СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ АО «ЭЛЕКТРОСОЕДИНИТЕЛЬ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты организации и управления сбытовой деятельностью
предприятия 7
1.1 Понятие, сущность и роль сбытовой деятельности предприятия....7
1.2 Формирование и основные этапы организации сбытовой
деятельности предприятия и системы управления сбытом 10
1.3 Методика оценки системы сбытовой деятельности предприятия и
эффективности управления сбытом 17
2 Анализ организации сбытовой деятельности в АО
"Электросоединитель" 23
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 23
2.2 Анализ финансового состояния деятельности предприятия 29
2.3 Анализ сбытовой деятельности предприятия 40
3 Разработка мероприятий по совершенствованию эффективности
организации сбытовой деятельности АО "Электросоединитель" 45
3.1 Совершенствование аудита управления запасами АО
"Электросоединитель" 45
3.2 Разработка партнерской сети с целью повышения эффективности
сбытовой деятельности предприятия 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
1 Теоретические аспекты организации и управления сбытовой деятельностью
предприятия 7
1.1 Понятие, сущность и роль сбытовой деятельности предприятия....7
1.2 Формирование и основные этапы организации сбытовой
деятельности предприятия и системы управления сбытом 10
1.3 Методика оценки системы сбытовой деятельности предприятия и
эффективности управления сбытом 17
2 Анализ организации сбытовой деятельности в АО
"Электросоединитель" 23
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 23
2.2 Анализ финансового состояния деятельности предприятия 29
2.3 Анализ сбытовой деятельности предприятия 40
3 Разработка мероприятий по совершенствованию эффективности
организации сбытовой деятельности АО "Электросоединитель" 45
3.1 Совершенствование аудита управления запасами АО
"Электросоединитель" 45
3.2 Разработка партнерской сети с целью повышения эффективности
сбытовой деятельности предприятия 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Актуальность темы исследования заключается в том, что вследствие усиления конкурентной борьбы между товаропроизводителями, которая происходит на фоне низкой покупательной способности покупателей их продукции, размер финансовых результатов, получаемых предприятиями, в значительной степени зависит не столько от уровня их производственных возможностей, сколько от способности сбывать произведенную продукцию.
Подробнее функции сбыта раскрываются в каналах сбыта, то есть непосредственно в путях товара от непосредственного производителя к потребителю, включая оптовых и розничных торговцев. Любой сбытовой канал выполняет определенный набор функций, необходимых для осуществление обмена: изучение результатов сегментации внешнего рынка и планирования рекламы; заключение договоров с посредниками; учет и контроль исполнения договоров; разработка плана отгрузки товаров клиентам; определение каналов сбыта; организация приема, хранения, упаковки, сортировки и отгрузки товаров клиентам; информационное, ресурсное и техническое обеспечение сбыта товаров; стимулирование сбыта; установление обратной связью с потребителями и финансирование расходов по функционированию каналов товародвижения, сбытовых операций.
Несмотря на разнообразие подходов к данной проблематике, вопросу выбора единой универсальной стратегии применения маркетинговых мероприятий в рамках плана маркетинга с целью повышения эффективности сбытовой деятельности не уделено достаточного внимания как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых. Указанное выше, и обусловливает актуальность изучения аспектов, связанных с разработкой эффективного маркетингового плана для увеличения объемов сбыта продукции.
Вопросам разработки эффективных мероприятий в рамках маркетингового плана с целью повышения эффективности сбыта посвящены исследования таких зарубежных ученых, как И.В. Воробьева, В.Д. Грибов, А.П. Егоршин, Д.А. Жильцов, Е.А. Закшевская, С.В. Карпова, Ф. Котлер, А.М. Левитас, К. Малхотра Нэреш и др. В их работах рассмотрены пути, методы, средства, которые помогают повысить сбытовую деятельность предприятия, с помощью реализации маркетинговых мероприятий.
Цель исследования - изучение сбытовой деятельности на предприятии и разработка рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты организации и управления сбытовой деятельностью предприятия;
- провести анализ организации сбытовой деятельности в АО «Электросоединитель»;
- разработать мероприятия по совершенствованию эффективности организации сбытовой деятельности АО «Электросоединитель» и дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования - АО «Электросоединитель».
Предмет исследования - сбытовая деятельность предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит рисунки и таблицы.
В первой главе рассмотрено понятие, сущность и роль сбытовой деятельности предприятия, описано формирование и основные этапы организации сбытовой деятельности предприятия и системы управления сбытом, а также приведена методика оценки системы сбытовой деятельности предприятия и эффективности управления сбытом.
Во второй главе дана общая характеристика деятельности предприятия, проведен анализ финансового состояния деятельности предприятия и оценка системы организации и управления сбытовой деятельностью предприятия.
В третьей главе приведены направления повышения сбытовой деятельности предприятия и дана оценка эффективности предложенных мероприятий.
Информационную базу исследования составили материалы, содержащиеся в научных трудах ученых-экономистов в области антикризисного управления предприятием, смежных научных областей, а также данные бухгалтерской отчетности предприятия.
В работе использованы методы системного подхода, методы статистического, экономического и финансового анализа, методы количественного и структурного анализа.
Практическая значимость работы заключается в разработке предложений, которые могут быть использованы для совершенствования сбытовой деятельности предприятия АО «Электросоединитель».
Подробнее функции сбыта раскрываются в каналах сбыта, то есть непосредственно в путях товара от непосредственного производителя к потребителю, включая оптовых и розничных торговцев. Любой сбытовой канал выполняет определенный набор функций, необходимых для осуществление обмена: изучение результатов сегментации внешнего рынка и планирования рекламы; заключение договоров с посредниками; учет и контроль исполнения договоров; разработка плана отгрузки товаров клиентам; определение каналов сбыта; организация приема, хранения, упаковки, сортировки и отгрузки товаров клиентам; информационное, ресурсное и техническое обеспечение сбыта товаров; стимулирование сбыта; установление обратной связью с потребителями и финансирование расходов по функционированию каналов товародвижения, сбытовых операций.
Несмотря на разнообразие подходов к данной проблематике, вопросу выбора единой универсальной стратегии применения маркетинговых мероприятий в рамках плана маркетинга с целью повышения эффективности сбытовой деятельности не уделено достаточного внимания как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых. Указанное выше, и обусловливает актуальность изучения аспектов, связанных с разработкой эффективного маркетингового плана для увеличения объемов сбыта продукции.
Вопросам разработки эффективных мероприятий в рамках маркетингового плана с целью повышения эффективности сбыта посвящены исследования таких зарубежных ученых, как И.В. Воробьева, В.Д. Грибов, А.П. Егоршин, Д.А. Жильцов, Е.А. Закшевская, С.В. Карпова, Ф. Котлер, А.М. Левитас, К. Малхотра Нэреш и др. В их работах рассмотрены пути, методы, средства, которые помогают повысить сбытовую деятельность предприятия, с помощью реализации маркетинговых мероприятий.
Цель исследования - изучение сбытовой деятельности на предприятии и разработка рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты организации и управления сбытовой деятельностью предприятия;
- провести анализ организации сбытовой деятельности в АО «Электросоединитель»;
- разработать мероприятия по совершенствованию эффективности организации сбытовой деятельности АО «Электросоединитель» и дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования - АО «Электросоединитель».
Предмет исследования - сбытовая деятельность предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит рисунки и таблицы.
В первой главе рассмотрено понятие, сущность и роль сбытовой деятельности предприятия, описано формирование и основные этапы организации сбытовой деятельности предприятия и системы управления сбытом, а также приведена методика оценки системы сбытовой деятельности предприятия и эффективности управления сбытом.
Во второй главе дана общая характеристика деятельности предприятия, проведен анализ финансового состояния деятельности предприятия и оценка системы организации и управления сбытовой деятельностью предприятия.
В третьей главе приведены направления повышения сбытовой деятельности предприятия и дана оценка эффективности предложенных мероприятий.
Информационную базу исследования составили материалы, содержащиеся в научных трудах ученых-экономистов в области антикризисного управления предприятием, смежных научных областей, а также данные бухгалтерской отчетности предприятия.
В работе использованы методы системного подхода, методы статистического, экономического и финансового анализа, методы количественного и структурного анализа.
Практическая значимость работы заключается в разработке предложений, которые могут быть использованы для совершенствования сбытовой деятельности предприятия АО «Электросоединитель».
Сбытовая деятельность предприятия - комплекс мероприятий по реализации произведенной или приобретенной продукции с целью получения коммерческой выгоды. Наиболее активная роль в отношениях сбыта принадлежит фирме-производителю, которая при выборе системы сбыта в первую очередь учитывает фактор риска товародвижения, а также оценивает издержки на сбыт и прибыль.
Распределительная логистика сочетает в себе рационализацию процессов физического перемещения материальных ресурсов в форме готовой продукции к потребителю и сопутствующих операций логистического сервиса. Возможности выбора рационального канала распределения и, следовательно, оптимизации всего логистического процесса возрастают прямо пропорционально числу имеющихся вариантов, во многом определяемых количеством рыночных посредников.
Оценка эффективности сбытовой деятельности - одно из направлений системного анализа, которое динамично развивается и вошло в современную практику управления развитием бизнеса. При оценке эффективности сбытовой деятельности предприятия используется ряд показателей, к основным из которых относятся обслуживание продукции длительного пользования; фактическое и нормативное время удовлетворения претензий потребителей к продукции; продолжительность цикла заказа; финансовые показатели расходов и доходов, относящихся к сбыту, в общей структуре финансового состояния предприятия (производства).
Основная деятельность АО «Электросоединитель» - производство герметичных электрических соединителей для комплектации приборостроительной, машиностроительной, авиационной, космической и морской техники, а также для предприятий атомной и нефтегазовой промышленности, геофизических организаций. Предприятие имеет линейнофункциональную структуру управления. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия свидетельствует о снижении эффективности его производственно-хозяйственной деятельности.
Анализ баланса предприятия показал рост стоимости имущества предприятия за счет роста стоимости как внеоборотных активов, так и оборотных активов. Положительной динамикой в 2018 году можно считать рост денежных средств. Отрицательной динамикой считается рост запасов на фоне снижения выручки предприятия и дебиторской задолженности, что говорит о затоваривании склада и снижении эффективности работы с дебиторами предприятия. В активе баланса преобладают оборотные активы над внеоборотными, что положительно характеризуют баланс предприятия. В источниках формирования капитала предприятия преобладает заемный капитал, что расценивается отрицательно, так как это повышает уровень финансового риска и снижает финансовую устойчивость АО «Электросоединитель».
Во всем периоде не выполняется первое условие абсолютной ликвидности, что свидетельствует о том, что у предприятия недостаточно денежных средств для покрытия наиболее срочных обязательств. Анализ относительных показателей ликвидности выявил тенденцию их роста, что является благоприятным признаком. В анализируемом периоде предприятие характеризуется неустойчивым финансовым состоянием, т.е. денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают кредиторскую задолженность. Кроме того, в течении анализируемого периода на предприятии вероятность банкротства высокая.
В целом объемы деятельности предприятия снижаются, растут объемы дебиторской задолженности, незавершенного производства по причине недостаточно привлечения оборотного капитала и невозможности своевременного получения оплаты за произведенную продукцию, поэтому необходимо позаботится об увеличении оборотного капитала и привлечении заемных средств.
Крупнейшими покупателями продукции предприятия являются Корпорация «Энергия», ГК «ЦСКБ-Прогресс», ООО «Концерн «Созвездие», «Российский Федеральный ядерный центр», ОАО «НПК «Элара», а также ОАО «НПК «Иркут». Неравномерность развития товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота. В анализируемом периоде наибольшую долю в объеме реализации занимает реализация серийных соединителей.
В ходе исследования было выявлено, что АО «Электросоединитель» в целях расширения сбытовой деятельности выход на гражданский рынок. Однако, руководство видит в этом проблему, заключающуюся в процессе сбыта продукции в оптовых масштабах. В связи с этим рекомендуется создать партнерскую сеть дистрибьюторов с целью повышения эффективности сбытовой деятельности.
Была разработана эффективная программа формирования партнерской сети, которая представлена основными критериями и блоками. Главной целью является формирование партнерской сети на рынке России. Целью первого уровня является принятие решения о необходимости реализации проекта.
Следующим направлением партнерской сети на рынке является разработка кодекса корпоративной этики. В рамках данного направления, эксперт по стратегическому развитию анализирует кодексы корпоративной этики других компаний. Заключительным направлением является разработка мотивационного письма для внутреннего пользования.
В целом внедрение партнерской сети позволит повысить эффективность деятельности организации, а сотрудники будут информированы о том, каким образом качественно осуществлять свою деятельность и работать с клиентами. Внедрение разработанного проекта будет эффективным, так как реализация данного проекта имеет следующие интегральные показатели экономической эффективности:
- чистый доход (ЧД) - 1353,8 тыс. руб.;
- чистый дисконтированный доход (ЧДД) - 1113,01 тыс. руб.;
- индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДДИ) - 2,45 руб./руб.;
- внутренняя норма доходности (ВНД) - 0,54 руб./кв./руб.;
- срок окупаемости инвестиций (СО) - 1,45 кв.;
- дисконтированный срок окупаемости инвестиций (СОД) - 1,55 кв.
Следующим направлением по совершенствованию эффективности
организации сбытовой деятельности АО «Электросоединитель» было предложение совершенствование аудита управления запасами. Служба внутреннего аудита должна быть создана на предприятии АО «Электросоединитель» не только с целью правильного и своевременного документального отражения операций по поступлению, заготовке, перемещению и расходах производственных запасов, эффективности контроля за расходами производственных запасов, правильностью проведения систематической переоценки материалов и отражения в бухгалтерском учете, сохранением ценностей и исключения ошибок с учета производственных запасов, рационального составления и оформления первичных документов, но и с целью обеспечения эффективности деятельности аппарата управления по защите законных имущественных интересов предприятия, совершенствование системы бухгалтерского учета и содействие повышению эффективности работы, укрепление его финансового состояния. В результате внедрения мероприятия снизится объем запасов на 37984 тыс. руб., а оборачиваемость запасов в днях снизится до 377,76 дней.
Распределительная логистика сочетает в себе рационализацию процессов физического перемещения материальных ресурсов в форме готовой продукции к потребителю и сопутствующих операций логистического сервиса. Возможности выбора рационального канала распределения и, следовательно, оптимизации всего логистического процесса возрастают прямо пропорционально числу имеющихся вариантов, во многом определяемых количеством рыночных посредников.
Оценка эффективности сбытовой деятельности - одно из направлений системного анализа, которое динамично развивается и вошло в современную практику управления развитием бизнеса. При оценке эффективности сбытовой деятельности предприятия используется ряд показателей, к основным из которых относятся обслуживание продукции длительного пользования; фактическое и нормативное время удовлетворения претензий потребителей к продукции; продолжительность цикла заказа; финансовые показатели расходов и доходов, относящихся к сбыту, в общей структуре финансового состояния предприятия (производства).
Основная деятельность АО «Электросоединитель» - производство герметичных электрических соединителей для комплектации приборостроительной, машиностроительной, авиационной, космической и морской техники, а также для предприятий атомной и нефтегазовой промышленности, геофизических организаций. Предприятие имеет линейнофункциональную структуру управления. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия свидетельствует о снижении эффективности его производственно-хозяйственной деятельности.
Анализ баланса предприятия показал рост стоимости имущества предприятия за счет роста стоимости как внеоборотных активов, так и оборотных активов. Положительной динамикой в 2018 году можно считать рост денежных средств. Отрицательной динамикой считается рост запасов на фоне снижения выручки предприятия и дебиторской задолженности, что говорит о затоваривании склада и снижении эффективности работы с дебиторами предприятия. В активе баланса преобладают оборотные активы над внеоборотными, что положительно характеризуют баланс предприятия. В источниках формирования капитала предприятия преобладает заемный капитал, что расценивается отрицательно, так как это повышает уровень финансового риска и снижает финансовую устойчивость АО «Электросоединитель».
Во всем периоде не выполняется первое условие абсолютной ликвидности, что свидетельствует о том, что у предприятия недостаточно денежных средств для покрытия наиболее срочных обязательств. Анализ относительных показателей ликвидности выявил тенденцию их роста, что является благоприятным признаком. В анализируемом периоде предприятие характеризуется неустойчивым финансовым состоянием, т.е. денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают кредиторскую задолженность. Кроме того, в течении анализируемого периода на предприятии вероятность банкротства высокая.
В целом объемы деятельности предприятия снижаются, растут объемы дебиторской задолженности, незавершенного производства по причине недостаточно привлечения оборотного капитала и невозможности своевременного получения оплаты за произведенную продукцию, поэтому необходимо позаботится об увеличении оборотного капитала и привлечении заемных средств.
Крупнейшими покупателями продукции предприятия являются Корпорация «Энергия», ГК «ЦСКБ-Прогресс», ООО «Концерн «Созвездие», «Российский Федеральный ядерный центр», ОАО «НПК «Элара», а также ОАО «НПК «Иркут». Неравномерность развития товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота. В анализируемом периоде наибольшую долю в объеме реализации занимает реализация серийных соединителей.
В ходе исследования было выявлено, что АО «Электросоединитель» в целях расширения сбытовой деятельности выход на гражданский рынок. Однако, руководство видит в этом проблему, заключающуюся в процессе сбыта продукции в оптовых масштабах. В связи с этим рекомендуется создать партнерскую сеть дистрибьюторов с целью повышения эффективности сбытовой деятельности.
Была разработана эффективная программа формирования партнерской сети, которая представлена основными критериями и блоками. Главной целью является формирование партнерской сети на рынке России. Целью первого уровня является принятие решения о необходимости реализации проекта.
Следующим направлением партнерской сети на рынке является разработка кодекса корпоративной этики. В рамках данного направления, эксперт по стратегическому развитию анализирует кодексы корпоративной этики других компаний. Заключительным направлением является разработка мотивационного письма для внутреннего пользования.
В целом внедрение партнерской сети позволит повысить эффективность деятельности организации, а сотрудники будут информированы о том, каким образом качественно осуществлять свою деятельность и работать с клиентами. Внедрение разработанного проекта будет эффективным, так как реализация данного проекта имеет следующие интегральные показатели экономической эффективности:
- чистый доход (ЧД) - 1353,8 тыс. руб.;
- чистый дисконтированный доход (ЧДД) - 1113,01 тыс. руб.;
- индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДДИ) - 2,45 руб./руб.;
- внутренняя норма доходности (ВНД) - 0,54 руб./кв./руб.;
- срок окупаемости инвестиций (СО) - 1,45 кв.;
- дисконтированный срок окупаемости инвестиций (СОД) - 1,55 кв.
Следующим направлением по совершенствованию эффективности
организации сбытовой деятельности АО «Электросоединитель» было предложение совершенствование аудита управления запасами. Служба внутреннего аудита должна быть создана на предприятии АО «Электросоединитель» не только с целью правильного и своевременного документального отражения операций по поступлению, заготовке, перемещению и расходах производственных запасов, эффективности контроля за расходами производственных запасов, правильностью проведения систематической переоценки материалов и отражения в бухгалтерском учете, сохранением ценностей и исключения ошибок с учета производственных запасов, рационального составления и оформления первичных документов, но и с целью обеспечения эффективности деятельности аппарата управления по защите законных имущественных интересов предприятия, совершенствование системы бухгалтерского учета и содействие повышению эффективности работы, укрепление его финансового состояния. В результате внедрения мероприятия снизится объем запасов на 37984 тыс. руб., а оборачиваемость запасов в днях снизится до 377,76 дней.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ АО «ЭЛЕКТРОСОЕДИНИТЕЛЬ»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



