ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные характеристики группового поведения в организации 5
2. Особенности формирования группового поведения в организации 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
Группы играют все большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение - важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин, рассматриваемых классическими теориями группообразования. Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др.
В своем становлении и развитии группы проходят ряд стадий. Зная на какой стадии, находится та или иная группа, менеджеры могут по-разному влиять на групповое поведение. На каждой из этих стадий группа приобретает ряд существенных характеристик, которые оказывают самое непосредственное влияние на эффективность групповой работы. Групповые характеристики придают функционированию группы определенность, что, в свою очередь, важно как для ее членов, так и для менеджмента организации. Менеджеры должны знать характеристики и особенности поведения групп. Что бы быть готовым к возможным последствиям (положительным или отрицательным) групповой деятельности. Они могут продумать, как следует изменить восприятие, установки, мотивацию членов группы, что бы повысить результативность групповой работы для достижений целей организации.
Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли российские ученые Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, А.М. Румянцев, В.Н. Черковец,
Ф.И. Шамхалов, Ю.М. Швырков и др.
В данной работе объектом исследования выступает групповое поведение.
Предмет анализа – формирование группового поведения в организации.
Целью работы является объяснение и рассмотрение формирования группового поведения в организации.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные характеристики группового поведения в организации;
- определить особенности формирования группового поведения в организации.
При написании работы использованы российские литературные источники, статьи журналов, газет, материалы научных конференций, данные электронных ресурсов.
Для раскрытия темы использовался теоретический метод, включающий изучение и анализ литературы, синтез, обобщение. Также использовался метод системного анализа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.
Группы часто образуются с целью удовлетворения некоторых человеческих потребностей. Это может быть потребность в безопасности, в уважении, в общении и т.п. Именно желание удовлетворить потребности является наиболее частой причиной возникновения групп. В деятельности организаций группы играют значимую роль, способствуя выполнению организационных процессов и достижению организационных целей.
Существующие в организации группы можно разделить на два основных вида: формальные и неформальные. Формальные группы являются документально закрепленными образованиями, входящими в структуру компании. Неформальные группы формируются сотрудниками самостоятельно с целью удовлетворения тех или иных потребностей, например, в общении.
Менеджмент должен учитывать существование неформальных групп и использовать их в деятельности, взаимодействуя с их членами и учитывая групповое поведение.
Стадии формирования групп в организации:
1. Формирование – начало совместной работы членов группы, определение оснований и целей деятельности группы. На этапе формирования каждый член группы взаимодействует с небольшим количеством других членов, все сотрудники пытаются действовать независимо друг от друга;
2. Бурление – процесс распределения функций, ролей и зон ответственности между членами группы, активная конкуренция между сотрудниками, возможные конфликты между членами группы и с лидером;
3. Упорядочивание – результат предыдущего этапа, который предполагает сотрудничество и информационный обмен между членами группы, рост сплоченности коллектива;
4. Продуктивность – наиболее производительный этап существования группы, стремление к совершенствованию. Каждый член группы осознает собственную роль, признает ее и лидера группы и прилагает усилия к достижению общей цели;
5. Роспуск – уход и (или) замена членов коллектива, иногда предполагает возврат группы к какой-либо из предыдущих стадий формирования.
Информация о стадии формирования группы в организации может помочь менеджменту в процессе принятия решений. Зная характеристики группы, менеджер может оказывать необходимое ему влияние на групповое поведение, повышая эффективность работы группы.
1. Астахова, Н. И. Теория управления : учебник для академического бакалавриата / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин ; под общ. ред. Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 375 с.
2. Корягина, И. А. Современные проблемы теории управления : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / И. А. Корягина, М. В. Хачатурян. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 188 с.
3. Кузнецов, Ю. В. Теория организации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. В. Кузнецов, Е. В. Мелякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 351 с.
4. Латфуллин, Г. Р. Теория организации : учебник для СПО / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 448 с.
5. Мардас, А. Н. Теория менеджмента : учебник для академического бакалавриата / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 288 с
6. Медведева, Т. А. Основы теории управления : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. А. Медведева. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 191 с.
7. Попова, Е. П. Теория организации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Попова, К. В. Решетникова. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 338 с.
8. Теория организации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Г. Р. Латфуллин [и др.] ; под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой, А. В. Райченко. - 2-е изд. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 156 с.