ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современная философия уже полвека как впитала в себя информационную проблематику, особенно актуальную в связи со становлением информационного общества, в котором информационный подход претендует на роль одного из методологических базисов научного знания, предметной и общественной практики, образования. Информационный подход к проблемам естествознания, техники, психологии, социологии, лингвистики, эстетики и т.д. стал распространенным междисциплинарным инструментом исследования. Однако сам он до последнего времени не успел сложиться в систематизированную методологическую концепцию ни в науке, ни в философии, хотя для этого имеется широкий спектр информационных понятий, известны отдельные закономерности информациогенеза и информационных процессов в коммуникативных и регулятивных актах, проведена его апробация в различных областях знания и деятельности. Отсутствие концептуально оформленного информационного подхода, особенно, в его цельной философской версии, охватывающей методологические, онтологические, гносеологические, аксиологические и праксеологические аспекты, сдерживает продуктивное системное осмысление стихийно развивающейся инфосферы и обоснованное предвидение результатов такого развития, связанных с переходом человека из естественной интеллектуальной среды обитания в искусственную.
Нельзя сказать, что философия находится в стороне от этих проблем. Однако накопившиеся за полвека частные успехи философии в рефлексивном осмыслении феномена информации и связанных с ним реалий бытия еще не привели к созданию целостной философской концепции информационного подхода. При этом для нас очевидно, что создание такой концепции не может быть осуществлено в отрыве от общенаучной концепции, а только на основе послед¬ней.
В связи с вышеизложенным построение и обоснование философской концепции информационного подхода представляется актуальной проблемой. Создание такой концепции не есть имманентная проблема философии самой по себе, а есть именно проблема такой синтетической области знания как философия науки и техники. Ее создание имеет праксеологический аспект, связан¬ный не только с преподаванием современной философии в вузах, особенно в инженерно-технических, и с философствованием вообще перед любой аудито¬рией в информационном обществе, в котором все более бурно растут такие разновидности современного человека как homo informations и homo faber.
Степень разработанности темы. На философскую значимость информационного подхода первыми обратили внимание Н. Винер и У.Р. Эшби. Винер исходил из того, что в основе любой целенаправленной деятельности человека (прежде всего, управления и коммуникации) лежит информация. Эта плодотворная идея вместе с идеей обратной связи легла в концептуальную основу кибернетики. Кибернетика обратила внимание философии на активный, производительный (функциональный) характер информации, что заставило переосмыслить традиционные представления о категориях теории познания. На фактическом материале Винер и Эшби показали релевантность новой науки и плодотворность философской рефлексии кибернетического и информационного толка. Эшби ввел в научный обиход одно из важнейших информационных понятий кибернетики - понятие разнообразия, обосновал закон необходимого разнообразия и кибернетический принцип усиления. Оба ученых плодотворно использовали математические средства в философских обобщениях.
Начиная с 50-х годов прошлого века идеи кибернетики породили неослабевающий до сих пор интерес философов к понятию информации и информационным проблемам. Из обилия философских публикаций наиболее близкими к теме диссертации являются труды А.Д. Урсула, который философски обобщил достижения кибернетики и теории информации и создал соответствующую философскую концепцию понятия информации как отраженного разнообразия. Урсул одним из первых поднял проблемы философско-категориального статуса понятия информации, внутренней информации как атрибута материи, проблему возможности неэнергетических форм познания и управления. Л. Бриллюэн обосновал негэнтропийную концепцию связанной (физической) информации как предтечу общенаучного атрибутивного подхода к понятию информации.
А.Д. Урсул, а позже Д.И. Дубровский широко пользовались словосочетанием «информационный подход», однако они не ставили перед собой задачи построения целостной концепции информационного подхода.
Впервые это попытался сделать Э.П. Семенюк, введя понятие информационного подхода как общенаучного «логико-гносеологического и методологического образования»1 и развивая его в рамках функционально-кибернетических представлений. Попытку систематизации информационного подхода на базе субстанциональных представлений об информации предпринял И.И. Юзвшин. Однако, как показано в диссертации, эта попытка оказалась скорее декларативной, чем обоснованной. В результате сейчас известны лишь отдельные концептуальные и методологические компоненты информационного подхода. В частности, сформулированы принцип роста разнообразия (Е.А. Седов), принцип взаимной информации, принципы кодирования и связи (К.Э. Шеннон, В.А. Котельников, У.Р. Эшби и др.), имеющие не только частнонаучное, но и философское значение.
Из философских работ, относящихся к теме диссертации и затрагивающих онтологические основания феномена информации, выделим труды В.В. Налимова по концепции семантического вакуума и семантического поля. Эти и другие работы Налимова, а также труды А.Н. Колмогорова по теории информации методологически созвучны диссертации.
Имеются также работы по философским приложениям информационного подхода достаточно развиты, что свидетельствует в пользу его эвристической и аппликативной потенции. В этой связи отметим информационную эпистемологию (А.И. Ракитов, А.И. Уваров), информационные теории сознания и психики в целом (Д.И. Дубровский, А.А. Братко и А.Н. Кочергин, Л.М. Веккер),
1 Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев 1988, с. (У. Рейтман, Г.А. Голицын), памяти (Р. Аткинсон, Н.Н. Моисеев, Г. Саймон), познания (Саймон, У. Рейтман, Э.П. Семенюк), эстетики (А. Моль), теорию информациогенеза (А.Н. Кочергин и З.Ф. Цайер), концепцию человеко¬машинного интерфейса (Г. Л. Смолян). Информационный императив в теориях развития систем характерен для трудов И. Пригожина и его школы, М. Эйгена, И.И. Шмальгаузена, Н.Н. Моисеева и его школы, Е.А. Седова, И.А. Полетаева,
В.В. Дружинина и Д.С. Конторова. Обращает на себя внимание плодотворное сотрудничество философов и ученых в решении перечисленных проблем, где наряду с вербально-логической формой философской рефлексии широко используется и математическая форма.