Мониторинг представлений у старших дошкольников о пожарной безопасности (Нижневартовский государственный университет)
|
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 71 «Радость» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (19 дошкольников).
Есть приложение (Конспект сюжетно-ролевой игры «Пожарные»).
Если поменять в данной работе название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………
7
1.1. Мониторинг педагогического процесса в ДОО……………….. 7
1.2.
Проблема формирования представлений о пожарной безопасности у дошкольников в психолого-педагогической литературе………………………………………………………… 10
1.3.
Анализ образовательных программ по проблеме формирования представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников ………………………………………......
16
Выводы по первой главе……………………………………………………….. 21
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………
22
2.1. Модель педагогического мониторинга сформированности представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников……………………………………………………..
22
2.2. Состояние работы по формированию представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников в практике ДОО…………………………………………………………………
24
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга сформированности представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников…………………………. 26
Выводы по второй главе………………………………………………………. 30
Заключение……………………………………………………………………. 32
Список литературы………………………………………………………….. 33
Приложение…………………………………………………………………… 36
Есть приложение (Конспект сюжетно-ролевой игры «Пожарные»).
Если поменять в данной работе название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………
7
1.1. Мониторинг педагогического процесса в ДОО……………….. 7
1.2.
Проблема формирования представлений о пожарной безопасности у дошкольников в психолого-педагогической литературе………………………………………………………… 10
1.3.
Анализ образовательных программ по проблеме формирования представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников ………………………………………......
16
Выводы по первой главе……………………………………………………….. 21
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………
22
2.1. Модель педагогического мониторинга сформированности представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников……………………………………………………..
22
2.2. Состояние работы по формированию представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников в практике ДОО…………………………………………………………………
24
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга сформированности представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников…………………………. 26
Выводы по второй главе………………………………………………………. 30
Заключение……………………………………………………………………. 32
Список литературы………………………………………………………….. 33
Приложение…………………………………………………………………… 36
Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности. Пожарная безопасность в детском саду предполагает первичное формирование у воспитанников представлений о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувств опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями помогающими предупредить загорания или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие между широкими возможностями формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о пожарной безопасности и недостаточной разработанностью методики формирования представлений о пожарной безопасности в ДОО. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: какова технология формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является разработка и апробация педагогического мониторинга формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста более эффективным если:
- будет разработана модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена уровневая характеристика сформированности представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников;
- будет разработана система мероприятий по формированию представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Предложить мероприятия по формированию представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, констатирующий этап опытно-поисковой работы – тестирование, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г..) осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных результатов.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (декабрь 2018 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к организации и проведения педагогического мониторинга в дошкольной образовательной организации – А.В. Хуторского, Н.Е. Щурковой и др.;
- подходы к формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста – Н.В. Полтавцевой, М. Сильченко и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы для формирования представлений о правилах пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями в ДОО, а также педагогами дополнительного образования.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 71 «Радость» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (19 дошкольников).
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования планируется представить перед сокурсниками в процессе защиты курсовой работы.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувств опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями помогающими предупредить загорания или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие между широкими возможностями формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о пожарной безопасности и недостаточной разработанностью методики формирования представлений о пожарной безопасности в ДОО. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: какова технология формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является разработка и апробация педагогического мониторинга формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста более эффективным если:
- будет разработана модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена уровневая характеристика сформированности представлений о пожарной безопасности у старших дошкольников;
- будет разработана система мероприятий по формированию представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Предложить мероприятия по формированию представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, констатирующий этап опытно-поисковой работы – тестирование, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г..) осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных результатов.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (декабрь 2018 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к организации и проведения педагогического мониторинга в дошкольной образовательной организации – А.В. Хуторского, Н.Е. Щурковой и др.;
- подходы к формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста – Н.В. Полтавцевой, М. Сильченко и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы для формирования представлений о правилах пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями в ДОО, а также педагогами дополнительного образования.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 71 «Радость» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (19 дошкольников).
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования планируется представить перед сокурсниками в процессе защиты курсовой работы.
В настоящее время педагогический мониторинг в системе образования приобретает все большее значение, поскольку, как показал анализ психолого-педагогической литературы, педагогический мониторинг связан с постановкой цели, анализом, коррекцией, диагностикой, оценкой и контролем учебно-воспитательного процесса на всех его этапах. Данные столь разноплановые понятия, выступая структурными компонентами педагогического мониторинга, свидетельствуют о том, что данное понятие не имеет точного, однозначного толкования. В связи с чем, педагогический мониторинг является сложным педагогическим явлением.
Знания детей по правилам пожарной безопасности будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, расширяют знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, которые помогут избегать несчастья, учатся правильно действовать во время пожара, если рядом нет взрослых, знакомятся с предметами тушения.
В ходе исследования была разработана модель педагогического мониторинга, состоящая из диагностического, аналитического и проектировочного этапа. Анализ результатов проведенного исследования показал, что в группе старших дошкольников недостаточно сформированы представления о пожарной безопасности: средний уровень – 45%, низкий уровень – 25%. С целью формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста был разработан план проведения тематической недели «Азбука пожарной безопасности». Такая форма обучения как тематическая неделя очень эффективна, так как в результате у детей создаётся целостная картина мира, а не разрозненные отрывочные знания. Итак, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
Знания детей по правилам пожарной безопасности будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, расширяют знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, которые помогут избегать несчастья, учатся правильно действовать во время пожара, если рядом нет взрослых, знакомятся с предметами тушения.
В ходе исследования была разработана модель педагогического мониторинга, состоящая из диагностического, аналитического и проектировочного этапа. Анализ результатов проведенного исследования показал, что в группе старших дошкольников недостаточно сформированы представления о пожарной безопасности: средний уровень – 45%, низкий уровень – 25%. С целью формирования представлений о пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста был разработан план проведения тематической недели «Азбука пожарной безопасности». Такая форма обучения как тематическая неделя очень эффективна, так как в результате у детей создаётся целостная картина мира, а не разрозненные отрывочные знания. Итак, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.



