Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №40209

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 7
§ 1. Информационная культура в системе школьного образования 7
§ 2. Информационные технологии на уроках русского языка для
формирования информационной культуры 15
§ 3. Официально-деловые тексты как один из источников получения
информации 21
§4. Педагогический потенциал официально-деловых текстов 32
§5. Взаимодействие официально-делового стиля с информационными
технологиями и культурой 41
Выводы 52
ГЛАВА II. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВЫХ ТЕКСТОВ В УЧЕБНО ПРАКТИКЕ (АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА) 50
§ 1. Описание диагностического эксперимента 50
§ 2. Результаты диагностического эксперимента 52
§ 3. План формирования информационной культуры на уроках
русского языка 61
Выводы 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 112


Актуальность выбранной темы обусловлена требованием основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы — приблизить школьное образование к жизни — обучение учащихся деловой речи приобретает особое значение. Знания о способах ведения деловых переговоров, бесед, совещаний, разговоров, о составлении текстов делового характера, о правилах поведения в официальной обстановке, умение точно, лаконично и корректно выразить собственные мысли, умение воздействовать на слушателей — все это во многом определяет не только и речевое развитие, но и профессиональный статус личности.
Подтверждением вышесказанного могут служить новые требования социума к российской системе образования, согласно которым школа, в широком смысле слова, должна являться значимым фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны».
Несмотря на программные требования развивать речь учащихся, на настоящий момент сложно не увидеть снижения культуры речи в обществе (в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении). Ни для кого не секрет, что нормы литературного языка расшатываются, речь носителей засорена терминами и словесными оборотами иностранного происхождения,
профессиональным сленгом, жаргоном. «Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач. Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи».
В связи со сказанным особое место в исследовании должен занять анализ того, как школьная практика и методическая теория способствуют сохранению статуса литературного языка как образцового в сфере официально-делового общения.
Цель работы: выявить педагогические условия развития информационной культуры учащихся 6 классов на уроках русского языка.
Гипотеза: обучение учащегося 6 класса стилистике деловой речи будет
в большей степени отвечать требованиям программы, если:
1. базируется на дидактических закономерностях овладения родной речью;
2. согласуется с принципами речевого развития учащихся;
3. реализуется при применении специально отобранного
дидактического материала, построенного в системе усложняющихся упражнений
4. основывается на мониторинге знаний.
Задачи работы:
1. Исследовать закономерности овладения родной речью учащихся 6 классов;
2. Проанализировать принципы речевого развития детей и их сущность;
3. Реализовать отобранный дидактический материал и упражнения;
4. Рассмотреть основания стабильного и планомерного мониторинга.
Объект исследования: информационная культура учащихся школьного возраста.
Предмет исследования: деловые тексты и их методический потенциал.
Методы исследования определялись характером поставленных задач: анализ фундаментальной лингвистической, методической, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; наблюдение за обучающим процессом стилистики деловой речи на уроках русского языка в 6 классах, анализ устной и письменной речи школьников; реализация констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов; статистический анализ результатов эксперимента с помощью компьютерной программы «Педстатистика» (по Е.В. Архиповой) и их методическая интерпретация.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) аргументирована необходимость целенаправленного исследования стилистики деловой речи в шестом классе общеобразовательной школы;
2) сформулированы параметры отбора дидактического материала для исследования стилистики деловой речи в шестом классе.
Теоретическая значимость заключается:
1) в обосновании лингвистических, психолого-педагогических и методических основ формирования деловой речи учащихся на уроках русского языка;
2) в определении методических принципов развития навыков деловой речи;
3) в обосновании критериев отбора дидактического материала для работы на уроках русского языка.
Практическое значение исследования заключается в расширении методического потенциала для развития деловой речи учащихся на уроках русского языка.
Обоснованность и достоверность научных положений и выводов исследования определяется, во-первых, опорой на достижения современных наук (лингвистики, психологии, дидактики и методики преподавания русского языка); во-вторых, применением современных методов обучения стилистике деловой речи, адекватных целям и задачам исследования; в- третьих, она доказана положительными результатами обучающего эксперимента, который был проведен самим автором диссертационного исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: «Татарско-русская средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов».
Структура работы: магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, при написании магистерской диссертации были решены поставленные задачи:
1. Исследовать закономерности овладения родной речью учащихся 6 классов;
2. Проанализировать принципы речевого развития детей и их сущность;
3. Реализовать отобранный дидактический материал и упражнения;
4. Рассмотреть основания стабильного и планомерного мониторинга.
Рассмотрение методической литературы, учебников и программ подтвердило, что на сегодняшний день школьная практика не может реализовать в полной мере предусмотренную программу и социальный заказ систематической работы по обучению стилистике деловой речи на уроках русского языка. Между тем, возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся 6 класса вполне позволяют вести эту работу на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне.
Мы пришли к заключению, что целесообразно разрабатывать специальную, научно обоснованную систему обучения стилистике деловой речи, и прежде всего необходимо разрабатывать градуальную систему упражнений, которая позволяет реализовать особые методы и приемы и способствует развитию деловой речи шестиклассников в единстве с совершенствованием таких их компетенций, как языковая, коммуникативная и профессиональная.
Отобранный дидактический материал в совокупности с ведущими методами и приемами обучения и разработанной уровневой системой упражнений позволили повысить уровень речевого развития шестиклассников, развить как их навыки в родной речи, так и навыки в пользовании современными средствами ИКТ.
Данная работа выполнена в рамках коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Предложенный вариант методической системы обучения стилистике деловой речи в шестых классах доказал свою результативность, а выводы, которые были сделаны в результате обучающего эксперимента, обрели статус методических рекомендаций, используемые при формировании аналогичных вариантов обучения стилистике деловой речи и средствам ИКТ в других классах, а также при подготовке студентов в системе среднего и высшего профессионального образования. Данная работа подтвердила важность использования информационных технологий при изучении стилей русского языка.
Результаты магистерской диссертационной работы позволили нам определить некоторые перспективы последующего исследования проблемы, в том числе, анализ вопросов обучения деловому дискурсу, который занимает значимое место в области делового общения, и создание варианта методики обучения коммерческому письму как жанру, обладающего этнокультурной спецификой.



1. Антонов В. П. О стилевых чертах Интернет-стиля // Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов
Международ. науч. конф. / Под общ. ред. Р. С. Сакиевой. - Армавир: АЛУ, 2005. - С. 31.
2. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. - М.: Просвещение, 1990. - 295 с.
3. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: Логикосемантические проблемы / Н.
4. Д. Арутюнова. — 3-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2003. - 383 с.
5. Ахбарова Г.Х. Методика обучения деловому стилю речи учащихся 511 классов татарской школы : диссертация... д-ра пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006. - 413 с.
6. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - Москва:Либроком, 2016. - 576 с.
7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Инстр. Профессионального образования. - М., 1995. - 336 с.
8. Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности. - Калинин, 1975. - 106 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
10. Булаховский Л.А. Курс русского литературного языка. — Т.П. - Киев, 1953. - 360 с.
11. Буренина Н. В. Способы словообразования в компьютерном жаргоне английского и русского языков // Перевод в меняющемся мире: материалы Международной научно-практической конференции, г. Саранск, 19-20 марта 2015 г. / редкол.: Буренина Н. В., Панфилова С. С. и др. - М.:
Издательский центр «Азбуковник», 2015. - C. 72.
12. Валгина, Н. С. Теория текста: учебное пособие / Н. С. Валгина. -
Москва: Логос. 2013. - 368 с.
13. Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. - 1955. - №1. - С. 60-87.
14. Виноградов В.В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры //Вопросы языкознания. - 1961. - №4. - С. 3-20.
15. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.
-М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - 255 с.
16. Возчиков В.А. Введение в медиаобразование: Учебное пособие. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - 64 с.
17. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - Москва:КомКнига, 2014. - 148 с.
18. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Высш. школа, 1988. - 320 с.
19. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. - М.: Люкс, 2010. - 432 с.
20. Давыдова Н.А. Технология формирования содержания образования по информатике в профильных классах общеобразовательных
школ : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Челябинск, 2001. - 239 c
21. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. - М.: Знание, 1978. - 96 с.
22. Добромыслов В.А. Вопросы повышения культуры речи учащихся: Сб. статей. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 196 с.
23. Емельянова, Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе [Текст] / Н. И. Емельянова // Воспитатель. - 2010. - №10. - С. 61-67.
24. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество: Исслед. по семиотике, психолингвистики, поэтике. -М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.
25. Жогова, И. Г. Профессионально ориентированная лексика как способ активизации критического мышления / И. Г. Жогова, Е. В.Кузина. - Барнаул: АГУ, 2014. - 146 с.
26. Залевская, А. А. Понимание текста: психолингвистический подход / А. А. Залевская // Слово. Текст. - Москва: Флинта, 2015. - 544 с.
27. Иванов Л. Ю. Язык в электронных средствах коммуникации. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 840 с.
28. Иванова В.А. Обучение деловому письму // Русская речь. — 1973. - №4.- С. 131-137.
29. Информационная культура современного человека // http://иванов-ам.рф/mformatika_11/mformatika_materialy_zanytii_11_02.html
30. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И. Капинос, Н.Н, Сергеева, МС. Соловейчик. - М.:
Просвещение, 1991. - 192 с.
31. Кирилова Г.И. Подготовка специалиста среднего звена к непрерывной информационной деятельности / Кирилова Г.И. - Казань:
ИСПО РАО, 1999. - 112 с.
32. Кирсанова, М. В., Современное делопроизводство / М. В. Кирсанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. -304 с.
33. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение,
34. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета. - 2002. - №31. - С. 25 - 47.
35. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. - М.: Просвещение, 1992. - 286 с.
36. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
37. Львова С.И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания // Русская словесность. - № 3, 2004. - С. 46-50.
38. Мащенко М.В. Использование контекстного подхода для повышения уровня профильной подготовки при обучении информатике в социально-экономических классах средней школы : Дис. ... канд. пед. наук :
13.00.02 : Нижний Тагил, 2003. - 185 c.
39. Методика развития речи на уроках русского языка; Кн.
для учителя/Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
40. Назаренко, О. Г. Деловой русский язык /О. Г. Назаренко. - Владивосток: Изд-во МГУ им. Г. И. Невельского, 2008. - 149 с.
41. Плещенко Т. П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Стилистика и культура речи. - Минск: НТООО «ТетраСистемс», 2001. - 544 с.
42. Преликова О.С. Обучение стилистике деловой речи на уроках русского языка в профильных классах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 :
Рязань, 2005. -188 с.
43. Роберт И.В., Панюкова С.В.. Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учеб.метод.пособие. - М.: Дрофа, 2007. - 312 с.
44. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д. Э. Розенталь. - М.: Оникс, 2001. - 381 с.
45. Сатторова Х.Х. Методика обучения официально-деловой речи на уроках родного языка в таджикской основной школе : 5-9 классы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Сатторова Хидоят Хайридиновна; [Место защиты: Акад. образования Таджикистана].-
Душанбе, 2013. - 161 с.
46. Солганик ГЯ. Стилистика текста: Учеб. пособие. - М.: Флинта, Наука, 1997. - 256 с.
47. Суханова, О. В. Предложения узуального долженствования с модальными лексемами в современном русском языке / О. В. Суханова. - М.: Наука, 2000. - 485 с.
48. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования //Вестник образования. - 2004. - №14. - С. 3-17.
49. Федосеева М. Ю. Профессионально ориентированный текст
экономической конъюнктуры (на материале английского языка) :автореф. дис
канд. филолог. наук : 10.02.04 / М. Ю. Федосеева. - Москва: МПГУ, 2012. - 28 с.
50. Цараева Л.А. Обучение культуре речи на уроках русского языка в 5-7 классах осетинской школы (На лекс. уровне) : Дис. ... канд. пед. наук :
13.00.02 : Владикавказ, 1998. - 176 с.
51. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях (к постановке проблемы). - М.: Наука, 1977. - 167 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ