ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ ( НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты становления и развития малого и среднего бизнеса в России 6
1.1. Понятие о малом и среднем бизнесе 6
1.2. Регулирование малого и среднего бизнеса в России 13
1.3. Основные показатели малого и среднего бизнеса в РФ 17
2. Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан 29
2.1. Анализ показателей малого бизнеса 29
2.2.Оценка среднего бизнеса 3 5
2.3. Основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в РТ 39
3. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России на примере Республики Татарстан 48
3.1. Направления совершенствования малого бизнеса 48
3.2. Взаимодействия мер по развитию среднего бизнеса 59
Заключение 64
Список использованных источников 69
1. Теоретические аспекты становления и развития малого и среднего бизнеса в России 6
1.1. Понятие о малом и среднем бизнесе 6
1.2. Регулирование малого и среднего бизнеса в России 13
1.3. Основные показатели малого и среднего бизнеса в РФ 17
2. Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан 29
2.1. Анализ показателей малого бизнеса 29
2.2.Оценка среднего бизнеса 3 5
2.3. Основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в РТ 39
3. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России на примере Республики Татарстан 48
3.1. Направления совершенствования малого бизнеса 48
3.2. Взаимодействия мер по развитию среднего бизнеса 59
Заключение 64
Список использованных источников 69
В настоящее время, происходит стремительное развитие рыночных механизмов хозяйствования, поэтому возникает необходимость разработки широкого круга вопросов теоретического и прикладного характера, связанных с повышением роли финансов для решения целого ряда проблем. Среди таких проблем особое место занимает улучшение финансового состояния и развитие российских предприятий различных форм собственности и размеров.
Во многих странах наблюдается рост и укрепление позиций малых и средних предприятий различных секторов экономики. Российский и зарубежный опыт показывает неоспоримые преимущества малых организационных форм - динамизм, гибкость, простая структура, способность быстро перестраиваться на запросы потребителей и др. Малое и среднее предпринимательство в России ещё не получило должного развития. Вклад таких предприятий в создание ВВП составляет примерно 15%, в то время как в развитых странах он составляет половину валового национального продукта и больше.
Малый и средний бизнес прошел стадию становления и решает задачи повышения эффективности деятельности, оптимизации бизнес-процессов, обеспечения высоких конкурентных преимуществ, что предполагает широкое использование всевозможных инструментов управления предприятием, информационных технологий, услуг консалтинга и др. Для успешного функционирования предприятия нужен анализ, оценка его управляемости, планирование и контроль, то есть всесторонняя картина бизнес-процессов.
Для малых и средних предприятий успешное функционирование в значительной степени зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера. В настоящее время, средние и малые предприятия ощущают нехватку новых, перспективных технологий управления, существует потребность в рациональном планировании бизнеса, в особенности, в части бюджета, контроле финансовых и товарных потоков, отслеживании состояния расчётов с поставщиками и заказчиками, анализе и прогнозировании показателей хозяйственной деятельности. Как и крупные компании, они нуждаются в непрерывном финансовом планировании.
Малый и средний бизнес активно влияет на сокращение безработицы, играет важную роль в формирование региональных бюджетов, противостоит разрушительной силе экономического кризиса. Малое предпринимательство формирует новый социальный класс - основу массового проявления экономической инициативы граждан и идеологии построения социально ориентированного демократического с рыночной экономикой.
По сравнению с ведущими странами мира малое предпринимательство в России производит всего лишь 15-16% валового внутреннего продукта, что в 56 раз ниже мирового уровня.
Малый и средний бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике, быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в региональное развитие. Малые предприятия могут обеспечить Россию необходимой насыщенности рынка, тенденцией к устойчивости цен, средой конкуренции, которой не хватало крупным монополистам, из-за чего процесс внедрения новых технологий был заторможен.
Цель работы - совершенствование процесса развития малого и среднего бизнеса в России на примере Республики Татарстан. Поставленная цель достигается решение следующих задач:
- рассмотреть понятия о малом и среднем бизнесе;
- изучить нормативно-правовое регулирование малого и среднего бизнеса;
- проанализировать показатели малого и среднего бизнеса в РФ, проблемы развития;
- оценить основные направления совершенствования малого и среднего бизнеса.
Объект исследования - малый и средний бизнес в России.
Предмет исследования -взаимоотношения направлений развития малого и среднего бизнеса.
В работе задействованы труды ведущих зарубежных и отечественных ученых по проблеме развития малого и среднего бизнеса, как: М.В. Гордеева, С.И. Григорьев, В.А. Лоскутов, В.В. Меньшиков, П.А. Овчинников, А.М. Панов, П.А. Стрельцов, В.А. Тимофеева.
Информационной основой работы послужили материалы органов государственной статистики Российской Федерации и Республики Татарстан, публикации в специальных научных изданиях, монографиях, материалы конференций.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, основной части, а также заключения и списка использованных источников.
Во введении определяется актуальность темы исследования, ее предмет, объект, цели и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты становления и развития малого и среднего бизнеса в России, во второй - анализируются особенности развития малого и среднего бизнеса Республики- Татарстан, в третьей - предлагаются пути развития малого и среднего бизнеса в Республики Татарстан. В заключении сформулированы основные выводы по данной теме работы.
При проведении исследования использовались следующие методы: анализ литературных источников; комплексный подход;системный подход.
Во многих странах наблюдается рост и укрепление позиций малых и средних предприятий различных секторов экономики. Российский и зарубежный опыт показывает неоспоримые преимущества малых организационных форм - динамизм, гибкость, простая структура, способность быстро перестраиваться на запросы потребителей и др. Малое и среднее предпринимательство в России ещё не получило должного развития. Вклад таких предприятий в создание ВВП составляет примерно 15%, в то время как в развитых странах он составляет половину валового национального продукта и больше.
Малый и средний бизнес прошел стадию становления и решает задачи повышения эффективности деятельности, оптимизации бизнес-процессов, обеспечения высоких конкурентных преимуществ, что предполагает широкое использование всевозможных инструментов управления предприятием, информационных технологий, услуг консалтинга и др. Для успешного функционирования предприятия нужен анализ, оценка его управляемости, планирование и контроль, то есть всесторонняя картина бизнес-процессов.
Для малых и средних предприятий успешное функционирование в значительной степени зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера. В настоящее время, средние и малые предприятия ощущают нехватку новых, перспективных технологий управления, существует потребность в рациональном планировании бизнеса, в особенности, в части бюджета, контроле финансовых и товарных потоков, отслеживании состояния расчётов с поставщиками и заказчиками, анализе и прогнозировании показателей хозяйственной деятельности. Как и крупные компании, они нуждаются в непрерывном финансовом планировании.
Малый и средний бизнес активно влияет на сокращение безработицы, играет важную роль в формирование региональных бюджетов, противостоит разрушительной силе экономического кризиса. Малое предпринимательство формирует новый социальный класс - основу массового проявления экономической инициативы граждан и идеологии построения социально ориентированного демократического с рыночной экономикой.
По сравнению с ведущими странами мира малое предпринимательство в России производит всего лишь 15-16% валового внутреннего продукта, что в 56 раз ниже мирового уровня.
Малый и средний бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике, быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в региональное развитие. Малые предприятия могут обеспечить Россию необходимой насыщенности рынка, тенденцией к устойчивости цен, средой конкуренции, которой не хватало крупным монополистам, из-за чего процесс внедрения новых технологий был заторможен.
Цель работы - совершенствование процесса развития малого и среднего бизнеса в России на примере Республики Татарстан. Поставленная цель достигается решение следующих задач:
- рассмотреть понятия о малом и среднем бизнесе;
- изучить нормативно-правовое регулирование малого и среднего бизнеса;
- проанализировать показатели малого и среднего бизнеса в РФ, проблемы развития;
- оценить основные направления совершенствования малого и среднего бизнеса.
Объект исследования - малый и средний бизнес в России.
Предмет исследования -взаимоотношения направлений развития малого и среднего бизнеса.
В работе задействованы труды ведущих зарубежных и отечественных ученых по проблеме развития малого и среднего бизнеса, как: М.В. Гордеева, С.И. Григорьев, В.А. Лоскутов, В.В. Меньшиков, П.А. Овчинников, А.М. Панов, П.А. Стрельцов, В.А. Тимофеева.
Информационной основой работы послужили материалы органов государственной статистики Российской Федерации и Республики Татарстан, публикации в специальных научных изданиях, монографиях, материалы конференций.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, основной части, а также заключения и списка использованных источников.
Во введении определяется актуальность темы исследования, ее предмет, объект, цели и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты становления и развития малого и среднего бизнеса в России, во второй - анализируются особенности развития малого и среднего бизнеса Республики- Татарстан, в третьей - предлагаются пути развития малого и среднего бизнеса в Республики Татарстан. В заключении сформулированы основные выводы по данной теме работы.
При проведении исследования использовались следующие методы: анализ литературных источников; комплексный подход;системный подход.
В соответствие с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены понятия о малом и среднем бизнесе; изучены нормативно-правовое регулирование малого и среднего бизнеса; проанализированы показатели малого и среднего бизнеса в РФ, проблемы развития; оценены основные направления совершенствования малого и среднего бизнеса, что позволило сделать следующие выводы.
Малый бизнес - важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство, он определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его 40-50%. Средний бизнес - форма предпринимательской деятельности, которая, по сравнению с малым бизнесом, имеет более внушительный ежегодный доход и более обширные и различные ресурсы для коммерческой деятельности.
К малому бизнесу отнесены предприятия, на которых трудятся от 11 до 50 человек, а годовой доход не превышает €10 млн. Среди таких предприятий выделены и микро-предприятия, на которых работают до 10 человек, а годовой доход составляет не более €2 млн. Соответственно, средние предприятия - численность занятых составляет 51-250 человек, а годовой оборот - до €50 млн.
Нормативными актами, которые регулируют малый и средний бизнес, являются: федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности; федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики; федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов; федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности.
По статистике малые и средние предприятия создают рабочие места для
19 млн. граждан. Фактически каждый четвертый работник занят в сфере МСП. Малые предприятия специализируются в основном на торговле и предоставлении услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.
Объем оборота малых и средних предприятий вырос в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 37% и с учетом инфляции рост составил 15,5%. При этом более 80% общего оборота сферы малых и средних предприятий составляет оборот микро и малых предприятий, а доля оборота средних предприятий в общем обороте составляет менее 20%. Вклад сектора МСП в ВВП увеличился на 0,5 п.п и составляет 19,9%.
Наиболее доступными ресурсами в Республике Татарстан, по мнению предпринимателей, аналогично результатам опроса предыдущего года, являются сети и коммуникации (3,9 балла), а наименее доступными - финансирование конкретного проекта заказчиком (2,6 балла).
Доля предпринимателей и менеджеров в составе населения Республики Татарстан невелика: она составляет 2,7% от общего числа опрошенных респондентов. Эти данные хорошо согласуются с результатами опросов, проводившихся в рамках исследовательских проектов.
В общем количестве малых предприятий наибольший удельный вес занимают предприятия торговли и общепита - 54,4%. Число занятых в этой отрасли составляет 46,1% от общего числа занятых на малых предприятиях и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года осталось неизменным. Объем товарооборота предприятиями торговли и общепита увеличился на 64,6% и на 01.01.19 г. составил 8,4 млрд. руб.
В 2018 году количество предприятий в Республике Татарстан выросло на 3731 единиц. Вместе с тем наблюдается неравномерность территориального распределения средних предприятий. Почти 48% всех средних субъектов находятся в г. Казани.
Количество предприятий в 2018 году выросло в Альметьевском на 5%, в Зеленодольском на 2%, в Нижнекамском районе на 0,2% , в городе Казани на 10% и в Набережных Челнах на 3,2 по сравнению с предыдущим годом.
Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан сталкивается с множеством проблем, ликвидация которых является стратегической задачей государства: кредитование; наличие административных барьеров;
недостаточная подготовка руководителей; отсутствие необходимой инфраструктуры; нехватка информации по программам помощи предприятиям.
Ежегодно выделяются крупные суммы на развитие как новых, так и существующих малых предприятий. Так, для развития малого бизнеса на 2019 год Минэкономики Республики Татарстан предлагает сформировать новые, еще более лояльные программы по льготному финансированию - программы будут касаться лизинга, кредитов, налогов.
Региональные программы помогают уменьшить финансовою нагрузку на бизнес и поощрение малой предпринимательской деятельности. Банки развивают работу с сегментом малого бизнеса, предлагают комплексное обслуживание клиентов, включающее в себя расчетное обслуживание и финансирование, стараются предложить предпринимателям максимум услуг (расчетные, бухгалтерские, регистрационные услуги), чтобы максимально облегчить деятельности клиентов малого бизнеса. Банк - не просто кредитная организация, оказывающая финансовую поддержку предпринимателям, он становится комплексным поставщиком решений для бизнеса, предоставляя сервисы и услуги для бизнеса.
Мы считаем, что к наиболее эффективным мероприятиям, которые призваны стимулировать малое предпринимательство в Республике Татарстан, относятся:
- упрощение регистрации и отчетности для предприятий;
- расширенный доступ к государственным заказам;
- получение налоговых льгот и каникул, льготные кредиты;
- помощь в выставках, обучении специалистов;
- расширенный доступ к муниципальному имуществу (льготная аренда).
Чтобы преодолеть кризис малого бизнеса в 2019 году, недостаточно
говорить, что нужно увеличить количество малых предприятий и само-занятых, мы полагаем, что необходимо:
- запустить государственную программу развития территорий и поддержки локального бизнеса;
- создать реальные налоговые каникулы в самых экономически отсталых запущенных городах Республики Татарстан;
- выделить семейные бизнесы в льготные категории;
- принять закон о социальном предпринимательстве с вытекающими льготами, чтобы дать возможность организовать множество рабочих мест для социально незащищенных людей.
Для развития малого бизнеса в РТ, по нашему мнению рекомендовано открывать новые предприятия, которые будут пользоваться спросом в 20192020гг.: открытие соляной комнаты; маникюрной студии; стикершопа;
пекарни; фреш-бара/смузи-бара; психологического салона; магазина авто-товаров; детского развивающего клуба; магазина творчества; шиномонтажа; студии йоги; клининговой компании
К мерам по развитию среднего бизнеса мы полагаем, что дополнительно необходимо предусмотреть единовременную финансовую помощь на подготовку документов: оплата госпошлины, совершение нотариальных
действий при госрегистрации; услуги правового характера, консультации; приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.
На наш взгляд, в 2020-2022гг. необходимо:
- расширить имущественную поддержку среднего бизнеса;
- внести изменения в порядок кредитования по льготной ставке субъектов среднего бизнеса;
- расширить доступ субъектов среднего бизнеса к финансовым ресурсам.
Необходимо выделить банкам средства на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях.
Наше предложение, по финансовой составляющей поддержки, заключается в том, чтобы выдавать среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по льготной ставке 6,5%. Оно может быть распространено на такие отрасли, как: сельское хозяйство; строительство, транспорт, связь; туристическая деятельность; обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды; здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов; отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.
Рассмотрев проблемы малого и среднего бизнеса, мы разработали ряд рекомендаций, которые, по нашему мнению, в определенной степени помогут совершенствовать процесс развития данного бизнеса в Республике Татарстан. Это позволит не только поднять его роль в структуре занятости, увеличить удельный вес в ВРП республики, но и способствовать ускорению социально-экономического развития Республики Татарстан.
Малый бизнес - важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство, он определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его 40-50%. Средний бизнес - форма предпринимательской деятельности, которая, по сравнению с малым бизнесом, имеет более внушительный ежегодный доход и более обширные и различные ресурсы для коммерческой деятельности.
К малому бизнесу отнесены предприятия, на которых трудятся от 11 до 50 человек, а годовой доход не превышает €10 млн. Среди таких предприятий выделены и микро-предприятия, на которых работают до 10 человек, а годовой доход составляет не более €2 млн. Соответственно, средние предприятия - численность занятых составляет 51-250 человек, а годовой оборот - до €50 млн.
Нормативными актами, которые регулируют малый и средний бизнес, являются: федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности; федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики; федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов; федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности.
По статистике малые и средние предприятия создают рабочие места для
19 млн. граждан. Фактически каждый четвертый работник занят в сфере МСП. Малые предприятия специализируются в основном на торговле и предоставлении услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.
Объем оборота малых и средних предприятий вырос в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 37% и с учетом инфляции рост составил 15,5%. При этом более 80% общего оборота сферы малых и средних предприятий составляет оборот микро и малых предприятий, а доля оборота средних предприятий в общем обороте составляет менее 20%. Вклад сектора МСП в ВВП увеличился на 0,5 п.п и составляет 19,9%.
Наиболее доступными ресурсами в Республике Татарстан, по мнению предпринимателей, аналогично результатам опроса предыдущего года, являются сети и коммуникации (3,9 балла), а наименее доступными - финансирование конкретного проекта заказчиком (2,6 балла).
Доля предпринимателей и менеджеров в составе населения Республики Татарстан невелика: она составляет 2,7% от общего числа опрошенных респондентов. Эти данные хорошо согласуются с результатами опросов, проводившихся в рамках исследовательских проектов.
В общем количестве малых предприятий наибольший удельный вес занимают предприятия торговли и общепита - 54,4%. Число занятых в этой отрасли составляет 46,1% от общего числа занятых на малых предприятиях и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года осталось неизменным. Объем товарооборота предприятиями торговли и общепита увеличился на 64,6% и на 01.01.19 г. составил 8,4 млрд. руб.
В 2018 году количество предприятий в Республике Татарстан выросло на 3731 единиц. Вместе с тем наблюдается неравномерность территориального распределения средних предприятий. Почти 48% всех средних субъектов находятся в г. Казани.
Количество предприятий в 2018 году выросло в Альметьевском на 5%, в Зеленодольском на 2%, в Нижнекамском районе на 0,2% , в городе Казани на 10% и в Набережных Челнах на 3,2 по сравнению с предыдущим годом.
Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан сталкивается с множеством проблем, ликвидация которых является стратегической задачей государства: кредитование; наличие административных барьеров;
недостаточная подготовка руководителей; отсутствие необходимой инфраструктуры; нехватка информации по программам помощи предприятиям.
Ежегодно выделяются крупные суммы на развитие как новых, так и существующих малых предприятий. Так, для развития малого бизнеса на 2019 год Минэкономики Республики Татарстан предлагает сформировать новые, еще более лояльные программы по льготному финансированию - программы будут касаться лизинга, кредитов, налогов.
Региональные программы помогают уменьшить финансовою нагрузку на бизнес и поощрение малой предпринимательской деятельности. Банки развивают работу с сегментом малого бизнеса, предлагают комплексное обслуживание клиентов, включающее в себя расчетное обслуживание и финансирование, стараются предложить предпринимателям максимум услуг (расчетные, бухгалтерские, регистрационные услуги), чтобы максимально облегчить деятельности клиентов малого бизнеса. Банк - не просто кредитная организация, оказывающая финансовую поддержку предпринимателям, он становится комплексным поставщиком решений для бизнеса, предоставляя сервисы и услуги для бизнеса.
Мы считаем, что к наиболее эффективным мероприятиям, которые призваны стимулировать малое предпринимательство в Республике Татарстан, относятся:
- упрощение регистрации и отчетности для предприятий;
- расширенный доступ к государственным заказам;
- получение налоговых льгот и каникул, льготные кредиты;
- помощь в выставках, обучении специалистов;
- расширенный доступ к муниципальному имуществу (льготная аренда).
Чтобы преодолеть кризис малого бизнеса в 2019 году, недостаточно
говорить, что нужно увеличить количество малых предприятий и само-занятых, мы полагаем, что необходимо:
- запустить государственную программу развития территорий и поддержки локального бизнеса;
- создать реальные налоговые каникулы в самых экономически отсталых запущенных городах Республики Татарстан;
- выделить семейные бизнесы в льготные категории;
- принять закон о социальном предпринимательстве с вытекающими льготами, чтобы дать возможность организовать множество рабочих мест для социально незащищенных людей.
Для развития малого бизнеса в РТ, по нашему мнению рекомендовано открывать новые предприятия, которые будут пользоваться спросом в 20192020гг.: открытие соляной комнаты; маникюрной студии; стикершопа;
пекарни; фреш-бара/смузи-бара; психологического салона; магазина авто-товаров; детского развивающего клуба; магазина творчества; шиномонтажа; студии йоги; клининговой компании
К мерам по развитию среднего бизнеса мы полагаем, что дополнительно необходимо предусмотреть единовременную финансовую помощь на подготовку документов: оплата госпошлины, совершение нотариальных
действий при госрегистрации; услуги правового характера, консультации; приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.
На наш взгляд, в 2020-2022гг. необходимо:
- расширить имущественную поддержку среднего бизнеса;
- внести изменения в порядок кредитования по льготной ставке субъектов среднего бизнеса;
- расширить доступ субъектов среднего бизнеса к финансовым ресурсам.
Необходимо выделить банкам средства на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях.
Наше предложение, по финансовой составляющей поддержки, заключается в том, чтобы выдавать среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по льготной ставке 6,5%. Оно может быть распространено на такие отрасли, как: сельское хозяйство; строительство, транспорт, связь; туристическая деятельность; обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды; здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов; отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.
Рассмотрев проблемы малого и среднего бизнеса, мы разработали ряд рекомендаций, которые, по нашему мнению, в определенной степени помогут совершенствовать процесс развития данного бизнеса в Республике Татарстан. Это позволит не только поднять его роль в структуре занятости, увеличить удельный вес в ВРП республики, но и способствовать ускорению социально-экономического развития Республики Татарстан.
Подобные работы
- Современные тенденции и проблемы развития малого и среднего бизнеса в России (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ ( НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Современные тенденции и проблемы развития малого и среднего
бизнеса в России (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016



