые имеются в собственности государства и которыми оно имеет законное право распоряжаться с целью устойчивого социально-экономического развития той или иной территории.
Организация и функционирование государственного сектора экономики вызваны объективными причинами рыночной экономики, когда она сама не в состоянии справиться с преодолением кризисных явлений и выполнением жизненно необходимых общественно-социальных потребностей.
Большинство современных экономистов считает, что проблема ценообразования является одной из главных проблем хозяйства. Уровень цен определяет, сколько различных благ будет произведено, а потребители решают для себя, будут ли они покупать произведённый товар.
Проблема ценообразования в общественном секторе экономики является очень актуальной, потому что стоимость благ в общественном секторе влияет не только на экономическую, но и на социальную сферу жизни общества. Чтобы не допускать противоречий между рыночной и общественной стороной жизни, государство должно грамотно регулировать ценообразование в своем хозяйстве.
Именно государство формирует единую политику цен. В случае кризисов на него ложится ответственность за скачки цен, а значит доступность различных благ. В общественном секторе цены играют специфическую роль, которая определяется особенностью формирования спроса и предложения общественных благ.
Проблема ценообразования имеет большое значение в экономике любого современного государства. Однако ценообразование на общественные блага отличается от обычного рыночного ценообразования.
Ценообразование на общественные блага имеет множество особенностей. Оно зависит и от экономической сферы государства, и от социальной. Чем лучше развит в стране общественный сектор, тем больше благ получают люди. Если они исправно оплачивают общественные блага и не злоупотребляет их использованием, то граждане платят справедливую цену за благо. Если же отдельные члены общества начинают злоупотреблять использованием общественных благ, то неудобства испытывают все без исключения. Ценообразование становится менее справедливым, так как люди вынуждены платить не только за себя, но и за неплательщиков. Чтобы этого избежать, государство должно грамотно проводить социально-экономическую политику и заботиться о гражданах.
Перекрестное субсидирование - это ценовая дискриминация, при которой для одних покупателей (потребителей) устанавливается цена выше издержек, а для других - ниже, что позволяет в общем итоге иметь цены, равные средним издержкам.
Используется при установлении тарифов в ряде регулируемых отраслей: электроэнергетики, теплоэнергетики, газ, некоторые виды коммунальных услуг.
С экономической точки зрения перекрестное субсидирование является причиной некорректных ценовых сигналов для потребителей:
- население не экономит ресурсы;
- промышленные компании стремятся к автономии (развитии собственной генерации) от централизованных систем энергоснабжения, что вызывает их неэффективность.
Хотя проблематика перекрестного субсидирования не один год в фокусе внимания профильного ведомства и отраслевого сообщества, прийти к единому знаменателю, который устраивал бы все заинтересованные стороны, пока не удается.
Болезненность решения проблемы связана с «социальным» характером данного механизма. В 90 е годы в целях поддержки населения были приняты решения по сдерживанию роста цен на электроэнергию для данной группы. Издержки отрасли, в том числе «за граждан», несли прочие потребители. В итоге, несмотря на неоднократно принимавшиеся меры по ликвидации перекрестного субсидирования, сегодня цены на электроэнергию для прочих потребителей на 41 % выше цен для населения, что противоречит экономической логике. К слову, в СССР наблюдалась обратная зависимость – тарифы для населения были в полтора-два раза выше цен для промышленных потребителей и отражали реальные издержки, связанные с энергоснабжением различных групп потребителей. Дело в том, что население потреб¬ляет электроэнергию на низком уровне напряжения, а его энерго¬снабжение сопряжено с затратами на передачу электроэнергии по сетям высокого, среднего и низкого уровней напряжения.
Для сокращения объемов перекрестного субсидирования необходим опережающий темп роста тарифов на электроэнергию для населения по сравнению с ценами для прочих потребителей, и при этом «разрыв в темпах» должен быть значимым. Чтобы достичь существенных результатов в решении данной проблемы через 15 лет при росте цен на электроэнергию для населения в 6 %, цены для прочих потребителей должны повышаться ежегодно не более чем на 3 %. Конечно, данное условие «работает» только в действующих правилах игры для участников рынка, в том числе в части стоимости мощности, приобретаемой с оптового рынка, а также при сохранении на перспективу текущего уровня инфляции в 4 %.
Прирост цен на электроэнергию для населения в 6 % не приведет к серьезному давлению на уровень инфляции, вклад такого роста в индекс потребительских цен составит 0,075 процентных пункта.
На самом деле проблема постоянного роста цен на электроэнергию для промышленности несет серьезный негативный эффект. Дальнейшее «перекладывание» нагрузки на промышленных потребителей может привести к тому, что перекладывать будет не на кого – субсидирующие группы будут искать альтернативные источники энергии.
Как показал анализ цен на электроэнергию для промышленного сектора в странах со схожей структурой бытового и промышленного потребления электроэнергии (Бельгия, Германия, Финляндия, Румыния), текущий предел роста цен на электроэнергию для промышленности в среднем по России, превышение которого может привести к тому, что крупные потребители перейдут на собственные источники электроэнергии, составляет не более чем 1,2 1,4 раза от текущего уровня, или 2 3 % ежегодно.
Проблему перекрестного субсидирования нельзя решать только в плоскости тарифного регулирования, «за счет одних только тарифных решений». Это системная задача, напрямую связанная с доходами и платежеспособностью граждан, с механизмами обеспечения социальной поддержки населения, в том числе через адресные бюджетные субсидии.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - ст. 3823.
2. О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике: Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (ред. от 31.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 4. - ст. 504.
3. О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 (ред. от 26.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 51. - ст. 5547.
Монографическая, учебная и другая специальная литература:
4. Алехин Э.В. Государственный сектор Российской Федерации как особый институт хозяйственной деятельности / Э. В. Алехин, И. А. Атяшкин // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 1. - С. 96-98.
5. Артемов А.В. Модернизация управления государственным сектором и экономикой России с учетом опыта зарубежных стран / А. В. Артемов, А. В. Брыкин, В. А. Шумаев // Сервис plus. - 2018. - № 2. - С. 23-29.
6. Баздникин А.С. Цены и ценообразование / А.С. Баздникин. - СПб: Юрайт, 2016. - 370 с.
7. Бочанская Д. С. Проблемы и преимущества современного рыночного механизма ценообразования / Д. С. Бочанская, С. Ю. Андреев // Наука сегодня. Сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». - 2019. - С. 27-29.
8. Васюхин О.В. Основы ценообразования / О.В. Васюхин. - СПб: СПбНИУ ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики), 2016. - 110 с.
9. Герсонская И.В. Возникновение научных теорий о государственном секторе в экономике / Герсонская И.В. // Modern Economy Success. – 2019. – № 2. – С. 17-21.
10. Глухова А.И. Роль естественных монополий в российской экономике / Глухова А.И., Дубынина А.В. // В сборнике: Цифровые технологии в экономике и управлении: научный взгляд молодых Сборник статей и тезисов докладов XIV международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. – 2018. – С. 87-90.
11. Голоктионова Ю.Г. Государственное регулирование цен в условиях эволюционной экономики / Ю.Г. Голоктионова // Научные записки ОрелГИЭТ. – 2019. - №2(8). – С. 346-353.
12. Горина Г. А. Ценообразование / Г. А. Горина. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 127 с.
13. Деева А.И. Ценообразование: Учебное пособие / А.И. Деева. - М.: КноРус, 2017. - 360 с.
14. Есипова В. Е. Цены и ценообразование / В. Е. Есипова. – СПб., 2015. – 304 с.
15. Золотова И.Ю. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: эмпирический анализ, оценка эффективности собственной генерации / И. Ю. Золотова // Эффективное антикризисное управление. - 2017. - № 3. - С. 70–77.
16. Кожин В.А. Теоретические подходы к формированию рыночной цены / В. А. Кожин, Т. В. Шагалова // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов. - 2016. - С. 79-83.
17. Корниенко Е.Л. Теория смешанной экономики, необхо-димости государственного сектора и проблемы экономического роста // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2017. - № 21. - С. 242-246.
18. Курченков В.В. Преимущества корпоративной модели госу-дарственного сектора экономики России / В. В. Курченков, О. С. Макаренко // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2018. - № 2(105). - С. 10-15.
19. Линдер Н.В. Тарифная политика и перекрестное субсидирование в электро- и теплоэнергетике / Н. В, Линдер, Ю. В. Володин // Стратегии бизнеса. – 2017. - № 1(33). – С. 68-74.
20. Липсиц И.В. Ценообразование: Краткий курс лекций / И.В. Липсиц. - М.: Юрайт, 2016. - 160 с.
21. Лосева О.В. Ценообразование: учеб. пособие / О.В. Лосева. – Липецк: Издательство ЛГТУ, 2017. – 77 с.
22. Муравьев С.Р. Государственный сектор российской экономи-ки: оценка масштабов и эффективности производства / С. Р. Муравьев // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 7. - С. 54-60.
23. Пеньков М. В. Рыночная власть и ценообразование / М. В. Пеньков, С. Ю. Андреев // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научнопрактической конференции. - 2017. - С. 160-162.
24. Радько А.В. Особенности правового регулирования перекрестного субсидирования в топливно-энергетическом комплексе / А. В. Радько, Е. М. Андреева // Ленинградский юридический журнал. - 2016. - № 2 (44). – С. 112-115.
25. Романенко И.В. Ценообразование. Учебник / под ред. И.В. Романенко. – М.: Инфра-М, 2017. - 491 с.
26. Сланченко Л. И. Особенности ценообразования в современной экономике / Л. И. Сланченко, А. В. Клепальченко // Вектор экономики. – 2018. - №11. – С. 91-96.
27. Тамоян Г.Ш. Проблема «безбилетника» при производстве и потреблении общественных благ / Тамоян Г.Ш., Векленко М.В. // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T26. – С. 601-605.
28. Фиаксинова Л.Н. Проблемы современного ценообразования / Л.Н. Фиаксинова // Деньги и кредит. – 2016. – № 9. – С. 131-132.
29. Хайкин М.М. Естественные монополии в российской экономике: выбор модели регулирования / Хайкин М.М., Кныш В.А. // Управленческое консультирование. – 2017. – № 5 (101). – С. 44-55.
30. Хандус М. Ю. Ценовая дискриминация в рыночных условиях / М. Ю. Хандус // Вопросы экономики и управления. - 2018. - №5. - С. 12-15.
31. Ценообразование / под ред. Г.А. Маховиковой. - СПб: Юрайт, 2017. - 463 с.
32. Щербатых И. В. Цена и современные механизмы ценообразования / И. В. Щербатых // Вопросы экономики и управления. – 2019. - №2. - С. 1-5.
33. Щетинина С.А. Общественные блага: сущность, классифика-ция / Щетинина С.А., Мосиенко В.Н., Грицунова С.В. // В сборнике: Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 39-41.
34. Шуляк П.Н. Ценообразование: учеб.- практ. пособие / П. Н. Шуляк. - 13-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2018. - 192 с.